Ответственность водителя при повреждении перевозимого груза

Материальная ответственность водителей при перевозке грузов

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Договор и мера ответственности
  2. Содержание договора
  3. Правовая практика

Водители, работающие на организацию-перевозчика, несут материальную ответственность за груз при перевозке. Каков объем этой ответственности, может ли перевозчик взыскать ущерб с водителя полностью?

Договор и мера ответственности

Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.

Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.

В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.

Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.

Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.

Содержание договора

В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.

Кроме того, могут включаться такие условия:

  • обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
  • обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
  • обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
  • обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
  • наличие униформы (халата) и медицинской книжки.

Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.

Важно! Указание в договоре о материальной ответственности с работником конкретной должности обязательно, иначе привлечь его к ответственности проблематично.

Особенно сомнительным, с точки зрения сложившейся судебной практики, выглядит пункт договора с водителем о его полной материальной ответственности за груз. Однако взыскать с работника штрафы, убытки, понесенные в результате нарушения корректно составленного договора, перевозчик может. Ограничение суммой среднемесячного заработка при этом сохраняется.

Правовая практика

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

  • договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
  • привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

  • на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
  • на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

  1. Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
  2. Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
  3. Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
  4. Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
  5. Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
  6. Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден? — Защита прав потребителей

Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден?

  • Convert Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден? to DOC
  • Convert Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден? to PDF

Что делать если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден?

Почти каждый из нас хотя бы раз становился клиентом транспортной компании. Заказывая товары в интернете, отправляя груз родственникам, мы хотим быть уверены, что он поступит в целости и сохранности, в установленные договором сроки. Но бывают ситуации, когда груз задерживается в пути. Случается и такое, что груз поврежден в процессе перевозки, а то и вовсе утерян. Давайте разберемся, что важно знать о доставке груза.

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Закон), «Правилами транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее Правила),и договором транспортной экспедиции.

Правилами определено, что экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг; клиент — это лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.

Вопрос о ситуации, когда груз не доставлен в срок регламентирован статьей 9 Закона, согласно которой экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Кроме того, за нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3 %, но не более 80 % суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Какую же ответственность несет экспедитор еслигруз утерян или поврежден?

Статьей 7 Закона установлено, чтогруз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за повреждение (порчу) такого груза — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; за повреждение (порчу) такого груза — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

При этом статьей 8 Закона предусмотрено, что в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

Читайте также  Больничный после увольнения по собственному желанию на пенсию

А в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору необходимо сделать не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Что же делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или вовсе потерял его?

До предъявления исканеобходимо предъявить экспедитору претензию в письменной форме. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение 6 месяцев. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, выплативший страховое возмещение.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

В случае невозможности разрешения вопроса в добровольном порядке, поскольку требование о возмещении убытков носит имущественный характер, по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ защита имущественных прав потребителей осуществляется судом.

Согласно ст. 13 Закона, для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Вопль перевозчика. Как претензии превращают жизнь логистов в ад 09:47, 6 октября 2020 Версия для печати

Из-за повреждений, нанесённых сотрудниками склада при загрузке или выгрузке груз приходится собственными силами возвращать отправителю для переупаковки. В такой нелепой, на первый взгляд, ситуации ежедневно оказываются многие перевозчики.

С претензиями от грузополучателей сталкивались, пожалуй, все перевозчики. Некоторые компании выставляют претензии буквально за каждый чих и превращают работу водителей, логистов и управленцев в сущий ад. Нередко такие клиенты прописывают в договорах драконовские условия и из-за малейшей вмятины на коробке заставляют возвращать груз в другой город, при этом еще и выплачивая неустойку. Если же повреждена не только упаковка, но и сам груз, то грузовладелец получает и повреждённый груз, и компенсацию.

О невзгодах, с которыми приходится бороться перевозчикам, рассказывает Юрий Мишин, директор филиала транспортно-экспедиционной компании GLT в Санкт-Петербурге.

. закон подразумевает, что перевозчик отвечает за груз и за то, что с ним случилось лишь в процессе путешествия. Именно поэтому транспортный устав указывает на главенство пломбы при определении целостности груза. В нём также описаны грузовые места и другие вещи, о которых грузоотправители не слышали и слышать не хотят.

« Водитель обязан проверить груз при приёмке и, если с ним что-то не так, не принимать его», – примерно такими фразами нафаршированы претензии к перевозчикам от клиентов. А у меня возник вопрос: проверял ли кто-нибудь адекватность своих требований и реальность их исполнения?

Итак, условия задачи:

РЦ, склад, рампа, груз, паллеты,
бессмысленный и тусклый свет…

Необходимо загрузиться – принять груз в соответствии с ТСД по качеству и количеству и правильно его закрепить.

Набравшись смелости, заявлю, а затем и докажу, что предъявляемые перевозчику требования по проверке груза по качеству и количеству невыполнимы по причинам, создаваемым самим же грузоотправителем.

Начнём с качества

Как происходит погрузка в крупных распределительных центрах? Водитель подъезжает к РЦ, встаёт на стоянку, идёт в отдел регистрации, где оставляет документы и свой номер телефона. Канцелярия проверяет наличие заявки, доверенностей, груза на складе и документов, после чего водитель отправляется в кабину, где ждет звонка.

Звонок! Водителю называют номер рампы, куда он должен подать машину под погрузку. Водитель маневрирует, подъезжает к рампе, оставляя пару метров, открывает ворота, подъезжает уже вплотную, устанавливает противооткатные «башмаки», закрывает машину и идет к порталу, через который он попадет в недра склада. Охрана досматривает водителя, водитель надевает жилет, каску, накладку на носы ботинок и следует к своей рампе.

Интересно? Дело в том, что за это время в его кузове может оказаться (и часто оказывается) несколько паллет, которые ловкие пилоты погрузчиков уже загрузили. Проверить и качество, и количество уже не представляется возможным!

А что дальше? Паллеты могут быть сгруппированы в зоне погрузки, а могут и вывозиться поштучно из закоулков огромного склада, доставаемые со стеллажей разной высоты. Осмотреть качество перед погрузкой в первом случае сложно, ибо по технике безопасности праздно шататься по складу никто не позволит во избежание ДТП с погрузчиками, летающими на предельных скоростях, а во втором случае так и вовсе невозможно – поди узнай, какие паллеты и откуда потом достанут.

А дальше начинается погрузка, в ходе которой водитель стоит в определенном месте, чтобы не мешать. То есть он может видеть упаковку максимум с двух сторон: спереди и с того бока, которым мимо него паллет на вилах погрузчика залетает в кузов. И как тут проверить качество и целостность упаковки? Любой недобросовестный грузчик, желающий скрыть повреждения, может просто взять паллет на вилы с нужной стороны, и все – водитель ничего не увидит.

А теперь – про количество

После того как погрузка заканчивается, водитель опять идет через портал, где раздевается и сдает складское снаряжение. Затем отгоняет машину на пару метров от рампы, закрывает ворота и вешает пломбу. Потом он отъезжает уже на стоянку и опять идет в канцелярию, чтобы получить товарно-сопроводительные документы, в которых и указано количество и номенклатура груза, принятого им к перевозке.

Как вам порядок действий? В момент погрузки водитель еще не знает, что именно и в каком количестве должно попасть к нему в кузов, поэтому возможности проверить груз у него просто нет.

Как можно сверить что-то с чем-то, когда не с чем сопоставить, когда отсутствует эталон-образец?

Ну и немного фантастики относительно возможностей перевозчика хоть как-то противостоять своему бесправию в процессе возложения на него ответственности за груз. С обеих сторон баррикад бытует мнение, что водитель может сделать отметки в документах о том, что он несогласен, или «без него его женили». Подобные комментарии перевозчик может оставить только в п. 12 транспортной накладной, в товарно-транспортной накладной для этого места нет и никто не позволит что-то писать в этом документе. Однако транспортная накладная выписывается далеко не всегда, но это уже отдельная тема для разговора.

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

Обязанности экспедиторов и перевозчиков

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Клиент всегда прав?

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

4 правила, которые помогут избежать проблем

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Читайте также  Перечисление взносов из зплаты при увольнении сотрудника 2018

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

Хитрые пункты в договорах с экспедиторами

Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:

«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Получили груз? Рано радоваться

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

И споры эти так похожи.

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Да здравствует наш суд!

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Читайте также  Как узнать собственника если нет кадастрового номера

Комментарий к ст. 796 ГК РФ

1. Коммент. ст. устанавливает особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. При этом определены: 1) основные параметры правонарушения (его фактические и временные характеристики — утрата, недостача и повреждение (порча) груза или багажа, а также период (период ответственности), в пределах которого перевозчик должен обеспечивать сохранность груза или багажа); 2) границы (пределы) имущественной ответственности перевозчика; 3) особенности доказывания по данной категории дел в части доказывания самого факта правонарушения и наличия оснований освобождения от ответственности.

2. Перевозчик отвечает за несохранность груза и багажа по ст. 796 ГК в период с момента принятия груза или багажа к перевозке и до его выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа. Ответственность перевозчика в данном случае наступает в двух формах. Во-первых, это ответственность в форме возмещения причиненного вреда, которая ограничена установленными законодательством размерами возмещаемого ущерба. В частности, согласно п. 2 ст. 796 ГК ущерб, причиненный утратой багажа при перевозке, возмещается перевозчиком в случае объявления ценности багажа в размере объявленной стоимости багажа. Во-вторых, это ответственность в форме возврата провозной платы за перевозку груза или багажа, которая наступает наряду с первой формой ответственности.

3. Для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза или багажа он должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК). Таким образом, за несохранность груза или багажа перевозчик несет ответственность лишь при наличии своей вины, хотя и является предпринимателем. Данное обстоятельство детально регулируется положениями ст. 119 ВК, ст. 161, 162 КТМ, ст. 42, 96 УЖТ, ст. 34 УАТ, ст. 117 КВВТ. Пункт 1 ст. 796 ГК не содержит упоминания о вине перевозчика как условии его ответственности, однако на это указывает сравнительный анализ определения вины по ст. 401 ГК и использованной в п. 1 ст. 796 ГК фразы «не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».

Указанное правило ГК об основаниях освобождения от ответственности развивается и конкретизируется в актах транспортного законодательства (ст. 118 КВВТ и др.). В транспортных уставах и кодексах содержится открытый перечень обстоятельств, доказав наличие любого из которых перевозчик освобождается от ответственности за ненадлежащую (несохранную) перевозку (ст. 95 УЖТ, ст. 118 КВВТ, п. 5 ст. 34 УАТ).

4. Процедура применения мер гражданско-правовой ответственности, возникающей из отношений перевозки, в том числе и в связи с необеспечением сохранности груза и багажа, обычно состоит из трех этапов (о втором и третьем этапах данной процедуры см. ст. 797 ГК и коммент. к ней):

— документальная фиксация оснований ответственности (в случаях, предусмотренных законодательством);

— соблюдение претензионного порядка урегулирования споров;

— предъявление иска в соответствующий суд.

В рамках первого этапа транспортное законодательство в ряде случаев предусматривает необходимость специального документального подтверждения тех обстоятельств, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по перевозке. Так, в ст. 119 УЖТ установлено, что подобные обстоятельства удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В частности, коммерческий акт составляется для удостоверения повреждения (порчи) багажа, возможных причин такого повреждения; обнаружения багажа без перевозочных документов. По своему значению эти документы являются доказательствами. Однако поскольку подобные документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.) обычно составляются перевозчиком в одностороннем порядке, то в соответствии с п. 4 ст. 796 ГК они в случае спора оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Таким образом, документы перевозчика, удостоверяющие основания ответственности, необходимость составления которых предусмотрена в транспортном законодательстве, не имеют приоритета над иными доказательствами по судебному делу.

Вместе с тем не все обстоятельства, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по перевозке, требуют в силу транспортного законодательства специального документирования. В частности, согласно ст. 121 УЖТ и п. 71 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 851) в случае задержки отправления или опоздания поезда к претензии прилагаются лишь проездные документы (билеты), которые и подтверждают содержание претензии.

Судебная практика по статье 796 ГК РФ

В силу статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации такая ответственность применяется за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт принятия ответчиком груза к перевозке в исправной таре и упаковке, без замечаний к количеству товара, с установленным рекомендуемым температурным режимом, установив факт повреждения груза (товар деформирован и не подлежит восстановлению вследствие несоблюдения рекомендуемого температурного режима) во время его транспортировки, руководствуясь положениями статей 15, 309, 393, 793, 796, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», суды пришли к выводу о доказанности истцом наличия совокупности обстоятельств, влекущих обязанность ответчика по возмещению ущерба.

Руководствуясь статьями 15, 307, 309, 310, 393, 401, 404, 785, 796, 1064, 1081, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии смешанной вины сторон в возникновении убытков в результате порчи груза при его перевозке и подлежащему снижению размеру ответственности ответчика, недоказанности несения расходов на утилизацию груза.

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 393, 401, 796, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 146, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 июня 2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика, принявшего груз к перевозке, от ответственности за утрату груза.

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 393, 785, 793, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из недоказанности истцом (заказчик) возникновения спорных повреждений груза в процессе его транспортировки ответчиком (исполнитель) и причинно-следственной связи между убытками истца и действиями ответчика.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт принятия ответчиком груза к перевозке, установив, что принятый к перевозке груз не доставлен грузополучателю, ответчиком не представлены доказательства того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые ответчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также доказательства отсутствия своей вины в утрате груза, руководствуясь положениями статей 15, 309, 393, 793, 796, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», суды пришли к выводу о доказанности истцом наличия совокупности обстоятельств, влекущих обязанность ответчика по возмещению ущерба, вызванного утратой груза.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 393, 401, 784, 785, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика (экспедитор), принявшего груз к перевозке, от обязанности по возмещению истцу (заказчик) убытков, вызванных утратой груза.

0004000, поэтому обязали его возместить истцу (заказчику) уплаченную грузополучателю сумму в соответствии со статьями 401, 785, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Довод о недоказанности утраты груза в процессе перевозки рассмотрен и обоснованно отклонен апелляционным судом как противоречащий представленным в дело доказательствам.

В силу статьи 17 Конвенции о международной дорожной перевозке груза и статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации вины в порче груза ответчик не опроверг, поэтому иск правомерно удовлетворен.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

Удовлетворяя иск, суды, руководствуясь статьями 393, 785, 796, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из доказанности факта причинения ущерба истцу, вызванного утратой груза в процессе перевозки, установив факт принятия ответчиком груза к перевозке.

В соответствии со статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке (часть 2 статьи 785 Кодекса) и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: