Как закрепить машину за директором

Образец приказа о закреплении ТС за сотрудником

Приказ о закреплении автомобиля за сотрудником — это распоряжение руководства о возложении на работника ответственности за эксплуатацию и техническое состояние конкретного транспортного средства.

Обязателен ли документ

Закон не обязывает издавать распоряжение о прикреплении ТС. Но наличие документа — в интересах самого работодателя. При решении вопроса о том, чем регламентируется закрепление техники за водителем, допустимо ссылаться на ст. 212 ТК РФ , которая призывает работодателя выполнять требования охраны труда, и п. 1 ст. 20 от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывающий его соблюдать требования по безопасности дорожного движения при эксплуатации транспорта.

Кто и как оформляет приказ о закреплении ТС

Оформление доверяют любому работнику, имеющему представление о правилах работы с распорядительной документацией. Закон не регламентирует ни процедуру прикрепления, ни форму документа. Оформляют бумагу по общим правилам. Указывают:

  1. Реквизиты организации
  2. Название и вид документа
  3. Дату и место издания
  4. Заголовок
  5. Текст
  6. Подпись руководителя
  7. Подписи ответственных лиц

Что касается оформления текста, есть нюансы. Под свою ответственность работник принимает транспортное средство по акту. В нем указывают техническое состояние авто и его содержание (опись) на момент приемки. Отсюда два варианта оформления документа:

  1. Приказ отдельно, акт отдельно (как приложение).
  2. Акт включается в текст самого приказа.

И в том, и в другом случае обязательно указывают ответственное лицо за эксплуатацию транспортного средства и идентифицируют авто, чтобы было понятно, о какой машине идет речь. Поскольку оформление документа не регламентировано, допускается добавление и другой информации (о порядке передачи ТС другому лицу, порядке ведения журналов учета, сообщений о неисправностях и др.). Ниже приведены образцы, как это сделать.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, с кого взыскивать убытки по ДТП: с водителя или организации — собственника ТС. Используйте эти инструкции бесплатно.

Образец документа

Вот пример приказа о закреплении автомобилей за сотрудниками организации, когда акт оформляется отдельно:

Это образец акта:

А вот образец совмещения приказа и акта в одном документе:

Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»

456789, Россия, субъект РФ, просп. Замечательный, д.1

тел./факс (812) 545-2121; 493-0787

ИНН 1234567890; КПП 121001001; ОКПО 90100101; ОГРН 2323454567001

14.01.2021 Субъект РФ

О закреплении транспортного средства за водителями

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, соблюдения охраны труда, техники безопасности, контроля за работой автотранспорта ООО «Ppt.ru»

  1. Закрепить грузовой автомобиль ГАЗ-2601, регистрационный номерной знак А 416 АИ 706 за водителями 2-го класса Сидоровым А.Г., Ивановым А.И., Карповым И.П.;

Техническое состояние автомобиля, составленное начальником гаража Зубаревым И.Д. и механиком Андреев И.Ю., находится в следующем состоянии:

  1. Пробег с начала эксплуатации 227 018 км.
  2. Двигатель №154571206, 120 л.с. в отличном рабочем состоянии (после замены).
  3. Коробка передач в хорошем рабочем состоянии.
  4. Ведущие мосты в удовлетворительном рабочем состоянии.
  5. Авторезина в удовлетворительном состоянии: процент износа 25 %.

Водителям Сидорову А.Г., Иванову А.И., Карпову И.П. передается запасное колесо (R 15), комплект инструментов для ремонта (приложение №1), аптечка (приложение № 2).

  1. Содержание и эксплуатацию вверенной техники осуществлять в соответствии с ее назначением и установленными нормативами.
  2. Нести персональную ответственность за сохранность автотранспорта, комплектность, техническое состояние, использование по назначению, регулярное проведение технических ремонтов и технического осмотра.
  3. В работе руководствоваться инструкцией по охране труда с соблюдением всех мер техники безопасности.
  4. Контроль за настоящим приказом возложить на начальника гаража Зубарева И.Д.

Директор Петров /Петров П.П./

Начальник гаража Зубарев Зубарев И.Д.

Механик Андреев Андреев И.Ю.

Ознакомлен, автомобиль принял, с техсостоянием и укомплектованностью согласен:

Водитель Сидоров А.Г. Сидоров А.Г.

Срок хранения

Документ хранится в течение всего срока действия вместе с аналогичными документами. Потом передается в архив на 5 лет, после чего подлежит уничтожению.

Как закрепить машину за директором

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации издан приказ о допуске к управлению служебным транспортом, которым разрешено управление служебным транспортом в рабочее время в основном руководящему составу и специалистам. Необходимо ли оформлять совмещение по профессии водителя и применять соответствующие нормы о медосмотрах, стажировках и т.д., или же нет такой необходимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемой ситуации использование работниками служебного транспорта не влечет изменения их трудовой функции, то издания работодателем приказа о допуске этих работников к управлению служебными автомобилями достаточно. При этом полагаем, что указанные работники обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр.

Обоснование вывода:
Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае будет представлять собой не трудовую функцию работников, а способ выполнения ими своих трудовых обязанностей. Иными словами, работники получают право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением их трудовой функции по занимаемым должностям. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работники начинают осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции.
Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества с точки зрения трудового законодательства не требует какого-либо специального оформления. Работник в силу закона (часть вторая ст. 21 ТК РФ), обязан бережно относиться к этому имуществу. Нарушение этой обязанности может повлечь дисциплинарную или материальную ответственность. Поэтому в такой ситуации потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. Трудовому законодательству это противоречить не будет. При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, отказавшись от автомобиля работодателя (ст. 60 ТК РФ).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее — Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее — Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр» (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае работники должны проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить его проведение.

Читайте также  Заявление о повороте исполнения решения суда

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

18 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Право-инфо

РАБОТНИКУ ПРЕДОСТАВЛЕНО СЛУЖЕБНОЕ АВТО

По материалам журнала «Главная книга»

(Нужны ли доплаты и медосмотры)

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

— не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);

— может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Роструд .

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объектах ;

работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положена .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция ;

работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) ;

работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя ;

положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счет ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб. Также организацию может наказать и трудовая инспекция — привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ — Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

«Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата».

Читайте также  Благодарности за многолетнее плодотворное сотрудничество

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации — от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя — от 1000 до 5000 руб. ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издержек .

п. 2 ст. 209 ГК РФ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 N 1090

ст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ

ч. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ

Письма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 22-2-897; Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1

Определение Мосгорсуда от 12.10.2010 N 33-29136

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 N 33-771/2013

Апелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 N 33-7293/13

Апелляционное определение ВC Республики Хакасия от 21.05.2013 N 33-1251/2013

Определение Приморского краевого суда от 15.12.2010 N 33-10823

Апелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 N 33-2925/2012

п. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ

ч. 2 ст. 12.31.1, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ

абз. 12 ст. 212 ТК РФ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 N 7-1369/2012

ст. 2, п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

статьи 236, 237 ТК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале «Главная книга» 2014, N 12

Передача сотруднику лизингового автомобиля

Автомобиль, взятый в лизинг, передается в пользование сотруднику для служебных и личных целей. Как оформить передачу автомобиля и учесть затраты.

Организации целесообразно разработать Положение об использовании служебных автомобилей. В нем рекомендуется отразить следующие моменты: способ передачи сотруднику; закрепить методику распределения расходов на содержание и использование автомобиля в служебных и личных целях, а также распределить бремя оплаты этих расходов между организацией и сотрудником.

Утвердить перечень расходов, которые распределяются между организацией и за счёт собственных средств сотрудника. В состав расходов могут быть отнесены: расходы на ГСМ в рамках установленных организацией лимитов; расходы на техобслуживание; расходы на парковку.

Должны быть прописать расходы, которые не оплачиваются организацией: штрафы за нарушение ПДД; расходы, не подтвержденные установленными документами, расходы, понесенные в связи с использованием автомобиля в личных целях.

Расходы, которые не связаны с использованием автомобиля в служебных целях, осуществляются за счёт сотрудника, или компенсируются сотрудником. В противном случае, компании придётся удержать с соответствующих сумм НДФЛ и уплатить страховые взносы.

В Положении об использовании автомобиля закрепить регулярную отчётность по использованию автомобиля: путевые листы, отчет об использовании автомобиля в служебных целях; закрепить материальную ответственность сотрудника.

Передачу автомобиля, взятого в лизинг организацией, можно оформить приказом о закреплении автомобиля за сотрудником. В приказе отразить следующее: ответственного за использование автомобиля; производственные нужды организации при использовании автомобиля; сведения об автомобиле; использование, как в служебных, так и в личных целях; возложить на сотрудника обязанность по оформлению необходимых документов, связанных с содержанием и эксплуатацией закрепленного автомобиля.

Сотруднику выдается доверенность на управление автомобилем. Передачу автомобиля для исполнения трудовых обязанностей следует предусмотреть в трудовом договоре.

Следует также отметить, что в договоре лизинга не должно быть прописано исключительное условие использования передаваемого автомобиля только в производственных целях, а также не должен содержаться прямой запрет на использование автомобиля в личных целях.

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях законом не установлен

В приложении к учётной политике, или в самостоятельном документе необходимо закрепить методику распределения расходов, связанных с использованием автомобиля, и их учёта в целях налогообложения прибыли, поскольку в отношении автомобиля, который частично используется в личных целях, учесть все затраты, связанные с его содержанием, при расчёте налога на прибыль нельзя.

В методике следует отразить, что такие расходы организация учитывает в целях налогообложения прибыли только тогда, когда они понесены в связи с использованием автомобиля в служебных целях.

Использование автомобиля в служебных целях подтверждается путевыми листами. Путевые листы будут служить основанием для учёта расходов в целях налога на прибыль организации. Если расходы на ГСМ при использовании автомобиля в личных целях, не будут компенсированы сотрудниками, со стоимости использованного ГСМ необходимо будет уплатить НДФЛ.

Общие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля (расходы на техосмотр, мойку и пр.), а также расходы на осуществление лизинговых платежей следует распределить между организацией и сотрудником пропорционально использованию автомобиля в служебных и личных целях.

В частности, пропорция может быть установлена в результате анализа пробега автомобиля в служебных и личных целях за определенный период, или, исходя из времени использования автомобиля в служебных или личных целях. В результате установленной пропорции организация определяет долю расходов, которая приходится на личное использование автомобиля и не учитывается в целях налогообложения прибыли.

При этом организации следует предусмотреть обязанность сотрудника компенсировать организации расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, применительно к использованию автомобиля в личных целях во избежание возникновения обязанности удержания НДФЛ и уплаты страховых взносов.

Обращаем внимание на следующее. По общему правилу, при безвозмездной передаче имущества (услуг) нужно начислить НДС (ст. 146 НК РФ). Зачастую налоговые органы рассматривают передачу служебного автомобиля, в том числе в личное пользование сотруднику, как безвозмездную реализацию услуг. Причем эта обязанность не связана с наличием договора о безвозмездном пользовании. В этом случае при передаче автомобиля сотруднику НДС исчисляется с рыночной стоимости услуги по предоставлению автомобиля в аренду (письма Минфина РФ от 01.02.2013 № 03-03-06/1/2069, от 17.01.2013 № 03-07-08/04, от 29.07.2011 № 03-07-11/204, определение ВАС РФ от 28.02.2014 № ВАС-1319/14).

В информационном письме суд квалифицирует право безвозмездного пользования вещью как имущественное право (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.11.2005 № 98). В силу буквального толкования безвозмездная передача имущественных прав объектом обложения НДС не является (абз.2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Такую позицию организации с высокой степенью вероятности придётся отстаивать в суде.

Инструкция: готовим приказ о закреплении автомобиля за сотрудником

Приказ о закреплении автомобиля за сотрудником — это распорядительный документ организации, в котором содержится перечень работников, имеющих право пользоваться транспортным средством (ТС) в качестве водителя.

Российское законодательство не заставляет работодателя издавать приказ о закреплении автомобилей за сотрудниками организации, но он необходим для самого руководства компании. Транспорт приравнивается к объектам повышенной опасности, за его исправностью необходимо следить и делать это должны конкретные работники, за которыми он закрепляется. Обычные граждане сами следят за состоянием своих машин, соблюдают нормы и требования по их использованию. В компании эти обязанности выполняет ответственное лицо за эксплуатацию транспортных средств, назначаемое распоряжением. Сотрудник, назначенный ответственным за автомобиль, при его неисправности или повреждениях возмещает ущерб.

Читайте также  Отдел кадров и охрана труда взаимодействие

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить использование служебного автомобиля в личных целях работника. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто и как оформляет приказ о закреплении ТС

Если говорить о том, чем регламентируется закрепление техники за водителем, то ссылки на ст. 212 ТК РФ допустимы, так как в ней прописаны обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Также, составляя приказ, обращаемся к Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). Унифицированная форма при составлении распоряжения не применяется, так как не разработана, составляется в произвольном виде. Оформление документа возлагают на специалиста по кадрам, секретаря, делопроизводителя или бухгалтера. В бумаге указывают:

  • реквизиты компании;
  • ее название и вид;
  • дату и место составления;
  • заголовок;
  • сам текст;
  • подписи сторон.

Техника принимается работником в использование по акту, поэтому документ составляют и по-другому:

  • распоряжение и акт по отдельности;
  • акт включен в текст самого распоряжения.

В обоих случаях в распоряжении указывают ответственных лиц за использование ТС, прописывают марку и государственный номер, некоторые работодатели также добавляют информацию о порядке передачи машины другому сотруднику, о внесении сведений в журнал учета сообщений о неисправностях и поломках.

Распоряжение заверяют подписью руководства компании или подписью лица, действующего на основании доверенности. Бумага, подписанная сотрудником, не наделенным правом подписи, недействительна. Печать на ней не ставят, если это не обусловлено учредительными документами организации.

Вот для примера образец приказа о закреплении транспортного средства за водителем 2021 года:

Бланк акта о закреплении машины за сотрудником выглядит так:

Наименование и реквизиты организации

О ЗАКРЕПЛЕНИИ МАШИНЫ ЗА ВОДИТЕЛЕМ

начальник хозяйственного отдела_____________________________________________(Ф.И.О.)

составили настоящий акт о том, что автомобиль марки________________с государственным номером_______,

пробег с начала эксплуатации_________________км по приказу от _________№_________закрепляется за

На момент сдачи _________________с государственным номером __________находится в следующем состоянии:

  1. __________________________________________________________.
  2. __________________________________________________________.
  3. __________________________________________________________.
  4. __________________________________________________________.

Принявший в эксплуатацию машину водитель ________________________

(Ф.И.О.) обязуется хранить вверенную ему собственность, строго соблюдать правила технической эксплуатации и

(должность, Ф.И.О., подпись)

(должность, Ф.И.О., подпись)

Срок хранения документа

Составив документ, согласовав его с руководством, специалист подписывает его у директора компании. Знакомят с ним под подпись тех сотрудников, за кем закрепляется ТС. При необходимости этим работникам выдают заверенные копии. Подлинник чаще хранят в папке с документами по административно-хозяйственной деятельности. Срок хранения таких бумаг составляет 5 лет в архиве организации (приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»).

С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста по документообороту в коммерческой организации, которая занимается производством и продажей упаковки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: