Фз о начислении пени

Статья 75. Пеня

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 75 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 2 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 27 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 статьи 75 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ) применяются в отношении недоимки, образовавшейся после дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ пункт 4 статьи 75 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2017 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 4 статьи 75 части первой настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 г.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

ГАРАНТ:

Для расчета пени по налогам и сборам воспользуйтесь калькуляторами, разработанными экспертами компании Гарант»:

— для организаций в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 г.;

— для физических лиц, а также для организаций в отношении недоимки, образовавшейся до 1 октября 2017 г.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 27 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 5 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 июня 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 343-ФЗ

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ пункт 7 статьи 75 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 8 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле пункта 8 статьи 75 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 34-П

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

>
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как УО рассчитать пени за неоплату ЖКУ после отмены моратория-2020

1 января 2021 года истёк срок моратория на взыскание пеней за неоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим у поставщиков ЖКУ возникает много вопросов: на главные из них ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».

УО и ТСЖ вправе начислять и взыскивать с потребителей пени за неоплату ЖКУ со 2 января 2021 года

Мораторий на начисление и взыскание пеней, штрафов и неустоек с потребителей, которые с апреля 2020 года не оплачивали жилищно-коммунальные услуги, прекратил действовать 1 января 2021 года. Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала рассказала о том, с какой даты можно начислять пени, как рассчитывать период просрочки и распространяется ли мораторий на нежилые помещения в МКД:

Нельзя предъявить сумму пеней за период действия моратория, введённого ПП РФ № 424

Запрет на взыскание пеней и штрафов при просрочке платежей за ЖКУ действовал с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года. Он был введён постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Мораторий распространялся на потребителей и на лиц, управляющих домами: УО, ТСЖ и кооперативы.

30 апреля 2020 года появился обзор ВС РФ № 2 по вопросам применения нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с коронавирусом, в том числе по мораторию на пени из-за неоплаты гражданами счетов за ЖКУ:

  1. Запрет на пени действует по 1 января 2021 года включительно, следовательно, расчёт пени начинается со 2 января.
  2. На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку.
Читайте также  Инвалид 2 группы льготы 2018 воронеж

Как отметила Елена Шерешовец, не имеет значения, что период запрета ПП РФ № 424 на пени за долги уже завершился: за просрочку платежей с 6 апреля по 1 января 2021 никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.

Период действия моратория на пени не включается в дни просрочки платежей, указанные в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

Второй вопрос, на который ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» в выпуске онлайн-журнала, – как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведённой в течение 90 дней;
  • 1/130 ставки, начиная с 91-го дня.

Период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года нельзя включать в расчёт дней просрочки, даже если отсчёт таких дней начался до появления ПП РФ № 424. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчёт периода, когда возникла задолженность, ведётся со 2 января 2021 года. Эксперт подробно разобрала этот вопрос на примере:

При начислении в период моратория пеней на долг по нежилому помещению УО/ТСЖ следует быть готовыми к судебным спорам

Вопрос о том, распространяется ли мораторий ПП РФ № 424 на нежилые помещения, до сих не прояснили ни Правительство, ни Верховный суд РФ. Текст постановления, как отметила Елена Шерешовец, можно прочитать двояко и трактовать по-разному. Сегодня уже есть примеры судебных споров по вопросу начисления пеней на сумму долга за ЖКУ по нежилым помещениям в МКД, и мнения судей расходятся:

  1. ПП РФ № 424 распространяется на всех потребителей в МКД, независимо от статуса помещения, поэтому с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года взыскать пени с них нельзя (дело № А76-25179/2020).
  2. Мораторий на начисление неустойки установлен только в отношении собственников жилых помещений, на нежилые он не распространяется (дела № А50-7770/2020, № А50-7642/2020).

Эксперт рассказала, что УО/ТСЖ следует принять одну из этих точек зрения и следовать ей. Однако им нужно быть готовыми к тому, что законодатели и/или суды займут иную позицию, это будут риски поставщика ЖКУ. Если не появится никаких официальных разъяснений по вопросу взыскания пеней с собственников нежилых помещений в МКД в период моратория, то постепенно сложится судебная практика, на основе которой ВС РФ затем вполне может сформулировать чёткую позицию.

Больше информации по данному вопросу вы найдёте во втором в этом году выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Ранее Елена Шерешовец рассказала о судебных делах, в которых РСО пыталась взыскать с УО/кооператива плату за безучётное потребление коммунальных ресурсов, но суды встали на сторону управляющих недвижимостью.

Обзор тем и вопросов, которые эксперт разобрала в онлайн-журнале в 2020 году, вы найдёте по ссылке. Подписывайтесь на YouTube-канал Ассоциации «Р1» и следите за обновлениями.

О приостановке взыскания неустойки (штрафов, пеней) в сфере ЖКХ до 1 января 2021 года

Правительство РФ постановлением от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2021 года:

  • в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
  • за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.

Сформулированы эти запреты в виде:

  • приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
  • запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
  • запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
  • приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).

Право Правительства РФ вводить такие ограничения есть. 31 марта 2020 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 01.01.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Закон № 98-ФЗ). Указанным законом внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Ранее, как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайной ситуацией считалась обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии со ст. 18 Закона № 98-ФЗ Правительство РФ среди прочего может устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То же касается и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

В развитие вышеуказанной статьи Закона № 98-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление № 424.

Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.

Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.

Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.

Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».

В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:

Читайте также  Прожиточный минимум для инвалидов в санкт петербурге 2018

1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;

2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.

Судебная практика

Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)

Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.

В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:

Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.

В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.

Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:

Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» за период с 18.03.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.

Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении — 01.01.2021 г.

В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.

Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.

А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.

Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил «Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.

Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 г. (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона No 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления No 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.

Письмо Минфина России от 14.05.2020 № 24-03-07/39202 «О начислении пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в сфере закупок, а также о списании сумм начисленных неустоек (штрафов, пеней)»

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок. Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом с 1 апреля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон N 98-ФЗ), предусматривающий в том числе внесение изменений в часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.

Читайте также  Как написать благодарность за просветительскую деятельность

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия этапа исполнения контракта, в связи с чем во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении заказчикам целесообразно указывать на наличие либо отсутствие этапов исполнения контракта. Заказчики в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливают этапы исполнения контракта. При этом согласно части 2 статьи 34 в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, начисление пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, осуществляется в порядке, предусмотренном контрактом, с учетом положений части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

В части списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) сообщаем, что в соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 (далее — Правила), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Пунктом 5 Правил установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 3 Правил, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Таким образом, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется в соответствии с положениями Правил.

Что такое пеня

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что такое пеня?
  2. Как пеня отличается от неустойки?
  3. Особенности начислений
  4. Размер пени
  5. Формула для расчета пени

Пеня – понятие, которое часто встречается в рамках финансовых правоотношений. Предназначается для регулирования договорных взаимодействий. Обычно пеня является инструментом в рамках правоотношений между должником и кредитором. Можно сказать, что это стимул для соблюдения всех пунктов договора. Если дебитор нарушил их, его ждет наказание.

Обязательно в закладку! Всегда актуальный калькулятор расчета пени.

Что такое пеня?

Пеня – это наказание за неисполнение пунктов договора, в том числе за срывы сроков при исполнении. Это штраф, который возлагается на дебитора.

Пеня может начисляться вне зависимости от того, кто является кредитором:

  • Банковское учреждение.
  • Государство.
  • Партнеры компании.
  • ФЛ и ЮЛ.

Сроки исполнения могут регулироваться не только договором, но и законом. Рассмотрим, за что может начисляться пеня:

  • Несвоевременная выплата налогов.
  • Срывы срывов при поставке товаров.
  • Пропуск сроков при оплате за услуги.
  • Несвоевременное погашение кредита.

Особенностью пени является ее ежедневное начисление. Она устанавливается в процентах от суммы по договорным обязательствам. Пеня также может начисляться в зависимости от размера налоговых отчислений, которые не были уплачены. К примеру, предприятие выплачивает пеню в размере 0,1% от суммы долга. Задолженность составляет 1 000 рублей. 1% от тысячи рублей – это 10 рублей. 0,1% -это 1 рубль. То есть, за каждый день просрочки будет начисляться пеня в размере 1 рубля. Предприятие не оплачивает долг в течение 60 дней. К основной сумме долга прибавляется пеня в размере 60 рублей.

ВАЖНО! Размеры пени могут быть не оговорены в договоре. В этом случае они будут определяться в зависимости от ставки ЦБ РФ на текущий момент. Данное правило установлено статьей 395 ГК РФ. Если пеня начисляется на налоговые сборы, пеня составит 1/300 от текущей ставки ЦБ РФ. Правило установлено статьей 75 НК РФ. В данной статье есть еще важный пункт: если налоговые отчисления выплачены лишь частично, по причине нахождения банковских счетов под арестом, пеня начисляться не будет.

ВНИМАНИЕ! Пеня не будет начисляться на пеню. Рассмотрим пример. Предприятие должно 1000 рублей. Пеня в размере 0,1% исчисляется именно с этой суммы. Сумма не выплачивается уже 1000 дней. Общая сумма к оплате равна 2 000 рублей, из которых 1 000 рублей – это пеня. В дальнейшем пеня будет начисляться не от 2 000 рублей, а от 1 000 рублей.

Как пеня отличается от неустойки?

Законодательство не разграничивает неустойку и пеню. Все эти начисления, согласно 330 ГК РФ, включены в понятие неустойки. Однако, на практике, эти понятия разграничивают:

  • Неустойка. Начисляется не только за долг, но и за некачественное исполнение услуг. Может устанавливаться как в процентах, так и в конкретной сумме. Обычно фигурирует в договорах коммерческого типа.
  • Пеня. Начисляется при несвоевременной уплате долгов, неисполнении условий договора. Обычно термин фигурирует при налоговых начислениях, наличии задолженностей по ЖКХ. Начисляется ежедневно в процентном соотношении от суммы долга.
  • Штраф. Применим при неполном исполнении или полном неисполнении условий по договору. Определяется в процентах или конкретной сумме. Обычно это фиксированная денежная сумма. Размеры штрафов известны заранее. Штраф взимается однократно. В дальнейшем не может происходить доначислений.

Пеня – это подвид неустойки. Однако между всеми перечисленными терминами есть небольшие отличия. Определение пени дано пунктом 1 статьи 75 НК. Термин пени установлен пунктом 1 330 статьи ГК.

Особенности начислений

Если дебитор оплатит пеню, это не освободит его от необходимости покрытия основного «тела» задолженности. Деньги по кредиту распределяются в следующем порядке:

  1. Издержки кредитора из-за задолженности дебитора.
  2. Начисленные пени и штрафы.
  3. Основное «тело» задолженности.

Если человек желает снизить пеню в судебном порядке, необходимо сразу обращаться в суд, не выплачивая неустойку. Если уплаты уже были сделаны, вернуть средства вряд ли получится.

Размер пени

Величина пени может определяться самостоятельно, однако в этом деле есть определенные ограничения.

Пеня не должна быть больше размера долга или налоговых отчислений.

Кредитор, который начислил высокую пеню, должен иметь в виду, что должник может ее оспорить. Оспаривание производится на основании статьи 333 ГК. На данный момент приемлемым размером неустойки является 0,2%. Показатель определен на основании текущей ставки ЦБ. На каких основаниях суд снижает неустойку? Статьей 333 ГК не предусмотрены обстоятельства, при которых суд примет положительное решение. Однако данные сведения можно получить из судебных решений. Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Неустойка выше 0,2%.
  • Совокупность суммы, начисленной по пене, превышает сумму долга. К примеру, задолженность предприятия составляет 1 000 рублей, а размер неустойки равен 2 000 рублей.

Суды редко принимают положительные решения в следующих ситуациях:

  • Должник пытается обогатиться на снижении штрафов.
  • Существуют явные признаки того, что дебитор преследовал мошеннические цели, изначально не собирался возвращать средства.
  • Дебитор допустил грубые нарушения по договору. К примеру, сделал только первый взнос по кредиту, в дальнейшем он начал скрываться от кредитора.

Если дебитор не обращается в судебный орган, у него почти нет шансов уменьшить неустойку.

Формула для расчета пени

Расчет неустойки проводится по следующей формуле:

Пеня = сумма долга * дни просрочки * ставка

Сумма долга указывается в договоре между сторонами. Отсчет дней просрочки отсчитывается со следующего дня после образования задолженности.

Пример

У предприятия есть задолженность в размере 500 000 рублей. 285 000 рублей организация возвратила кредитору. Осталось 215 000 рублей долга. Выплаты не происходят на протяжении 86 дней. Ставка пени, по договору, составляет 0,1%. Проводятся следующие расчеты:

Пеня = 215 000 рублей * 86 дней * 0,1%

Размер неустойки составит 18 490 рублей.

ВАЖНО! Если пеня начисляется по договору, при расчетах используется задолженность с вычетом НДС. Перед расчетами из суммы долга вычитается 18% НДС.

Данные расчеты актуальны при деловых отношениях по договору. В других случаях ставка определяется по курсу ЦБ РФ. Пока она составляет 0,2%.

Запомним:

  • Пеня представляет собой штраф за неисполнение обязательство по договору.
  • Должнику нужно помнить, что при просрочке ему придется оплачивать не только основную задолженность, но и пеню.
  • Для некоторых дебиторов, несведущих в юридических нюансах, это может стать сюрпризом. Однако кредиторы также должны помнить о том, что дебитор может снизить размер неустойки, если пеня значительно превышает ставку рефинансирования ЦБ. Поэтому лучше не завышать неустойку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: