Административное право в условиях рыночной экономики

2.4. Соотношение административного права с другими отраслями правовыми

Выяснение соотношение административного права с другими, смежными правовыми отраслями, играет значительную роль для уточнения его социальной природы и назначения, особенностей содержания, а также определение места в правовой системе.
Административное право, сохраняя своеобразие, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует практически со всеми существующими отраслями права. Характеризуя эту взаимодействие, надо иметь в виду, что оно охватывает своим регулятивным воздействием самые разные сферы государственной и общественной жизни.
Понятно, что государственно-управленческая деятельность находится под прямым влиянием процессов, которые происходят в обществе, и прежде всего, в области экономики. Они неизбежно сказываются на содержании административного права и административно-правового регулирования.
В то же время нельзя игнорировать тот факт, что сокращение государственного сектора (особенно в сфере экономики) за счет приватизации и акционирования различных объектов, повлекло их «выход» из-под прямого управленческого воздействия со стороны субъектов государственного управления. Однако, это не означает отказ от административно-правового регулирования управленческих отношений в целом.
В этих условиях меняется юридический статус структур, которые раньше находились в организационном подчинении многочисленных органов управления отраслевого, межотраслевого, территориального и другого характера. Соответствующим образом меняются формы и методы государственного управления, в частности, возрастает роль региональных регуляторов отношений; усиливается значимость норм-программ, рекомендательных норм, административно-правовых разрешений; «выходит» на приоритетные позиции управленческая деятельность контрольно-надзорного и правоохранительного характера; чаще используются регулирующие возможности административных договоров.
Итак, административное право, изменяя свой смысл, остается в роли одного из самых необходимых в рыночных условиях регуляторов общественных отношений.
Служебная роль административного права в современных условиях определяется также и другими существенными обстоятельствами, вытекающие непосредственно из его природы.
Так, в связи с актуальностью проблемы охраны порядка как непременного элемента правового государства, административное право в отличие от многих других правовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполнительной власти. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований административно-правовых норм влечет за собой введение в действие предупредительных, кончающихся и карательных средств административно-принудительного характера.
Среди них особая роль принадлежит института административной ответственности, а также административному процессу. Важнейшее значение при этом имеет то, что с помощью административной ответственности все в большей степени осуществляется защита не только управленческих общественных отношений, но и многих других, в частности, финансовых, трудовых, природоохранных и др.
Во многих случаях административное право не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора, Так, действующее законодательство применяет нормы административного права для обеспечения надлежащей врегу-льованості налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Ими, например, определяются: порядок взыскания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные основы предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многочисленные аспекты компетенции различных надзорных органов, действующих в рамках предмета других отраслей права (природоохранные инспекции) и т.д.
Изложены особенности административно-правового регулирования во многом обусловлены ассимиляцией действующей правовой системы. Особенно это характерно для так называемых «новых» правовых отраслей типа коммерческого, предпринимательского, банковского права и др. Кроме того, практически в «чистом» виде не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием удельного веса «собственных» норм, то есть которые вполне соответствуют предмету данной отрасли.
Наиболее самостоятельными есть такие правовые отрасли, как гражданское, административное, уголовное, международное, конституционное право. В других случаях заметна взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Так, в земельном или природоохранном праве четко проявляется взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.
Наблюдается «проникновения» административного права в сферу других правовых отраслей. В основе такого явления — фактическое наличие управленческих отношений в предмете той или иной отрасли права. Поэтому даже в гражданском законодательстве есть хоть и небольшая, но определенное количество административно-правовых за своей сущностью норм.
Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти, охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Таким образом, четко проявляется многообразие административно-правового регулирования. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, которые строго ограничены рамками его предмета.
Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно, трудно найти кого-какое специальное вопрос, который можно было бы назвать исключительно административно-правовым, то есть таким, что не затрагивает интересы правовых отраслей. Фактически со всех сторон нас окружают» нормы, прежде всего, административного права. Хотя этот вывод кажется с первого взгляда парадоксальным, однако, он имеет прочное основание. Если, например, в этом плане вести речь о гражданина, то наиболее широкими и разнообразными является его административное право — и дееспособность: рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными и другими службами — на всех этих процессах обязательно сказывается соответствующий регулятивный влияние административного права.
Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регулируются соответствующие общественные отношения, которые не охвачены предметом административного права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционному (государственному) праву. Будучи ведущей отраслью, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления. Следовательно, нормы конституционного права является основой для выработки административно-правовых норм.
Административное право их уточняет и конкретизирует. При этом оно определяет правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих отношений и административно-правовые средства их защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.д.
Административное право тесно соприкасается с гражданским правом, поскольку обе отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако нормы гражданского права регулируют те отношения, в которых стороны равноправны, а нормы административного права — отношения, которые строятся на подчинении одной стороны другой.
Определенные связи также с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы трудового права определяют статус служащих как участников трудового процесса же Нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса.
Административное право тесно связано с финансовым правом. Собственно, финансовое право своим рождением обязан государственном, административном и частично гражданскому праву. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства, в первую очередь, деятельности по аккумулирования и распределения средств, которые составляют национальный доход государства. Для регулирования отношений, которые здесь возникают, используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежных средств в государственных интересах имеет большое значение и специфические особенности. Таким образом, когда речь идет о распределении финансов — это финансовое право; когда об организации работы финансовых органов — это административное право. Административное право регулирует управленческие отношения в области финансов, а финансовое — сами финансовые отношения как особый вид экономических отношений.
Наиболее сложно осуществить разграничение между административным и такими отраслями права, как земельный, природоохранное, сельскохозяйственное, таможенное, предпринимательское. Механизм их соотношение заключается в том, что значительная часть отношений, которые касаются предмета указанных отраслей, регулируется нормами административного права и присущими ему методами.
Пределы норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Читайте также  2 рабочая группа инвалидности размер пенсии 2018

Административное право и регулирование отношений в сфере экономики

Конституция РФ устанавливает ряд гарантий свободы экономической деятельности: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Не допускается эк-кая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Вопросы экономического развития определяют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд других.

Так, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Предмет государственного управления в области экономического развития включает отношения, связанные с защитой конкуренции и антимонопольной деятельностью, которые основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О защите конкуренции». Целями такой деятельности являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Государственное управление в области экономического развития осуществляют Министерство экономического развития Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы и федеральных агентств.

Важнейшей функцией Министерства является осуществление нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия. Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства: предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

Современные задачи науки административного права

Сейчас вся российская наука права находится в состоянии коренной перестройки, пересмотра многих методологических и концептуальных положений, решительного обновления нормативного материала. Особо остро стоит вопрос об объективности науки и адекватной практике освещения реальностей, не взирая на то, какие социально-политические силы находятся у власти. Все большее число руководителей разных уровней приходят к пониманию того, что роль науки нельзя принижать, ибо только она способна дать верные рекомендации по тем или иным проблемным вопросам, исходя из потребностей общества и с учетом различных фактических обстоятельств.

История современной науки административного права в России по существу только начинается. Переход страны от административно-командной системы к рыночной экономике, признание равноправными двух секторов экономики (государственного и негосударственного) и многопартийности в политической сфере стали причинами принципиально новых явлений в жизни граждан, общества и государства, обусловив появление целого ряда новых задач административного права.

Ведущей целью многогранной работы органов исполнительной власти является укрепление российской государственности. Именно это служит основой продолжения реформы, преодоления кризиса, структурной перестройки экономики, создания условий для экономической, политической и социальной стабилизации.

Большая роль в укреплении государственности принадлежит административному праву. Среди других отраслей права оно имеет наибольший удельный вес. Осуществляется огромная по масштабам нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые и изменяются действующие нормативные акты. Главное здесь состоит в том, что резко увеличивается массив изданных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации законодательных актов, которые все больше становятся актами прямого действия, а удельный вес подзаконных актов уменьшается. Поэтому в тех случаях, когда органы исполнительной власти готовят проекты законодательных актов, их задача — выполнять эту работу как можно качественнее. В каждом конкретном случае нужно определять механизм исполнения законов — конкретных исполнителей, формы, методы и сроки их действий, виды ответственности, а также систему контроля и проверки исполнения. Чрезвычайно важны вопросы ресурсного обеспечения законотворчества и правоприменения. Цель — минимизировать необходимость и возможности издания подзаконных актов, дополняющих или уточняющих законы, поскольку это всегда грозит нарушением законности.

При переходе от планового к рыночному хозяйству существенным образом изменяется роль государства в управлении экономикой. Полностью саморегулируемого хозяйственного механизма не бывает. Поэтому государственное управление в современной России распространяется не только на государственный, но и на негосударственный сектор экономики. Так, особо остро встают вопросы регулирования банкротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, ликвидации взаимных и других неплатежей, регулирования рынка ценных бумаг, используемых как государственными, так и негосударственными структурами и гражданами, частичного регулирования цен на определенные виды сырья и товаров, особенно первой необходимости, социальной защиты некоторых слоев населения, установления тарифов во внешнеэкономической деятельности и деятельности субъектов естественных монополий. При этом, определяя задачи административного права в условиях перехода к рыночным отношениям, надо правильно отграничивать нормы этой отрасли права от других смежных отраслей (например, гражданского, трудового, финансового права).

Крайне важно определить сущность и пределы административного, во многом принудительного, регулирования тех новых отношений, которые складываются в негосударственном секторе экономики — речь должна идти не об отказе от государственного регулирования, а об изменении его форм и методов. Хотя основным методом регулирования в хозяйственной деятельности становится метод разноуровневого согласования, это не исключает применения в необходимых пределах и метода обязательных предписаний. Задача административного права — создавать условия для нормального функционирования общества и государства, живущего по законам рыночной экономики. Сердцевиной всей деятельности государственного аппарата становится не жесткое, императивное управление народным хозяйством, а его регулирование посредством различных стимулов, умелый подбор и расстановка кадров в органах исполнительной власти, контроль за должностными лицами.

Читайте также  Снилс где находится в госуслугах

В период перехода России к новой социально-экономической формации и новой политической системе появилось много новых субъектов, ранее не известных административному праву. Среди них — новые общественные организации, акционерные общества, совместные предприятия, коммерческие банки, предприниматели, предприятия-банкроты, казенные предприятия, различные координационные органы, в том числе в рамках СНГ, и многие другие. Естественно, возникла необходимость определить их правовое положение как субъектов права вообще и административного права, в частности.

Пока еще нет федерального закона об исполнительной власти Российской Федерации и ее организации. Поэтому на практике возникает много вопросов, касающихся задач и функций ее органов, пределов их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности, а также соотношения законодательной и исполнительной власти. Очень серьезная проблема — правильное определение места, роли и компетенции министерства в период перехода к рыночным отношениям. Например, хозяйственным министерствам предстоит освободиться от функций директивного управления в отношении рыночных структур и перейти к роли государственных регуляторов, вырабатывающих политику формирования конкурентной среды и соответствующей инфраструктуры на том рынке, который они «курируют». Пока же они работают в основном по-старому, используя по инерции методы и стиль административно-командной системы. Министерства должны отстаивать интересы потребителей и противостоять монопольным объединениям производителей. Приоритетным объектом их управляющего воздействия должен стать потребительский рынок, а не производство. Ими должны применяться главным образом экономические и правовые рычаги, а не «приказы». Новые методы управления все более осуществляются посредством кредитов, налогообложения, сертифицирования товаров (работ, услуг), через политику цен, лицензирование предпринимательской деятельности, недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

По действующему законодательству федеральные органы исполнительной власти при необходимости могут создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц. Назрела необходимость уточнить, где требуются, а где нет потребности в территориальных органах федеральной исполнительной власти, имея в виду упразднение тех из них, которые дублируют деятельность соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Требуется фактически воссоздать систему государственного контроля. Старая система контроля разрушена, а новая не создана. Это — одна из основных причин явления, получившего название правового беспредела. Существует настоятельная необходимость в значительном расширении объема контрольных полномочий в отношении негосударственного сектора экономики, особенно за соблюдением законодательства о труде, где допускается большое количество правонарушений. Об этом можно судить по количеству и характеру писем и жалоб, поступающих на имя Президента и в Правительство, в суды всех уровней, в том числе в Конституционный Суд России.

Жесткий государственный, административный контроль необходим и в сфере производства товаров и услуг для населения, особенно в сфере взимания налогов.

Коренным образом меняется законодательство о государственной службе и государственных служащих. В России пока нет стройной системы государственной службы; еще не получила законодательного закрепления кадровая политика государства; во многих субъектах Федерации отсутствует их законодательство о государственной службе. Среди нормативных правовых актов по вопросам государственной службы сейчас преобладают подзаконные акты. Такое положение нельзя считать нормальным, так как важнейшие положения, например, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности, денежного и пенсионного обеспечения, должны регулироваться законом. Это обеспечивает более прочное правовое положение государственных служащих. Нуждается в научной разработке вопрос о должностном лице — важной государственно-властной фигуре в системе исполнительной власти и в аппаратах управления законодательной и судебной власти.

Административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики

Административно-правовую основу регулирования экономических отношений составляют:

  • • Конституция РФ: ст. 71 (управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы; внешнеэкономические отношения РФ; определение статуса исключительной экономической зоны; официальный статистический и бухгалтерский учет); ст. 72 (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; координация внешнеэкономических связей); ст. 73, по вопросам вне пределов ведения ст. 71 и 72, субъекты РФ в сфере экономических отношений обладают всей полнотой государственной власти; ст. 114 (полномочия Правительства РФ в сфере экономики) и другие статьи, касающиеся становления и развития экономики в стране;
  • • ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» и ФЗ, среди которых большое значение имеют ФЗ от 11.06.2002 г. № 66-ФЗ «О ратификации конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» и ФЗ от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • • по-прежнему актуальным является оперативное правовое регулирование вопросов экономики указами Президента РФ, постановлениями Правительства и нормативно-правовыми актами федеральных министерств. Правовое регулирование организации управления в области экономики недостаточно обеспечено федеральными законами, чем управленческие отношения в социальнокультурной и тем более в административно-политической сфере. Управление экономикой во многих случаях регламентируется указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими подзаконными актами. Основные причины, объясняющие, но не оправдывающие неблагоприятное положение в экономике, — это недостаточно научная обоснованность ее организационно-правовых форм и внутренних связей ФОН В, противоречивость непрерывного процесса административных реформ и их незавершенность, в результате чего создается нестабильность управленческих отношений в сфере государственного управления экономикой.

Федеральными законами должны определяться принципы организации деятельности в отраслях материального производства, а также сферы разграничения их компетенции и характер взаимоотношений между ними. На основе федеральных законов принимаются подзаконные акты, детализирующие эти управленческие отношения, а не наоборот.

Положения о ФОИВ, в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, отнесенных по компетенции, утверждается или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. Положения представляют собой правовые акты управления, регламентирующие правовой статус, внутреннюю организацию системы и структуру конкретного органа исполнительной власти, его полномочия, функции, задачи и организацию деятельности. Полномочия ФОИВ — это делегированные государством соответствующему органу власти виды деятельности, которые они осуществляют от имени государства и в связи с этим наделяются правами по осуществлению этих государственных полномочий.

Разработку и создание эффективных организационноправовых форм федеральных органов исполнительной власти серьезно затрудняет отсутствие стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, отсутствие в должной мере конституционного регулирования самого государственного управления, необходимого для четкого определения системы и структуры организации управления и выявления функций, целей, задач и полномочий субъектов административного права в сфере государственного управления.

Качество управления в сфере экономики зависит, прежде всего, от соответствия системы и структуры методам и формам деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, созданных для реализации объективных функций и задач управления. При этом до создания организационных структур выявляются объективные функции управления в области экономики. А так как функции имеют объективный характер, то и разработка организационных структур для их реализации должна отличаться объективностью в плане адекватного отражения потребностей практики и стабильностью управленческих отношений в этой сфере с учетом преемственности положительного опыта и возможных изменений условий функционирования системы исполнительной власти.

Читайте также  Судебная практика 2018 исков о клевете

Государственное управление в области экономической деятельности осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами. Их компетенция и принципы организации деятельности определяются Конституцией России, ФЗ и другими подзаконными актами.

Текст — » Государство и рыночная экономика Роль государства в рыночной экономике «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государство и рыночная экономика

Роль государства в рыночной экономике

Рынок рассматривается как форма организации совместной экономической деятельности людей, основанная на трех обязательных признаках: частная собственность, добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.

Государство как субъект экономических отношений — это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. Это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность — в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.

Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов. Также государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

Одна из фундаментальных характеристик рынка — конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над соперниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий—главная задача государства в рыночной экономике.

Право перераспределения результатов экономической деятельности — также исключительное право государства. Оно реализуется главным образом через сбор налогов. Только государство и уполномоченные им лица и организации имеют легальное право собирать часть дохода других экономических субъектов в виде налогов и иных сборов.

Возможность определять рамочные условия экономической деятельности и перераспределять результаты деятельности других экономических субъектов позволяет государству осуществлять экономическое регулирование, а также заниматься обычной экономической деятельностью.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, которые разделяются на две части.

1. Административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:

• в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление процедур и норм);

• в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;

• в принятии и выполнении принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и т. д.).

2. Государство выполняет функции экономического субъекта. Это следующие функции:

• воздействие на поведение других экономических субъектов путем регулирования цен, заработной платы, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов, а также путем осуществления денежной эмиссии;

• осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ или извлечения прибыли (управление госсектором, государственным акционерным капиталом);

• перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

Экономические функции государства в основном опираются на его административно-правовую роль, т.е. на его способность издавать законы и иные распоряжения, имеющие обязательную силу для остальных экономических агентов, и в принудительном порядке перераспределять ресурсы путем сбора налогов и последующего осуществления бюджетных расходов. Роль государства в качестве единственного эмитента платежных средств также опирается на политическую волю государства и его способность в административно-правовом порядке пресекать эмиссию иных платежных средств. Таким образом, административно-правовые функции государства в экономике являются первичными по отношению к функциям собственно экономическим.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Это самая обширная и разносторонняя функция государства.

В ходе её выполнения государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства. Для командной экономики характерно преобладание административных (прямых) методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды. Оно лишает предприятие возможности альтернативного использования ресурсов, которое обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене.

В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Эти методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно — кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций. Таким образом, можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения. Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: