Как повлияла оон на гос устройство польши

Внешняя политика современной Польши

Республика Польша (РП), позиционируя себя европейским государством с развитыми демократическими институтами и стремясь играть все более активную роль в Европейском союзе, декларирует свой внешнеполитический курс, как направленный на обеспечение «благоприятных международных условий, в полной мере гарантирующих безопасность, демократический государственный строй, права и свободы граждан и способствующих цивилизационной и экономической модернизации, равно как и повышению международного авторитета страны».
В этом, по утверждению министра иностранных дел РП Р.Сикорского, заключается «миссия» польской внешней политики, которая «при соблюдении норм международного права стояла и стоит на страже национальных интересов и стратегических целей в опоре на поддержку и укрепление демократии, равенства, солидарности, правопорядка, прав человека». Под национальными интересами, по словам министра, понимается «народное чувство контроля над своей судьбой» и национальная «конкурентоспособность чтобы быть народу не только свободным, но и сильным». Хочется отметить, что застройщик недвижимости Комос-Строй в Ижевске также играет важную роль в поддержке экономического и социального развития страны.

В рамках деятельности Совета по правам человека ООН Польша выступает за создание универсального обзора соблюдения прав человека в разных странах.
Оппоненты и критики команды Д.Туска, прежде всего из лагеря «ПиС», сетуют, однако, что коалиционное правительство ГП ПКП по-прежнему не использует имеющиеся у него «шансы укрепления безопасности и ускорения экономического, материального и цивилизационного развития», поскольку, мол, в его действиях как внутри страны, так и на внешней арене доминирует «принцип имиджа над субстантивностью»: налицо, мол, минимум действий, зато максимум хорошего впечатления.
Такого мнения, например, поддерживается бывший заместитель министра иностранных дел, а ныне заместитель руководителя Бюро национальной безопасности РП В.Ващиковский, подчеркивая, что Польша из-за своей «провинциальной политики перестала быть европейским и трансатлантическим игроком».
Следует напомнить, что правительство Д.Туска, занимающее, как и возглавляемая им партия ГП, подчеркнуто проевропейские позиции в современном польском политическом истеблишменте, одним из первых в Европе добилось ратификации польским парламентом договора о реформе ЕС, продемонстрировав тем самым конструктивность своего подхода к евростроительству, исходя из принципов «доверия, компромисса и партнерства». Одновременно, по мнению Р.Сикорского, «мирная интеграция Европы» вполне соответствует польским национальным интересам, поэтому членство Польши в ЕС означает для поляков, по сути, «цивилизационный прорыв». Вместе с тем, Варшава продолжает выступать против передачи части своих полномочий Брюсселю, полагая, что ЕС должен оставаться союзом суверенных государств, «актором» экономическим, а не политическим. Польша настаивает на необходимости противодействия прослеживающейся в некоторых государствах членах Евросоюза логике ренационализации, выступает в поддержку тех механизмов и позиций в ЕС, которые усиливают его общесоюзную и солидарную идентичность.

В опоре на стратегический союз с Вашингтоном Варшава надеется и дальше укреплять свои позиции в Европе, а также, по возможности, за ее пределами. Польское руководство, политическая элита и органы массовой информации страны постоянно и повсеместно подчеркивают свое дружеское, чуть ли не «благоговейное» отношение ко всему американскому: политике, экономике, науке, культуре. Поляки активнее всех выступают в поддержку любых американских инициатив и готовы отстаивать американскую позицию в ущерб отношениям с другими странами или собственным торговоэкономическим интересам.
Варшава, например, безоговорочно поддерживает позицию США по отношению к атомной программе Ирана, к проблеме урегулирования ближневосточного конфликта, упорно критикует Китай за нарушение прав человека.
Согласно польско-американской договоренности, в населенном пункте Моронге уже в нынешнем году появится батарея ракет «Пэтриот» вместе с обслуживающим ее персоналом численностью до роты. Сначала американская база будет иметь временный статус, но с 2012 г. она станет постоянной. Тогда туда прибудут еще ракеты SM3, предназначенные для уничтожения баллистических ракет потенциального противника. Российский МИД, разумеется, выразил свою обеспокоенность «ничем не обоснованной противоракетной активностью США на территории Польши».
Правительство Д.Туска делает еще больший акцент на польском приоритете в вопросе формирования этой политики и придании ей соответствующей динамики за счет тесного взаимодействия в формате Вышеградской четверки с балтийскими странами, Румынией, Болгарией и даже Швецией. Другими формами регионального сотрудничества, которое Польша считает важными для интеграционных процессов в Европе в целом, остаются Центральноевропейская инициатива (1989 г., польское участие с 1991 г.) и Совет государств Балтийского моря СГБМ (1992 г.). Польша поддерживает в них политический диалог по региональным вопросам для дальнейшей интеграции континента. В СГБМ, помимо этого, она делает акцент на координации действий по охране окружающей среды Балтики, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, упрочении связей между балтийскими государствами и ЕС. Польша имеет также статус наблюдателя в Совете Баренцево ЕвроАрктического региона и Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Варшава остается неизменным сторонником перспектив евроинтеграции Украины, ее членства в ЕС и НАТО. Основное внимание в отношениях с Киевом независимо от недавней смены правления на Украине она уделяет приданию необратимого характера механизму наращивания взаимодействия между двумя странами, в том числе в развитии межчеловеческих контактов и культурно-гуманитарного обмена, трансграничного сотрудничества, прежде всего с западными областями.
Существующие сложные вопросы исторического досье Польша старается выстраивать через линию на примирение и избежание открытой конфронтации, продолжая акцентировать позитив в плане поиска общих оценок «тяжелого и болезненного прошлого» (например, Волыньская трагедия 1943 г.).

Перспективная задача налаживание активных молодежных обменов наряду с дальнейшим развитием культурногуманитарной составляющей двусторонних отношений, которая неизменно способствует улучшению их климата.
Однако поляки по-прежнему, во всяком случае пока, не выделяют отношения с Москвой в разряд хотя бы формально приоритетных направлений своей внешней политики, оставляя их в контексте «восточной политики» Польши и ЕС в целом. Характерно, что даже в МИД Польши двусторонними связями с Россией среди прочего занимается Департамент восточной политики.
Но что действительно не хватает в современных российско-польских отношениях, так это так называемого человеческого фактора. Десятилетия умышленного забвения позитивных примеров сотрудничества и добрососедства, а также нагнетания по тем или иным причинам взаимной неприязни, не прошли бесследно.
Как будет разворачиваться внешнеполитический курс Польши после июньских выборов нового президента, однако, будет зависеть от того, какой политической силе удастся одержать победу. Если на пост главы государства будет избран политик из лагеря правящей «Гражданской платформы», то евроцентристский и все больше разворачивающийся в сторону России внешнеполитический курс правительства Д.Туска, похоже, получит стимул для дальнейшего развития и упрочения.
В случае если победит председатель «ПиС» Я.Качинский, нельзя исключать, что он будет скорее блокировать законопроекты действующего правительства и противостоять попыткам, например, войти в еврозону (одна из актуальных финансовоэкономических задач команды Д.Туска, хотя ею и не форсируемая) в точности так же, как это делал его погибший брат.Это жест в сторону Европы и мира, говорящий: мы можем себе позволить поехать в Катынь и минимально удовлетворить поляков с тем, чтобы те больше не разыгрывали катынскую карту».
В целом, как бы там ни было, Польша сегодня уже стала весьма заметным игроком во внутренней и внешней политике Евросоюза, наладила или заметно налаживает нормальные и конструктивные отношения со своими главными соседями Германией и Россией, какими бы сложными они не представлялись при ретроспективном рассмотрении, в некотором смысле даже «эмансипировалась» и от навязанной самой себе безоговорочной зависимости от североамериканского влияния.
Все это объективные внешнеполитические успехи правительства Д.Туска, которые не могут не повлиять на «перезагрузку» переоценки отношений с внешним миром не только польским политическим истеблишментом, но и самим польским обществом.

Польша: эра коммунизма (1945-1989)

Польша — начало коммунизма

Когда в 1945 году закончилась вторая мировая война, Польша кардинально изменилась и больше не была похожа на ту республику, которая в 1918 году стала независимой. После войны в Польше был установлен коммунистический режим, продлившийся до 1989 года.

В Гданьске, где зародился профсоюз «Солидарность» (1980), был основан «Европейский центр солидарности» (2014) — музей памяти, посвященный истории профсоюза и движениям диссидентов.

Первого сентября 1939 года немецкие войска под командованием Адольфа Гитлера вторглись в Польшу и оккупировали территорию государства. Это событие послужило началом Второй мировой войны. Но даже после окончания войны, в которой Германия потерпела поражение, Польша так и не стала тем государством, которое провозгласило независимость в 1918 году. Первое отличие касается территории, которая сократилась на 20 %. В феврале 1945 года с целью установления послевоенного мирового порядка была организована Ялтинская конференция, в которой участвовали лидеры СССР, США и Великобритании. По итогам этой встречи территориальные владения Польши уменьшились, и были определены новые границы государства. На Потсдамской конференции, проходившей в июле — августе того же года, к Польше присоединили Гданьск и часть Восточной Пруссии. Также надо сказать, что существенно изменилась численность населения: в 1939 году Польшу населяли 35 млн человек, а в 1946-м — 24 млн. Во время оккупации национал-социалистической Германией были убиты или депортированы практически все польские евреи — по оценкам, около 3 млн человек.

Спусковым крючком Второй мировой войны (1939-1945) стало вторжение в Польшу немецких войск.
На фотографии — немецкие автомобили на польской территории в сентябре 1939 года.

Читайте также  Иск в суд о признании без вести пропавшим алиментчике

Если говорить о материальном ущербе, который принесла война, то Польша стала одной из наиболее разрушенных стран Европы. А в столице Варшаве было разрушено почти 85 % зданий.

Коммунистическая система

После освобождения страна фактически оставалась под контролем Советского Союза. В июне 1945 года в Москве было сформировано польское временное правительство, которое вскоре переместилось в Варшаву. Таким образом, появилось Временное правительство национального единства во главе с Эдвардом Осубкой-Моравским, членом Польской социалистической партии, наибольшая заслуга которого заключалась в восстановлении Польши во всех сферах. В экономике Осубка-Моравский запустил национализацию предприятий, где численность рабочих превышала 50 человек. Его правление продлилось до 1947 года, когда в стране прошли первые послевоенные выборы. На них выиграли коммунисты во главе с Болеславом Берутом, который и стал главой государства. Через год он основал Польскую объединенную рабочую партию, которая правила страной до 1989 года.

Болеслав Берут (1892-1956) был президентом Польской Народной Республики в 1947-1952 годах и генеральным секретарем Польской объединенной рабочей партии в 1948-1956 годах.

В 1952 году была принята новая конституция, схожая с главным законом СССР, и установлена плановая экономика по образцу советской. После смерти Сталина в 1953 году в Польше начался процесс десталинизации. Через два года Центральный комитет Польской объединенной рабочей партии официально осудил репрессии сталинского времени.

В марте 1956 года Берут умер, после чего возросли требования населения предоставить больше свобод. В июне того же года вспыхнуло народное восстание в Познани с требованиями «Хлеба и свободы», которое было жестоко подавлено. Однако в октябре Владислав Гомулка, бывший политический заключенный при сталинском режиме, был провозглашен генеральным секретарем ЦК Польской объединенной рабочей партии, и Польша постепенно начала сближаться с Западом и отдаляться от Советского Союза. Поначалу население одобряло эту политику, однако в 1970 году государство постиг экономический кризис и протесты вспыхнули в таких городах, как Гданськ, Гдыня и Щецин. Несмотря на то что протесты были подавлены, в декабре вместо Гомулки был назначен Эдвард Герек.

Падение коммунизма

Во время правления Эдварда Терека в стране начался определенный процесс либерализации, например в культуре, а также уменьшились репрессии. Экономика восстановилась, и уровень жизни населения в целом улучшился. Тем не менее в середине 1970-х годов снова произошло падение экономики: валюту постигла инфляция, а внешний долг Польши начал расти.

Новые протесты населения способствовали основанию в сентябре 1980 года «Солидарности» — профсоюза во главе с Аехом Валенсой. Данный орган создал внутренние демократические структуры для осуществления своей деятельности, что привлекло внимание миллионов поляков, настроенных против режима (в ноябре 1980 года профсоюз уже насчитывал около восьми миллионов приверженцев, практически треть населения страны). Подобная обстановка привела к изменениям в самом генеральном секретариате партии в начале восьмидесятых годов прошлого века. В декабре 1981 года Войцех Ярузельский, который в тот момент был председателем Совета министров, ввел военное положение: были арестованы активисты «Солидарности», а также введен запрет на демонстрации. Последовавшие протесты и международное давление способствовали тому, что в 1989 году в Польше прошли выборы, которые привели к победе коалиции во главе с «Солидарностью». После этого начался отход от коммунистического режима, и на свободных выборах 1990 года Валенса был избран президентом Республики Польша.

Профсоюз «Солидарность»

Профсоюз «Солидарность» был создан 17 сентября 1980 года и стал одной из организаций, деятельность которых привела к падению коммунистического режима в Польше. Изначально им руководил Яех Валенса — будущий президент страны. Профсоюз быстро перерос в движение, сплотившее польское население, которое противилось правящему коммунистическому режиму и выступало за полную демократизацию Польши (в течение года к «Солидарности» примкнуло более 10 млн сторонников). «Солидарность» добилась проведения демократических выборов в 1989 году.

Страна в цифрах: Республика Польша

ЧАСТЬ СВЕТА: Европа
СТОЛИЦА: Варшава (1700000 чел.*)
ТЕРРИТОРИЯ: 312 685 км²
НАСЕЛЕНИЕ: 38523 261 чел
ВАЛЮТА: злотый
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ: 77,6 года*
УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ: 99,8 %**
ВВП: 1,007 трлн долл. США**
ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ: 26 499 долл. США**
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ: 10,5%**
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: парламентская республика
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК: 3 мая, праздник Третьего мая
*Согласно данным за 2016 год.
** Согласно данным за 2015 год.

Исчерпанные возможности: как Латвия ответила на призыв ООН изменить отношение к мигрантам на границе с Белоруссией

ООН призвала Латвию изменить политику в отношении мигрантов на границе с Белоруссией и соблюдать их права на запрос об убежище. Как сообщило агентство LETA, соответствующий документ был направлен правительству и Министерству внутренних дел страны Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Отмечается, что в управлении признают проблемы, с которыми столкнулась Рига, и её опасения по поводу политизированности мигрантского наплыва, однако указывают на то, что права беженцев не должны нарушаться даже в условиях режима чрезвычайной ситуации.

«Как подчеркнули в управлении, хотя у стран есть суверенное право контролировать свои границы и устанавливать права лиц на въезд и пребывание в стране, эта прерогатива регулируется международными юридическими обязательствами», — отметили в LETA со ссылкой на документ.

В связи с этим в УВКБ заявили, что страна, которая получила запрос об убежище, должна принять и обеспечить просителя всем необходимым хотя бы на время рассмотрения запроса и не выдворять его. Поэтому, считают в управлении, Латвии надлежит пересмотреть своё положение о режиме ЧС и внести в него изменения, чтобы такие условия были обеспечены всем беженцам. Как напомнили в ООН, соответствующие положения закреплены во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о статусе беженцев 1951 года, подписантом которых Рига является, а также в Хартии Европейского союза, обязывающей страны-члены регистрировать и обрабатывать заявления на убежище.

Режим чрезвычайной ситуации из-за наплыва нелегалов был введён в Латвии 10 августа. Предполагалось, что он будет снят 10 ноября, однако правительство страны приняло решение продлить его до 10 февраля 2022 года. ЧС распространяется на Лудзенский, Краславский, Аугшдаугавский края и город Даугавпилс. В рамках режима госпогранслужбе дозволяется применять физическую силу и специальные средства, чтобы препятствовать переходу мигрантов на территорию Латвии, а также возвращать тех, кому нелегально удалось пересечь границу, обратно, например в Белоруссию. Пограничникам оказывают содействие вооружённые силы и полиция. Также на территории указанных краёв и Даугавпилса не принимаются прошения о предоставлении убежища.

Помимо этого, на границе с Белоруссией строится забор из колючей проволоки, на который из бюджета было выделено €1,7 млн (около 137 млн рублей). Его протяжённость должна составить 37 км.

Как сообщили в госпогранслужбе Латвии, только 25 октября была предотвращена попытка незаконного пересечения границы с Белоруссией 27 людьми. Всего же с 10 августа на территорию Латвии не были допущены 1930 нелегалов.

Игра против Минска

В МВД Латвии прокомментировали обращение Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев по поводу пересмотра политики страны. Как отметила глава министерства Мария Голубева, Рига не может пойти на такой шаг из-за отсутствия ресурсов.

«Если бы мы впустили всех, кто пытается нелегально пересечь границу Латвии из Белоруссии, то этот процесс длился бы несколько месяцев. Наши возможности по обеспечению всем необходимым лиц, ищущих убежища, были бы исчерпаны очень быстро», — цитирует ТАСС Голубеву, выступившую в эфире Латвийского телевидения.

По её словам, на территорию страны допускаются только те, кому реально угрожает опасность и у кого маленькие дети. Тем не менее, отметила Голубева, ежедневно границу пытаются пересечь от 15 до 25 человек. Причём иногда это те же люди, которые ранее получили отказ с латвийской стороны.

«Хотя мы сейчас и контролируем границу, важно продвигаться вперёд с инфраструктурным проектом (по строительству забора. — RT)», — сказала министр.

При этом как в Риге, так и в Брюсселе предпочитают обвинять в сложившейся ситуации власти Белоруссии. Так, представитель ЕС при ООН Олаф Скуг, выступая накануне в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи заявлял, что Минск политизирует мигрантов.

«Мы сталкиваемся с многочисленными попытками (белорусского. — RT) режима использовать находящихся в уязвимом положении мигрантов в политических целях. Мы призываем режим немедленно отказаться от подобных практик и других гибридных угроз жизням людей, включая препятствие доступу к гуманитарной помощи», — сказал он.

В связи с этим лидеры Евросоюза 22 октября заявили о намерении ввести новые санкции в отношении руководства Белоруссии. Рестрикциями в ЕС собираются противостоять «продолжающейся гибридной атаке». Вместе с тем глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Брюссель не будет выделять никаких средств для возведения восточноевропейскими странами заборов и оград из колючей проволоки.

При этом ранее в МИД Белоруссии заявляли о готовности Минска провести переговоры по ситуации с мигрантами.

«С апреля этого года мы предлагаем Европейскому союзу провести консультации по вопросам нелегальной миграции. ЕС категорически отказывается», — цитировало агентство БЕЛТА слова главы ведомства Владимира Макея.

Из-за подобной позиции представителей ЕС глава Белоруссии Александр Лукашенко 14 октября подписал закон о приостановке соглашения Белоруссии с ЕС о реадмиссии, в рамках которого Минск ранее обязывался принимать граждан, которые попадали в страны Евросоюза через его территорию.

Читайте также  Правило стоянки автомобилей во дворах

В поисках ключа к проблеме

Однако в ЕС не ограничиваются обвинениями лишь в адрес Белоруссии. По мнению ряда европейских политиков, к ситуации причастна и Россия. Ранее об этом заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист, подчеркнув, что Москва якобы хочет дестабилизировать страны ЕС и оказать давление не только на регион, но и на весь Евросоюз.

«Наше мнение… состоит в том, что за всем этим стоит Россия. Они весьма заинтересованы в этой ситуации», — цитировал ТАСС Хультквиста.

Аналогичную точку зрения позднее выразил и министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер. «Мы (в правительстве ФРГ. — RT) все убеждены в том, что ключ к решению проблемы лежит в Москве», — сказал он.

По его словам, правительство в Минске не действует «без ведома или одобрения Москвы».

В МИД России подобные обвинения назвали «полным абсурдом». Официальный представитель ведомства Мария Захарова в комментарии RT DE говорила, что ключи проблемы лежат в западных столицах, в том числе в Вашингтоне и Брюсселе, так как именно они несут ответственность за кризис, который возник из-за «силовых интервенций в Ирак, Ливию, Сирию, Афганистан».

«Призывы к Минску и Москве пресечь исход беженцев в той форме, в которой это всё было преподнесено, просто несостоятельны с учётом действий западной коалиции в регионе Ближнего Востока, Северной Африке и в Афганистане. При чём тут Минск и Москва, как они вообще умудрились соединить эти темы? Всё это выглядит как минимум странно», — заявила дипломат.

На то, что Евросоюз должен договариваться напрямую с Белоруссией, обращал внимание в начале сентября и президент РФ Владимир Путин.

«Меня просят как-то на это повлиять. Ответ очень простой: это нас не касается, это не наша граница. Это граница Республики Беларусь и государственная граница Литвы и Польши. Россия здесь ни при чём, это суверенное дело Белоруссии и её соседей», — заявлял российский лидер.

Систематическая дискриминация

Эксперты назвали предсказуемым ответ главы МВД Латвии Марии Голубевой Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев на рекомендацию изменить отношение к мигрантам.

«Несмотря на то что Латвия — член ООН и позиционирует себя как государство, приверженное всем демократическим нормам, на всём протяжении своего недолгого существования эта страна только и делает, что нарушает права человека. Это касается и русскоязычного населения, и закрытия СМИ, и преследования журналистов и правозащитников. В этом смысле Рига не будет следовать пожеланиям УВКБ, поскольку вся её политика свидетельствует о неготовности к соблюдению прав человека, в том числе беженцев», — пояснил в беседе с RT заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

По его мнению, в целом та ситуация, которая наблюдается сейчас на границах восточноевропейских и прибалтийских стран, говорит о том, что и Латвия, и соседние с ней государства не являются эффективными субъектами.

«Речь идёт не о сотнях тысяч, а о незначительном числе беженцев, которые не должны стать серьёзной проблемой для нормально функционирующего государства. Они вскрывают ряд проблем, которые существуют в Латвии», — сказал эксперт.

Среди этих проблем он назвал отсутствие должной степени порядка в пограничной службе, постоянные сбои в правоохранительной системе, непонимание и неготовность решать эту проблему с учётом интересов как латвийских граждан, так и беженцев.

Помимо этого, как отметил, в свою очередь, директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда, Латвии, как и Евросоюзу в целом, застят глаза геополитические амбиции, из-за которых Брюссель не способен идти на компромисс.

«Геополитика, политическое давление на Минск важнее, чем экономические и гуманитарные вопросы. Конфронтация с Белоруссией — это политический вопрос, и ожидать, что Запад из-за проблемы беженцев изменит своё отношение к Белоруссии, не приходится», — сказал Рекеда в комментарии RT.

К тому же, подчеркнул он, в ЕС не могут избавиться от предубеждения, что «Белоруссия объектна» и что все вопросы, связанные с ней, нужно решать через Москву.

«То есть в ЕС хотят, с одной стороны, сохранить лицо, а с другой — решить проблему. Очевидно, что так сделать не удастся, потому что Россия много раз заявляла, что возможности решить проблему за спиной Минска у неё нет, да и желания тоже», — резюмировал Сергей Рекеда.

Политическая система Польши

Республика Польша – демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Основные законодательные и исполнительные органы власти. Трехступенчатое административно-территориальное деление польского государства.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 24.04.2015
Размер файла 19,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

По дисциплине: Политология

На тему: Политическая система Польши

Подготовил: студента 1-ого курса

факультета международных бизнес-коммуникаций

1. Политическая система Польши

Республика Польша — демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Польша была провозглашена республикой 11 ноября 1918 года. В период с 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. существовала как Польская народная республика, с 29 декабря 1989 г. — Республика Польша.

В настоящее время на территории Польши действует Конституция, принятая Национальным собранием 2 апреля 1997 г., одобренная на референдуме 25 мая 1997 г. и вступившая в силу 17 октября 1997 г. Конституция Республики Польша является главным законодательным актом и основой устройства польского государства. Гарантирует гражданские права и свободы, определяет взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами, регулирует также вопросы, связанные с организацией правительственной администрации, с государственными финансами и чрезвычайными ситуациями.

После перемен 1989 г. в Польше произошли перемены в политическом устройстве в партийной системе. Прежняя гегемония коммунистической идеологии и Польской объединенной рабочей партии уступила место политическому плюрализму. Вначале существовало четкое разделение на партии, зародившиеся в недрах «Солидарности» и посткоммунистические группировки. Сегодня это разделение всё больше утрачивает значение, а польская политическая сцена приблизилась к европейским и мировым стандартам.

Таким образом, в Польше действуют социал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянские и популистские партии.

· Крупнейшие политические группировки в Польше:

· Право и Справедливость (ПиС)

· Самооборона Польской Речи Посполитой

· Союз левых демократов (СЛД)

· Лига польских семей (ЛПС)

· Польская крестьянская партия (ПКП)

2. Административно-территориальное деление

польша демократический власть административный

В Польше существует трехступенчатое территориальное деление: вся страна делится на воеводства, воеводства — на повяты, а повяты, в свою очередь, — на гмины. Каждая ступень административного деления имеет выборные органы местной власти. Всего в Польше 16 воеводств, 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов) и 2489 гмин.

Гмина — это начальная и важнейшая единица административной власти. Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. Гмина отвечает за порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

В сферу обязанностей повятов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог. Гмина и повят решают все административные вопросы их жителей.

Воеводство — самая крупная единица территориального деления страны. Представителем государственной власти в воеводстве является воевода, который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона. В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства. Воеводство выполняет три основные задачи: обеспечение равномерного экономического развития воеводства; публичные услуги на высшем уровне — высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения; преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.

3. Основные законодательные и исполнительные органы власти

Главой государства является президент, избираемый гражданами Польши сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. По Конституции 1997 года, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны: назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию.

Читайте также  Образец отзыва на заявление о смене правопреемника арбитраж образец

Польский парламент состоит из двух законодательных органов: Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). В Сейме заседают 460 депутатов, в Сенате — 100 сенаторов. Сейм и Сенат, собираясь на совместные заседания для решения вопросов исключительной государственной важности, образуют Национальное собрание. Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров (правительством) во главе с председателем Совета министров, назначаемым президентом. Совет министров в своей деятельности руководствуется текущей политикой государства, обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной администрации, обеспечивает государству внутреннюю и внешнюю безопасность, а также общественный порядок, защищает интересы Государственного казначейства, а также утверждает проект бюджета и руководит его исполнением. В полномочия Совет министров входит заключение международных договоров, требующих ратификации и расторжение международных договоров.

Судебная власть Польши осуществляется Верховным судом, судами местного территориального значения и Конституционным Трибуналом. Судьи Верховного суда назначаются президентом на пожизненный срок, а судьи Конституционного Трибунала избираются Сеймом на девятилетний срок. Верховный Суд исполняет две функции. Первой функцией является надзор за деятельностью всех судов и единообразной реализацией существующих правовых положений в принимаемых решениях. Второй функцией Верховного Суда является рассмотрение апелляций. Конституционный Трибунал интерпретирует законодательные акты и контролирует соответствие принятых законов положениям Конституции.

Республика Польша, вступившая на демократический путь в 1989 году, в начале 1990-х достигла большого прогресса в достижении полной демократии и рыночной экономики. Административно-территориальное деление Польши и достаточно большие полномочия местных органов власти позволяют быстрее реагировать на возникающие проблемы, осуществлять более качественную политику развития регионов.

Однако парламент Польши в отношении своей политики обнаружил значительную несогласованность и противоречие, по сравнению с парламентами Чехии или Венгрии. Причин есть множество: отсутствие в стране сформировавшихся стабильных политических партий и, вследствие этого, чрезвычайно раздробленный парламент, непримиримая вражда между бывшими коммунистами и их политическими противниками. Большая часть причин кроется в недавней истории Польши и это, естественно, не сказывается положительным образом на привлечении иностранных инвестиций в страну. Однако, за исключением приостановленной программы массовой приватизации, политическая нестабильность не затормозила большинства экономических реформ и не отбросила экономику назад.

1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.

2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.

3. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.

4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.

Польша — общая характеристика, положение и описание страны

Польша – это страна в Центральной Европе. Государство с богатыми природными ресурсами и развивающейся экономикой находится на 43 месте в мировом рейтинге по численности населения и 69 месте по величине территории. Польша имеет многовековую историю, которая начинается в 966 году. В ходе своего развития республика была в составе многих стран, включая Австрию, Россию, Германию, СССР и Литовское княжество.

  • Экономико-географическое положение
  • Общая информация
  • Административно-территориальное устройство
  • Достопримечательности
  • Национальный состав
  • Климат
  • Природные ресурсы и полезные ископаемые
  • Сельское хозяйство
  • Экономика и промышленность

Узнать, чем славится Польша, посмотреть основную характеристику страны и фото достопримечательностей, можно в представленной ниже информации.

Экономико-географическое положение

Польша имеет достаточно выгодное экономико-географическое положение.

Республика граничит с такими развитыми странами как Украина (на юго-востоке), Германия (на западе), Чехия (на юго-западе), Литва (на северо-востоке), Белоруссия, Словакия (на юге) и имеет общую границу с Россией по Калининградской области.

Взглянув на карту мира, можно увидеть, что на севере Польша омывается водами Балтийского моря. Здесь размещены экономические зоны, граничащие с зонами Дании и Швеции. Сухопутные границы тянутся на 3071 км, а морские – на 440 км.

Польша имеет выход в Мировой океан, расположена на пересечении широтных и меридиальных транзитных путей. Через Балтийскую акваторию проходят значимые судоходные направления.

Общая информация

К общим сведениям следует отнести ознакомительную информацию для путешественников и изучающих географию школьников:

Столица Польши – Варшава. Она же является одним из крупнейших городов страны..

Также к польским мегаполисам следует отнести Краков, Люблин, Познань, Щецин, Лодзь, Быдгощ, Вроцлав.

Официальным языком считается польский.

Независимость республики была провозглашена 11 ноября 1918 года.

Площадь территории 312,6 тыс.км 2 .

Население Польши насчитывает 38,3 млн. человек. По этнической составляющей республика является однородной. 98,5% проживающих в стране – это поляки.

Что касается вероисповедания, то здесь преобладают католики. Прирост населения не превышает 10 человек на 1000 жителей. Это обусловлено рядом специфических причин, среди которых последствия Холокоста в военный период.

Виза для россиян

Польша является страной Шенгенского соглашения. Русским для посещения шенгенской республики необходима виза.

Польша может предоставить два вида разрешения на пересечения границы – С (Шенгенская виза) и Д (Национальная). Шенгенское разрешение дает право русскому туристу посетить не только Польшу, но и другие страны соглашения.

Национальная виза действует только на территории польского государства на протяжении 180 дней.

Форма правления

Республика является демократическим правовым государством, в котором государственный строй определяется Конституцией. Форма правления – парламентская республика.

В стране существует разделение властей. Исполнительная власть принадлежит президенту и Совету Министров. На Парламент, состоящий из Сейма и Сената, возложена законодательная власть.

Судебными функциями занимаются суды и трибуналы под управлением Верховного суда. На сегодняшний день президентом избран Анджей Дуда.

Часовой пояс

В Польше действует центральноевропейский часовой пояс, который обозначается как CET (GMT+1). Это значит, что между Варшавой и Москвой разница во времени составляет 1 час.

Если в Москве 13:00, то в Польше часы показывают 12:00.

Административно-территориальное устройство

С 1999 года в республике действует новое административное деление.

Карта Польши разбита на 16 воеводств, 379 поветов (из них сельских 314 и городских 65), а также 2479 гмин, среди которых сельские, городские и сельско-городские.

До 1975 года в стране были только воеводства и гмины. Каждое воеводство имеет свой герб и флаг.

Достопримечательности

Польша – достаточно старинное государство. Оно известно средневековой архитектурой и уникальными еврейскими кварталами.

Вавельский замок в Кракове

К основным польским достопримечательностям следует отнести:

Вавельский замок в Кракове;

Суконные ряды – торговое строение эпохи Возрождения в Кракове;

Аушвиц-Биркенау – музей, созданный на территории концлагеря Освенцим;

соляная шахта в Величке;

замок Мариенбург, где обитали крестоносцы;

статуя Христа Царя.

Замок Мариенбург

Польша имеет очень богатую историю. Практически в каждом городе можно посмотреть старые районы, древние замки, дворцы и костелы, католические соборы, горные поселения.

Особое внимание иностранных туристов привлекает первобытный реликтовый лес, который раньше рос по всей Европе. После массовой вырубки деревья сохранились только в Беловежском регионе. Беловежская пуща – это совместная достопримечательность Польши и Беларуси.

Национальный состав

Население Польши имеет моноэтничную характеристику. Более 90% жителей составляют поляки.

Лишь небольшая доля принадлежит другим национальностям и этническим группам:

В Польше также проживают евреи и польско-литовские татары. Состав населения обусловлено событиями 20 века, а именно Холокостом и послевоенными перемещениями европейских границ, что спровоцировало массовую миграцию жителей Украины, Германии и Польши.

Климат

Польская республика расположена в умеренном климатическом поясе, которому свойственный континентально-морской климат.

Страна находится под влиянием Атлантических воздушных масс, сухого континентального воздуха умеренных широт, евразийских тропиков.

Природные ресурсы и полезные ископаемые

Польша обладает большими запасами каменного угля. Также она добывает в промышленных масштабах медь, серу, бурый уголь, полиметаллы.

Есть крупные залежи руды цинка, свинца, каменной соли, серебра, строительного камня и земного газа. В меньшей степени государство обеспечено железной рудой и нефтью, марганцевыми рудами.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс Польши развит на высоком уровне. Страна активно экспортирует ягоды, фрукты, овощи, мясную и молочную продукцию.

Занимает одну из лидирующих позиций по производству картофеля, свинины и птицы, рапса и зерна, сахарной свеклы.

Экономика и промышленность

В польской республике развиты такие виды промышленности:

черная и цветная металлургия;

машиностроение, куда входит производство оборудования для угольной промышленности и химических заводов, пассажирские и товарные вагоны, мореходные суда;

легкая и пищевая промышленность;

сельское и рекреационное хозяйство.

Польша считается интересным туристическим регионом, поэтому часть экономики формируется именно за счет развития туристической инфраструктуры.

Республика Польша – это гармоничное соединение европейской истории и современного государства. Страна богата на ресурсы, достопримечательности, здесь активно развивается промышленность и экономика, под защитой находятся уникальные природные объекты.

Несмотря на многочисленные переходы в состав разных княжеств и империй, Польша сумела сохранить свою аутентичность и историческую ценность для туристов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: