Что такое бесконтактное дтп

Бесконтактное ДТП. Кто считается виновным, положено ли возмещение ущерба по ОСАГО

«Бесконтактные» дорожно-транспортные происшествия (ДТП) – это особый вид аварии, когда непосредственного контакта машин нет. Причиной бесконтактного ДТП является один из водителей, который своими действиями на дороге создал помехи другому. Рассмотрим все особенности бесконтактного ДТП и порядок возмещения ущерба.

  • Что такое бесконтактное ДТП
  • Порядок оформления происшествия
    • Алгоритм действий
    • Кто признается виновником
  • Возмещение ущерба
  • Мнение эксперта. Судебная практика при бесконтактном ДТП
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

Что такое бесконтактное ДТП

Основным признаком бесконтактного ДТП является отсутствие факта столкновения автомобилей. Происходят такие ДТП из-за того, что движущемуся по дороге авто кто-то или что-то помешало, и водитель среагировал, нанеся при этом вред другим участникам дорожного движения.

Классическим примером бесконтактного ДТП является «подрезание», когда один из водителей не соблюдает правила маневрирования, а второй водитель вынужден уходить от столкновения, резко тормозя или меняя направление движения. В результате второй водитель может врезаться в другое авто, в столб, наехать на пешехода, съехать в кювет и т. д.

Причин бесконтактного ДТП множество, наиболее распространенные:

  • внезапный поворот впереди идущего авто;
  • резкий обгон;
  • превышение скорости;
  • потеря управления авто;
  • падение груза с едущего впереди транспорта;
  • внезапное появление пешехода на проезжей части и т. д.

Несмотря на отсутствие столкновения между машинами, бесконтактное ДТП считается серьезным происшествием, и все формальности по его оформлению должны быть соблюдены: от этого зависит получение компенсации за причиненный ущерб.

Порядок оформления происшествия

При бесконтактном ДТП может возникнуть ряд сложностей:

  1. Виновник часто скрывается с места происшествия.
  2. Сотрудники ГИБДД определяют виновником ситуации не водителя, который изначально совершил неправильный маневр, а того, кто резко попытался уйти от помехи на дороге.
  3. При наличии ОСАГО страховые компании пытаются всеми силами избежать расходов и назначить виновником лицо, не являющееся их клиентом.

Отдельно стоит остановиться на п. 10.1 Правил дорожного движения (ПДД) , который хорошо знаком многим водителям. Именно к этому пункту апеллируют сотрудники ГИБДД, а зачастую – и виновники создания аварийной ситуации. Действительно, там указано, что при возникновении опасности на дороге водитель обязан снизить скорость движения авто вплоть до его полной остановки. В результате автоинспекторы устанавливают виновником водителя, который не снижал скорости, а пытался маневром избежать столкновения.

Доля правды в этом есть, но если автоинспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности на основании п. 10.1 ПДД, не стоит сразу с этим соглашаться. В протоколе нужно обязательно выразить несогласие с вменяемым нарушением, а по возможности – обратиться за помощью к адвокату, чтобы все-таки привлечь к ответственности настоящего виновника.

В качестве аргументов своей правоты можно, например, привести тот факт, что резкая остановка (торможение) авто могла бы привести к более серьезным последствиям – тяжким телесным повреждениям или даже гибели водителя, других участников дорожного движения и т. п.

Бывают аварийные ситуации, когда даже торможение не может гарантировать того, что удастся избежать ДТП. В таком случае именно маневр может помочь минимизировать разрушительные последствия.

Также можно сослаться на п. 1.5 ПДД, где прямо указано, что участники дорожного движения должны вести себя так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Таким образом, если при торможении авто будет нанесен вред, а при маневре – нет, то нужно маневрировать, опираясь на п. 1.5 ПДД.

Алгоритм действий

Алгоритм действий следующий:

  1. Не покидать место ДТП (неважно, по чьей вине оно произошло). Если водитель уедет, в дальнейшем его поведение может быть расценено таким образом, что именно его действия были неправомерными и послужили причиной ДТП.
  2. Если виновник ДТП скрылся, постараться запомнить его авто, марку и госномер. Эти данные могут помочь при дальнейшем разбирательстве.
  3. Вызвать ГИБДД. В этом смысле бесконтактное ДТП ничем не отличается от обычного.
  4. Опросить свидетелей происшествия. Это особенно важно, если виновник скрылся или не признает свою вину. Возможно, у других водителей осталась запись произошедшего на видеорегистраторе. Если есть свидетели, которые хорошо видели бесконтактное ДТП и его последствия, их показания так же имеют законную силу и помогут установить истину. Обязательно не забыть взять контактные данные у свидетелей.
  5. При приезде сотрудников ГИБДД дать им объяснения. При описании аварии важно указать, что конкретный участник дорожного движения нарушал ПДД, вел себя непредсказуемо, при этом не использовать в объяснениях расплывчатых формулировок. Если пострадавший сам не нарушал ПДД, ехал без превышения скорости по разрешенному участку трассы, то указать и это.
  6. Если сотрудники ГИБДД отразили в протоколе факты, с которыми водитель не согласен, нужно, чтобы факт несогласия так же был отражен в протоколе. В дальнейшем это поможет оспорить выводы автоинспекторов.
  7. Обязательно проследить, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали показания имеющихся очевидцев.

Кто признается виновником

Этот вопрос порождает много споров, поскольку ответственность виновника и пострадавшего обычно рассматривается отдельно. Объясняется это тем, что такая ситуация на дороге часто приводит к иным происшествиям.

Водитель, который своими действиями изначально спровоцировал бесконтактное ДТП, безусловно, должен быть признан виновным. Но за последствия, которые возникли во время такого ДТП, несут ответственность уже все стороны. Например, любая из сторон может оказаться виновна в причинении вреда здоровью других лиц, в порче имущества или автомобилей других лиц и т. д. В такой ситуации потерпевший при бесконтактном ДТП может стать виновником наступивших в результате последствий, при этом даже не нарушая ПДД. Первоначальный виновник ДТП может попытаться воспользоваться этим, чтобы переложить на потерпевшего часть ответственности за случившееся и избежать правовых и материальных обязательств. Если такое произошло, и вы понимаете, что ситуация начинает выходить из-под контроля, самым разумным будет обратиться за помощью к автоюристу.

Помните, что виновник бесконтактного ДТП должен нести правовую ответственность, как и при любой другой аварийной ситуации на дороге.

💰 Возмещение ущерба

Теоретически при бесконтактном ДТП возможно получение страховки по ОСАГО – оно производится по общим правилам в соответствии со ст. 11 и 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40. На практике дело сильно осложняется тем, что именно по бесконтактным ДТП очень любят работать страховые мошенники, поэтому страховые компании скептически относятся к таким авариям и принимают все действия, чтобы со своей стороны доказать, что страхового случая не было.

Для получения компенсации потерпевшему нужно обращаться не в свою страховую, а в страховую компанию виновника. Поэтому для получения выплат личность виновника и его вина должны быть установлены. Вот почему так важно постараться записать данные виновника, даже если тот скрылся с места ДТП. Конечно, его розыском будут заниматься сотрудники МВД, но лишняя информация принесет пользу.

При обращении в страховую потребуется заявление потерпевшего, акт ГИБДД о регистрации произошедшего ДТП и прочие документы, подтверждающие произошедшее и оценивающие причиненный ущерб. Последними могут быть, например, технические экспертизы.

Если же страховая компания виновника произошедшего при наличии всех доказательств отказывает в возмещении ущерба, пострадавший имеет право обратиться с иском в суд.

В случаях когда у виновника бесконтактного ДТП отсутствует действующий полис ОСАГО, вопросы возмещения ущерба решаются сразу напрямую через суд.

🚙 Мнение эксперта. Судебная практика при бесконтактном ДТП

Судебная практика при рассмотрении споров при бесконтактных ДТП доказывает, что для наступления страхового случая по ОСАГО необязателен непосредственный контакт или столкновение авто, и у потерпевшего есть право на получение страховых выплат.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.04.2002 года №40 страховой случай – это наступление ответственности владельца транспортного средства (ТС) за причинение вреда при использовании такого ТС, что влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.

Но в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 под использованием ТС понимается не только его физическое (механическое) перемещение в пространстве, но и любые другие действия, связанные с этим перемещением, а равно и с эксплуатацией ТС, которое является источником повышенной опасности.

А под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только их прямое столкновение, но и иные виды взаимодействия. Поэтому отсутствие прямого контакта транспортного средства при ДТП не может быть основанием для отказа в страховых выплатах, что отражено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 №25-КГ17-1. Также пострадавшему можно апеллировать к ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, которая указывает на о тветственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

❓ Часто задаваемые вопросы

Да, бесконтактное ДТП не отличается от других видов аварий, поэтому к виновнику могут быть применены санкции в виде лишения прав, особенно, если виновное лицо скрылось с места ДТП или нанесло вред здоровью или угрозу жизни другим участникам дорожного движения.

Его розыском будет заниматься МВД. Если у вас есть его данные, фото и/или номер машины – нужно предоставить их автоинспекторам.

Бесконтактное ДТП

  1. Понятие бесконтактного ДТП
  2. Примеры бесконтактного ДТП
  3. Как оформить бесконтактное происшествие
  4. Определение виновного
  5. Взыскание компенсации
  6. Документы для страховой организации
  7. Судебный порядок
  8. Примеры из практики
  9. Пример А
  10. Пример Б

Аварии на дороге не всегда вызваны столкновением автомобилей. Порой участники дорожного движения вынуждают водителей делать такие действия, которые приводят к ущербу, ранениям и смерти людей. В таких случаях речь идет о ДТП без непосредственного контакта автомобилей.

Понятие бесконтактного ДТП

Бесконтактное ДТП – это происшествие на дороге, вызванное действиями водителя, который препятствует правильному движению других транспортных средств без прямого контакта с ними, в результате чего они вынуждены нарушать правила дорожного движения. Итогом таких действий является материальный ущерб автомобилям, постройкам, зданиям, физический вред водителям, пешеходам и пассажирам.

Среди особенностей бесконтактных ДТП выделяют следующие:

  • причиной аварии является участник, непосредственно не задействованный в факте столкновения;
  • виновное лицо часто покидает место происшествия, так как его автомобилю не нанесен вред;
  • нередки случаи неверного понимания ПДД, которые регламентируют, что в случае опасности не нужно производить маневры рулем, а необходимо осуществить торможение до полной остановки;
  • такой вид ДТП является страховым случаем;
  • получить компенсацию напрямую с виновного лица нельзя – необходимо обратиться в страховую контору;
  • для оформления и фиксации аварии присутствие инспекторов ГИБДД обязательно.
Читайте также  Кадастровая стоимость квартиры меньше балансовой как поставить на учет

Стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно инициировало введение в ПДД термина «Опасна езда», однако на сегодняшний день это понятие не закреплено.

Примеры бесконтактного ДТП

К случаям таких аварий можно отнести следующие:

  • водитель производит резкий маневр, выезжая на встречную полосу, чем вынуждает другого шофера столкнуться с другими авто, ограждение или наехать на пешехода;
  • водитель не предупреждает других участников о выполнении маневра: поворота, разворота;
  • на дороге неожиданно появляется пешеход и ведет себя не в соответствии с ПДД;
  • на дороге происходит падение груза с транспортного средства, что создает помехи другим участникам движения.

Если виновником аварии является пешеход, то возмещение вреда пострадавшим возможно только через суд, поскольку отсутствует полис и страховая компания, которой можно было бы предъявить требования.

Как оформить бесконтактное происшествие

Соблюдение требований при оформлении аварии – залог беспроблемного взыскания компенсации за ущерб в будущем. После ДТП все участники должны выполнить остановку, включить сигнализацию и выставить аварийный знак, чтобы сообщить остальным об опасности.

Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте установят нарушителя, действия которого привели к несоблюдению ПДД другими участниками движения, которые непосредственно осуществили столкновение в связи с этим.

Еще до приезда инспекции можно собирать материалы – произвести фотосъемку, записать видео обстановки на дороге, выяснить наличие видеорегистраторов, опросить очевидцев и сообщить просьбу остаться до приезда ГИБДД, чтобы ее служащие могли отобрать пояснения в установленном законом порядке. Это важно, поскольку при сокрытии нарушителя с места правонарушения доказать виновность получится только с помощью свидетельских показаний или видеозаписи регистратора.

Убирать транспортные средства с дороги не нужно, ведь сотрудники ГИБДД должны будут составить детальную схему ДТП.

Важно проследить, чтобы авария была отнесена к категории бесконтактных происшествий, в ином случае ответственным лицом станет один из потерпевших, а не действительный нарушитель. При любом факте несогласия его нужно фиксировать письменно в протоколе.

При оставлении виновником места аварии не нужно пытаться его догнать на автомобиле, поскольку это является также сокрытием с места происшествия и может повлечь за собой лишение водительского удостоверения.

По Европротоколу без вызова ГИБДД оформить бесконтактное ДТП не получится, поскольку для этого не соблюдается условие нанесения ущерба двум автомобилям путем их столкновения.

Также, нужно контролировать все действия сотрудников ГИБДД – ошибки на этом этапе могут повлечь дальнейшую невозможность доказать свою правоту страховой компании или судебному органу.

Определение виновного

Установление виновного в аварии участника входит в полномочия госавтоинспекции или суда.

При установлении нарушителя сотрудники ГАИ оформляют постановление и выдают документы всем участникам происшествия. В них фиксируют нарушителя правил движения, а не виновного в бесконтактном ДТП лица. При достаточном количестве доказательств нарушитель сможет взыскать ущерб с виновника.

Взыскание компенсации

Вред, нанесенный при бесконтактном ДТП, входит в список страховых случаев полиса ОСАГО. Виновник инцидента подлежит административной ответственности или уголовной – если причинен тяжкий вред здоровью участникам или действия повлекли за собой гибель людей.

Возмещение вреда здоровью возможно на основании медицинских справок, заключений путем обращения в суд в порядке гражданского производства – сделать это может пешеход и пассажир.

Компенсацию потерпевшему производит не его страховая организация, а страховщик виновного. Обязательным обстоятельством, при котором можно получить выплату в страховой, является официальное определение вины гражданина на основании произведенного расследования.

Обратиться в свою страховую компанию, которая оформила полис, потерпевшему не получится – он получит отказ. В случае отсутствия полиса гражданской ответственности у виновного, получить компенсацию в своей страховой компании не удастся – она не возьмет на себя такую ответственность.

Порядок действий по возмещению вреда следующий:

  • обращение в страховую организацию виновного лица;
  • при отказе страховой компании в компенсации ущерба нужно написать и предъявить предсудебную претензию;
  • при дальнейшем отказе или в случае отсутствия страхования у виновника необходимо обратиться в суд в исковом порядке.

Документы для страховой организации

Страховщику виновника нужно предоставить такие бумаги:

  • заявление на получение страховой компенсации;
  • документы из ГИБДД, фиксирующие факт бесконтактной аварии (извещение о происшествии, справки, протоколы и т.д.);
  • постановление о привлечении виновника к административной ответственности (копия);
  • копии документы пострадавшего: удостоверения личности, водительских прав, техосмотра, ПТС;
  • документы, квитанции, чеки, которые подтверждают расходы в связи со случившимся.

Транспортное средство нельзя ремонтировать до решения страховщика, поскольку последний вправе осмотреть его или произвести собственную экспертизу.

Судебный порядок

Для обращения в суд важно иметь на руках протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором зафиксированы виновник и потерпевший.

При рассмотрении дела нужно подготовить как можно больше доказательств:

  • документы ГИБДД;
  • электронные носители информации с фиксацией обстоятельств аварии;
  • письменный отказ страховой, если подавалась досудебная претензия;
  • перечень очевидцев аварии, которые могут быть вызваны в заседание в качестве свидетелей;
  • документы страховой компании.

Суд на основании доказательств может сделать вывод о том, что на участке дороги, где произошла авария, ответчик в нарушение ПДД произвел действие или бездействие, повлекшее столкновение других участников движения.

Примеры из практики

При наличии доказательств нужно действовать и обращаться в суд. Рассмотрим некоторые ситуации бесконтактных ДТП.

Пример А

Автомобиль снес ограждение впоследствии резкого маневра другого транспортного средства. Страховая организация водителя, который выполнил маневр, отказала владельцу поврежденной машины в выплате, указав в ответе на предсудебную претензию, что последний не рассчитал влияние погодных условий на дорожную обстановку и не придерживался соответствующего скоростного режима.

Однако пострадавший привлек к оценке своих действий независимого эксперта, заключение которого подтвердило, что с его стороны не было нарушений и техническая возможность избежать столкновения путем других маневров отсутствовала. Страховой организации на основании решения суда пришлось выплатить компенсацию ущерба в заявленном истцом объеме.

Пример Б

Высокий панелевоз, двигаясь на участке дороге с большим количеством деревьев у обочины, задел ветку на одном из них, вследствие чего она сломалась и рухнула на припаркованную рядом машину. При обращении в страховую был получен ответ, что владелец авто виноват сам, поскольку оставил транспорт на опасном участке дороги.

В ходе судебных заседаний на основании фотографий и видеофайлов было установлено, что истец не нарушил ПДД и осуществил стоянку правильно, а данный случай относится к страховым. Таким образом, вина водителя панелевоза признана, и его страховщик должен погасить компенсацию.

При отказе суда можно подать заявление в апелляционный, а далее – и в Верховный суд РФ. Иногда судья может неправильно трактовать обстоятельства ДТП, а при оспаривании их решений коллегия вышестоящего органа может постановить, что при первоначальном рассмотрении присутствовало заблуждение суда.

Еще одним вариантом исхода дела может стать признание судом вины обоих водителей. В этом случае сумма иска будет удовлетворена не в полном объеме – выплаты заявителю составят меньшую сумму, которая высчитывается на основании его доли вины в ДТП.

Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому. Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами. Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.

Определение бесконтактного ДТП

Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

  • Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
  • Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
  • Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
  • Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.
Читайте также  Есть сейф для гладко ствольного нужен ли отдельный сейф для травматического оружия

На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности

В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:

  • При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
  • Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
  • Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.

Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.

Что делать при бесконтактном ДТП

При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП. В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего. Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.

Возмещение ущерба

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Судебные разбирательства

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Бесконтактное ДТП — судебная практика

1. Что такое бесконтактное ДТП?

По правилам дорожного движения РФ дорожно-транспортное происшествие обладает несколькими важными параметрами:

это событие, которое возникло во время движения транспортного средства;

погиб, или получил ранение человек;

нанесен ущерб транспорту, сооружениям, грузам и т.д.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают ситуацию, где есть человек, который виновен в аварии, и он оплачивает нанесенный ущерб. Представим ситуацию: по дороге едет два автомобиля, загорается красный на светофоре. Первая машина тормозит. Второй водитель не выдерживает дистанцию на светофоре и случайно бьет машину, которая ехала перед ним. Здесь все понятно, есть человек, который нарушил ПДД, и будет нести наказание. Представим другую ситуацию: по дороге едет не две, а три машины. Загорается красный цвет, машина номер 1 начинает торможение, машина номер два подрезает третью машину, машина номер 3 уклоняется и врезается в первый автомобиль. Загорается зеленый и вторая машина спокойно уезжает, так как она не зацепила никакую из машин. Кто будет виновником в такой ситуации? Распространено мнение, что виноват третий водитель, так как он не справился с ситуацией, не смог вовремя притормозить и обязан теперь оплатить ущерб. Сотрудники ГИБДД зачастую придерживаются этой версии и оформляют соответствующий протокол. Но если бы не второй водитель, то столкновения не было. Такую ситуацию принято называть бесконтактным ДТП. Это вид дорожно-транспортных происшествий, в которых предполагаемый виновник стал причиной аварии, но сам в аварии не участвовал и никаких повреждений не получил.

Правительство РФ неоднократно инициировала введение в ПДД понятие “опасная езда”, но на законодательном уровне это не было введено. Хорошая новость в том, что уже есть практика, где вину делят между “бесконтактными” и обычным виновниками ДТП, или полностью признают за человеком, который стал причиной аварии.

2. Особенности и основные причины бесконтактного ДТП

Особенности бесконтактного ДТП

Виновник аварии не участвует в столкновении.

Виновный чаще всего спокойно покидает место ДТП, так как не считает, что это имеет к нему отношения.

Это является страховым случаем.

Участники ДТП не могут договориться между собой о возмещении ущерба, обязательно требуется протокол сотрудников ГИБДД и обращение в страховую компанию.

Распространенные причины возникновения бесконтактного проишествия

Пешеход перебегает дорогу на красный свет, или в неположенном месте.

Водитель не предупреждает о повороте и других маневрах.

Падение дерева, или пересечение дороги животным.

Падение незакрепленного груза с транспорта.

Водитель нарушает ПДД.

Глеб К. ехал в своем автомобиле с обычной скоростью. Из-за резкого маневра другого автомобиля, водитель был вынужден отклониться в сторону и снес дорожное ограждение. Страховая отказала в выплате, ссылаясь на то, что водитель не учел погодные условия и двигался превышая допустимую скорость. С помощью независимой экспертизы, водитель смог доказать, что избежать столкновения было невозможно. Страховая была вынуждена полностью оплатить ущерб.

3. Как действовать, если попал в подобную аварию?

Не будем останавливаться на общем порядке действий после аварии, ознакомиться с ним вы можете в нашей статье о ДТП. Поговорим об особенностях бесконтактного ДТП.

Надо быть готовым, что в протоколе сотрудники ГИБДД, вероятнее всего, признают виновным в ситуации вас. Скорее всего, дело придется передавать на рассмотрение в суд. Хорошо, если в автомобиле есть видеорегистратор, который записал все детали аварии. Если нет, то постарайтесь сфотографировать/записать марку, цвет и номерные знаки виновника. Чем больше информации получиться собрать, тем лучше. Заручитесь поддержкой свидетелей, которые смогут подтвердить, что были причины поменять траекторию движения. Даже если вы после происшествия чувствуете себя нормально, лучше дополнительно провериться у врача.

4. Что делать, если стал виновником бесконтактного ДТП?

Простая и естественная реакция — покинуть место ДТП. Но маловероятно, что получится скрыться. Номера машины, скорее всего, запишут видеорегистраторы, или запомнят свидетели, потому найти виновника не составит труда. В данном случае к нарушению ПДД добавится еще и сокрытие с места преступления, что станет отягчающим фактором. Самое разумное — остановиться, убедиться, что пострадавшим не требуется помощь и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

5. Судебная практика, детали дела

На примере одного дела, которое вели наши юристы, рассмотрим, как меняет ситуацию помощь юриста при бесконтактном ДТП.

5.1 Общая картина

К нам за консультацией обратилась Светлана. Она ехала по дороге, перед ней на полосу вылетел форд. Объезжая возникшую помеху, она не справляется с управлением и врезается в парковку, где разбивает 3 автомобиля. Водитель форда спокойно уезжает. Все произошедшее записано на видеорегистратор. Медицинское освидетельствование показало, что у Светланы легкое сотрясение мозга.

Приехавшие сотрудники ГИБДД в протоколе отметили что водитель не выполнила пункт 10.1 ПДД и заводят протокол. Согласно ему, она должна была ехать с той скоростью, которая позволила бы спокойно затормозить и не причинить ущерб остальным машинам.

Читайте также  Нужно ли сдавать свидетельство о браке при расторжении брака

В России обычно принято не признавать виновной первую машину, которая создала аварийную ситуацию, но в последние годы появляются прецеденты, когда удается доказать факт бесконтактной аварии. Исход дела зависит только от вмешательства юриста и его умения поворачивать ситуацию под правильным углом.

5.2 Линия защиты

Юрист решил действовать сразу по двум направлениям.

Обжаловать вину нашего клиента по протоколу ГИБДД (подали жалобу в районный суд)

Доказать вину первого участника (подали заявление в ГИБДД на первого участника, за непредставление преимущества при выезде с прилегающей дороги, пункт 8.3 ПДД, за скрытие с места происшествия, ответственность предусмотрена кодексом 12.27 КоАП и за причинение легкого вреда здоровью, статья 115 УК РФ.

Из-за специфики кодекса об административных нарушениях (он отличается от ГК И УК), юрист подавал в ГИБДД 3 разных заявления.

5.3 Развитие событий

Вину Светланы удалось полностью снять решением суда из-за процессуальной ошибки в протоколе.

Две из трех жалоб, направленных в ГИБДД, были отклонены. После отклонения жалобы у юриста появилась возможность обратиться в районный суд для оспаривания. Районный суд согласился с доводами адвоката и вернул дела на рассмотрение в ГИБДД. При повторном рассмотрении сотрудники признали вину водителя на форде.

5.4 Итог

В результате аварии пострадало 3 автомобиля на парковке и машина Светланы. Страховка не покрывала полностью ремонт 3 автомобилей и клиент должен был оплачивать дополнительный ущерб самостоятельно. На ремонт ее автомобиля страховая не выделяла средства, так как она считалась виновником аварии. Начиная дело, юрист планировал, что сможет доказать, что в аварии виновны двое и снизить сумму выплаты ущерба для клиента в половину. Благодаря удачному ведению дела, удалось доказать, что клиент полностью невиновен. На этом основании страховая была обязана выплатить средства Светлане на ремонт ее автомобиля, а весь долг по ущербу трем автомобилям на парковке перешел на водителя, который стал причиной ДТП.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Что такое ДТП без столкновения?

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям. Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

Применение нормативных документов

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта. Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии. Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения. Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения. В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Оформление бесконтактного ДТП

Правила оформления ДТП без соприкосновения такие же, как при обычных происшествиях. Порядок действий участников ДТП — стандартный. Единственное отличие состоит в том, что оформление Европротокола по обоюдному согласию не предусмотрено. Обязательно оформление аварии выполняется сотрудниками ГИБДД. Таким образом, действия участников события заключаются в следующем:

1) Вызов сотрудников ДПС на место аварии.

2) Сбор первичного материала на месте происшествия:

  • съёмка места столкновения, следов аварии и повреждений автомобиля;
  • привлечение очевидцев события, уточнение их показаний и контактных данных, уговор в даче официальных свидетельских показаний;
  • выяснение наличия материалов видеорегистратора на машинах участников движения, зафиксировавших скрывшегося виновника аварии или внешней камерой.

3) Не стоит гнаться за виновником происшествия, покинувшим место аварии, рискуя заработать лишение водительских прав за убытие с места события до приезда сотрудников полиции. Вместо этого освободите проезжую часть, т.е. нужно отъехать или отбуксировать пострадавшую машину на обочину.

4) Внимательно ознакомьтесь с протоколом происшествия, составленным сотрудником ГИБДД на месте аварии. Запишите в нём свое несогласие, если постановление вынесено в адрес невинной стороны, так как в противном случае получить страховую компенсацию ущерба будет невозможно.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта. Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий. Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения. Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте. Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны. Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД. Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде.

Видео: Бесконтактное ДТП

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: