Новый закон о охранной деятельности 2018

80% охранников могут потерять работу

Более 700 тысяч россиян могут остаться без работы благодаря новому закону

1 июля этого года вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сколько россиян и почему могут остаться благодаря новому закону без работы, разбирался «МН».

СТАРЕНЬКИХ ЗА ПОРОГ

«Слабенькие и старенькие, забудьте о работе охранниками!» — говорит президент Национальной ассоциации телохранителей Дмитрий Фонарев.

По его оценке, профстандарт для охранников будет утвержден уже к новому году, в результате без работы могут остаться до 80% охранников. Сейчас официально, по лицензии, охранниками работают свыше 700 тыс. человек. Еще примерно 800 тыс. трудятся либо без трудовых книжек, либо без лицензии — охранников просто оформляют как разнорабочих, администраторов и так далее.

Причина в дороговизне получения лицензии. Она стоит около 25 тыс. рублей на 5 лет. Помимо этого охранникам, имеющим оружие и спецсредства (наручники, баллончики и т. д.), нужно ежегодно подтверждать свою квалификацию. Стоит это в среднем 6-8 тыс. рублей, курирует лицензирование охранников Росгвардия, доходы которой от этого вида деятельности составляют 2,5 млрд рублей в год.

«Сейчас идет настоящая война за этот кусок пирога, закон №238-ФЗ совершил настоящую революцию, и касается это не только охранников, но и других сфер деятельности, только большинство россиян пока не догадываются о тех переменах, которые их ждут», — объясняет Дмитрий Фонарев.

Дело в том, что до 1 июля 2019 года официальный порядок получения квалификации работниками был утвержден лишь для ряда профессий, например для педагогов, медработников, работников транспорта и некоторых других.

Теперь официальный стандарт должны разработать для всех профессий без исключения. Первыми переполошились охранники. И немудрено, ведь охранники — одно из самых больших профессиональных сообществ.

Что изменится? В частности, то, что ежегодное подтверждение своей квалификации будет обходиться охраннику уже не в 6-8 тыс. рублей, как теперь, а в 20-30 тыс. рублей, такие приблизительные оценки дают в Национальной ассоциации телохранителей.

Но и это еще не все — каждый вид охранной деятельности будет лицензироваться отдельно. Так, охранник учебных заведений станет ежегодно платить за подтверждение своей квалификации дополнительно 5 тыс. рублей.

«А чтобы охранять больницы, введут другой стандарт. То есть если он работает на двух работах, охраняет школу и больницу, ему надо два раза платить по 5 тыс. рублей. За право охранять туалеты — еще 5 тыс. рублей. Еще 5 тыс. рублей — за право охранять пивнушки. Такая получается фрагментация, чиновники придумают 20 квалификаций, а простых охранников ждет рабство», — возмущается Дмитрий Фонарев.

Сдавать квалификационные экзамены придется в специальных центрах, созданных на основе государственно-частного партнерства. Требования к охранникам пока не утверждены, но, по оценкам экспертов, в разряд профнепригодных может попасть до 80% охранников: отсеивать будут по возрасту, росту, весу, физической подготовке, а также по знанию законов и все тех же стандартов, а в них, увы, даже сами их разработчики разбираются с трудом!

НЕ ЗНАЛА БАБА ХЛОПОТ…

Идея профстандартов возникла в высоких умах еще в 2016 году. Тогда на страну посыпались нацпроекты, и, как решило руководство страны, единственное, что мешает нацпроектам цвести и пахнуть, — это корявое население, которое в своих профессиях ни в зуб ногой.

«На Минтруд в 2016 году посыпались эти стандарты. Они до сих пор сидят и в голове чешут, что с ними делать-то?» — говорит Фонарев.

На переходный период (для всех профессий) отвели три года. За это время в рамках закона №122-ФЗ (о профстандартах) было этих самых профстандартов утверждено уже более 1,2 тыс., придумали стандарты даже для официанта и бармена.

Что же касается охранников, то Росcтандарт 24 января 2018 года подписал приказ №93 «О создании технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность».

В стандартах должны быть «предусмотрены основные требования к охранной деятельности, необходимые для обеспечения безопасности образовательных организаций, медицинских учреждений, защиты жизни и здоровья заказчика…» и т. д.

Вся эта непонятная возня на государственном уровне стоила немыслимых государственных денег. Но были у затеи и свои плюсы. Так, тысячи госчиновников и компаний, участвующих в разработке стандартов, получили работу и, соответственно, неплохой доход.

А кроме того, у государства появилась возможность убрать с рынка целые профессиональные сообщества и заменить их «своими»: вместо 80% охранников, которые не пройдут квалификацию, охранять те же школы и больницы будут трудоустроены сотрудники полиции, росгвардейцы и т. д.

Помимо этого создана отдельная полугосударственная услуга, за которую теперь должен платить каждый работодатель. С начала этого года, например, РЖД перестали тестировать своих работников и в соответствии с новым законом перешли на независимое тестирование, осуществляемое центрами частно-государственного партнерства извне.

На ту же самую систему переходят банки. А что делать, если работник не может пройти квалификацию? Тут у окологосударственных структур тоже огромные возможности заработать — работодатель может направить работника на специальные курсы повышения квалификации.

Цена за подтверждение квалификации будет колебаться в зависимости от профессии от 5 до 100 тыс. рублей, считают эксперты.

ОХРАННИКОВ – В ИП

Новый стандарт работы для тех же охранников дает право оформлять свою деятельность как ИП. Сегодня такой вариант исключен, охранять кого-то или что-то можно лишь в качестве юридического лица.

По словам Дмитрия Фонарева, право работать как ИП дадут лишь телохранителям. Сейчас такой профессии вовсе не существует, но ее планируют учредить уже в сентябре нынешнего года. «Разница между охранником и телохранителем заключается в том, что охранник охраняет материальные ценности, а телохранитель — физическое лицо, и ответственности за материальные ценности телохранитель не несет», — уточняет Фонарев.

Профстандарты этих двух, теперь уже разных, профессий тоже будут различаться. Вопрос только в том, что большинство телохранителей носят с собой огнестрельное оружие. Теперь получится, что ИП-телохранитель в случае применения оружия несет чисто персональную ответственность, тогда как по старому закону за его действия несет ответственность и юридическое лицо, ЧОП, или частное охранное предприятие.

ВИТАЮТ В ОБЛАКАХ

Так, может, школы действительно станут лучше охранять? Разработанный стандарт охраны учебных заведений предписывает, например, что ученики могут заходить в школу только по спискам и в строго определенное время.

К примеру, к началу урока в школу могут войти такие-то ученики такого-то класса. Если ученик хочет войти в школу после уроков, то сделать это он может только по записке администрации школы, переданной на охрану. Такой же строгий учет будет вестись в отношении родителей.

«Такое ощущение, что законодатели не понимают, в какой стране они живут, никогда не выезжали дальше Москвы и витают где-то в облаках, — считает юрист и правозащитник Алексей Самохвалов. — У нас в стране треть школ не имеют туалетов. То есть для того, чтобы выйти в туалет на улицу и снова зайти, ученик должен будет брать письменное разрешение у директора школы? А к туалету на улице будут охранника приставлять? Там ведь тоже может быть взрывное устройство!»

«Рынок трясет, — констатирует Фонарев. — Принимать экзамены — это огромные деньги, это монополия. Кто будет принимать, как? Охранники тоже в недоумении. Никто не знает, какой экзамен придется проходить. Уже появился список из 50 наиболее важных профессий, для которых профстандарты будут обязательны в первую очередь. Там какие-то спортсмены, овощеводы… Это революция, и сейчас идет драка, идет война реальная. О самих охранниках никто не думает, стоит вопрос: кто будет контролировать эти деньги и как распределится сфера влияния?»

Читайте также  Как вернуть сууму фсс по больничным листам

«На это выделяются сумасшедшие деньги, — продолжает Фонарев. — И не важно теперь, где вы учились. У вас должен быть стандарт профессиональный. У вас в трудовом договоре должна стоять ваша квалификация. Вот вы, например, журналист 45-го разряда. А если не написано, то это не соответствует Трудовому кодексу. Вот что в стране происходит. Вот что напридумывали, а как это работает, люди не разбираются. На одну квалификацию нужно принять по 15 документов».

Инструкция по закупке услуг охраны с учетом требований Росгвардии и ФАС

Закупка охраны Росгвардией — это один из способов обеспечить безопасность бюджетной организации. Закон установил особенности и особые правила проведения, которые необходимо учесть государственному заказчику, чтобы закупить сопровождение объектов и имущества этими войсками или ЧОП.

Какую охрану купить

Закупка охранных услуг проводится по коду ОКПД 2 — 80.10.12.000 Услуги охраны. Многие заказчики самостоятельно решают провести закупочную процедуру данного вида услуг. Для других заключение контракта на охрану — обязанность.

Охранные услуги оказываются различными организациями. Одним из них требуется действующая лицензия на частную охранную деятельность, другие занимаются данным видом деятельности в силу закона. Для начала определите категорию охраняемого объекта и тип закупаемых охранных услуг:

  • частная охранная деятельность — ее осуществляют ЧОПы, имеющие лицензию;
  • ведомственная охрана — осуществляется уполномоченными государственными органами;
  • вневедомственная охрана — проводится войсками Росгвардии;
  • услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии — подведомственное Росгвардии учреждение, которое вправе охранять ведомства и остальные категории заказчиков.

По общему правилу цены на охранные услуги устанавливает рынок. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 30 Закона №226-ФЗ цена услуг охраны ВНГ подлежит государственному регулированию. Постановление Правительства №1303 от 06.12.2016 предусматривает правила установления тарифов на охранные услуги имущества и объектов в зависимости от пользователей:

  • граждан и организаций;
  • органов государственной власти и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В методике Росгвардии по Приказу №158 от 06.06.2017 утверждаются правила установления тарифов на охранные услуги. Информация о том, что Росгвардия хочет устанавливать цены охранных услуг по госзаказу, в ней не подтверждается. В документе указывается, что если Росгвардия участвует в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то допускается снижение утвержденного тарифа на техническую охрану до 50 процентов.

Особенности нормативного регулирования охранных услуг

Стадия подготовки к закупке — самая важная. Заказчик изучает специальные нормативные акты по предмету контракта, анализирует их, выделяет конкретные особенности. На основании этого устанавливаются требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ, составляется техническое задание, готовится документация.

Федеральный закон №77-ФЗ от 14.04.1999 регулирует случаи и правила осуществления ведомственной охраны. Она проводится специально созданными учреждениями, которые действуют на основании нормативных актов об их создании. Такой тип охраны выбирают заказчики из перечня.

Федеральным законом №226-ФЗ от 03.07.2016 определяются полномочия по вневедомственной охране войсками Росгвардии. Они вправе охранять имущество физических и юридических лиц по договорам, особо важные и режимные объекты в соответствии с перечнем.

В соответствии с перечнем 928-р заключение договора по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с Росгвардией и СОШ или детским садом невозможно. Перечень ограничен и в него входят административные здания Верховного суда, следственного комитета, прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти, резиденций полномочных представительств президента и некоторые другие объекты.

Приложение 1 постановления правительства №587 от 14.08.1992 устанавливает перечень объектов, которые подлежат государственной защите. Частная охранная деятельность в отношении таких объектов не допускается.

Распоряжение правительства №239-р от 10.02.2017 закрепляет перечень организаций, которые до момента создания собственной ведомственной охраны вправе закупать охрану конкурентными способами у ФГУП «Охрана» или пользоваться ведомственной охраной других госорганов, например, Минтранса, Минфина, Росжелдора. Об этом Росгвардия подписала соглашение с ФАС 27.06.2018 года. К таким организациям относятся:

  • судебный департамент при Верховном суде;
  • Генпрокуратура;
  • Следственный комитет.

Закупки заказчиков из постановления 587 (если у них нет своей ведомственной службы) и распоряжения 239-р проводятся конкурентным способом. На этапе подготовки документации установите требование к участникам по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ — они не должны заниматься частной охранной деятельностью.

Закон №2487-1 от 11.03.1992 регулирует частную охранную деятельность. Частные охранные предприятия действуют при наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Заказчик обязательно устанавливает требование о наличии у них лицензии по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ.

Выбор способа определения поставщика

После того как заказчик разобрался в тонкостях приобретения охранных услуг, он выбирает любой из разрешенных способов определения поставщика:

Закупка охранных услуг конкурентными способами

При проведении конкурентных способов покупки охранных услуг придерживайтесь следующего общего алгоритма:

  1. Подготовьте приказ об осуществлении закупки.
  2. Включите в план-график.
  3. Подготовьте извещение, проект контракта, документацию (для конкурса и аукциона). Разместите их в ЕИС.
  4. Составьте протоколы по итогам рассмотрения заявок.
  5. Заключите контракт.

При подготовке закупочной документации разделите ее на разделы:

  • информационная карта, где указываются все обязательные для документации сведения;
  • проект контракта;
  • техническое задание — содержит необходимые требования к оказываемым услугам.

Не забудьте включить в техническое задание следующее:

  • общие требования (предмет контракта, код ОКПД 2, ИКЗ);
  • цель и правовое основание;
  • источник финансирования, порядок расчетов, обоснование НМЦК;
  • перечень нормативных актов, на основании которых оказываются услуги;
  • требования к характеристикам из КТРУ;
  • место, условия, срок оказания услуг — адреса объектов, режим охраны, количество постов, смен и человеко-часов;
  • требования к качеству и безопасности услуг;
  • конкретные обязанности сотрудников охранной службы;
  • задачи и требования, возлагаемые на исполнителя;
  • другие требования по решению заказчика.

Для конкурса с ограниченным участием в электронной форме предусмотрите обязательные требования:

  1. Значимость стоимостных критериев составляет 40%, нестоимостных — 60% (п. 11 Правил оценки заявок №1085).
  2. Установите критерий — квалификация участников закупки и к нему показатель — опыт участника. Его значимость составляет не менее 45% значимости всех нестоимостных критериев (п. 11 Правил оценки заявок №1085).
  3. Показатель «Опыт участника» формируйте только из следующих подпоказателей (п. 27(4) Правил оценки заявок №1085): общая стоимость исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов, общее количество исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов.
  4. Установите дополнительное требование по ч. 2 ст. 31 Закона №44-ФЗ — наличие за 3 года до даты подачи заявки опыта исполнения одного контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание охранных услуг объектов. Стоимость такого контракта составляет не менее 20% НМЦК проводимой закупки. В качестве документов, подтверждающих соответствие требованию, исполнитель прикладывает подписанные не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок документы: копию исполненного без неустоек контракта; копию актов выполненных работ, подтверждающих стоимость контракта.
  5. Не используйте сведения об исполненных контрактах в качестве критериев оценки (п. 30 Правил оценки заявок №1085).

Дополнительные требования используются и в электронном аукционе. Укажите их в извещении и документации.

Федеральный закон №226-ФЗ от 03.07.2016 регламентирует, может ли Росгвардия участвовать в аукционе или ином конкурентном способе определения поставщика — Росгвардия самостоятельно или через региональные управления участвует в любой процедуре, размещенной на официальном сайте закупок. Подтверждение соответствия на оказание охранных услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 Росгвардии не требуется.

Закупка охранных услуг у единственного поставщика

Для заключения контракта с единственным поставщиком придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Подготовьте приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика. Это необязательно, но проверяющий вас орган вправе потребовать основание для ее проведения. Им и является приказ.
  2. Включите в план-график (отдельной строкой по п. 6 и на годовой объем финансирования по п. 4 или 5).
  3. Определите и обоснуйте цену по п. 6 в порядке, который предусмотрен в ст. 22 Закона №44-ФЗ.
  4. Заключите договор.
Читайте также  Претензия за задержку доставки груза

Включите в договор типовые условия, которые используются и в договорах, заключаемых в рамках конкурентных процедур:

  • сведения о договаривающихся сторонах;
  • предмет договора и ИКЗ;
  • срок оказания услуг;
  • условия оказания услуг (техническое задание);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок сдачи-приемки услуг;
  • стоимость и порядок расчетов;
  • ответственность сторон в соответствии с Постановлением №1042 от 30.08.2017;
  • срок действия, порядок изменения и расторжения договора.

Заказчик добавляет в договор требования, которые считает необходимыми, например, условия разрешения споров, антикоррупционную оговорку, список приложений.

В договор обязательно включите обоснование заключения контракта по п. 6 ч. 1 с Росгвардией или ведомственной охранной организацией.

Пакет документов при направлении в контрольный орган в сфере закупок уведомления о заключении договора на ведомственную охрану или охрану службами Росгвардии:

  • уведомление (письмо) в произвольной форме;
  • копия заключенного контракта, содержащего обоснование цены контракта;
  • обоснование заключения контракта.

В Госдуме разработали новый закон о детективах и их тайне

Зачем нужен новый закон

Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный подготовил новый закон «О детективной деятельности». С текстом законопроекта ознакомился РБК. В среду, 16 октября, его автор планирует представить его на обсуждение с представителями сообщества детективов и госорганов в Торгово-промышленной палате. Затем Выборный отправит его на экспертизу в правительство.

«Я думаю, что мы внесем его уже в эту сессию. Пришло время осовременить частных детективов с учетом требований времени, поскольку за последние 27 лет очень много изменилось», — объяснил РБК депутат, входящий в парламентский комитет по безопасности и противодействию коррупции.

По его словам, всего несколько тысяч детективов работают с официальными лицензиями, существует также и серый рынок сыскных услуг, не подконтрольный регулированию. Чтобы сделать положение легально работающих детективов более привлекательным для участников рынка, необходимо наделить их не только обязанностями, но и четко очерченными правами, считает он.

В законопроекте предлагается разделить законодательное регулирование детективной и охранной деятельности. Сейчас они регулируются одним законом «О частной детективной и охранной деятельности», принятым в 1992 году.

Как изменится закон о детективах

  • В отдельной статье дано определение детективной тайны. «Детективной тайной являются любые сведения, связанные с оказанием детективных услуг заказчику. Детективная организация, детектив не вправе разглашать сведения, сообщенные им заказчиком в связи с оказанием детективной услуги, без согласия заказчика», — говорится в тексте законопроекта. При этом отдельно уточняется, что мероприятия по взаимодействию детективов с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств детективов по договору с заказчиком.
  • В названии нового закона предлагается убрать словосочетание «в Российской Федерации», что позволит оказывать детективные услуги за рубежом «в соответствии с нормами ВТО и законодательством государства оказания охранных услуг».
  • Предлагается ввести в закон наряду с частным детективом понятие детективной организации.
  • Детективам предлагается предоставить право направлять в госорганы, общественные объединения и иные организации официальные «обращения о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной детективной услуги». На указанные органы будет возложена обязанность дать ответ на запрос в письменной форме.
  • Предлагается установить обязанность детективов страховать риски ответственности за нарушение договора с клиентом, риски ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при осуществлении деятельности.
  • Предлагается также позволить детективам встречаться с разрешения органа дознания, дознавателя, следователя или суда с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым в случае заключения с ними договора на сбор сведений по уголовному делу и при условии, если в отношении их избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или в виде домашнего ареста.
  • В дополнение к уже имеющимся в законодательстве детективным услугам в проект нового закона включены: сбор сведений, предметов и документов по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и исполнительного производства; сбор сведений, предметов и документов для подачи заявления или иска в правоохранительные органы или в суд; сбор сведений по установлению наступления страхового случая; поиск без вести пропавших, поиск должников и их имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу.

Как относятся к инициативе детективы

Государство недооценивает возможности развития института частных детективов, считает директор фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев, приглашенный к участию в работе над законопроектом в качестве эксперта.

«СМИ связывают частных детективов прежде всего с работой по семейным делам, но в реальности спектр услуг гораздо шире — это прежде всего сбор информации в интересах заказчика для участия в административных и гражданских спорах, поиск пропавших без вести людей, — говорит Ананьев. — С этими задачами уже сейчас могли бы эффективно справляться детективы, которыми чаще всего становятся бывшие сотрудники правоохранительных органов, уволившиеся со службы. Вместо того чтобы помочь им и создать условия для бизнеса, способного взять на себя специфическую социальную нагрузку, наши правоохранительные органы самоустранились от развития этой отрасли». По его мнению, предложенные поправки в части расширения полномочий детективов могут дать легальному рынку детективных услуг новый импульс.

По оценке президента Ассоциации профессионалов сыска и председателя правления саморегулируемой ассоциации частных детективов «Национальное детективное бюро» Сергея Любименко, только 20% рынка детективных услуг приходится на лицензированных участников. Их в стране не больше тысячи человек, подчеркивает Любименко.

«Остальное приходится на деятельность служб безопасности, аудиторские компании, субъектов деловой разведки и так далее. Конечно, вывести этот сегмент из тени в интересах государства. Наше предложение к разрабатываемому законопроекту — передать лицензирование от регулятора (Росгвардии) к саморегулируемым организациям бизнеса, а Росгвардия будет контролировать уже соблюдение всех норм со стороны СРО», — говорит Любименко. По его словам, такие предложения находят положительный отклик в Росгвардии, поскольку позволяют разгрузить от лишней технической работы лицензионно-разрешительные отделы Росгвардии, освободить бизнес от лишней бюрократии и заинтересовать лидеров рынка в его саморегулировании.

Сотрудникам ЧОП хотят дать новые полномочия

Охранные структуры в России в скором времени могут привлечь к десяти новым видам деятельности.

  • ‹‹ Предыдущая новость
  • Следующая новость ››

Тушить пожары, в том числе лесные, спасать людей, пострадавших от стихийных бедствий, перевозить грузы и даже дрессировать собак. Всем этим смогут заниматься профессиональные секьюрити параллельно со своей главной задачей. Это следует из проекта федерального закона «О частной охранной деятельности» (есть в распоряжении «Парламентской газеты»), разработанного депутатом Анатолием Выборным. По словам автора, документ сейчас проходит финальное согласование в правительстве, а осенью его рассмотрит рабочая группа в Госдуме.

Действующий закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» приняли в 1992 году. По мнению члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, документ давно устарел, хотя его не раз пытались реанимировать: изменения претерпели почти все нормы, а некоторые разделы и вовсе были переписаны.

«Тем не менее закон работает до сих пор, хотя за это время изменилось общество, изменилось представление об охране, – сказал депутат. – Корректировка действующего закона о частной охране скорее напоминает латание дыр в давно прохудившемся кафтане. Но, как говорится, в одном месте мы делаем заплатку, а в другом рвётся».

Поэтому Выборный разработал проект нового закона, который, с его слов, «берёт всё лучшее, что было в старом, и вносит новые формы». По сути, в нём отрегулирована вся сфера частной охранной деятельности.

Сегодня по закону охранник может защищать объект и имущество предприятия, задерживать правонарушителей, пропускать и осматривать граждан. Вот, в общем-то, и всё. А, например, переправлять грузы из одного места в другое, спасать людей при экстренной ситуации, пусть и на нештатной основе, охранники не могут — это в документе не закреплено.

Читайте также  Распорядительный документ на выдачу подотчетных сумм

И в этом состоит большая сложность, в том числе для самих заказчиков охранных услуг: чтобы перевезти тот же груз, сейчас им приходится отдельно нанимать компанию, которая этим занимается, в то время как с этим справился бы и сотрудник охраны, которому доверили ту или иную ценность.

Ещё в законе не предусмотрено использование охранниками в своей работе охранных и служебно-розыскных собак, обученных поиску взрывчатых и наркотических веществ. «Если быть точнее, то де-факто они и так их используют, — пояснил Выборный. — Но де-юре всё это находится вне правового поля».

По словам парламентария, получается, что сейчас перечисленные виды деятельности в сфере охраны незаконны, но предлагаемый им законопроект исправляет этот пробел. Правда, с оговоркой: на дополнительные виды работ охранникам понадобится отдельная лицензия.

Законопроектом также предполагается, что частных секьюрити могут привлекать к тушению пожаров, причём не только тех, которые возникли на объекте, но даже лесных. Например, во многих отдалённых населённых пунктах частная охранная организация — единственная структура, которая выполняет функцию по обеспечению безопасности населения. Но получить лицензию на борьбу с огнём охранникам пока нельзя.

Помимо этого, парламентарий предложил разрешить ЧОПам сдавать в аренду имущество другим коммерческим предприятиям — до сих пор это было запрещено и расценивалось как «осуществление иного вида деятельности».

«Они смогут сдавать транспорт, который не используют, или лишние помещения», — предположил парламентарий.

Кроме того, в нынешнем законодательстве прописано, что ЧОПы должны помогать правоохранительным органам на отдельных мероприятиях, например, с массовым скоплением людей. При этом в нём не указаны ни дополнительные права, ни полномочия охранников. А это, в свою очередь, чревато тем, что как охранник, так и руководитель ЧОПа работают на свой страх и риск: заказчик не может заключить с ними никакого соглашения.

«Новый законопроект теперь это регламентирует, — подчеркнул Выборный. — Тем более что практика последних лет показала необходимость государственно-частного партнёрства в обеспечении безопасности объектов при проведении массовых, международных спортивных мероприятий. Мы также предлагаем законодательно ввести новую категорию охранников — контролер-распорядитель. Это работник частной охранной организации, прошедший специальную подготовку, который будет отвечать за безопасность на стадионе».

Для наглядности депутат рассказал, что на чемпионат мира по футболу, прошедший в России в 2018 году, Росгвардия привлекла 51 частную охранную организацию. Сотрудники ЧОПов работали на 236 объектах турнира, в их числе — 12 стадионов, 12 удалённых пунктов досмотра транспорта и грузов, 32 базы команд, 36 предматчевых тренировочных площадок, 79 отелей и гостиниц и 65 прочих объектов.

Парламентарий убеждён, что нововведение значительно облегчит положение Росгвардии, сотрудников которой на все объекты просто не хватает. При этом качество государственной охраны от привлечения частников не пострадает.

Охраняется не государством

Российские ЧОПы и их сотрудники — в 10 графиках

11 марта 1992 года в России был принят закон «О частной детективной и охранной деятельности». Эта дата стала профессиональным праздником — Днем сотрудников частных охранных агентств. Сколько в России охранников, где и что они охраняют, сколько зарабатывают и другая статистика — в инфографике “Ъ”.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Первые частные сыскные и охранные структуры в стране появились в период перестройки, после подписания в 1988 году закона «О кооперации в СССР». Одним из первых было создано сыскное бюро «Алекс», которое имело статус общественной организации.

Известен случай, когда в августе 1990 года, со стоянки у редакции “Ъ” в Москве пытались угнать несколько машин. Сотрудники бюро, охранявшие редакцию, в течение 15 минут нашли и задержали угонщика.

В декабре 1991 года “Ъ” сообщал о 20 охранных фирмах в Санкт-Петербурге, которые никак не удавалось ликвидировать. Охранная деятельность не была регламентирована, на практике «охранные кооперативы» оказывали услуги в частном порядке, в соответствии с договорами.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в России» был опубликован и введен в действие 23 апреля 1992 года. К августу 1993 года было лицензировано 184 частных охранных предприятия, выдано 2235 лицензий частным охранникам. 18 человек, занимавшихся нелицензированной частной охраной, были привлечены к уголовной ответственности.

В настоящее время в России действует около 20 тыс. частных охранных служб.

По данным Минтруда на 2019 год, объем российского рынка охранных услуг оценивался в 120 млрд руб. Официально аттестованных сотрудников, имеющих лицензию, в стране 600–700 тыс. Это сопоставимо с числом полицейских в России — 746,9 тыс. и превышает число врачей в государственном секторе — 565 тыс.

В действительности охранников в России минимум вдвое больше, оценивал председатель правления Федерального координационного центра руководителей охранных структур Александр Козлов. В официальную статистику по ЧОПам сотрудники без лицензии не попадают.

Подавляющее большинство сотрудников охраны в России — мужчины. Женщины-охранники работают в основном на социальных и образовательных объектах.

Чаще всего частные охранные предприятия работают на торговых объектах, где занимаются непосредственно охраной и сопровождением грузов.

Примерно треть всех ЧОПов работают в четырех субъектах — Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Свердловской области. Средний возраст охранных организаций — 11 лет.

По данным «СПАРК-Интерфакс», средняя выручка ЧОПов по итогам 2019 года составила всего 33,6 млн. Лидеры отрасли зарабатывают в сотни раз больше.

“Ъ” сообщал о первом случае после принятия закона о частной охранной деятельности, когда сотрудник применил огнестрельное оружие легально. В ночь на 8 октября 1992 года охранник «Московского сыскного бюро «Алекс»», дежуривший в ночном клубе Night Flight, сделал два выстрела в воздух и два по автомобилю Mercedes 300, когда тот таранил стеклянную дверь клуба.

По данным МВД, в 2004 году российские охранники имели доступ к 120 тыс. единиц служебного оружия. Подтверждать право на его ношение и свою квалификацию нужно раз в два года. К 2019 году оружия у частных охранников стало в 1,6 раза меньше.

В феврале 1993 года стоимость часа работы офисного охранника (при средней степени риска) составляла $2–6, а в экстремальных ситуациях — в три-пять раз выше.

Сейчас большинство охранных предприятий на портале HeadHunter предлагают своим сотрудникам зарплату не более 50 тыс. руб. в месяц. Самые высокие заработки — в Москве и Санкт-Петербурге.

При этом работники охранных предприятий являются самыми закредитованными сотрудниками в России. По данным на октябрь 2020 года, показатель долговой нагрузки в этой сфере составил 35,7%. На втором месте люди, занятые в сфере фармацевтики и медицины (33,6%), на третьем — работники социальной сферы (33%).

Анализ списка более 20 тыс. действующих охранных структур показал, что чаще всего в их названиях встречаются слова «Защита», «Альфа» и «Легион». Среди редких названий — «Гений», «Дантес», «СССР», «Черный аист», «Честь и достоинство», «Казачий патруль». Из названий цветов встречаются «Роза» и «Эдельвейс». До 2017 года в Москве также работала частная охранная организация «Ромашка», но затем она была ликвидирована.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: