Дети блокадного ленинграда кратко

Беседа «Детям о блокаде Ленинграда»

Богдарина Татьяна
Беседа «Детям о блокаде Ленинграда»

В истории нашего города есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

От нас с Вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители — ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня.Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Наш город оказался в блокадном кольце.

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего — только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?

-ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась?К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…

звучит песня «Ладога»

В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев

Итак, дорогие друзья, мы немного с вами поговорили, вспомнили о тех страшных днях! А теперь, давайте представим, мы с вами, это те самые войска, которые не давали фашистам взять наш город Ленинград!

Посмотрите на игровое поле!

5 команд — Давайте представимся

Сейчас мы с вами все находимся на самой главное линии – на передовой! Каждая команда отмечена своим цветом (картинкой) И наша с вами задача – Не пустить врага к городу!

Как же мы будем это делать?

По очереди каждой команде я буду задавать вопросы. На первой линии – они самые самые сложные.. Если вы даете правильный ответ – то остаетесь на этой первой линии, если нет – то отходите назад. И на второй линии вопросы будут уже проще. И чем ближе вы к Ленинграду, тем меньше на вас будут нападать «Враги»

Если вдруг, вы уже оказались на последней 4 линии, и дальше отходить вам некуда, то это не страшно! Вы будете помогать тем войскам, которые еще держат оборону!

Готовы? Тогда В Бой!

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января — особая.

Беседа «Как и что рассказать детям о космосе» Как и что рассказать детям о космосе? Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей.

Беседа с детьми «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» Уважаемые родители! Расскажите детям о войне! Расскажите ребенку об истории возникновения.

Беседа «Детям о коррупции» «ДЕТЯМ О КОРРУПЦИИ» ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: -дать понятие.

Беседа во второй младшей группе «Спички детям не игрушки» Беседа во второй младшей группе на тему: «Спички детям не игрушки!Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию беседу с детьми второй младшей.

Детям о народном празднике — дне Ивана Купала. Беседа. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё.

Рассказ «Мужество и стойкость Ленинграда» В русской истории имеется немало примеров высокого патриотизма и самопожертвований, проявленных в борьбе с захватчиками русских земель,.

Сказка-беседа «Детям о Спиде» Автор-составитель педагог-организатор УДО Горловский ЦВР Леонова В. А. Сказка-беседа «Детям о СПИДе» Цель: Познакомить детей с понятиями.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

«Жар-птица». Инсценировка одноименной поэмы Геннадия Алексеева о блокаде Ленинграда для подростковой театральной студии В. Лысенко /по одноименному произведению Геннадия Алексеева «Жар-птица» Поэма о блокаде Ленинграда/. ЖАР-ПТИЦА Действующие лица: Она — Он.

Дети блокадного ленинграда кратко

Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно и благородно. Суровая блокада города началась 8 сентября 1941 года.

Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель была – выжить. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как немецкие войска уничтожили Бадаевские продовольственные склады, обеспечивавшие не только город, но и часть армии. В городе начался голод.

Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.

С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Всего лишь 3% населения погибло от бомбежек, остальные 97% — от голода. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных.

Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.

Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы – чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком.

Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму.

Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе.

Хвоя. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.


В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей.

Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве ( в основном, мальчишки). Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни.

СЧАСТЛИВЫЕ НАХОДКИ

Была история, когда на антресолях в доме нашли целый чемодан сухарей, который когда-то бабушка привезла на хранение и про него забыли.

Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.

Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом.

КАКИМ БЫЛ ПАЕК

Блокадный паек был очень скудным, даже чтобы поесть один раз, а он выдавался людям на целый день. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.

Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем – через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел.

Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города.

Голод — не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды.

Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Люди героически боролись за свой город, за свою страну. Они выстояли и не сдались. 27 января 1944 года блокада, которая длилась 842 дня, была полностью прорвана. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.

Существовали ТРИ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, когда человек расходовал все личные ресурсы исключительно на себя.

СЕМЕЙНАЯ – ресурсы добывались и расходовались сообща внутри семьи.

КОЛЛЕКТИВНАЯ , когда группа людей поддерживала друг друга.

Конечно в коллективе выживать было проще.

Прежде, чем погибнуть, человек долго и мучительно «доходил»: терял до 50% веса, покрывался вшами, болезненно отекал, иногда терял зубы и полностью изнашивал сердце (оно теряло в весе, как и все мышцы, переставая справляться с нагрузками). В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т.п.

НЕПИСАННЫЕ ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Эффективность немецких бомбардировок в Ленинграде оказалась не такой высокой, как было запланировано противником. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов. Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным.

До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Всего около 3% жертв блокады погибли от снарядов. Правда, вторая беда – голод – оказалась страшнее бомбежек: оставшиеся 97% скончались именно из-за скудного питания.

ПОМЕНЬШЕ ВИЗИТОВ

С голодом было связано и еще одно негласное правило – даже если такая возможность появлялась, блокадники редко ходили друг к другу в гости. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить.

Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам.

ПРАВИЛА ПИТАНИЯ

Вообще правила питания являлись для блокадников основными. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два – на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери.

В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. «Вероятно, срабатывал инстинкт самосохранения», — говорят бывшие блокадники.

ПОВЕДЕНИЕ В ОЧЕРЕДИ

Что касается очередей за продуктами питания, то тут люди действовали вполне осознанно. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности.

Р.И. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.

«НЕ ЛОЖИТЬСЯ»

Нормы хлеба все время уменьшались. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо.

О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. «Кто ложился, тот больше никогда не вставал».

В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали…

А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» (за наличие внутри самокрутки суррогатов табака), и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек.

Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток. И шутили – два воробья на котелок воды – доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить. Главное – действовать и верить в победу!

ПОДВИГ, СОВЕРШЕННЫЙ ЛЮДЬМИ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ, НЕЛЬЗЯ ЧЕМ-ЛИБО ИЗМЕРИТЬ. ЕГО НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА И ЧТИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик. Отсюда очень часто, как показывают различные опросы, в головах нынешних школьников полная каша из исторических имен, фактов и событий. Порядка в умы не добавляют и попытки некоторых «умников» переписать современную историю. От того, как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира.

Читайте также  Должностная инструкция бухгалтер по валютному контролю на предприятии

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

«Дорога Жизни»

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, герой .Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.

У каждого блокадника своя трагическая история. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня». Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали. В 1945 году она вернулась в Ленинград.

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала : фотографий, фильмов, картин, художественной литературы.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Учащиеся среднего возраста имеют уже небольшой социальный опыт и определенный багаж накопленных знаний. Они уже готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда. Рекомендации к построению беседы в том, чтобы большее внимание уделить литературным произведениям, документальным свидетельствам. Обсуждение стратегий выживания людей. Темы сопереживания, сочувствия, милосердия являются приоритетными. Вызвать интерес к дальнейшему изучению.

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

  • Как вообще стало возможным допустить блокаду такого города, как Ленинград.
  • Каковы были варианты развития событий.

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Нельзя только оперировать статистическими данными о количестве сброшенных на город бомб и разрушенных домах. Абстрактные цифры не вызовут такого эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники. Опираться нужно только на факты, избегая обобщений. Участники блокады были живыми людьми, перед которыми стоял и моральный выбор, и каждый делал его сам. Не нужно навязывать детям своих эмоций, они должны испытывать свои собственные.

Читайте также  Регистрация права собственности по приватизации

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дошкольникам и младшим школьникам

  • «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова. Как многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
  • «Вот как это было». Автор Юрий Герман.
  • «Кукла». Автор Г.Черкашин.

Средним школьникам

  • «900 дней мужества». В.Воскобойников.
  • «Оружие для победы». В.Воскобойников.
  • «Василий Васильевич». В.Воскобойников.

Старшеклассникам

  • «Седьмая симфония». Автор Т.Цинберг.
  • «Мальчишки в сорок первом». Автор В. Дубровин.

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю «под себя». Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

Дети блокадного ленинграда кратко

Дети блокадного Ленинграда

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 � дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей � от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Откройте сегодня монографию «Рисуют дети блокады». Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. �Что ты нарисовал!� � спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего». Они были такими же блокадниками, как взрослые�. И погибали так же.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой � на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, � писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова � Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату. Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах. » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли �зимовщиками�.

Читайте также  Как амортизировать основные средства проводки

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом � «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

А весной у школьников началась «огородная жизнь».

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи � медалями �За оборону Ленинграда� . Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов � всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками � «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

Детство, опаленное блокадой. Как жили юные ленинградцы в осажденном городе

Фото предоставлено пресс-службой УТ МВД РФ по СЗФО

Четыре года отнято у детства,
Какая память позабудет это.
Все может временем стереться
Но только вечна память сердца.

В.В. Харламов

Блокада Ленинграда – эта та страница истории Великой Отечественной войны, о которой до сих пор трудно говорить. На памяти человечества нет такого примера, когда целый город на протяжении 872 дней и ночей, находясь в кольце блокады, не только жил, но и из последних сил боролся за Победу.

Особенно сложно эти лишения дались детям, ведь захватчики не щадили никого. Маленькие ленинградцы, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали им силы работать и воевать. Ведь только освобождение могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.

Холод, голод и залпы нескончаемых бомбежек навсегда останутся в воспоминаниях Валерьяна Харламова. Он родился 28 апреля 1933 года в интеллигентной ленинградской семье. Детство маленького Валерьяна прошло в коммунальной квартире на Можайской улице Ленинграда в окружении бабушки, дедушки и младшей сестренки.

Война застала его восьмилетним мальчишкой на даче в деревеньке Тярлево под Павловском Ленинградской области. «Я помню этот день. 22 июня была прекрасная солнечная погода, небо было голубое-голубое, — рассказывает Валерьян Валерьянович. — Мальчишкой я резвился вместе с деревенской детворой на улице. Но в 4 часа вечера приехал мой дедушка. Тогда я впервые увидел его, хирурга, в военной форме. В этот день он был особенно строг и собран. Он рассказал нам о войне. Мы собрали вещи и поехали в Ленинград. Так закончилось мое детство».

Одним из ярких воспоминаний Валерьяна Харламова стал голос Сталина, обратившегося по радио к советскому народу. В их доме тогда стояла радио-тарелка. Голос вождя показался мальчику высоким, с сильным грузинским акцентом.

Времени на подготовку к войне у жителей города почти не было. Немецкие войска достаточно быстро подступили к Ленинграду со стороны Прибалтики. Начались налеты, обстрелы и вечно выла сирена. Звук был пронизывающим и неприятным, давящим на нервную систему. Даже сейчас Валерьян Валерьянович вздрагивает, когда слышит звук учебной гражданской тревоги.

В конце июня 1941 года советское правительство приняло решение эвакуировать часть жителей Ленинграда. Семья Харламовых оказалась в заветных списках на отправку до большой земли. 15 августа 1941 с мыслями о том, что скоро он будет в безопасности Валерьян вместе с бабушкой, тетей и сестрой сел в пассажирский поезд, однако доехать тот успел только до Бологое Тверской области.

Фото предоставлено пресс-службой УТ МВД РФ по СЗФО

Стратегически важная железнодорожная станция Бологое оказалась занята немцами. Пассажиров выводили в лес, а через какое-то время поезд разбомбило. Началась паника. Люди разбежались и до самого вечера ожидали, когда стихнут бои. Валерьян даже видел проходящие мимо вражеские танки. Мальчик старался держаться рядом с бабушкой, но артобстрелы и страх сделали свое дело. В какой-то момент он потерял из виду родственников и остался совсем один. Дорога в безопасность оказалась закрыта. Солдаты собрали выживших людей и вернули их обратно в Ленинград.

На Московском вокзале пострадавших встречали медики, военные и работники НКВД. Оттуда, оставшись без надзора взрослых, наш герой вместе с другими потерявшимися детьми попал в Распределитель № 25 на Песочной набережной для последующей эвакуации. По счастливой случайности он находился недалеко от туберкулезной больницы, в которой работала тетя Валерьяна – Людмила Борисовна. Шустрый и любознательный мальчик приметил, что одна доска отходит от забора. Подгадав момент, он убежал к своей тете. Так Валерьян Харламов остался жить у нее. Только весной 1944 года он узнает, что его родные выжили и были эвакуированы в Киров до окончания блокады.

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеских войск. Началась самая долгая битва Великой Отечественной войны. Город погрузился в глухую оборону: устанавливались артиллерийские зенитные точки, высоко крепились аэростаты, чтобы немцы не могли низко летать над городом. Основной целью бомбежек стали мосты, архитектурные памятники, военные и промышленные предприятия, и конечно Бадаевские склады.

Немецкие захватчики могли до 20 раз в день бомбить и расстреливать город. Поначалу во время налетов люди убегали в бомбоубежище, но потом обессиленные жители блокадного города привыкли, смирились перед лицом приближающейся смерти и перестали прятаться.

Обучение в школах возобновилось только глубокой осенью 1941. Особых условий для занятий не было, в здании было холодно. О тетрадях даже не мечтали, школьникам приходилось использовать то, чтоб было под рукой. Так, на полях советских газет изголодавшиеся ученики пытались сохранять знания об изученном материале. Еще ребят привлекали к работе в госпиталях. Там они помогали скручивать бинты. Валерьян читал стихи раненым, а кто-то пел песни. Эти концерты отвлекали от постоянных мыслей о еде, и в этом заключалась миссия маленьких ребятишек.

Особенно тяжело пришлось зимой 1941 года. Морозы лютовали, но в тоже время суровая зима помогла ленинградцам избежать эпидемии, ведь улицы были усеяны трупами. Еды, воды и электричества в городе не было. Всех преследовало ощущение постоянного голода и слабости. Ребята, обычные малыши, которым хотелось прыгать, бегать и играть, едва могли двигаться, стали маленькими старичками.

«Дети таяли, как свечки, — поделился Валерьян Валерьянович своими воспоминаниями. – В нашем доме жила девочка – Наташа. Она постоянно грелась около буржуйки, и в один день, видимо, подошла слишком близко — ее платьишко загорелось. Она побежала по коридору, но девятилетний Валерьян не растерялся, схватил пальто и затушил на ней огонь. Спустя несколько дней Наташа умерла».

Однажды герой нашей истории вместе с тетей Лидой нашел в шкафу холщевый мешочек с сухариками. Оказалось, что его припрятала на черный день мама Лидии Борисовны, которая умерла еще до начала войны. Эта находка стала спасительной в самую сложную зиму блокады. Валерьян ел только несколько сухариков в день, к остальному запрещал себе притрагиваться. Уже тогда он понимал: как важно думать и о завтрашнем дне. Сухарики на всю жизнь остались для него самым вкусным лакомством.

Весной 1943 переживать блокаду стало легче: уже была открыта Дорога жизни, ленинградцы занялись посевами: сажали морковь, турнепс, капусту, картошку. Школьникам выдавали лопаты, которые оказались тяжелее их. Но желание жить и помогать взрослым оказалось сильнее тяжести лопат.

Одно из самых страшных воспоминаний Валерьяна связано с апрелем 1943 года. Этот месяц выдался теплым, женщины уже облачились в легкие платья, мужчины сняли тяжелые бушлаты. По Невскому проспекту восстановили движение общественного транспорта. В одни из особенно теплых весенних дней Валерьян отправился в центр города. Ему навстречу от Адмиралтейства шел трамвай, состоящий их больших вагонов, в народе их называли «американками». Вдруг начался налет вражеской авиации люди стали прятаться, и общественный транспорт остановился, водитель не успел открыть двери, как во второй вагон попал снаряд. И он весь разлетелся в клочья. Зрелище было ужасающим. Все развалилось. Вместо вагона остался клубок тел, клочьев одежды, вокруг слышны были только стоны. И солнце померкло сразу.

За две недели до снятия блокады по всему городу стояла непрекращающаяся канонада боевых зарядов. Земля гудела и тряслась, стреляли совсем близко. Узники города не понимали что происходит. Многие решили, что это немцы подошли близко и вот-вот захватят несгибаемый Ленинград. И так продолжалось на протяжении недели. С форта Кронштадт, Красной горки немцев обстреливали из артиллерийских орудий и советские солдаты отбили Ленинград. Первая весть о том, что город освобожден была встречена всеобщим пиком радости и ликования. Весь город высыпал на улицы. Люди, окрыленные победой, плакали, смеялись и обнимались с незнакомыми прохожими, как родные. Это было неповторимо.

Семья Харламовых вновь объединилась лишь весной 1944 года. Вместе с дедушкой 11-летний Валерьян поехал встречать бабушку и сестру на вокзал.

В августе 1944 года Валерьян стал свидетелем того, как по Невскому проспекту прошел марш немецких военнопленных. Немцы шли молча. Понурясь. Конвоиры скорее охраняли их от населения – да и вряд ли кому из немцев пришло бы в голову бежать. Люди стояли и смотрели, но сдержать эмоций не могли. Женщины ругали и проклинали их. Только конвой останавливал их от того, чтобы не растерзать врага, принесшего так много горя. А после четыре поливных машины проехались по Невскому и вымыли всю грязь. Их город провожал аплодисментами.

У Валерьяна Харламова, как и у всех ленинградских детей было особое, опаленное войной, детство. Он рос в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: