Может ли родитель инвалид выбрать класс для ребенка

Как организовать обучение ребёнка с инвалидностью и ОВЗ

Памятка для родителей, чьи дети осваивают общеобразовательную программу, но по состоянию здоровья не могут регулярно посещать школу. Методы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Какие виды обучения возможны для детей с инвалидностью

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»

«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.

Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.

Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.

Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью

«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.

Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.

Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.

О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Льготы для родителей ребенка с инвалидностью

Родители ребенка с инвалидностью могут получить от государства льготы в трудовой, пенсионной и налоговой сфере.

До 18 лет группа инвалидности не присваивается: есть только общая категория «ребенок-инвалид». Она устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения ребенком 14 или 18 лет.

Категорию «ребенок-инвалид» надо отличать от категории «инвалид с детства» — это совершеннолетний человек, который получил инвалидность еще до 18 лет из-за болезни или травмы.

Вот на что имеют право родители ребенка с инвалидностью.

Ежемесячная компенсационная выплата

Условия. Выплату может получить один трудоспособный родитель, усыновитель или опекун, который не работает и ухаживает за ребенком-инвалидом. Если за ним ухаживает кто-то другой, например бабушка, которая еще не вышла на пенсию, выплата будет меньше — 1200 Р .

Эти деньги платят дополнительно к детской пенсии по инвалидности.

Для семей, которые живут в местностях, где применяется районный коэффициент, выплата увеличивается на этот коэффициент.

Как получить. Подать в пенсионный фонд заявление о назначении ежемесячной выплаты. Это можно сделать в отделении ПФР или через МФЦ.

Выплату назначат с месяца, в котором родитель обратился с заявлением. Платить будут до тех пор, пока длится уход за ребенком. Если родитель устроится на работу или встанет на учет в службе занятости и будет получать пособие по безработице, это тоже основание для прекращения выплаты.

Скидка на коммунальные услуги

Условия. Семьи с детьми-инвалидами могут получить скидку 50% на оплату воды, электричества, содержания общего имущества, на плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Также им положена компенсация по уплате взносов на капитальный ремонт — до 50%.

Эти льготы не зависят от того, работают ли родители и сколько у них детей.

Как получить. В каждом регионе свой порядок оформления и получения этой льготы. Например, в Москве нужно обратиться в МФЦ.

Как победить выгорание

Увеличенный стандартный НДФЛ-вычет на ребенка

Сумма: от 13 400 до 26 800 Р

Условия. Всем родителям, а также усыновителям, опекунам и попечителям положен детский вычет по НДФЛ.

Для родителей ребенка-инвалида до 18 лет либо учащегося до 24 лет с первой или второй группой инвалидности детский вычет складывается из двух сумм:

  1. Базовой. 1400 Р , если ребенок первый или второй, 3000 Р , если третий или последующий.
  2. Специальной. 12 000 Р для родителя, супруга родителя, усыновителя, 6000 Р для опекуна, попечителя, приемного родителя, его супруга.

И базовая, и специальная сумма удваиваются для единственного родителя ребенка-инвалида.

Обратите внимание: 1400 Р , 3000 Р , 6000 Р и 12 000 Р — это сумма вычета, а не сумма, которую получите на руки. Вычет уменьшает налогооблагаемую базу, то есть НДФЛ 13% удерживается с меньшей суммы.

Вот как это работает. Например, у женщины трое несовершеннолетних детей, при этом младший сын — инвалид. Сумма вычета на всех детей — 17 800 Р : по 1400 Р на первого и второго ребенка, 3000 и 12 000 Р на третьего — с учетом инвалидности.

Если по договору женщина зарабатывает 60 000 Р в месяц, то вычет поможет уменьшить налогооблагаемую базу до 42 200 Р . Это повлияет на зарплату: после удержания налогов женщина получит 54 514 Р вместо 52 200 Р , которые бы получила, не используя детский вычет.

Повышенный вычет полагается только на тот срок, на который ребенку установлена инвалидность. Срок указан в справке, которую выдает бюро медико-социальной экспертизы.

Как и обычный детский вычет, повышенный предоставляется до тех пор, пока доход родителя с начала года не превысит 350 000 Р .

Как получить. Подать работодателю заявление на вычет вместе с копией справки об инвалидности ребенка.

Посчитайте заранее на нашем калькуляторе, на какой вычет вы имеете право.

Оплачиваемый отпуск в удобное время

Условия. Один из родителей ребенка-инвалида вправе взять отпуск без оглядки на утвержденный в организации отпускной график.

Работодатель обязан отпустить такого работника отдыхать в те даты, которые он указал в заявлении на отпуск. Если работодатель не отпустит, а работник все равно возьмет и пойдет в отпуск, то это не будет расцениваться как прогул.

Чтобы пойти в отпуск в удобное время, родитель ребенка-инвалида должен отработать шесть месяцев у конкретного работодателя. Взять отпуск до этого срока он может взять только по договоренности с руководством.

Как получить. Подать работодателю заявление с просьбой предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск. Сделать это нужно не позднее чем за три дня до начала отпуска, чтобы вовремя получить отпускные.

Четыре дополнительных выходных в месяц

Сумма: средний заработок за четыре дня

Условия. Дополнительные выходные ежемесячно полагаются одному из родителей ребенка-инвалида, работающему по трудовому договору, в том числе как совместитель.

Если в семье два ребенка с инвалидностью, то маме или папе все равно положены только четыре дня в месяц на обоих детей.

Выходными могут воспользоваться и оба родителя, но лишь в пределах общего количества дополнительных выходных в месяц. То есть родители могут распределить между собой четыре дня, например два и два или три и один.

Читайте также  Узнать долги по квартплате по адресу онлайн спб

Дополнительные выходные не суммируются, не накапливаются и на другие месяцы не переносятся. Если родитель по какой-то причине не использует их, то выходные просто сгорят. Денежной компенсации тоже не будет.

Родитель ребенка-инвалида не обязан заранее согласовывать с работодателем конкретные даты дополнительных выходных. Он вправе отдыхать именно в те числа, что указал в заявлении. Также родитель не должен доказывать работодателю, что он потратил дополнительные выходные исключительно на уход за ребенком.

  1. Справку об инвалидности ребенка.
  2. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ об установлении опеки и попечительства над ним.
  3. Документы, подтверждающие место жительства ребенка. Это может быть справка из ТСЖ. Адрес проживания ребенка может не совпадать с адресом родителя.
  4. Справку с места работы другого родителя — либо о количестве выходных, использованных в этом месяце, либо о том, что выходными другой родитель не пользовался.

Первые три документа можно представить работодателю только один раз, а вот последнюю справку нужно приносить при каждом обращении за дополнительными выходными. Если другой родитель временно безработный, нужна показать копию трудовой книжки.

Право работать неполное рабочее время

Условия. Неполное рабочее время может быть разным, на выбор родителя:

  1. неполный рабочий день. Например, 6-часовой вместо 8-часового ;
  2. неполная рабочая неделя. Например, три полных рабочих дня вместо пяти;
  3. смешанный график. Например, два дня в неделю по 7 часов и один день в неделю 5 часов.

Зарплата при этом может уменьшиться: работодатель вправе платить пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работы.

Как получить. Подать работодателю заявление с просьбой установить неполное рабочее время. После этого с работником должны заключить допсоглашение к трудовому договору.

Право на неполное рабочее время есть лишь у одного из родителей. Поэтому работодатель может запросить справку с места работы второго родителя о том, что он этой льготой не воспользовался.

Право отказаться от командировок и работы в выходные

Условия. Работника, у которого есть ребенок с инвалидностью, нельзя направить в командировку без его согласия. Также его нельзя привлечь к сверхурочной и ночной работе, а также к работе в выходные и праздничные дни.

Работодатель обязан письменно уведомить такого работника, что у него есть право отказаться от командировки или от сверхурочной работы. А если работник не возражает, он должен зафиксировать свое согласие письменно.

Как получить. Не давать письменное согласие ехать в командировку или работать в выходной.

Защита от увольнения по сокращению

Условия. Если в компании грядут сокращения, то мать-одиночка или единственный родитель-кормилец ребенка с инвалидностью точно сохранит рабочее место.

Женщина считается одинокой матерью, если в свидетельстве о рождении ребенка нет записи об отце или эта запись внесена со слов матери. По мнению Верховного суда, сюда можно также отнести женщин, которые растят ребенка без отца, потому что он умер, либо лишен родительских прав, либо признан судом недееспособным, либо сидит в тюрьме.

Еще нельзя увольнять родителя, если он единственный кормилец в семье с ребенком-инвалидом: это значит, что другой родитель нигде не работает.

Стаж для пенсии

Условия. Если родитель не работает, а ухаживает за ребенком с инвалидностью, то этот срок включается в страховой стаж для назначения пенсии. Но при условии, что до этого родитель работал хоть какое-то время.

Коэффициент за каждый год ухода — 1,8 пенсионных балла.

Как получить. Когда родитель будет оформлять пенсию по старости, ПФР учтет для стажа годы, когда он ухаживал за ребенком-инвалидом, при условии, что родитель получал ежемесячную выплату по уходу.

Бесплатная парковка

Условия. Семейный автомобиль можно парковать на специальных местах для людей с инвалидностью, которые не имеют права занимать другие водители.

Количество мест для инвалидов на каждой парковке — не менее 10%.

Как получить. Подать заявление в Федеральный реестр инвалидов — это можно сделать в МФЦ.

Кроме того, на машине должен быть специальный знак «Инвалид». Без него автомобиль могут эвакуировать, а водителя — оштрафовать.

Отсрочка от службы в армии

Условия. Призывникам, имеющим ребенка-инвалида, положена отсрочка от армии до тех пор, пока ребенку не исполнится три года.

Как получить. Отсрочку нельзя оформить заочно. Получив повестку, мужчина должен явиться в сроки призыва — с 1 апреля по 15 июля либо с 1 октября по 31 декабря — на заседание призывной комиссии с этими документами:

  1. Справка о составе семьи.
  2. Свидетельство о рождении ребенка.
  3. Справка об установлении инвалидности ребенка.

Уменьшенный транспортный и земельный налоги

Условия. На федеральном уровне льгот для владельцев легковых машин нет. Каждый регион сам решает, кому и какие льготы предоставить.

В большинстве регионов один из родителей ребенка-инвалида может не платить транспортный налог за один легковой автомобиль определенной мощности.

Например, в Калужской области льгота действует на машины до 250 л. с., в Москве — не более 200 л. с., в Санкт-Петербурге , Ленинградской, Амурской, Тамбовской и Владимирской области и в Башкортостане — не более 150 л. с., в Белгородской и Курганской области — не более 100 л. с. А вот в Новгородской области мощность авто значения не имеет.

В некоторых регионах родителям детей-инвалидов дают скидку на уплату транспортного налога. Например, в Красноярском крае скидка составляет 90%.

Во многих городах есть льготы по земельному налогу. Виды льгот везде разные: где-то полностью освобождают от налога, где-то дают скидку, в других регионах не берут налог с шести соток.

Льготы по транспортному и земельному налогам в каждом регионе можно найти в специальном онлайн-сервисе на сайте налоговой.

Как получить. Подать в налоговую заявление о предоставлении льготы. Быстрее и проще всего это сделать в кабинете налогоплательщика. Но можно также отнести заявление в любой МФЦ или налоговую инспекцию.

Региональные выплаты и льготы

В каждом регионе могут быть свои выплаты и льготы для родителей ребенка с инвалидностью.

Например, в Москве одному из родителей положена ежемесячная компенсация: в 2021 году это 13 141 Р . Оформить ее можно только в электронном виде — на портале госуслуг или на сайте мэра Москвы.

А еще в столице родители детей-инвалидов могут бесплатно ездить на городском транспорте и не должны платить за детсад, в который ходит ребенок.

Узнать, какие выплаты и льготы для родителей детей с инвалидностью есть в вашем регионе, можно так:

  1. зайти на региональный портал госуслуг в раздел «Социальное обеспечение»;
  2. прийти в отделение пенсионного фонда по месту жительства и проконсультироваться у специалиста;
  3. обратиться за консультацией во Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов. Она представлена во всех соцсетях, и у нее есть региональные отделения практически в каждом субъекте РФ.

Класс без коррекции

Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше — обычная или коррекционная?

Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины «коррекционная школа», «виды коррекционных школ» (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой — не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.

А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?

Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.

Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: «В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?». Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: «Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?»

Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?

Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:

Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?

Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: «А я вот где был! А у меня машинка!», тянет маму за рукав: «Не хочу. Давай пойдем домой!». У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.

Очень важный показатель — качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.

Читайте также  Калькулятор расчета северной пенсии на 2013год

Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?

Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание. Ребенок «сигнализирует» взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, «уходят» на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.

В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха — около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?

Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.

Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.

Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?

Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства — цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.

Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?

Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады — очень важное начинание.

По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!

Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Читайте также  Происходит ли списание банковского долга после принятия наследства с умершего

Льготы для детей-инвалидов в области образования

Статья 43 Конституции РФ и статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право ребенка достигшего школьного возраста, на получение образования независимо от состояния здоровья.

Согласно абзацу 1 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу абзаца 3 статьи 1 указанного закона дети до 18 лет в случае инвалидности признаются детьми-инвалидами. В связи с этим государством предусмотрен для них ряд социальных гарантий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» права, льготы и гарантии, установленные законодательством, в том числе настоящим Федеральным законом, для детей — инвалидов в возрасте до 18 лет и их родителей (лиц, их заменяющих), предоставляются также лицам в возрасте от 16 до 18 лет, имеющим группу инвалидности, и их родителям (лицам, их заменяющим).

Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»)

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Данный перечень утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировал в статье 79 организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»)

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»)

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»)

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Кроме того Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для детей-инвалидов следующие льготы:

1. получение государственной социальной стипендии, т.е. денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36 Федерального закона);

2. освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65 Федерального закона);

3. организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66 Федерального закона);

4. право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 71 Федерального закона);

5. право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по не имеющим государственной аккредитации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты (статья 71 Федерального закона).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: