Доп мероприятия налогового контроля

Что входит в мероприятия налогового контроля

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что такое мероприятия по налоговому контролю
  2. Цель и задачи мероприятий налогового контроля
  3. Что может быть выявлено в результате
  4. Основные мероприятия налогового контроля
  5. Дополнительные мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Продление дополнительных мероприятий по налоговым проверкам – новая реальность

Сроки налоговых проверок четко прописаны в НК РФ. Там же вполне определенно сказано, в каких случаях и на сколько можно назначать дополнительные проверки, и нарушение этих сроков должно приводить к признанию недействительными решений налоговыми органами. Однако суды давно смотрят сквозь пальцы на нарушения сроков проверки. А в последнее время налоговики стали продлевать проверку после рассмотрения возражений по акту к дополнительным мероприятия налогового контроля.

Изначально Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) предусматривает следующие процедурные сроки по проведению налоговой проверки:

  • 3 месяца на проведение камеральной налоговой проверки (пункт 2 статьи 88 НК РФ);
  • 2 месяца на проведение выездной налоговой проверки с правом налогового органа продлить указанный срок до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев (пункт 6 статьи 89 НК РФ);
  • 2 месяца на составление акта выездной налоговой проверки, 10 рабочих дней на составление акта камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ);
  • 5 рабочих дней на вручение акта налоговой проверки (пункт 5 статьи 100 НК РФ);
  • 10 рабочих дней на вынесение решения по итогам налоговой проверки или решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, 1 месяц на продление рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101 НК РФ);
  • 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ);
  • 3 месяца на направление требования об уплате налога со дня выявления налоговым органом недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ);
  • 20 рабочих дней на направление требования об уплате налога по результатам налоговой проверки (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

По мнению Конституционного суда, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем) налогового органа будет установлено (определение от 27.05.2010 № 650-О-О):

  • совершало или не совершало лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений, совершенных налогоплательщиком в проверяемом налоговом периоде (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Таким образом, допмероприятия не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте налоговой проверки (постановления АС ЗСО от 18.12.2015 № Ф04-27598/2015 по делу № А45-6043/2015, АС УО от 22.09.2015 № Ф09-5057/15 по делу № А34-5436/2014). В противном случае данные факты привели бы к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ).

  • истребование документов в соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ;
  • допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • экспертизу (ст. 95 НК РФ).

Приведенный перечень контрольных мероприятий является закрытым. Однако количество названных допмероприятий в течение срока, установленного п. 6 ст. 101 НК РФ, не ограничено (Письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

При этом на основании нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Налоговое законодательство к подобным существенным нарушениям по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ относит следующие ситуации:

  • когда налогоплательщику не была обеспечена возможность участия в рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • когда налогоплательщику не обеспечена возможность для представления объяснений, то есть для представления своих письменных (устных) возражений на изложенные в акте проверки налоговые претензии;
  • иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

В настоящее время повсеместно распространены ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения всех процедурных сроков, упомянутых в начале статьи. Однако арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствий, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.

Но если к нарушениям всех процедурных сроков мы уже привыкли, то последним новшеством стало продление выездной налоговой проверки уже после рассмотрения возражений налогоплательщика на акт о проведенных дополнительных мероприятиях. В Определении Верховного суда РФ от 13.02.2020 № 301-ЭС19-27446 по делу № А11-3918/2018 суд фактически разрешил налоговикам продлять выездную налоговую проверку после рассмотрения возражений по акту к дополнительным мероприятиям налогового контроля.

Читайте также  Ограничение б3 в армии какие войска

Судебная практика в этом случае уже не усматривает в действиях налоговиков нарушений прав и законных интересов налогоплательщика. А это является одним из необходимых оснований для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ). Позиция судов сводится к тому, что вследствие проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщику не были доначислены суммы налогов, пеней и штрафов. Но рассматривать в качестве единственного возможного доказательства нарушений прав и законных интересов налогоплательщика только факт налоговых доначислений, конечно же, неверно.

По моему мнению, достаточным доказательством является уже нахождение налогоплательщика в состоянии правовой неопределенности в течение длительного времени и сверх сроков, отведенных НК РФ для налоговых органов для решения вопроса о наличии или отсутствии у налогоплательщика налоговых нарушений. А также ущемление прав налогоплательщика в части права на возврат налогов (никто во время выездной налоговой проверки переплаченные налоги налогоплательщику не вернет).

В пользу налогоплательщика свидетельствуют Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, Определение Конституционного суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 790-О и Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07. На деле же получается, что никаких процедурных сроков для налогового органа НК РФ не устанавливает.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Налоговые допмероприятия – каких действий ждать от инспекторов?

Дополнительные мероприятия налогового контроля – явление нередкое. Такие действия возможны при любой проверке. Но без спорных вопросов, как водится, никуда.

Пункт 6 статьи 101 НК РФ позволяет проверяющим прибегать к контрольным допмероприятиям (КД), если им необходимы дополнительные доказательства. Такая потребность возникает, когда сведений и документов по итогам камеральной или выездной ревизии недостаточно для принятия окончательного решения. Нередко КД назначают и при представлении компанией (бизнесменом) уточненки после ВНП (подробности – в письме Федеральной налоговой службы от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@). Еще один типичный случай – возражения по акту проверки «приправлены» бумагами, требующими тщательного изучения.

Налоговые допмероприятия: новых нарушений не выявлять, по старым — доначислить

Решение о КД (по форме из Приложения № 34 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) вправе вынести лишь руководитель ИФНС или его заместитель. Причем это возможно не ранее окончания проверки, составления и вручения акта по ее итогам, рассмотрения материалов ревизии руководителем инспекции (его замом). На такой порядок действий обращают внимание сами контролеры (см. письмо ФНС России от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@).

В решении о назначении допмероприятий излагают обстоятельства, вызвавшие необходимость подобных действий, указывают срок их проведения и конкретную форму (п. 6 ст. 101 Кодекса, письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321).

Что со сроками?

Допмероприятия не позволено проводить более одного месяца (двух – при проверке КГН или инофирмы, состоящей на учете по п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Имейте в виду: увеличить этот срок инспекторы не могут ни при каких условиях (письмо Минфина России от 21.11.2018 № 03-02-07/1/83852).

Однако чиновники убеждены – нарушение данных сроков не ведет к безусловной отмене решения ИФНС, принимаемого по результатам проверки. Умозаключение вытекает из положений статьи 101 главного налогового документа (письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, ФНС России от 06.03.2018 № ЕД-4-2/4335@).

Дополнительного налогового контроля много не бывает: ВС РФ согласился

Действительно, если затягивание ревизорами процесса – их единственная погрешность, добиться отмены итогового решения инспекции вряд ли удастся. Такой вывод следует из сложившейся судебной практики, на что налоговая служба обратила внимание в письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55. Тем не менее ФНС России в этом же разъяснении призывает фискалов соблюдать все процессуальные сроки, дабы избежать неэффективного использования ресурсов, увеличения обращений и жалоб. Кроме того, такие шероховатости могут затруднить взыскание налогов, пеней, штрафов в принудительном порядке. Сроки для принятия этих мер не сдвигаются, и из-за затягивания ревизорами КД вероятен их пропуск (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Но учтите – если проверяющие успеют подать в суд иск о взыскании задолженности в последний день шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, рассчитаться с бюджетом придется (Постановление АС Дальневосточного округа от 16.10.2018 № Ф03-4140/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 28.12.2018 № 303-КГ18-22204).

И еще. Доказательства, истребованные после окончания срока, указанного в решении о допмероприятиях, во внимание не принимаются. Это подчеркнуто в пункте 27 того же 57-го Постановления.

Бывает, что в решении о проведении КД не указаны конкретные допмероприятия налогового контроля. Но, по мнению судей, такой документ все равно соответствует требованиям пункта 6 статьи 101 НК РФ и не может быть признан недействительным (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2017 № Ф02-1246/2017).

В пункте 6 статьи 101 Кодекса прописано, что в качестве КД могут проводиться истребование документов (как у самого проверяемого лица, так и у его контрагентов), допрос свидетеля и экспертиза. К каким именно из этих действий прибегнуть, сколько раз и в каком объеме – решать ИФНС. Это отмечают не только сотрудники финансового ведомства (письмо от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426), но и служители Фемиды. Взять хотя бы Постановление АС Уральского округа от 20.01.2017 № Ф09-10912/16. В нем подчеркнуто, что необходимость и объем проведения тех или иных контрольных допмероприятий определяют именно инспекторы. Что же до налогоплательщика, то его мнение и желания роли не играют.

Каждое КД оформляют, как того требует Налоговый кодекс РФ (постановлением о проведении экспертизы, протоколом допроса свидетеля и т. д.). Производят подобные действия в общем порядке, то есть так же, как при самой проверке (письма Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321, от 06.03.2009 № 03-02-07/1-113).

Перечень упомянутых мероприятий является исчерпывающим. Однако арбитры дают ревизорам добро и на некоторые другие смежные действия:

  • осмотр помещений. В Постановлении от 24.12.2018 № Ф04-5098/2018 АС Западно-Сибирского округа принял протокол осмотра в качестве доказательства, отвечающего требованиям статьи 75 АПК РФ. Документ был составлен правильно – с разрешения руководителя, с участием понятых. Довод организации, что осмотр проведен инспекторами в нарушение пункта 6 статьи 101 НК РФ, суд отклонил;
  • привлечение специалиста. Нормы статьи 96 главного налогового документа не ограничивают чиновников в привлечении специалиста для участия в контрольных допмероприятиях (постановления АС Поволжского округа от 14.02.2017 № Ф06-17683/2017 и Уральского округа от 15.05.2019 № Ф09-2143/19);
  • выемку документов. Суд посчитал постановление ИФНС о выемке мотивированным (бумаги требовались для экспертизы, назначенной в рамках КД). По форме и содержанию оно соответствует требованиям части 1 статьи 94 НК РФ. Выемка проведена уполномоченными лицами инспекции в присутствии понятых и представителей проверяемой компании. То, что фирма представила документацию добровольно, значения не имеет. Фискалы вправе изъять подлинники, если имеющихся копий им недостаточно (см. Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.03.2018 № Ф01-351/2018, Ф01-773/2018). В другом деле служители Фемиды также посчитали, что у контролеров, проводивших допмероприятия, были основания для выемки подлинников документов. Одно из них – направление этих бумаг на экспертизу (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 № А53-27001/2010, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 17.05.2012 № ВАС-5533/12). ФНС России в пункте 10 письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 обратила внимание, что арбитражная практика по данному вопросу складывается в ее пользу, сославшись на ряд вердиктов. Однако при этом чиновники подчеркнули – изъять документы можно лишь в случаях, перечисленных в пунктах 4 и 8 статьи 94 НК РФ. В частности, когда для проведения мероприятий налогового контроля копий документов проверяемого лица недостаточно.

Важные формальности

Шаги, предпринимаемые по окончании допмероприятий, оговорены в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. По итогам таких действий контролеры составляют дополнение к акту проверки (по форме из Приложения № 35 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). В нем, в числе прочего, фиксируют полученные дополнительные доказательства, выводы чиновников и их предложения по устранению нарушений.

Дополнение составляют и визируют должностные лица инспекции, проводившие КД, в течение 15 рабочих дней с даты завершения этих мероприятий. С того момента, как документ будет готов, ревизорам отводится пять рабочих дней на вручение его под расписку (передачу иным способом) проверяемому лицу (представителю такового). Проследите, чтобы налоговики не забыли приложить к дополнению материалы, полученные при проведении КД. Но учтите, что документы, пришедшие к фискалам от вас, прилагаться не должны.

А если компания (бизнесмен) уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки? Тогда этот факт инспекторы зафиксируют в данном документе и направят его уклонисту по почте заказным письмом. Он будет считаться полученным на шестой день с даты отправки такой «посылки».

Суд забраковал повторную ВНП под видом допмероприятия

Вы вправе представить в ИФНС письменные возражения по упомянутому дополнению в целом или по его отдельным положениям (в свободной форме) в рамках 15 рабочих дней с даты получения этого документа. К ним желательно присовокупить документы или их заверенные копии, обосновывающие возражения (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Если вы подкрепляете свои аргументы ссылками на те или иные нормативные правовые акты, не забудьте, что «кивать» надо на редакцию НПА, действовавшую в спорный период.

После этого руководитель ИФНС (его зам) рассмотрит акт проверки и дополнение к нему, все полученные инспекторами материалы, возражения проверяемого лица с обосновывающими их документами (подробности процедуры – в п. 1 ст. 101 Кодекса). В итоге будет вынесено решение о привлечении компании (коммерсанта) к ответственности или об отказе в наказании (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Фискалы должны обеспечить участие проверяемого лица в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе тех, что получены в ходе контрольных допмероприятий. Если этого не сделать, итоговое решение ИФНС может быть отменено на основании пункта 14 статьи 101 главного налогового документа (см. письма Минфина России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321 и от 26.05.2017 № 03-02-08/32453). Аналогичный настрой и у высших арбитров (Постановление Президиума ВАС от 13.01.2011 № 10519/10). Эта позиция находит отражение в многочисленных решениях окружных судов. Взять хотя бы Постановление АС Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-16883/2014. Решение по выездной налоговой проверке отменено из-за того, что организацию заблаговременно не известили о факте рассмотрения всех материалов ревизии (в том числе полученных в рамках КД).

Имейте в виду, что отсутствие письменных возражений не лишает проверяемое лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов ревизии. На этом сделан акцент в письме финансового ведомства от 26.05.2017 № 03-02-08/32453.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте также  Жалоба на соседей в органы опеки образец

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Мероприятия дополнительного налогового контроля: ответы представителей ФНС

Мероприятия налогового контроля предусматривают проведение налоговых проверок, истребование пояснений и документов, осмотр помещений и так далее. О них сказано в статье 82 НК РФ. Одной из специальных форм налогового контроля являются дополнительные мероприятия, которые могут назначаться по усмотрению руководства налогового органа. Их цель — подтвердить и закрепить выводы сотрудников ИФНС, которые проводили проверку. В рамках таких мероприятий инспекторы стремятся собрать факты, которые подтвердят совершение правонарушения.

Предлагаем познакомиться с ответами специалистов Налоговой службы на 4 важных вопроса, связанных с проведением мероприятий дополнительного контроля. Они даны в письме ФНС от 19 октября 2018 года № ЕД-4-2/20515@.

Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?

О мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы. Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя. Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.

Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.

Каким документом оформляются результаты?

Результаты дополнительных мероприятий должны оформляться специальным документом — дополнением к акту налоговой проверки. Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. Это правило, как и некоторые другие, вступило в силу 3 августа и распространяется на проверки, которые завершились после 3 сентября 2018 года.

Формируется документ в течение 15 рабочих дней после окончания дополнительного мероприятия. В нем нужно отразить такие параметры:

  • дату начала и окончания мероприятия;
  • его описание;
  • доказательства, которые были получены в его ходе.

Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?

Нет, не может. Смысл дополнительных мероприятий в том, чтобы найти факты, подтверждающие уже выявленные правонарушения. В пункте 6.1. статьи 101 НК РФ сказано, что в дополнении к акту проверки следует указывать дополнительные доказательства. Подразумеваются доказательства в отношении тех правонарушений, которые указаны в самом акте налоговой проверки.

Такой же вывод сделан в постановлении Конституционного суда от 14 июля 2005 года № 9-П и постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57. В них указано, что дополнительные мероприятия направлены на сбор доказательств по тем нарушениям, которые уже обнаружены.

Даже если в ходе допмероприятия будут выявлены какие-то иные нарушения, включать их в дополнение к акту проверяющие не должны.

Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?

Есть постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, в котором сказано: после того как вынесено решение по результатам проверки, ФНС не может его изменить таким образом, чтобы она ухудшило положение проверяемой компании или ИП. Иначе говоря, доначислить налоги нельзя.

Однако это общий случай, и в судебной практике из него есть исключения. Примером может служить постановление АС Уральского округа от 23 апреля 2015 года № Ф09-1929/15. Подавая возражение на акт, налогоплательщик представил документы, которые были недоступны инспекторам при проведении выездной проверки. Изучение этих документов привело к увеличению доначислений.

Налогоплательщик обратился в суд, однако он поддержал налоговый орган. Судьи указали, что представленные документы имели отношение к нарушениям, которые выявлены в ходе проверки. И сделанные на их основе доначисления правомерны, поскольку иначе бы налогоплательщик избежал уплаты налога с сокрытого им объекта налогообложения. Верховный Суд своим определением от 20 августа 2015 года № 309-КГ15-9617 оставил указанное постановление в силе.

О дополнительных мероприятиях налогового контроля

Инспекторы, проверяя организацию, могут назначать допмероприятия налогового контроля неоднократно. Положения НК РФ этому не препятствуют (Определение ВС РФ от 30.11.2020 № 309-ЭС20-15596).

Очередным допмероприятиям – зеленый свет

ИФНС провела выездную проверку, составив по ее итогам акт в октябре 2017 года. После этого фискалы не раз продлевали сроки рассмотрения материалов ревизии и дважды назначали допмероприятия налогового контроля. Решение по проверке вынесено лишь в конце лета 2018 года.

Все ненормативные правовые акты, принятые инспекторами, направлены фирме вовремя и получены ею.

УФНС с «младшими» коллегами согласилось, и компания отправилась в суд.

Организация попросила арбитров признать недействительным второе решение ИФНС о допмероприятиях. Компания указала на злоупотребление правом со стороны фискалов, выраженное в многократном продлении контрольных мероприятий. По мнению истца, это порождает неопределенность в правовом положении ООО в течение длительного периода времени, нарушает его права и законные интересы.

Однако все судебные инстанции, а затем и ВС РФ поддержали чиновников. Проанализировав положения статьи 101 Кодекса, арбитры пришли к выводу: лимитируя срок проведения допмероприятий, законодатель не ограничивает ИФНС в их количестве. Главное – соблюсти права плательщика по защите своих интересов. Все сомнения, возникшие у контролеров, должны быть в конечном счете разрешены. Именно в этом основная задача подобных мероприятий.

Второе, оспариваемое компанией, решение вынесено в связи:

  • с представлением документов (инспекторам требовалось всецело оценить эти бумаги);
  • с необходимостью получения дополнительных доказательств по разбираемым вопросам;
  • с надобностью проверки доводов общества, полученных при рассмотрении материалов ВНП.

Очередные допмероприятия не являются повторными по отношению к первым, – подчеркнули судьи. Ведь в их рамках проведен ряд новых действий (в том числе, назначена экспертиза). По итогам этих мероприятий контролеры изменили резолютивную часть своего решения, скорректировав налоговые доначисления.

Допмероприятия направлены на более полное и точное определение реальных налоговых обязанностей ООО, что не может нарушать его прав и интересов. Стало быть, действия проверяющих законны.

Какие нюансы следует иметь в виду

Пункт 6 статьи 101 Кодекса позволяет проводить упомянутые мероприятия налогового контроля, если есть потребность в дополнительных доказательствах. Их срок не может быть более одного месяца (двух – при проверке КГН или инофирмы, состоящей на учете согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ). В решении об их назначении излагают обстоятельства, вызвавшие необходимость таких действий, указывают срок и конкретную форму.

В качестве допмероприятий может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, экспертиза. Обратим внимание, что перечень исчерпывающий. К каким именно из этих действий прибегнуть, сколько раз и в каком объеме – решать ИФНС (письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426, Постановление АС Уральского округа от 20.01.2017 № Ф09-10912/16).

По итогам указанных действий фискалы оформляют дополнение к акту проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Важно, что направленность данных мероприятий – сбор дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных в ходе проверки прегрешений, а не выявление новых. Это подчеркнуто в п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. Окружные суды взяли данную позицию на вооружение (Постановление АС Уральского округа от 15.06.2016 № Ф09-4134/16 и др.). К арбитрам прислушались и налоговики, указав – допмероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. В дополнении к акту ревизии нет места ошибкам, ранее не отраженным в акте (письмо ФНС от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@). Тем не менее, инспекторы иногда своевольничают, после чего терпят закономерное фиаско (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.10.2020 № Ф08-8328/2020).

Что же до назначения ИФНС последующих допмероприятий, то, как мы видим, судьи не против (см. также постановления Первого ААС от 14.06.2019 № 01АП-2713/2019, АС Уральского округа от 15.05.2019 № Ф09-2143/19). Отметим, что последний из вердиктов оставлен в силе высшими арбитрами. Правда, есть решения с позицией, что по завершении допмероприятий вновь проводить подобные действия нельзя (Постановление ФАС ВСО от 05.03.2012 № А19-13202/2011). Но, с учетом сегодняшнего настроя высокой инстанции, отстоять эту точку зрения вряд ли удастся.

Определение Верховного Суда РФ
№309-ЭС20-15596 от 30.11.2020

О дополнительных мероприятиях налогового контроля

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК-Вент» (далее — общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.09.2019 по делу № А34-2053/2019, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2020 по тому же делу

по заявлению общества о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее — инспекция, налоговый орган) от 16.03.2018 № 14-23/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля,

решением Арбитражного суда Курганской области от 16.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.06.2020 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.

В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении материалов истребованного из Арбитражного суда Курганской области дела, доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 93, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий для признания недействительным оспариваемого решения инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и незаконными действий по его вынесению.

При этом суды указали, что дополнительные мероприятия налогового контроля, проведенные на основании оспариваемого решения, не являются повторными по отношению к дополнительным мероприятиям, проведенным ранее. По итогам спорных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом изменена резолютивная часть ненормативного акта инспекции в сторону уменьшения доначислений по НДС и налогу на прибыль.

Совокупность установленных по делу обстоятельств, как отметили суды, дает основания полагать, что спорные дополнительные мероприятия в рамках налоговой проверки направлены на более полное и точное определение реальных налоговых обязанностей общества, что не может нарушать его права и законные интересы.

Читайте также  Кадастровая стоимость земли в россии

Приведенные обществом доводы не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

отказать обществу с ограниченной ответственностью «УК-Вент» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Курс «Новые тренды – 2021. Анализ мероприятий налогового контроля и защита прав налогоплательщиков. Судебная практика по ст. 54.1. НК РФ»

ФНС – гигантская IT – корпорация. По судебной практике – 2020 сотовые операторы должны предоставлять детализацию по счетам абонентов по требованию ФНС без судебного решения (результат кассационного обжалования в Верховном суде в 2021 году пока не известен) – как это будет использовано для налогового контроля? Законопроект от 15.12.2020г. ( https://regulation.gov.ru/projects#npa=111647 ) по снятию режима банковской тайны для ФНС по счетам физических лиц – что поменяется?

На семинаре детально разбирается процедура выездной и камеральной налоговой проверки , этапы и сроки обжалования, досудебного и судебного. Что налоговые органы будут искать и как доказывать? Анализируются виды мероприятий налогового контроля ( истребование документов, допрос свидетелей, осмотр, выемка, инвентаризация ). Какие нарушения приведут к отмене решения налогового органа?

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов, уголовная и субсидиарная ответственность руководителя, финансового директора, главного бухгалтера, их безопасное поведение — эти и другие вопросы разберем в рамках курса повышения квалификации.

Налоговая депроцессуализация – последствия нарушения налоговым органом установленных НК сроков.

Понуждение к «добровольному уточнению налоговых обязательств» — как действовать.

Позиции Верховного суда – 2020 по взаимоотношениям с «проблемными контрагентами» — Определения № 307-ЭС19-27597, 305-ЭС19-16064, № 306-ЭС20-11944. Расчетный путь вычетов по НДС по операциям с «проблемными контрагентами» — Решение АС КО от 18.08.2020 по делу № А27-25588/2019. Признание расходов по налогу на прибыль расчетным путем — Решения АС КО от 25.09.2019г. по делам А27-17275/2019, от 21.10.2019г. №А27-18448/2019, от 27.01.2020г. по делу А27-14675/2019, Постановление 7ААС от 13.07.2020 по делу А27-14675/2019, Постановление 8ААС от 03.10.2019г. по делу № А70-4647/2019, Постановления АС УО от 23.01.2020г. по делу № А50-17644/2019, от 23.10.2020г. по делу № А76-46624/2019, Постановление АС ЗСО по делу А27-17275/2019 от 09.07.2020, Постановление АС ДВО от 24.08.2020 по делу № А16-883/2019 и др.

Споры по «проблемным контрагентам», которые ПАО «ГАЗПРОМ» проиграло ФНС в 2018 – 2021 годах.

Налоговые риски в группе субъектов предпринимательской деятельности (в том числе когда все субъекты применяют общую систему налогообложения) — контроль за ценами в неконтролируемых сделках (судебная практика – 2020); нереальные работы, услуги; неочевидные безвозмездные работы, услуги. Налоговая реконструкция (в том числе учет расходов и вычетов по НДС «присоединяемых» лиц). Учет налогов, уплаченных спецрежимниками при налоговой реконструкции.

Пошаговый алгоритм квалификации имущества в качестве движимого/ недвижимого для целей налогообложения с учетом судебной практики.

Споры по дроблению бизнеса. Правила налоговой консолидации (налог на прибыль, вычеты НДС) на основе позиции Верховного суда.

С 2021 года планируется снижение критериев для возможности применения режима «налоговый мониторинг» . В чем преимущество перехода на данный режим? Какие недостатки?

Контроль за счетами физических лиц – какие изменения произошли в 2020 году и что в 2021 году. Контроль за неофициальной заработной платой. Выявление незаконной предпринимательской деятельности физических лиц.

Отказ в совершении операций со стороны банков по 115-ФЗ. Анализ разнонаправленной судебной практики. Взыскание с банков незаконно удержанных комиссий за закрытие счета и перевод средств.

Семинар о риентирован на главных бухгалтеров, специалистов бухгалтерских служб, финансовых директоров, аудиторов и налоговых консультантов.

Автор и ведущий семинара: к.э.н., партнер ООО «Аудиторская группа «Капитал» (31 место в рэнкинге аудиторских организаций России за 2019 год по данным https://www.kommersant.ru/doc/4372934 ) аттестованный аудитор (аттестат нового образца), квалификация ДипИФР МСФО АССА, магистр права.

К участию приглашены также специалисты ФНС России, правоохранительных органов.

1. Усиление роли ФНС и другие тренды (цифровизация и технологии налогового контроля: практика 2020 года, стратегия до 2023 года; cистемы отслеживания и анализа информации о налогоплательщике (АСК НДС-2, АСК ККТ, ИС «Маркировка», ЕГАИС, ПП «Анализ банковских документов», ПИК «Таможня», «АИС Налог-3» и пр.: как устроены и работают, как взаимодействуют между собой, какие требования предъявляют к налогоплательщику); результаты работы налоговых органов; направления налогового администрирования (вчера, сегодня, завтра); банки и налоговое администрирование (блокировка счетов и непроведение платежей, получение ФНС информации о счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (что нового ФНС в автоматическом режиме будет узнавать в 2021 году?); получение ФНС от банков информации о доходах, которые физические лица указывали при получении кредита, взыскание клиентом с банка убытков из – за незаконной блокировки счета); использование ФНС информации из сети интернет в налоговых спорах (использование сервиса «Гугл Карты» (доказательства нереальности работ по сносу здания), «Яндекс карты», информации из социальной сети «В контакте»; использование информации с сайта налогоплательщика для доказательства необоснованной налоговой выгоды при «дроблении бизнеса», формального документооборота с посредниками; информации с профильных ресурсов); ГИБДД помогает ФНС; борьба с «переписыванием» фирм на номиналов (так называемая «ликвидация»).

2. Отбор ФНС налогоплательщиков для выездных проверок Мораторий на проверки ККТ до 31.12.2020 (пункт 5. Приказа ФНС от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ (в редакции Приказа ФНС от 9 июля 2020 г. № ЕД-7-2/275@)).

3. Виды мероприятий налогового контроля ( допрос свидетеля (вызов на допрос; может ли свидетель при допросе в ходе мероприятий налогового контроля пользоваться помощью защитника и/или отказываться от дачи показаний на основании ст.51 Конституции РФ? допрос свидетеля на улице; допрос вне рамок выездной и камеральной проверки; налогоплательщик не вправе предъялять нотариально заверенные показания свидетелей, если к нотариусу не приглашались представители налогового органа); осмотр (во время осмотра помещений налогоплательщика (даже не выемки!) можно «осматривать» программное обеспечение; осмотр вне проверок; участие налогоплательщика в осмотре; документы ФНС по проведению осмотра); инвентаризация имущества (только выездные проверки); выемка документов и предметов (только выездная проверка). Можно ли взламывать двери и сейфы при выемке? экспертиза подписи ).

4. К вопросу об истребовании документов (истребование документов при выездных, камеральных проверках, проверках правильности применения цен для целей налогообложения при совершении контролируемых сделок; истребование документов после окончания камеральной проверки; истребование документов в ходе выездной проверки контрагента налогоплательщика; истребование документов по цепочке; истребование документов у контрагента налогоплательщика до начала выездной проверки; истребование документов вне выездных и камеральных проверок; истребование документов, когда срок предоставления документов приходится на период после окончания проверки; использование доказательств, начало получения которых приходится на период проверки (или мероприятий дополнительного налогового контроля), а окончания – уже после; истребования документов за период, превышающих за срок проверки; имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами? сколько лет хранить документы по основным средствам для целей налогового учета? сколько лет хранит документы ФНС? как считать штраф за непредоставление документов, когда количество документов непонятно? истребование ФНС документов и информации у аудиторов — отмена аудиторской тайны для ФНС в ряде случаев; выемка у аудитора проверяемого лица)

5. Комиссии по легализации налоговой базы

6. Налоговые проверки (камеральная и выездная налоговые проверки; можно ли в рамках выездной налоговой проверки проверять период, который был охвачен камеральной проверкой? проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; можно ли в плане цен контролировать неконтролируемые сделки между взаимозависимыми лицами – позиции Верховного суда и Минфина)

7. Оформление результатов налоговых проверок (акт налоговой проверки, решение по налоговой проверке, вынесение решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе; возможность ФНС России отменять решения УФНС без жалобы налогоплательщика; смена юридического адреса в ходе проверки — какой налоговый орган будет заканчивать проверку?)

8. Возражения на акт налоговой проверки (может ли увеличиться сумма доначислений в результате написания возражений на акт проверки? значение возражений на акт проверки; типичные нарушения, допускаемые ФНС при оформлении акта налоговой проверки; что не надо писать в возражениях)

9. Оформление результатов дополнительного налогового контроля

10. Апелляционная жалоба в управление ФНС (что необходимо указывать в апелляционной жалобе; может ли увеличиться сумма доначислений в результате написания апелляционной жалобы в УФНС?)

11. Судебное обжалование

12. Некоторые вопросы исчисления штрафных санкций, в том числе основания для снижения

13. Правоохранительные органы (участие правоохранительных органов (в том числе ФСБ) в проверках, проводимых по решению налогового органа; уголовная ответственность в отношениях, связанных с уплатой налогов, сборов (уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд; взыскание с руководителей, учредителей и главных бухгалтеров налогов, пеней штрафов, не уплаченных предприятием; мошенничество при возмещении налога (получение денежных средств) из бюджета (наиболее распространенная ситуация — НДС); неисполнение обязанностей налогового агента; cокрытие денежных средств либо имущества за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов; rде можно провести обыск (квартира, офис, банковская ячейка)? порядок проведения личного обыска; осмотр места происшествия; выемка)

14. Последние Письма ФНС и судебная практика по применению ст. 54.1. НК РФ по «проблемным контрагентам» (поставщики, покупатели, принципалы, переквалификация хранения в реализацию). Разнонаправленная судебная практика 2019 – 2021 по возможности учесть расходы по налогу на прибыль при «исполнительской реальности» в ситуации, когда обязательство исполнено не стороной сделки по договору (примеры судебных актов судов различных округов). Расчетный путь вычетов по НДС.

15. Ориентация ФНС на поиск схем «дробления бизнеса» (ситуации с применением спецрежимов, а также примеры доначислений, когда все стороны «схемы» применяют общую систему налогообложения).

16. 2018 — 2021 годы характерны большим числом дел по переквалификации движимого имущества в недвижимое. Пошаговая инструкция по классификации имущества на движимое и недвижимое (для целей налогообложения) с учетом судебной практики.

17. Администрирование физических лиц.

18. Ответы на вопросы участников, разбор сложных ситуаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: