Как заключают договора с актерами

Договор на участие в съёмке

Сегодня предлагаю немного поговорить о том, как правильно заключать договор, предусматривающий участие артиста в видео съемке.

Однако я решил посвятить эту заметку не большому комплексному контракту, который заключается, например, при участии актера в съемке полнометражного фильма, а договору, который обычно подписывается при съемках в рекламе, роликах на YouTube, промо роликах и т.п.

Договоры на участие в фильмах составляются кинокомпаниями или продюсерскими центрами. Их делают профессиональные юристы из правовых департаментов, и такие документы часто не ограничиваются просто условиями участия и интеллектуальными правами, но предусматривают еще множество нюансов, как, например, участие артиста в рекламной кампании фильма, мероприятиях, организуемых в поддержку проекта, интервью, шоу и т.п. Вполне возможно, что в будущем мы разберем такой договор и дадим полезные советы артистам при подписании таких договоров.

Но сегодня мы коснемся не таких громоздких документов. А договоров более простых, но не менее важных. Зачастую бывает, что при съемке, например, в рекламе подписывается совсем краткий документ на подобии модельного релиза (кстати, понятие «модельный релиз» в законодательстве РФ не фигурирует). Такие бумаги, обычно, готовят небольшие рекламные агентства или рекламщики-частники самостоятельно. В подобающем большинстве случаев оказывается, что документ этот не несет вообще никакой юридической нагрузки, и вот тогда начинаются проблемы.

Чтобы проблем не было, следует для начала разобраться в природе такого договора. Предметом договора на участие в съемке является оказание артистом услуг по участию в съемке. Таким образом, можно квалифицировать такой договор как договор возмездного оказания услуг. Однако при участии артиста в съемке возникает объект смежных прав и договор обязательно должен регулировать отношения сторон по этому поводу. А следовательно в договор должны быть включены положения, касающиеся интеллектуальных прав, и договор приобретает смешанную природу.

Как и в любом договоре возмездного оказания услуг, в договоре на участие в съемке рекомендуется указывать наименование услуг, срок их оказания, место оказания, порядок оказания. Не запрещается устанавливать для артиста штрафную неустойку за нарушение условий договора. Например, в моей практике было несколько договоров, в которых мы предусматривали штраф за каждый случай опоздания артиста на съемочную площадку.

А теперь поговорим об интеллектуальных правах. При участии актера в видео съемке возникает результат исполнительской деятельности — исполнение. Это не объект авторских прав. Но, согласно ст.1304 ГК РФ, это объект смежных прав. Исключительное право на объект смежных прав принадлежит исполнителю. Однако при заключении договора на участие в съемке целесообразно предусмотреть, что исключительное право на возникшее в результате такой съемки исполнение будет отчуждено заказчику (организатору съемки). Стоит отметить, что исполнитель имеет право на вознаграждение за отчуждение исключительного права на исполнение. Часто такие вознаграждения включают в состав вознаграждения артиста за участие в съемке. Хотя не исключен вариант и с дополнительным вознаграждением – в зависимости от того, как договорятся стороны.

То же касается и звуковой дорожки. При записи звука тоже создается исполнение. Принадлежность исключительного права на исполнение, созданное путем записи звука, тоже следует предусмотреть в договоре.

Таким образом, при заключении договора на участие в съемке следует убедиться, что договор предусматривает моменты, присущие процессу оказания услуг по участию в съемке (включая ответственность), регламентирует принадлежность исключительного права на исполнение, созданное при съемке, и принадлежность исключительного права на исполнение, созданное при записи звука.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Как заключают договора с актерами

Любое учреждение культуры, занимающееся деятельностью в сфере исполнительских видов искусства, привлекает к работе артистов. Чаще всего с этими творческими работниками заключаются трудовые договоры (срочные и бессрочные), но и встречаются договоры гражданско-правового характера – на оказание услуг. Какой именно договор стоит заключить и в чём их различия – вопрос серьёзный, в частности, неправильный договор или отсутствие учёта в нём интересов артиста приводит к нарушению его прав.

Театр, как и любое другое учреждение культуры, не вправе выбирать вид договора на своё усмотрение – необходимо придерживаться определённых законодательством требований и условий, а также учитывать ситуацию, в которой используется труд артиста.

В соответствии с трудовым договором артист обязан получать дополнительные гарантии, в качестве которых выступает социальное страхование, обеспечение оптимальных условий труда, предоставление оплачиваемого отпуска, больничного и дополнительных выплат в случае сверхурочной работы. Кроме того, по трудовому договору артисту оплачиваются командировочные расходы в связи с гастрольным выездом – такие преимущества у артиста, работающего по договору ГПХ отсутствуют.

Поэтому многие учреждения культуры по возможности стараются заключать договоры ГПХ, позволяющие сэкономить не только на уплате социальных отчислений в Фонд социального страхования, но и сократить список предъявляемых артистом требований к театру. Однако такие действия являются нарушением законодательства – в 2013 году Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ внес в Трудовой кодекс РФ статью 19.1, которая обозначила презумпцию трудовых отношений, то есть наделила суды правом признавать гражданско-правовые договоры трудовыми, если возникли сомнения.

Если говорить о договоре ГПХ, то с артистом такой можно без страха и риска заключать в следующих случаях:
– приглашение артиста на конкретную постановку;
– замена приглашённым артистом на конкретное время другого артиста;
– реализация конкретного проекта в рамках финансирования по гранту, субсидии, субвенции по 44-ФЗ и 223 ФЗ;
– работа артиста с негосударственным театром в рамках конкретного проекта.

Что касается трудового договора, то он может заключаться как на определённый срок, так и бессрочно. В случае, если артист уже работает в театре по бессрочному договору, без его добровольного согласия перевести его на срочный договор нельзя – нередки судебные практики, когда работник, чьи права таким волевым решением руководства были нарушены, обращались в суд, который в полном объёме удовлетворял требования истца и восстанавливал прежний бессрочный договор.

При заключении трудового договора с артистом работодатель должен основываться на «Положениях об условиях и оплате труда работников театров», которые являются обязательными вне зависимости от срока договора и организационно-правовой формы учреждения культуры.

Что касается договоров, регламентирующих действия артиста в конкретной постановке, дополнительных соглашений к договорам, письменных разрешений и т.п., в них обязательно должны быть отражены положения 4 части Гражданского кодекса РФ в части прав исполнителя на конкретное произведение. Права артиста в данном случае являются смежными и осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии – членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, артисты не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Среди оснований для запрета будет злостное нарушение прав артиста, а именно: неисполнение условий договора театра, лишение исполнителя права на имя.

Лучше всего в договоре прописать согласие артиста на запись видео-версии спектакля, её прямую трансляцию и оффлайн трансляцию, а также указать, где, когда и в течение какого времени артист должен исполнять свою роль.

В случае, если заключается договор ГПХ, стоит обязательно установить приблизительное количество репетиций, стоимость выездного показа, условия, предоставляемые артисту при выезде (транспортировка, проживание), а также порядок проведения репетиций перед каждым показом спектакля.

Если договор заключается с продюсером или на условиях не фиксированной оплаты за каждый показ спектакля, важно отразить разделение расходов и прибыли, включая премиальные артиста по соглашению.

Стоит помнить, что в случае заключения договора артист должен в любом случае подписать соглашение на обработку персональных данных и дать разрешение на использование его личных фотографий для сайта или информационных материалов, в случае, если таковые предоставляет он, а не делает лично театр.

Театр не имеет права отказать артисту в заключении договора не с ним лично, а с ИП, которым является сам артист, или же с ним как с самозанятым. Однако в случае заключения трудового договора такой заключается исключительно с физическим лицом.

Права и обязанности каждой стороны должны строго соответствовать закону и не ограничивать законные интересы друг друга. Так, в случае если с артистом заключается договор ГПХ, театр обязан предоставить все необходимые материалы для исполнения обязанностей по договору, в числе прочего: грим, костюмы и иной инвентарь.

Особое внимание также стоит уделить и условиям расторжения договора, согласно которым артист не может покинуть спектакль раньше, чем через месяц после заявления о расторжении договора – такое условие невозможно пока прописать в трудовом соглашении, но вполне возможно прописать в договоре ГПХ. Так и в случае, если театр досрочно решает расторгнуть договор, то, в случае если это вызвано не нарушениями условий соглашения артистом, театр обязан возместить все издержки артиста, вызванные прекращением договора.

Таким образом, заключая любой договор, стороны должны учитывать интересы друг друга, а в случае возникновения споров, пытаться их решить без привлечения суда. И, какое бы соглашение не заключалось, оно должно соответствовать действующему законодательству.

Автор – Валерия Маламура. Юрист в области культуры и искусства.

Верховный суд научил составлять договоры с авторами

Кино без сценария

В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.

Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому.

По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны. Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины. Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.

Читайте также  Налогообложение договора между физическими лицами на оказание юридических услуг

Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора.

Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.

Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы. Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».

Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019).

В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода. На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС. Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие.

Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще. ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге. ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения.

ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Предупреждение для продюсеров

Это дело о том, как важно, чтобы договор для киношного проекта писал юрист с опытом в сфере кинематографа, говорит Наталья Гуляева, управляющий партнер, руководитель практики государственного регулирования, интеллектуальной собственности, медиа и технологий Hogan Lovells Hogan Lovells Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × . Эта отрасль специфическая, поэтому обязанности сторон по соглашению и порядок их взаимодействия, включая результат работ/услуг и оплату, надо четко прописывать в документе, отмечает Гуляева.

По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии. Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении. Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера.

«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.

Чтобы избежать аналогичных ситуаций, следует внимательнее подходить к подготовке и структурированию договора, особенно в той его части, которая касается расчетов, в том числе выплат на случай досрочного прекращения соглашения, говорит Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov & Pevzner Semenov & Pevzner Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × . В обсуждаемом документе имелись пункты, обязывающие продюсера выплатить режиссеру вознаграждение даже при отказе от договора. Если бы большую часть такой суммы детализировали как плату за передачу исключительных прав на режиссерский сценарий, последствия могли бы быть иными – более позитивными для продюсера, менее – для режиссера, объясняет Лукьянов.

Андрей Трубицын, юрист КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 8 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29 место По выручке × , считает решение Верховного суда полезным для развития судебной практики по спорам, связанным с разработкой интеллектуальной собственности по смешанным договорам. Чтобы не оказываться в такой ситуации, стороны еще на этапе заключения договора должны определять тип соглашения. Если заказчик рассчитывает на конкретный результат и не готов оплачивать труд исполнителя вне привязки к результату, это необходимо отразить в документе и привязать оплату к получению результата, а не к работе режиссера над проектом, соглашается он.

1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек». Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.

2. В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.

3. Подробно расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:

— Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;

— Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.

Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»

Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов.

Составление и расторжение продюсерского договора

Представители творческих профессий редко воспринимают свою работу как бизнес. Они, как правило, люди тонкой душевной организации, которые полностью поглощены своим дарованием им трудно вникать, в суть вещей обыденных и совсем не возвышенных. Зато специалисты в области продюсирования, напротив, народ крайне приземленный, прагматичный и довольно циничный, без лишних сантиментов стремящийся делать дело, естественно, с выгодой для себя.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет составить договор как продюсеру с артистом, так и наоборот. Звоните в АБ «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург уже сегодня

Как составить договор с продюсером?

Естественно, что договор с продюсером составляется в письменной форме с указанием всех условий, которые согласованы между сторонами. При составлении договора отражаются общие сведения, как и в любом другом договоре, а именно, дата и место заключения, стороны договора, предмет договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, срок действия договора, иные условия.

Поскольку каждый договор содержит в себе свои нюансы и согласованные условия, договор с продюсером не исключение, поэтому при подготовке договора и согласовании условий необходимо обговорить и отразить в данном документе определенные моменты.

Следует отразить конкретные права и обязанности сторон, при этом использовать не только общие фразы; оговорить срок действия договора. Необходимо внимательно изучить условия об ответственности сторон, в частности, исполнителя, т.е., что он должен будет выплатить продюсеру, если, например, не сможет какое-то время выполнять взятые на себя обязательства.

Так как договор с продюсером это юридический документ, то исполнитель не всегда может разобраться во всех нюансах, поэтому лучше обратиться к адвокату за консультацией.

Как юридически правильно выстроить отношения по продюсерскому договору?

Реальность такова, что любой договор должен быть обоюдовыгодным. А потому оценить его перед подписанием нужно совместно с юристом. Помните, что случилось со знаменитым Димой Биланом, после смерти его продюсера Юрия Айзеншписа? Его вдова решила запретить Билану использовать собственное сценическое имя! Она доказывала, что все права принадлежали покойному супругу, а после его смерти ей. Пришлось очень долго разбираться в судах.

Если бы в договоре между продюсером и артистом был соответствующий пункт, то прецедента могло бы не возникнуть вовсе. И ведь уловок может быть сколько угодно. Некоторые продюсеры уверяют, что договор – просто бумажка, формальность, совместное творчество не подвластно этой «рутине», не стоит о ней задумываться. Может быть и так, но только до тех пор, пока продюсера все устраивает, а если возникнет финансовый спор, спор об авторских правах, если артист захочет поработать с кем-то другим – вот тут «формальность» превратиться в полный сил юридический документ; беззаветному восхищению придет конец — в суде нужно будет доказывать правоту сторон.

Бывает, что неопытный работник творческой стези просто забывает забрать свой экземпляр договора, не читает договор при подписании – все это огромные риски и почти наверняка шанс остаться без прав на собственный продукт и без денег за него. Можно оказаться современным «рабом», который должен всё, а ему никто и ничего. Ведь все что видит зритель, что составляет образ успешного артиста: машины, дорогая одежда, охрана, апартаменты, обычно, самому артисту не принадлежат, а использование «для камер» отрабатывается в тройном размере.

Читайте также  Имеет ли право горгаз заставлять заключать договор годового обслуживания

Часто хитрые продюсеры заключают такие продюсерские договоры с певцом или актером, которые лишают поэта или музыканта авторских прав на их произведения. Написал и забудь, так называемые роялти, то есть авторские отчисления (которые и составляют основную денежную массу от реализации продукта) получает продюсер, а не автор. Именно продюсер, по своему усмотрению использует произведение, а автор работает дальше за довольно скромную зарплату. Поверьте, «важных» аргументов у опытного продюсера хватит. Тысячи независимых артистов попадаются на такие уловки и на годы становятся рабами. К сожалению, это так.

ПОЛЕЗНО: вы можете обратиться к нам и по вопросу анализа уже составленного договора, подробнее об этом по ссылке и в видео

Как изменить условия договора с продюсерским центром?

Порядок изменения условия договора с продюсерским центром может быть указан непосредственно в самом договоре.

Если подробно порядок изменения условий в договоре не прописан, тогда для изменения условия договора необходимо заключить дополнительное соглашение к договору, которым изменить конкретный пункт или условие договора. Данный вариант изменений условий возможен только в случае согласия обеих сторон на изменение условий.

Когда одна из сторон не согласна на изменение условий договора, то вторая сторона может обратиться в суд с иском об изменении условия договора. Обращение в суд не гарантирует, что суд встанет на сторону истца, однако, с учетом обстоятельств дела и мотивов обращения в суд с иском, возможно, что судебным решением условие договора может быть изменено.

Как расторгнуть продюсерский договор?

Порядок расторжения продюсерского договора может быть прописан в самом договоре. Даже если порядок расторжения договора не прописан в данном документе, то всегда можно обратиться к общим положениям гражданского законодательства о расторжении договора по соглашению сторон или в судебном порядке.

Продюсерский договор может быть расторгнут и в одностороннем порядке одной из сторон, но такая возможность должна быть предусмотрена в самом договоре. Если договором не предусмотрено право на односторонний отказ от договора, тогда договор может быть расторгнут только по соглашению или в суде. При одностороннем отказе от договора лучше предусмотреть конкретные случаи в договоре, когда та или иная сторона вправе отказаться от договора, тогда маловероятно, что суд признает такой отказ неправомерным. Как правило, при расторжении в таком порядке инициатор расторжения направляет в адрес второй стороны уведомление или отказ от договора.

Расторжение по соглашению сторон не вызывает сложностей, т.е. стороны заключают соглашение о расторжении к заключенному договору, в котором указывают условия расторжения и когда договор считать расторгнутым.

Для расторжения в судебном порядке необходимости соблюсти досудебный порядок, т.е. направить в адрес второй стороны предложение расторгнуть договор. выждать время, по общему правилу это 30 дней, только после этого обратиться в суд с иском о расторжении продюсерского договора.

Помощь адвоката по договорам в Екатеринбурге

Необходимость юридической помощи очевидна. В идеале, конечно, до начала совместной с продюсером работы. Важно помнить и контролировать особенно важные рабочие моменты:

  • договор с артистом на выступление
  • договор на выступление группы
  • концертное соглашение
  • договор с артистом
  • договор на оказание услуг с артистом
  • типовой договор с артистами
  • продюсерский договор с артистом

Все виды договоров должны быть правильно составлены, с учетом интересов обеих сторон, кроме того, правовой анализ договора оказания услуг возможно и при уже составленном соглашении сторонами.

Не должно прослеживаться ущемлений авторских прав, психологического давления, ограничений свобод, должны быть прописаны права на расторжение по желанию одной из сторон, все виды неустоек и штрафных санкций должны быть прописаны также, чтобы они не возникали спонтанно. Людям творческих профессий нужно помнить о собственных интересах, о своем будущем, о своих доходах — ведь именно они «рождают» на свет то, чем восхищаются и за что платят миллионы.

Звоните и наш юрист Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам уже сегодня.

Отзыв нашему юристу по защите авторской песни

Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра

Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.

Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018 годах), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Приступая к созданию фильма, начинающие продюсеры и режиссёры, как правило, думают о том, где взять технику, какие локации выбрать и как договориться о съёмке там, каких актёров позвать, как собрать команду и т. д. Самые сознательные заранее настраиваются на занудный период постпродакшн. Но последнее, о чём думает создатель будущего шедевра мирового кинематографа — защита прав на всё, что будет произведено.

Все знают, что при покупке автомобиля его необходимо регистрировать, простая передача ключей не устроит никого. Не зарегистрировался в правильном виде — машина тебе не принадлежит, ты просто купил железо без права его использовать. Про недвижимость и говорить нечего, тут вообще необходима тотальная проверка, неважно, покупается жильё на вторичном рынке или новострой. И никакое «по дружбе» при покупке автомобиля или квартиры не пройдёт.

Многим кажется, что в кино картина совсем другая. Давайте рассмотрим пример, наиболее часто встречающийся в практике.

Принято решение о съёмке короткометражного фильма. Режиссёром буду я сам, сценарий мне дал Вася (он не против, лишь бы экранизировали. Тем более Вася вроде написал сценарий на основе известной книги), актёры Зоя и Саша снимутся «по дружбе», музыку возьму любую (моё творческое видение таково, что мне очень подходит, ну, например, Майкл Джексон. Точно, Джексон!). Начало съёмок. Погнали. Камера, мотор!

Проблема 1

Полфильма снято, и вдруг актриса Зоя отказывается исполнять режиссёрскую задумку. Конечно, мы всё заранее обговаривали, но вот сейчас у неё иной взгляд на роль. Предположим, я решил проблему, пойдя на поводу у Зои, хотя фильм должен был быть другим.

По завершению съёмочного периода я нашёл немного денег на постродакшн, тут ко мне подходит Саша и говорит, что хотел бы получить за свою актёрскую работу хоть что-то (у него кончились деньги, заболела бабушка, короче — изменились обстоятельства). В противном случае он грозит мне запретить использовать его изображение в фильме. Я в панике! Фильм снят, деньги потрачены, иду к юристу и узнаю, что «Саша может» (то есть имеет право на запрет своего изображения, так как никаких документов он не подписывал). Я злюсь и отдаю деньги Саше уже под договор. Постпродакшн теперь будет попроще, но куда деваться. Ничего, сценарий и музыка всё вытянут…

Проблема 2

Кажется, все проблемы решены. Отправляю фильм на фестивали и даже получаю первый денежный приз. Ура!

Но не тут-то было. Объявляется сценарист Вася и просит денег за сценарий. И снова никакие «мы же с тобой договаривались» не действуют. Запах даже самых маленьких денег действует волшебно. Или, объявившись, Вася сообщает, что я полностью извратил его великую идею и превратил фильм в. сами знаете что. Кроме денег, он требует снять его имя с титров.

Снова оплачиваю консультацию кровопийцы-юриста, и узнаю, что злобный сценарист может не только запретить фильм к показу, так ещё и компенсацию на меня навесить (а там фигурирует цифра в несколько миллионов рублей).

Проблема 3

Вот теперь я, наконец, разобрался со всеми проблемами и мой проект уже почти на международных фестивалях. «Почти» — так как у меня адские проблемы с музыкой. Той самой музыкой, на которой я построил весь фильм и без которой фильм не фильм. Мало того, что я вынужден был плясать под дудку какой-то актрисульки, платить последние деньги другому актёришке-вымогателю, так ещё и музыки меня лишают. Юрист объясняет, что формально музыку я украл. Объясняю, что честно купил её в iTunes за 35 рублей, даже чек электронный сохранил. Но юрист бормочет про какие-то виды использования…

И вот, лишённый моей драгоценной музыки фильм всё-таки показывают на международном кинофестивале. Со мной связывается вежливый человек, я в радостном ожидании, что мой короткий метр сейчас купят и включат в альманах, но… Человек оказывается представителем автора романа, на основе которого создан сначала сценарий, а потом и мой фильм. Я отсылаю представителя к сценаристу Васе, но с ужасом узнаю, что отвечать придётся мне, так как Вася легко и просто открестился от этого сценария и от меня.

Понятно, что приведённый пример — квинтэссенция всевозможных злоключений создателей фильма, которые встречались нам на практике. Но поверьте, всё вышеописанное происходит постоянно. Почему? К сожалению, к врачам и юристам обращаются уже после того, как проблемы возникли. Вложить деньги в технику, актёров, персонал кажется логичным и необходимым, а выделение бюджета на хотя бы одну консультацию, где вас сразу предупредят, что нужно сделать, а чего делать нельзя — пока относится к разряду «деньги на ветер».

Поскольку наш цикл посвящён устранению правового нигилизма среди кинематографистов, выделим главное.

Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом

Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Читайте также  Договор по текущему ремонту

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

  • работать с исполнителем без договора;
  • заключать типовой договор об оказании услуг или на выполнение работ.

Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

Иллюстратор создал серию картинок. Предприниматель хочет разместить эти картинки на одежде своего производства. Он договаривается с иллюстратором о том, как и где будет использовать картинки. Например, выпустит 300 футболок с иллюстрацией автора. Все условия они описывают в лицензионном договоре. Если речь шла только о печати картинок на футболках, компания не может напечатать их на сумках или повесить на стенах в магазине.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Пример акта приема-передачи от автора иллюстраций заказчику

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Это один из пунктов о передаче исключительных прав в договоре для авторов Тинькофф Бизнеса. Банк получает исключительное право на статьи в день подписания акта

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: