Налогообложение работника если он гражданин лнр

Особенности приема на работу граждан ДНР/ЛНР

Вопрос:

Как правильно принять на работу гражданина Донецкой народной республики (с паспортом ДНР)? Есть ли у них право трудиться? Как происходит налогообложение? Есть какие-то отличия приема на работу граждан Украины и граждан ДНР? Или и те и другие должны оформлять патент?

Ответ:

Вне всякого сомнения, что трудиться данные соискатели вправе и в Российской Федерации, но при соблюдении действующего законодательства в области миграционного учета, получении патента и соответствующего налогообложения.

В действующем законодательстве РФ нет каких-либо особенностей приема на работу соискателей из ДНР (ЛНР), отличий от приема работников из Украины и из ДНР нет.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане (ИГ) и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами нашей страны, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что трудоустройство потенциального работника из ДНР (ЛНР) не имеет для работодателя никаких правовых последствий, так как самопровозглашенные новообразования на территории Республики Украина не признаны РФ (в отличие, например, от Абхазии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260) и Южной Осетии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261).

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 18.02.2017 № 74 документы, в том числе и паспорта, выданные в ДНР и ЛНР, именуемых в указе отдельными районами Украины Донецкой и Луганской областей, признаются в России в качестве документов, удостоверяющих личность.

Из этого следует, что граждане Украины, проживающие на территории самопровозглашенных республик, вправе предъявлять указанные документы при трудоустройстве, согласно положениям ст. 65 ТК РФ.

Однако указ применяется временно, то есть до политического урегулирования ситуации в регионе. Следовательно, в случае завершения вооруженного конфликта на Украине данная мера может быть отменена, паспорта граждан самопровозглашенных республик перестанут быть документами, удостоверяющими личность их владельцев, а сами они могут оказаться в России с неурегулированным правовым статусом, что может быть рискованно для работодателя.

Безопасным для работодателя остается, таким образом, вариант истребования при трудоустройстве у таких соискателей паспорта граждан Украины.

Кроме того, данным указом (пп. б п. 1) установлен безвизовый порядок въезда в РФ граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории самопровозглашенных республик, что позволяет им для осуществления трудовой деятельности в РФ оформлять патенты в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Если у соискателя из ДНР (ЛНР) нет в РФ вида на жительство, разрешения на временное проживание, временного убежища или статуса беженца, то граждане из ДНР должны, как и все другие ИГ, приобрести патент на трудоустройство в РФ в общеустановленном порядке (что подтверждается и сложившейся практикой, то есть какого-либо специального регламента для данных граждан нет).

Перечень документов, необходимых при приеме на работу ИГ, приведен в ст. 65, 327.3 ТК РФ.

Граждане ДНР (ЛНР) после пересечения границы должны обратиться в территориальные органы МВД, где их регистрируют по месту прибытия и выдают документы для легального нахождения и получения соответствующего статуса (временного проживающего, вида на жительство, гражданства).

Иностранному гражданину, прибывшему в РФ с целью временной работы на территории субъекта РФ, необходимо обратиться за оформлением патента в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ в уполномоченный орган в сфере миграции (МВД РФ) (п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 1, пп. 49 п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).

То есть Закон № 115-ФЗ жителям Донбасса необходимо соблюдать и оплату патента на работу осуществлять так же, как и всем остальным ИГ.

Патент — это документ, подтверждающий право ИГ, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий ИГ), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Патент выдается ИГ в течение 10 рабочих дней со дня принятия от него заявления (абз. 2 п. 4 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 22 Административного регламента (утвержденного Приказом МВД РФ от 20.10.2017 № 800).

Иностранный гражданин, получивший патент на территории одного субъекта РФ, для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта РФ обязан обратиться за получением патента в уполномоченный орган в субъекте РФ, на территории которого данный ИГ намеревается осуществлять трудовую деятельность. При этом срок 30 дней в данном случае не учитывается. Срок действия патента, выданного в другом регионе, не может превышать срока действия первоначально выданного документа (абз. 3 п. 16, п. 21 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Патент выдается на срок от одного до 12 месяцев. Этот срок может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

ИГ, получающие доход от источников в РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Если иное не предусмотрено ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

И неважно, работал он эти 12 месяцев на основании разрешения или патента. Началом срока фактического пребывания на территории РФ считается следующий день после календарной даты прибытия в РФ, а окончанием — дата отъезда (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если за 12 месяцев суммарно набирается 183 дня, то гражданин — резидент.

Доходы ИГ, работающих на основании патента в организациях, у ИП, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от статуса (резидент, нерезидент). Соответствующие изменения были внесены в ст. 226, 227.1 НК РФ. В отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу, порядок налогообложения по НДФЛ не изменился.

Несмотря на то что временно пребывающие ИГ, работающие на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13 процентов, вычеты им не предоставляются. Для получения, например, стандартного вычета на детей необходимо приобрести статус резидента. Временно пребывающие иностранные работники, работающие на основании разрешения на работу, уплачивают НДФЛ по-прежнему, в зависимости от того, являются они резидентами или нерезидентами.

Таким образом, ИГ, работающий на основании патента, НДФЛ должен был уплатить по ставке 13 процентов (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ), иностранец, работающий на основании разрешения на работу, — в зависимости от статуса.

Гражданину Украины, временно проживающему на территории РФ, для трудоустройства не требуется оформлять патент или разрешение на работу. Организация-работодатель обязана уведомить территориальный орган МВД России в трехдневный срок о заключении трудового договора с таким работником.

Указанный порядок в равной степени относится и к принимаемым на работу гражданам ДНР (ЛНР).

Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах (нюансы)

  • Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах
  • Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 — 2022 году
  • Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах: таблица
  • Итоги

Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
Читайте также  Протокол общего собрания ооо о приобретении недвижимости

Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Нужно ли уведомлять ФМС (УФМС России) о принятии временно пребывающего гражданина Киргизии на работу? Предусмотрена ли ответственность за прием на работу без заключения трудового договора и уведомления УФМС России? Ответы на эти вопросы есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Уведомление оформляйте на бланке из приказа МВД России от 30.07.2020 №536. Вы можете скачать его бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Образец уведомления есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 — 2022 году

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • сведения о регистрации;

ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале «СНИЛС отменили — что взамен?»

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах: таблица

Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

Итоги

В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

ГУП ЛНР «Рынки Луганской Народной Республики»

На рынках ЛНР осуществляется предпринимательская деятельность как физическими лицами-предпринимателями (ФЛП), так и гражданскими лицами, вырастившими продукцию самостоятельно, на отведённых для этого участках земли. При этом у ФЛП обязательно должна быть оформлена справка по форме № 3 ДФ, либо одноразовый патент. У физических лиц-предпринимателей имеется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и с привлечением наемных работников. Для этого им необходимо оформить наёмного работника согласно законодательству ЛНР.

Лимиты на работников

На упрощённой системе нанять работников могут только предприниматели 2–3-й групп.

Читайте также  Т 5 а приказ бланк
Группа/система налогообложения Количество работников
1-я группа запрещено нанимать работников
2-я группа не больше 10 человек
3-я группа ограничений нет
общая система ограничений нет

Трудовой договор

Если вам нужен специалист, который на постоянной основе будет выполнять определённые обязанности, — продавец в магазин, работника в кофейню, менеджер — оформите с ним трудовой договор.

Для выполнения конкретной задачи, ограниченной по времени, например, для специалиста по монтажным работам, достаточно подписать договор гражданско-правового характера.

Трудовой договор заключается письменно, в нём вы прописываете обязанности и права работника и ваши как работодателя. Один экземпляр оставляете у себя, второй отдаёте работнику.

Регистрировать трудовой договор в налоговой инспекции или центре занятости не нужно.

Шаги предпринимателя для оформления работника

Трудовой договор заключают на основании заявления соискателя о приёме на работу, в нём он пишет дату начала работы и должность. Если такого заявления у вас нет, не страшно: своё намерение работать у вас сотрудник подтвердил, когда подписал договор.

Вот список документов, которые нужно запросить у работника:

  • паспорт или другой документ для удостоверения личности;
  • РНУКПН. У работника может и не быть налогового номера, если он отказался от его получения из-за религиозных убеждений, в таком случае достаточно серии и номера паспорта;
  • трудовая книжка, если работник будет трудиться у вас по основному месту работы.

Вы можете попросить работника принести диплом, сертификат или другой документ об образовании, если работа у вас требует специальных знаний.

Также могут понадобиться:

  • справка о состоянии здоровья, если работать придётся во вредных и опасных для здоровья условиях, для этого сотрудник должен пройти медосмотр;
  • льготники, инвалиды, родители несовершеннолетних детей или детей-инвалидов должны предоставить документы, подтверждающие право на льготы;
  • другие документы, в т. ч. военный билет для военнообязанных, приписное свидетельство для призывников для ведения воинского учёта, справка об освобождении для освобождённых из колоний и тюрем.

Трудовой договор бывает срочным и бессрочным: срочный трудовой договор заключают на определённый срок или на время выполнения работы, а бессрочный — на неопределённый срок.

Договор вступит в силу после того, как оформите приказ (распоряжение) о приёме на работу и уведомите налоговую, что у вас появился работник.

Эти документы обезопасят вас от штрафов. Необходимо заметить, что использование нелегальной рабочей силы, не заключение или несвоевременная регистрация трудовых договоров между предпринимателем и наёмными работниками является нарушением законодательства о труде, а это тянет за собой административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст.5.26 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях, а именно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати тысяч российских рублей; на физических – лиц предпринимателей – от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч российских рублей.

НДФЛ при получении доходов в Казахстане

Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/99477 от 19.12.2019

Минфин России в письме от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99477 разъясняет об уплате НДФЛ при получении доходов от работы по найму в Республике Казахстан.

Договор ЕАЭС

C 2015 года между Российской Федерацией, Республиками Беларусь, Казахстана и Армении действует Договор от 29.05.2014 года о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 12 августа 2015 года к ЕАЭС присоединилась Киргизская Республика.

Получается, участниками Договора о ЕАЭС являются:

При продаже товаров между государствами Евразийского экономического союза нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами ЕАЭС регулируется нормами Договора о ЕАЭС и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору.

При этом нормы указанных международных соглашений имеют приоритет перед Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

НДФЛ и работники из ЕАЭС

К трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. В соответствии со ст. 73 Договора доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства ЕАЭС.

Например, если граждане государств ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

Однако нужно учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30%.

Страховые взносы

Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС они имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства.

Соглашение между РФ и Казахстаном

Чиновники напоминают о Соглашении. Еще в октябре 1996 года Россия и Казахстан подписали Конвенцию об избежании двойного налогообложения.

В соответствии со статьей 15 Конвенции доходы от работы по найму могут облагаться налогом в стране источника дохода, если работник находится там более 183 дней за 12 месяцев. Если период нахождения на территории другого государства не превышает 183 дней за 12 месяцев, то налог с доходов, полученных на территории другого государства, уплачивается только в стране резидентства работника. Работодатель при этом должен быть налоговым резидентом Казахстана.

Это значит, если гражданин России поехал работать в Казахстан, но остается налоговым резидентом РФ, НДФЛ он должен уплачивать только в России.

Доход, полученный в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода.

Минфин России в комментируемом письме отмечает, если физлицо утрачивает статус налогового резидента РФ и признается налоговым резидентом Казахстана, то статус должен быть подтвержден соответствующим сертификатом.

Таким образом, для уплаты НДФЛ важен налоговый статус работника. Поэтому в конце года следует определить окончательный налоговый статус физического лица по времени его нахождения в РФ за этот год: если он находился в РФ 183 и более дней, – резидент, если менее – нерезидент.

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Если при пересечении границы такие отметки не ставятся (например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией — в силу Договора о Евразийском экономическом союзе), то подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания) и др.

Таким образом, документами, которые подтверждают статус налогового резидента могут быть:

копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

Читайте также  Обязанности родителей в образовательном процессе из закона об образовании

квитанции о проживании в гостинице;

внутренние документы организации.

Напомним также, с 01.07.2017 г в обязанности налоговых органов вменена выдача по заявлению налогоплательщика ему или его представителю документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ). А приказом ФНС России от 07.11.2017 г № ММВ-7-17/837@ утверждены форма такого заявления, форма данного документа, а также порядок и формат его представления в электронной форме или на бумажном носителе.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Жители Донецкой и Луганской областей больше не будут нарушать миграционное законодательство

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также если такой срок не продлен. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ такого лица не может превышать 90 суток.

Таким образом, иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, а также не планирующие осуществлять здесь трудовую деятельность и получать разрешение на временное проживание, могут находиться на территории страны суммарно 90 суток в течение 180 дней.

Ответственность за нарушение сроков пребывания (наказание в виде административного выдворения за пределы России по постановлению суда) установлена ст. 18.8 КоАП РФ, а также ст. 26, 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принятие решения о неразрешении въезда в РФ) – закрытие въезда в страну на срок от 3 до 10 лет.

Указанная норма Закона о правовом положении иностранных граждан до недавних пор распространялась и на граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, если они в установленном порядке не обращались в компетентные органы для продления срока временного пребывания в России.

Согласно п. 1 ст. 5.1 Закона в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также для решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ имеет право увеличить до 180 суток или сократить установленный абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона срок временного пребывания иностранца как на территории одного или нескольких субъектов Федерации, так и на всей территории России – в отношении отдельных категорий временно пребывающих здесь иностранных граждан.

В соответствии с указанным положением 29 декабря 2018 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1744 «Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» (действует с 8 января 2019 г.), согласно которому для данных лиц срок временного пребывания в России продлен до 180 суток с даты каждого въезда.

Полагаю, что несмотря на то, что постановление содержит некую правовую неопределенность о необходимости перерыва пребывания на территории РФ в 90 суток, его смысл заключается в возможности для граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, находиться в России практически постоянно, пересекая ее границу один раз в 180 дней.

Следует отметить, что постановление фактически законодательно урегулировало сложившийся порядок продления пребывания указанной категории граждан Украины (по крайней мере, в Москве и Московской области), поскольку до настоящего времени они могли продлевать пребывание в России каждый раз на 90 суток без пересечения границы – обратившись в миграционные органы с соответствующим заявлением. При этом какого-либо нормативного правового акта, регламентирующего данную процедуру, не было.

На мой взгляд, принятие постановления обусловлено назревшей проблемой. С 2014 г. практика судов и органов исполнительной власти пошла по следующему пути: в большинстве случаев и те, и другие лояльно относились и относятся к нарушениям российского миграционного законодательства (несоблюдение сроков пребывания, незаконное осуществление трудовой деятельности), допускаемым гражданами Украины, постоянно проживающими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Например, при применении ст. 18.8 (а также ст. 18.10) КоАП РФ чаще всего в отношении указанной категории лиц наказание в виде административного выдворения за пределы России судами первой инстанции не назначалось, а если и было назначено, то исключалось вышестоящими инстанциями (в частности, дело № 4а-5573/2017 по жалобе на постановление об административном правонарушении, рассмотренной заместителем Мосгорсуда; дело по жалобе № 4а-1413/16, рассмотренной заместителем председателя Московского областного суда ).

Суды, установив, что местом постоянного проживания привлекаемого к ответственности иностранного гражданина (согласно штампу в паспорте) являются Луганск или Донецк, не назначают наказание в виде выдворения, применяя нормы международного права, в частности ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 3 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.).

Кроме того, в последние месяцы появилась практика судов, согласно которой выдворение не назначается не только постоянно проживающим на указанных территориях Украины ее гражданам, но и уроженцам данных территорий, в настоящее время имеющим иное постоянное место проживания на Украине и пересекающим границу в личных целях – например, в случае поездки к родственникам (дело № 7-13946/2018 по жалобе на постановление об административном правонарушении, рассмотренное судьей Мосгорсуда).

Органы, наделенные полномочиями по принятию решений о запрете въезда в РФ в отношении иностранного гражданина, даже в случае допущенных нарушений в большинстве ситуаций фактически не принимают мер в отношении граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Были факты принятия таких решений, но впоследствии они были отменены в досудебном порядке на основании заявления иностранного гражданина с приложением доказательств его постоянного проживания на указанных территориях Украины (паспорта с отметкой о регистрации).

Более того, несмотря на в целом крайне негативную практику отмены в судебном порядке распоряжений Минюста о нежелательности пребывания в РФ иностранных граждан, есть случаи, когда суд, учитывая все обстоятельства дела, придавал большое значение проживанию иностранного гражданина на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей (дела № 02а-6667/2016 и 02а-7011/2016, рассмотренные Замоскворецким районным судом г. Москвы).

Полагаю, что в связи с принятием указанного постановления иностранные граждане названной категории, пересекая границу РФ один раз в 180 суток, больше не будут нарушать российское миграционное законодательство. Кроме того, у них появится дополнительное время для легализации в России.

Также следует отметить, что постановление, предоставляя, по сути, право постоянного пребывания на территории РФ, в то же время не позволяет осуществлять трудовую деятельность в России без разрешительных документов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: