Наезд на человека дворовой территории легкие повреждения ответственность

Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во дворе?

Участниками дорожного движения являются не только водители ТС, но и пешеходы. Вторые обязаны наравне с автомобилистами знать правила дорожного движения и соблюдать их.

Сегодня мы поговорим о наезде на пешеходов в жилых дворах и тротуарах, расскажем о существующих мерах наказаниях за такой вид нарушения, а также о спорных ситуациях и случаях, когда ответственности можно избежать.

  1. ДТП на дворовой территории
  2. Гражданская ответственность
  3. Административная
  4. Уголовная
  5. Кто может быть освобожден от статьи УК?
  6. Меры наказания за столкновение на тротуаре
  7. Компенсация морального вреда
  8. Правила движения транспортного средства в жилой зоне
  9. Что делать, если машина сбила ребенка во дворе дома?
  10. Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях
  11. Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

ДТП на дворовой территории

Передвижение в данной местности является весьма опасным. Так как там часто засажены кустарники, развешено белье или установлены детские площадки — все эти пункты существенно ухудшают обзор проезжей части. К тому же, во дворах часто играют дети, которые могут в любой момент выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя неосторожно во дворах, но и взрослые зачастую не внимательны.

Что же грозит автомобилисту за такие виды нарушения? Существует три вида наказаний: административное, гражданское и уголовное. Выбор вида ответственности зависит от степени тяжести последствий, а также обстоятельств ДТП. Самый главный критерий выбора наказания — степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего.

Гражданская ответственность

В случае вынесения этого вердикта виновнику происшествия (то есть водителю) придется возместить моральный и материальный ущерб.

Единственным способом избежать данного наказания является доказательство того, что пешеход намерено кинулся под колеса транспортного средства с целью материальной наживы. Это можно сделать через суд. В некоторых ситуациях судья может полностью освободить водителя от выплаты компенсаций.

Административная

Это самый распространенный вид наказания за наезд на пешеходов. Существует три степени тяжести причиненного вреда:

  1. Легкая – при ней пострадавший потратит на лечение не более 21 дня и утратит не более 10% трудоспособности. Виновнику грозит штраф в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение прав сроком от 12 до 18 месяцев согласно части 1 статьи 12.24 КоАП.
  2. Средняя – в этом случае допускается увеличение длительности лечения и процента потери трудоспособности, но не более трети. Нарушитель вынужден будет заплатить от 10000 до 25000 рублей или записаться в ряды пешеходов на срок от полутора до двух лет, руководствуясь второй частью статьи 12.24 КоАП.
  3. Тяжелая или смертельная – эту степень тяжести причиненного вреда уже относят не к административному, а уголовному правонарушению. Соответственно, и наказание за эти события будет значительно серьёзней. Если последствия дорожно-транспортного происшествия привели к летальному исходу – смерти пешеходов или причинению ему тяжкого вреда, то сотрудники ГИБДД будут устанавливать меры наказания уже согласно УК РФ.

Уголовная

По части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации за наезд, следствием которого является причинение тяжкого вреда здоровью наезднику грозит:

  • ограничением свободы до 3х лет;
  • принудительными работами на срок до 2х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до 2х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет или без такового;
  • до полугода ареста.

В более тяжких случаях виновника могут лишить свободы от 4 до 9 лет. Особенно это касается вождения в нетрезвом состоянии. Очень много граждан считают подобные меры слишком лояльными и периодически поднимают вопрос об ужесточении мер наказания. Побег с места аварии только отягчит наказание.

Кто может быть освобожден от статьи УК?

  1. Несовершеннолетний водитель транспортного средства.
  2. Женщина старше 55 лет или мужчина старше 60 лет.
  3. Беременная женщина.
  4. Женщина, имеющая на воспитании несовершеннолетнего ребёнка.
  5. Инвалид 1-3 группы.
  6. Мужчина, имеющий детей возрастом до трех лет.

Подробнее о том, какая ответственность грозит водителю, сбившему пешехода насмерть, и как действовать в этом случае, можно узнать тут.

Меры наказания за столкновение на тротуаре

Пешеход и водитель являются участниками движения, ровно как и велосипедисты. Но важно не забывать, что в любой ситуации приоритет остается за пешеходом. Что же касается системы наказаний и штрафов за наезд на пешехода на тротуаре, то она абсолютна идентична с мерами наказания за наезд на пешехода во дворе жилого дома.

Компенсация морального вреда

Кроме материального вреда, пешеходу наносится ещё и моральный ущерб. И за него тоже можно получить выплату. Всё зависит от обстоятельств (например, влияние на дальнейшую работоспособность или необходимость в дополнительных операциях, в том числе и пластических) и решения самого судьи.

Практика показывает, что максимальная выплата обычно не превышает значение в 200 тысяч рублей. Подробнее о компенсации морального вреда можно узнать в ст. 151 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», а также в параграфе 4 главы 59 ГК РФ.

Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Правила движения транспортного средства в жилой зоне

Для начала стоит разобраться, в чем разница между дворовой территорией и жилой зоной. Первая — это участок, прилегающий непосредственно к дому. На нем нет ни тротуаров, ни дорог. (Обычно это детская площадка либо газончики с лавочками.) А вот жилая зона — это дорога, разделенная на тротуары и проезжую часть.

Итак, что должен знать управляющий транспортным средством:

  • Скорость не должна быть выше 20 километров в час.
  • Даже при отсутствии знака «Велосипедное движение» велосипедист имеет преимущество перед другими ТС (но не забываем, что самые главные – пешеходы).
  • Не разрешается оставлять заведенный автомобиль без движения дольше, чем на 5 минут. Решил постоять – глуши двигатель.
  • Запрещается проезжать и парковаться на газонах.
  • Наложен запрет на учебную езду.
  • Не допускается стоянка грузового транспорта, масса которого превышает 3,5 тонны. Для этого предусмотрены спецстоянки.
  • Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам.

Что делать, если машина сбила ребенка во дворе дома?

С юридической точки зрения, автомобильные аварии при участии ребёнка ничем не отличаются от других ДТП. Поэтому алгоритм оформления ДТП и возмещение компенсаций стандартный.

Если аварийная ситуация произошла во дворе жилого дома, водителю транспортного средства придется очень постараться, чтобы доказать свою невиновность и избежать наказания. Самое первое, что он должен предпринять — попытаться мирным путем уладить конфликт с родителями пострадавшего.

Ни в коем случае не обвиняйте ребёнка, этим вы только вызовите агрессию родителей и нежелание договариваться.

Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях

Существуют некоторые спорные моменты. Например, когда ребёнок внезапно выбежал из-за другого автомобиля или здания, а водитель не смог бы избежать наезда. (Акцентируйте внимание именно на невозможности избежания столкновения.) Все эти моменты чётко описывайте в протоколе ДТП, это пригодится вам при обжаловании решения.

Хорошо, если у вас установлен видеорегистратор. Если не имеется, зафиксируйте все обстоятельства и тонкости аварии на фото- или видеокамеру.

Подписание протокола говорит лишь об ознакомлении с ним. Но если вы не согласны с его содержанием, возле подписи пишите «Не согласен». Дополнительно можете перечислить спорные моменты.

Если водитель докажет, что пешеход специально бросился под колеса автомобиля, то водителя, управляющего ТС, оправдают.

Читайте также  Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя

Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).

Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните — каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот «кто-то» всё таки дождался.

Что грозит за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью?

Среди наиболее неблагоприятных последствий от ДТП является вред здоровью или жизни граждан. Однако даже наезд на пешехода без причинения вреда здоровью не означает, что водитель сможет избежать наказания. В этой статье разберем, при каких условиях будет наступать ответственность за наезд без физического вреда, и какие меры воздействия грозят водителю.

Как определяется вред для пострадавших

При отсутствии вины пешехода, водителю придется отвечать за наезд, так как автомобиль относится к источнику повышенной опасности, а его владелец обязан компенсировать любой вред. В этом случае будет учитываться, какие меры предосторожности предпринял водитель, чтобы избежать наезда.

Состав мер воздействий, которые могут грозить автовладельцу, будет зависеть от степени вреда пострадавшему гражданину:

  • если физические повреждения полностью отсутствуют, может наступать ответственность за нарушение ПДД, а пешеход сможет подать на возмещение морального вреда;
  • причинение вреда легкой и средней тяжести карается административными санкциями по КоАП РФ;
  • если вред носит тяжкий характер, либо наступил летальный исход, водителя привлеку к ответственности по ст. 264 УК РФ.

Направление на эту процедуру выдают сотрудники МВД непосредственно после столкновения, либо при обращении пострадавшего. Если повреждения полностью отсутствуют, либо носят незначительный характер, пострадавший может обойтись без обращения на медобследование – это не устраняет возможности подать на моральный вред.

Нужно учитывать, что последствия аварии могут выявляться спустя продолжительный период времени. Поэтому, если водителя уже привлекли к ответственности за наезд без причинения вреда здоровью, впоследствии существует вариант пересмотра дела. Основанием для этого будет являться заключение медицинского специалиста.

Что грозит водителю за наезд без причинения вреда

Если в результате медосвидетельствования у пешехода не выявлены даже незначительные повреждения, по нормам КоАП РФ водитель понесет ответственность только за нарушение конкретного пункта правил дорожного движения. Например, если наезд сопровождался нарушением правил движения на пешеходном переходе, либо водитель превысил скоростной режим при движении в населенном пункте.

При составлении протокола указываются сведения о водителе и пострадавшем, а также иные обстоятельства инцидента. Копия протокола, а также иные процессуальные документы (например, схема места происшествия) будет представлена в суд при рассмотрении иска о компенсации морального вреда.

В результате даже незначительного наезда или контакта с автомобилем, пешеход будет испытывать стрессовую и психотравмирующую ситуацию. Возмещение нравственных и психических страданий происходит путем взыскания компенсации морального вреда, для этого применяются нормы ГК РФ, а не КоАП РФ. Компенсация морального вреда не приравнена к штрафу или иной административной санкции, а ее размер может быть определен только на основании всех обстоятельств дела.

Исковое заявление на моральный вред пешеход может подать даже при отсутствии оснований для наказания по КоАП РФ. Рассмотрение таких дел происходит по следующим правилам:

  • исковое заявление подается в мировой суд или суд общей юрисдикции;
  • истец обязан обосновать степень нравственных и психических страданий, а также размер компенсации для взыскания;
  • окончательный размер компенсации определит суд, исходя из всех обстоятельств дела.

Если по факту наезда на пешехода составлялся протокол, и выносилось постановление по КоАП РФ, эти документы будут являться доказательством в гражданском деле. Более того, истцу не придется повторно доказывать факт наезда, а также иные обстоятельства инцидента.

Вид и размер наказания за нарушение ПДД напрямую не влияют на размер компенсации морального вреда. Однако обстоятельства наезда будут учитывать судом:

  • если пешеход сам создал аварийную ситуацию, в возмещении морального вреда может быть отказано;
  • статус и индивидуальные особенности пострадавшего повлияют на размер компенсации – например, психические и нравственные страдания беременной женщины имеют более опасные последствия, поэтому размер компенсации будет выше;
  • если водитель предпринял все меры, чтобы избежать более серьезных последствий и травм, его поведение может повлиять на уменьшение размера компенсации.

Поэтому указание в исковом заявлении значительной суммы требований еще не означает, что она будет взыскана с автовладельца.

Судебный акт, определивший сумму взыскания, будет исполняться по общим правилам, если автовладелец не выплатит всю компенсацию в добровольном порядке, будет возбуждено исполнительное производство. Принудительное удержание будет осуществляться за счет заработка водителя, либо за счет его имущественных активов.

Моральный вред может быть взыскан и при наступлении легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью. В случае смерти пострадавшего, за компенсацией могут обратиться члены его семьи и иные иждивенцы. Рассмотрение таких дел происходит также в гражданском процессе, а приговор или постановление суда о назначении мер наказания будут являться доказательством.

Наезд на пешехода во дворе

Дорожно-транспортные происшествия нередко сопровождаются не только причинением вреда водителям транспортных средств, но и случайным прохожим или пешеходам. Далеко не всегда в этом присутствует вина самого водителя, ведь пешеходы не реже нарушаются правила передвижения по проезжей части.

В представленном материале можно узнать, что грозит водителю за наезд на случайного гражданина, который находился вне пешеходного перехода.

Что это такое

В рамках дорожно-транспортных происшествий причинение любого вреда здоровью может происходить только в результате неумышленных действий. Если в действиях водителя или иных лиц будет установлена какая-либо форма умысла, ответственность будет наступать за преступление против личности человека.

Правила дорожного движения распространяются на всех его участников – пешеходов и водителей. В частности, каждый гражданин обязан соблюдать установленные правила перехода через территорию проезжей части – в рамках зоны, отмеченной специальными маркерами или разметкой, либо в пределах действия светофора.

Причинение вреда здоровью таким гражданам со стороны транспортных средств может наступать при следующих обстоятельствах:

  1. в процессе передвижения пешехода на тротуаре, т.е. в зоне, изначально не предназначенной для нахождения транспортных средств;
  2. при движении пешеходе в жилой зоне многоквартирных или частных домов;
  3. переход дороги или передвижение по проезжей части вне пешеходного перехода в нарушение установленных норм ПДД.

Преимущества компании

Включите звук на видео!!

Консультация юриста по ДТП бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Таким образом, возможные виды ответственности будут напрямую зависеть не только от действий субъекта, управляющего автомобилем, но и гражданина, передвигающегося по улице.

Если произошел наезд на человека во дворе, нужно незамедлительно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в безопасности характера повреждений для жизни пострадавшего человека, при необходимости вызвать медицинских специалистов или доставить жертву в ближайшую больницу;
  2. не покидать место происшествия, за исключение случаев оказания экстренной помощи пострадавшему в результате ДТП;
  3. вызвать сотрудников правоохранительных органов на место происшествия;
  4. зафиксировать местоположение всех участников инцидента путем составления графической схемы, записи на видеоноситель (телефон или видеорегистратор);
  5. надлежащим образом оформить все процессуальные документы, в том числе протокол сотрудника ГИБДД.

Только соблюдение всех указанных правил позволит установить причину, по которой произошел наезд на пешехода во дворе.

Ответственность за наезд на пешехода во дворах домов

В случае причинения вреда здоровью граждан от наезда транспортного средства будут устанавливаться все юридически значимые обстоятельства происшествия. Ключевое значение будет иметь вина водителя или пешехода, от установления которых будет зависеть наказание.

Вина пешеходов может устанавливаться в следующих случаях:

  1. передвижение по территории дорожного полотна при отсутствии светоотражающих элементов на одежде и личных предметах;
  2. переход или перебегание дороги перед проезжающим автомобилем вне установленных разрешенных зон;
  3. движение через проезжую часть при запрещающем сигнале светофора или под действием ограничительного дорожного знака.
Читайте также  Бланк санитарной обработки кузова

Причины такого противоправного поведения могут быть различными (невнимательность, спешка и т.д.), однако на характер ответственности будут влиять только наступившие последствия.

В случае неумышленного причинения тяжкого вреда здоровью субъектам или их смерть, виновник может привлекаться к уголовной ответственности. Если последствия не носят тяжкий характер, ответственность и возможные санкции будут наступать по нормам КоАП РФ. Помимо этого, виновное лицо будет обязано возместить расходы на лечение пострадавших лиц и компенсировать моральный вред.

Случаи, когда в наезде виновато лицо, управляющее транспортным средством, потенциально чреваты не менее тяжкими последствиями. Типичными случаями, когда по вине водителя транспортного средства происходит наезд на человека, являются:

  1. превышение допустимого скоростного режима при движении в жилых зонах, на придомовой территории или в непосредственной близости от пешеходных переходов;
  2. нарушение Правил дорожного движения при проезде через перекрестки либо вблизи остановок общественного транспорта;
  3. невнимательность водителя при управлении автомобилем при движении во дворах многоквартирных или частных домов.

Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому водитель будет нести гражданскую ответственность за каждый случай причинения вреда имуществу или здоровью граждан. Основанием для освобождения от такой ответственности будет являться установление вины в действиях пострадавших субъектов.

Административная или уголовная ответственность будет наступать в результате причинения различных повреждений здоровью. Одновременно с административным или уголовным преследованием за причинение вреда здоровью пострадавших граждан водитель одновременно будет привлекаться за нарушение Правил дорожного движения.

Уголовно-наказуемое деяние возникает в случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшему, а также при гибели одного или нескольких граждан. При таких обстоятельствах может грозить даже лишение свободы на срок от двух до семи лет.

В ряде случаев может наступать взаимная вина пешехода и автомобилиста в наступлении последствий от ДТП, тогда оба виновника понесут меры наказания. Так как далеко не всегда вдается быстро и просто разобраться во всех обстоятельствах произошедшего инцидента, наиболее оптимальным вариантом поведения будет являться обращение к опытному адвокату по делам о ДТП. Это позволит своевременно устранить возможные основания для уголовного преследования и надлежащим образом защитить прав и законные интересы граждан.

Расследование наезда на пешехода

Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП, и содержит информацию о том, как осуществляется производство по делам об авариях с участием пешеходов. Вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.

Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при которых наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.

Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.

Поэтому важно знать, как происходит расследование наезда на пешехода.

Часто спор между участниками указанных происшествий решается не в пользу водителей транспортных средств.

В некоторых случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности или умышленно, допускают нарушения правил дорожного движения (ПДД РФ), которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.

Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.

В других случаях, действуя строго в соответствии с предписаниями ПДД РФ, владельцы источника повышенной опасности — автомототранспортных средств, привлекаются к гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины.

Подробности читайте в статьях:

Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех ДТП.

Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов, считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.

Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированное документирование и расследование каждого ДТП.

Если у гостей нашего сайта после ознакомления со статьей или в ходе его появятся дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная квалифицированная правовая помощь по рассматриваемой теме, то мы рекомендуем позвонить по указанным выше номерам телефонов в нашу службу поддержки или воспользоваться формой обратной связи.

Вы также можете задать интересующий вопрос в комментариях к данной статье.

Все подробности читайте:

Как оформляется наезд на пешехода

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.

В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

Подробности в статье:

На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

Подробности в статье:

Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

Подробности в статье:

Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.

Подробности в статье:

По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.

Комментарии

Здравствуйте.
Вами описан классический пример дорожно-транспо ртного происшествия, то есть события, произошедшего с участием автомобиля, в процессе его движения, при котором причинен вред здоровью.
Производство по делам данной категории отнесено к компетенции органов МВД ГИБДД РФ.
Наказание за такое правонарушение предусмотрено ст. 12.14 ч1, ч.2 Кодекса РФ об административны х правонарушений. Наказания по указанным статьям предусмотрено в виде административно го штрафа или лишения права управления транспортными средствами в размере и сроки указанные в санкции статьи.

Читайте также  Если нарушаютя права мед работника куда обратится

Для справки:
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административно го штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административно го штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Однако, если в процессе производства по делу будет доказан факт умышленного причинения вреда здоровью, то дело передается в органы полиции для проведения дознания. По результатам расследования происшествия, сотрудники полиции принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в его возбуждении. Вид и размер ответственности в этом случае зависит от квалификации действий нарушителя закона.

Таким образом, нарушитель должен быть привлечен ибо к административно й , либо к уголовной ответственности .

Также , лицо, которому причинен вред (потрепавший) вправе требовать с причинителя вреда полного возмещения и компенсации морального вреда, при наличии такового.

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего российского законодательства, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

Единый федеральный номер

Москва и область

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.

Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).

В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: