Инспектор отдела кадров разряды

Инспектор отдела кадров разряды

Дежурный бюро пропусков 2

Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу 2-4
гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.)

Инкассатор (включая старшего) 4-5

Кассир (включая старшего) 3-4

Контролер пассажирского транспорта 3-4

Лаборант (включая старшего) 4-5

Машинистка (машинистка, работающая с 3-5
иностранным текстом)

Оператор диспетчерского движения 4-5
и погрузочно-разгрузочных работ

Оператор диспетчерской службы 4

Оператор по диспетчерскому 3
обслуживанию лифтов

Секретарь незрячего специалиста 4-8

Экспедитор по перевозке грузов 3-4

Приложение N 2
к постановлению Министерства труда
Российской Федерации
от 6 июня 1996 года N 32

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(ТРЕБОВАНИЯ) ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих (далее тарифно-квалификационные характеристики) являются нормативным документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

2. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего;

— раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ, исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

3. В тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ, исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей служащих устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в тарифно-квалификационной характеристике по той или иной должности служащего, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ, сокращению численности персонала возможно расширение круга обязанностей служащих по сравнению с установленными соответствующей тарифно-квалификационной характеристикой. В этих случаях работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными характеристиками по другим должностям, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

Кадровик (HR-менеджер)

Кадровик (специалист отдела кадров, менеджер по персоналу или инспектор по кадрам) – это сотрудник компании, который занимается кадровым делопроизводством и несет ответственность за формирование кадровой политики предприятия.

Деятельность кадровика осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, согласно Положению об отделе кадров непосредственно самой организации, ее уставом, внутренним распорядком, приказами руководства и должностной инструкции.

Требования к инспектору по кадрам

В должностные обязанности менеджера по персоналу входит:

Ведение документации по принятию и увольнению сотрудников, смены должностей;

Оформление трудовых книжек и их хранение;

Ведение личных дел персонала, внесение изменений и дополнительных данных;

Обработка документации для начисления пенсии, трудовых пособий и компенсаций;

Работа с больничными, отпусками и выплатами пособий. Осуществление контроля за их соблюдением;

Выявление возможных проблем в коллективе и причин «текучести» кадров;

Внесение изменений по данных о персонале в базу данных;

Работа с архивом.

Отметим, что кадровик, несмотря на обширный перечень своих обязанностей, в первую очередь занимается ведением документации в той или иной организации.

Это приказы, трудовые договоры, положения, заявления сотрудников, ведение воинского учета, пенсионного, льготного и т. д.

Задачи специалиста по кадрам

Задача кадровика — своевременно и правильно оформлять документы кадровой службы, по мере необходимости вносить в них изменения, проверять на соответствие актуальному законодательству.

Согласно своим должностным обязанностям, инспектор по кадрам выполняет на предприятии следующие задачи:

Осуществляет подбор персонала;

Оформляет документацию при приеме или увольнении специалистов предприятия, переводе их на другие штатные единицы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и приказом руководителей;

Оформляет трудовые книжки и трудовые договоры;

Ведет учет трудовых книжек;

Управляет механизмом поощрения и наказания;

Собирает данные для проведения аттестации или для повышения уровня квалификации;

Ведет личные дела сотрудников, осуществляет сбор персональной информации;

Оформляет графики отпусков;

Выдает справки, касающиеся трудовой деятельности работников предприятия;

Осуществляет контроль за тем, как соблюдается трудовая дисциплина и правила трудового распорядка сотрудниками предприятия;

Ведет документацию для архива.

Должностная инструкция кадровика

Кадровик относится к специалистам. Его назначение или увольнение с занимаемого поста происходит на основании приказа генерального директора организации.

Кадровик должен знать следующее:

Действующее трудовое законодательство;

Структуру компании и способы взаимодействия персонала внутри нее;

Правовые и законодательные документы, касающиеся:

— процесса ведения и управления личными делами сотрудников;

— оформления пенсий, ведения трудовых книжек;

— заключения трудовых договоров;

Правила ведения персональных данных работников;

Порядок ведения пенсий, отпусков, начисления льгот, компенсаций;

Правила работы с кадрами и подготовки необходимой отчетности.

Права специалиста отдела кадров

Кадровик имеет следующие права:

Иметь доступ к информации, которая необходима для исполнения его трудовых обязанностей;

Знакомиться с существующей документацией и решениями руководителей компании, касающихся непосредственно его деятельности;

Получать в полной мере качественную техническую и информационную поддержку для исполнения своих должностных обязанностей;

Выдвигать предложения по улучшению работы и условий, непосредственной связанных с исполнением его деятельности.

Необходимые умения и навыки кадровика

Специалист кадровой службы должен иметь хорошие знания в делопроизводстве, управлении, социологии, юриспруденции и психологии. Он должен прекрасно ориентироваться в современных методах оценки персонала.

Кадровик должен быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь развитую интуицию, ведь он работает с людьми. Желательны умения работать в команде, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию.

Ответственность специалиста отдела кадров

Кадровик несет ответственность в соответствии с законодательством России за нарушение своих прямых обязанностей в случае:

Нарушения инструкций и распоряжений организации, трудового распорядка и должной дисциплины;

Невыполнения или некачественного выполнения своих непосредственных обязанностей;

Нарушения коммерческой тайны или разглашению личных данных персонала.

Кроме этого инспектор по кадрам может быть привлечен к ответственности за отсутствие:

Оформленных договоров с сотрудниками;

Документации по охране трудовой деятельности;

Составленного графика отпусков.

Плюсы профессии кадровика

К положительным моментам можно отнести:

Возможность карьерного роста и высокой заработной платы;

Стабильный социальный пакет, включающий в себя все необходимые выплаты;

Режим труда. В редких случаях могут возникнуть переработки. В основном, это стандартный график с фиксированными привычными выходными (субботой и воскресением), а так же нерабочими днями в государственные праздники. Чаще всего работа с 9:00 до 18:00, включающая в себя перерыв на обед;

Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование;

Бумажная работа без особой подвижности. Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией, составление приказов, протоколов и служебных записок.

Минусы профессии кадровика

К негативным моментам следует отнести:

Нахождение между сотрудниками и начальством. Это может быть минусом в том случае, когда приходится разрешать негативные ситуации;

Необходимы специальные знания, которые касаются многих сфер. Это юриспруденция, поскольку без знания законов невозможно составить приказ, правильно уволить сотрудника или перевести его на другую должность. Все документы должны соответствовать требованиям законодательства, которое постоянно меняется. Кроме того специалист отдела кадров должен хорошо знать основы социологии и психологии людей, поскольку работает с персоналом и совершает набор кадров. Также важны знания методов работы с персоналом;

Читайте также  Где можно заказать технический паспорт на квартиру

Кроме непосредственных обязанностей, большой объем дополнительных, не всегда напрямую связанных со специальностью;

Возможное появление разногласий в работе с бухгалтерией;

Если на предприятии происходит проверка по соблюдению трудового законодательства и составлен протокол о выявленных нарушениях, административные штрафы будут возложены как на предприятие в целом, так и персонально на инспектора по кадрам. Суммы чаще всего бывают большие, потому очень важно, чтобы в своей работе кадровик смог сотрудничать и с юридическим отделом и бухгалтерией, чтобы не допускать правонарушений;

Итоги

Профессия кадровика — значима и важна в деятельности любой компании.

Инспектор по кадрам занимается не только подбором персонала для предприятия, но и ведет большой объем документации.

В основном работа специалиста по кадрам связана с ведением архива, личных дел работников организации, документальным оформлением приема, увольнения и передвижения на другие должности сотрудников компании, воинским учетом, оформлением пенсий, отпусков и графиков.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Зарплата-2020 в бюджетных организациях: разъясняет специалист Минтруда

Татьяна Лукьянчикова


К какой категории работников отнести специалистов — экономистов, главного бухгалтера (бухгалтеров), инженеров, юрисконсультов, инспектора по кадрам, заместителя директора по АХД? В тарифной сетке они обозначены неопределенно.

Для правильного использования тарифной сетки, утвержденной постановлением Совмина от 28.02.2019 № 138 необходимо определить категорию должности работника.

Определение категории должностей работников производится в соответствии с Общегосударственным классификатором от 24.07.2017 № 33.

Так, в таблице 4 Общегосударственного классификатора от 24.07.2017 № 33 определены следующие коды категорий должностей служащих:

— другие служащие – 3.

Кроме этого, классификатором определены следующие коды, необходимые для использования в работе:

— таблицей 3 – выпусков ЕКСД;

— таблицей 5 – квалификационных категорий должностей служащих;

— таблицей 7 – выпусков ЕТКС.

Что касается наименований должностей, приведенных в вопросе, то в соответствии с таблицей 2 Общегосударственного классификатора от 24.07.2017 № 33:

— экономист, бухгалтер, инженер, юрисконсульт, инспектор по кадрам относятся к категории «специалисты», код категории – 2. Квалификационные характеристики данных должностей, в том числе квалификационные требования, содержатся в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159;

— главный бухгалтер, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности относятся к категории «руководители» – код категории – 1. Квалификационная характеристика должности «главный бухгалтер», в том числе квалификационные требования, содержатся в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159.

В ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, в том числе с применением производных наименований должностей «заместитель», поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.

Соответственно, квалификационная характеристика должности «заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности» определяется в соответствии с квалификационной характеристикой должности «директор», содержащейся в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159.

Как определить тарификацию по должностям специалистов, которые являются общими для всех видов деятельности (бухгалтер, экономист, инспектор по кадрам)?

Тарификация специалистов, должности которых являются общими для всех видов деятельности, определяется в соответствии с диапазоном тарифных разрядов, определенных подп.1.3 и 1.4 п. 1 тарифной сетки, утвержденной постановлением Совмина от 28.02.2019 № 138.

При этом важно учитывать квалификационные требования к уровню образования (профиль (направление) образования, специальность), которые необходимы для выполнения возложенных должностных обязанностей.

Как я уже говорила, квалификационные требования к занятию должностей бухгалтер, экономист, инспектор по кадрам определены в выпуске 1 ЕКСД от 30.12.1999 № 159.

Так, квалификационными требованиями должностей «бухгалтер» и «экономист» предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этих должностей определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп.1.4 п. 1 тарифной сетки – «специалисты, занимающие должности, квалификационными требованиями которых предусматривается наличие высшего, среднего специального образования».

Квалификационными требованиями должности «инспектор по кадрам» предусмотрено наличие среднего специального образование или общего среднего образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп. 1.3 п. 1 тарифной сетки – «специалисты, занимающие должности, квалификационными требованиями которых предусматривается наличие среднего специального, среднего образования».

Порядок установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.

В соответствии с подп. 2.2 п. 2 указанной Инструкции устанавливаются следующие тарифные разряды:

— по должностям «бухгалтер» и «экономист» работников, не имеющих квалификационной категории – 4;

— по должностям «бухгалтер» и «экономист» работников, имеющих вторую квалификационную категорию – 5;

— по должностям «бухгалтер» и «экономист» работников, имеющих первую квалификационную категорию – 6;

— по должностям «ведущий бухгалтер» и «ведущий экономист» – 7;

— по должности «инспектор по кадрам» – 3;

— по должности «старший инспектор по кадрам» – 4.

В организации работает экономист, закончивший колледж (среднее специальное образование) к какому подпункту тарифной сетки (1.2 или 1.3) относится данная должность?

Подп. 1.2 п. 1 тарифной сетки другим служащим (код категории – 3) установлен 2 тарифный разряд.

Должность «экономист» относится к категории специалистов (код категории – 2).

Как уже было сказано выше, квалификационными требованиями должности «экономист» предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подп. 1.4 п. 1 тарифной сетки.

Таким образом, тарификация специалистов, занимающих должность «экономист», имеющих высшее или среднее специальное образование будет одинаковой (с учетом присвоенной им квалификационной категории).

При этом их заработная плата может отличаться за счет установления им стимулирующих выплат в разных размерах.

Будут ли разработаны тарифные разряды по профессиям рабочих бюджетных организаций (сторож, уборщик, рабочий по комплексному обслуживанию зданий)?

Исходя из значения термина «оклад», определенного п. 11 Указа от 18.01.2019 № 27, для исчисления окладов рабочих применяются не коэффициенты тарифных разрядов, а кратные размеры базовой ставки.

Кратные размеры базовой ставки в зависимости от разряда работы, предусмотренного тарифно-квалификационными характеристиками по профессиям рабочих, определены в табл. 3 прил. к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, а по профессиям рабочих-повременщиков, тарифно-квалификационными характеристиками которых не предусмотрены разряды работы – таблицей 4 этого приложения.

Подп. 2.1.4 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, определено, что руководителям структурных подразделений тарифный разряд устанавливается в диапазоне 8-16 разрядов. Кто определяет, какой все-таки разряд установить тому или иному начальнику отдела? Аналогичный вопрос по подп. 2.1.3, где определён диапазон для заместителей руководителя организации?

В соответствии с подп. 2.1.4. п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 №13, руководителям структурных подразделений организации тарифные разряды устанавливаются в пределах диапазона, предусмотренного п. 5 тарифной сетки, кроме руководителей структурных подразделений, которым тарифные разряды утверждены табл. 1 прил. к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.

Следовательно, тарификация руководителей структурных подразделений, поименованных в табл. 1 прил. к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, применяется в обязательном порядке.

Кроме этого, в соответствии с п. 7 и 8 Указа от 18.01.2019 № 27 тарификация руководителей структурных подразделений из числа отдельных категорий работников определяется следующими министерствами:

— служащих, занятых предоставлением социальных услуг – Министерством труда и социальной защиты;

— медицинских и фармацевтических работников – Министерством здравоохранения;

— служащих, занятых в печатных средствах массовой информации и производством, созданием и вещанием телерадиопрограмм – Министерством информации;

Читайте также  Статьи про алименты россия

— работников культуры – Министерством культуры;

— педагогических работников – Министерством образования;

— ветеринарных работников – Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Соответственно, тарификацию, установленную указанными министерствами для руководителей структурных подразделений, также следует применять в обязательном порядке.

Тарификацию всех остальных руководителей структурных подразделений в соответствии с ч.3 п. 1 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 №13 определяет наниматель (руководитель бюджетной организации) или уполномоченное должностное лицо нанимателя самостоятельно.

Критериями при определении тарификации указанных руководителей структурных подразделений могут являться:

— вид структурного подразделения (управление, отдел, сектор);

— численность штатных единиц в структурном подразделении;

— значимость функций, выполняемых структурным подразделением;

— наличие структурных подразделений, входящих в состав;

— другие критерии на усмотрение нанимателя или уполномоченного должностного лица.

Аналогичный подход применяется и при определении тарификации заместителей руководителя организации в соответствии с подп. 2.1.3 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 №13.

Распространяется ли действие п. 3 Указа от 18.01.2019 № 27 о направлении на премирование средств в размере 5 процентов от суммы окладов работников на средства от приносящей доходы деятельности бюджетной организации?

П. 3 Указа от 18.01.2019 № 27 определен объем средств, направляемых на выплату премий, предусматриваемый в соответствующих бюджетах (республиканском либо местном) – 5 процентов от суммы окладов работников бюджетных организаций.

При этом конкретные размеры премий работникам определяются в соответствии с положением, утверждаемым руководителем бюджетной организации, которым должны быть предусмотрены порядок и условия выплаты премии.

П. 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, определено, что условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.

Соответственно, на премирование работников бюджетных организаций, содержащихся за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации, также направляются средства в размере 5 процентов от суммы их окладов.

Использование внебюджетных средств (за исключением средств, направляемых на выплату заработной платы, в том числе и на премирование, в ситуации, изложенной выше) в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, на осуществление дополнительных стимулирующих выплат (к которым относится и премия) производится в соответствии с нормами постановления Совмина от 19.07.2013 № 641.

Профстандарт работника отдела кадров

Профессиональные стандарты, введенные в документальный оборот с 2012 года и ставшие обязательными для многих видов деятельности в 2016 году, потихоньку занимают все больше места в деловой жизни. Растет число профессиональных областей, обеспеченных стандартами – совокупностью характеристик, необходимых для той или иной работы.

Одним из наиболее ожидаемых стал профстандарт специалиста по персоналу. Как он повлияет на политику организации, переходящей на его использование? Является ли его применение непременных или существуют альтернативы? Как пользоваться им наиболее эффективно и в каких сферах? Разбираемся.

Познакомьтесь: кадровый профстандарт

Документ принят приказом Министерства труда и социального развития РФ № 691н от 06.10.2015 года. Его имя в реестре, приведенном на официальном сайте, где расположены все зарегистрированные стандарты, звучит так: «Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»». В нем 4 стандартных раздела:

  • общий – в нем содержатся признаки, по которым данная специальность отличается от всех остальных;
  • перечисление трудовых функций, которые выделены в данном стандарте;
  • их исчерпывающая характеристика;
  • разработчики – те организации, которые сформировали и «обкатывали» положения профстандарта.

Специалист по персоналу – кто он?

В 1 части кадрового стандарта определена профдеятельность кадровика – регулирование процессов, связанных с наемными работниками организации. Целью функционирования такого специалиста является координация системы кадрового менеджмента для обеспечения эффективной деятельности всей организации. Под этот род деятельности попадают:

  • руководители кадровых подразделений;
  • работники кадровых служб;
  • специалисты по профориентации;
  • сотрудники служб занятости.

8 видов работы для кадровика

Работа с персоналом разнообразна и многогранна. Общее понятие «кадровик» может включать в себя самые различные функции, четко разграничить которые и взяли на себя труд разработчики профессионального стандарта. Каждая из выделенных общетрудовых функций содержит в себе комплекс следующих данных.

  1. Определение самой функции.
  2. Уровень требуемой квалификации работника.
  3. Необходимое для этого уровня образование.
  4. Перечень действий, ожидаемых от сотрудника (по каждой отдельной функции в рамках 8 общих).
  5. Профзнания и навыки, необходимые для должности.
  6. Возможные формулировки должностей.
  7. Требования к предварительному практическому опыту.

8 обобщенных трудовых функций кадровой деятельности с основными сведениями по ним приведены в таблице.

Буквенный код Содержание функции Квалификационный уровень Требуемое образование и опыт работы
1 А Документирование кадрового учета 5 Среднее специальное, можно без опыта
2 В Отбор и наем сотрудников 6 Высшее (бакалавр) + спец.курсы, можно без опыта
3 С Обеспечение соответствия персонала требованиям уровня (аттестация) 6
4 D Повышение квалификации сотрудников (обучение, развитие, стажировка) 6
5 T Организация трудового процесса и выплаты вознаграждения за работу 6
6 F Деятельность, касающаяся социальной политики организации 6
7 G Оперативная деятельность кадрового менеджмента в самом коллективе или подразделении организации 7 Высшее (магистр), опыт работы от 5 лет
8 Н Тактика и стратегия управления кадровой сферой организации 7

СПРАВКА! 5, 6 и 7 квалификационные уровни (всего их бывает 9), используемые в данном профстандарте, отражают требования к специальному образованию, практическим навыкам, полученным в результате опыта, и к умению ставить и решать профессиональные задачи. Более подробно о квалификационных уровнях говорит Приказ №148н Минтруда от 12.04.2013 г.

Что напишут в штатном расписании?

Каждая из представленных общетрудовых функций разбивается на конкретные, к которым и относится тот или иной перечень действий. Всем отдельным функциям присвоен особый цифро-буквенный код:

  • латинская буква соответствует наименованию одной из 8 обобщенных функций (см. табл.);
  • через знак «/» от буквы написаны цифры – двузначный номер конкретной функции (01, 02, 03 и т.д.);
  • далее после точки идет необходимый уровень квалификации (в этом стандарте – 5, 6 или 7).

В тексте профстандарта вы найдете рекомендуемые формулировки названий должностей для кадровиков, выполняющих те или иные функции. Удобно, что по каждой из них приведено соответствие из морально устаревшего, но более привычного Единого квалификационного справочника. В большинстве случаев должности по ЕКС менее конкретизированы относительно профстандарта, например, специалист или инспектор по персоналу, в зависимости от перечня обязанностей, может именоваться «специалистом по подбору персонала», «специалистом по кадровому делопроизводству» или «специалистом по социальным программам».

ВАЖНО! Если в одной должности совмещается несколько функций, то именовать ее следует по той должности, которой присуща более высокая квалификация. Так, если работник кадрового отдела, к примеру, обеспечивает аттестацию сотрудников и ведет соответствующую кадровую документацию, по профессиональному стандарту его должность может быть определена как «менеджер по персоналу».

Пластичность кадрового профстандарта

Работодатель, учитывая специфику работы своей организации и, разумеется, чтя Трудовой кодекс и федеральные законы, вправе:

  • определять объем и наполнение работы для той или иной должности;
  • в связи с этим можно разделять или объединять предусмотренные профстандартом (и, как следствие, должностной инструкцией) обязанности между разными должностями или сотрудниками;
  • увеличить количество ожидаемых от работника необходимых работодателю трудовых действий, если перечисленных в профстандарте ему недостаточно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Выдумывать» новые обязанности сотрудникам просто так нельзя, допускается расширение только за счет переноса из другой обобщенной функции в рамках одного стандарта, либо за счет смежных стандартов, если таковые имеются.

Напоминаем, что для изменения трудовой функции нужно согласие сотрудника и его уведомление в письменном виде за 60 дней. Конкретизация требований изменением функции не является!

Обязательно ли пользоваться кадровым профессиональным стандартом?

Закон говорит об обязательности применения профстандартов с июля 2016 года, когда эта необходимость утверждается в ТК. Федеральных законах или любом другом нормативном акте. Кадровая работа не предусматривает для сотрудников особых льгот, каких-либо компенсаций или ограничений, поэтому применение профессионального стандарта в этой сфере не является обязательным, только рекомендованным.

Читайте также  Условия для выдачи трудовой книжки на руки владельца

Несмотря на то, что за неприменение этого профстандарта работодателя никто не оштрафует, им стоит пользоваться. Работодатель оценит удобство этого документа как шаблона для квалификационных требований, источника формулировок для должностных инструкций, пособия для тарификации, в формировании кадровой политики организации и т.п.

Инспектор по кадрам: обязанности и функции. Инспектор отдела кадров

В настоящее время, наверное, ни одна профессия не имеет такого спектра названий, как профессия кадровика. В Едином квалификационном справочнике можно отыскать семнадцать должностей, которые так или иначе связаны с кадровой работой. Такое обстоятельство заставляет задуматься об отличиях этих должностей друг от друга, о функциональной нагрузке каждой из них. Особенно актуально и остро звучит сегодня вопрос о том, что должен прописать для себя в должностной инструкции рядовой инспектор по кадрам. Обязанности этого сотрудника мы и постараемся рассмотреть максимально подробно.

Значение отдела кадров

Многие руководители организаций до сих пор считают, что назначение отдела кадров узконаправленное, связанное лишь с делопроизводством. Однако сегодня наша страна вслед за Западом встала на пусть трансформации кадровой службы в подразделение, занимающееся управлением трудовыми ресурсами, потому что именно кадровик – важнейшее звено между работником и работодателем.

В настоящее время специалист по кадрам – это в первую очередь управленец, то же самое можно сказать о такой должности, как инспектор по кадрам, обязанности которого сегодня зачастую включают не только обработку и ведение документации. Особенно это касается небольших компаний, где на плечи инспектора по кадрам могут возлагать ответственность за подбор персонала, его обучение и многие другие функции.

Численность кадровых работников

Наименования и количество подразделений службы по управлению персоналом зависит от размера предприятия, его традиций и специфики деятельности. При этом должны учитываться размеры организации, направление бизнеса, стратегические цели предприятия, стадия его развития, численность работников и приоритетные задачи в работе с персоналом.

В крупных организациях кадровая служба может включать несколько отделов. Например, отдел заработной платы, отдел занятости, отдел обучения и развития, отдел делопроизводства и учета. В небольших организациях все функции кадровой службы может выполнять лишь один специалист — инспектор по кадрам, обязанности которого на самом деле должны включать минимальный перечень функций: кадровое делопроизводство и подбор персонала.

Специалисты службы

Во главе отделов или служб персонала обычно стоит менеджер среднего звена: начальник службы, отдела, который подчиняется директору по персоналу. Отделы могут быть разбиты на более мелкие единицы – группы или секторы, возглавляемые руководителями, которые подчиняются начальникам служб.

На предприятиях среднего бизнеса (численность работников 100-1000 человек) устройство кадровой службы чаще всего предполагает наличие таких сотрудников:

  • специалист по делопроизводству;
  • специалист по трудовому праву;
  • специалист по подбору персонала;
  • менеджер по развитию и обучению,
  • тренер, или тренинг-менеджер;
  • менеджер по льготам и компенсациям;
  • менеджер по корпоративным мероприятиям.

В более мелких организациях (численность работников до 100 человек) почти все функции данных сотрудников — это должностные обязанности инспектора по кадрам.

Требования к кадровику

Конечно, все вышеперечисленные должности не способен совместить один единственный специалист – инспектор отдела кадров. Обязанности этого сотрудника в первую очередь связаны с кадровым делопроизводством. Поэтому при приеме на работу к потенциальному кандидату на данную должность предъявляются относительно невысокие профессиональные требования.

Квалификационный справочник информирует, что инспектор по кадрам обязан иметь среднее специальное образование (при этом не имеет значение его стаж работы) или же среднее образование (при этом требуется специальная подготовка и наличие профессионального стажа не менее трех лет).

Инспектор по кадрам: обязанности

Итак, функции данного специалиста следующие:

  • ведение учета личного состава предприятия;
  • оформление различных кадровых операций (приема, перевода, увольнения);
  • оформление и ведение личных дел сотрудников, внесение изменений в них;
  • учет, хранение и заполнение трудовых книжек;
  • учет трудового стажа;
  • оформление справок о трудовой деятельности работников (прошлой и настоящей);
  • оформление карточек пенсионного страхования и других документов, необходимых для назначения пенсий сотрудникам и их семьям, компенсаций и льгот;
  • учет предоставления отпусков, осуществление контроля над тем, как составляются и соблюдаются графики отпусков.

Подбор персонала

Обязанности инспектора отдела по кадрам зачастую включают подбор персонала на вакантные должности. Эта работа связана с размещением информации в различных источниках об имеющемся вакантном месте, в том числе сотрудничество по этому вопросу со службой занятости населения, назначением и проведением собеседований с разъяснением претенденту характера вакансии, условий труда и уровня заработной платы, определением общего уровня претендента на вакантную должность, его стажа и степени профессионализма.

Нередко должностные обязанности инспектора отдела кадров предполагают проведение конкурсных отборов среди специалистов, претендующих на свободное место. Кадровик разрабатывает мероприятия по подбору персонала и контролирует прохождение будущими сотрудниками испытаний, установленных при заключении с ними трудового договора.

Дополнительные функциональные обязанности инспектора по кадрам

Существуют некоторые дополнительные функции, которые чаще всего относят к кадровой работе. Какие же еще задачи должен решать инспектор отдела кадров? Обязанности могут включать:

  • подготовку необходимых материалов для аттестационных, квалификационных, конкурсных комиссий, представления сотрудников к награждениям и поощрениям;
  • изучение причин, по которым происходит текучесть кадров, разработка и внедрение мероприятий по ее снижению;
  • подготовку документов к сдаче в архив;
  • контроль за трудовой дисциплиной;
  • организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • организацию проведения экзаменов на подтверждение квалификации;
  • разработку системы по оценке личностных и деловых качеств сотрудников, мотивацию их к должностному росту;
  • оформление служебных удостоверений и их выдачу;
  • формирование и эффективное использование кадрового резерва.

Воинский учет

Многие работодатели считают, что функциональные обязанности инспектора отдела кадров включают воинский учет сотрудников предприятия. Согласно Постановлению Правительства РФ №719 от 27 ноября 2006 г. «Об утверждении Положения о воинском учете», число работников, осуществляющих данную деятельность, должно быть прямо пропорционально количеству сотрудников, подлежащих учету.

В частности, на предприятии, где на воинском учете состоит менее пятисот граждан, учет ведет один работник, исполняющий данные функции по совместительству. Таким образом, инспектор по кадрам в организации, где численность стоящих на воинском учете не превышает пятьсот человек, может заниматься воинским учетом, но только при условии внутреннего совместительства. А при большем количестве человек, подлежащих учету, для этих целей должна быть выделена отдельная штатная единица.

Работа кадровиков в условиях кризиса

В последний год руководство предприятий столкнулось с печальными обстоятельствами финансового кризиса, когда приходится уменьшать объемы производства товаров и услуг, снижать собственные издержки, в том числе за счет сокращения численности персонала. На этом фоне возрастает потребность кадровых работников в обладании качествами штатных психологов, которые вынуждены управлять эмоциональным фоном в коллективе и находить слова утешения, к примеру, вручая коллегам уведомления об их увольнении.

Роль кадровой службы повышается по мере возрастания значения человеческих ресурсов для достижения организацией финансового успеха. В связи с этим традиционные обязанности кадровиков не исчезают. В ведении кадровых служб остаются вопросы кадрового делопроизводства, оплаты труда, приема на работу и подготовки специалистов. Однако при этом отдел кадров является составным элементом грамотного руководства предприятием. Успехов в работе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: