Должностная инструкция машиниста передвижной компрессорной станции

Должностная инструкция машиниста передвижной компрессорной станции

в Министерстве юстиции

18 августа 2020 года,

регистрационный N 59313

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 июля 2020 года N 442н

Машинист компрессорных установок

Содержание

I. Общие сведения

Эксплуатация стационарных компрессоров, турбокомпрессоров и автоматизированных компрессорных станций

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение надежного и эффективного функционирования компрессорных установок, в том числе стационарных компрессоров, турбокомпрессоров и автоматизированных компрессорных станций

Операторы паровых машин и бойлерных установок

Операторы промышленных установок и машин, не входящие в другие группы

Отнесение к видам экономической деятельности:

Ремонт машин и оборудования

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Эксплуатация стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 10 кгс/см , с подачей

Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров малой производительности

до 5 м /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей (далее — компрессорные установки малой производительности)

Устранение неисправностей узлов и механизмов компрессоров и вспомогательного оборудования компрессорных установок малой производительности

Эксплуатация стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 10 кгс/см , с подачей

Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров ниже средней производительности

от 5 до 100 м /мин или давлением свыше 10 кгс/см , с подачей до 5 м /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей; стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 10 кгс/см , с подачей до 5 м /мин каждый (далее — компрессорные установки ниже средней производительности)

Устранение неисправностей узлов и механизмов компрессоров и вспомогательного оборудования компрессорных установок ниже средней производительности

Эксплуатация стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 10 кгс/см , с подачей

Обслуживание стационарных компрессоров и турбокомпрессоров средней производительности

от 100 до 500 м /мин или давлением свыше 10 кгс/см , с подачей от 5 до 100 м /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей; стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 10 кгс/см , с подачей от 5 до 100 м /мин или давлением свыше 10 кгс/см , с подачей до 5 м /мин каждый (далее — компрессорные установки средней производительности)

Ремонт средней сложности узлов и механизмов компрессоров и вспомогательного оборудования компрессорных установок

Эксплуатация стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 10 кгс/см , с подачей от 500 до 1000 м /мин или

Обслуживание стационарных компрессоров, турбокомпрессоров высокой производительности и автоматизированных компрессорных станций

давлением свыше 10 кгс/см , с подачей от 100 до 250 м /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей; стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 10 кгс/см , с подачей от 100 до 250 м /мин или давлением свыше 10 кгс/см , с подачей от 5 до 100 м /мин каждый; автоматизированных компрессорных станций производительностью до 100 м /мин (далее — компрессорные установки высокой производительности)

Ремонт сложных узлов и механизмов компрессоров и вспомогательного оборудования компрессорных установок

Эксплуатация стационарных компрессоров и турбокомпрессоров давлением до 10 кгс/см , с подачей свыше 1000 м /мин или давлением

Обслуживание стационарных компрессоров, турбокомпрессоров очень высокой производительности и автоматизированных компрессорных станций

свыше 10 кгс/см , с подачей свыше 250 м /мин каждый при работе на неопасных газах с приводом от различных двигателей; стационарных компрессоров и турбокомпрессоров, работающих на опасных газах давлением до 10 кгс/см , с подачей свыше 250 м /мин или давлением свыше 10 кгс/см , с подачей свыше 100 м /мин каждый; автоматизированных компрессорных станций с подачей свыше 100 м /мин (далее — компрессорные установки очень высокой производительности)

Ремонт компрессоров и вспомогательного оборудования компрессорных установок очень высокой производительности

Инструкция по охране труда для машиниста передвижной компрессорной станции

Инструкция по охране труда для машиниста передвижной компрессорной станции

Инструкция
по охране труда для машиниста
передвижной компрессорной станции
1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе в качестве машиниста передвижной компрессорной станции должен допускаться рабочий не моложе 16 лет, имеющий профессиональную подготовку и прошедший: предварительный медицинский осмотр; вводный инструктаж; обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда в квалификационной комиссии; первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. Машинист передвижной компрессорной станции должен пользоваться спецодеждой и индивидуальными средствами защиты в соответствии о установленными нормами: комбинезон хлопчатобумажный; ботики кожаные, рукавицы комбинированные. На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке; брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке; валенки.
1.3. Машинист передвижной компрессорной станции проходит периодическую проверку знаний через 12 месяцев, а результаты проверки оформляются специальными протоколами.
1.4. Для безаварийной работы компрессорной станции машинист должен знать:
• устройство компрессорной станции, назначение и принцип действия всех механизмов;
• правила технической эксплуатации и инструкцию по уходу;
• правила осмотра, причины неисправностей, способы их выявления, предупреждения и устранения.
1.5. Машинисту запрещается передавать кому бы то ни было управление станцией.
1.6. Во время работы передвижные компрессорные станции следует располагать на горизонтальных: площадках, при этом колеса должны быть подклинены (закреплены), устанавливать компрессорные станции вблизи источников горючих газов запрещается.
1.7. При эксплуатации передвижных компрессорных станций наибольшую опасность представляет взрыв в цилиндрах воздушных компрессоров, воздухосборниках или воздухопроводах.
Взрыв может произойти в результате ряда причин, главными из которых являются:
• неправильная работа системы смазки и низкое качество смазочного масла;
• перегрев стенок цилиндров компрессора вследствие значительного повышения температуры сжимаемого воздуха;
• превышение давления сжатого воздуха выше допустимого;
• неправильный монтаж и эксплуатация.
1.8. Все ремонтные и монтажные работы на токоведущих частях компрессорных станций с электрическими приводными двигателями, а также работы по включению в сеть и отключению станций от сетей необходимо выполнить при снятом напряжении.
1.9. Передвижные компрессорные станции производительностью до 15 м/3/мин и давлением воздуха не более 10 кг/см должны иметь манометры на каждой ступени сжатия и на воздухосборнике. На шкалах манометров должны быть нанесены красной краской отметки наибольшего допустимого давления, в случае превышения которого работа запрещается.
1.10. Манометры должны быть проверены и опломбированы. Повторные испытания проводятся не реже одного раза в год.
1.11. На каждой ступени сжатия компрессора и на воздухосборнике должны быть установлены независимые автоматически действующие предохранительные клапаны, каждый из которых отрегулирован на предельное давление и опломбирован.
1.12. Исправность предохранительных клапанов необходимо еже сменно проверять, приподнимая их при помощи специальных рычагов.
1.13. Воздушные компрессоры передвижных станций должны иметь воздушные фильтры на всасывающих патрубках первой ступени и водо-маслоотделители на последующей ступени сжатия.
1.14. При избыточном поступлении масла к смазываемым поверхностям может произойти выброс паров смазочного масла или продуктов его распада в нагнетательную линию, что при определенных условиях может привести к взрыву.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
1.1. Перед началом работы машинист обязан:
• осмотреть снаружи все механизмы станции;
• проверить наличие и исправность пломб на контрольных и измерительных приборах;
• произвести пробный пуск станции (если до этого станция не работала);
• устранить замеченные неисправности и после этого принять станцию на ходу (если до этого станция не работала).
2.2. Пускать станцию при закрытых раздаточных кранах воздухосборника запрещается
Перед каждым пуском станции следует для свободного выхода воздуха открыть раздаточные и продувочные краны на воздухосборнике и промежуточном холодильнике. После того как компрессор разовьет нормальное число оборотов, краны надо закрыть и компрессор перевести на рабочий ход.
2.3. Перед пуском компрессорной станции необходимо:
 открыть краны воздухосборника, промежуточного холодильника и водомаслоотделителя;
 проверить наличие смазочного масла в компрессоре и двигателе; проверить наличие горючего в двигателе и подготовить к пуску. Двигатель следует запускать при выключенном компрессоре. Если компрессор был перед этим в ремонте или длительное время не работал, необходимо предварительно повернуть коленчатый вал вручную.
2.4. Компрессорные станции с приводом от электродвигателя должны быть заземлены.
2.5. Включать в сеть электродвигатель компрессорной станции следует только при помощи пусковых приборов и устройств заводского изготовления. Запрещается включать электродвигатель в сеть при помощи проводов, концы которых скручены вручную.
2.б. При запуске застывшего пускового двигателя передвижной компрессорной станции запрещается подогревать картер и блок двигателя открытым огнем паяльной лампы или факелом. Для подогрева холодного двигателя необходимо использовать горячую воду, заливаемую в систему охлаждения и нагретое масло, заливаемое в картер.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Необходимо постоянно следить за нормальной работой всех агрегатов компрессорной станции, наблюдать за показаниями манометров, термометров и других приборов и аппаратов, контролирующих и регулирующих температуру, давление и расход сжатого воздуха, не допускать перегрузок компрессора и двигателя.
3.2. Воздух, засасываемый компрессором, должен быть хорошо очищен от пыли. Поэтому необходимо следить за исправным состоянием воздушных фильтров, которые необходимо периодически очищать, а масло в них заменять свежим через каждые 40 ч работы. Промывать фильтры бензином или керосином запрещается.
3.3. Следует постоянно наблюдать за работой регулятора производительности, при неисправности которого работать на компрессоре запрещается.
3.4. Систематически, через каждые 2 -3 ч работы станции, следуют продувать воздухосборник и промежуточный холодильник, удаляя скапливавшийся в них конденсат воды и масла.
3.5. Запрещается производить какие-либо ремонтные работы с воздухосборником компрессорной станции, находящейся под давлением сжатого воздуха, в том числе и работу по устранению неплотностей во фланцах воздухопроводов.
3.6. Краны и вентиля на воздухосборнике не должны пропускать воздух.
3.7. Крепление шлангов к штуцерам должно быть выполнено при помощи стяжных хомутов. Применять для крепления проволоку запрещается.
3.8. Нельзя допускать переломов шлангов, запутывать их, а также пересечения с тросом, электрокабелем и шлангом газосварочных аппаратов. Замерзшие шланги следует отогревать в теплом помещении. Отогревать шланги паром запрещается.
3.9. Для подключения шлангов к инструменту и воздухосборнику или для соединения шлангов между собой следует применять штуцера и ниппели с исправной резьбой. Места соединений шлангов не должны пропускать воздух.
3.10. Выключать подачу воздуха путем переламывания шланга или завязывания его узлом запрещается.
3.11. Особую опасность представляет скопление нагара (кокса, смолистых остатков) у крышек воздухораспределительных клапанов, это может явиться причиной взрыва.
3.12. Применять для смазки компрессоров смазочные масла неизвестного состава запрещается.
3.13. Картер компрессора следует ежесменно пополнять маслом. Проверять уровень масла в картере и доливать масла в него можно только при неработающем компрессоре, когда масло стечет со стенок картера.
3.14. Во избежание взрыва запрещается разбавлять картерное масло керосином или дизельным топливом.
3.14. Внутренние поверхности компрессоров слезет промывать керосином или дизельным топливом. Собирать детали после очистки их керосином можно не ранее чем через 3 ч.
3.15. Предохранительные клапаны разрешается разбирать только в случаях их отказа от работы или поломок. После ремонта предохранительные клапаны должны быть отрегулированы и опломбированы специальным лицом, назначенным администрацией. Машинисту компрессорной станции самостоятельно производить тарировку клапанов не разрешается.
3.16. Не менее двух раз в год надо производить чистку промежуточных холодильников, имея в виду, что засорение пылью и масляными остатками внутренних и наружных поверхностей трубок холодильников является основной причиной увеличения температуры сжимаемого воздуха до пределов, выше допустимых.
3.17. Передвижную компрессорную станцию следует немедленно остановить в случае:
• повышения давления воздуха в воздухосборнике выше допустимого;
• повышения температуры нагнетаемого в воздухосборник воздуха более 140°С, а также при непрерывно повышающемся нагреве каких-либо узлов или деталей компрессора, если машинист не может установить причину и самостоятельно устранить ее;
• появления стука в механизмах компрессора или при поломке; перегрузки приводного двигателя.
3,18. Перед остановкой станции необходимо открыть продувочные краны воздухосборника и промежуточного холодильника, а затем остановить компрессор, выключив муфту сцепления.

Читайте также  Можно ли прооперировать катаракту недееспособному инвалиду

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Компрессор должен быть немедленно остановлен в случаях, если:
• манометры на нагнетательной линии показывают давление выше допустимого;
• манометр системы смазки механизма движения показывает давление ниже допустимого нижнего предела;
• внезапно прекратилась подача охлаждающей воды или другой аварийной неисправности системы охлаждения;
• слышны стуки, удары в компрессоре или двигателе или обнаружены их неисправности, которые могут привести к аварии;
• температура сжатого воздуха выше предельно-допустимой нормы;
• возник пожар;
• ощущается запах гари или дыма из компрессора или электродвигателя;
• заметно увеличение вибрации компрессора или двигателя.
4.2. Машинист должен аварийно остановить компрессор (нажать кнопку «стоп») и только
затем доложить руководству.
4.3. После аварийной остановки компрессора пуск его может быть произведен с разрешения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию компрессорной установки.
4.4. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии машинист обязан немедленно перевести пусковые устройства электродвигателей и рычагов управления в положение «стоп».
4.1. Компрессор должен быть немедленно остановлен в случаях, если:
• манометры на нагнетательной линии показывают давление выше допустимого;
• манометр системы смазки механизма движения показывает давление ниже допустимого нижнего предела;
• внезапно прекратилась подача охлаждающей воды или другой аварийной неисправности системы охлаждения;
• слышны стуки, удары в компрессоре или двигателе или обнаружены их неисправности, которые могут привести к аварии;
• температура сжатого воздуха выше предельно-допустимой нормы;
• возник пожар;
• ощущается запах гари или дыма из компрессора или электродвигателя;
• заметно увеличение вибрации компрессора или двигателя.
4.2. Машинист должен аварийно остановить компрессор (нажать кнопку «стоп») и только
затем доложить руководству.
4.3. После аварийной остановки компрессора пуск его может быть произведен с разрешения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию компрессорной установки.
4.4. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии машинист обязан немедленно перевести пусковые устройства электродвигателей и рычагов управления в положение «стоп».

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок рабочее место.
5.2. При низких температурах окружающего воздуха (в зимнее время года) следует после становки станции раздельно спустить в чистую тару масло из картеров и двигателя и компрессора с тем, чтобы его можно было предварительно подогреть при запуске, а из системы охлаждения спустить воду.
5.3. Снять спецодежду.
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ. Мыть руки в масле, бензине, керосине строго запрещается.

Все о профессии машинист компрессорных установок

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Особенности
  2. Обязанности
  3. Знания и навыки по разрядам
  4. Обучение
  5. Рабочее место

Водители и преподаватели школ, фельдшеры и водолазы, стропальщики и пограничники — такие работы более или менее понятны большинству людей. Но встречаются сферы деятельности куда более трудные для понимания, далекие от повседневной практики и простого постижения. Потому необходимо выяснить, к примеру, все о профессии машиниста компрессорных установок — тогда и выбор этой специализации будет вполне осознан.

Особенности

Давая общую характеристику машинисту компрессорных установок, следует сразу указать, что манипуляции с различными видами технологических компрессоров не обязательно подразумевают фиксированное рабочее место. Ведь многие компрессоры — передвижного типа, то есть установлены на транспортных средствах, а не на стройке или промышленном предприятии. Так или иначе, специалист отвечает за весь цикл работы техники. Ведь достаточно малейшего сбоя, чтобы технологическая операция не была выполнена, а компания понесла серьезные материальные и репутационные потери.

У этой профессии, как и у любой другой, есть положительные и отрицательные стороны. В нашей стране технологических компрессоров достаточно много. А потому вероятность остаться без работы сравнительно невелика. Перспективы карьерного роста тоже достаточно внушительны.

Но надо понимать, что машинист компрессора — это всегда риск. А уровень ответственности достаточно высок, и в случае ошибки переложить вину на кого-то еще не получится.

Обязанности

Характеризовать обязанности этого профессионала правильнее всего по ЕКТС. Он будет:

  • обслуживать основные составляющие технологической цепочки;
  • обслуживать узлы подключения и системы распределения масел;
  • следить за правильностью расходования воды, антифриза и других технологических жидкостей;
  • запускать и останавливать агрегаты по распоряжению руководства либо по мере необходимости;
  • выполнять простые регулировочные работы на вверенном участке;
  • обслуживать отдельные технологические компрессоры;
  • регулировать рабочие режимы агрегатов на производстве;
  • оперативно переключать низковольтные электроустановки в положенные режимы;
  • отыскивать и устранять простые неисправности в используемом оборудовании;
  • вести ремонтные формуляры.

Самые квалифицированные машинисты компрессорных установок:

  • обслуживают компрессорные станции в целом, щиты управления;
  • занимаются общими цеховыми системами по обращению со сжатыми веществами;
  • выводят технологические системы в ремонт;
  • налаживают компрессоры, их приводы и аппараты;
  • работают со вспомогательным оборудованием в цехе;
  • координируют работу машинистов более низкого класса.

Стоит отметить и ряд запретов, которые машинисты компрессорных установок должны исполнять неукоснительно. Так, им разрешается работать только в плотной одежде, которая не развевается и полностью застегнута. В комнатах с компрессорными установками не должно быть никакого постороннего оборудования и аппаратов.

Во время эксплуатации компрессоров надо внимательно следить за их работой и за всеми звуками. Заметив утечку масла или воды, специалист должен не только убрать их, но и немедленно выявить причину утечки, а затем устранить ее.

Знания и навыки по разрядам

Машинист компрессорных установок 4 разряда — это уже достаточно серьезный специалист. Он должен знать, как устроены компрессоры и их приводы, как управляется вся система в целом, какие внештатные ситуации могут возникнуть в работе. Придется изучать основные приборы контроля и системы защиты технологического оборудования, персонала. Надо будет знать характерные признаки ненормального развития событий и пути их устранения. Если привод перекачивающей системы работает на электрическом токе, в цеху нечего делать человеку, не имеющему III группы по электробезопасности.

Более высокие требования предъявляются, закономерно, к машинистам 5-го разряда. Те уже должны знать не только общее устройство вверенной техники, но и принципиальные схемы управляющей автоматики, правила ее использования. Надо будет изучить общее устройство и главные принципы действия контрольно-измерительной аппаратуры, датчиков, входящих в систему управления. Ведь все это придется ремонтировать и составлять специальную документацию, чтобы потом привлеченные профессионалы могли разобраться в ситуации. Если системы электрифицированы, придется получать IV группу электрического допуска.

Но самые жесткие требования ждут претендующих на получение 6-го разряда в профессии. Такие машинисты компрессорных установок обязательно знают:

  • как транспортируется газ (основы технологии);
  • схемы размещения трубопроводов в цехе и на предприятии в целом;
  • правила использования автоматических управляющих систем;
  • технические условия и практические правила всех видов ремонта и наладки производственных аппаратов;
  • основные подходы к ремонту приводов, запорной арматуры;
  • технологические тонкости газлифта и сайклинг-процесса.

Еще стоит упомянуть про такие навыки:

  • готовность смазывать компрессорное и сопряженное с ним оборудование;
  • отслеживание качества работы предохранительных систем;
  • своевременное обнаружение признаков критической ситуации;
  • знание рабочих давлений, температур и других параметров на каждом звене технологической цепочки;
  • умение вовремя обнаружить перегрев и устранить его;
  • марки смазочных материалов, их особенности и нюансы применения.
Читайте также  Понятие и классификация затрат объекты и задачи учета затрат в растениеводстве

Обучение

Для того чтобы стать машинистом компрессорных установок, необходимо получить среднее специальное образование по соответствующему профилю. Такую подготовку ведут в самых разных учебных заведениях в нашей стране. Но в первую очередь можно рекомендовать:

  • технологический колледж Москвы;
  • 33-й Московский пищевой колледж;
  • политехнический Казанский колледж;
  • строительно-энергетический Поволжский колледж;
  • Омский техникум мясной и молочной промышленности;
  • машиностроительный колледж Краснодара;
  • индустриальный техникум Волгограда.

Той же профессии обучают и в отдельных высших учебных заведениях. Так, подобная подготовка ведется на факультете среднего образования исследовательского технологического университета в Казани. И в отделении среднего профессионального образования Балтийского университета имени Канта. А еще есть:

  • морской технологический колледж при Владивостокском университете имени адмирала Невельского;
  • политехнический колледж при университете имени Петра I в Санкт-Петербурге;
  • Петербургский рыбопромышленный колледж (на этот раз — представительство Калининградского технического университета);
  • многопрофильный колледж при ТюмГУ.

Если и этих образовательных учреждений кажется недостаточно, то можно еще рассмотреть:

  • Уфимский колледж отраслевых технологий;
  • техникум энергетики и связи в Волгограде;
  • нефтехимический колледж имени Лушникова (Казань);
  • образовательный комплекс имени Талалихина (Москва);
  • экономико-технологический колледж (Екатеринбург);
  • Владивостокский рыбопромышленный колледж при Дальневосточном техническом рыбохозяйственном университете.

Рабочее место

Поскольку машинист компрессорных установок работает со сложным технологическим оборудованием большой протяженности (включая воздушные магистрали), ему приходится постоянно передвигаться. При аттестации рабочей площадки во внимание принимают:

  • уровень биологической угрозы;
  • количество патогенных микроорганизмов;
  • концентрацию опасных органических веществ;
  • насыщение воздуха пылью и аэрозолями;
  • уровень шума;
  • интенсивность воздействия ультразвука и инфразвука;
  • суммарную и локальную вибрацию;
  • электромагнитные поля;
  • излучения без ионизирующего эффекта;
  • ионизирующее излучение;
  • температуру, давление и влажность воздуха;
  • скорость движения воздуха в помещении;
  • уровень теплового излучения;
  • освещенность.

Отраслевые нормы предписывают машинистам компрессорных установок носить спецодежду. Она обязательна даже в тех случаях, когда аттестация рабочего места не выявила никаких отклонений от установленных требований. Положения по технике безопасности предписывают не допускать к такой работе никого моложе 18 лет. Для защиты от потенциально опасных факторов используют:

  • средства поглощения шума;
  • диэлектрические перчатки;
  • диэлектрическую обувь;
  • комбинезоны либо хлопчатобумажные костюмы;
  • комбинированные рукавицы.

Инструкция по охране труда для машиниста передвижной компрессорной станции (58397)

ИНСТРУКЦИЯ № 37 по охране труда для машиниста передвижной компрессорной станции

Назначение и область применения

Передвижные воздушно — компрессорные станции предназначены для снабжения сжатым воздухом перфораторов, отбойных молотков, бетоноломов, шлифовальных и сверлильных машин, краскопультов и краскораспылителей, затирочных машин, пневмопробойников, вибраторов, а также механизации других тяжелых и трудоемких процессов.

На строительно-монтажных работах применяются, как правило, передвижные компрессорные станции с подачей воздуха от 5 до 10 м 3 /мин. Привод компрессоров осуществляется от электродвигателей и от двигателей внутреннего сгорания (дизельных и карбюраторных). По принципу работы компрессоры подразделяются на поршневые, ротационные и винтовые.

Общие требования безопасности

Эксплуатация и ежедневное техническое обслуживание передвижной компрессорной станции производится машинистом.

Машинистами могут работать лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по соответствующей программе, сдавшие зачеты квалификационной комиссии и получившие удостоверение машиниста компрессора. Обучение производится в профессионально — технических училищах, учебных комбинатах или на курсах, располагающих производственной базой для практического обучения.

Машинист компрессорной станции с электроприводом должен иметь не ниже второй квалификационной группы по электробезопасности.

При переводе в процессе работы с одной модели компрессорной станции на другую машиниста знакомят с конструктивными особенностями компрессора и двигателя, порядком пуска агрегата, периодичностью и объемом технического обслуживания. Машинист должен пройти стажировку с последующей проверкой механиком усвоения практических навыков и только после этого допускается к самостоятельной работе.

Перед допуском к работе обязательно проводятся инструктажи по охране труда: вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

Машинист передвижной компрессорной станции должен знать:

устройство, техническую характеристику, принцип работы и правила обращения с механизмами станции;

инструкцию завода — изготовителя по эксплуатации станции;

назначение контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств и правила обращения с ними;

объем и сроки проведения ежесменного и периодических технических обслуживании, ассортимент и назначение смазочных материалов;

способы определения и устранения характерных неисправностей;

правила сцепки и транспортировки на буксире;

правила постановки на консервацию и хранение.

Машинист компрессора обязан выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка, не распивать спиртные напитки и не употреблять наркотических, токсических веществ.

За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Требования к манометрам и предохранительным клапанам станции

Для контроля за давлением компрессорная станция обеспечивается: манометром для контроля давления в воздухосборнике;

предохранительным клапаном для автоматического сброса (стравливания) излишков воздуха из воздухосборника в атмосферу при возрастании давления сверх допустимого;

клапаном минимального давления для отключения подачи сжатого воздуха из воздухосборника при давлении ниже допустимого;

клапаном стравливания для автоматического сброса воздуха из воздухосборника в момент остановки станции;

регулятором производительности для автоматической подачи воздуха в соответствии с его потреблением.

Манометры ежегодно подвергаются проверке и опломбированию. На пломбе отмечается месяц и год проверки. Правильность показаний рабочих манометров проверяется не реже одного раза в 6 месяцев контрольными манометрами, которые в свою очередь, подвергаются проверке через каждые два года.

Манометр устанавливается с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы. Манометр должен иметь красную черту по делению, соответствующему допустимому рабочему давлению. Взамен красной черты разрешается к корпусу манометра прикреплять металлическую пластинку, окрашенную в фасный цвет и плотно прилегающую к стеклу.

Устанавливаемые на компрессоре манометры снабжаются трехходовыми кранами для включения, выключения и проверки манометра.

При проверке исправности манометра трехходовой кран отсоединяется от рабочей среды и соединяется с атмосферным воздухом; стрелка в этом случае должна, не задерживаясь, опуститься на нулевое деление.

При включении в рабочее положение стрелка исправного манометра должна плавно вернуться в первоначальное положение. Поворачивать кран надо медленно, так как при быстром повороте пружина будет испытывать резкое изменение давления, что отрицательно влияет на механизм манометра.

Манометр запрещается использовать, если отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок проверки, стрелка при отключении манометра не возвращается на нуль, разбито стекло.

Требования безопасности перед началом работы

Станция устанавливается на горизонтальной площадке (допустимый уклон не более 5 °) с учетом удобства обслуживания фронта работ и обеспечения проходов и проездов, возможного удаления от мест наибольшей запыленности. Для обеспечения неподвижности станции во время работы под колеса устанавливаются инвентарные упоры (башмаки). В зимнее время площадка стоянки очищается от снега и льда, а при гололедице посыпается песком. Шины защищаются от воздействия солнечных лучей и топлива. При длительном обслуживании объекта производится периодическая перемена мест стоянки с отметкой мелом на шине точек соприкосновения. В жаркое время года станцию желательно устанавливать в тень, в проветриваемое место. При станции должен быть полный комплект исправного инструмента, заправочной посуды (для воды, антифриза, масла), пакет первой медицинской помощи.

После транспортировки станции на большие расстояния (более 300 км) или по дорогам с нетвердым покрытием проверяется центровка компрессора с двигателем. Полумуфты должны совпадать по внешней цилиндрической поверхности с точностью 0,2 мм и отстоять друг от друга на 1,5 мм.

При необходимости установки станции в закрытых помещениях должен быть обеспечен специальный вывод выхлопных газов двигателя.

Перед пуском станции следует:

осмотреть и при необходимости подтянуть все наружные крепления; проверить натяжение ремней крыльчатки компрессора, привода вентилятора и генератора двигателя. Прогиб ремней между шкивами под усилием 3 — 4 кгс должен быть в пределах 10 — 15 мм. Зазор между крыльчаткой и диффузором должен быть не менее 2 мм;

проверить уровень масла в картерах двигателя и компрессора;

заполнить систему охлаждения двигателя чистой мягкой водой, а при температуре ниже 0 ° С — незамерзающим раствором (антифризом, спиртовой или глицериновой смесью);

выключить муфту сцепления двигателя с компрессором;

открыть продувочные краники холодильника и нижний вентиль воздухосборника (раздаточной трубы);

провернуть воротком полумуфту компрессора на 1 — 2 оборота для проверки свободного вращения вала или винтов;

подсоединить к вентилям (последние должны быть закрыты) воздухосборника (ресивера) пневматические шланги. Один вентиль должен быть открыт для стравливания воздуха при пуске станции. Только после выполнения всех подготовительных операций производится пуск станции.

После включения компрессора давление должно быть не ниже 1,5 кгс/см 2 . При холодном масле в картере компрессора стрелка манометра может доходить до деления 8 кгс/см 2 . В этом случае надо дать время поработать компрессору на малых оборотах, пока давление масла не снизится до 2 кгс/см 2 , и только после этого повысить число оборотов.

Холодильник и ресивер продуваются в течение 2 — 3 мин, после чего постепенно поднимается давление и проверяется работа регулирующей системы. При продувке ресивера шины оберегаются от попадания масла и конденсата. При давлении в ресивере больше рабочего на 0,2-0,3 кгс/см 2 компрессор должен автоматически прекращать нагнетание воздуха.

Перед началом работы проверяются показания приборов компрессора, уплотнение фланцев трубопроводов, клапанных головок, коллекторов холодильника на пропуск воздуха, отсутствие течи масла в люках картера, компрессора и местах соединения нижнего и верхнего картеров.

При пуске станции в холодную погоду (при температуре ниже нуля) дополнительно производится подогрев охлаждающей жидкости и масла, прогревание горячей водой нижней части водяного насоса дизеля.

Читайте также  Как написать заявление на внутреннее перемещение тмц

При запуске пускового двигателя рекомендуется применять легко испаряющийся бензин. При температуре ниже — 5 ° С следует применять зимнее дизельное топливо.

При пуске компрессорной станции с электроприводом проверяется направление вращения вала компрессора. Если смотреть со стороны электродвигателя, соединительная муфта должна вращаться по часовой стрелке. В противном случае нарушается циркуляция масла в компрессоре, что может привести к аварии.

От компрессорной станции сжатый воздух подается к пневматическому инструменту резинотканевыми шлангами (рукавами), имеющими соответствующее проходное сечение (внутренний диаметр), которое указывается в инструкции по эксплуатации.

Длина шланга, к которому непосредственно подсоединяется пневмоинструмент, не должна превышать 10 м, так как дальнейшее увеличение длины приводит к значительному падению давления воздуха, а следовательно, и производительности.

От исправности шланга зависит безопасность работающих.

Для подключения шлангов к инструменту и воздухопроводу или для соединения шлангов между собой применяются штуцера. Места присоединения не должны пропускать воздух. Крепить шланги следует стяжными стандартными хомутами.

Присоединять шланги к воздухопроводу и пневмоинструменту и отсоединять их разрешается только при закрытых запорных вентилях, установленных на раздаточных трубах (воздухосборниках) или отводах от основного воздухопровода.

Перед присоединением к инструменту шланг для удаления из него влаги и грязи необходимо продуть сжатым воздухом. Во время перерыва в работе, обрыве (разрыве) шланга и других неисправностях необходимо немедленно выключить подачу воздуха и закрыть воздушный вентиль.

При ремонте поврежденные места шланга должны быть вырезаны. Соединение осуществляется с помощью ниппеля и стяжных хомутов. Затяжка накидных гаек на штуцерах подстукиванием не допускается.

Требования безопасности при выполнении работы

Обслуживание работающей станции сводится к периодическому контролю за показаниями приборов, установлению необходимого рабочего давления, заполнению топливного бака, наблюдению за герметичностью воздушных, масляных, топливных и водяных коммуникаций, прослушиванию шумов. С изменением скорости вращения вала (числа оборотов) двигателя и компрессора шум изменяется по уровню громкости и тональности. При возникновении подозрительных шумов (стуков и ударов) станция должна быть немедленно остановлена. Повторный пуск производится только после выявления и устранения причины неисправности.

Не менее двух раз в смену продуваются холодильник и воздухосборник, а также проворачивается на 3 оборота рукоятка масляного фильтра. Работа компрессора и двигателя внутреннего сгорания с уровнем масла в картерах ниже нижней риски масломера не допускается.

Необходимо следить, чтобы двигатель и компрессор работали без значительных сотрясений и вибраций. При большой вибрации станцию следует остановить и произвести центровку муфты.

При эксплуатации станции в холодное время года для обеспечения ее нормальной работы необходимо выполнять дополнительно следующие требования:

во время работы поддерживать температуру жидкости в системе охлаждения в заданных пределах (от + 75 до + 85 ° С), закрывая радиатор шторкой;

не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу;

применять только зимние сорта смазки;

периодически проверять жидкость в системе охлаждения. При длительной остановке станции или при возможных ночных заморозках слить воду из системы охлаждения двигателя, оставив при этом отверстие для слива в блоке и кран радиатора открытыми. Сливать воду следует не сразу, а после того как температура ее снизится до + 50, + 60 ° С. В конце слива воды необходимо покрутить вал дизеля заводной рукояткой пускового двигателя с включенной шестерней привода;

при температуре воздуха — 10 ° С следует сливать масло из картера и корпуса масляного фильтра двигателя и картеров пускового двигателя и компрессора. Масло рекомендуется сливать в чистую посуду сразу после остановки двигателя и компрессора, пока оно нагрето;

следить за холодильником компрессора, в зависимости от температуры воздуха прикрывать его шторкой, не допуская снижения температуры всасываемого воздуха второй ступени ниже + 5 ° С (приложенная рука к стойке холодильника со стороны всасывания второй ступени не должна ощущать резкого холода).

При применении охлаждающих смесей (антифриза) следует соблюдать особые меры предосторожности, так как антифриз является ядовитой жидкостью и попадание даже незначительного количества в желудок человека вызывает острое отравление со смертельным исходом.

Что это за профессия – машинист передвижного компрессора?

При строительстве домов, мостов и других объектов, а также во время ремонтных работах на дорожных покрытиях достаточно часто используется такое оборудование, как передвижные компрессоры. Его главным преимуществом перед другим оборудованием этой линии является то, что передвижной компрессор не нуждается в электричестве. А для работы с ними необходимы специальные навыки, которыми обладает машинист передвижного компрессора.

Описание профессии

Машинист передвижного компрессора – это рабочий, который не только понимает принципы работы компрессора, но и знает, каким образом функционируют скважины по добычи нефти или газа. При этом в профессии есть одна особенность – каждый передвижной компрессор закрепляется за конкретным машинистом, который несет ответственность за его эксплуатацию.

В его обязанности входит наблюдение за всеми системами, фиксация показаний с контрольно-измерительных приборов, поиск и устранение неисправностей и дефектов у механизмов. Для выполнения поставленной перед ним задачи необходимы знания по следующим дисциплинам: теплотехника, электротехника, слесарное дело. Кроме того, необходимо иметь общее представление о буровом оборудовании, о технологии бурения, а также о ремонте нефтяных и газовых скважин.

Рабочий должен проводить регулярный осмотр всей техники, также он совершает запуск передвижной компрессорной установки, регулирует ее процесс работы. Если в ходе наблюдения за работой им замечена неисправность, он должен немедленно прекратить пуск, чтобы устранить причину. Работать на неисправном оборудовании категорически запрещено.

Для того, чтобы получить допуск к управлению и техническому обеспечению компрессора специалист должен быть совершеннолетним, не иметь проблем со здоровьем, которые смогут повлиять на его работу, а также иметь соответствующее образование. Перед началом самостоятельной работы необходимо прослушать курс лекций по охране труда, технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи. При этом первые несколько смен машинист передвижного компрессора будет работать под началом более опытного специалиста, выполняя функции его помощника. Если он покажет удовлетворительный уровень знаний и подготовки, его допустят к самостоятельной работе с компрессионными установками.

Стоит также отметить, что во время работы на предприятии в качестве машиниста рабочий будет регулярно проходить различные инструктажи. Так, проверка знаний по охране труда должна осуществляться не реже одного раза в год, а инструктаж по технике безопасности проходит каждый три месяца. Возможны ситуации, когда рабочий будет проходить такие инструктажи вне установленного плана. Например, была проведения модернизация оборудования, произошел несчастный случай или специалист перешел на иное место.

При неудовлетворительном результате от инструктажа, рабочий не может быть допущен к работе. По прошествии месяца ему надо пройти инструктаж повторно и подтвердить свои знания.

Машинисту, который работает с компрессором, необходимо понимать, что данная установка представляет опасность как для самого рабочего, так и для окружающих. При неправильной эксплуатации может произойти взрыв.

Где можно выучиться профессии машинист передвижного компрессора?

Для того, что иметь право работать с оборудованием подобного типа необходимо иметь специфические знания. Их возможно приобрести либо в техникуме и колледже, либо на профильных курсах.

Поступить на необходимый факультет в среднее специальное образовательное учреждение можно после 9 или 11 класса. В зависимости от выбранной формы обучения (очная, очно-заочная и заочная) зависит продолжительность получения образования по данному профилю. Таким образом, продолжительность может варьироваться от двух до четырех лет. А курсы, которые существуют при аккредитованных образовательных центрах, в среднем длятся до года.

Кроме того, для развития и самосовершенствования в профессии машинисту передвижного компрессора необходимо будет посещать курсы повышения квалификации. Они могут очно проходить в самих образовательных центрах, так и быть дистанционными.

Разряды профессии машинист передвижного компрессора

У машиниста передвижного компрессора принято выделять четыре разряда: третий, четвертый, пятый, шестой. Специалисты всех уровней квалификации проводят техническое обслуживание компрессорной установки, наблюдение за ее состоянием, работой. Отличие же между разрядами состоит в том, какое рабочее давление у компрессора.

Машинист передвижного компрессора 3 разряда

Работает под руководством более опытного специалиста в качестве помощника.

Машинист передвижного компрессора 4 разряда

Допускается для работы с установкой, где давление не превышает 10 Мпа.

Машинист передвижного компрессора 5 разряда

Имеет право эксплуатировать технику с рабочим давлением от 10 до 20 Мпа.

Машинист передвижного компрессора 6 разряда

Занимается эксплуатацией оборудования, рабочее давление которого выше 20 МПа.

Личностные качества профессии машинист передвижного компрессора

Поскольку передвижной компрессор – это установка, которая может представлять потенциальную опасность при неправильной или некорректной эксплуатации, то от машиниста требуется проявлять следующие качества: внимание к деталям, наблюдательность, дотошность, ответственность. Кроме того, данному специалисту необходимо иметь хорошую память, четко контролировать режим работы компрессора и ориентироваться в показаниях контрольно-измерительных приборов.

Уровень заработной платы профессии машинист передвижного компрессора

В зависимости от уровня квалификации специалиста размер его ежемесячного оклада может варьироваться от 20 000 до 60 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист передвижного компрессора

Среди положительных моментов специальности необходимо отметить следующее:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: