Отличие акционной марки от акцизной

Поддельный алкоголь

Как не испортить праздник

Ежегодно в России из-за случайного отравления алкоголем умирает 6—7 тысяч человек.

Причиной стала не только водка на техническом спирте, но еще и виски из порошка, подкрашенный опилками коньяк и вино из яблочного сока со спиртом.

Выяснить качество алкоголя до того, как вас увезли на скорой, довольно проблематично. Чтобы сохранить здоровье, разберемся, как определить подделку.

Внешний вид бутылки

Прежде чем покупать дорогой алкоголь, откройте официальный сайт производителя — там достаточно фотографий, на которых видна форма бутылки, особенности этикеток, детали гравировок. Подделать все детали и маркировки бутылки сложно. Вот на что обратите внимание:

  1. Форма бутылки.
  2. Внешний вид этикетки, термоусадочной пленки на горлышке и контрэтикетки на оборотной стороне бутылки.
  3. На бутылке и этикетках возможны тиснение или рельефные изображения.
  4. Наличие федеральной специальной марки или акцизной марки.

К сожалению, даже оригинальная бутылка не гарантирует качество содержимого. На «Ибэе» продаются пустые б/у бутылки от известных напитков. А поддельный напиток можно приготовить из концентрата и спирта:

Р за концентрат, 587 Р за четыре пустых бутылки, 1500 Р за пятилитровую бутыль спирта» loading=»lazy» >

Акцизная и федеральная специальная марки

На каждой бутылке отечественного алкоголя должна стоять федеральная специальная марка. На импортный алкоголь до 1 января 2021 года наклеивали акцизные марки, а в 2021 году его маркируют акцизными или федеральными специальными марками. С 1 января 2022 года будут только специальные федеральные марки. Федеральные специальные марки выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — ФС РАР, или Росалкогольрегулирование.

Напитки классифицируют по крепости и составу, маркировки для каждого класса различаются по цвету. ФС РАР даже выпустила брошюру с описанием каждой марки.

Брошюра ФС РАР с описанием акцизных марокPDF, 14,6 МБ

Наличие марки не гарантия легальности производства бутылки с алкогольной продукцией. Росалкогольрегулирование регулярно выявляет алкоголь с поддельными марками. Поэтому перед покупкой их лучше проверять.

Проще проверить марку с помощью приложения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — «АнтиКонтрафакт Алко». Оно есть для Айфонов и смартфонов на Андроиде.

Если не хотите устанавливать приложение, проверить марку можно на сайте Росалкогольрегулирования. Здесь понадобится ввести номер марки. По нему вы получите ту же информацию, что и в приложении.

Если нет интернета, проверяйте, чтобы на марке была голограмма и графический код, цвет был не сплошным, а название совпадало с заявленным на этикетке содержимым. Марка должна плотно сидеть на бутылке, ее делают на клеевой основе. Если марка чуть отклеилась — лучше не брать напиток.

Чек в магазине

В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система — ЕГАИС. ЕГАИС позволяет контролировать законность сбыта алкогольной продукции.

С 1 июля 2016 использование ЕГАИС стало обязательным для всех продавцов алкоголя на территории России.

В систему ЕГАИС поступают данные производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных магазинов. За нарушение правил юридических лиц штрафуют на сумму от 150 000 до 200 000 Р .

Продавцы, которые работают по правилам, выдают специальный чек с QR-кодом.

Чек ЕГАИС не выдадут:

  1. Если покупаете пиво.
  2. Если заказали алкоголь в кафе или ресторане.
  3. Если покупаете в магазине беспошлинной торговли дьюти-фри. Но на бутылке должна быть надпись «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или аналогичный текст на английском языке.

Прежде чем покупать алкоголь, поинтересуйтесь у продавца, работают ли они в ЕГАИС. Если не работают — уходите. Если в магазине алкоголь продают без ЕГАИС, скорее всего, поставщик тоже не внес его в систему. За качество «невидимого» алкоголя вряд ли кто-то ответит.

Если магазин работает по правилам, продавец сначала сканирует штрихкод, затем марку на акцизе, а после этого выдает специальный чек с QR-кодом.

Ссылка, зашифрованная в QR-коде, продублирована сразу под ним. Она уводит на страницу сайта Федеральной налоговой службы, где указана информация о производителе, импортере, продавце.

Чтобы считать QR-код, на смартфон нужно установить программу — упомянутую «АнтиКонтрафакт Алко» ФС РАР или обычный сканер. Я использую приложение «Лаборатории Касперского», но инструмент тут не важен. Если вы не хотите ничего устанавливать или QR не считывается — такое тоже бывает, — набирайте ссылку с чека прямо в строке браузера.

По ссылке откроется сайт ФНС. Обратите внимание на дату и время продажи — она не должна отличаться от реальной. Информация в блоке «Серия и номера марок» должна совпадать с надписью на этикетке и с данными на акцизной марке.

Всё сложнее, если ссылка не открылась или информация вызывает вопросы: другой адрес магазина, отличается дата продажи, указано, что вы купили «винный напиток», хотя марка на бутылке — «вино виноградное».

Маркировка алкоголя в 2021 году: новые правила

С 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в порядок маркировки алкогольной продукции. Они связаны с принятием Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ.

С 2021 года акцизные марки отменены

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, которая производится в РФ, маркируется федеральными специальными марками. Они приобретаются в территориальном органе Росалкогольрегулирования;
  • алкогольная продукция, которая ввозится в РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах.

Указанное следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

С 1 января 2021 года акцизные марки отменяются.

С этого времени весь алкоголь, в том числе ввозимый, маркируется только федеральными специальными марками.

При этом, заявления на выдачу марок отдельно подаются по алкоголю, который ввозится как из стран – участниц ЕАЭС, так и из других стран.

Таможенные органы до 31 марта 2021 года включительно могут продолжать выдавать акцизные марки для маркировки ввозимого алкоголя, в том числе из государств — членов ЕАЭС, если заявления на выдачу марок, были приняты до 31 декабря 2020 года включительно.

Кроме того, до 31 декабря 2021 года включительно разрешен ввоз в РФ алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, а до окончания срока годности такой алкогольной продукции – закупки, поставки, розничная продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками.

Как получать федеральные специальные марки

Для получения марок организация – производитель или импортер алкоголя должны направить электронное заявление через личный кабинет ЕГАИС Росалкогольрегулирования.

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Читайте также  Вопросы и ответы для аттестации бухгалтера материального стола

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

Изменен срок нанесения марок

Для нанесения федеральных специальных марок на алкоголь установлен более продолжительный срок – 9 месяцев со дня их получения. Тот же срок установлен и для импортной продукции – ее следует ввезти в течение 9-ти месяцев со дня получения марок. До 2021 года наносить марки надо в течение 6-ти месяцев.

Если в этот срок марки не нанесут на алкоголь, а импортную продукцию не ввезут в РФ, то марки надо уничтожить. Если этого не сделать, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простановят.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ПРИЕМА ОБРАЩЕНИЙ
  • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • РЕЕСТРЫ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
  • БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • СТОПКОРОНАВИРУС.РФ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

В настоящее время существуют организации, которые для извлечения экономической выгоды разрабатывают различные схемы уклонения от уплаты акцизного налога.

Один из таких способов — использование так называемых «мытых» (или «зеркальных») марок, т.е. созданных на базе неиспользованных, якобы уничтоженных федеральных специальных марок (далее – ФСМ), при помощи удаления химическим способом серии и номера марки, и последующим нанесением серии и номера, дублирующего уже существующий. Таким образом, за одним и тем же номером ФСМ может существовать несколько бутылок алкогольной продукции, только одна из которых находится в легальном обороте. Но такие марки легко отличить от подлинных визуальным осмотром – в месте нанесения серии и номера ФСМ имеется фоновый микротекст «федеральная специальная марка», хорошо читаемый под увеличительным стеклом (например, при использовании прибора — детектора портативного «ДЕВИС-А36» или обыкновенной лупы). При удалении краски и последующем нанесении нового изображения большинство печатных машин не могут воспроизвести фоновый микротекст «федеральная специальная марка» с той же четкостью, с которой он печатается на фабрике Гознак. В итоге получаются либо смазанные буквы, либо более крупный шрифт, либо микротекст совсем отсутствует, а на его месте идут волнистые линии. Также при нанесении новой серии и номера ФСМ с большой вероятностью сами цифры будут отличаться от тех, которые печатает фабрика Гознак – может отличаться шрифт, размер, толщина, цвет может быть более насыщенным. Эти признаки подделки очень легко выявить при сравнении с подлинными образцами ФСМ.

Также существуют более грубые способы подделки – федеральная специальная марка полностью изготавливается не производством фабрики Гознак. Такие марки выявляются по несоответствию следующим степеням защиты: явное отличие рисунка на голограмме, отсутствие свечения слова «РОССИЯ» при ультрафиолетовом освещении, нехарактерная (глянцевая) бумага, на которой напечатана марка, отличие общей цветовой гаммы от подлинных марок.

Кроме того, на большинство поддельных ФСМ серия и номер нанесены случайным образом и фальсификацию таких марок легко определить при помощи ресурса «Проверка марок», размещенного в личном кабинете организации на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (www.fsrar.ru). Введя серию и номер, выбрав тип марки ресурс выдает информацию, содержащуюся в Единой государственной автоматизированной информационной системе, об алкогольной продукции, на которую нанесена подлинная ФСМ с такими данными.

Другим же способом уклонения от уплаты акциза является предоставление недостоверной информации о произведенной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС). Это было применимо для федеральных специальных марок старого образца, выпускаемых до июля 2012 года. Например, самая «ходовая» алкогольная продукция (водка емкостью 0,5 л крепостью 40%) маркируется ФСМ «алкогольная продукция с содержанием этилового спирта свыше 25%, емкость до 0,5 л». Точно такая же ФСМ наносилась на различные горькие настойки с содержанием этилового спирта от 26%, разлитые в тару емкостью от 0,26 л. Но акциз, уплачиваемый при получении ФСМ на вторую группу продукции значительно ниже, чем на водку емкостью 0,5 л крепостью 40%.

Получив марки на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта 26% и разлитую в тару емкостью 0,26 л., недобросовестный производитель наклеивает их на бутылки с водкой емкостью 0,5 л.

Проверку фиксации ФСМ в ЕГАИС может осуществить любая организация, воспользовавшись ресурсом «Проверка марок», который размещен в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выявлении контролирующими органами алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, возбуждается дело об административном правонарушении, выявленная продукция изымается из оборота. По решению суда на юридическое лицо может быть наложен штраф (от 40 000 руб. до 50 000 руб. по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, от 50 000 руб. до 100 000 руб. по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ), а вся партия алкогольной продукции будет подлежать конфискации и дальнейшему уничтожению. Также лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии выданной организации, у которой данная продукция была обнаружена.

Предотвратить закупку и дальнейшую реализацию алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ, организация может осуществляя минимальный комплекс проверочных мероприятий при поступлении данной продукции на склад или в магазин, а именно:

— проводить визуальный осмотр марок на закупаемой продукции;

Маркировка табачной продукции. Акцизная марка России

В соответствии с действующим законодательством РФ оборот табачной продукции в Российской Федерации должен осуществляться в соответствии с требованиями «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 (далее – ТР ТС 035), а также в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – ФЗ № 268).

Читайте также  Сколько платят за 3 ребенка в красноярском крае

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ТР ТС 035 табачная продукция выпускается в обращение на рынке государств-членов при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В соответствии со ст. 18 ТР ТС 035 на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее — марки).

Информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать:

а) наименование вида табачного изделия;

б) наименование табачной продукции;

в) наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

г) наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией;

д) сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

е) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

ж) предупреждение о вреде потребления табачных изделий;

з) единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;

и) сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок;

к) информацию о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах.

В соответствии со ст. 2 ФЗ 268 табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Согласно ст. 3 ФЗ 268 требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 ТР ТС 035, ст. 2, 3 ФЗ № 268 на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее — марки), которые согласно ст. 4 ФЗ № 268, Приказа ФТС России от 03.06.2019 N 900 «Об утверждении образцов акцизных марок для маркировки табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию» (зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2019 N 55352), Постановлению Правительства РФ от 26.01.2010 N 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции», Постановлению Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции» должны быть размещены на потребительской упаковке табачной продукции и должны иметь размер 44 x 20 миллиметров и надписи «Россия» и «акцизная марка» и иную установленную законом информацию.

Обращаем внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что оборот табачной продукции с нарушением положений «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию», утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107, Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», в части отсутствия маркировки, влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что такое акциз

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Акцизы в налоговой системе РФ
  2. Подакцизные и неподакцизные товары
  3. Облагаемые и необлагаемые операции
  4. Акциз в цене товара
  5. Преимущества и недостатки акцизной системы

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.
Читайте также  Образец письма о невозможности поставки товара

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: