Административный штраф на руководителя за несвоевременную сдачу отчетности в 2018

Ответственность директора компании за налоговые правонарушения

Административная ответственность директора организации за налоговые правонарушения

Штрафы, установленные НК РФ за неуплату налогов и неисполнение других налоговых обязательств, налагаются на организацию как налогоплательщика. Должностное лицо организации, занимающее должность ее директора, не может быть оштрафовано по НК РФ, так как не является налогоплательщиком, а выступает в качестве наемного сотрудника.

За допускаемые налоговые нарушения директор организации несет административную ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ. При этом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее директора от административной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Это значит, что за одно и то же налоговое нарушение могут быть одновременно оштрафованы и организация, и ее руководитель. Например, если компания просрочит сдачу налоговой отчетности, ее привлекут к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а ее директора – по ст. 15.5 КоАП РФ.

В настоящее время руководители организаций-налогоплательщиков могут быть оштрафованы по целому ряду составов административных правонарушений в области налогообложения. Отдельно им посвящена глава 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов…». Для большей наглядности представим существующие для директоров компаний штрафы за налоговые правонарушения в виде таблицы.

Административные штрафы для директора

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения

Меры ответственности директора организации

ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров и т.д.

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 рублей

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей

ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 300 до 500 рублей

ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей

ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ

Повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и бухотчетности

Штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей

ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей

ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки

Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей

Материальная ответственность директора за налоговые правонарушения

Директор обязан действовать в интересах возглавляемой им организации добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В противном случае по требованию организации или ее учредителей директор должен возместить убытки, причиненные допущенным нарушением.

В этих случаях директор несет материальную ответственность перед организацией за убытки, причиненные его виновными действиями или бездействием, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

По делу о взыскании убытков организация должна доказать в совокупности следующие обстоятельства:

  • директор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности;
  • наличие причинно-следственной связи между причиненными организации убытками и нарушением обязательств со стороны директора;
  • размер понесенных убытков.

В свою очередь, обязанность по уплате налогов и сборов всегда несет сама организация, а не ее руководство и другие должностные лица. Возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога связано с появлением объекта налогообложения, а не с теми или иными действиями его руководства.

Уплачивая суммы, доначисленные по причине несвоевременно или не в полном объеме уплаченных налогов, организация не восстанавливает свое нарушенное право. Она всего лишь исполняет возложенную на нее законную обязанность. Эта обязанность существует вне зависимости от того, нарушало ли руководство плательщика налоговое законодательство или нет.

Поэтому доначисленная организации налоговая недоимка не является убытками и не может быть взыскана с ее директора (определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 № 307-ЭС18-17204). Иначе возникала бы ситуация, при которой обязанность по уплате налогов перекладывалась бы с налогоплательщика на третьих лиц (директора), что недопустимо.

Вместе с тем законодательство и арбитражные суды допускают возможность взыскания с директоров налоговых санкций в виде пеней и штрафов, доначисляемых организациям-налогоплательщикам.

Такие пени и штрафы, уплачиваемые по вине руководства налогоплательщиков, как раз и являются дополнительными и непредвиденными расходами, которые налогоплательщик вынужден нести в связи с незаконными действиями его директора. Соответственно, налоговые санкции в определенных ситуациях, а именно при неправомерных виновных действиях руководства налогоплательщика, могут рассматриваться в качестве убытков плательщика (письмо Минфина от 22.08.2014 № 03-04-06/42105).

И если незаконные действия руководителя организации по занижению налоговой базы и ненадлежащей уплате обязательных платежей приводят к начислению штрафов и пеней, то данные налоговые санкции могут быть взысканы с директора (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.03.2016 № А78-6413/2013).

Ответственность бухгалтера:

Дисциплинарная ответственность директора за налоговые правонарушения

Если в число должностных обязанностей директора организации входит строгое соблюдение требований законодательства, в том числе и налогового, то совершение налогового правонарушения является достаточным основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Дисциплинарная ответственность – это ответственность директора перед самой организацией (работодателем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей. Данная ответственность заключается в наложении на директора взыскания в виде замечания, выговора или увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Вопрос о привлечении директора к дисциплинарной ответственности за совершенные по его вине налоговые нарушения находится исключительно в компетенции самого работодателя.

При этом дисциплинарное взыскание за совершение налоговых нарушений в любом случае будет признаваться обоснованным, если в трудовом контракте директора закреплена обязанность по соблюдению действующих норм налогового законодательства.

При наложении таких взысканий работодатель должен учитывать ряд ограничений, установленных нормами ТК РФ. В частности, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, не допускается. При этом за каждый дисциплинарный проступок (налоговое правонарушение) может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5 ст. 193 ТК РФ).

Штраф за СЗВ-М: снизить или отменить

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

СЗВ-М — простой отчет. Даже слишком. Наверное, поэтому ему уделяют меньше всего внимания, пропускают ошибки или вообще забывают сдать. Как итог — штрафы, и чем больше штат, тем суммы этих штрафов внушительнее. Не хотите платить обидные штрафы за СЗВ-М — читайте статью.

Вы узнаете

  • Размер штрафов за СЗВ-М
  • Сроки для уменьшения или отмены штрафа
  • Основания для снижения штрафа
  • Основания для отмены штрафа
  • Как сдать СЗВ-М без ошибок

Размер штрафов за СЗВ-М

  • За несдачу, просрочку или ошибки в СЗВ-М накажут:
    • Организацию (ИП) — на 500 руб. за каждого застрахованного в отчете. Этот штраф выносит сам Пенсионный фонд.
    • Директора — на 300-500 руб. Этот штраф назначает суд на основании протокола ПФР об административном правонарушении. На ИП административный штраф не распространяется.
  • За бумажный отчет вместо электронного оштрафуют:
    • на 1000 руб. Электронно нужно сдавать СЗВ-М, в котором более 25 человек.

ИП без работников заключил договор ГПХ в январе. Акт будет подписан в июле. СЗВ-М нужно сдать за 7 месяцев: с января по июль.

Если ИП вспомнит про СЗВ-М только в августе и сдаст их «кучкой» 14 августа, то за 6 просроченных СЗВ-М штраф составит 3 000 руб.

Сроки для уменьшения или отмены штрафа

Штраф не спишут с вашего счета на следующий же день после ошибки или просрочки СЗВ-М. По Закону у вас есть время:

Читайте также  Приказ о доплате до мрот 2018

5 рабочих дней на исправление ошибки

— с даты получения уведомления об устранении ошибок или отрицательного протокола приема СЗВ-М.

Если пришло уведомление об устранении ошибок или частично положительный протокол, подайте дополняющую и (или) отменяющую СЗВ-М. Если пришел отрицательный протокол, подайте заново исходную форму с исправлениями. Исправите ошибку в 5-дневный срок — штрафа не будет. Не уложитесь в срок — ПФР зафиксирует нарушение в акте. Акт составят и в том случае, если просрочили отчет.

Получайте уведомления от ПФР онлайн

15 рабочих дней на подачу письменных возражений в ПФР

— с даты получения акта об обнаружении правонарушения.

ПФР может отменить штраф на основании письменных возражений, если нарушение произошло из-за технических неполадок у самого фонда. Например, вы сдали отчет вовремя, а ПФР принял с опозданием. В остальных случаях за уменьшением или отменой штрафа придется идти в суд.

В письменных возражениях распишите основания для отмены штрафа и приложите подтверждающие документы (например, квитанцию о приеме отчета оператором ЭО). Подать возражения можно почтой (ценным письмом с описью вложения), по ТКС или лично в ПФР.

3 месяца, чтобы обратиться в суд первыми

— с даты получения решения ПФР о привлечении к ответственности.

Если сумма штрафа для вас значительная, обращайтесь в суд первыми. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и не пропустите сроки.

Есть решения судов, в которых штраф удалось снизить в 2 раза (с 556 000 руб. до 278 000 руб.) и даже в 1000 раз (с 478 000 руб. до 500 руб.).

Чтобы оспорить решение ПФР:

  • Составьте исковое заявление о признании недействительным решения ПФР. В заявлении перечислите основания для снижения или отмены штрафа.
  • Уплатите госпошлину 3000 руб. Если суд отменит штраф ПФР или уменьшит его размер, госпошлину вам вернут.
  • Подайте в арбитражный суд по месту нахождения отделения ПФР, которое вынесло решение, исковое заявление с прилагаемыми документами. Иск можно подать по почте, лично или через сайт «Мой арбитр».

До 3 лет, чтобы дождаться обращения в суд ПФР

Вы можете не подавать в суд первыми, а подождать, когда ПФР обратится в суд за взысканием штрафа.

  • По штрафам менее 3000 рублей «ждать» иска ПФР придется 3 года (или когда сумма всех пеней и штрафов превысит 3000 рублей).
  • По более крупным штрафам фонд может пойти в суд уже через 10 календарных дней с даты получения вами требования.

Выбирайте этот вариант, когда готовы расстаться с суммой штрафа, если что-то пойдет не так. Например, вы рискуете пропустить сроки для обжалования штрафа, если вовремя не получите письма из суда. А по штрафам до 3000 рублей, скорее всего, вообще забудете за 3 года, в чем суть нарушения.

Чтобы оспорить штраф, отправьте в суд свои возражения или отзыв на заявление ПФР:

  • Если ПФР подал заявление о выдаче судебного приказа (только при сумме штрафа не более 100 тысяч рублей), направьте возражения — в течение 10 дней с даты получения копии судебного приказа.
    В возражениях не обязательно расписывать основания, достаточно просто написать, что вы возражаете против применения приказа и просите его отменить. Тогда суд отменит приказ и ПФР придется обращаться в суд с заявлением о взыскании.
  • Если ПФР подал заявление о взыскании задолженности (при любой сумме штрафа), направьте в суд отзыв — в срок, указанный в определении суда о принятии к производству иска ПФР. Копию определения суд направит вам почтой.
    В отзыве на исковое заявление ПФР перечислите основания для снижения или отмены штрафа.

Основания для снижения штрафа

Чем больше смягчающих обстоятельств вы перечислите, тем больше вероятность, что суд снизит штраф. На практике суды «засчитывают» следующие аргументы:

  • Впервые просрочили СЗВ-М или допустили ошибку
  • Сдали с опозданием всего на несколько дней (от 1 до 14 — на усмотрение суда)
  • Не нанесли ущерб бюджету

Основания для отмены штрафа

ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:

  • ПФР не отправил уведомление об ошибках

При обнаружении ошибок в СЗВ-М ПФР должен направить уведомление об устранении ошибок в 5-дневный срок (или отрицательный протокол). Если фонд этого не сделал, а сразу составил акт об обнаружении правонарушения, у вас есть все шансы отбиться от штрафа в суде (Постановление 19 ААС по делу № А48-108/2019).

  • Самостоятельно исправили ошибки

Если заметили ошибки в сданных СЗВ-М раньше, чем ПФР, у вас есть право безнаказанно их исправить. В этом случае отменяющую и (или) дополняющую СЗВ-М вы можете сдать и после установленного срока, суд будет на вашей стороне (Постановление АС ПО от 11.12.2017 № Ф06-27663/2017).

Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018. Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета.

  • Просрочили не по своей вине

К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).

  • Технические ошибки на стороне ПФР

Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором. Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и обвинит в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.

Удобная отправка отчетности

Как сдать СЗВ-М без ошибок

У пользователей СБИС «шансы» получить штрафы за ошибки и просрочку СЗВ-М минимальны, потому что сервис:

  • Проверит на ошибки перед отправкой. Причем не только проверит контрольные соотношения внутри отчета, но и устроит «глобальную» сверку с РСВ и СЗВ-СТАЖ. Так вы будете видеть свои ошибки раньше ПФР и у вас будет возможность исправлять их без санкций.
  • Напомнит о сроке сдаче. В бесконечной текучке вполне можно забыть даже этот «стабильный» ежемесячный отчет. Поэтому дополнительная напоминалка не повредит.
  • Моментально отправит отчет и сформирует справку о приеме. Неважно, когда ПФР принял отчет, у вас всегда будет официальное подтверждение даты отправки.

Если вы ведете учет зарплаты в СБИС, то программа автоматически заполнит отчет по занесенным кадровым документам и сведениям из карточек сотрудников. Меньше ручной работы — меньше ошибок.

Штрафы за несдачу отчётности в 2021 году

Из нашей статьи вы узнаете:

Законодательство обязывает организации и ИП отчитываться в контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства. За несвоевременную сдачу отчётных документов компании несут ответственность.

В статье расскажем, какие санкции предусмотрены за основные нарушения в 2021 году.

Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности

За несдачу документов предусмотрены штрафные санкции. Ответственность за непредоставление отчётности регулирует налоговый кодекс и КоАП РФ. Размер санкции зависит от вида несданного в срок документа. Если сдача сведений выпадает на выходные или праздники, то предоставление переносится на ближайший рабочий день.

К организациям могут применить различные санкции. Штраф могут наложить на всю компанию или на должностное лицо. Например, ответственный бухгалтер или директор могут получить административный штраф за непредоставленный вовремя авансовый отчёт. ИФНС вправе приостановить деятельность и заблокировать банковский счёт предприятия.

Несвоевременная сдача отчётности — это грубое нарушение, которое повлечёт за собой наказание. Но существуют условия смягчающие ответственность за совершение налогового преступления. Такие случаи регулирует п. 1 ст. 112 Налогового Кодекса РФ.

Обстоятельства признаются как смягчающие, если:

  • совершены по причине стечения тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • сделаны по принуждению;
  • у физлица, нарушившего закон, тяжёлое материальное положение;
  • суд или ИФНС признал их таковыми.

Если предоставление сведений выпадает на праздники или выходные, то отправление документов переносится на следующий за ними рабочий день. Такой порядок регулирует п. 7 ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, какие штрафы предусмотрены за нарушение налогового законодательства в 2021 году.

Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ

Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.

Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:

  • годовой налог на прибыль;
  • НДС;
  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • единый налог при УСН;
  • ЕСХН;
  • земельный налог;
  • налог на игорный бизнес.

В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб.
Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 200 рублей за каждый несданный документ п. 1 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663

ВАЖНО! Несвоевременная сдача налоговых расчётов не регулируется ст. 119 Налогового Кодекса РФ, оштрафовать организацию по этой статье невозможно.

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штраф за несдачу 4 ФСС

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713

Штрафы за несдачу СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в ПФР

Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей

Регулярные платежи за пользование недрами

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие Федеральное агентство по недропользованию вправе досрочно отозвать лицензию на использование недр п. 8 ст. 20 Закона от 21.02.1992 № 2395-1

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Чтобы сдача налоговой отчётности в госорганы происходила вовремя и без ошибок, рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». С помощью сервиса документы отправляются с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

Какой штраф за несдачу отчетности в налоговую

Штрафы за несданную отчетность в налоговую — суммы в диапазоне от 1000 руб. до 30% сбора или взноса. Санкции зависят от категории налогоплательщика, размера начислений и количества подобных нарушений.

Штрафы за несдачу или несоблюдение сроков сдачи отчетности

Предприятия и предприниматели (ИП) обязаны предоставлять в ИФНС отчетность, за нарушение сроков сдачи или несдачу которой в определенный промежуток времени НК РФ установлены санкции.

За задержку представления налоговой декларации или отчетности по страховым взносам налогоплательщику грозит штраф за каждый месяц пропуска, полный или неполный, в размере 5% налога или взноса, который вовремя не уплачен. Об этом говорится в п. 1 ст. 119 НК РФ. Минимальное наказание составляет 1000 руб., максимальное — 30% неуплаченного сбора или взноса.

Компании, которая не представила другую фискальную отчетность вовремя, грозят следующие санкции:

1. За каждый месяц пропуска сдачи отчетности по НДФЛ штраф составит 1000 руб.

2. Для предприятий, опоздавших отчитаться, размер административного штрафа за несвоевременно сданную декларацию по транспортному налогу за 2019 год, установленный ст. 15.5 КоАП, для руководителя составляет 300–500 руб.

3. Истечение времени, отведенного для предоставления отчетности, грозит штрафом за несдачу в срок единой декларации в 2020 году в размере 1000 руб., этот размер установлен в п. 1 ст. 119 НК РФ.

4. К предприятию, допустившему нарушение, возможно применение дополнительной меры ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по НДС — блокировка расчетного счета. Налоговики примут решение при просрочке, превышающей 10 рабочих дней. Норма установлена п. 2 ст. 76 НК РФ.

За несоблюдение периода представления отчетности допускается привлечение к ответственности должностного лица предприятия — ему грозит предупреждение или санкции материального характера. Если нарушение совершено руководителем государственного или муниципального органа, нотариусом, по ст. 15.6 КоАП РФ штраф на руководителя за несвоевременную сдачу отчетности и непредоставление сведений, необходимых органам для осуществления контрольных функций, составляет от 500 до 1000 руб.

Отказ представить сотрудникам ФНС документы, запрашиваемые при проверке, считается нарушением, о чем говорится в п. 4 ст. 93 НК РФ. Для субъектов предпринимательства штраф за непредоставление документов и информации по требованию налоговой в 2020 году определяется ст. 126, 126.1 и ст. 129.1 НК РФ:

  • 200 руб. за 1 непредставленный документ;
  • 500 руб. за неверный документ (штрафуется налоговый агент);
  • 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений;
  • 20 000 руб. за повторное подобное нарушение.

Примеры расчетов размера штрафа

ООО «Консул» сдало декларацию по НДС за 3 квартал 2020 года, для которой предусмотрен срок подачи до 25.10.2020, позже на 3 дня — 28 октября 2020 года.

Размер платежа по НД составил 900 000 руб., из них перечислено с просрочкой 300 000 руб.

Поскольку просрочка составила 3 дня, наказание за нарушение рассчитывается так: 300 000 × 5% × 1 (месяц пропуска срока) = 15 000 руб.

ИФНС ограничилась бы штрафом за несвоевременное предоставление декларации по НДС в сумме 1000 руб., если бы предприятие вовремя уплатило налог.

Какой срок давности привлечения к ответственности

Налоговики вправе привлекать предприятие к ответственности только в течение 3 лет после нарушения правила представления отчетности.

Момент, с какой даты считать срок давности по штрафам за несвоевременную сдачу отчетности, определяется двумя способами:

  • со времени, следующего за окончанием периода, в котором совершено нарушение;
  • с даты события.

В ст. 46 НК РФ говорится о том, в какой срок выставят штраф после сдачи декларации, если компания не произвела уплату добровольно.

  • не позже 2 месяцев после окончания периода для выполнения требования на уплату вынести решение о взыскании и выставить инкассо;
  • при пропуске момента для бесспорного взыскания обратиться в суд с иском, на подачу которого отводится 6 месяцев.

В 2020 году предельные сроки направления требований об уплате налогов увеличены на 6 месяцев (постановление правительства № 409 от 02.04.2020).

Можно ли снизить размер санкций и как это сделать

Снижение размера суммы штрафа за непредставление отчетности по НДФЛ и другим налогам допускается при смягчающих обстоятельствах, о чем гласит п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ. Потребуется подготовить обращение в ИФНС с указанием причин нарушения.

Аргументы, используемые в качестве смягчающих:

  • уплата налога в срок;
  • нарушение допущено единожды;
  • отсутствие задолженности по уплате других налогов.

Часто налоговые органы уменьшают сумму наказания за срыв периода подачи отчетности, если нарушение произошло первый раз, а компания уплатила долг по акту проверки.

Предприятие вправе подать иск в суд, если налоговые органы откажут в снижении суммы санкций. Для рассмотрения дела потребуется приложить документы, подтверждающие требование истца.

Как уплатить штраф

Предприятие вправе уплатить денежные взыскания самостоятельно или после получения уведомления.

Для этого потребуется:

  • сдать отчетность;
  • уплатить задолженность по налогу;
  • рассчитать и заплатить пени и неустойку;
  • сверить расчеты с налоговой.

Главное — указать правильный номер КБК в платежном поручении для уплаты по реквизитам ФНС

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Административный штраф на руководителя за несвоевременную сдачу отчетности в 2018

КоАП РФ Статья 15.15.6. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15.15.6. КоАП РФ

1. Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

3. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

4. Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

7. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

2. Под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;

не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;

не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

5. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

6. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

1) представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — субъект консолидированной отчетности);

после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: