Что должна знать медсестра невролога на приеме

Что должна знать медсестра невролога на приеме

А.А. Бельфер, процедурная медсестра неврологического отделения КГБУЗ «Городская больница №7», г. Комсомольск-на-Амуре

«Сестринская помощь в неврологии»

Эпиграф:

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство»

Актуальность программы

О том, что « В здоровом теле – здоровый дух» – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком «обеспечивает ему долгую и активную жизнь» .

Болезни нервной системы (в частности инсульты) у населения России являются одной из наиболее распространенных и частых причин летальных исходов и инвалидизации. По-прежнему актуальным для медработников среднего звена является знание сестринского процесса. Работа в неврологическом отделении требует от медицинской сестры достижения профессиональной компетенции (ПК), разносторонних знаний и умений:

  • осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний нервной системы;
  • оказывать доврачебную неотложную помощь;
  • владеть разнообразными приемами реабилитации;
  • знания этиопатогенеза определенных заболеваний нервной системы (клиническая картина, течение, прогноз, терапия распространенных неврологических заболеваний);
  • профилактика;
  • методы реабилитации пациентов;
  • сестринский процесс оказания помощи.

Общие принципы ухода за неврологическими больными

Уход за неврологическими пациентами в стационаре процесс ответственный, требует правильной организации и тщательности выполнения.

Основные мероприятия по уходу включают:

  • обеспечение и поддержание жизненно важных функций;
  • адекватное питание;
  • поддержание чистоты тела;
  • обеспечение комфортного и безопасного положения пациента как в постели, так и вне ее;
  • обеспечение нормального функционирования мочевого пузыря и кишечника;
  • профилактику пролежней и контрактур.

Сложность организации ухода связана с наличием у пациента паралича, трофических нарушений, пролежней, контрактур, проблем, связанных с нарушениями питания, выделения, расстройствами речи (афазиями), когнитивными нарушениями, расстройствами пространственного восприятия и ряда других.

Уход за неврологическими пациентами начинают с сестринского обследования, выявления проблем, определения приоритетности и планирования сестринского вмешательства. Данные обследования заносятся в сестринский оценочный лист. Определяется роль близких в уходе за пациентом, разъясняется цель и определение срока достижения тех или иных положительных сдвигов в состоянии пациента. В первые дни пациент находится на строгом постельном режиме, что обусловлено тяжестью его состояния и опасностью развития осложнений. Оценку независимости пациента проводят по шкале Бартел.

Уход при риске развития пролежней. Наиболее эффективный способ профилактики пролежней:

  • частая смена положения тела (каждые 2 часа);
  • правильное обустройство спального места: функциональная кровать, чистая, расправленная простыня без швов;
  • использование противопролежневых матрасов (водные, воздушные и т. д.);
  • смена нательного и постельного белья (при недержании мочи – несколько раз в день);
  • смена положения тела с использованием подушек и валиков для придания пациенту удобного положения в постели;
  • ежедневное мытье пациента в душе или в постели с использованием моющего средства (геля, шампуня) со спиртом, с последующим обтиранием сухим мягким полотенцем, пеленкой, обращая особое внимание на области крестца, копчика, лопаток, пяток, локтей, плечевых суставов, а также естественных складок (подмышечной области, под молочными железами у женщин, паховых областей).

Уход при риске развития контрактур. Уменьшить мышечный спазм можно следующим образом:

  • поддерживать комфортную температуру в помещении;
  • поддерживать комфортное и безопасное положение пациента;
  • выполнять несколько раз в день медленные пассивные движения в суставах пораженных конечностей;
  • дыхательная гимнастика для профилактики застойных явлений в легких и с целью влияния на мышечный тонус в конечностях (при вдохе тонус повышается, при выдохе – снижается).
  • для восстановления двигательных функций, профилактики контрактур и других осложнений проводится ЛФК:
  1. способствует улучшению трофических функций конечностей; предупреждает развитие застойных явлений;
  2. стимулирует самостоятельность;
  3. повышает двигательную активность пациента;
  4. укрепляет мотивацию на выздоровление.

Гигиенические мероприятия

  • ежедневное умывание (не менее 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • мытье рук перед каждым приемом пищи;
  • чистка зубов, полоскание полости рта, уход за зубными протезами;
  • бритье для мужчин;
  • причесывание волос (не реже 2 – 3 раз в день, а если необходимо – стрижку);
  • стрижка ногтей;
  • туалет глаз, ушей, носа;
  • осуществление подмывания (не реже 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • смена постельного и нательного белья.

Все гигиенические мероприятия выполняются деликатно, в удобное для пациента время с соблюдением интимности.

Организация кормления пациента с неврологическими расстройствами является ответственным и важным, поэтому его осуществляет медсестра. Кормление согласовано с лечащим врачом. Начинают:

  • определение глотательного рефлекса, которое проводят в положении пациента сидя (во избежание аспирации).
  • при сохранности глотательного рефлекса кормление осуществляют 5 – 6 раз в день малыми порциями.
  • поить пациента следует достаточным количеством жидкости (не менее 1,5 л) для предотвращения обезвоживания и обеспечения нормальной работы почек и кишечника.
  • в случае тяжелых расстройств функции глотания (дисфагия) для кормления используют различные питательные смеси, вводимые через постоянный назогастральный зонд. Если функция глотания не восстанавливается в течение нескольких дней, ставится вопрос о наложении гастростомы;
  • при дисфагии логопед проводит гимнастику для глотки и гортани;
  • применяется специальная методика кормления при приёме пищи при дисфагии.

Уход при нарушении выделительных функций.

  • у пациентов с тяжелой неврологической патологией (инсульт) наблюдаются нарушения функции мочеиспускания;
  • могут наблюдаться расстройства дефекации в виде задержки стула или недержания. При задержке для нормализации стула врач рекомендует в рацион продукты, содержащие клетчатку (свекла, чернослив, хлеб с отрубями), молочнокислые продукты, употреблять достаточное количество жидкости. Если диетой не удается достигнуть желаемого эффекта, по назначению врача применяют слабительные средства растительного происхождения, лекарственные препараты.

Уход за пациентами с нарушением сна.

  • пациенты с неврологическими расстройствами жалуются на нарушение сна, которое проявляется в виде бессонницы или сонливости.
  • нередко наблюдается извращение формулы сна, когда пациент днем спит, а ночью бодрствует, что создает дополнительные трудности при уходе.

Расстройства сна наиболее часты у пожилых пациентов, для них характерно позднее засыпание и раннее пробуждение. Для нормализации сна:

  • проветривание помещения;
  • калорийность и температура пищи;
  • перестилание постели;
  • прием пищи пациентом осуществлять не менее, чем за 4 ч. до отхода ко сну; пища не должна быть тяжелой, обильной;

Методы реабилитации Сестринское дело в реабилитации включает:

  • изучение и коррекцию ответных реакций человека на существующую или потенциальную проблему со здоровьем, связанную со снижением функциональных возможностей и изменением образа жизни.

Цели сестринского дела в реабилитации:

• помочь пациенту справиться с инвалидностью или хронической болезнью путем поддержания функций;

• восстановить или улучшить утраченные функции в процессе предоставления самоухода;

• восстановить оптимальные социальные функции;

• способствовать психологической адаптации;

• предупредить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями или инвалидностью.

Сегодня реабилитация – это неотъемлемая часть практики в рамках профессиональной сестринской деятельности.

Реабилитация – это динамический процесс, в ходе которого пациенту-инвалиду оказывают помощь в достижении оптимального физического, эмоционального, психологического и социального статуса в общественной и личной жизни с тем, чтобы поддерживать чувство достоинства и самоутверждения в его жизни, которая должна быть максимально независимой и успешной.

Основными задачами реабилитации являются:

1. достижение максимально функционального уровня и независимости в пределах, ограниченных индивидуальностью; Это охватывает все сферы жизни:

  • физическую;
  • умственную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • образовательную;
  • сексуальную.

2. помощь пациенту в приобретении и восстановлении навыков;

3. помощь пациенту в обеспечении самообслуживания;

4. помощь в достижении оптимального уровня здоровья и предотвращении осложнений;

5. помощь пациенту в достижении приемлемого качества жизни, что включает в себя:

  • поддержание достоинства;
  • поддержание уважения и самооценки;
  • поддержание личностных ценностей.

6. помощь пациенту реинтегрироваться в общество и функционировать в нем.

  • устанавливает с пациентом и его семьей доверительные отношения, которые способствуют улучшению его состояния;
  • определяет проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода;
  • обеспечивает соответственный сестринский уход;
  • обучает пациента самоуходу, а членов семьи уходу за ним;
  • помогает пациенту достигнуть наибольшей независимости;
  • свою деятельность направляет на восстановление и поддержание функций, а также профилактику осложнений и дальнейших функциональных потерь;
  • взаимодействует с другими специалистами из системы здравоохранения в обслуживании, планировании, оценке ухода за пациентом в реабилитационной программе.

Обязательными условиями адекватного ухода являются уважительное отношение к пациенту, внимание к его духовным потребностям. От правильно организованного ухода зависят степень восстановления утраченных функций и снижение процента инвалидизации.

Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.

Список использованной литературы:

  1. Ш. Б. Иргашев Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»
  2. И. И. Соковня-Семенова Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.
  3. Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела». Практикум. Серия «Медицина для Вас»– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 480 с.
  4. Е.И. Гусев и др. Нервные болезни. –М.: «Медицина», 1988.- 640 с

Должностная инструкция медицинской сестры неврологического кабинета

Основными задачами медицинской сестры неврологического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-невропатолога в поликлинике и помощь ему в организации специализированной помощи населению, проживающему в районе деятельности

Поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий.

Назначение и увольнение медицинской сестры неврологического

Кабинета осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии

С действующим законодательством.

Медицинская сестра неврологического кабинета подчиняется непосредственно врачу-невропатологу и работает под его руководством.

В своей работе медицинская сестра неврологического кабинета

Руководствуется настоящей должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений.

Для выполнения своих функций медицинская сестра неврологического кабинета обязана:

1. Подготавливать перед амбулаторным приемом врача-невропатолога рабочие места, контролируя наличие необходимой медицинской

Документации, оборудования, инвентаря, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники.

2. Подготавливать и передавать в регистратуру листы самозаписи больных, талоны на прием к врачу на текущую неделю.

3. Приносить перед началом приема из картохранилища медицинские карты амбулаторных больных, подобранные регистраторами в соответствии с листами самозаписи.

4. Следить за своевременным получением результатов исследований и расклеивать их в медицинские карты амбулаторных больных.

5. Регулировать поток посетителей путем фиксирования соответствующего времени в листах самозаписи для повторных больных и

Читайте также  Как проверить задолженность на капремонт по коду

Выдачи им талонов.

6. Помогать больным, по указанию врача, во время амбулаторного приема подготовиться к осмотру и обследованию.

7. Сообщать в картохранилище о всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты с целью внесения соответствующей записи в карте-заменителе.

8. Вести учет диспансерных больных, участвовать в проведении

Диспансерных и других профилактических осмотров.

9. Систематически повышать свою квалификацию путем изучения

Соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах.

10. Участвовать в проведении санитарно-просветительной работы

11. Объяснять больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям.

12. Оформлять под контролем врача медицинскую документацию:

Направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, статистические талоны, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт амбулаторных больных, листки временной нетрудоспособности, справки о временной нетрудоспособности, направления на

МСЭК, контрольные карты диспансерного наблюдения, дневник работы

Среднего медицинского персонала и др.

Медицинская сестра неврологического кабинета имеет право:

— предъявлять требования администрации поликлиники по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение своих должностных обязанностей;

— принимать участие в совещаниях (собраниях) при обсуждении

Работы неврологического кабинета;

— получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врача-невропатолога, старшей медицинской сестры отделения (ответственной по кабинету), главной медицинской сестры;

— требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка поликлиники;

— овладевать смежной специальностью;

— давать указания и контролировать работу младшего медицинского персонала неврологического кабинета;

— повышать свою квалификацию на рабочих местах, курсах усовершенствования и пр. в установленном порядке.

IV. Оценка работы и ответственность

Оценка работы медицинской сестры неврологического кабинета

Проводится врачом-невропатологом, главной (старшей) медицинской

Сестрой на основании учета выполнения ею своих функциональных

Обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой

Дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.

Медицинская сестра неврологического кабинета несет ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение всех пунктов

Данной инструкции. Виды персональной ответственности определяются

В соответствии с действующим законодательством.

Формула поведения врача и пациента – очаги беспокойства

Мы требуем, и справедливо, от врачей таких качеств, определяющих основы их взаимоотношений с пациентами,как выдержанность, чуткость, терпение, вежливость, приветливость, сострадательность, честность, скромность и милосердие.

Напрашивается естественный вопрос, а может ли врач, предъявлять какие-то свои чисто человеческие требования к пациенту, и его поведению?

Взаимоотношения врача и пациента начинают складываться, как правило, при первой встрече. И от того, как они сложатся, во многом зависит эффективность лечения.

С чего же начинается контакт врача с пациентом? Прежде всего – с приветливой встречи пациента, сочувственно выслушанных жалоб, внимательно проведенного осмотра и ободряющего напутствия. Ибо он является личностью страдающей, а врач призван ему помочь, не обращая внимания на возможные капризы, необоснованные претензии и другие психологические реакции.

Правила поведения врача и пациента в Российской Федерации четко регламентированный процесс и подробно закреплен в законодательстве в сфере охраны здоровья: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и целого ряда других законов.

Закон определил приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, как один из принципов охраны здоровья. Правовое преимущество пациента, вытекающего из закона, предопределяет актуальность выражения «пациент всегда прав». И нигде не записанный афоризм «пациент всегда прав» для врача – закон. Понять это правило можно, но вряд ли с ним можно согласиться.

Пациент не может быть всегда прав. У него нет права грубо разговаривать с врачом, вести себя неподобающим образом, прибегать к угрозам. Удивительно, но факт: врач спешит оказать помощь, вернуть утраченное здоровье, а пациент встречает его оскорблениями.

Каким должен быть пациент, его поведение при посещении врача? Ответ на этот вопрос неоднозначен: пациент должен верить врачу, не вводить врача в заблуждение, говоря о том, чего не чувствуем на самом деле, и умалчивать о том, что есть, обладать элементарным чувством благодарности, быть спокойным, вежливым, уверенным в успешном лечении. Но все это лишь добрые пожелания.

Пациенты никакой специальной подготовки не проходят, а уровень общей культуры поведения у пациентов разный.К врачу попадают пациенты разных характеров и специальностей, с различными интересами, каждый со своими «болячками». Но никакое, обусловленное болезнью или другими факторами, отрицательное поведение пациента не должно быть ему помехой для оказания необходимой ему медицинской помощи. Врач должен во всех случаях выполнять свой профессиональный долг.

Пациент всегда чутко, внимательно прислушивается к каждому слову врача, к интонации его голоса, присматривается к выражению его лица, к внешнему виду, к тому, как он выполняет ту или иную процедуру. Вот почему, общаясь с ним, он должен приучить себя говорить спокойно и уверенно, выполнять любую процедуру с соблюдением всех необходимых правил, в разговорах не использовать недомолвки и различного рода намеки.

К сожалению, в жизни иногда бывает иначе: «Садитесь, — торопливо говорит врач. – На что жалуетесь? И, пожалуйста, покороче»… По мнению врача, вопрос как будто бы прозвучал обычно и не обидно, но для человека, так долго ожидавшего этой минуты, он кажется нетактичным.

Иногда сама обстановка в кабинете врача не располагает к контакту с пациентом. В кабинет без стука входят сотрудники, не обращая внимания на занятость, куда-то срочно его вызывают, бесконечные звонки на телефон. Прерывается на полуслове беседа, прекращается осмотр. В подобных случаях вряд ли возникает контакт между врачом и пациентом. Так и в том случае, когда врач прерывает рассказ пациента или бестактно его комментирует – «это ерунда», «это не имеет никакого отношения к делу», «короче», «быстрее раздевайтесь» и т.д.

Ориентированность на пациента при оказании медицинской помощи предполагает внимательное и чуткое отношение врача к пациенту. Она включает необходимость информирования в доступной форме пациентов о состоянии здоровья, сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательстве, его последствиях, результатах оказания медицинской помощи.

Реализованная за последние несколько лет в Российской Федерации политика реформы здравоохранения не позволила решить многие ключевые проблемы отношения врача и пациента, а это приводит не только к конфликтам, но иногда и к негативным для здоровья последствиям – это реализация прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь.

Предпринятая попытка Федеральным законом 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» разрешить конфликт между врачом и пациентом пока ощутимых результатов на практике не дала. При этом необходимо отметить, что определенные подходы к организации эффективного разрешения конфликтов в сфере оказания медицинской помощи уже есть.

Например, предоставление возможности пациентам:

— быть услышанными, получить лично исчерпывающие разъяснения о ходе лечения, состоянии своего здоровья, снизить уровень тревожности;

— исчерпать конфликт на основе удовлетворения интересов и потребностей;

— быстро и неформально разрешить возникшую конфликтную ситуацию;

— почувствовать свою причастность к процессу совершенствования качества медицинской помощи, вернуть доверие к системе здравоохранения, пошатнувшееся в результате неудовлетворительного опыта.

Для медицинских организаций медиация дает возможности:

— быстрого и неформализованного разрешения конфликта без вмешательства вышестоящих инстанций или надзорных и судебных органов;

— сохранения позитивного контакта с пациентом; повышения доверия со стороны пациента;

— получения фактического материала для мониторинга и конструктивной работы с персоналом, формирования корпоративной культуры, ориентированной на удовлетворения нужд и потребностей, как пациента, так и персонала на основе принципов взаимоуважения; обратной связи, способствующей принятию мер для улучшения качества оказываемой помощи;

— выявления системных ошибок и возможность их устранения;

— сохранения репутации, как для отдельного медицинского работника, так и для учреждения, организации в целом.

Нам представляется в отношениях врача и пациента необходимо повышать правовую культуру обеих сторон – участников, особенно актуальна проблема овладения правовыми знаниями врача.

Правовая культура врача изменяет отношения между врачом и пациентом. Они приобретают форму наиболее эффективного общения без лишних эмоций и отклонений от главной цели – излечения. Право здесь становится одним из необходимых инструментов на всех этапах оказания медицинской помощи:

Через перечисленные стадии проходит и процесс правового воздействия на отношения врача и пациента. Но проходит, естественно, с учетом особенностей норм медицинской этики и деонтологии в сфере охраны здоровья. Морально – этическая форма регулирования в сфере медицинской деятельности служит своеобразным ориентиром в отношениях врача и пациента.

Только бережное, терпеливое внимание врача рождает беспредельное доверие к нему, помогает выяснить причины заболевания и выбрать методы профилактики и лечения пациента.

Немаловажное значение имеют профессиональные знания врача. Поэтому пациенты всячески стремятся попасть к врачу, которого считают наиболее знающим специалистом. Следует признать, что интуиция пациентов нередко подсказывает справедливую оценку врача, и они просят закрепить за ним ранее лечившего его врача.

Один пациент написал в «Книге отзывов и предложений»: «… боль проходит, память о людях, лечивших меня, остается на всю жизнь». А что может быть для пациента дороже благодарной улыбки и теплого рукопожатия человека, избавившегося от боли, доброй, многолетней памяти о лечащем враче.

Важным критерием, позволяющим определить характер взаимоотношений между врачом и пациентом, является выполнение пациентом рекомендаций врача. Однако выполнение этих рекомендаций не всегда означает согласие с врачом. Отдельные пациенты вообще не соглашаются с назначениями врача. Рекомендации не выполняются главным образом в следующих случаях: если в беседе очевидна неприязнь пациента к врачу или отказ от лечения со стороны пациента; если пациент активен, а врач не требователен или пассивен; если врач ограничивает свою активность анализом ситуации и выражением своего взгляда, не учитывая предложения пациента, и др.

Правила поведения пациента – это норма поведения для пациента. Как правило, в эту норму включают порядок обращения пациента в медицинскую организацию; права и обязанности пациента; порядок разрешения конфликтов между пациентом и медицинской организацией, режим работы медицинской организации, информацию о платных услугах.

Пациент при посещении медицинских организаций должен соблюдать общепринятые правила. Например, перед посещением поликлиники продумывает сущность своей проблемы и готовит вопросы, которые собирается ставить перед врачом; не хлопает дверью и снимает головной убор; не выражает недовольство очередью перед нужным кабинетом и медленной работой медицинских работников; не скандалить у кабинета врача, доказывая всем свою правоту и ссылаясь на нездоровье; не «ломиться» в дверь, апредварительно стучит в дверь кабинета, даже если на ней нет таблички «Без стука не входить»; войдя в кабинет, аккуратно закрывает за собой дверь и здоровается с присутствующими; спокойно и ясно объясняет суть проблемы; покидая кабинет,благодарит за оказанное внимание и полученную медицинскую помощь.

Читайте также  Можно ли прооперировать катаракту недееспособному инвалиду

Если медицинский работник вел себя по отношению к вам некорректно или не решил вопроса без уважительной причины, реагируйте на это спокойно и по-деловому. Обратитесь к его руководителю или в письменной форме направьте жалобу в вышестоящее медицинское учреждение.

Если по вашему вопросу принято решение, не отвечающее действующему законодательству, это решение можно обжаловать в соответствующих надзорных и судебных органах.

Свои особенности имеют и правила поведения в больницах.

Никто из нас, разумеется, не завидует пациентам, оказавшимся в больнице. Что может быть приятного в монотонности и безликости дней, проведенных в больничной палате, наполненной запахами лекарств, вздохами пациентов.

Однако и больничная палата живет по тем же законам, что и любой человеческий коллектив, с той лишь разницей, что все чувства пациентов сильно обострены.

Очень важны отношения врача с родственниками и коллегами пациента. Общение с ними начинается в момент поступления пациента, продолжается в процессе лечения и заканчивается после его выписки. Подавляющее большинство родственников и коллег по работе своими рассказами о пациенте и советами разумно дополняют сведения об истории болезни, условиях жизни пациента, перенесенных заболеваниях, сообщают ценные сведения, о которых пациент забыл или умолчал.

Пациентов навещают в тех случаях, когда они являются близкими родственниками, хорошими друзьями или ближайшими коллегами по работе. Прежде чем посетить пациента, узнайте, желает ли он видеть посетителей. Лучше, если он находится в состоянии выздоровления, начинает ощущать потребность в общении с приятными ему людьми. Пока же человек серьезно болен, следует лишь справляться о его состоянии у близких, причем это делать нужно достаточно тактично, чтобы не слишком их беспокоить.

При разговоре с пациентом не следует подробно расспрашивать его о недуге, а также утверждать, что он плохо или, наоборот, хорошо выглядит. И то и другое часто оказывается некстати. Служебные дела и домашние заботы также не должны являться темой разговора. В то же время необходимо терпеливо, с пониманием и сочувствием выслушать рассказ пациента о его страданиях, потому что для него сейчас это самое главное. Лучший способ проявить сочувствие – предложить помощь в личных и профессиональных делах. Затягивать визит больше того, чем позволил врач, не следует.

Последним этапом общения врачас пациентом и его родственниками является момент выписки из больницы. В этот момент врач должен проявить максимум внимания и беспокойства о пациенте, чтобы он не испытал никаких затруднений, чтобы у него не испортилось настроение при получении выписных медицинских документов, сделать так, чтобы пациент и его родственники могли сказать слова благодарности и тепло пожать руки тем, кто его лечил и выхаживал.

В заключение хочется отметить, что взаимоотношения врача и пациента предусматривает как прямую связь «врач – пациент», так и обратную «пациент – врач». Знание и учет специфики этих отношенийобеими сторонами позволит лучше и эффективно воздействовать на ход лечения, ускорить выздоровления пациента.

Ильшат Миннегулов, кандидат юридических наук,

член ассоциации юристов России

Невролог: какие заболевание лечит и как проводится осмотр

Врач-невролог (невропатолог) занимается профилактикой, лечением и диагностикой болезней центральной и периферической нервной системы, некоторых патологий опорно-двигательного аппарата, которые влияют на функционирование ЦНС. Порядка 30% всех обращений к этому специалисту – заболевания периферической нервной системы: плекситы, невриты, радикулит, остеохондроз и др.

На приеме невролог проверяет рефлексы, силу мышц, чувствительность, смотрит, каково состояние периферической и вегетативной нервной системы, вестибулярного аппарата. Для этого используются специальные инструменты и проводятся несложные тесты. Все безболезненно и не доставляет дискомфорта.

Неврология — раздел медицины, занимающийся вопросами возникновения, диагностики и лечения заболеваний центральной и периферической нервной системы.

Что лечит невролог?

Неврологи занимаются лечением головных болей, остеохондроза (шейного и других отделов), грыж позвоночника, воспалений тройничного нерва и др.

СИМПТОМЫ, ПРИ КОТОРЫХ СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К НЕВРОЛОГУ

  • Головные боли – внезапные, резкие, нарастающие.
  • Головокружения, обмороки, предобморочное состояние.
  • Боли в конечностях, спине, шее, теле.
  • Стреляющие лицевые боли – при порывах ветра, прикосновениях, во время разговора или пережевывания пищи.
  • Мышечная слабость.
  • Шаткость походки, общее нарушение координации движений.
  • Нарушения сна, включая бессонницу.
  • Нарушения зрения – двоение в глаза, выпадение частей полей зрения, размытые контуры предметов и людей, «островки» слепоты.
  • Нарушения речи – невозможность управлять языком и губами, неспособность строить грамотные фразы, отсутствие речи, измененная громкость голоса.
  • Неконтролируемые движения руками или головой, речевые тики, неконтролируемое покашливание или шмыганье носом во время разговора.
  • Опущение века.
  • Ухудшение памяти.

Профессионалы занимаются расстройствами, связанными с генетическими нарушениями, спровоцированными гипоксией плода и иными осложнениями во время беременности и родов, травмами, воспалительными заболеваниями (в том числе менингитом), дистрофическими нарушениями в позвоночнике, суставных хрящах и др.

Особое внимание врачами-неврологами уделяется осложнениям перинатального периода. Детские специалисты проводят комплексную диагностику и терапию детского церебрального паралича, иных поражений нервной системы. Некоторые патологии (например, головные боли) устраняются неврологами вместе с другими докторами. В особо тяжелых случаях собираются консилиумы врачей, которые принимают решение о консервативной терапии или оперативном вмешательстве. Специалисты разработают методику ведения пациента, что позволяет обеспечить сохранение его здоровья.

Важно! Не откладывайте посещение врача на потом. Некоторые из заболеваний, которые относятся к компетенции неврологов, быстро прогрессируют и являются необратимыми. Их эффективная терапия возможна только на ранних стадиях. На этом этапе можно остановить прогрессирование патологического процесса и снять некоторые симптомы.

Как проходит прием?

Прием у невролога всегда начинается с беседы с пациентом. Специалисту важно собрать анамнез.

Для этого пациенту следует сообщить врачу о:

  • Генетической предрасположенности к определенным заболеваниям
  • Беспокоящих симптомах, степени их выраженности и частоте проявления
  • Принимаемых препаратах

На прием к неврологу желательно принести все результаты проведенных обследований (если они имеются), выписки и другую медицинскую документацию. Это позволит врачу поставить максимально точный диагноз в кратчайшие сроки и приступить к лечению.

Важно! Если пациент не может самостоятельно внятно выражать свои мысли, вместе с ним на прием обязательно приходит родственник или иной представитель. Именно ему предстоит отвечать на все вопросы. Следует заранее подготовиться к консультации.

После беседы врач проводит осмотр.

Невролог исследует рефлексы – кожные, надкостничные, зрачковые, сухожильные, менингеальные. Сухожильные рефлексы проверяются легким ударом молоточка по сухожилию искомой мышцы. Зрачковые – путем перемещения молоточка перед лицом пациента, который должен следить за ним одними глазами.

Виды рефлексов слизистых оболочек и способы их проверки:

  • глоточный – если воздействовать на слизистую глотки, то произойдет сглатывание;
  • небный – небо подтягивается при прикосновении к нему;
  • роговичный – когда врач дотрагивается до роговичной оболочки глаза, веки смыкаются;
  • анальный – сфинктер сокращается при покалывании вокруг анального отверстия.

Кожные рефлексы проверяются методом раздражения кожи определенным предметом. В результате этого местно сокращаются мышцы. Бывают следующие кожные рефлексы:

  • подошвенный – пальцы ног сгибаются, если воздействовать на кожу стопы;
  • кремастерный – если воздействовать на кожу бедра с внутренней стороны, яичко подтягивается;
  • брюшной – врач быстро двигает ручкой молоточка по коже живота, в ответ на что сокращаются косые и прямые мышцы.

Температурная чувствительность кожи проверяется путем прикладывания к телу пробирок с жидкостью разной температуры.

Болевая чувствительность проверяется легкими покалываниями кожи иглой. С помощью отрезка ткани или кисточки оценивается тактильная чувствительность.

Все эти тесты – проверка поверхностной чувствительности. Далее невролог проверяет глубокую. Чтобы проверить ощущение давления, на кожу помещаются предметы разного веса. В норме человек чувствует ладонью и внутренней стороной предплечья давление до 0,02 г. Для исследования глубокого мышечно-суставного чувства врач делает пассивные движения в разных суставах пациента.

Затем проверяется комбинированная чувствительность, или сложная. Сюда входит проверка: координации, способности воспроизводить графические рисунки, «нарисованные» тупым предметом на коже, чувства локализации – способности правильно оценить свое пространственное положение.

Обязательно исследуется функция мозжечка. Врач-невролог проверяет устойчивость в позе Ромберга (пациент стоит, стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты прямо перед собой), просит дотронуться до кончика носа одним пальцем с закрытыми глазами.

Также проводится тест на диадохокинез: пациент стоит с закрытыми глазами и вращает кистями в разные стороны, при поражении мозжечка амплитуды движений на разных руках будут различаться.

Еще один тест – пяточно-коленная проба: пациент лежит на спине и пяткой одной ноги дотрагивается до колена другой.

Также врач проводит указательную пробу – нужно дотронуться до молоточка указательным пальцем.

Диагностика у невролога

Комплексное обследование включает как лабораторные, так и инструментальные методы.

Лабораторные анализы

  • Крови (общий и биохимический)
  • Мочи

Инструментальные методы

  • УЗИ сосудов (допплеровское сканирование). Исследование проводится с целью оценки кровотока сосудов, оценки ширины их просвета, выявления стенозов
  • Рентгенография.Такое исследование позволяет оценить состояние костно-мышечных и иных структур, выявить травмы, обнаружить их последствия и др.
  • КТ.Компьютерная томография проводится для выявления атрофии коры мозга, сдавления его структур, гидроцефалии и др.
  • МРТ. Магнитно-резонансная томография позволяет получить детальные изображения всех нервных структур и определить их функциональность с целью выявления целого ряда заболеваний
  • Эхоэнцефалография. Это исследование заменяет КТ и МРТ при обследовании детей до 2-х лет и диагностики кровоизлияний у лежачих пациентов
  • ПЭТ.Такое исследование особенно информативно при инсультах, эпилепсии, опухолях мозга

При необходимости проводятся и другие обследования. По их результатам невролог определяет, какое лечение назначить конкретному пациенту.

КАК ПРОХОДИТ ЛЕЧЕНИЕ У НЕВРОЛОГА, КАКИЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ?

Выбор метода лечения зависит от заболевания, его стадии, возраста и общего состояния здоровья больного. Основные методики:

  • мануальная терапия;
  • разные виды лечебного массажа;
  • физиотерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • БОС-терапия;
  • тракционная терапия (вытяжение позвоночника кольцами, блоками, поясами);
  • кинезитерапия;
  • остеопатия;
  • медикаментозная терапия;
  • блокады.

Чтобы купировать мышечно-тонические синдромы и боль, назначаются периартикулярные и суставные блокады.

При лечении неврозов, нарушений сна назначаются специальные препараты и психотерапия. К лечению в этом случае подключается психоневролог или психотерапевт.

При сосудистых нарушениях, эпилепсии, сотрясении мозга, последствиях операции и др. применяется медикаментозный метод лечения, то есть основанный на приеме больным прописанных неврологом препаратов.

Читайте также  Расчет выхода на пенсию казахстан

Лечение всегда индивидуально, при разработке его плана в расчет принимается много факторов. И только при таком подходе пациенты могут рассчитывать на эффективность терапии и ее минимальную продолжительность.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КАК ЗАПИСАТЬСЯ К НЕВРОЛОГУ?

В «МедГрад» вы можете записаться двумя способами: позвоните нам по телефону +7 812 644-96-44 ,+7 911 929-96-44 или нажмите кнопку «Записаться» в правом верхнем углу сайта и заполните простую форму.

Если вы хотите сходить к неврологу в муниципальную поликлинику, то сначала нужно взять талон к терапевту, который при наличии показаний даст направление к этому специалисту.

КТО ЛЕЧИТ НЕВРОЗЫ, НЕВРОЛОГ ИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТ?

Неврозы лечат оба этих специалиста одновременно.

КТО ЛЕЧИТ ОПОЯСЫВАЮЩИЙ ЛИШАЙ, НЕВРОЛОГ ИЛИ ДЕРМАТОЛОГ?

Лечением опоясывающего лишая занимается или дерматолог, или невролог.

ТО ЛЕЧИТ ДЕПРЕССИЮ И НАЗНАЧАЕТ АНТИДЕПРЕССАНТЫ, НЕВРОЛОГ ИЛИ ПСИХИАТР?

Депрессия часто сопровождает неврологические заболевания, это может быть симптом органического поражения мозга. Она всегда ухудшает клинику неврологической болезни, снижает возможности восстановления пациента.

Депрессия выявляется после инсульта, при болезни Паркинсона, сосудистой деменции, болезни Альцгеймера. И, наоборот, при длительном течении депрессии без лечения возникают изменения в коре головного мозга, гиппокампе, амигдале.

Поэтому невролог занимается лечением депрессии. Однако он должен перенаправить больного к психиатру, если:

  • присутствует тяжелая форма депрессии;
  • у пациента есть суицидальные мысли;
  • присутствует биполярное депрессивное расстройство.

Невролог может лечить самостоятельно малые и субсиндромальные депрессии.

Антидепрессанты врач-невролог тоже назначает, но для него приоритетнее минимум побочных эффектов и негативных взаимодействий с другими лекарствами, нежели клиническая эффективность препаратов. Антидепрессант не должен плохо влиять на неврологическое заболевание, вызывать повышение артериального давления, нарушать когнитивные функции, вызывать гипотензию.

КТО СТАВИТ ДИАГНОЗ «ДИЗАРТРИЯ» И ЛЕЧИТ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ЛОГОПЕД ИЛИ НЕВРОЛОГ?

Оба этих специалиста занимаются лечением дизартрии и могут устанавливать данный диагноз.

КТО ЛЕЧИТ БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, ПСИХИАТР ИЛИ НЕВРОЛОГ?

Лучше всего, если поддержанием нормального состояния больного будут заниматься оба этих специалиста, каждый – по своему профилю. Это поможет лучше адаптироваться и повысит качество жизни.

Как подготовиться к приёму у невролога

Часто, собираясь на прием к врачу, многие не знают, что нужно взять с собой. От того, насколько Вы информированы о том, что будет происходить во время приема специалиста, часто зависит эффективность Вашей встречи с врачом. Только имея максимальную информацию, невролог может поставить правильный диагноз и дать действенные рекомендации.

Наш врач-невролог Светлана Юрьевна Янчурова сегодня расскажет Вам о подготовке к приёму невролога.

Начнём с того, что после знакомства (всегда важно, чтобы врач знал, как зовут Вас, а Вы знали, как зовут врача) прежде всего доктор спросит,

что пациента беспокоит сейчас – в настоящий момент – в момент осмотра. Поэтому прислушайтесь к своим ощущениям. Некоторые пациенты умеют сразу выделить главное, некоторым нужно время, чтобы подумать. Если Вы подготовитесь к этому заранее, и Вы, и врач проведете время более эффективно. Для врача важно, например, отвечаете ли Вы на его вопросы, испытывая сильную головную боль. Если да, то это часто может повлиять на результаты выполнения Вами некоторых заданий.

Если Вы говорите о том, что у Вас что-то болит, то врачу важно несколько параметров

где болит. В этом случае лучше всего, если Вы просто покажете рукой место боли. От того, как Вы это показываете (кончиком пальца, ладонью, проводя рукой по месту боли и просто коснувшись), мы сможем отталкиваться, ставя диагноз.

как болит — то есть на что похожа боль, можете ли Вы ее описать, какие слова подойдут здесь лучше всего – «жжёт», «колет», «сверлит», «горит», «ноет». Или иное слово, которое может быть необычным, но поможет рассказать, что именно Вы ощущаете.

насколько сильно болит. Обычно врач просит пациента дать оценку своей боли по 10-балльной шкале, где 0 – это отсутствие боли, а 10 – самая страшная боль, которую только можно себе представить — невыносимая.

как часто болит. Врачу важно «отпускает» ли когда-нибудь боль или она действительно постоянная – то есть присутствует день и ночь, каждое мгновение. Врач должен говорить с Вами на одном языке.

как долго продолжается боль, то есть если неприятные ощущения возникли, то сколько они держатся (секунды? минуты? часы? дни?) и каким образом заканчиваются (например, после того, как Вы поспите или примите какое-либо лекарство).

чем провоцируется боль – специалисту много информации даст рассказ о том, что дестабилизирует равновесие в организме. Обязательно поделитесь Вашими мыслями с врачом – иногда они могут быть очень полезны, иногда врач скажет, что связь указанного Вами фактора и Вашей боли маловероятна, но Вы лучше, чем кто бы то ни было, можете проследить и отметить, становится ли Вам хуже после приема какой-то пищи, в жаркое время, в вечернее время, после переживаний или после определенного лекарства.

когда в первый раз у Вас появилась та жалоба, с которой Вы пришли на прием. Если Вас беспокоят приступы с потерей сознания, или приступы болей, или другие состояния, которые приходят и уходят, то врачу очень поможет, если у Вас есть дневник притупов или болей. Самый простой способ – взять обычный маленький календарик и отмечать в нем даты, когда был приступ.

похожи ли приступы друг на друга. Если есть разные состояния, то можно помечать числа в календаре разными знаками (например, разными цветами или ставя на определенный вид приступа точку, на другой – крестик, на третий – треугольник). Без календаря Вам будет сложно вспомнить какого числа у Вас было необычное состояние, а врачу невозможно сделать объективный вывод о частоте приступов. Кстати, за рубежом пациента с эпилепсией, который пришел к врачу без дневника приступов, специалист может просто не принять. В любом случае эффективно подобрать лучшее лечение, можно только обладая максимально точной информацией о Вашей болезни.

Если во время приступов Вы не помните, что с Вами происходит, или быстро забываете об этом, то мы просим привести с собой тех людей, которые приступ видели – членов семьи, коллег. Врачу очень важно, чтобы кто-то, кто видел Вас со стороны, рассказал, что на самом деле происходило. Если пациент говорит, что были судороги, то врачу необходимо знать, видели ли это окружающие, в каких частях тела они были, и как это выглядело. Очень помогает нам, если кто-то снял это необычное состояние на видео.

Иногда у пациента бывают яркие ощущения, которые другим людям не видны. Это тоже поможет в диагностике и подборе наиболее правильного лечения.

После того, как Вы расскажете про свои жалобы и про историю заболевания, врач Вас должен осмотреть. Грамотный невролог всегда попросит пациента раздеться. Поэтому и Вам, и доктору будет приятнее, если Вы перед осмотром приняли душ, надели свежую чистую одежду, принесли с собой простынь, чтобы постелить на кушетку, на которую невролог Вас попросит сесть, а затем лечь.

У неврологов в арсенале много разных шкал, тестов, заданий. Некоторые из них Вам могут показаться смешными или необычными. Если врач дал инструкцию, а Вы ее не поняли, то лучше переспросить, чем сделать неправильно. Помимо физических тестов (коснуться кончиком пальца кончика носа, встать, присесть, пройти на пятках и т.п.), врач обязан проверить Вашу способность мыслить, производить арифметические действия, уметь обобщать и другие функции мозга. Поэтому, пожалуйста, не обижайтесь, когда специалист попросит Вас что-то прочитать вслух, написать, нарисовать, решить логическую задачку.

Важно, чтобы Вы принесли с собой собой все медицинские документы, которые у Вас есть – это могут быть врачебные заключения специалистов, консультировавших Вас до нас, выписки из стационара, где Вас обследовали или лечили, рентгеновские или другие снимки, результаты анализов. Лучше всего, если Вы их заранее разложите в хронологической последовательности и расставите закладки, например, в амбулаторной карте, в важных местах, на которые Вы хотите обратить внимание Вашего врача. Время на консультацию всегда ограничено и у Вас, и у доктора, поэтому крайне важно, чтобы оно использовалось с максимальной эффективностью.

После осмотра у врача обязательно складывается какое-то мнение о Вашем недуге, и он обязан дать Вам письменное заключение с оценкой того, что он от Вас услышал и что увидел. Иногда уже после одного осмотра можно поставить диагноз и дать рекомендации сразу, а иногда врач предложит Вам пройти дополнительные обследования и вернуться к нему с их результатами.

Неврологу обязательно нужно

сообщить, чем Вы лечились до прихода к нему. Если Вы принимаете какие-либо лекарства каждый день, возьмите с собой коробочку от препарата, чтобы врач посмотрел на название и дозу. К сожалению, часто наши пациенты не могут вспомнить, какие средства им уже назначались, сколько по времени и по дозе они их принимали. Некоторые лекарства выпускаются в различных расфасовках и врачу недостаточно, если Вы скажете, что принимали по 1 таблетке в день. Врачу важно знать какое количество вещества содержалось в таблетке. Очень часто, когда пациент говорит, что все предыдущее лечение «не помогало», оказывается, что препарат принимался либо в неадекватной дозировке, либо недостаточно долго. В неврологии ряд лекарственных средств начинает действовать после нескольких недель или даже месяцев регулярного приема – об этом Вам должен рассказать врач. Есть лекарства, которые мы назначаем на всю жизнь пациенту. Некоторые лекарства рассчитываются в зависимости от массы тела, поэтому рекомендую, идя к врачу, знать свой вес.

В любом случае, Вы заранее (лучше записать на бумаге) должны подготовить вопросы, которые Вы хотите задать консультанту.

И главное, важно соблюдать все рекомендации, которые дал Вам врач, включая не только лекарства, но и образ жизни, питание, гимнастику и т.п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: