Какая статья за нецензурную брань 20 коап рф

Употребление нецензурной лексики в Интернете

Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“», вступивший в силу с 1 февраля 2021 г., дополнил Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой ст. 10.6, регулирующей особенности распространения информации в социальной сети.

Содержание

Зачем нужны изменения?

Законодательные изменения направлены на ограничение распространения в социальных сетях противоправной информации аналогично ограничениям, предусмотренным и действующим с 2017 года в отношении организаторов распространения информации Интернете (владельцев сервисов и операторов передачи электронных сообщений — сервисов электронной почты, мессенджеров и т.п.), операторов поисковых систем, владельцев новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов (ст. 10.1, 10.3, 10.4, 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В состав такой противоправной информации новая статья включает аналогично указанным статьям закона сведения, распространяемые с целью совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

На кого распространяется запрет?

Новая категория лиц, на которых распространяется данный запрет, включает как владельцев сайтов и (или) страниц сайта в Интернете, так и информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц общедоступной информации, т.е. владельцев социальных сетей, причем с числом пользователей на территории России в течение суток более 500 тысяч. Речь идет о ресурсах, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России.

Очевидно, что такая реклама может распространяться не только на коммерческих, но и на иных ресурсах, носящих общественно-политический, культурный, образовательный, иной общедоступный или частный характер. Отличительной особенностью таких ресурсов является минимальное суточное число их пользователей, а не направленность их содержания.

Что можно и что нельзя на своей странице?

Согласно заключению на законопроект Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 24.12.2020 (размещен на официальном сайте Госдумы) под «социальной сетью» понимается сайт и (или) страница сайта Интернете, и (или) информационная система, и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц вышеуказанной информации на государственном или иных национальных языках России, направленной на пользователей на территории нашей страны, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч таких пользователей.

Таким образом, по замыслу законодателя, в целях рассматриваемого закона под социальной сетью понимается не только глобальный национальный или международный информационный ресурс, но и отдельный сайт или страница в Интернете, предназначенные для распространения вышеуказанной информации, но имеющие аудиторию не менее 500 тысяч в сутки.

Данное определение социальной сети законодателем как информационного ресурса, включающего как отельный сайт или страницу сайта, так и совокупность информационных ресурсов (информационную систему и программы для ЭВМ), исходя из возможности размещения рекламной информации для неограниченного круга лиц и минимального числа таких лиц — пользователей, отчасти вызывает сомнение или, по крайней мере, не может претендовать на признание самым удачным, поскольку такие формулировки не исключают неясности и введение в заблуждение граждан. Обычный пользователь Интернета, владелец страницы в социальной сети в обывательском «сетевом» понимании может думать, что на него вышеуказанные ограничения не распространяются, поскольку он не распространяет рекламу и не имеет столько подписчиков. Тем не менее это будет ошибочное понимание.

С одной стороны, законодатель не накладывает ограничений и дополнительных обязанностей, предусмотренных новой статьей закона, на таких частных пользователей, которые возлагаются на владельцев социальных сетей. Но само по себе это не означает свободы выражения мнений в любой, в том числе экстремистской или нецензурной, форме для таких пользователей, так как иные нормы национального права устанавливают законодательный запрет на такие экстремистские и нарушающие общественный порядок и нормы нравственности формы выражения мнений под страхом административного и уголовного преследования (например, на основании ст. 282 Уголовного кодекса РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Не следует забывать, что такое мнение или противоправная информация, сообщенные на собственной странице, прежде всего в открытом профиле (не в частной переписке), будут доступны неограниченному кругу лиц, а следовательно, такие действия могут охватываться соответствующими составами административных проступков или уголовных преступлений. Поэтому действия таких пользователей могут быть предметом административных, уголовно-правовых или гражданско-правовых разбирательств на основе иных общих законодательных положений, помимо рассматриваемой новой статьи Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

С другой стороны, владельцы социальных сетей обязаны теперь следить за содержанием таких частных ресурсов, размещенных на страницах и сайтах в их социальных сетях. Такие владельцы создают свои ресурсы для пользователей с целью их привлечения и с целью расширения таким образом общей аудитории социальной сети для рекламных и коммерческих задач. В связи с этим на них возлагается повышенная ответственность и дополнительные обязанности, в частности, обязанность вести мониторинг с целью выявления запрещенной к распространению информации и обязанность ограничивать доступ к такой информации в случае ее выявления в результате мониторинга или обращений иных лиц. Иные обязанности по преследованию или воздействию на нарушителей общественного порядка на них не накладываются, это прерогатива остается за компетентными органами.

Как контролировать иностранные компании?

Все глобальные информационные ресурсы, т.е. общепопулярные сети, имеют правила и нормы, не допускающие распространение информации, нарушающей общепризнанные нормы морали и нравственности, а также запрещенные законом сведения. При этом имеют техническую возможность блокировать доступ к такой информации, что демонстрировалось неоднократно. Вопрос лишь в том, какие нюансы морали и нравственности проявляются в таких решениях в разных уголках мира и какими законами руководствуются владельцы той или иной социальной сети, чему примеров, к сожалению, не счесть.

Технологические особенности и межграничная информационная прозрачность Интернета позволяют распространять глобальным социальным сетям свои маркетинговые усилия по вовлечению в ряды своих пользователей граждан множества государств и одновременно устанавливать внутренние правила сети, не всегда сочетаясь с национальными законами. Противодействие этому процессу можно строить лишь на основе технологических ограничений в отношении тех владельцев сетей, которые упорно не желают подчиняться национальным правилам и требованиям государственных регуляторов. Этому есть как положительные примеры успешных решений, так и примеры неэффективных мер, не давших должного результата.

Что касается юридических процедур, то на текущий момент в силу общественно-правовой значимости повышения эффективности юридической защиты как граждан, так и государства в информационной сфере в глобальной информационной среде выявляется также положительная тенденция в части возможности судебного разрешения споров, возникающих с владельцами международных и иностранных информационных ресурсов, на территории России. Так, если недавно российские суды отказывались принимать к рассмотрению иски к сетям, владельцы которых не имеют на территории России ни филиалов, ни представительств, не выполняют требования национального законодательства о размещении на носителях на территории России предусмотренной законом информации, то в настоящее время наметились осторожные шаги к пересмотру этой позиции, исходя из того, что факт отсутствия на территории России официальных структур или представителей таких сетей не может быть основанием для ограничения доступа к правосудию их пользователей на территории России, коль скоро эти сети желают присутствовать в российском сегменте Интернета хотя бы только виртуально. Иное означало бы необоснованное допущение массовых нарушений прав российских пользователей и бессилие государственной и судебной инфраструктуры в защите собственных граждан и национальных интересов в глобальной информационной среде. Надо надеется, что в ближайшем будущем судебная система в комплексе с регулятором выработают правовые и технологические механизмы такой защиты и ее реальной технологической реализации.

Что теперь будет?

Ничего ужасного или нового в законе не появилось в части обязанностей обычных пользователей не допускать в своих поступках и сообщениях, адресованных абстрактному сообществу, распространения противоправной информации, в том числе нецензурных выражений, оскорбляющих человеческое достоинство и моральные принципы. Критерии недопустимого «поведения» в социальной сети, т.е. соблюдение общепризнанных норм морали и нравственности, деловой этики и законодательных запретов, не должно отличаться от аналогичных критериев, применимых в обычной жизни (в оф-лайне, так сказать). То, что недопустимо сказать прилюдно, недопустимо писать не только в газете, но также недопустимо писать это у себя на странице в Сети, поскольку это могут читать множество людей, в том числе несовершеннолетних, что владелец страницы в такой Сети не может не осознавать. В этом смысле новая статья Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» никаких новых критериев не устанавливает, но ради общественного блага в дополнение к обязанности каждого индивидуума лично блюсти нормы морали и нравственности обязывает владельцев глобальных ресурсов принять меры к воспитанию своих пользователей и исключению из общего доступа материалов запрещенного характера, если индивидуальная «ответственность» таких субъектов обернулась бессовестностью и попранием общественных и законодательных норм и правил.

Такие критерии установлены в любом обществе, в любой стране на национальном или межнациональном уровне и, как правило, с учетом глобального межграничного характера информационных ресурсов характеризуются принципом экстерриториальности в случае необходимости принятия мер по предотвращению распространения запрещенной информации.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Читайте также  Сколько стоит патент для граждан украины

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к ст. 20.1 КоАП

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК РФ, — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 УК РФ.

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Судебная практика по статье 20.1 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Сажина С.В. на вступившие в законную силу постановление УУП ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12 февраля 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2018 года, решение судьи Костромского областного суда от 24 мая 2018 года и постановление председателя Костромского областного суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в отношении Сажина Сергея Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Отмечает, что в деле имеются документы по административному задержанию Кудри (т. 8 л.д. 157, 158). Протокол составлен 24 апреля 2018 г. в 17 ч. 55 мин. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Однако из показаний сотрудника ФСБ С. следует, что 24 апреля после обследования дома, закончившегося в 14 ч. 50 мин., Кудрю увезли в отдел и на свободе он не находился. Где он мог совершить мелкое хулиганство, не ясно.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Паньшина С.Я. на вступившие в законную силу постановление участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН МО МВД России «Благовещенский» от 14 мая 2018 года N 1372 АО 28008263 ПО, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 06 июля 2018 года, решение судьи Амурского областного суда от 28 сентября 2018 года и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 22 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Паньшина Станислава Яновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением суда общей юрисдикции Е.С. Сизиков признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 КоАП Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка). Как указали суды, уполномоченными должностными лицами были соблюдены законодательные требования при составлении протокола об административном правонарушении, разница во времени между составлением протокола должностным лицом и моментом ознакомления заявителя с данным протоколом, разъяснением ему его прав и обязанностей право на защиту не нарушило, каких-либо замечаний на протокол со стороны заявителя не поступало.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Хонина Андрея Александровича на определение заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2017 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хонина Андрея Александровича,

5. Размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства, не подпадающее под действие статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

На охрану как порядка управления, так и достоинства личности направлена статья 319 УК Российской Федерации, устанавливающая уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года N 2870-О). Признаки этого преступления не тождественны признакам административного правонарушения, указанным в части 2 статьи 20.1 КоАП Российской Федерации. Тем самым не противоречит принципу non bis in idem и квалификация по этим нормам двух деяний одного лица, являющихся разными правонарушениями, хотя и совершенными последовательно.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гатина Румиля Минигаязовича на вступившие в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 25.06.2019 N 21-297/2019 и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 26.08.2019 N 4а-470/2019, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гатина Румиля Минигаязовича (далее — Гатин Р.М.)

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Орлова Сергея Викторовича на вступившие в законную силу постановление судьи Красноглинского районного суда города Самары от 06 января 2016 года и постановление председателя Самарского областного суда от 06 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Орлова Сергея Викторовича (далее — Орлов С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Сивцева Василия Ивановича (с учетом представленных дополнений) на вступившее в законную силу постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Сивцева Василия Ивановича (далее — Сивцев В.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 17.06.2019 N 5-168/19, решение судьи Архангельского областного суда от 30.07.2019 N 7п-357 и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 15.10.2019 N 4а-568, вынесенные в отношении Бакшеевой Светланы Александровны (далее — Бакшеева С.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Об административной ответственности за мелкое хулиганство

Административная ответственность является основным инструментом в обеспечении законности, профилактикой и предупреждением как административных правонарушений, так и преступлений. Совершение административного правонарушения влечет административную ответственность. За совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок, уполномоченными должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) применяются санкции к виновному в целях пресечения подобных нарушений как самим нарушителем, так и иными лицами.

Наиболее часто гражданами совершается административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, мелкое хулиганство.

В части 1 статьи 20.1 КоАП РФ отражено понятие «Мелкое хулиганство», то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За совершение данного правонарушения устанавливается административный штраф в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Читайте также  Пенсионный фонд личный кабинет вход по снилсу

Мелким хулиганством является нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, которое сопровождается: либо нецензурной бранью в общественных местах; либо оскорбительным приставанием к гражданам; либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурных учреждениях.

Признаками данного правонарушения являются:

— Явное неуважение к обществу — умышленное нарушение установленных в обществе правил, которое носит демонстративный характер.

— Нецензурная брань в общественных местах – проявление неуважения к людям и общественной нравственности, выражающееся в стремлении оскорбить гражданина.

— Оскорбительное приставание к гражданам образует состав мелкого хулиганства, если при нем происходит унижение чести и достоинства другого лица.

— Уничтожение или повреждение чужого имущества — порча одежды и личных вещей в процессе драки, поломке сооружений, торговых палаток и т.д.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Согласно частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Указанные деяния влекут наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», дополнил ст. 20.1 КоАП РФ частями 3 — 5, устанавливающими ответственность за мелкое хулиганство для лиц, распространяющих в сети Интернет материалы, в неприличной форме выражающие явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции России и органам, осуществляющим в нашей стране государственную власть.

За распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 до 100 000 рублей (часть 3 статьи 20.21 КоАП РФ).

А за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.20.1 КоАП РФ — штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ч.4 ст.20.1 КоАП РФ). Действия, предусмотренные частью 3 ст.20.1 КоАП РФ, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, влекут наложение административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ч.5 ст.20.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях по ст.20.21 «Мелкое хулиганство» составляют должностные лица органов внутренних дел. Дела рассматривают должностные лица органов внутренних дел либо судьи.

Некоторые граждане считают, что хулиганство — это незначительное правонарушение. Но следует знать, что за хулиганство предусмотрена и уголовная ответственность по статье 213 УК РФ «Хулиганство».

ОМВД России по Тихвинскому району ЛО

Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарии к ст. 20.1 КОАП РФ

1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Максимальный размер наказания в виде штрафа в настоящей редакции ч. 1 данной статьи — одна тысяча рублей. Наказание в виде административного ареста установлено, как и было, до пятнадцати суток.

6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.

Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

7. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание — в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, — на срок до пятнадцати суток.

8. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

9. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — по ч. 2 этой статьи УК РФ.

Оскорбление личности

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.

Статья за оскорбление личности

Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:

  • необоснованные придирки;
  • грубые высказывания о внешности, одежде и т.п.;
  • непристойные шутки;
  • вмешательство в личную жизнь человека;
  • унижение национального достоинства;
  • нецензурная брань или оскорбительные жесты в адрес конкретного гражданина.

Оскорбление может выражаться в следующих формах:

  • устно (например, по телефону или при личной встрече);
  • письменно (по смс или по переписке в сети интернет).

Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Читайте также  Образцы заявлений для получения внж

До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.

К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений

Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.

Ответственность за оскорбление человека

В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.

По КоАП РФ

Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.

Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:

  • граждане от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • должностные лица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • организации и ИП от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:

  • обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб.

Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:

  • для должностных лиц штраф до 30 тыс. руб.;
  • для юрлиц штраф до 50 тыс. руб.

Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.

По УК РФ

Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.

Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):

  • наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. или доходов преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 160 часов.

Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:

  • наложение штрафа в размере до 1 млн. руб. или доходов виновного за период до 24 месяцев;
  • обязательные работы на период до 240 часов.

Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 3 млн. руб. или заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательных работ на период до 400 часов.

Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:

  • штраф до 5 млн. руб. или в размере заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательные работы на период до 480 часов.

Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:

  • штрафом в размере до 40 тыс. руб.;
  • обязательными работами на период до 360 часов;
  • исправительными работы сроком до 12 месяцев.

Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.

Заявление об оскорблении

Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.

Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.

Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд

Можно использовать оба этих способа одновременно.

При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. напишите заявление;
  2. зарегистрируйте его в дежурной части и получите талон-уведомление.

В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.

Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.

Чтобы чтобы грамотно оформить исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:

  • данные истца и ответчика (Ф.И.О., адрес места проживания или пребывания, номер телефона);
  • подробное описание обстоятельства произошедшего;
  • сведения о свидетелях правонарушения;
  • ваши требования со ссылками на законодательные нормы;
  • перечень прилагаемых к заявлению доказательств и документов;
  • дата и подпись истца.

К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц

Подается иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.

Как наказать обидчика?

Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.

В качестве подтверждения вы также можете представить:

  • аудио- или видеозапись инцидента, сделанную на диктофон или сотовый телефон;
  • распечатку письменного оскорбления (например, в сети интернет);
  • показания очевидцев, которые слышали оскорбления в ваш адрес. Они могут выступить в качестве свидетелей на судебном процессе.

Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством

Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Добрый день! Три дня назад случилась следующая ситуация: В частном секторе у хозяев постоянно отвязывается овчарка. Это происходило длительное время. Хозяевам звонили с просьбой привязять, но ситуация повторялась ежедневно..Собака прыгает, облаивает людей, пугает. Мужчина собирается везти детей на машине в больницу, подъезжает к дому, собака прыгает на машину, находится без привязи, на дороге. А утром хозяевам звонили, по традиции просили привязать. Мужчина возвращается домой за ружьем, подъезжает снова. Мама и дети выходят, собака кидается в сторону 5-летнего ребенка. Кричит ребенок, кричит мама. Мужчина выстрелил резиновым патроном. Собака убегает. Вечером мужчина идет и сообщает хозяинам собаки как и почему он выстрелил. С собакой все нормально. Со стороны хозяев неадекватное поведение. Создана группа в ватс апе в основном из друзей и родственников и части соседей, где началось оскорбление личности стрелявшего, сопоставлении его с больным человеком, который намеренно ходит пристреливать оружие по животным. и завтра это можете быть вы и ваши дети. Выложены фото со свежими ранами у собаки, были застрявшие дробинки в мягких тканях. Но переписка приобрела тип словесной

помойки, где людей захлестнули эмоции и они даже не понимают что пишут. В полицию они не заявляли, тк скорее всего понимают свою неправоту. Можем ли мы подать на них в суд за оскорбление личности и подрывание авторитета? У нас 4 свидетеля случившегося и частичная видеозапись с камер наблюдения. Мужчина законопослушен, отец двоих детей, разрешительная документация на оружие имеется. Спасибо! Копия переписки из ватсапа тоже есть. Хозяева собаки случившегося не видели и их версия строится лишь на доводах.

Можем ли мы подать на них в суд за оскорбление личности и подрывание авторитета?
Анна

В настоящее время за оскорбление предусмотрена административная ответственность. Но обратите внимание — для квалификации действий как оскорбления необходима неприличная форма высказываний

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженноев неприличной форме, —

влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати
тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей.

2.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —

влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч
до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот
тысяч рублей.

Если неприличных выражений (непечатных,» нелитературных») в высказываниях не имеется — пострадавший гражданин вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите чести и достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: