О соблюдении трудового законодательства квотах для приема на работу инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Труд инвалидов

В сфере трудовых правоотношений законодательно установлены определенные гарантии инвалидам. На федеральном уровне из права регулируют Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В частности, Законом № 181-ФЗ предусмотрено обязательное создание квот для приёма на работу инвалидов (в зависимости от среднесписочной численности персонала у каждого работодателя). При этом в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых признаны вредными или опасными.

На основании ст. 21 Закона № 181-ФЗ каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает такую квоту. В квоту нельзя включать профессии и должности с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, при определении работ, запрещенных для инвалидов, необходимо пользоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163.

Важно! В зависимости от численности работников квота может составлять от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников (численность работников больше 100 человек) или составлять не более 3 процентов среднесписочной численности (численность работников от 35 до 100 человек).

От соблюдения установленной квоты освобождаются работодатели — общественные объединения инвалидов или образованные ими организации.

На основании ст. 20 Закона № 181-ФЗ работодатель обязан произвести резервирование рабочих мест, пригодных для труда инвалидов. При исполнении указанной нормы необходимо пользоваться Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».

Если квотирование обязывает работодателя создавать рабочие места для инвалидов, то резервирование запрещает ему принимать на созданные в счёт квоты рабочие места лиц без инвалидности.

На основании ст. 22 Закона № 181-ФЗ работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места – это не одно и то же. Их количество может не совпадать. Однако количество специально обустроенных рабочих мест не должно превышать количество мест по квоте. Приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н утверждены основные требования к оснащению специальных рабочих мест с учетом нарушений функций инвалидов.

Важно! Работодатель обязан оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с их минимальным количеством, установленным субъектом Российской Федерации.

Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.

Читайте также  Уволить мигранта без патента срок 1 месяц

А. Гарантии работникам.

Важно! Работодатель обязан соблюсти следующие гарантии для инвалидов:

1) создание необходимых условий для труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 Трудового кодекса РФ);

При установлении специального режима труда запрещается создавать работающему инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими работниками.

Важно! Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательным для исполнения работодателем документом.

2) установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 94 Трудового кодекса РФ);

3) установление сокращенной продолжительности рабочей недели;

Важно! Продолжительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы не может быть более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ). Для инвалидов 3 группы продолжительность рабочей недели определяется согласно индивидуальной программы реабилитации.

Как подённо распределить эти 35 часов в неделю зависит от ИПР и медицинского заключения . При этом заработная плата, а также все социальные права и льготы за лицами такой категории сохраняется в полном объеме.

4) предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска;

Важно! Ежегодный оплачиваемый отпуск для инвалидов составляет 30 календарных дней, исходя из 6 дневной рабочей недели (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

5) оплата труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени;

6) соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 Трудового кодекса РФ);

Важно! Работник-инвалид может привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, только с его согласия, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению работы и при наличии письменного подтверждения об ознакомлении работника со своим правом отказаться от выполнения такой работы.

7) предоставления отпуска без сохранения заработной платы.

Важно! Продолжительность такого отпуска составляет до 60 календарных дней в году.

Инвалидам-чернобыльцам ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время, равно как и дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней.

Важно! Если после переосвидетельствования группа инвалидности меняется, условия труда такого работника подлежат корректировке.

Б. Гарантии работодателям.

Работодатель должен оборудовать специальные рабочие места для инвалидов на свои средства.

При переводе инвалида по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую должность, за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода. А если перевод был связан с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, прежний заработок сохраняется до установления инвалидности либо до выздоровления работника. Эти выплаты относятся к расходам на оплату труда, т.е. включаются в себестоимость продукции.

Памятка работодателю по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов

1. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Закон Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила»);

Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

Постановление Правительства Хабаровского края от 12.12.2015 № 430-пр «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в Хабаровском крае»;

Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 04..08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Квота для приема на работу инвалидов — это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 05-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждена приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

3. Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Резервирование рабочих мест для инвалидов — это выделение организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Читайте также  Иммиграция в францию из россии

Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

При резервировании можно использовать Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций», а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов.

Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. Во втором случае работодатели подают сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению № 4 к «Административному регламенту предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденному приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 10.09.2013 № 100.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (в соответствии приложением № 2, утвержденного приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 29.09.2014 № 126 «Об утверждении порядка представления работодателями информации, предусмотренной законодательством о занятости, в государственные учреждения службы занятости населения Хабаровского края»).

4. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Хабаровском крае минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации, численность работников которой составляет более 100 человек, установлено в количестве одного специального рабочего места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Оснащение (дооснащение) рабочего места (в т.ч. специального) для трудоустройства инвалидов осуществляется с учетом требований охраны труда, а также Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30, приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда, обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

5. Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании Административного регламента, утвержденного приказом управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края от 19.05.2016г. № 16-П.

Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 181н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Поправки в закон унифицировали механизм представления в службу занятости информации о вакансиях, регламентировали процесс приема на работу соискателей от центров занятости населения и усовершенствовали механизм установления и выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес изменения в два закона – Закон РФ от 19.04.91 № 1032-I (далее — Закон о занятости) и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее — Закон о социальной защите инвалидов), в связи с чем у работодателей появились дополнительные обязанности.

Остановимся на ключевых изменениях, которые повлияют на трудоустройство кандидатов с инвалидностью, а также усовершенствуют взаимодействие работодателей с центрами занятости населения (далее –ЦЗН) и передачу сведений через портал «Работа в России».

Уточнение понятий

Внесена корректировка в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались, помимо работающих в найме, зарегистрированных в качестве ИП и других категорий, указанных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, обучающиеся по очной форме, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Поправки сделали исключение: теперь занятыми считаются обучающиеся по очной форме, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.

Иной смысл получило понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Если ранее под эту категорию попадала молодежь в возрасте от 18 до 20 лет со средним профессиональным или высшим образованием, которая впервые ищет работу, то новый закон увеличил возраст этой категории — от 18 до 25 лет — и зафиксировал период поиска работы — в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации (ст. 5 Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I).

Подача сведений о вакансиях через портал «Работа в России»

В ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 года работодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».

Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения.

Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Информация, которую будут с 2022 года подавать работодатели, включает данные:

  • о потребности в работниках;
  • об условиях привлечения работников;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Работодатели должны гарантировать полноту, достоверность и актуальность информации.

Квота для приема на работу инвалидов

Для работодателей с численностью работников более 100 человек законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Читайте также  Регистрация кфх как ип

Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек такая квота может устанавливаться в пределах 3 % среднесписочной численности.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Антон Котяков
министр труда и социальной защиты РФ

Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Уведомление службы занятости

В законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется:

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Уведомить службу занятости через единую цифровую платформу нужно и о факте отказа в приеме на работу. В этом случае информация передается о дне проведенных с соискателем собеседований, указывается причина отказа. Либо работодатель возвращает кандидату направление, если у него нет личного кабинета на портале «Работа в России».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

О соблюдении трудового законодательства квотах для приема на работу инвалидов

  • Главная
  • О центре
  • Гражданам
  • Работодателям
  • Рынок труда
  • Нормативные документы
  • Галерея
  • Истории успеха
  1. Главная
  2. Новости центра
  3. Квота для инвалидов: что нужно знать работодателю

Квота для инвалидов: что нужно знать работодателю

  1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и других категорий граждан.

Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для обеспечения реализации ими права на труд и для удовлетворения потребности в работниках организациями.

  1. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, все работодатели создают квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

  1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест в Республике Саха (Якутия)?

В первую очередь, мы руководствуемся такими федеральными законами, как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

На территории Республики Саха (Якутия) действует Закон Республики Саха (Якутия) от 28.07.2012 № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов испытывающих трудности в поиске работе в Республике Саха (Якутия)» (Закон о квотировании) .

  1. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, на которых распространяется Закон о квотировании, относятся:

2) несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и испытывающие трудности в поиске работы,

3) граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в течение года после освобождения.

  1. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест?

Законом о квотировании рабочих мест установлено:

  1. Для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет от 35 до 100 человек – 3%, в том числе для приема на работу инвалидов -2%, для несовершеннолетних и граждан, освободившихся с мест лишения свободы – 1%.
  2. Для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек – 4%, в том числе для приема на работу инвалидов -3%, для несовершеннолетних и граждан, освободившихся с мест лишения свободы – 1%.

При расчете среднесписочной численности для выявления установленной квоты не учитываются рабочие места труд, на которых отнесен ко вредным по результатам специальной оценки условий труда.

Например, ООО «Ромашка» имеет среднесписочную численность работников 89 человек, 23 рабочих места отнесены ко вредным. Таким образом, для расчета численности берем среднесписочную численность 66 (89-23=66). Установленная квота для данного предприятия будет 1 человек (66*2%= 1,3).

В случае, если при расчете квоты после запятой идет цифра 5 и больше, то производиться округления до целой в сторону увеличения.

  1. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом

* Самостоятельно работодателем

* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя

* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

  1. Каким образом производится предоставление отчетности по квотированию?

В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ежемесячно предоставлять в органы службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о квотировании рабочих мест ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчётным, представлять в Центр занятости населения г. Якутска, по установленной им форме сведения о наличии вакансий для приёма на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты.

Предоставлять информацию о реализации Закона о квотировании организации в Центр занятости населения города Якутска могут нарочно, по электронной почте (czan_yak@sakha.gov.ru) или через средства факсимильной связи (факс: 42-20-61, 42-20-09)

Обращаем Ваше особое внимание, что бюджетные организации не являются исключением при установлении квоты. Однако на бюджетные организации в соответствии со пунктом 5статьей 4 Закона о квотировании не распространяется квота по трудоустройству несовершеннолетних и граждан, освободившихся с мест лишения свободы.

Формы отчетности и инструкции по их заполнению размещены на официальном сайте Центра занятости населения г. Якутска. (Вкладка «Бланки» – «Для работодателей»)

  1. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов по обязательной квоте?

Случае непредставления в органы службы занятости населения, несвоевременного представления, представления сведений, необходимых для обеспечения занятости инвалидов, в неполном объёме или искажённом виде, несут административную ответственность в соответствии со статьёй 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на должностных лиц – от трёхсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Кроме того, согласно части 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты: влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: