Трудовой договор с пилотом воздушного судна

Трудовой договор с пилотом воздушного судна

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
С РАБОТНИКОМ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА

(название места заключения договора)

1. Стороны договора

(наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя)

расположенное по адресу

(наименование регистрирующего органа, дата, номер решения о регистрации)

в лице генерального директора

(ф.и.о., заполняется только организациями)

именуемое в в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и

именуемый в дальнейшем «Работник», заключили договор о нижеследующем.

2. Предмет договора

принимается на работу

(место работы с указанием структурного подразделения)

по должности, специальности, профессии

(полное наименование должности, специальности, профессии)

(указание квалификации в соответствии со штатным расписанием организации; квалификация должна соответствовать установленным в гражданской авиации квалификационным требованиям)

конкретная трудовая функция

после прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (персонал (командир корабля, второй пилот, бортовой инженер, бортовой оператор, бортовой проводник), обязан иметь сертификат, подтверждающий уровень квалификации по правилам перевозки опасных грузов); после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

2.2. Договор является:

договором по основной работе;

договором по совместительству

3. Срок договора

3.1. Настоящий договор заключен на:

(указать срок его действия и обстоятельство (причину), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора, или указать, что договор на определенный срок заключен по соглашению сторон в соответствии с ч.2 ст.59 ТК РФ)

3.2. Работник обязуется приступить к исполнению обязанностей, предусмотренных в п.1.1, параграфе

4 настоящего договора

(указать дату начала работы)

3.3. Настоящим договором устанавливается испытательный срок

(продолжительность испытательного срока, но не более 3 месяцев)

4. Права и обязанности Работника

4.1. Работник имеет право на:

4.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

4.1.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

4.1.3. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

4.1.4. Защиту персональных данных.

4.1.5. Продолжительность рабочего времени в соответствии с действующим законодательством.

4.1.6. Время отдыха.

4.1.7. Оплату и нормирование труда.

4.1.8. Получение заработной платы и иных сумм, причитающихся Работнику, в установленные сроки (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней — на приостановление работы на весь период до выплаты задержанной суммы с извещением Работодателя в письменной форме, кроме случаев, предусмотренных ст.142 ТК РФ).

4.1.9. Гарантии и компенсации.

4.1.10. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

4.1.11. Охрану труда.

4.1.12. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

4.1.13. Участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

4.1.14. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

4.1.15. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

4.1.16. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

4.1.17. Возмещение вреда, причиненного Работнику в связи с исполнением Работником трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

4.1.18. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4.1.19. Организацию безопасного выполнения полетов.

4.1.20. Соответствие структуры службы условиям безопасного выполнения полетов.

Когда работник не должен возмещать компании траты на его переподготовку при досрочном увольнении?

Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ19-145 от 13 января 2020 г. по спору о взыскании авиакомпанией с ее бывшего пилота расходов на обучение по ученическому договору.

Пилот уволился до истечения срока обязательной работы

9 февраля 2015 г. ОАО «Авиакомпания «Аврора» трудоустроила Дениса Курганского на должность второго пилота воздушного судна Боинг-737. В следующем году работодатель перевел его на аналогичную должность другого типа воздушного судна, заключив с ним ученический договор на обучение по программе переподготовки. Договор обязывал гражданина проработать в авиакомпании не менее пяти лет с даты окончания ввода в строй по специальности. В случае же увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного срока обязательной работы последний должен был возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку.

С апреля по май 2016 г. Денис Курганский находился в служебной командировке в Мадриде, где успешно прошел обучение. Спустя три месяца авиакомпания решила направить работника в служебную командировку в Сиэтл для прохождения тренажерной подготовки на воздушном судне, но пилот подал рапорт на увольнение по собственному желанию и был уволен соответствующим приказом руководителя АО.

Суды разошлись в оценках уважительности причин увольнения

Авиакомпания обратилась в суд с иском к бывшему работнику о возмещении расходов на его обучение и задолженности за неотработанные дни ежегодного отпуска. Совокупный размер исковых требований превысил 1,6 млн руб.

В возражениях Денис Курганский ссылался на то, что он был вынужден уволиться по уважительной причине, так как работодатель после окончания обучения по программе переподготовки не предоставил ему работу по полученной им квалификации.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска в связи с тем, что обучение работника являлось повышением его квалификации из-за вывода из эксплуатации воздушного судна, поэтому работодатель был обязан нести расходы по его обучению. Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания расходов на служебную командировку в Сиэтл, суд исходил из того, что поездка планировалась в период с 18 по 29 октября 2016 г., однако ответчик уже с 6 октября не работал в авиакомпании. Следовательно, представленные в материалы дела платежные документы не свидетельствуют о несении истцом затрат по направлению в эту командировку именно Дениса Курганского. Суд также сделал вывод о том, что положения спорного ученического договора об обязанности работника в случае расторжения трудового договора возместить работодателю все фактические затраты на его обучение противоречили нормам Трудового кодекса.

Однако впоследствии апелляция отменила решение нижестоящего суда, удовлетворив иск авиакомпании в полном объеме. Вторая инстанция сочла, что ответчик должен был проработать не менее пяти лет в авиакомпании, но уволился оттуда без уважительных причин. Соответственно, истец имел право на возмещение понесенных расходов, которые были в достаточной мере обоснованы в суде.

Верховный Суд выявил многочисленные нарушения апелляции

В кассационной жалобе в Верховный Суд Денис Курганский оспорил апелляционное определение как незаконное.

После изучения материалов дела и анализа норм ТК РФ Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отметила, что именно работодатель для собственных нужд определяет необходимость подготовки работников (их профессионального образования и обучения) и предоставления им дополнительного профобразования. В целях профессиональной подготовки работников между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно включаться условие об обязанности последнего проработать у работодателя в течение определенного срока. В противном случае работник возмещает работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

В рассматриваемом деле, подчеркнул ВС, вопрос об уважительности причин увольнения работника до истечения обусловленного сторонами срока следует разрешать в том числе с учетом нормативных положений ч. 3 ст. 80 «Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)» ТК РФ и совокупности установленных по делу обстоятельств. Как пояснил Суд, апелляции следовало выяснить, имелась ли у ответчика реальная возможность для продолжения трудовых отношений с авиакомпанией, то есть какова причина увольнения работника по собственному желанию – уважительная или нет.

Верховный Суд также отметил, что апелляция неверно применила к спорным отношениям нормы трудового законодательства, регулирующие порядок и условия возмещения работником работодателю затрат, связанных с обучением за счет средств последнего, не установив действительные правоотношения сторон. Так, ВС пояснил, что направление работника на обучение в Мадрид авиакомпания оформляла как служебную командировку, и все произведенные в связи с данной командировкой расходы считались командировочными. Соответственно, включение этих расходов в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, противоречит ТК РФ.

«Действующее трудовое законодательство не конкретизирует также состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен», – отмечено в определении.

ВС РФ добавил, что в деле имелись документы (соглашение на обучение авиационного персонала, заключенное между авиакомпанией и иностранной обучающей организацией, и платежное поручение), на которые истец ссылался в качестве доказательства несения расходов на обучение Курганского. Вместе с тем Денис Курганский в своих возражениях на иск указывал, что эти документы имеют противоречивые сведения и не подтверждают, что понесенные обществом расходы касаются именно его обучения. Тем не менее в своем судебном акте апелляция не пояснила, почему она отвергла доводы ответчика, формально сославшись на доказанность понесенных истцом расходов.

В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и отправил спор на новое рассмотрение в суд второй инстанции.

Эксперты поддержали выводы Суда

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Наталья Корнилевская полагает, что в рассматриваемом деле ВС РФ установил ошибочность выводов апелляции, основанных на неправильном применении норм материального и процессуального права. «Суд апелляционной инстанции, в частности, оставил без рассмотрения доводы ответчика об уважительности причин его увольнения – непредоставлении истцом работы по полученной им в ходе переподготовки квалификации, то есть реальной возможности для продолжения трудовых отношений с истцом. Доводы работника о вынужденном характере его увольнения судом проверены не были, что свидетельствует о нарушении требований ст. 56, 67, 196 ГПК РФ», – пояснила эксперт.

Читайте также  Договор купли продажи жилищным сертификатом физическим лицом

Наталья Корнилевская отметила, что анализ судебного акта не позволяет сделать вывод о кардинальном изменении подхода к разрешению споров работодателей с работниками о взыскании средств, затраченных на профессиональную переподготовку. «Скорее его можно отнести к “работе над ошибками” при оформлении договорных отношений в данной области, что поможет работодателям избежать подобных просчетов, а работникам – повысить их правовую грамотность в сфере трудового законодательства», – пояснила адвокат.

По словам эксперта, указание кассационной инстанции на то, что выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, касаются качества и сути судебного разбирательства, направлены на повышение этого качества, что свидетельствует в большей степени о несоблюдении судом второй инстанции требований норм процессуального права.

«Отражение в кассационном определении дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, в виде оценки доказательств с изложением ее результатов в судебном решении, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом, а также необходимость проверки доводов обеих сторон спора», – подытожила Наталья Корнилевская.

Старший юрист АБ «Халимон и партнеры» Игорь Ершов назвал определение примером эталонного судебного разбирательства: «В очередной раз Верховный Суд РФ указал на необходимость ухода от формального применения норм права, которое не означает вынесение законного и обоснованного судебного акта».

По словам эксперта, в рассматриваемом деле ВС остался все же в пределах норм трудового законодательства, не отдав приоритет ни работнику (что, вероятно, следовало бы ожидать), ни работодателю. «Верховный Суд логично обозначил параметры рассмотрения аналогичных споров. Очевидно, что работодатель имеет право на возмещение расходов, понесенных на обучение работника, но это право не является абсолютным, в некоторых случаях это право может быть ограничено или же работодатель даже может быть лишен такого права. Правовой подход судебной коллегии, конечно, не может быть применен ко всем спорам о возмещении расходов на обучение работника, поскольку в рассмотренном деле суд предложил обратить внимание на уважительность причины увольнения работника по собственному желанию. Как правильно заметила гражданская коллегия, судам следовало установить уважительность причины увольнения работника по собственному желанию. Как следствие, в случае уважительности необходимо было установить, была ли возможность продолжения трудовой деятельности», – пояснил Игорь Ершов.

Юрист добавил, что если работник хотел осуществлять деятельность в соответствии с приобретенными в процессе обучения знаниями или же мог продолжать аналогичную трудовую деятельность, занимать аналогичную должность, но был поставлен в условия, когда отсутствовали такие возможности и ему пришлось преждевременно уволиться, не проработав установленный срок, то о возмещении расходов говорить не приходится.

«Справедливо и обратное – если работодатель понес расходы, но работник, получив новые знания, без уважительных причин увольняется, то последний должен понести ответственность. Допустим, если пилот авиакомпании прошел переобучение, научился за счет работодателя летать на новом типе воздушного судна, но запланировал перейти в конкурирующую авиакомпанию и не проработал установленный срок по ученическому договору, должен ли такой работник и в таком случае возместить расходы работодателю? Ответ должен быть утвердительным», – отметил Игорь Ершов.

Трудовой договор с пилотом воздушного судна

ВЗК РФ Статья 52. Понятие авиационного персонала

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 52 Воздушного кодекса РФ

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 150-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 129-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 253-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Членам летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчерам управления воздушным движением запрещается без назначения врача принимать лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера управления воздушным движением, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

3.2. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в случае, если:

1) указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ;

2) указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный периодический медицинский осмотр, а в отношении членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением также в случае, если они не прошли в установленном порядке обязательное медицинское освидетельствование, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

3.3. Лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лица, поступающие на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, принимаемые на работу по трудовому договору на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, граждане, поступающие в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала государственной авиации (далее — военно-учебные заведения), либо обучающиеся в военно-учебных заведениях, проходят военно-врачебную экспертизу в целях определения годности к полетам, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, парашютным прыжкам, летному обучению. Требования к состоянию здоровья указанных лиц и порядок прохождения ими военно-врачебной экспертизы устанавливаются положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Проведение обязательных диагностических исследований в отношении граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, поступающих на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также в отношении лиц из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, при призыве их на военные сборы осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Специалисты авиационного персонала государственной авиации проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в порядке и с периодичностью, которые устанавливаются уполномоченным органом в области обороны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Читайте также  Налоговые риски применения ученических договоров

На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются лица, не прошедшие военно-врачебной экспертизы или не соответствующие требованиям к состоянию здоровья, предъявляемым к лицам, поступающим на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, или принимаемым на работу по трудовому договору на эти должности, или поступающим в военно-учебные заведения. На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Финансирование расходов, связанных с проведением военно-врачебной экспертизы, за исключением проведения обязательных диагностических исследований граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

Должностная инструкция бортпроводника

Должностная инструкция бортпроводника создается для описания его служебных характеристик: полномочий, квалификационных требований и других. Можете воспользоваться инструкцией ниже либо использовать её как пример для составления своей собственной.

Образец должностной инструкции бортпроводника

1. Общий раздел

  1. Бортпроводник нанимается и увольняется приказом руководителя авиакомпании.
  2. На земле бортпроводник подчиняется руководителю отделения кабинных экипажей.
  3. На воздушном судне бортпроводник подчиняется старшему бортпроводнику и членам КВС.
  4. Бортпроводник обязан регулярно проходить врачебно-летную комиссию.
  5. Лицо, претендующее на эту позицию, должно подходить под следующие критерии:
    • среднее законченное образование;
    • знание английского языка в объеме не ниже Intermediate;
    • опыт работы не требуется.
  6. При временном отсутствии бортпроводника (болезнь, переквалификация и пр.) его обязанности на определенный срок переходят к другому бортпроводнику, назначенному руководителем отделения кабинных экипажей.
  7. Бортпроводник обязан разбираться в:
    • законах и нормативах, регулирующих его трудовую деятельность;
    • отраслевых стандартах и внутренних правилах, определяющих поведение на борту воздушного судна;
    • принципах взаимодействия с пассажирами, в том числе по разрешению спорных ситуаций;
    • особенностях конструкций основных воздушных судов компании и размещения в них специализированных помещений;
    • предлагаемых компанией дополнительных услугах для пассажиров;
    • документах, регулирующих деятельность членов КВС;
    • нормативах, определяющих порядок перевозки пассажиров и багажа, в том числе и опасных грузов;
    • основах предполетной подготовки;
    • правилах досмотра пассажиров в границах своей ответственности;
    • документах, используемых при приеме и передаче перевозимых материальных ценностей;
    • схемах размещения пассажиров в салоне;
    • правилах действий экипажа при возникновении ЧС;
    • принципах организации питания пассажиров;
    • приемах оказания неотложной медпомощи;
    • правилах обслуживания пассажиров, летящих разными классами;
    • правилах безопасности, поддержания стандартов чистоты и порядка, соблюдения норм внешнего вида и других, обязательных для служащих компании.
  8. Бортпроводник руководствуется:
    • отраслевыми правилами;
    • действующим актуальным законодательством;
    • положениями компании;
    • сведениями из инструкции.

2. Функции

Бортпроводник отвечает за:

  1. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров в соответствии с правилами компании.
  2. Проведение общего досмотра помещения судна до и после рейса.
  3. Обеспечение сервисного обслуживания членов КВС и пассажиров в соответствии с правилами компании.
  4. Общий контроль состояния спасательного и бытового оборудования, а также информирование руководителя КВС о замеченных проблемах.
  5. Проверку санитарной обстановки до посадки пассажиров.
  6. Помощь пассажирам в их размещении.
  7. Прием и размещение коммерческой загрузки, а также почты, оборудования и прочего груза.
  8. Информирование пассажиров о стандартах, обязательных к соблюдению на борту судна.
  9. Отслеживание соблюдения пассажирами норм поведения на борту судна.
  10. Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами компании.
  11. Взаимодействие с другими членами экипажа по решению рабочих вопросов.
  12. Консультирование пассажиров в границах своей компетенции.
  13. Организацию эвакуации пассажиров при возникновении ЧС.
  14. Соблюдение в своих действиях норм дисциплины, безопасности, внешнего вида и других правил, закрепленных в соответствующих корпоративных документах.

3. Ответственность

Бортпроводник отвечает за:

  1. Неисполнение своих должностных функций, указанных в инструкции и трудовом договоре, — в пределах, которые описаны в разделах трудового законодательства.
  2. Нарушение норм, законов, стандартов компании — в соответствии с правилами компании-работодателя и актуальным законодательством.
  3. Разглашение конфиденциальных сведений — в границах, данных в правилах компании и действующем законодательстве.
  4. Ущерб, который был получен работодателем из-за его действий, — в размерах, обозначенных в соответствующих положениях законодательства.

4. Права

Бортпроводник владеет правами:

  1. Получать от других сотрудников ту информацию, которая нужна для осуществления своей трудовой деятельности.
  2. Предлагать руководству меры, предназначенные для улучшения трудовых процессов.
  3. Требовать от своего руководства поддержания оптимальных условий, нужных для выполнения профильных функций.
  4. Требовать от пассажиров следования правилам нахождения на борту судна.
  5. Получать льготы в соответствии с трудовым законодательством и внутренними стандартами компании-работодателя.

Основы создания должностной инструкции

Из-за того что в законодательстве отсутствуют указания по написанию должностной инструкции, работодатели используют при её создании типовые образцы и профстандарты. Написанные на их основе инструкции имеют типовой или расширенный формат. Стандартный формат включает 4 части:

  • Общий раздел.
  • Должностные функции.
  • Полномочия специалиста.
  • Его ответственность.

Такой вариант вполне достаточен для большинства профессий, особенно не требующих значительной ответственности. Но если инструкцию создают для позиций уровня топ-менеджеров или особо уникальных специалистов, то часто применяется расширенный формат. В нем к базовым частям добавляют:

  • Правила изменения инструкции.
  • Нормативы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила должностных взаимодействий.
  • Условия и особенности труда.
  • Иные аспекты, которые хочет документировать работодатель.

Внимание! При создании инструкции можно применять подходящие профстандарты и разделы квалификационных справочников. Так, основные характеристики профессии бортпроводника содержатся в Выпуске 53 Единого квалификационного справочника (ЕТКС).

Общий раздел

В начальном разделе документируют должностные параметры общего характера: правила замены, принципы кадровых перемещений и другие. Основную роль играют требования к квалификации кандидата на должность: уровень его опыта, образования и владения конкретными навыками. Именно они документируют условия для отбора кандидатов, которые на требуемом уровне справятся с выполнением обязанностей, перечисленных в следующем разделе.

Внимание! Навыки обязаны соответствовать задачам, выполняемым специалистом. Так, при работе бортпроводника на зарубежных рейсах от него в обязательном порядке требуется знание английского или других иностранных языков.

Функции

Эта часть содержит список задач, за решение которых отвечает работник. Он может включать не только профессиональные функции, но и вспомогательные, перечень которых зависит от ряда факторов: численности персонала, специфики профессии и т.д. Также раздел обязательно содержит требования о соблюдении сотрудником стандартов пожарной безопасности, охраны труда и других обязательных правил.

Ответственность

Ответственность сотрудника за его должностные нарушения определяется в судебных и административных разбирательствах, с возможным применением свидетелей, показаний и других инструментов. Это препятствует подробному изложению параметров ответственности в должностной инструкции. Поэтому раздел создается в общем формате и ограничен несколькими параграфами.

Права

Перечень должностных прав специалиста зависит от ряда факторов: кадровой политики нанимателя, значимости должности, отраслевой специфики. Также в этой части упоминаются и льготы, которые предоставляются работодателем. К ним, например, относят право на дополнительное обучение или на компенсацию работодателем некоторых расходов сотрудника.

После написания инструкции её показывают:

  • Юристу — он проверяет документ на соответствие положениям Трудового кодекса и иных законодательных актов.
  • Кадровику — он должен гарантировать соответствие документа внутренним правилам компании-работодателя и отраслевым нормативам.
  • Делопроизводителю — он исследует документ на соблюдение правил оформления деловой документации.

Прием на работу и оформление трудовых отношений с работниками гражданской авиации

Правовая база

О сновными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения работников гражданской авиации, являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (а именно – статьи 328–330 и 413 ТК РФ);
  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 г. № 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации»;
  • Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», введенные в действие приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 (далее – приказ № 50);
  • постановление Министерства труда и социального развития РФ от 05.03.2004 г. № 29 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации» (в ред. приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2007 г. № 261) (далее – приказ № 29).
Читайте также  Трудовой договор тренера преподавателя дюсш

Конечно, существует и много других документов, о которых мы будем упоминать по ходу статьи.

Требования к работникам при приеме на работу

В соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации работников гражданской авиации условно можно разделить на две категории:

  • работников летного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
  • работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся.

Для наглядности приведем обязанности главного штурмана и бортпроводника (см. Пример 1).

Обязанности главного штурмана:

  • организация инспекции деятельности штурманской службы и штурманского обеспечения полетов авиационного предприятия, обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией, обучение руководящего, командно-летного и инструкторского состава авиационного предприятия всем видам применения авиации;
  • проверка уровня штурманской подготовки по самолетовождению командно-летного состава авиационного предприятия;
  • осуществление надзора за состоянием учета, хранения и обеспечения авиационного предприятия топографическими картами и штурманским снаряжением;
  • организация проведения мероприятий по совершенствованию штурманского обеспечения полетов, перелетов и специальных авиационных работ;
  • осуществление надзора за проведением штурманской подготовки к полетам, разборов полетов, анализа полетной документации;
  • осуществление инспекторских проверок служб обеспечения полетов авиационного предприятия по штурманскому направлению;
  • раздача предписаний по устранению вскрытых недостатков, контроль их исполнения;
  • расследование случаев потери экипажем ориентировки и отклонения маршрута воздушного судна от воздушных трасс; анализ этих нарушений и разработка мероприятий по их предотвращению и т.д.

В обязанности бортпроводников входит:

  • знание и выполнение требований Положения о службе бортпроводников, должностной инструкции и нормативных документов в части, его касающейся;
  • контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и эксплуатация его в соответствии с Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
  • взаимодействие членов экипажа при аварийной посадке воздушного судна на воду, на сушу;
  • контроль количества, состояния упаковки и порядок размещения коммерческой загрузки на борту воздушного судна;
  • обеспечение соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременное информирование командира воздушного судна обо всех нарушениях этих правил и др.

Квалификационные требования к кандидатам при приеме на работу установлены в приказе № 29.

Одно из основных требований, предъявляемых к работникам гражданской авиации, – наличие специального образования. Работники летного состава должны иметь высшее или среднее специальное образование (Бугурусланское летное училище ГА, Академия гражданской авиации г. Санкт-Петербурга, Омское летное училище и т.п.). К бортпроводникам не столь жесткие требования. Как правило, работники кабинного состава (бортпроводники) имеют разнопрофильное образование, но предпочтение при поступлении на работу отдается лицам с медицинским образованием, владеющим иностранными языками.

Второе требование – наличие стажа работы. Такого требования нет только к кандидатам на должность:

  • начальника группы перронного.

Потому что они пилоты

Е.К. Петрова При выплате вознаграждений членам летных экипажей бухгалтеры авиакомпаний сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, нужно ли на их заработную плату начислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд? И, во-вторых, можно ли оформлять полеты как командировку и выплачивать суточные? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Не все так просто

Работодатели, использующие труд членов летных экипажей, обязаны платить дополнительные пенсионные взносы. Дополнительный тариф равен 14 процентам. Начисляют его «по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг» (ст. 4 Федерального закона от 27.11.01 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

В теории все просто. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях возникают проблемы. Например, у сотрудника есть квалификационное свидетельство бортпроводника. То есть, его можно считать членом летного экипажа. Однако работает он в организации, не осуществляющей полетов. Или так: у работника нет квалификационного свидетельства, но он трудится в авиакомпании. Причем работа его напрямую связана с полетами – он занимается организацией обслуживания воздушного судна в аэропорту.

Нужно ли начислять дополнительные взносы с зарплаты таких служащих? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, будем исходить из следующего. Взносы в ПФР являются отчислениями на обязательное пенсионное страхование. А любое страхование, будь оно обязательным или добровольным, предполагает выплаты застрахованным лицам при возникновении страхового случая. Получается, что обязанность организации уплачивать дополнительные взносы зависит, прежде всего, от того, получат ли ее работники при выходе на пенсию право на специальную надбавку.

Кому положена надбавка

Посмотрим, кто же имеет право на такую доплату к пенсии. По статье 1 Федерального закона № 155-ФЗ, это работники, которые одновременно соответствуют трем условиям:

1) являются членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

2) имеют определенную выслугу лет;

3) имеют должность, которая входит в список, утвержденный правительством РФ.

Итак, для начала нужно определить, относится ли организация к предприятиям гражданской авиации, использующим труд членов летных экипажей. Эту информацию можно узнать в своем отделении ПФР. Дело в том, что именно Пенсионный фонд ежегодно получает список таких организаций от государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.03.03 № 155).

Выслуга лет и перечень должностей, при работе в которых сотрудники имеют право на доплату к пенсии, указаны в постановлении № 155. При этом важна не профессия, указанная в квалификационном свидетельстве, а именно должность согласно приказа о приеме на работу, в которой сотрудник работает в данное время.

Поэтому, если пилот работает в авиакомпании на должности менеджера, то начислять взносы по дополнительному тарифу не нужно. Ведь такой должности как «менеджер» в постановлении нет.

А вот если тот же пилот занимает должность инспектора по обеспечению полетов, то дополнительные 14 процентов в ПФР придется начислить. И неважно, что фактически организация полеты не осуществляет и пилот работает не по той профессии, которая указана в его квалификационном свидетельстве. Достаточно того, что его работодатель – организация гражданской авиации и его должность есть в списке, утвержденном постановлением № 155.

Нескончаемая командировка

Можно ли оформлять полеты членов летных экипажей как командировки? Это еще один вопрос, мучающий многих бухгалтеров авиакомпаний. Человеку со стороны он может показаться странным. Конечно, можно, – подумает он. Ведь летчик и стюардесса ничем не отличаются от других российских граждан. Ни один нормативный акт не исключает работников летного состава из числа лиц, имеющих право на компенсационные выплаты при командировках. А значит, оформив полет как командировку, организация ничего не нарушает.

Но это не совсем так. Строго говоря, осуществление полета вообще нельзя признать командировкой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к самому понятию «служебная командировка».

Трудовой кодекс называет служебной командировкой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Как видим, существенный признак командировки в том, что работник выполняет некое служебное поручение. Правда, что считать таким поручением, трудовое законодательство умалчивает.

С одной стороны, очевидно, что поручение должно быть напрямую связано с функциями работника, прописанными в трудовом договоре. Ведь работодатель не вправе требовать от сотрудника, чтобы он выполнял работу, не предусмотренную договором (ст. 60 ТК РФ).

С другой стороны, это поручение нельзя полностью отождествлять с трудовой функцией работника. Поручение во время командировки сотрудник выполняет вне места работы. А экипаж самолета даже во время полета находится по месту основной работы. Это место иногда меняется (например, когда работник попадает на борт другого самолета). Но при этом сотрудники продолжают выполнять свою обычную трудовую функцию, прописанную в трудовом договоре, – осуществлять полеты.

Получается, что служебное поручение во время командировки не может состоять исключительно в выполнении своей основной работы. Поэтому признать полеты командировкой на первый взгляд было бы не правильно.

Что не запрещено, то разрешено

Если полет не является командировкой, то экипажу воздушного судна не положена и компенсация на проживание и питание. Однако, по нашему мнению, у организаций есть возможность оплачивать летному составу суточные и «квартирные». Дело в том, что в Трудовом кодексе нет запрета на выплату таких компенсаций. Наоборот, работодателю дана возможность самостоятельно устанавливать порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168 ТК РФ).

В трудовом договоре с членами летного экипажа нужно указать, что их место работы – аэропорт такой-то. А в положение об оплате труда включить пункт, согласно которому вылет в другие города является служебной командировкой. Там же следует указать порядок оформления командировки и нормы компенсации. В этом случае выплата командировочных будет законной. А значит, на их сумму не нужно будет начислять НДФЛ и ЕСН, как и на прочие компенсационные выплаты (п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Правда, налоговики могут с этим не согласиться. Тогда доказывать свою правоту придется в суде.

Опубликовано «Учет Налоги Право» №23

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: