Если категория земли населенных пунктов а разрешение садоводства

Земли населенных пунктов для садоводства – как правильно использовать

Отправим материал на почту

  • Определение и особенности
  • Разрешенные постройки
  • Требования к постройкам
  • Разрешенная и запрещенная деятельность
  • Как получить разрешение на постройку
  • Как итог – что меняется в 2019 году

Данная статья отвечает на вопросы о специфике земли населенных пунктов, предназначенной для садоводства, допустимой деятельности на территории участка и стандартов, касающихся размещения построек. Также статья ответит на вопрос, можно ли строить дом на участке для ведения садоводства.

Определение и особенности

Садоводческий участок – это земля, отведенная под разведение овощей и плодово-ягодных культур, ведение хозяйства, организацию отдыха и разведение домашних животных. Приобретение сельскохозяйственного участка выгодно для гражданина, так как земля отведенная под сельское хозяйство, облагается налогами в меньшем размере, чем земля для жилого строительства.

Участок для садоводства или огородничества может быть предоставлен товариществом садоводов или приобретен индивидуально.

Правила использования регламентируются Жилищным кодексом, Кодексом градостроительства, и ФЗ№72.

Законы устанавливают правила использования участков, а именно:

  • какой деятельностью разрешено заниматься владельцу участка;
  • какие постройки можно возводить в границах надела;
  • требования к постройкам и их размещению;
  • правила проживания на территории садового участка.

Приобретение сельскохозяйственного участка выгодно для собственника и имеет ряд преимуществ, однако многих интересует ответ на вопрос: можно ли строить дом на земле под садоводство? Законом предусмотрены ограничения, касающиеся целевого назначения садоводческих территорий.

Согласно действующим законам, земли населенных пунктов под садоводство подразделяются на категории:

  1. Индивидуальные дачные наделы – участки, приобретаемые собственником, которые могут использоваться как для капитального строительства, так и для ведения сельского хозяйства по усмотрению собственника.
  2. Земля под садоводство – участок в данной категории может находиться в собственности физического лица или принадлежать объединению садоводов и предоставляться на некоммерческой основе. В границах такого земельного надела можно вести сельскохозяйственные работы, возводить некапитальные дома для сезонного проживания или отдыха, устанавливать хозяйственные постройки. Разрешенный размер участка не должен превышать 15 соток.
  3. Участки для огородничества – земли сельскохозяйственного назначения, на которых разрешено возводить только временные и вспомогательные постройки. Размер участка под разведение огорода может достигать 50 соток.

Уточнить информацию о целевом назначении и принадлежности участка владелец может, запросив информацию из единого кадастрового реестра.

Разрешенные постройки

Закон о целевом использовании земли, отвечая на вопрос: можно ли строить дом на участке для ведения садоводства, дает ответ и о том, какие виды построек разрешаются в границах земельного надела.

На садовом участке, принадлежащем собственнику или садоводческому товариществу, законом разрешено возводить некапитальный дом для сезонного проживания в теплое время года, без права оформления постоянной регистрации, а так же следующие постройки:

  • гараж для личного автотранспорта;
  • сарай либо навес для хранения инвентаря;
  • теплицы;
  • компостные ямы;
  • баню;
  • скважину или колодец для воды
  • постройки для содержания домашнего скота или птицы;
  • погреб для хранения урожая;
  • туалет дачного типа с выгребной ямой для сброса отходов.

Градостроительный кодекс определяет требования к дому дачного типа. В дачном домике должна быть одна жилая комната размером 8-12 метров, кухня или столовая, кладовка или гардеробная. Высота потолков в помещении должна быть не менее двух с половиной метров, для мансарды не менее двух метров.

К садовому домику не подведен водопровод, газопровод либо городская канализация, поэтому такой дом не считается жилым и в нем нельзя оформить прописку, несмотря на наличие физического адреса.

Требования к постройкам

Правилами жилищного кодекса устанавливается расстояние между всеми объектами, а так же расстояние от объекта до границ надела.

По действующим санитарным и противопожарным стандартам, расстояние от стен дома до границы надела не менее 3 метров, для хозяйственных построек от 1 метра.

Расстояние от стен дома до погреба или выгребной ямы не менее 12 метров, до колодца, бани или хозяйственных построек 8 метров и больше.

Строительство разрешается только на размеченных участках. Если межевание не выполнялось, не разрешается размещать постройки, за исключением вспомогательных.

Разрешенная и запрещенная деятельность

Кроме вопроса, можно ли строить дом на участке под садоводство, существуют также и другие вопросы касательно целевого использования земли, разрешенной и запрещенной деятельности в границах собственного земельного надела.

Согласно действующему законодательству, в границах садоводческого надела разрешены следующие виды деятельности:

  • выращивание огородных культур;
  • посадка плодовых деревьев;
  • хранение урожая и садового инвентаря;
  • возведение некапитальных построек.

При этом на территории садоводческого надела запрещены следующие виды деятельности:

  • возведение сооружений промышленного назначения и производство любой категории;
  • постройка коммунальных или административных зданий и осуществление их работы;
  • постройка любых объектов художественного или культурного значения;
  • обустройство точек оптовой или розничной торговли;
  • размещение построек с нарушением границ соседних наделов;
  • подведение коммуникаций и возведение жилого дома без получения разрешения на строительство.

За нецелевое использование земли налагается административная ответственность. Собственник выплачивает штраф, а нецелевые объекты по решению исполнительных органов подлежат сносу.

Как получить разрешение на постройку

Часто владельцы дач задаются вопросом: если в собственности есть участок для садоводства, можно ли строить дом для постоянного проживания ?

Построить на законных основаниях жилище для постоянного проживания, можно при выполнении нескольких условий:

  1. Если дача является единственной недвижимой собственностью владельца.
  2. Если изменилась граница населенного пункта, и садоводчество оказалось в черте города.
  3. Если было получено соответствующее разрешение административных органов.

Для того, чтобы получить разрешение на строительство, нужно выполнить несколько действий:

  • обратиться в ЕГРН за выпиской с информацией о наделе;
  • предоставить администрации населенного пункта план застройки для согласования;
  • получить разрешение у представителя исполнительной власти.

Для строительства нужно предоставить документы согласно списку:

  • паспорт гражданина России или иной документ, подтверждающий личность собственника;
  • свидетельство о покупке имущества или иной документ на собственность;
  • выписка из реестра с описанием участка;
  • проект строительства;
  • разрешение коммунальных служб на подведение водоснабжения и канализации;
  • графическая схема объектов недвижимости на участке.

Если земля находится в границах некоммерческого объединения, проводится публичное голосование, на котором выносится разрешение на строительство. В том случае, если участники товарищества проголосовали против, разметка участка и строительство невозможно.

Видео описание

О строительстве домов на садовых земельных участках в видео:

Как итог – что меняется в 2019 году

Прежде чем уточнять, можно ли строить дом на участке для ведения садоводства, стоит дождаться поправок к закону от 2019 года. Согласно новому закону, дачные и садоводческие наделы будут объединены в одну категорию.

С новыми поправками в границе садоводческого надела будет разрешено строить жилые дома с возможностью регистрации при наличии разрешения от администрации. Разрешение или отказ в постройке дома выносится на открытом слушании в присутствии собственника.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – ограничения на использование земли полезны, или это ненужная бюрократия?

Росреестра от 26.12.2019 N 14-12803-ГЕ/19 (вместе с Минэкономразвития России от 12.11.2019 N ОГ-Д23-10126)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 26 декабря 2019 г. N 14-12803-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя и писем Росреестра от 21.10.2019 N 14-10311-ГЕ/19, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 12.11.2019 N ОГ-Д23-10126 по вопросу осуществления учетно-регистрационных действий на садовые дома «стена к стене» на земельных участках с видом разрешенного использования «садоводство», расположенных за границами населенного пункта.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 ноября 2019 г. N ОГ-Д23-10126

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу строительства садовых домов блокированной застройки на земельных участках с видом разрешенного использования «садоводство», расположенных за границами населенного пункта, и сообщает.

Согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. По вопросу оформления прав на садовый дом блокированной застройки.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ) садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Садовым домом является здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

При этом понятие «садовый дом блокированной застройки» в законодательстве отсутствует.

Поскольку часть вопросов, изложенных в Ваших обращениях, входит в компетенцию Минстроя России, была дополнительно запрошена позиция указанного министерства.

Из письма Минстроя России следует, что положения Свода правил СП 4.13.130.2013 «Система противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и положений Свода правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» распространяются только на жилые дома.

При этом с учетом положений части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации садовый дом в отличие от жилого дома не является жилым помещением, в связи с этим положения указанных сводов правил при строительстве садовых домов не применяются.

Вместе с этим следует отметить, что согласно части 3 статьи 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом в порядке, предусмотренном главой 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Читайте также  Постановка авто на учет через мфц

В силу положений частей 1 и 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ, пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) созданный на садовом земельном участке садовый дом должен соответствовать следующим требованиям:

— соответствовать предельным параметрам разрешенного строительства, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой расположен указанный садовый земельный участок, в том числе требованиям к минимальным отступам от границ земельных участков;

— соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);

— размещаться на садовом земельном участке, включенном в территориальную зону, применительно к которой утвержден градостроительный регламент, предусматривающий возможность строительства садового дома.

Одновременно с этим следует отметить, что правообладатели земельных участков вправе обратиться в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (требований к минимальным отступам от границ земельных участков) если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

Также следует отметить, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

2. По вопросу использования земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство», расположенного в границах территории ведения садоводства.

В настоящее время Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее — Классификатор), определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением садоводства: «ведение садоводства» и «земельные участки общего назначения».

При этом в соответствии с Классификатором вид разрешенного использования земельного участка «садоводство» предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Возведение объектов капитального строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «садоводство» не допускается.

Кроме того, переходные положения части 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Вместе с этим полагаем, что отнесение земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство» к садовому участку в понятии Закона 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:

указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом N 217-ФЗ либо Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» либо согласно иным ранее действовавшим нормативно-правовым актам, регулировавшим отношения по предоставлению гражданам садовых земельных участков;

в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.

3. По вопросу оформления прав на ранее построенные блокированные садовые дома на территории садовых товариществ, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, сообщаем.

Исходя из того, что понятие «садовые дома блокированной застройки» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, соответственно в законодательстве не предусмотрены особенности их проектирования и строительства, а также особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них.

Особенности ведения садоводства на землях населенных пунктов при индивидуальном и коллективном использовании

Садоводство на землях населенных пунктов имеет свои приятные особенности.

Такие земельные участки предназначены не просто для выращивания фруктов, овощей или цветов.

Эти территории настоящее сокровище для тех, кто мечтает жизнь за городом, иметь частный дом или коттедж, а также постоянно проживать в доме мечты.

Приобретение участка, в документах к которому имеется пометка о разрешенном использовании под садоводство, дает возможность владельцу в полной мере осуществлять на земле свои крестьянско-фермерские фантазии, а также является хорошим вложением капитала.

Что такое ЗНП

Вся территории Российской Федерации классифицирована и разделена на определенные категории в соответствии с целевым назначением земли. Одной из самых востребованных категорий являются земли населенных пунктов (ЗНП).

ЗНП – это особые земельные участки, дорогие сердцу каждого риелтора и землевладельца. Они находятся как внутри самого населенного пункта, так и в пределах его границ и могут быть использованы для расширения и целесообразного развития самого муниципального образования (села, города, деревни и т.д.).

Земельный кодекс РФ подразделяет все ЗНП на несколько зон (ЗК РФ ст.85):

  • жилая – используется под жилую застройку (частный сектор, многоквартирные дома и т.д.);
  • общественно-деловая – территории, предназначены для возведения торговых центров, больниц, школ и т.д.;
  • рекреационная – земельные наделы, отведенные для создания зон отдыха и оздоровления;
  • производственная – используемые для возведения промышленных объектов недвижимости;
  • сельскохозяйственная – земли внутри населенных пунктов, предназначенные не только для жилой застройки, но и ведения подсобного хозяйства или дачного строительства;
  • инженерная – территории, отведенные под коммуникации, линии электроснабжения, связи и т.д.;
  • военная – земли, используемые для возведения зданий и сооружений, используемых для нужд Министерства обороны, а также обустройства полигонов и т.д.;
  • земли специального назначения – территории, находящиеся в запасе и используемые исключительно для нужд федерального значения.

Тем, кто мечтает заниматься садоводством, не покидая родного города или села, рекомендуем обратить внимание на сельскохозяйственную зону ЗНП.

Особенности участков для ведения садоводческой деятельности

Само слово «садоводство» предполагает ведение индивидуальной деятельности тем или иным образом связанным сельским хозяйством.

Именно поэтому для этих целей чаще всего выделяют земли сельхозназначения, то есть расположенные за пределами городских и сельских поселений.

Но в некоторых случаях земли могут быть буквально одним росчерком пера превращены в ЗНП.

В условиях современного развития границы городов и других населенных пунктов не могут оставаться неизменными.

И именно расширение населенных пунктов во всех направлениях, дает шанс многим гражданам стать владельцами ликвидных участков земли – расположенных уже в границах населенных пунктов.

Такие присоединенные участки земли чаще всего имеют код 13.2 (Ведение садоводства) по Классификатору ВРИ 2015 года и предполагают осуществление следующей деятельности:

  • выращивание любых агрокультур, плодовых деревьев, кустарников и т.д.;
  • строительство садового дома для отдыха и временного проживания;
  • размещение хозяйственных построек и вспомогательных сооружений.

Основным недостатком ЗНП с ВРИ «Ведение садоводства» по действующему законодательству (ФЗ №66-ФЗ) является невозможность госрегистрации построенного дома в качестве жилого строения и прописки по месту жительства.

Но законодательная инициатива Правительства РФ дарит всем любителям жить на свежем воздухе шанс перевести свои садовые дома в разряд жилых построек.

Новый закон о садоводстве и огородничестве, принятый в 2017 году вступит в силу с 1 января 2019 и разрешит садоводам не только строить капитальные дома на своих земельных участках, но и прописываться в них.

Проще всего приобрести земельный участок с ВРИ «Ведение садоводства» в приглянувшемся садовом товариществе.

Эти объединения граждан создаются на добровольных началах для помощи ее членам в решении общих задач ведения садоводства.

Граждане имеют право:

  • вступать в ряды членов СНТ и становиться участником коллективного использования общей земли;
  • оставаться индивидуальным владельцем собственного участка земли, входящего в состав СНТ.

И члены СНТ и так называемые «индивидуалы» обладает равными правами. Но садоводам-одиночкам, в отличие от членов СНТ, еще придется решать вопрос о пользовании общей инфраструктурой садоводства за определенную плату (заключать договор).

Строительство

Владея земельным участком в границах населенного пункта с разрешенным использования под садоводство, собственник может себе позволить строительство:

  1. Садового дома. Несмотря на то, что действующее законодательство подразумевает под этим понятием некапитальное строение для отдыха и временного проживания, вступление в силу закона ФЗ №217-ФЗ в 2019 году позволит садоводам возводить полноценные жилые дома и прописываться в них.
  2. Хозяйственных построек. В отношении подобных зданий и сооружения никаких запретов нет. Фантазия и желание садоводов ограничиваются лишь их собственными материальными и территориальными возможностями:

  • сараи;
  • беседки;
  • бани;
  • парковочные места;
  • навесы;
  • теплицы;
  • шпалеры;
  • санитарные помещения и т.д.

При строительстве любого объекта недвижимости на принадлежащем вам земельном участке, необходимо соблюдать требования СниПов и соблюдать предписанные расстояния между постройками и границами соседних наделов.

Полезное видео

Подробную информацию и разъяснения о новом законе, вступающем в силу 1 января 2019 года смотрите в видеоматериале.

Заключение

Земельные участки с ВРИ «Садоводство» на землях населенных пунктов всегда пользовались популярностью и были востребованы.

Но грядущие изменения в законодательство о садоводстве и огородничестве сделали эти земли еще более привлекательными и перспективными для постоянного проживания граждан и разнообразного строительства.

Важные нюансы о землях населённых пунктов для садоводства

Принято считать, что под садоводство используются земельные участки (ЗУ), расположенные за пределами населённых пунктов на землях сельхоз назначения. Однако и в городской черте можно обзавестись садовым участком. Для этого требуется знать нормы и порядок такого использования.
В статье рассказывается как это сделать грамотно, предусмотрены ли на таких землях огород, строительство домов и гаражей, а также другие допустимые действия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Можно ли использовать под огородничество?

Статья 7 Земельного кодекса РФ даёт перечень установленных категорий земель, где земли населённых пунктов и земли сельскохозяйственного назначения относятся к разным категориям. Однако и та, и другая категории допускают использование земель для садово-огороднических целей.

Читайте также  Отпуск по уходу за ребенком инвалидом до 3 лет

Этот факт закреплён в законодательстве следующими актами:

  • Градостроительный кодекс.
  • ФЗ № 136-ФЗ от 25.10.01 г. – Земельный кодекс (ЗК) РФ.
  • ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.02 г. – об обороте земель сельхоз назначения.
  • ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.98 г. и № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. — о дачных НКО.
  • ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.96 г. – об НКО.

Здесь указан различный регламент строительства капитальных домов, а также – различия в развитии инфраструктуры и проведении инженерных коммуникаций. Все разрешённые действия указаны в документе, утверждённом Приказом Минэкономразвития № 709 от 30.09.2015 г. (Классификатор ВРИ). Согласно Классификатору, массивы разных категорий имеют различное целевое назначение.

В данном случае различия следующие:

  1. Земли поселений допускают использование гражданами: для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), для личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
  2. Земли сельхоз назначения: для ЛПХ, для некоммерческих объединений (НКО) садоводов; для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

Отличия ЗУ сельхоз назначения и индивидуальных хозяйств

Из категории земель поселений можно выделить подходящие для ведения садоводства и огородничества ЗУ – наделы под ЛПХ, где можно вести индивидуальное хозяйство. Земли сельхоз назначения допускают, что могут использоваться под рассматриваемые цели массивы, предназначенные: под ЛПХ, НКО и КФХ.

Главное различие между ними – место расположения массива:

  • в границах поселения, с зонированием для ЛПХ;
  • за её чертой, где начинаются земли сельскохозяйственного назначения (п.1 ст. 77 ЗК РФ).

Из этого различия вытекают следующие отличительные особенности, основанные на нормах законодательства, которые регулируют земельные отношения и устанавливают регламент использования наделов:

  1. Земли поселений предусматривают развитие инфраструктуры, проведение инженерных коммуникаций, автотрасс. Образование юридического лица не предусмотрено.
  2. Земли сельхоз назначения находятся в экологически чистых зонах, где не предусмотрены линейные объекты, инженерные коммуникации и развитая инфраструктура. Предусматривается обязательное образование юридического лица.
  3. Кадастровая стоимость земель поселений выше, чем сельскохозяйственных наделов, соответственно – земельный налог более высокий.

То есть, включение в городскую черту даёт преимущества в виде приближенности к инфраструктуре города, более удобный подъезд к участку и удобство в проведении инженерных коммуникаций, но такие ЗУ остаются представлены сами себе, в отличие от дачных посёлков.

Отличия садового хозяйства от ИЖС

Основное различие заключается в том, что садово-огороднические хозяйства предусмотрены для сезонного функционирования.

Из этого проистекают их специфические отличия:

  1. На них может не быть постоянно действующих инженерных коммуникаций, то есть газ, свет и тепло могут подаваться только в сезон освоения земель, до наступления заморозков – так же, как и в дачных посёлках.
  2. Здесь может в принципе не предусматриваться почтового адреса, что сделает официальную регистрацию по месту проживания невозможной.
  3. Строительство дома не ориентируется на градостроительный план, поэтому допускает возведение уникального строения.
  4. Строительство дома не обязательно, но обязательна обработка надела, посадка садово-огороднических культур.

Характерные особенности земель под ИЖС отличаются нижеследующим:

  • Обязательное проведение инженерных коммуникаций, действующих постоянно. Активное развитие инфраструктуры.
  • Наличие прописки и почтового адреса, разрешение на проживание с семьёй постоянно.
  • Строительство следует чёткому плану, соответствующему зоне застройки. Возведение жилого дома в соответствии с установленным градостроительным регламентом обязательно.
  • Освоение придомовой территории садово-огородническими культурами не требуется.

Виды разрешённого использования

Классификатор под шифром 2.2 даёт исчерпывающий перечень действий, которые допускаются на землях поселений с видом разрешенного использования для ЛПХ (больше деталей об использовании земель населенных пунктов под ЛПХ можно узнать тут).

В этот перечень входят нижеследующие виды разрешений:

  • Строительство жилого дома одним собственником или совладельцами, не предусматривающего раздела на квартиры.
  • Производство сельскохозяйственной продукции.
  • Строительство гаража и других вспомогательных помещений и сооружений.
  • Содержание сельскохозяйственных животных.

Огород

Такие участки можно использовать под огород, посадку картофеля и бахчи, согласно Классификатору (п. 2.2), то есть – для производства любой сельскохозяйственной продукции. Кроме случаев, когда администрация руководствуется муниципальными и локальными актами, предусматривающими нормирование освоения таких земель.

Подробнее об эксплуатировании ЗНП для сельскохозяйственного использования и производства можно узнать тут.

Организация СНТ

На землях поселений СНТ не предусмотрены.

Для того чтобы их организовать, нужно:

  1. сместить границы поселения;
  2. вынести за них массив;
  3. перевести его в земли сельхоз назначения;
  4. начать организацию СНТ.

Для этого нужно написать коллективное заявление от имени всех лиц, проживающих в этой зоне, подать его в администрацию населённого пункта.

Строительство домов и гаражей

Здесь можно строить дома, пригодные для постоянного проживания. Их высота не должна превышать трех надземных этажей. Кроме этого здесь допустимо возводить гаражи и любые надворные постройки в целях развития своего подсобного хозяйства.

Больше нюансов об использовании ЗНП для дачного, ИЖС и других видов строительства можно узнать здесь.

Другие допустимые действия

В числе разрешённых действий могут быть: разведение и содержание птицы и мясных пород скота, если данный регламент не отменяется муниципальными и локальными актами. В этом случае здесь можно разместить:

  • птичник;
  • хлев;
  • конюшню и т.п.

В зависимости от общей площади участка, можно сделать загон для скота или птицы. Если потребуется сооружение под склад сельхозпродукции или под её первичную переработку, нужно оформить дополнительный вид ВРИ с запросом на такое действие.

Что нельзя делать?

Здесь недопустимы действия, которые могут повлечь нарушение экологии или порчу верхнего плодородного слоя почвы в результате халатных или недобросовестных действий, например:

  • при использовании ядохимикатов;
  • затоплении земель;
  • нарушении противопожарных норм.

В силу аналогичных требований недопустимо использовать участок под промышленные цели, свалки, скотомогильники и иные несанкционированные действия. Недопустимо вырубать лесонасаждения, прилегающие к участку. А также незаконно присваивать и использовать не принадлежащие владельцу участка территории.

Под садоводство могут использоваться ЗУ категории земель поселений. На них нельзя организовывать дачные НКО. Постоянное нахождение в течение всего календарного периода зависит от развития инфраструктуры и наличия инженерных коммуникаций. Здесь разрешены практически все работы, относящиеся к развитию подсобного хозяйства граждан.

Не входящие в целевое разрешение действия или работы, нарушающие нормы эксплуатации земель, запрещены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

Информация об изменениях:

Статья 14 изменена с 11 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Читайте также  Сборник задач по бухгалтерским проводкам

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 1 июля 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, расположенного на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

15. В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Как поменять категорию земельного участка

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.

Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов.

Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.

Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования.

Категории земельных участков

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.

Особенности и порядок проведения процедуры

Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.

Как поменять категорию земли – инструкция:

  1. Подготовить нужный пакет документов.
  2. Подать обращение в уполномоченный орган.
  3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.

Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

Внимание! Первый шаг — ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.com (можно в электронном виде)

Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.

Кто может изменять?

Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.

Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:

  1. Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
  2. Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
  3. Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.

Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.

Куда обращаться?

Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.

Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.

Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.

Какие документы нужны?

Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.

Какие документы нужны:

  1. Паспорт (оригинал, копия).
  2. Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).

Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.

После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.

Стоимость перевода

Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.

Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.

Сроки

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

  1. Регистрация ходатайства – один день.
  2. Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
  3. Отправка уведомления заявителю – две недели.

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

Могут отказать в изменении статуса?

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.

Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: