Изъятие оружия за административные правонарушения на 2018

Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему

Информация об изменениях:

Статья 27 изменена с 29 июня 2022 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 231-ФЗ

Статья 27 изменена с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 313-ФЗ

Статья 27 изменена с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему

Изъятие оружия и патронов к нему производится:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:

грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;

смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия;

1.1) органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части;

2) органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в пределах их компетенции с передачей оружия и патронов к нему в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел;

3) таможенными органами в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.

Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.

Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.

Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона

Изъятие или уничтожение орудия совершения или предмета административного правонарушения, не являющихся собственностью нарушителя // Обзор дела № А32-4807/2018

Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, заявление административного органа удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности с передачей на уничтожение алкогольной продукции в металлических кегах, а также с передачей для реализации транспортного средства — грузового рефрижератора, используемого для перевозок указанной продукции.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2019 решение суда первой инстанции от 18.12.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.02.2019 отменены в части передачи на реализацию грузового рефрижератора, с возвратом его собственнику транспортного средства. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В части сохранения в силе судебных актов об изъятии и передаче на уничтожение кег суд кассационной инстанции отметил следующее:

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом. В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кеги в рассматриваемом случае являются не просто тарой для транспортировки алкогольной продукции, а единым целым с алкогольной продукцией, реализуемой Обществом без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота, не позволившим индивидуализировать ее в качестве самостоятельного товара. При этом факт принадлежности данных предметов лицу, привлекаемому к ответственности, на каком-либо праве, либо принадлежность иному лицу не имеет значения для разрешения вопроса об изъятии и направлении на уничтожение данных предметов.

С учетом изложенного при вынесении судебных актов суды пришли к правильному выводу о необходимости передачи на уничтожение алкогольной продукции, находящейся в металлических кегах, и самих кег.

В части же отмены судебных актов об изъятии и передачи на реализацию транспортного средства суд кассационной инстанции отметил следующее:

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 11-П, несмотря на то, что статья 25 Закона N 171-ФЗ по ее буквальному пониманию содержит указание на изъятие из незаконного оборота автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась или перевозилась продукция, которая была произведена и находилась в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возвращению собственнику на данном основании в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса.

При таком подходе единственным обстоятельством, обусловливающим лишение лица принадлежащего ему транспортного средства, выступает его использование для совершения административного правонарушения, что, по сути, превращает такое лишение в санкцию для собственника транспортного средства. Вместе с тем, даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащее ему транспортное средство используется для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.

Следовательно, в действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса, в отношении юридического лица — при том что сам собственник этого транспортного средства не был привлечен к административной ответственности за данное административное правонарушение и не был признан в судебном порядке виновным в его совершении — приводило бы к несоразмерному ограничению прав собственника транспортного средства, гарантированных статьями 35 (часть 1), 46 (часть 1), 49 и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости и равенства.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019 N 308-ЭС19-10715 по делу N А32-4807/2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 по делу N А32-4807/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2019 по тому же делу в части передачи на уничтожение многооборотной тары — металлических кег отменены, в удовлетворении заявления административного органа в этой части отказано, многооборотная тара — металлические кеги возвращены собственнику.

Доводы Верховного Суда:

Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N 6-П и от 18.02.2019 N 11-П, ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере распространяются как на лишение лица имущества в качестве санкции за совершенное правонарушение, так и на лишение лица имущества, которое определенным образом связано с совершением правонарушения, в качестве специальной публично-правовой меры.

Читайте также  Объем огнетушителя для грузовика

В соответствии с резолютивной частью Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 11-П, положения подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица автомобильного транспорта, используемого для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в случае, когда собственником этого транспортного средства является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.

Собственник спорных кег не был привлечен к административной ответственности в рамках настоящего дела. Доказательств его причастности к совершению Обществом вмененного административного правонарушения в деле не имеется.

Исходя из материалов дела спорные кеги являлись транспортной многооборотной тарой (упаковкой). Имеющиеся в общедоступных источниках сведения позволяют заключить, что стоимость металлических кег сравнима со стоимостью пива, которое может в них транспортироваться.

При таких обстоятельствах уничтожение спорных металлических кег не соответствовало бы вышеуказанным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и представляло бы собой явно несоразмерную (непропорциональную) меру.

Изъятие оружия за административные правонарушения

Было 2 административных правонарушений по статья 20.11 часть 1 за один год. Изъяли оружие. Ни штрафа ни суда не было. Прошел год. Позвонил в лро, там сказали, что изъяли на два года. По этой статье предусмотрен такой срок изъятия оружия?

Отвечая на семинаре, студент Ивлев отнес к мерам админист­ративного пресечения: изъятие вещей и документов, являющих­ся орудием или непосредственным объектом правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; личный досмотр; принудитель­ное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения; административное задержание; административный арест.

Какие ошибки допущены в ответе? Дайте анализ названных мер. Распределите меры пресечения по видам.

Что делать после изъятия охотничьих ружей за два административных правонарушения по хранению оружия. Первое предписание было в январе за то, что на 5 дней просрочил подачу заявление на продление разрешения хранения и ношения оружия, хотя документ получил без просрочки. Второй протокол за хранение вне сейфа.

Сложилась такая ситуация — на девушку зарегистрировано травматическое оружие, разрешение сроком с 2010 до 2015, оружие хранится в квартире, проживает вместе с мамой. В 2013 г. девушка уехала за пределы РФ, вернется в РФ не раньше 2018, оружие осталось в сейфе в квартире у мамы, документы на оружие, разрешение, ключи от сейфа также находятся у мамы. Т.к. разрешение на оружие закончилось, пришли сотрудники полиции и собираются изымать оружие. Подскажите, пожалуйста: 1) имеют ли право сотрудники полиции изъять оружие без присутствия собственника? 2) за данное административное правонарушение предусмотрены соответствующие санкции — на кого они будут наложены, если собственник находится за границей? 3) как должна происходить процедура изъятия оружия в данном случае? Спасибо.

За административное правонарушение мировым судьей Омского районного суда было вынесено решение о применении административного наказания виде лишения права на охоту сроком на 1 год без изъятия орудий охоты.

Га основании этого решения комитет по биоресурсам, аннулировал охот билет, приказом без указания сроков аннулирования.

В настоящее время инспектор разрешительной системы требует ссылаясь на статью 26 п.4 закона об оружие либо продать оружие в течении 30 дней либо по истечении 30 дней оружие будет конфисковано и утилизировано. Правомерны ли требования инспектора?

Хотел поинтересоваться и спросить неделю назад брат сдал экзамены и обучился, оплатил взносы, короче сделал все как полагается, для продления лицензии! Выдали лицензию, все прекрасно, а сегодня позвонили и попросили явиться в лицензионный отдел где там изъяли оружие и мотивировали изъятие тем, что у него два административных штрафа за ПДД! Имеют ли они законные основания изымать оружие и если да, то почему не сказали ранее, что есть правонарушения, что бы он не ездил и не тратил деньги на обучения, а то выдали и сразу забрали, это как?

Хотел поинтересоваться и спросить неделю назад брат сдал экзамены и обучился, оплатил взносы, короче сделал все как полагается, для продления лицензии! Выдали лицензию, все прекрасно, а сегодня позвонили и попросили явиться в лицензионный отдел где там изъяли оружие и Мотивировали изъятие тем, что у него два административных штрафа за ПДД! Имеют ли они законные основания изымать оружие и если да, то почему не сказали ранее, что есть правонарушения, что бы он не ездил и не тратил деньги на обучения, а то выдали и сразу забрали, это как?

Хотел поинтересоваться и спросить неделю назад брат сдал экзамены и обучился, оплатил взносы, короче сделал все как полагается, для продления лицензии! Выдали лицензию, все прекрасно, а сегодня позвонили и попросили явиться в лицензионный отдел где там изъяли оружие и мотивировали изъятие тем, что у него два административных штрафа за ПДД! Имеют ли они законные основания изымать оружие и если да, то почему не сказали ранее, что есть правонарушения, что бы он не ездил и не тратил деньги на обучения, а то выдали и сразу забрали, это как?

Так случилось, что просрочил разрешение на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного ружья, никаких уведомлений об окончании разрешения не приходило. Собрал пакет документов для продления, пришел в Отдел Лицензионно-Разрешительной Работы, документы согласились принять, но попросили приложить рапорт от участкового. Участковый отказался выдавать рапорт и заявил, что собирается изымать ружье, так как лицензия просрочена. Правомерно ли это? Никаких административных правонарушений за мной нет, сейф установлен по закону. Каковы должны быть мои действия, изъятие оружие производится по решению суда или ОЛРР?

22 сентября 2015 года заканчивался срок лицензии (разрешения) на хранение и ношение оружия. Сдал документы 08.09.2015 года. Потом получил повестку о вызове в отдел полиции на 16.09.2015 года. Пришел этого числа к сотруднице, она сказала, что не знает, что со мной делать, решение по мне еще не принято. Сказала прийти потом. Я несколько раз приходил в сентябре, октябре, она мне говорила, что решение не принято, ждите. 17 октября 2015 года я сдавал документы на продление разрешения (перерегистрацию) другого оружия, срок лицензии (разрешения) заканчивался в ноябре. Сказали прийти мне через три недели. Я приходил в ноябре 2015 год пару раз, но сотрудница. Была в отпуске. Девушка, которая была за нее, документы мне не отдавала, так как на моих документах была прикреплена бумажка, на которой был написано «документы без меня не отдавать». Эта девушка ничего пояснить не могла, сказала, ждите сотрудника. Сегодня мне на сотовый телефон позвонил сотрудник, и сказала, чтобы я срочно все оружия сдал, так как их у меня изымают. Вечером 02.12.2015 года я их привез. Составили протокол об изъятии оружия, в связи с совершением два административных правонарушения в течения одного года, также идет операция «антитеррор». Я попросил дать мне какие-то документы (постановления о привлечении меня к административной ответственности), на основании чего оружия изымаются, но она сказала, что они все деле и ничего мне не дала, сказала, что оружие изъяли на один год. Я ничего не понимаю, мне должны были дать документы, какое-то решение, на основании которого изъяли у меня оружия, на какой срок, с какого времени срок изъятия идет, срок его окончания. Ничего не понятно, разговаривать не желают, нет времени. Дали только протокола об изъятии оружия. Я помню, что весной 2015 года меня привлекали к административной ответственности за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии, был штраф в размере 600 рублей, который я своевременно оплатил.

Влияет ли статья 264.1 на хранение и ношение охотничьего оружия?

Статья 26. Аннулирование и изъятие лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия

[Федеральный закон «Об оружии»] [Статья 26]

Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:

1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;

3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;

4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:

1) не достигшим возраста, установленного настоящим Федеральным законом;

2) не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;

Читайте также  Заявление на обработку персональных данных от директора

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 63-ФЗ)

4) отбывающим наказание за совершенное преступление;

5) повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

6) не имеющим постоянного места жительства;

7) не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном законе документов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

8) лишенным по решению суда права на приобретение оружия;

9) состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

10) подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Преступление предусмотренное ст.264.1 УК РФ считается умышленным.

Что подразумевает под собой пункт 3)?

имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;

Отработку часов присужденные по статье 264.1 или лишение водительского удостоверения сроком на 2 года?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Прокурор разъясняет

  • 11 мая 2021, 18:06

Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).

К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.

За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.

Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.

Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.

Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия. Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Статьей 222 УК РФ также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. Установлена уголовная ответственность и за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

В зависимости от тяжести совершенного преступления наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Вместе с тем лицо, добровольно сдавшее вышеупомянутые предметы, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

11 мая 2021, 18:06

Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов

Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).

К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.

За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.

Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.

Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.

Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия. Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Статьей 222 УК РФ также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. Установлена уголовная ответственность и за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

Читайте также  Образец протокола общего собрания жильцов многоквартирного

В зависимости от тяжести совершенного преступления наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Вместе с тем лицо, добровольно сдавшее вышеупомянутые предметы, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Статья 32.4 КоАП РФ. Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

1. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов — территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

1.1. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

3.1. Если оружие или боевые припасы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса, то их передача в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, производится по поручению судьи органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

4. Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 32.4 КОАП РФ

1. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судьей, заключается в том, что они в принудительном порядке изымаются и в последующем реализуются с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (см. комментарий к ст. 3.6).

Следует иметь в виду, что с 1 июля 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения исключается из перечня административных наказаний (ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, также назначаемая только судьей, заключается в том, что осуществляется безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (см. комментарий к ст. 3.7).

2. В качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено изъятие вещей, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (см. комментарий к ст. ст. 27.10 и 27.14).

Изъятие указанных вещей осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 28.3), а арест товаров, транспортных средств и иных вещей — должностными лицами, уполномоченными производить административное задержание (см. комментарий к ст. 27.3), и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 Кодекса.

3. По общему правилу постановление о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем.

Если вещи, подлежащие возмездному изъятию или конфискации, были изъяты или на них был наложен арест уполномоченными должностными лицами (см. комментарий к ст. ст. 27.10 и 27.14), то судебные приставы-исполнители обязаны осуществить прием соответствующих вещей по акту. В противном случае все действия по осуществлению исполнительного производства возлагаются на судебных приставов-исполнителей.

4. Деятельность судебных приставов-исполнителей по возмездному изъятию и конфискации соответствующего имущества регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 30 данного Федерального закона в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, причем он не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении данного производства.

В соответствии со ст. 80 указанного Федерального закона арест на имущество должника включает запрет распоряжаться им, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или его изъятие. Виды, объемы и сроки ограничения права пользования имуществом в каждом конкретном случае определяются судебным приставом-исполнителем.

Согласно ст. 84 упомянутого Федерального закона изъятие арестованного имущества с передачей его для дальнейшей реализации производится в порядке, установленном в ст. 80. При этом имущество, подверженное быстрой порче, может быть изъято и передано для реализации по истечении срока, установленного для добровольного исполнения должником соответствующих требований.

Оценка и хранение имущества должника осуществляются в соответствии со ст. ст. 85 и 86 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

5. Кодексом предусмотрено, что изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России (см. комментарий к ст. 27.10).

Постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов исполняется органами внутренних дел, которые руководствуются ведомственными нормативными правовыми актами. Изъятые оружие и патроны осматриваются технической комиссией, которая принимает решение об их дальнейшем использовании. Непригодные к использованию оружие и патроны уничтожаются в установленном порядке. Годное для использования вооружение передается в зависимости от назначения в торгующие организации либо на военные склады (базы) Минобороны России. Оружие, представляющее историческую или техническую ценность, направляется в соответствующие учреждения и организации. Кроме того, оружие и патроны к нему могут быть переданы в экспертно-криминалистические подразделения для создания, пополнения и замены справочных коллекций, а также в министерства и управления внутренних дел субъектов РФ для экспонирования в музеях.

6. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей осуществляется (за исключением имущества, изъятого по закону из оборота) путем продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 (с изм. и доп.), указанным Федеральным агентством.

7. Реализация конфискованного огнестрельного оружия и боевых припасов осуществляется органами внутренних дел, которые руководствуются ведомственными нормативными правовыми актами. Должностные лица органов внутренних дел направляют охотничье нарезное и гладкоствольное оружие, а также патроны к нему в специализированные организации.

8. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения нарушения авторских и смежных прав (см. комментарий к ст. 7.12) подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских и смежных прав по его просьбе. Если в соответствии со ст. ст. 27.10 и 27.14 Кодекса указанные орудия или предметы были изъяты (см. комментарий к ст. 27.10) или арестованы (см. комментарий к ст. 27.14), то их уничтожение или передача производятся судьей либо по его поручению тем органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

9. Следует иметь в виду, что встречаются и другие случаи, когда конфискованные вещи уничтожаются, а при наличии возможности перерабатываются. Это касается, например, конфискованных продовольственных товаров, которые непригодны для употребления.

В отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соответствующая деятельность регламентирована Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883 (с изм. и доп.).

Во исполнение ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп.) Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 367 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 646) утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

10. Необходимо обратить внимание на то, что за нарушение законодательства об исполнительном производстве установлена административная ответственность (см. ст. 17.14 Кодекса).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: