К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2020 г. № 1226

МОСКВА

Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 августа 2020 г. № 1226

ПРАВИЛАразработки критериев отнесения объектов всех формсобственности к потенциально опасным объектам

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам (далее — критерии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«здание» — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

«здания и сооружения повышенного уровня ответственности» — здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

«категории опасности потенциально опасных объектов»:

потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;

потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;

потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;

потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;

потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;

потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера;

«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

«объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам» — объекты всех форм собственности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

«сооружение» — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» — в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления);

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в одну из категорий опасности потенциально опасных объектов.

Что такое «уровень ответственности» объекта?

Уровень ответственности — это один из идентификационных признаков объекта строительства строительства согласно Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

Существует три уровня ответственности:

  1. повышенный
  2. нормальный
  3. пониженный

Согласно статьи 4 Идентификация зданий и сооружений (384-ФЗ):

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019), статьи 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

Читайте также  Образцы жалоб на администрацию города

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

10.2) подвесные канатные дороги;
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Уровень ответственности указывается в задании на проектирование для технических систем безопасности согласно ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования, раздел «Общие сведения», подраздел «Сведения о защищаемом объекте«, пункт «Идентификационные признаки объекта«:

7.1.2.2 В пункте «Идентификационные признаки объекта» указывают следующие данные:

а) уровень ответственности объекта согласно Федеральному закону № 384-ФЗ и принадлежность объекта к перечню согласно статьи 48.1 ГрК РФ;

Примечание — Декларация промышленной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.

б) наличие на объекте опасных производственных процессов и присвоенный класс опасности согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;

в) перечень зданий, сооружений, помещений, наружных установок и электрооборудования, подлежащих защите проектируемой технической системой безопасности, с указанием категорий по пожарной и взрывопожарной опасности согласно Федеральному закону № 123-ФЗ;

Примечание — Декларация пожарной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.

г) наличие на объекте помещений с постоянным пребыванием людей и помещений с массовым пребыванием людей;

д) класс объекта по СП 132.13330.2011 в зависимости от возможного ущерба в случае реализации террористических угроз.

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

Одним из важнейших параметров при проектировании и возведении объектов строительства является уровень ответственности зданий и сооружений.

Иногда специалисты сталкиваются с небольшими трудностями в подготовке исполнительной документации. Напомним, что в ее состав также входят документы и акты, касающиеся доказательств безопасности зданий и сооружений и соответствия определенным критериям. А именно: проверки работ, влияющих на безопасность здания, проверки строительных конструкций с последующим устранением недостатков, рабочие документы, касающиеся возведения строительства, акты, подтверждающие проведение опробований и испытаний, акты, подтверждающие исполнение проектных решений и т.д.

Эти процессы должны быть эффективны и безопасны для жизни и здоровья людей. В начале проектирования заказчик и исполнитель определяют ряд важнейших параметров, влияющих на проектирование и расчет строительных конструкций. Со временем происходят изменения климатических условий, меняется окружающая среда, модернизируются строительные процессы, все эти факторы отражаются в регулярно обновляющихся нормативных документах, за которыми заказчику и исполнителю необходимо следить.

В 2017 году был выпущен и утвержден ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса. Это «Инженерные системы высотных зданий», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила сейсмического микрорайонирования» и «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила детального сейсмического районирования», разрабатывается свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».

На сегодняшний момент уровень ответственности определяется «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений РФ» Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, вступивший в силу 01.07.2010г. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 02.07.2013 г.

Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, определяющей насколько сильно будет нанесен урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии, в случае его разрушения. Эта характеристика в обязательном порядке определяется и указывается в исходных данных на проектирование.

В зависимости от выбранного уровня ответственности определяется коэффициент надежности по ответственности, используемый при расчетах и проектировании.

До вступления в силу вышеуказанного Федерального закона уровень ответственности определялся по ГОСТ Р 54257-2010, который был отменен 11.12.2014. В новом законодательном акте были изменены обозначения уровней ответственности и некоторые, соответствующие им коэффициенты. Для наглядного сравнения эти данные собраны в таблице 1.

Федеральный закон 384-ФЗ, Ст.4 п.7 (действующий) ГОСТ Р 54257-2010 (п.9.1) (отменен)
Уровень ответственности Коэффициент надежности Уровень ответственности Коэффициент надежности
Повышенный 1,1 1а; 1б 1,2; 1,1
Нормальный 1,0 2 1,0
Пониженный 0,8 3 0,8
Примечание — Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (γn = 1,2).

Одной из главных задач заказчика и проектировщика является корректное определение этих характеристик, по 384-фз часть 1, ст.4, п 8-10 в которых говорится, о том, что:

  • повышенный уровень ответственности — это здания и сооружения являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами в соответствии со Ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской федерации (к ним можно отнести объекты, отказ которых может повлечь за собой тяжелые последствия социального, экономического и экологического характера. Это магистральные трубопроводы, нефтяные резервуары, здания с пролетами от 100 и более метров и технически сложные сооружения);
  • нормальный уровень ответственности у зданий и сооружений, не относящиеся к повышенному или пониженному уровню ответственности (под эту категорию подпадают производственные, жилые, общественные здания и т.п.);
  • пониженный уровень ответственности – это здания и сооружения временного (сезонного) назначения, вспомогательного использования при строительстве или реконструкции, а также расположенные на земельных участках, предоставленных для ИЖС (то есть гаражи, теплицы, склады и павильоны).
Читайте также  Правила подачи документов в суд по почте

Автор: Елена Чернышева, конструктор, г. Красноярск

Правовой статус объекта вспомогательного использования.

В действующем градостроительном законодательстве официально не закреплено такое понятие как «объект вспомогательного использования». На практике это вызывает сложности с доказыванием не только у сторон в судах, но и у самих судей. Ведь нередко в делах о признании постройки самовольной определение ее статуса как объекта вспомогательного использования играет важнейшую роль. Что же такое «объект вспомогательного использования»? Давайте разбираться.

Что нам стоит склад построить.

В августе 2019 фирма, занимавшаяся в г. Острогожске (Воронежская обл.) торговлей строительными материалами, получила от местных властей предписание о приостановке строительства склада. Позиция чиновников была следующей – раз собственники не получили разрешения на строительство, значит, строение незаконное и стройку необходимо «заморозить». Бизнесменов такое положение вещей не устроило и они обратились к нам. Кстати, мы писали ранее о той истории.

На самом деле подобные ситуации не редкость. Их невольным участником может стать каждый – от крупного бизнесмена, решившего расширить промышленное строение на принадлежащем ему участке и до дачника, строящего, к примеру, капитальный сарай. И в большинстве случаев истец (а это может быть как местная администрация, так и просто недовольный сосед) обосновывает свое требование о признании постройки самовольной тем, что у застройщика нет разрешения на строительство (а ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). обязывает застройщика получить разрешение на строительство).

Важность наличия или отсутствия у спорного объекта статуса объекта вспомогательного использования обусловлена нормой п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Она указывает на то, что в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется. Она является одним из немногих исключений из общего правила. Суть ее абсолютно ясна и недвусмысленна, но из-за того, что само понятие «объект вспомогательного использования» нигде не регламентировано, каждый понимает его так, как хочет, что в корне неверно и влечет существенные риски.

Что же такое на самом деле «объект вспомогательного использования»? По каким критериям тот или иной объект можно отнести к этой категории и является ли сам по себе такой объект недвижимостью в обязательном порядке? Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 03.12.2012 № ВАС-15260/12, основными критериями определения объекта как вспомогательного является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому спорный объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. Иными словами, это может быть, например, сарай по отношению к жилому дому или склад по отношению к магазину. Этой же позиции последовательно придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (см. Определение от 11.03.2015 № 308-ЭС15-1282, от 10.12.2018 № 306-ЭС18-20002 по делу № А49-9917/2016).

Следовательно, одним из основных признаков объекта вспомогательного использования является его принадлежность к основному объекту недвижимости и невозможность его самостоятельной эксплуатации в отсутствие такового (признак подчинения основному объекту).

Повышенное внимание к пониженной ответственности.

Еще один важный критерий для отнесения объекта к числу вспомогательных это наличие у него пониженного уровня ответственности. Это понятие установлено в п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно ему, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные со строительством или реконструкцией, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, которая определяет, насколько потенциально сильным будет урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии в случае разрушения такого объекта.

Как правило, к объектам с пониженным уровнем ответственности относятся гаражи, теплицы, склады и павильоны. Вопрос о наличии у них такого уровня ответственности, равно как и статуса объекта вспомогательного использования в целом, может быть решен судом путем проведения соответствующей судебной строительно-технической экспертизы. О ее проведении построившему здание следует заявить самостоятельно, так как именно на него возлагается необходимость доказывания законности стройки.

Так, показательным является дело № А41-11828/2019 о признании незаконным решения Росреестра об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости. Заявителю было отказано, поскольку он не представил доказательства того, что заявленный к регистрации прав объект является вспомогательным и не требует получения разрешения на строительство (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2020 № Ф05-23419/2019 по делу № А41-11828/2019).

Следовательно, пассивная процессуальная позиция, ограниченная только лишь утверждениями о том, что спорный объект является вспомогательным без проведения каких-либо исследований и экспертиз обычно обречена на провал, как в административных, так и в гражданских делах.

Отсюда вывод: о сновными критериями определения строений как объектов вспомогательного использования являются:
1) их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности,
2) отсутствие обязанности по получению разрешительной документации на их строительство,
3) наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому они являются вспомогательным и для обслуживания которого они построен,
4) а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2019 № Ф06-55801/2019 по делу № А55-31502/2018, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2019 № Ф09-6076/19 по делу № А60-53089/2018 и др.). Кроме того, аналогичная точка зрения нашла отражение в письме Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства».

В отсутствие закрепленного законодателем понятия «объект вспомогательного использования» считаем, что вышеуказанные выводы сложившейся судебной практики и сопутствующие разъяснения уполномоченных органов компенсируют такой правовой пробел.

Здание или вещь?

Но как соотносятся объекты вспомогательного использования и недвижимое имущество? А именно — входят ли объекты вспомогательного использования в перечень недвижимого имущества?

Относительно недавно к разрешению данного вопроса с собственным видением ситуации подключился Росреестр (см. письмо Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования»). В частности, в п. 2 этого письма указано, что строения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.

Росреестр привел определение таких понятий, как некапитальное строение, сооружение (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ) и недвижимая вещь (п. 1 ст. 130 ГК РФ), которые, исходя из буквального их толкования, являются прямо противоположными друг другу. Таким образом, некапитальные строения и сооружения являются объектами строительства, но не обязательно являются при этом объектами недвижимости.

Хотя это письмо и не является нормативным правовым актом и носит разъяснительный характер, не стоит преуменьшать его значение. В своем письме регистрирующий орган высказал свою принципиальную позицию, которой следует руководствоваться, тем более — в отсутствие другого нормативного регулирования.

Читайте также  Расчет отпускных при индексации заработной платы

Важно отметить, что принадлежность объекта вспомогательного использования к недвижимости играет ключевую роль для целей постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Ведь в силу п. 19 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости, Росреестр не занимается учетно-регистрационными действиями в отношении объектов, не являющихся недвижимостью.

Вывод: объектом вспомогательного использования является недвижимый или недвижимый объект строительства, имеющий пониженный уровень ответственности, обслуживающий основной объект недвижимости, и который нельзя использовать для самостоятельных целей.

Уровни ответственности СРО

В строительных СРО ответственность членов подразделяется на уровни. По каждому из них определён минимальный взнос на каждого участника строительного саморегулируемого объединения.

Процесс работы саморегулируемой организации регламентируется ФЗ № 315 от 1.12.2007 и ГрК РФ. Статья 60 ГрК РФ определяет, за что отвечает строительное объединение, когда исполнитель своими действиями нанёс вред заказчику услуг.


По действующему законодательству, за причинённый ущерб и за оказание недоброкачественных услуг, отвечают те лица, которые нарушили условия закона. Величина ущерба может быть разной, поэтому предусмотрено несколько уровней ответственности СРО в строительстве. Они отличаются суммой договора и размером обязательств на каждого члена объединения.

Возможности обеспечения имущественной ответственности, прописаны в ст.13 ФЗ-315. Саморегулируемое объединение вправе создавать:

Финансовая ответственность строительной СРО

Работа любой саморегулируемой организации предполагает создание двух

Обеспечения договорных обязательств.

Платежи в первый фонд – для всех обязательны, во второй – по изъявлению участников объединения, когда они хотят заключать договоры на основе конкурентных способов. Цель этих фондов – обеспечить защиту и финансовую компенсацию третьим лицам, которым нанесён ущерб, а также государственным заказчикам.

Помимо финансовой ответственности, действует ещё административная и дисциплинарная. Административная предполагает наложение штрафов на руководителей или на саму организацию (одним из главных административных нарушений считается отсутствие сайта). Дисциплинарная предусматривает такие санкции как: предупреждение, штрафы, предписания, вплоть до лишения статуса.

Правовые аспекты ответственности

От недобросовестных действий исполнителя заказчик несёт ущерб или убытки. Правовые аспекты у этих показателей одинаковые, а вот применяемые системы расчётов разные. Заказчик терпит убытки, когда:

Плохо проведены инженерные изыскания.

Непрофессионально подготовлена проектная документация.

Нарушены требования при производстве ремонтно-строительных работ, в результате чего нанесён ущерб имуществу или здоровью физического лица.

Во всех этих случаях заказчик имеет право получить компенсацию причинённого ущерба.

Причём субсидиарная ответственность возлагается на саморегулируемое объединение, выдавшее право на заключение договора на проведение работ данному исполнителю. Возмещение ущерба производится за счёт компенсационного фонда компании, нарушившей условия договора.

Почему необходимо делить ответственность организаций на уровни?

Необходимость этого разделения прописана в ГрК РФ. Почему разделяют уровни ответственности в СРО строителей, как они дифференцируются, и какие между ними различия – эти вопросы волнуют многих участников.

Для начала, давайте разберёмся, в каких случаях строительные объединения отвечают за свои действия.

Когда причинён вред здоровью, жизни или имуществу заказчика в результате неквалифицированного ведения проектных и изыскательских работ, при неправильных планировках площадей.

Если разрушилось или повредилось здание, сооружение по причине несоблюдения требований безопасности, или если были нарушены указания по эксплуатации данного объекта.

Если ущерб нанесён исполнителем в случае невыполнения обязательств по ведению изыскательских работ, прописанных в договоре и при подготовке проектной документации.

Чтобы возместить заказчику понесённые потери, образовываются компенсационные фонды. Их объём регламентируется законодательством и зависит от выбранного членами СРО уровня обязательств. Для всех компаний взносы одинаковыми быть не могут, так как одна фирма может нанести большой ущерб, другая маленький. Величина взносов напрямую зависит от суммы контракта или объёма заключённых контрактов.

Обратите внимание! Создание КФ возмещения вреда обязательно. КФ возмещения договорных обязательств формируется при условии, что определённое число участников организации подпишут заявление, что желают заключать договоры сторойподряда при помощи конкурентных способов.

Первый уровень ответственности в СРО – что это?

Существует 5 уровней обязательств. Размер взносов в компенсационные фонды определяется исходя от выбранного уровня. На первом они самые низкие.

Уровень ответственности члена СРО зависит:

От суммы заключённого договора.

От максимального размера обязательств, на одного члена саморегулируемого объединения, прописанного в договоре, если участники организации хотят работать с использованием методов, регламентируемых законодательством РФ о закупках.

В СРО первый уровень ответственности предусматривает сумму по договору до 60 млн руб. и величину платежа в КФ ВВ – 100 000 рублей.

Начиная со второго по пятый уровень, взносы в фонды становятся больше, так как увеличиваются суммы договоров и суммы обязательств на каждого члена организации.

Уровень ответственности СРО

Максимальная стоимость работ по одному договору

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.

Максимальная сумма обязательств по договорам с использованием конкурентных способов в сфере строительства.

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд договорных обязательств

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: