Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Базовые кафедры компаний в вузах: что это и чем они вам помогут

В условиях быстрого развития технологий регулярно меняется ситуация и на рынке труда. Компании постоянно модернизируют многие процессы и корректируют требования к квалификации специалистов, которых готовы принять на работу. Чтобы вовремя подстраиваться под требования рынка, обеспечивать выпускникам конкурентоспособность и гарантию трудоустройства, вузу необходимо налаживать партнерские отношения с потенциальными работодателями. Именно с этой целью многие университеты открывают у себя базовые кафедры предприятий.

Что такое базовая кафедра?

Базовая кафедра — структурное подразделение университета, созданное совместно с компанией-партнером. В качестве партнеров обычно выступают только лидеры рынка и отрасли — например, «Яндекс», «Газпром», «Лукойл», KPMG, PwC, Сбербанк. Занятия на базовых кафедрах ведут как преподаватели вуза, так и специалисты компаний.

Сотрудники предприятия могут участвовать в разработке образовательных программ и курсов, организовывать практики и стажировки для студентов, заключать договора на целевое обучение, курировать исследовательские и дипломные работы обучающихся. Эта форма сотрудничества между вузами и бизнесом довольно широко распространена за рубежом. Но в России практика создания кафедр работодателей началась не так давно — в 2014 году.

Поступление на базовую кафедру не всегда совпадает с поступлением на 1-го курс бакалавриата или специалитета. Иногда студенты закрепляются за кафедрой при выборе специализации на 2-м или 3-м курсе. Чтобы поступить на кафедру предприятия, зачастую приходится приложить немало усилий: конкурс и проходной балл обычно высокие. Но обучение стоит того, ведь помимо академических знаний выпускники получают навыки, востребованные на рынке, а также возможность трудоустройства в крупную компанию сразу после окончания учебы.

Мы расскажем о базовых кафедрах ведущих компаний в четырех топовых российских вузах из разных областей.

Московский физико-технический институт (Физтех) — один из первых российских университетов, в котором стали открываться базовые кафедры. Вуз ведет подготовку специалистов в области теоретической и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии, компьютерных технологий и других естественных и точных наук. И на каждом факультете университета работают базовые кафедры профильных предприятий. Всего в Физтехе их насчитывается более 120.

Популярные базовые кафедры МФТИ

Кафедра анализа данных — «Яндекс»

Обучение ведется по направлениям: «Прикладная математика и информатика» и «Прикладные математика и физика». Подразделение готовит специалистов в области Data Science. Уже во время обучения студенты могут работать в команде «Яндекса» в рамках стажировки или практики. Обучение доступно только студентам Школы прикладной математики и информатики МФТИ, набор осуществляется на 3-м и 4-м курсах.

Кафедра банковских информационных технологий — «Сбербанк-Технологии»

Кафедра была открыта в 2014 году. Обучение ведется по направлениям магистратуры: «Прикладная математика и информатика» и «Прикладные математика и физика». Сюда принимают студентов МФТИ и других вузов, у которых есть диплом бакалавра или специалиста инженерных и математических специальностей.

Кафедра компьютерной лингвистики и кафедра распознавания изображений и обработки текста — ABBYY

ABBYY — одна из ведущих компаний по разработке программного обеспечения в области искусственного интеллекта. Ее базовые кафедры расположены непосредственно в офисе ABBYY, где ведущие специалисты организации читают для студентов профильные курсы. Помимо лекционных и семинарских занятий молодым людям предоставляется возможность участвовать в рабочих проектах.

Кафедра когнитивных технологий — Cognitive Technologies

Cognitive Technologies — разработчик искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. Студенты кафедры занимаются интеллектуальной обработкой больших данных, исследованием и разработкой математических моделей и методов. Учащимся также предлагается пройти стажировки в IT-проектах компании.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», в основном, занимается подготовкой специалистов для атомной отрасли. В вузе учатся будущие инженеры-практики, инженеры-исследователи, специалисты-управленцы, эксперты-аналитики. МИФИ является базовым вузом госкорпорации «Росатом», и, конечно, у предприятия есть профильная кафедра в вузе. Однако у студентов есть возможность поступить на базовые кафедры и других крупных компаний.

Популярные базовые кафедры МИФИ

Кафедра технологий замкнутого ядерного топливного цикла — госкорпорация «Росатом»

«Росатом» является крупнейшим производителем электроэнергии в России. В сферу деятельности предприятия входит также выпуск оборудования и изотопной продукции для нужд ядерной медицины, проведение научных исследований, производство различной ядерной и неядерной инновационной продукции. Кафедра госкорпорации в МИФИ осуществляет подготовку специалистов для работы над проектом «Прорыв» — новой технологической платформой ядерной энергетики. Студентов приглашают на оплачиваемые стажировки и привлекают к работе в компании.

Кафедра физических проблем материаловедения — госкорпорация «Росатом», НИИ НПО «ЛУЧ»

Образовательная программа кафедры позволяет студентам получить системные знания в области физики, математики, материаловедения и информационных технологий. Выпускники подразделения обычно не испытывают проблем с поиском работы по специальности благодаря качественной подготовке.

Кафедра полупроводниковой квантовой электроники — НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха

НИИ «Полюс» специализируется на разработках в области квантовой электроники. Институт активно сотрудничает с компаниями из Китая, Японии, Южной Кореи, Германии и Франции. В процессе обучения на базовой кафедре студенты проводят научные исследования и практикуются под руководством сотрудников института.

Кафедра финансового менеджмента — PwC

PricewaterhouseCoopers (PwC) — международная сеть компаний, которые предлагают услуги в области консалтинга и аудита. Специалисты PwC читают курсы по профильным дисциплинам и проводят семинары. Старшекурсники могут пройти практику и найти работу не только в PwC, но и в «Росатоме», Федеральной службе по финмониторингу и налоговых инспекциях.

НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики — престижный университет, который готовит экономистов, социологов, управленцев и юристов, а также активно занимается международной научно-исследовательской деятельностью. По количеству базовых кафедр НИУ ВШЭ лидирует среди российских вузов. Мы расскажем о самых востребованных из них.

Популярные базовые кафедры НИУ ВШЭ

Студенты изучают автоматическое индексирование, поиск информации, методы работы с большими данными. Выпускники обладают фундаментальные знания в области математической статистики, дискретной математики и теории вероятности.

Сотрудники Microsoft проводят практические занятия, помогают студентам внедрять свои разработки в компании и занимаются трудоустройством выпускников.

KPMG — одна из крупнейших в мире компаний, оказывающих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Всего в ней работает 189 000 человек. В программы KPMG входит множество тренингов и других занятий, которые помогают развить у студентов деловые навыки и повысить их уровень владения деловым английским языком.

На кафедре преподают практикующие специалисты из сферы аудита и консалтинга. Акцент делается на научно-исследовательской работе. Студентам дают темы для исследовательских работ, подбирают научных руководителей и открывают доступ к необходимому оборудованию и материалам.

Кафедра Ernst & Young (EY)

Компания Ernst & Young оказывает аудиторские и консультационные услуги, а также услуги в области налогообложения и права. Ее базовая кафедра проводит практические тренинги, мастер-классы и семинары по основным направлениям деятельности EY. Можно устроиться на практику или стажировку.

Базовые кафедры KPMG, PwC и EY действуют также в Финансовом университете при Правительстве РФ.

РГУНГ им. Губкина

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина ведет подготовку специалистов для топливно-энергетического комплекса, выполняет научные исследования по всему спектру основных технологий нефтегазового производства и внедряет свои разработки. Студенты РГУНГ могут учиться на кафедрах ведущих компаний нефтяной отрасли: «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть».

Популярные базовые кафедры РГУНГ им. Губкина

Кафедра технологий повышения нефтеизвлечения для объектов с осложненными условиями — «Газпром нефть»

Студенты проходят обучение не только на территории вуза, но и на производстве «Газпрома». Они могут претендовать на специальную стипендию от предприятия. Большинство выпускников кафедры устраиваются в компанию после окончания учебы.

Кафедра моделирования физико-технологических процессов разработки месторождений — «Лукойл-Инжиниринг»

Благодаря фундаментальной подготовке и практикоориентированному образованию выпускники кафедры получают преимущество при трудоустройстве в «Лукойл». Они могут начать с должности инженера, исследователя и даже руководителя подразделения.

Читайте также  По чеку возврат в случае если срезана бирка

Кафедра управления системой снабжения в нефтегазовом комплексе — «Роснефть»

Образовательная программа разработана с учетом современных требований нефтяной отрасли. На кафедре преподают не только специалисты РГУНГ, но и руководители подразделений «Роснефти». Лучшие выпускники получают предложения о трудоустройстве на предприятие.

Кафедра управления зарубежными проектами добычи нефти — «Зарубежнефть»

«Зарубежнефть» — старейшее предприятие российского нефтегазового комплекса с богатым опытом разработки проектов по всему миру: в Алжире, Вьетнаме, Индии, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии, на Кубе. Специалисты предприятия преподают на кафедре. Также студенты могут пройти практику или стажировку. И, конечно, получить работу в компании.

Автор: Полина Лихачева, консультант по карьере портала «Поступи Онлайн».

«Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»

Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями. Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания. О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал п роректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев.

Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев

«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ»

– Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них?

– Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года. Если коротко, то базовая кафедра — возможность максимально использовать инфраструктуру того или иного предприятия, как правило, гиганта отрасли, для более качественной подготовки наших выпускников. В создании подобных площадок наш вуз крайне заинтересован, ведь мы хотим создать оптимальные условия для наших студентов. Отрадно, что меньше чем за три года КГЭУ уже открыл 8 базовых кафедр на 8 ведущих предприятиях Татарстана, среди которых «Татэнерго», «Казэнерго», «Элекон», ООО «СервисМонтажИнтеграция» и так далее.

– Неужели студенты без должного опыта имеют доступ к сложнейшим техническим устройствам?

– Безусловно, но только под присмотром высококвалифицированных специалистов — работников предприятия, где размещена кафедра. Более того, наличие базовой кафедры четко регламентируется законодательством, а между вузом и предприятием предусмотрено два основополагающих документа: первое —заключение двустороннего договора о создании базовой кафедры, второе — подписание положения о базовой кафедре.

Согласно этим документам, каждая базовая кафедра — это структурное подразделение КГЭУ, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на территории предприятия. Студенты же посещают базовые кафедры не когда им захочется, а согласно расписанию занятий, которое согласовывается с предприятием. Поэтому все максимально упорядочено и под контролем специалистов предприятия.

Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.

– Получается, что практика на базовой кафедре делает со временем из рядового студента специалиста, который изнутри знает всю «кухню»?

– Именно! В этом и есть ее сакральный смысл. Наш вуз работает на реальный сектор экономики, и наличие подобных кафедр позволяет потенциальному работодателю приглядеться к будущим сотрудникам, посмотреть, что каждый из себя представляет. К слову, один из основных критериев по которому министерство образования оценивает успешность деятельности вузов — трудоустройство, поэтому мы заинтересованы создать все условия.

Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников. Не бывает образования без науки, как и науки не бывает без образования. Нельзя забывать и о коммерциализации разработок вуза. Например, в США и Европе это очень сильно развито. У нас это направление тоже есть, но его темпы развития пока уступают западным.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАШИ СТУДЕНТЫ СМОГУТ ПОПАСТЬ НА ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАНЫ»

– Ваши цели и задачи ясны, а какая выгода для ваших партнеров?

– Во-первых — снижение сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы, поскольку только что разработанные технологии можно сразу же внедрить и испытать в реальных условиях. Во-вторых — профессиональная адаптация выпускников. Это крайне важный момент, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два, а то и больше. И в-третьих — снижение издержек, связанных с поиском и доучиванием кадров.

– Любой ли из студентов КГЭУ может претендовать на обучение на базовых кафедрах?

В этом вопросе нет каких-либо ограничений, и проявить себя могут даже первокурсники. Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.

– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам?

– Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает. В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов. Это хороший показатель. Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству.

– А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас?

– Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону. Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ.

Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены. Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе. У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.

Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся найти золотую середину в этом вопросе, тогда и предприятия будут активнее идти на контакт, что позволит нашим студентам получать необходимый опыт и практику на лучших предприятиях страны.

«В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес»

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать базовые кафедры, считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра — это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете — в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

Читайте также  Пришел штраф на авто как узнать какого числа было нарушение

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра — это всего лишь вывеска.

— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности — студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы — например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот — поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

В современных постоянно изменяющихся условиях, требующих обновления как материальной, информационной баз предприятий, так и постоянного развития человеческих ресурсов (повышение квалификации, переподготовка работников) [1], повышается роль и значимость профессионального образования, обучения профессиям рабочих.

Конкурентоспособность современного высшего учебного заведения во многом зависит от степени практической направленности проводимых занятий и организуемых практик, от того, насколько активно в учебный процесс вовлекаются специалисты-практики соответствующей сферы деятельности. Сегодня абитуриенты и студенты предъявляют высокие требования к учебным заведениям, ожидая, что по их окончании, они будут хорошо ориентироваться в практических вопросах своего направления и без особого труда смогут найти работу [2].

Выстраивание эффективной системы подготовки выпускников – приоритетная задача для университета. Одним из ключевых элементов этой системы является практико-ориентированное обучение.

С принятием закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и введением понятия «сетевого взаимодействия» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 159 на базе предприятий и организаций в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований создаются так называемые базовые кафедры.

Для вузов главная отдача от базовых кафедр заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.

Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество между предприятием и вузом, тем выше отдача.

Кроме того, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов назвал создание базовых кафедр одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий [3].

Предприятия хотят принимать в свои ряды тех молодых специалистов, которые смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте и приносить пользу. Поэтому задача каждого вуза и базовой кафедры в особенности – готовить специалистов, которые быстро вольются в корпоративную культуру будущего работодателя. При этом высоко оценивается наличие эрудиции в области современных корпоративных информационных систем. Кроме того, обучение на базовых кафедрах позволит получить опыт управления проектами и умение проводить анализ эффективности и результативности принятия решений. Также выполнение выпускных квалификационных работ и научно-исследовательской деятельности применительно к практическим задачам производства позволяет максимально эффективно использовать ресурсы базовых кафедр [4].

Сейчас университеты все чаще проявляют инициативу и начинают контактировать с потенциальными работодателями, организовывают практику для студентов, стараются задумываться о том, кому будут нужны их выпускники после университета.

Однако необходимо отметить, что предприятия для сотрудничества нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто компании, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Реализация образовательных программ на базовых кафедрах, проходит с участием главных специалистов предприятий, которые являются соруководителями выпускных квалификационных работ студентов, производственных практик. При этом базовые кафедры как структурные подразделения вузов повышают эффективность образовательного процесса.

Студенты таких кафедр за время учебы получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Базовая кафедра имеет еще одно серьезное преимущество: она существенно сокращает процесс адаптации молодых специалистов на предприятии – они перестают «бояться производства» и ясно представляют свою будущую профессию.

Приобретение навыков производственной деятельности на базовой кафедре позволяет студентам развить профессиональные компетенции. Это будет способствовать трудоустройству выпускников по специальности, а следовательно, повысит результативность деятельности вуза. Кроме того, университет получает возможность согласовывать основные образовательные программы с потребностями практики и «обкатывать» на базовой кафедре передовые идеи по обновлению и совершенствованию учебного процесса.

Тем не менее, вместе с положительными сторонами процесса создания и функционирования базовых кафедр существует и ряд проблем, о которых нельзя не упомянуть. Это и технологии и результативность процесса обучения на базовых кафедрах, и механизм продвижения инновационных образовательных программ, и отсутствие административного ресурса у университетов для мотивации сотрудников предприятия проводить занятия и руководить практикой / дипломным проектированием, и препятствия, возникающие при заключении договоров возмездного оказания услуг, и сложности в доставке студентов на базовую кафедру в течение учебного дня (значительное расстояние между вузом и предприятием). Кроме того, на предприятиях не всегда есть в наличии современное инновационное оборудование, на котором можно проводить обучение.

Читайте также  Какие документы получает покупатель при покупке дома с земельным участком

В рамках решения указанных проблем 10 августа 2015 г. в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [5] (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)», целью которого является совершенствование правовых условий для расширения разнообразия базовых кафедр. Принятие законопроекта позволит снять излишние административные барьеры при создании базовых кафедр, что в свою очередь позволит обеспечить интенсивную подготовку высококвалифицированных специалистов, адаптированных уже в процессе обучения для эффективной работы на предприятии по полученной специальности; оказывать содействие предприятию в техническом перевооружении, переводе его на инновационный путь развития, в создании конкурентоспособной научно-технической и иной продукции по профилю предприятия; проводить в интересах предприятия научно-исследовательские работы и продвижение уже готовых научных разработок вузов до внедрения их в производство на предприятии (в отрасли). Если законопроект будет принят, обучение на базовых кафедрах будет способствовать тесному взаимодействию между будущим работодателем, студентом и университетом.

В настоящее время можно определить следующие векторы развития базовых кафедр:

1. Адаптация кафедр под конкретные задачи или различные варианты партнерства.

2. Выстраивание партнерских отношений высокотехнологичных предприятий и бизнес-структур и вузов в части создания базовых кафедр.

3. Поиск финансовых механизмов поддержки базовых кафедр как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

4. Поиск механизмов закрепления выпускников базовых кафедр на базовых предприятиях.

5. Разработка методик оценки эффективности деятельности базовых кафедр как в части достижения целей, выдвигаемых со стороны вуза, так и для решения задач бизнес-структур.

Сейчас финансирование работы базовых кафедр идет за счет внебюджетных средств университетов и предприятий. С учетом того, что имеется непосредственная необходимость закупки техники, оборудования, наглядных учебных пособий, это ставит резонный вопрос о софинансировании их деятельности со стороны государства.

Особо важным является вопрос об эффективности работы базовых кафедр. Так, можно предложить следующие показатели эффективности: численность студентов, выполнявших на кафедре научно-исследовательские и дипломные работы; количество выпускников, трудоустроенных на предприятие после окончания цикла обучения; число высококвалифицированных преподавателей от производства, в т.ч. из числа руководящих работников предприятия.

Тем не менее, создание и развитие деятельности базовых кафедр является эффективным инструментом интеграции образовательной, научно-исследовательской и производственной сред, в том числе и за счет привлечения высококвалифицированных специалистов отрасли, которые формируют необходимые профессиональные компетенции выпускников.

Базовые кафедры: обучаемся у потенциальных работодателей

На смену традиционной подготовке выпускников приходят более современные форматы обучения – появляются так называемые базовые кафедры, где студенты могут получать образование в сотрудничестве с компанией-работодателем. Заведующий кафедрой информационных систем и технологий в высокотехнологичном бизнесе Университета ИТМО, президент IT-концерна R-Про Алексей Кораблев рассказывает о плюсах таких кафедр.

– Ваша кафедра, созданная в 2013 году, стала первой базовой магистерской кафедрой при кластере, в состав которого входят несколько десятков организаций. В чем преимущества такого учебного подразделения?

– Обучение ведется согласно рекомендациям компаний, входящих в Кластер высоких технологий и инжиниринга, а значит, процесс выстроен с учетом мнения потенциальных работодателей. Среди них такие известные бренды, как IBM, Dassault Systemes, группа «Транзас», Концерн R-Про и другие. Несмотря на то, что сам кластер существует всего пять лет, большинство его представителей являются серьезными игроками отечественного и мирового рынка Hi-Tech не первый год. Будущие работодатели напрямую влияют на обучение магистрантов. Например, на обеих программах – «Системный анализ и интеллектуальное управление в бизнесе» и «Информационные системы и технологии в высокотехнологичном бизнесе» – в учебную практику входят регулярные визиты наших партнеров. Мы приглашаем экспертов на полдня, чтобы они рассказали о своей работе, вакантных должностях и возможностях для молодых специалистов.

В этом году мы договорились с петербургским «Инженерным клубом», нетворкинговой площадкой для профессионалов в области инжиниринга, о проведении серии мастер-классов с участием IT-директоров лидирующих промышленных компаний. К слову, далеко не все преподаватели кафедры являются членами академического сообщества: помимо профессоров и докторов наук, курсы студентам читают практики – сотрудники компаний кластера.

– Что требуют современные компании от выпускника?

– Компании хотят принимать в свои ряды тех молодых специалистов, которые смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте и приносить пользу предприятию. Поэтому задача каждого вуза и базовой кафедры в особенности – готовить специалистов, которые быстро вольются в корпоративную культуру будущего работодателя. Если говорить о нашей кафедре «Информационные системы и технологии в высокотехнологичном бизнесе», то, во-первых, приветствуется наличие эрудиции в области современных корпоративных информационных систем. Во-вторых, преимущество даст опыт управления проектами и умение проводить анализ эффективности и результативности принятия решений. Наконец, важной является способность вести научно-исследовательскую деятельность применительно к практическим задачам производства. Тенденции таковы, что высокотехнологичный бизнес в немалой степени является наукоемким.

– Какие научные исследования проводятся на кафедре?

– Научную деятельность можно условно поделить на три основных направления.

Первое – разработка концепций smart city. Мы подписали договор о совместных исследованиях в этой сфере с компанией IBM. Подготовили ряд проектов по внедрению технологий «умного города» для Правительства Санкт-Петербурга и представили их на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году. В результате было подписано трехстороннее соглашение между Правительством Санкт-Петербурга, Университетом ИТМО и IBM о реализации этих проектов.

Еще одно направление – исследования в области системного инжиниринга, которые студенты проводят с поставщиками систем автоматизированного управления жизненным циклом продукции.

Третье направление связано с корпоративным менеджментом, организацией бизнес-процессов, управлением рисками. Для реализации приоритетных направлений научных исследований на международном уровне в прошлом году совместно с Университетом Стони-Брук в Нью-Йорке мы создали лабораторию «Управление, системное моделирование и информационные технологии в экономике».

– В чем принципиальное отличие обучения на базовой кафедре?

– Сейчас вузы все чаще проявляют инициативу и начинают контактировать с потенциальными работодателями, организовывают практику для студентов, стараются задумываться о том, кому будут нужны их выпускники после университета. Но все же далеко не всегда эта модель успешна. На базовой магистерской кафедре у студентов больше гарантий, что они закончат вуз и будут обеспечены работой. Действительно, со всеми компаниями кластера заключены договоры о сотрудничестве. Магистранты проходят практику параллельно учебе: все курсовые работы и диссертация делаются исключительно на собранном во время стажировок материале. И ребята тут нацелены на результат. Учиться приходят те, кто твердо намерен работать в сфере высоких технологий и инжиниринга.

– Какие перспективы развития у кафедры?

– К нам поступают предложения о сотрудничестве от компаний, которые не входят в кластер. Среди них – корпорации «Росатом» и «Газпром». Конечно, мы открыты для сотрудничества, ведь это дает больше возможностей нашим настоящим и потенциальным студентам. В этом году мы выпустим первых магистров. Основываясь на результатах их работы, будем судить, нужно ли корректировать нашу образовательную программу. Пока планируем расширить работу с поставщиками современных корпоративных информационных систем и реализовать новые научно-исследовательские проекты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: