Ндс по полученным материалам принят к возмещению

Какие круги ада приходится пройти, чтобы на практике возместить НДС

На что идут инспекторы, чтобы дожать компанию и не возвращать налог?

Если вы купили на юридическое лицо-плательщика НДС автомобиль, офисное, торговое помещение или оборудование, уплатив при покупке НДС, то вы имеете право на зачет или возмещение НДС.

С зачетом НДС все более-менее просто — вы отражаете счет-фактуру в книге покупок и, если продавец относительно благонадежен и уплатил НДС при продаже — проблем никаких не будет. Налоговая инспекция примет НДС к зачету. Если же продавец занимался оптимизацией НДС, то, скорее всего, налоговая попросит вас восстановить НДС, указанный к зачету, и уплатить его в бюджет.

Самое интересное начинается при попытке возместить НДС из бюджета.

В соответствии с положениями п. п. 9 , 10 ст. 165 , п. 2 ст. 173 , п. 1 ст. 176 НК РФ НДС подлежит возмещению при соблюдении следующих условий:

  • Ваш бухгалтер подал в инспекцию декларацию с суммой НДС к возмещению.
  • Декларацию с суммой НДС к возмещению вы подали в пределах трехлетнего срока (если срок больше, то из-за давности НДС вам не вернут).
  • Вместе с декларацией вы представили соответствующие документы (договоры, платежные поручения об оплате, акты об оказанных услугах, накладные, копии счетов-фактур);
  • Вы являетесь плательщиком НДС и не применяете освобождение от его уплаты, приняли на учет купленные товары (работы, услуги, имущественные права) и используете их в облагаемых НДС операциях, а также имеете правильно оформленный счет-фактуру.
  • Инспекция провела камеральную проверку декларации и подтвердила сумму НДС к возмещению полностью или частично.

На все у инспекции есть два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ), после чего, если инспекция не выявила нарушений, то она обязана принять решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней с момента окончания камеральной проверки декларации (п. 6 ст. 6.1 , п. 2 ст. 176 НК РФ).

Как правило, после подачи документов, первое с чем вы столкнетесь, будет звонок. Звонить будут именно вам, генеральному директору.

Инспектор пояснит вам, что вы совсем не обязаны возмещать НДС из бюджета, и никакого смысла в этом нет. Вам обязательно предложат воспользоваться своим правом и не возмещать НДС, а зачитывать его на протяжении трех лет, указывая его как НДС к зачету.

Инспектор обязательно пояснит вам, что, возмещая НДС, вы привлечете к себе внимание всех и вся, попадете на карандаш в инспекцию, вами будет интересоваться ОБЭП, ФСБ и прочие уважаемые структуры.

На допрос генерального директора вызовут повесткой, отправленной, как правило, через систему электронного обмена с ИФНС (Такском, Контур, СБИС и т.п.). В случае если дата допроса вам не удобна — не стесняйтесь ее и перенести. С собой нужно принести паспорт.

Какие вопросы обычно задают на допросе:

  1. Детальная информация про вас — дата и место рождения, места работы, чем занимаетесь, откуда и какие доходы получали, где и сколько работали, что входило в ваши обязанности.
  2. Детальная информация про сделку, в ходе которой возникло право на возмещение НДС (где и когда подписывали договор, кто подписывал договор, кто передавал имущество, почему решили возместить НДС).
  3. Детальная информация про имущество/услуги/имущественные права, которые вам дали право на возмещение НДС (цвет, размер, место нахождения, место хранения, детальное описание из серии «Какого цвета колесные диски на машине», вопросы касательно использования имущества в деятельности, облагаемой НДС).
  4. Детальная информация про вашу компанию (чем занимается, когда зарегистрирована, сколько человек работает, как будете использовать возмещенный НДС и т.п.).

После допроса налоговая инспекция обязательно проведет дополнительные мероприятия.

Что будут делать:

1) Осмотр офиса вашей организации, проверка юридического адреса. Тут важно обеспечить следующее — проверить работоспособность телефона, проверить адекватность секретаря, чтобы она не сочла звонящего налогового инспектора пранкером.

Очень важно проинструктировать управляющую компанию/охранника/вахтера, что ваша компания находится в офисном центре. Зачастую охранник не помнит, что ваша организация тут находится или пытается отмахнуться от инспектора, что будет отличным основанием сказать об отсутствии вашей организации по юрадресу и в дальнейшем отказать в возмещении НДС.

Обязательно проверьте наличие стационарной табличке на двери, где расположена ваша организация. Лучше, если табличка будет стационарной. В офисе должны быть оборудованы рабочие места (как минимум одно), стоять компьютер и принтер, находиться учредительные документы вашей компании, обязательно договор аренды с арендодателем. Инспекция также может попросить представить документы, подтверждающие право собственности арендодателя на помещение. Инспектор обязательно произведет фотографирование помещения. Лучше, если в акте осмотра будут указаны понятые (можно ваши сотрудники), которые потом подтвердят, что осмотр был и организация расположена по адресу.

2) Осмотр имущества, которое вы приобрели и по которому возмещаете НДС. Инспектор обязательно осмотрит недвижимость, оборудование или автомобиль, по которому вы возмещаете НДС. В случае, если НДС возмещаете по объекту недвижимости, сдаваемое в аренду, не забудьте предупредить арендатора о визите инспектора. Комментарий какого-то сотрудника арендатора о том, что вашу организацию он знать не знает, крайне осложнит возмещение НДС. Поэтому все комментарии должны давать специально уполномоченные сотрудники, которые понимают суть ваших взаимоотношений с арендатором.

3) Камеральные проверки, запросы и допросы ваших контрагентов, НДС по услугам, приобретенных товарам, которых вы возмещаете. Могут прийти к вашим контрагентам внезапно, задавать вопросы по взаимоотношению с вашей организацией. Особо ценных контрагентов стоит предупредить о возможности таких внезапных визитов и предупредить, что для предоставления полной и объективной информации лучше сослаться на занятость, не давать необдуманных ответов и прийти в налоговую инспекцию подготовленным и с надлежащими документами.

В процессе возмещения вам почти наверняка предложат поторговаться. Каков торг уместен:

  1. Откажитесь от НДС и поставьте к зачету. Мы все равно вам ничего не возместим, потому что контрагент, который продал вам имущество, не заплатил НДС/оптимизировал НДС/у него разрывы в 1-2-3-4 колене.
  2. Снизьте возмещаемый НДС до суммы Х рублей (для Москвы − 5 млн.). Как правило, предлагают снизить ниже 5 млн рублей, чтобы не отправлять документы на дополнительное согласование в Управление по субъекту федерации.
  3. Сдайте уточненную декларацию, потому что мы нашли тут Х рублей ошибок. Не забывайте, что при сдаче любой уточненки срок начинает течь заново.

В случае если все испытания пройдены — налоговая инспекция выдаст решение о возмещении НДС, и еще через какое то время деньги поступят на ваш расчетный счет.

Идти или не идти по этому сложному пути — решать вам. Однако помните, что НДС имеет смысл возмещать при безупречной чистоте и прозрачности бухгалтерского учета и проверенных добросовестных контрагентах. В любых иных случаях будьте готовы спорить с инспекцией в судах.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)

  • Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности
  • Что может дать гарантию возврата НДС
  • Схема возврата НДС
    • Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.
    • Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.
    • Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.
    • Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.
    • Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, налогам и задолженности по пеням и штрафам.
    • Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.
    • Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, налогам различных уровней бюджета и задолженности по пеням и штрафам.
    • Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.
    • Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.
  • Итоги

Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности

Вопрос о возврате НДС возникает в том случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС оказывается больше, чем сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет с осуществленной за этот период реализации и иных операций, требующих начисления налога. Отражается эта картина в декларации. Причем возврат НДС для юридических лиц и возврат НДС для ИП базируются на одних и тех же правилах.

В самой сути ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию:

  • статуса плательщика НДС;
  • права на применение вычетов по налогу.

Подробнее о плательщиках и неплательщиках НДС, а также о том, кто может воспользоваться правом на вычет, читайте в статье «Кто является плательщиком НДС?».

Статус плательщика НДС — это удел тех, кто работает на ОСНО. Они обязаны начислять НДС с реализации и иных операций, подлежащих обложению этим налогом, оформлять счета-фактуры, вести книги покупок-продаж, сдавать НДС-декларации. И они вправе применять вычеты в объеме налога, предъявляемого поставщиками и возникающего при некоторых иных операциях (например, по капвложениям, осуществленным собственными силами).

У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.

О том, когда у неплательщика НДС возникает обязанность начислить этот налог, читайте в этом материале.

Возврат НДС подразумевает последовательное осуществление ряда определенных действий, по завершении цепочки которых налогоплательщик получает на свой расчетный счет сумму налога из бюджета.

Что может дать гарантию возврата НДС

Чаще всего с ситуацией возврата НДС сталкиваются экспортеры, применяющие по отгрузкам на экспорт ставку 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ) и имеющие право на вычет налога, уплаченного поставщикам, при приобретении у них товаров, работ, услуг, относящихся к продажам за рубеж. Для них вопрос о возврате НДС при экспорте из России в зависимости от доли продаж на экспорт в общем объеме реализации может возникать ежеквартально.

Как применить нулевую ставку НДС при экспорте, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Кроме того налогоплательщик вправе отказаться от применения 0% ставки. Переходите в это готовое решение и узнайте все нюансы процедуры.

О возврате НДС при экспорте подробно можно узнать, ознакомившись с нашей рубрикой «НДС при экспорте товаров в 2020 — 2021 годах (возмещение)».

Сразу отметим, что само по себе превышение суммы вычетов над суммой начисленного НДС за налоговый период — это еще не гарантия возврата НДС. Для возвращения НДС необходимо пройти установленную на законодательном уровне процедуру.

Ключевое место в ней занимает камеральная проверка, проводимая ИФНС после подачи декларации с суммой налога к возмещению. Для этой проверки у налогоплательщика запрашивается достаточно объемный пакет документов, которые для экспортера делятся на 2 группы:

  • подтверждающие право на применение ставки 0% по реализации;
  • обосновывающие сумму вычета.

ВНИМАНИЕ! С октября 2020 года ФНС запустила пилотный проет, в рамках которого срок проверки НДС декларации (не в заявительном порядке) сократился до 1 месяца с даты представления декларации или уточненки. Подробнее о пилотном проекте читайте в публикации «ФНС ускоряет проверки и возмещение НДС».

В чем выгода и риски для бизнеса, который решит возместить НДС в рамках пилотного проекта, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Схема возврата НДС

Представим схему возврата НДС в виде пошаговой инструкции. Данная схема возврата НДС позволит налогоплательщику проконтролировать соблюдение процедуры по возврату налога и при выявлении нарушений поможет отстоять свои права.

Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.

Ее камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение одного месяца (в рамках пилотного проекта), но в отдельных случаях может продляться до трех (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

В ходе такой проверки налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Если налоговые органы в ходе проверки выявили нарушения, то переходите к шагу 2.

Если нарушения не выявлены, то переходите к шагу 6.

Читайте также  Акцепт оферты что это

Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.

В этом акте налоговые органы отражают выявленные нарушения (п. 3 ст. 176 НК РФ, ст. 100 НК РФ).

Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.

В течение одного месяца с момента получения акта налоговой проверки налогоплательщику, не согласному с результатом проверки, необходимо представить письменные возражения по выявленным нарушениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.

В течение 10 рабочих дней после получения возражений налоговая инспекция рассматривает материалы проверки и возражения (ст. 101 НК РФ) и принимает решение (п. 3 ст. 176 НК РФ) о возмещении НДС (полностью или частично) и решение о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности. О принятом решении налоговики должны уведомить налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Перед тем как принять решение о возврате НДС или зачете (п. 3 и 7 ст. 176 НК РФ), налоговые органы выясняют вопрос о наличии недоимки по НДС, федеральным налогам, долгов по пеням и штрафам, относящимся к федеральным налогам.

Если недоимка есть, то переходите к шагу 5.

Если недоимки нет, то переходите к шагу 7.

Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, налогам и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае налоговики самостоятельно производят зачет НДС в счет погашения имеющейся задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ). Если недоимка образовалась за период с даты подачи декларации до даты возврата НДС, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.

Если сумма НДС меньше суммы недоимки (штрафа, пеней), то оставшаяся задолженность должна быть погашена налогоплательщиком.

Если сумма НДС больше или равна сумме недоимки, то недоимка считается погашенной.

Для возвращения оставшейся суммы НДС, подлежащей возврату, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.

Такое решение налоговые органы должны принять в течение 7 рабочих дней.

ВАЖНО! Если после вынесения решения о возмещении ФНС выявит нарушения, указывающие на завышение вычетов, налогоплательщика внесут в план выездных проверок.

Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, налогам различных уровней бюджета и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае налоговые органы отправляют в ОФК поручение на возврат НДС. Сделать это обязывают положения абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ. Не забывайте, что для возврата налога нужно подать соответствующее заявление (вместе с декларацией или позднее).

Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.

О таком перечислении ОФК должно уведомить налоговые органы (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Если срок возврата НДС не нарушен, то процедура возврата считается завершенной.

Если же НДС был возвращен с нарушением сроков, то начиная с 12-го дня после даты окончания камеральной проверки, начисляются проценты согласно п. 10 ст. 176 НК РФ. В этом случае переходите к шагу 9.

Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.

При уплате процентов в полном объеме процедура возврата считается завершенной.

Если же проценты не были полностью уплачены налогоплательщику, то в этом случае в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления ОФК налоговики принимают решение о перечислении оставшейся суммы процентов (п. 11 ст. 176 НК РФ).

На следующий день налоговые органы направляют в ОФК поручение на оплату оставшихся процентов (п. 11 и 8 ст. 176 НК РФ).

Пример расчета процентов за несвоевременный возврат НДС смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+. Сверьтесь со своими расчетами, чтобы не допустить ошибок.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2021 при несвоевременном возмещении НДС налоговики должны считать проценты за несвоевременный возврат денег по правилам п. 10 ст. 78 НК РФ. Таким образом, проценты за задержку с возврата излишне уплаченного налога ИФНС вычислит самостоятельно и выплатит без заявления. Если проценты начислены, например, за период после принятия решения о возврате или по решению суда, потребуется заявление (закон «О внесении изменений. » от 23.11.2020 №374-ФЗ).

Итоги

Вопрос о возмещении НДС из бюджета за налоговый период возникает, когда сумма вычетов превышает величину налога, начисленного к уплате, и появляется только у плательщиков НДС, поскольку у неплательщиков отсутствует возможность применить вычеты. Процедура возмещения состоит из нескольких этапов – от сдачи декларации до получения из бюджета налога.

О возможности принимать к вычету частями сумму «входного» НДС по приобретенным ОС и НМА

Автор: Ермошина Е.Л., редактор журнала

В силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ вычеты по НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Многие налогоплательщики пользуются этой нормой, когда сумма «входного» НДС за месяц превышает сумму НДС от реализации и возникает вопрос о возмещении налога. Либо в ситуации, когда не хотят превышать среднерегиональную долю вычетов во избежание лишних претензий со стороны ИФНС. Для этого крупная сумма НДС по одному счету-фактуре «дробится» на части, которые предъявляются к вычету в разные налоговые периоды.

Как к такому выбору относятся контролирующие органы? Минфин считает, что по товарам, работам, услугам принимать НДС к вычету частями можно, а вот по основным средствам, нематериальным активам и оборудованию к установке – нельзя. Основание – п. 1 ст. 172 НК РФ. Поэтому если налогоплательщик решится на такое «дробление» сумм «входного» НДС по ОС или НМА, то, скорее всего, у него возникнут разногласия с налоговиками. Те, как показывает практика, могут часть вычета принять, а остальное нет. Если ли шансы оспорить подобные решения ИФНС в суде? Хорошая новость – в последнее время стали появляться решения арбитров, допускающие прием суммы «входного» НДС к вычету частями по приобретенным ОС, НМА и оборудованию к установке. Какие же аргументы при этом приводятся?

О суммах «входного» НДС и праве на вычет частями.

Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС:

предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ («входной» НДС);

уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией («ввозной» НДС).

НДС принимается к вычету:

после принятия на учет названных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм «входного» и «ввозного» НДС при приобретении основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов производятся после принятия их на учет в полном объеме.

Опираясь на эти нормы, Минфин пришел к выводу, что принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), за исключением ОС, НМА, оборудования к установке, Налоговому кодексу не противоречит (см. письма от 04.09.2018 № 03-07-11 / 63070, от 26.01.2018 № 03-07-08 / 4269, от 09.04.2015 № 03-07-11 / 20293, от 18.05.2015 № 03-07-РЗ / 28263).

Минфин считает, что право на вычет может быть реализовано налогоплательщиком в течение трех лет с момента его возникновения, а сумма НДС по счету-фактуре может заявляться частями в течение нескольких налоговых периодов. Исключение – НДС по приобретенным ОС, НМА, оборудованию к установке, который, если следовать п. 1 ст. 172 НК РФ буквально, может быть предъявлен к вычету только «в полном объеме».

В арбитражной практике есть пример, где поддерживается точка зрения Минфина (и даже даются ссылки на его письма № 03-07-11 / 20293 и 03-07-РЗ / 28263), – это Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-10365 / 2017 по делу № А40-181955 / 16. В нем говорится, что принятие к вычету НДС по приобретенным ОС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет нормами НК РФ не предусмотрено.

Однако за последние год-полтора появились другие судебные решения, где судьи высказывали противоположное мнение и поддерживали налогоплательщиков, которые «дробили» вычет НДС по одному счету-фактуре при приобретении ОС или НМА на несколько периодов. Рассмотрим их подробнее.

Вычет по одному счету-фактуре в разных налоговых периодах, наступивших после принятия ОС к учету, возможен!

К такому выводу пришел АС СКО в Постановлении от 18.06.2020 № Ф08-2005 / 2020 по делу № А25-171 / 2019. Полагаем, читателям в аналогичной ситуации пригодятся аргументы, изложенные в данном судебном решении.

Суть дела заключалась в следующем.

Общество приобрело нежилое здание стоимостью порядка 20 млн руб. (в том числе НДС около 3 млн руб.). Дата выставления счета-фактуры и принятия здания на учет – 02.04.2015.

Далее общество осуществило «дробление» вычета «входного» НДС в отношении здания по одному счету-фактуре:

в IV квартале 2016 года к вычету приняты 0,6 млн руб.;

в I квартале 2017 года – 2,4 млн руб.

При этом второй вычет был заявлен в уточненной декларации, представленной 10.01.2018 за I квартал 2017 года, таким образом, общество уложилось в трехлетний срок, в течение которого допускается вычет.

С первым вычетом ИФНС согласилась, а в принятии второго отказала. Свой отказ инспекторы аргументировали тем, что нормами НК РФ не предусмотрен вычет НДС по п. 2 ст. 171 НК РФ на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет основных средств.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Первые две судебные инстанции налогоплательщика не поддержали. Добиться решения в свою пользу организации удалось только в кассационной инстанции. Далее рассмотрим, какие аргументы привел АС СКО.

Условно из Постановления № Ф08-2005 / 2020 можно выделить два «блока» – анализ норм ст. 172 и п. 2 ст. 173 НК РФ.

Вычет частями не приводит к неуплате налога в бюджет.

Во-первых, АС СКО привел цитату из Постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10807 / 05: ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает относительно правила, установленного в п. 2 ст. 173 НК РФ, возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором основные средства оплачены и поставлены на учет.

Во-вторых, было отмечено, что ст. 172 НК РФ содержит уточнение о временном условии для соблюдения налогового вычета по основным средствам – не ранее того периода, когда приняты на учет данные ОС, а не жесткое ограничение налогоплательщика истечением такого периода.

Не содержит указанная норма и запрет на применение вычета частями.

В-третьих, судьи подчеркнули, что применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, частями за пределами налогового периода, когда такое право возникло, не приводит к неуплате налога в бюджет, поскольку применение налогового вычета в таком порядке влечет переплату по налогу в предыдущих налоговых периодах.

Смысл в том, что искажение в определении суммы налога, приведшее к излишней уплате налога, не имеет негативных последствий для казны, поэтому признается допустимым.

В-четвертых, ст. 172 НК РФ закрепляет только объем прав налогоплательщика и не устанавливает максимального или минимального размера вычета суммы НДС.

Следовательно, налогоплательщик при соблюдении прочих условий вправе применить вычет по одному счету-фактуре в различных налоговых периодах, наступивших после принятия основного средства к учету.

Перенос вычета – это право налогоплательщика.

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ закреплено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором были выявлены ошибки (искажения), если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Отметим, что первая и вторая судебные инстанции, которые не поддержали налогоплательщика, пришли к выводу, что тот имел право заявить спорный вычет по НДС в последующих налоговых периодах лишь при выявлении ошибки. В рассматриваемом случае ошибка не имела места ввиду осмысленного (умышленного) выбора обществом периода заявления вычета.

Читайте также  Работа при 3 гр инвалидности

Однако судьи АС СКО отметили, что такой вывод нижестоящих судов не соответствует правовой природе налогового вычета. Перенос вычета – это право налогоплательщика.

Вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в трехлетний срок налоговых периодов

Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, положительная разница между суммой вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику. Исключение – случаи, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Арбитры АС СКО сделали ссылку на п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Разъясняя порядок применения норм п. 2 ст. 173 НК РФ, Пленум ВАС отметил, что в силу этой нормы положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. Причем правило п. 2 ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную декларацию.

В связи с этим был сделан следующий важный вывод.

Право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах трехлетнего срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Таким образом, налогоплательщику не может быть отказано в праве заявить вычет по основным средствам только из-за того, что вычет заявлен в следующих налоговых периодах в пределах трех лет и частями (то есть вычет по одному счету-фактуре «раздроблен» на несколько налоговых периодов).

Аналогичный вывод сделан в Постановлении АС ЦО от 12.12.2019 № Ф10-5630 / 2019 по делу № А68-11589 / 2018, где суд признал неправомерным отказ налогового органа в применении вычетов по НДС в отношении приобретенного ОС на основании того, что налогоплательщик ранее заявлял частичный вычет по тому же объекту в разных налоговых периодах. Судьи подчеркнули, что сумма оставшегося вычета заявлена налогоплательщиком в спорной уточненной налоговой декларации в пределах трехлетнего срока.

Итак, Минфин считает, что «входной» («ввозной») НДС по приобретенным ОС, НМА, оборудованию к установке должен быть предъявлен к вычету в полной сумме, указанной в счете-фактуре. «Дробить» эту сумму и принимать НДС к вычету частями в течение нескольких налоговых периодов (соблюдая при этом трехлетний срок) нельзя.

Если налогоплательщик решится на такое «дробление», скорее всего, у него возникнут разногласия по этому вопросу с налоговыми органами. Смелым налогоплательщикам, которые не боятся отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке, пригодятся выводы, сделанные в приведенных в статье примерах из арбитражной практики.

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Что такое (возврат) возмещение НДС, как возмещается НДС? Возврат НДС — это возвращение на расчетный счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Вернуть его можно, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат, ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС. На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются — что такое возврат НДС, основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже. Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (ст. 173 НК РФ). Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

01. Порядок возмещения НДС

Подача в налоговый орган декларации по НДС

Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами, непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Обычная камеральная проверка проводится в течение 3 (трех) месяцев, но камеральная проверка налоговой декларации по НДС проводится в течение 2 (двух) месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до 3 (трех) месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Вынесение решения

Или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате или зачете (ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

  • о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания (ст. 100 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом. Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела.

Возврат НДС на расчетный счет

Или зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение:

  • вернуть на расчётный счет;
  • зачесть;
  • оставить в переплате в счет будущих платежей.

Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается по рекомендуемой ФНС форме.

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (ст.176 НК РФ). Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму. Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

02. Причины отказа при возмещении НДС

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Хозяйственные операции нереальны

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Поставщики недобросовестны

Нередко налоговые органы связывают право на возмещение НДС из бюджета с соблюдением законодательства о налогах и сборах контрагентами налогоплательщика. Однако, в большинстве случаев арбитражные суды не поддерживают правильность такого подхода. В качестве обоснования своей позиции суды отмечают, что каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо пользуется своими правами, в том числе правом учета расходов в целях налогообложения прибыли, получения налоговых вычетов по НДС.

Налогоплательщик не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов. НК РФ не обусловливает права налогоплательщика на возмещение налога из бюджета представлением контрагентами его поставщиков в налоговый орган запрашиваемых документов или иной информации и уплатой ими в бюджет полученных сумм налога. Нарушение субпоставщиками законодательства о налогах и сборах не может служить основанием для отказа в получении возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10, ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2).

Для минимизации проблемы мы предлагаем в Договор поставки добавлять налоговую поправку.

Отсутствие документов

Например, одной из причин отказа налоговых органов в возмещении НДС являлось отсутствие у налогоплательщика ТТН как документа, подтверждающего факт принятия на учет в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ товара, приобретенного у поставщика. Арбитражные суды различных федеральных округов не раз подтверждали правомерность отказа в возмещении НДС по данному основанию. Однако, ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10 опроверг правильность такого подхода и сделал вывод о том, что непредставление налоговому органу ТТН не является основанием для отказа в возмещении НДС, если факт принятия на учет товара подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Деловой партнер – однодневка

Налоговая может отказать в возмещении НДС, — если деловой партнер — фирма-однодневка (Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@).

При наличии доказательств суды принимают сторону налоговых инспекторов. Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 23 января 2017 года по делу № А40-51878/2016 указал, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с организациями-однодневками. Первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Суд указал, что компания не проявила должной степени осмотрительности и осторожности при выборе делового партнера и ее действия были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Поэтому необходимо перед заключением договора обязательно проводить проверку контрагента, а в договор поставки включать компенсацию НДС при отсутствии оплаты или документов.

Налоговые органы затягивают возврат НДС

По закону на возврат НДС в общей сложности отводится 12 дней. Отсчитывают данный срок со дня завершения камеральной проверки. То есть когда истекли два месяца после того, как организация представила декларацию по НДС в инспекцию.

Если же в названные 12 дней ревизоры не уложились и деньги на счет так и не поступили, за каждый последующий день инспекторы обязаны уже насчитать проценты за просрочку. И перечислить их вместе с задержанной суммой НДС. В пункте 10 статьи 176 кодекса об этом четко сказано. Формула для расчета будет такой: проценты за просрочку возврата НДС = Сумма НДС к возврату * Количество дней просрочки * Ставка рефинансирования (действующая в период просрочки) / 365.

Читайте также  Государственные акции в уставном капитале предприятия

Выводы

  1. НДС учтен верно. НДС принимается к вычету при одновременном выполнении трех условий: товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету; есть в наличии счет-фактура;
  2. Первичные документы оформлены правильно;
  3. Пакет документов для возмещения НДС полный;
  4. Контрагенты — реально действующие и существующие организации.

Знание законодательной базы, регулирующей процедуры возмещения НДС существенно поможет организации в защите своих интересов как в налоговом органе, так и в суде.

Читать еще на эту тему:

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, 2012 (обновляется ежегодно)
Светлана Маркина (Митюхина), Ирина Базылева
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Требуется возмещение НДС?

Делаем в рамках договора бухгалтерского обслуживания

Ндс по полученным материалам принят к возмещению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налогоплательщик осуществляет не облагаемые НДС (по ст. 149 НК РФ) и облагаемые НДС операции. Должен вестись раздельный учет.
Какова нормативная база и рекомендации по ведению раздельного учета (в том числе с учетом уплаченного аванса)? Учитывается ли при расчете пропорции НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормами главы 21 НК РФ методология раздельного учета не определена, поэтому он ведется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой.
Общий принцип учета сумм «входного» НДС налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, таков:
— налог учитывается в стоимости, если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) (т.е. ТРУ) используются для операций, не облагаемых НДС;
— налог принимается к вычету, если приобретенные ТРУ используются для налогооблагаемых операций;
— налог распределяется между операциями, облагаемыми и не подлежащими налогообложению, если приобретенные ТРУ используются как в тех, так и в других операциях. Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных ТРУ.
Правило, позволяющее не распределять «общий» входной НДС, применимо к тем налоговым периодам, в которых совокупные расходы на приобретение ТРУ, относящиеся к необлагаемым операциям, не превышают 5% всех совокупных расходов. В этом случае весь «общий» налог может быть принят к вычету.

Обоснование вывода:
1. Обязанность плательщика НДС вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, установлена п. 4 ст. 149 НК РФ.
Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам (далее обобщенно — ТРУ), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац пятый п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным ТРУ не только не подлежит вычету, но и не может включаться в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль организаций (абзац шестой п. 4 ст. 170 НК РФ).
Стоит обратить внимание, что п. 4 ст. 149 НК РФ установлена обязанность раздельного учета самих операций, а п. 4 ст. 170 НК РФ определяет порядок учета сумм «входного» налога. Иными словами, даже если налогоплательщик не принимает НДС к вычету (в силу п. 1 ст. 171 НК РФ это право налогоплательщика), это не освобождает его от обязанности раздельного учета непосредственно совершаемых операций в рамках облагаемой и необлагаемой налогом деятельности. Как минимум это необходимо для корректного заполнения налоговой декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 3, 44 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение 1 к указанному Порядку)*(1).
2. Нормами главы 21 НК РФ методология раздельного учета не определена, поэтому он ведется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (письма Минфина России от 22.03.2018 N 03-07-11/18232, от 20.11.2017 N 03-07-11/76412, от 03.07.2017 N 03-07-11/41701, ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475 (п. 1)).
Технически разделение облагаемых и не облагаемых налогом операций может обеспечиваться в т.ч. на счетах определения выручки, посредством введения дополнительных субсчетов, например по кредиту счета 90: субсчета «Выручка, облагаемая НДС» и «Выручка, не облагаемая НДС». Аналогично по другим используемым счетам.
Общие принципы учета сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками, установлены для таких случаев п. 2 и п. 4 ст. 170 НК РФ (письма Минфина России от 08.08.2017 N 03-07-14/50620, от 17.02.2016 N 03-07-11/8741):
— если приобретаемые ТРУ используются в операциях, не облагаемых НДС, то суммы НДС учитываются в их стоимости;
— если ТРУ используются в налогооблагаемых операциях, то суммы НДС по ним принимаются к вычету в общем порядке в соответствии со ст. 172 НК РФ;
— если же приобретаемые ТРУ используются как в облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операциях, НДС распределяется между ними. «Входной» НДС принимается к вычету либо учитывается в стоимости ТРУ в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации ТРУ, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Порядок определения указанной пропорции разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ, и утверждается в учетной политике.
То есть распределению между операциями подлежит не весь «входной» НДС, а только тот, который относится одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности (к примеру, по общехозяйственным, общепроизводственным расходам). Указанный порядок распределения НДС в отношении ТРУ, используемых исключительно для операций, подлежащих налогообложению либо не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), не применяется (смотрите также письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-07-11/52011, от 05.10.2017 N 03-07-11/65098, от 11.01.2007 N 03-07-15/02, определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015).
Согласно п. 4.1 ст. 170 НК РФ пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных ТРУ, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных ТРУ за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Этим же пунктом определены некоторые особенности расчета пропорции для отдельных ТРУ (в частности, основным средствам и нематериальным активам) или сделок.
При этом НК РФ не содержит указаний, принимать ли в расчет стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) с НДС или без него. По мнению налоговых и финансовых органов, для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период ТРУ, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письма Минфина России от 18.08.2009 N 03-07-11/208, от 26.06.2009 N 03-07-14/61, от 20.05.2005 N 03-06-05-04/137, УМНС России по г. Москве от 08.09.2004 N 24-11/58375). Аналогичная позиция представлена в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7185/08, постановлении Девятнадцатого ААС от 13.08.2020 N 19АП-10262/18 по делу N А35-5356/2017 (впоследствии поддержанном определением ВС РФ от 08.02.2021 N 310-ЭС19-14129) и др.
К сожалению, более актуальных официальных разъяснений нами не обнаружено.
3. Право не распределять суммы «входного» НДС по ТРУ, которые используются как в облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операциях, предоставлено налогоплательщикам абзацем седьмым п. 4 ст. 170 НК РФ и может применяться в налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ (так называемое «правило 5%»). В таких случаях подлежащие распределению на основании абзаца четвертого п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС (т.е. «общий» налог), предъявленные налогоплательщику, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ*(2).
Обращаем внимание, это правило распространяется только на случаи, когда совокупные расходы на необлагаемые операции не превышают 5% всех расходов, и неприменимо к обратной ситуации (когда основная доля расходов приходится на освобождаемые от налогообложения операции, а лимит в 5% не превышают расходы по облагаемым НДС операциям) (письмо Минфина России от 19.08.2016 N 03-07-11/48590).
Как видим, в отличие порядка распределения общего «входного» НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью (где базой для распределения, по сути, являются доходы), 5% барьер для «нераспределения» рассчитывается исходя из доли расходов.
А поскольку гл. 21 НК РФ порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию ТРУ также не установлен, при их расчете, в т.ч. доли совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, рекомендуется руководствоваться правилами бухгалтерского учета, а именно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 1 ст. 11 НК РФ). Смотрите письма Минфина России от 29.05.2014 N 03-07-11/25771, от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 22.04.2011 N 03-07-11/106 и др., постановление АС Уральского округа от 06.07.2017 N Ф09-3638/17 по делу N А50-18457/2016.
4. Что касается НДС с сумм аванса, уплаченного в счет предстоящих поставок ТРУ, то право на такой вычет возникает у налогоплательщика-покупателя при выполнении условий п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-11/116098). При этом НК РФ не содержит особенностей принятия к вычету НДС с уплаченного аванса покупателем, осуществляющим как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции.
Из совокупности положений НК РФ, включая приведенные выше нормы, а также положения ст. 54.1, подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ следует, что налогоплательщик может безрисково принять к вычету авансовый НДС только в том случае, если эта сумма однозначно может быть отнесена к деятельности, облагаемой НДС. В подп. «е» п. 19 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, прямо указано, что счета-фактуры, полученные на сумму предварительной оплаты в счет предстоящих поставок ТРУ, приобретаемых исключительно для осуществления операций, указанных в пп. 2 и 5 ст. 170 НК РФ, в книге покупок не регистрируются.
Представляется, что принятие к вычету НДС по авансу в счет будущих поставок ТРУ, в отношении которых существует неопределенность, может повлечь претензии контролирующих органов.
К сожалению, разъяснений официальных органов по данному вопросу нами не обнаружено. Отметим лишь, что до 3 квартала 2014 г.*(3) п. 15 Правил ведения книги покупок предусматривал возможность регистрации в книге покупок счета-фактуры на перечисленную сумму авансового платежа в счет предстоящих поставок ТРУ, приобретаемых для использования одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, на сумму, указанную в данном счете-фактуре. Однако действующие на сегодняшний день положения ст. 170 НК РФ (как в части восстановления авансового налога с момента отгрузки, так и в части определения пропорции для вычета НДС (предполагающего расчет исходя из стоимости отгруженных ТРУ за соответствующий налоговый период)) не позволяют следовать такому подходу.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций;
— Энциклопедия решений. Организация (методика) раздельного учета НДС;
— Энциклопедия решений. «Правило 5%» при наличии облагаемых и не облагаемых НДС операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

1 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неведение раздельного учета по НДС в случае, если вычеты не заявляются и НДС на расходы по налогу на прибыль не относится? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
*(2) Положения абзаца седьмого п. 4 ст. 170 НК РФ были уточнены с 01.01.2018 Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ. До указанной даты формулировка этого абзаца предполагала распространение «правила 5%» на весь п. 4 ст. 170 НК РФ, что допускало двоякое толкование и вызывало споры. Смотрите, например, п. 12 Обзора правовых позиций. направленных для использования в работе письмом ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825.
*(3) Смотрите постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137», письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: