Новый закон об страховании авто

ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Лента новостей

  • 20:28 Forbes поместил трех россиян в десятку самых высокооплачиваемых игроков НХЛ
  • 19:54 Путин оценил ситуацию на мировом рынке энергоносителей
  • 19:21 Генпрокуратура утвердила обвинение по делу Фургала
  • 18:40 В Москве задержан подозреваемый в убийстве банкира Яхонтова и его семьи
  • 18:39 Израиль разрешил въезд привитым «Спутником V»
  • 18:25 Мария Львова-Белова назначена детским омбудсменом
  • 18:15 В Минздраве США объявлена угроза взрыва
  • 17:50 Путин предложил создать единый механизм признания вакцин от COVID-19
  • 17:19 Центр Гамалеи рассказал о сроках регистрации «Спутника V» в ВОЗ
  • 17:07 Председатель совета судей РФ: долг россиян по кредитам достиг 23,9 трлн рублей
  • 16:51 Вдову рэпера Картрайта отпустили под домашний арест
  • 16:50 В 2020 году финансовый уполномоченный урегулировал требования граждан на 4,2 млрд рублей
  • 16:20 Суд ЕС обязал Польшу выплачивать штраф в €1 млн в день
  • 15:52 Власти Москвы объяснили, что будет открыто в нерабочие дни
  • 15:44 Мосгорсуд потребовал у прокуратуры данные об отсутствии тяжелого заболевания у Сергея Зуева
  • 15:19 Самолет Каир — Москва вернулся в аэропорт вылета из-за угроз на борту
  • 14:53 Дина Аверина стала 14-кратной чемпионкой мира по художественной гимнастике
  • 14:17 В мэрии Керчи проходят обыски
  • 13:49 Самолет, подавший сигнал тревоги, вернулся в аэропорт Каира
  • 13:23 Кехман стал гендиректором МХАТа имени Горького
  • 13:00 Хабенский стал новым худруком МХТ имени Чехова
  • 12:54 ТАСС: рейс Каир — Москва подал сигнал тревоги
  • 12:49 Защита просит освободить осужденного на 20 лет экс-доцента МАИ из-за болезни
  • 12:47 Власти не планируют запрещать путешествия россиян в локдаун
  • 12:37 FT назвала условия «Газпрома» Молдавии в обмен на скидку на газ
  • 12:10 Глава ФНПР призвал к обязательной вакцинации россиян
  • 11:37 В РФ зарегистрирован новый максимум смертей от COVID-19
  • 11:07 В РФ одобрили совместное применение «Спутника Лайт» и вакцины от гриппа
  • 10:37 ФАС возбудила дело против Apple
  • 10:07 Алкомаркеты Москвы могут закрыться в локдаун
  • 09:36 Сенаторы выдвинули обвинения против президента Бразилии из-за ситуации с COVID-19
  • 08:59 Привитых «Спутником V» туристов могут пустить в Израиль в ноябре
  • 08:36 «Спутник V» защищает от нового штамма «дельта»
  • 08:07 Захватившие власть в Судане военные отпустили премьер-министра
  • 07:35 ВСУ применили турецкий беспилотник в Донбассе
  • 07:07 Forbes назвал Маска самым богатым человеком в истории
  • 05:15 Историческая акция Европола в даркнете привела к 150 арестам
  • 03:59 Новая Зеландия хочет обеспечить вакцинацию 90% населения с помощью бандитов
  • 03:15 Кибератака нарушила работу заправок в Иране
  • 02:39 Bloomberg: Россия хочет снизить цену на газ на 60% для сохранения энергетического контроля
  • 02:15 «Ъ» сообщает о новых махинациях военных застройщиков в Арктике
  • 01:55 Стоимость авиабилетов в Египет и Турцию достигла 350-450 тысяч рублей
  • 01:30 Советник Байдена: России следует «побыстрее» отправить больше газа в Европу
  • 00:59 Вашингтон озабочен возможным разворачиванием российских наемников в Мали
  • 00:43 Украина применила дрон «для принуждения противника к прекращению огня»
  • 00:36 Вильфанд посоветовал москвичам в ближайшую неделю не рассчитывать на зимнюю погоду
  • вчера, 23:55 Генштаб ВСУ подтвердил боевое применение ударного беспилотника Bayraktar в Донбассе
  • вчера, 23:30 Дуров анонсировал скорое появление в Telegram официальных рекламных сообщений
  • вчера, 23:10 Минэкономики ФРГ считает, что сертификация «Северного потока — 2» не угрожает поставкам газа
  • вчера, 22:44 Украина выдала россиянина, обвиняемого в хищении 29 млн рублей

Все новости »

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Фото: xload/ru.depositphotos.com —>

ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Вступит он в силу или нет, непонятно, потому что готовность СТО еще не превышает 50%. И непонятно, будет ли сам технический осмотр обязательным для частных лиц или нет, потому что глава ГИБДД высказался за отмену обязательного технического осмотра для частных лиц. А что касается того, как же сделать так, чтобы люди все-таки проходили технический осмотр, я считаю, что нужно идти по пути Америки, когда работает не принудиловка, а именно система поощрения за счет снижения стоимости полиса ОСАГО, за счет франшизы при ДТП, когда может снизиться выплата. И третье — это при оплате транспортного налога».

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит. Существуют не очень хорошие перспективы. Плохое техническое состояние автомобиля — это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Они, я уверен, сейчас будут обращаться в ЦБ с просьбой о повышении тарифов на ОСАГО просто потому, что у них появляется аргументация: они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке — это первое. И второе — страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск».

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?

Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.
Читайте также  Как закрепить машину за директором

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Штрафы с камер

Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

Техосмотр

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

Диагностическая карта и страховые выплаты

До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Госуслуги

Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

ОСАГО уходит в онлайн

По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

Отложенный старт

Вступают в силу поправки к закону об ОСАГО, но воспользоваться ими пока нельзя

Сегодня вступают в силу изменения в законе об ОСАГО, которые дают страховщикам больше свободы в тарификации. Базовая ставка при расчете цены полиса теперь должна учитывать индивидуальные риски водителя — например, грубые нарушения ПДД. Впрочем, воспользоваться изменениями с сегодняшнего дня у новых покупателей ОСАГО не получится: не готовы новый порядок информационного обмена ГИБДД и страховщиков и указание ЦБ о расширении тарифного коридора. Когда они появятся, цена полиса, по расчетам страховщиков, снизится в 180 населенных пунктах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

С 24 августа вступают в силу поправки к закону об ОСАГО — по ним страховщики при выставлении цены полиса могут учитывать риск-профиль конкретных автовладельцев. Сейчас для групп страхователей — например, владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на конкретной территории,— действует одинаковый тариф в пределах коридора, установленного ЦБ (2746–4942 руб.). По закону страховщик теперь сможет повышать стоимость полиса при наличии повторных в течение года грубых нарушений ПДД (проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч), если они зафиксированы не камерами, а инспекторами «вручную». Вырастет цена полиса и для водителей, лишенных прав за вождение в пьяном виде, оставивших место аварии или причинивших ущерб здоровью участников ДТП.

Кроме того, страховщик сможет учитывать в цене полиса ОСАГО те же факторы, что и в каско,— так, владелец семейного автомобиля с двумя детьми получит тариф ниже, чем холостой гонщик на спортивном автомобиле.

Коэффициенты к базовой ставке (территории, возраста/стажа и др.) будут рассчитываться, как и раньше, но их влияние на тариф уменьшится за счет учета новых данных о водителях. Впрочем, тарифная вилка, в пределах которой можно увеличивать или уменьшать базовую цену полиса, расширится, но сохранится: с 24 августа, согласно новому указанию ЦБ по тарифам, коридор расширяется на 11% вверх и вниз (для самой многочисленной группы автовладельцев частных легковых автомобилей его новые границы — 2471 руб. и 5436 руб.).

Однако сразу скидки для аккуратных водителей и надбавки для нарушителей страховщики ввести не смогут: на момент написания статьи не были внесены поправки в постановление правительства 2005 года №567 «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО», говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Пока ГИБДД разрешено передавать в Российский союз автостраховщиков (РСА) только данные об автомобилях, водительских правах граждан и конкретных ДТП, но не о нарушениях ПДД и административных делах. Кроме того, сегодня не вступит в силу и новое указание ЦБ о тарифах. «Оно находится на регистрации в Минюсте. Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования»,— сообщили “Ъ” в ЦБ в пятницу вечером.

Как ОСАГО добавили свободы

«Будем считать тарифы по текущим нормам»,— подтвердил “Ъ” заместитель главы «Ингосстраха» Илья Соломатин. Впрочем, по его словам, актуарии компании уже подсчитали, как изменится стоимость полиса с учетом всех нововведений. «Для среднего автовладельца положение улучшится»,— говорит Илья Соломатин. Но компании не готовы делиться конкретикой, поскольку не понимают, когда изменения можно будет использовать на практике.

Однако, по данным “Ъ”, РСА уже подсчитал, как изменится с учетом новых данных один из самых популярных коэффициентов ОСАГО — территориальный (КТ).

Он снизится более чем в 180 населенных пунктах: на 5,2% — в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99), на 5% (с 2 до 1,9) в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени, на 4,7% в Кемерово (с 1,9 до 1,81), на 4,4% (с 1,8 до 1,72) — в Санкт-Петербурге, Уфе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иваново, Архангельске, Краснодаре, Новороссийске, Красноярске, Магнитогорске, Нижневартовске, Череповце, Новокузнецке. В Новосибирске, Хабаровске, Чебоксарах, Барнауле, Иркутске, Вологде, Набережных Челнах, Ноябрьске, Оренбурге, Северодвинске и в Московской области КТ станет ниже на 4,1% (с 1,7 до 1,63), еще в 22 городах КТ снизится более чем на 3%.

Как Госдума расширила возможности автостраховщиков

В страховом сообществе предпочитают не делиться аналитикой о ценах для групп автовладельцев, которым придется платить больше. Косвенно об их численности позволяет судить статистика судебного департамента Верховного суда: в 2019 году более 314 тыс. водителей были лишены прав за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования, более 11 тыс.— за выезд на встречную полосу. Лишение прав за превышение скорости и за проезд на красный свет практически не применяется — они фиксируются в основном камерами.

«Мы рассчитываем, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, страховые компании будет постепенно менять свои бизнес-модели под новую систему тарификации,— сообщили “Ъ” в ЦБ.— Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время. Цена полиса лишь должна стать более индивидуальной». «Страховщики смогут использовать в ОСАГО накопленный опыт в каско,— говорит президент РСА Игорь Юргенс.— Поправки к закону об ОСАГО не приведут к изменению средней стоимости полиса, хотя на тариф продолжит давить рост цен на запчасти».

Индивидуальные тарифы ОСАГО. Что меняется для водителей

В России с 5 сентября 2020 года начинают действовать обновленные тарифы ОСАГО — ЦБ расширил коридор базового показателя для физических лиц на 10% вверх и вниз. Они дополнят вступивший чуть ранее в силу закон об индивидуализации стоимости «автогражданки». Все вместе это стало вторым из двух этапов отраслевой реформы. О первом — когда ЦБ в прошлый раз менял тарифную вилку и схему расчета двух коэффициентов — мы рассказывали в другом материале.

Читайте также  Отличие аварийного жилья от непригодного для проживания

А здесь разбираемся, что все-таки меняется для водителей.

Что изменил принятый закон?

Он разрешил страховщикам самим определять базовую ставку тарифа (в пределах установленных ЦБ ограничений) с учетом того, были ли у водителя грубые нарушения правил дорожного движения — проезд на красный свет, большое превышение скорости, выезд на встречную полосу и «пьяное» вождение. При этом те случаи, которые попадут на камеры видеофиксации, учитываться не будут.

Кроме того, документ выделяет иные факторы, которые влияют на личностные характеристики водителей и которые страховые определят сами. Как-то стандартизировать эти схемы расчета не будут. «Количество факторов у страховщиков может отличаться, а также их суть и перекрестное применение может быть разным», — объяснил начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Спиров.

Также закон сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. И в нем остаются основные действующие коэффициенты — Минфин в свое время хотел отменить региональный и по мощности двигателя.

Но появились и новые нормы, в том числе связанные с мерами по борьбе с распространением нового коронавируса:

страховщики на своих сайтах будут размещать калькуляторы, которые помогут клиентам рассчитывать стоимость полиса;

потерпевший автовладелец должен будет сообщить компании, где и когда планирует проводить независимую техническую экспертизу, если он будет делать это сам;

с 1 марта по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключить без диагностической карты, которая подтверждает прохождение техосмотра. Но когда все ограничения, установленные из-за ситуации с коронавирусом, снимут, автомобилист должен будет в течение месяца, но не позднее 31 октября 2020 года, эту карту страховщику предоставить.

Как будет рассчитываться стоимость полиса ОСАГО?

Цена ОСАГО складывается из базового тарифа, который всегда должен быть в установленном ЦБ диапазоне, и разных коэффициентов. Учитывается:

  • тип транспортного средства — мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль;
  • кто собственник — физическое или юридическое лицо;
  • регион регистрации;
  • количество аварий, в которых виноват покупатель полиса;
  • указаны ли в полисе все, кто будет управлять машиной;
  • возраст и стаж водителя;
  • мощность двигателя;
  • период использования машины в течение года;
  • срок, на который покупается полис (если авто зарегистрировано за рубежом и временно используется в России).

Рассчитывается стоимость так: базовый тариф выбранной компании умножается на коэффициенты. С сентября 2020 года ЦБ ограничил базовые тарифы для физических лиц в пределах:

  • для мотоциклов — 625–1548 рублей;
  • для легковых автомобилей — 2471–5436 рублей.

Тарифы для юридических лиц и других видов транспорта можно посмотреть в правилах регулятора. Кроме того, компании тоже должны публиковать эту информацию на своих сайтах.

Коэффициенты, в свою очередь, позволяют компаниям оценивать риск, станет ли клиент виновником ДТП. Чем этот риск ниже, тем дешевле страховой полис.

Как определяется размер коэффициентов?

Некоторые коэффициенты ЦБ также изменил вместе с тарифами.

Для расчета коэффициента территории (КТ) используется адрес регистрации водителя, указанный в его паспорте, свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если вы переезжаете, то должны поменять и адрес регистрации машины.

Величина коэффициента связана со статистикой выплат в конкретном регионе. Чем больше на дороге машин, тем выше риск попасть в аварию. А значит, и КТ будет больше. Так, например, в Москве этот коэффициент равен 1,9, а в карельских селах — только 0,82.

Если в полисе указаны все, кто будет управлять машиной, то коэффициент ограничения (КО) равен 1. Можно не вписывать конкретных водителей, тогда автомобилем сможет пользоваться любой человек, у которого есть действующие права соответствующей категории. Но и КО в этом случае будет больше — 1,94, а полис выйдет дороже.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) отражает аккуратность водителя за рулем. Если за год по вашей вине не случилось ни одной аварии, то КБМ снизится от текущего значения и полис станет дешевле. Если ваши действия привели к трем и больше ДТП, то почти во всех случаях КБМ будет максимальным — 2,45. Новички, только сдавшие на права и купившие первый полис, получают коэффициент, равный 1. То есть у них нет ни скидки за безаварийное вождение, ни надбавки за ДТП. При этом сейчас КБМ обновляется только раз в год — 1 апреля. То есть если, например, в 2020 году авария произошла после 1 апреля, то она будет учтена в КБМ уже в 2021 году.

А если вы захотите вписать в полис несколько водителей, то использоваться при расчетах будет максимальный КБМ. Если ограничений нет, то для физических лиц берется КБМ, равный 1. Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Там же в специальном калькуляторе можно рассчитать и примерную стоимость полиса.

Чем старше водитель и чем дольше он водит, тем меньше для него коэффициент возраста и стажа (КВС). С 2019 года всех водителей разделили на 58 категорий, у каждой из которых свой КВС. Так, для водителей в возрасте 16–21 года без стажа коэффициент составляет 1,93, со стажем до двух лет — 1,9, а для автомобилистов в возрасте от 59 лет со стажем от пяти лет он значительно меньше — 0,91.

Стаж считается с момента оформления прав. Так что даже если вы не водите автомобиль, но права у вас есть, стаж все равно начисляется. Когда в полис вписывают нескольких водителей с разными КВС, во внимание принимается самый большой показатель.

Коэффициент мощности (КМ) применяется только для легковых автомобилей. Чем выше мощность двигателя, тем выше коэффициент.

Еще использовать машину можно не весь год, а только, например, для поездок летом на дачу. Это отражает коэффициент сезонности (КС). Чем короче период, тем меньше коэффициент и дешевле страховка. Например, за трехмесячное использование машины КС составит 0,5. А вот при оформлении полиса на 10–11 месяцев скидки уже не будет — КС равен 1, как за весь год. По этой же схеме рассчитывается и коэффициент в зависимости от срока страхования (КП), который применяется только для автомобилей, зарегистрированных за рубежом.

Ранее также имело значение, не нарушал ли автомобилист закон об ОСАГО — в этом случае применялся дополнительный коэффициент (КН), равный 1,5. Но больше отдельно его не будут брать в расчет.

А можно «на пальцах» посчитать?

Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.

В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.

Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.

Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.

У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.

Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.

Расчеты

БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса

5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля

При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).

Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.

Зачем нужны изменения?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным РСА, в 2018 году число заключенных договоров достигло 39,98 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. А ЦБ с чиновниками неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, которыми недовольны водители.

Читайте также  Если попал в дтп без страховки

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе с 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнял, что нововведения, заработавшие в январе 2019 года, не позволяют пока полностью уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.

Что ждет автомобилистов и страховщиков?

Предполагается, что продолжающаяся либерализация рынка ОСАГО сделает его более конкурентным — компании будут бороться за клиентов, предлагая им выгодные и доступные цены.

«Первый этап реформы в 2019 году уже позволил снизить среднюю премию страховщиков в большинстве российских регионов примерно на 5%», — рассказал глава РСА Игорь Юргенс.

По его словам, нововведения также усилили конкуренцию между рыночными игроками. «Мы убеждены, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведет к еще большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев и к повышению комфорта их взаимодействия со страховыми компаниями», — отметил Юргенс.

Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать

В России вступили в силу новые правила техосмотра. С 22 августа 2021 года автомобилистам больше не нужно предъявлять диагностические карты для покупки ОСАГО в страховой компании. Такое упрощение прописано во вступивших в силу изменениях в законодательство: из закона о безопасности дорожного движения исключена норма о необходимости проведения технического осмотра для получения полиса ОСАГО. Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам.

Для чего ОСАГО отвязали от техосмотра

Как объяснил Autonews.ru один из авторов закона, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, такие изменения необходимы для повышения доступности обязательной страховки. По его словам, пунктов техосмотра в России хватает далеко не во всех регионах. В итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховать свою ответственность даже при всем желании. Теперь же, как уверен депутат, даже те водители, которые по каким-либо причинам игнорировали необходимость приобрести ОСАГО, начнут это делать.

«Автомобилисты и без заезда на техосмотр несут ответственность за техническое состояние своих машин, — сказал Аксаков. — Большинство автовладельцев исправно посещают сервисы или дилерские центры. Поэтому наличие диагностической карты при оформлении ОСАГО никакой роли уже не играет».

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) добавили, что не видят существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. В ГИБДД привели статистику, согласно которой из порядка 2 млн ДТП на аварии по причине технической неисправности автомобилей происходит всего 2 тыс. случаев.

«И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно сама техническая неисправность привела к аварии, — уточнили в РСА. — То выходить, что доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%».

Представители страховых компаний считают, что теперь водителям станет проще получить услугу. К примеру, так заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Нововведение упростит процесс оформления договора ОСАГО, ведь теперь прохождения техосмотра не будет привязано к дате оформления полиса. Это логичный шаг, так как взаимосвязь между ТО и ОСАГО отсутствует», — уверен эксперт.

Какие документы теперь нужны для оформления ОСАГО

Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:

  • заявление о заключении договора ОСАГО;
  • паспорт;
  • документы на транспортное средство;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.

Изменится ли цена полиса ОСАГО

По словам представителей РСА, некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. «Такая возможность уже существует», — признали в РСА. Примерно также говорят и «Росгосстрахе».

«Каждая страховая компания теперь сама определяет факторы риска, и теоретически можно предположить, что кто-то из страховщиков будет устанавливать базовый тариф с учетом пройденного техосмотра, — рассуждает в беседе с Autonews.ru директор направления по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится. Мы не видим статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра».

Между тем в компании «Альфа.Страхование» категорически заявили, что наличие или отсутствие техосмотра на стоимость полиса ОСАГО не окажет. Там считают, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО все равно продадут

Сама проверка остается обязательной. Более того, как напомнили в РСА, с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция КоАП. Согласно поправкам, за отсутствие техосмотра автомобилистам будет грозить штраф в 2 тыс. рублей. Планируется, что такое нарушение будут фиксировать дорожные камеры: в случае отсутствия страховки, водители будут раз в сутки получать такие постановления.

Такой штраф, по мнению РСА, и станет стимулом для водителей обязательно приезжать на станции техосмотра. При этом сами инспекторы ГИБДД в беседе с Autonews.ru признались, что сейчас у них нет никаких оснований для проверки наличия диагностических карт. Так теоретически и сейчас автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Однако на деле такая мера практически не работает.

«У нас даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юрлиц мы можем проверить, а у физлиц — нет», — рассказывал Autonews.ru один из инспекторов.

Между тем, автомобилистам без техосмотра могут грозить и более серьезные проблемы, чем штраф в 2 тыс. рублей. Как предупреждают в РСА, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля виновника аварии, и у этого виновника не окажется актуальной диагностической карты, к нему может быть применен регресс со стороны страховой компании. Это означает, что страховщик покроет весь причиненный потерпевшей стороне регресс в пределах 400 тыс. рублей по «железу» или же 2,5 млн рублей, положенных за ущерб, причиненный жизни и здоровью. Однако потом эту суммы страховщик в судебном порядке будет взыскивать со своего клиента.

«Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии, — заявил представитель СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — Решение о целесообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно, руководствуясь экономической эффективностью такого действия, предполагающего необходимость проведения технических экспертиз и ряда юридических действий, в том числе и обращения в суд».

Можно ли получить скидку на ОСАГО за пройденный техосмотр

Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с видеообращением, в котором анонсировал возможную отмену обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Документ с такой инициативой МВД отправило на рассмотрение кабинета министров. Параллельно Черников предложением снизить стоимость ОСАГО для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе.

Тем не менее, страховщики не планируют давать скидку за пройденный техосмотр ни в случае его отмены, ни в случае сохранения необходимости раз в год обновлять диагностическую карту.

«Поскольку нет статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра, мы не видим и возможность давать скидку за прохождение проверки», — объяснили в «Росгосстрахе».

В компании «АльфаСтрахование» сообщили, что негативно относятся к идее предоставлять скидки. «В настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности автомобилей и введение подобных скидок невозможно, — считает исполнительный директор департамента обязательных видов страхования Сергей Скоморохин. — Кроме того, если посмотреть на то, как сейчас формируется предложение по цене и какие факторы используются страховщиками, при расчете стоимости, есть уверенность, что добровольность в прохождении техосмотра никак не скажется на цене ОСАГО».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: