Понятие место жительства гражданина рф фактического проживания

Значение «иметь место жительства» в нормативном акте Московской области для социальных выплат из бюджета субъекта

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это место, где гражданин проживает всегда. Сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Определение понятия «место жительства» приведено также в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1).

Под местом жительства в целях Закона № 5242-1 понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2).

Таким образом, в понятие места жительства входят такие признаки, как:

1) период проживания (постоянный или преимущественный);

2) основания для проживания — в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды и иные законные основания;

3) объект для проживания — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение.

Относительно значения регистрации по месту жительства необходимо отметить следующее.

Как указано в абз. 1 ст. 3 Закона № 5242-1, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (абз. 2 ст. 3 Закона № 5242-1).

Таким образом, из анализа положений ст. 2 и 3 Закона № 5242-1 следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Однако в большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации, что вызывает споры.

Например, в одном из дел суд отклонил доводы истца, что он проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, что дает ему право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истец постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве не имел (апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2016 по делу № 33-5720/2016).

По другому делу судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда обратила внимание суда первой инстанции на то, что регистрация истца по месту жительства по адресу в г. Москве не была связана с предоставлением ему конкретного жилого помещения, регистрация была произведена при воинской части. Как указал истец, он и его семья, будучи зарегистрированы по месту жительства в Москве, фактически проживали в г. Серпухов-4 в квартире, предоставленной по месту службы. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом представлены доказательства того, что фактически он и его дети проживали на территории Московской области (апелляционное определение Московского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-11141/2014).

Таким образом, место регистрации, как правило, свидетельствует и о месте жительства, если не будет установлено иное.

Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

Читайте также  Выдача путевок на охоту

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.

Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».

«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.

Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.

По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.

Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания и ее правовое значение

Ранее под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке. Постановлением КС РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности ст.54 ЖК РСФСР» ее положения в этой части признаны не соответствующими Конституции.

В настоящее время граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» с учетом Постановления КС РФ от 02.02.1998№ 4-П

В отличие от прописки, регистрация – это не разрешение на проживание. Регистрация предполагает, что там, где гражданин зарегистрирован и находится его место жительства. Но презумпция может быть опровергнута в судебном порядке. В теории и судебной практике неоднократно подчеркивалось, что сам по себе факт отсутствия или наличия регистрации еще не свидетельствует об отсутствии или наличии прав на жилое помещение. Так, ВС РФ постановлением от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище. Наличие или отсутствие регистрации может служить лишь одним из доказательств возникновения или прекращения каких-либо прав. КС РФ отметил, что регистрация – способ учета граждан, носящий уведомительный характер. Такой подход принципиально изменил судебную и административную оценку конфликтной ситуации по сравнению с той, что существовала в советский период.

В Правилах указывается на 2 вида регистрации

  • Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
  • Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Читайте также  Сообщение госуслуг о готовности охотничьего билета

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС, осуществляющие регистрацию в течение 3 дней со дня поступления документов. Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях и иных подобных учреждениях осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация по месту жительства осуществляется не позднее 7 дней со дня смены места жительства на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения (договор, административный акт, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.)

Оформляется такая регистрация отметкой в паспорте.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания (документ, удостоверяющий личность и документ-основание для временного проживания: договор найма, поднайма заявление вселяющего)

Оформляется регистрация по месту пребывания выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Правила содержат также специальные положения о регистрации отдельных категорий граждан (военнослужащих, вынужденных переселенцев, проживающие на территории монастырей, храмов, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.)

Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года

С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.

Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.

Вот как это работает.

О каком штрафе речь

В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.

С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.

Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.

Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.

Когда нужно оформлять регистрацию

Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.

Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.

Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.

Как победить выгорание

Если нет регистрации

Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.

Штрафы для граждан за нарушения при регистрации

Нарушение Штраф для владельца жилья Штраф для проживающих
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге От 5000 до 7000 Р От 3000 до 5000 Р
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе От 2000 до 5000 Р От 2000 до 3000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге От 3000 до 5000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе От 2000 до 3000 Р

Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.

Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.

Еще есть уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, когда у человека нет намерения жить по указанному адресу. Штраф по статье 322.2 УК РФ за это составляет от 100 000 до 500 000 Р .

Кто может избежать штрафа

Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.

Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:

  1. если у человека нет временной регистрации, но есть постоянная в том же регионе. Аналогично для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма;
  2. если срок временного проживания не больше 90 дней;
  3. если без регистрации живут супруги, родные и усыновленные дети, супруги детей, родители и их супруги, бабушки, дедушки или внуки владельца жилья. При этом у самого владельца есть регистрация в этом же помещении. За нарушение правил по такому основанию не оштрафуют только проживающих. Владелец избежит ответственности по ст. 19.15.2 только при регистрации проживающих в том же регионе, родственные отношения не влияют.

С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.

Например, Ольга переехала из Волгограда в Москву. За ней решила переехать сестра. Она купила новостройку и пока что живет в квартире Ольги, но без регистрации. Раньше Ольгу и сестру могли бы оштрафовать на 5000 Р каждую. Но с 28 февраля их родственные отношения помогут законно избежать ответственности и сохранить 10 000 Р .

Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.

Если штраф выписан по старым правилам

Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.

В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.

Как оформить регистрацию

Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.

Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.

Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.

Место жительства гражданина

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания.

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания. Подобное право, согласно гражданскому законодательству, признается одним из ключевых.

Понятие места жительства в гражданском праве

Место жительства гражданина является важнейшей категорией, благодаря которой можно определить правовой статус каждого человека (в том числе и несовершеннолетних детей в возрасте менее 14 лет).

В частности, с данной правовой категорией связывают признание человека без вести пропавшим или же, например, умершим. Кроме того, именно по адресу фактического места жительства направляются иски, повестки и другие документы, которые имеют важное юридическое значение для каждого человека.

Определение самой дефиниции «место жительства гражданина» дано в ст. 20 ГК РФ. Так, под этой категорией понимается – место, где определенный субъект правоотношений (т.е. гражданин) постоянно или же преимущество проживает. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большей степени берутся во внимание жилые постройки (дома, квартиры, общежития, коммунальные квартиры), в которых лицо проживает на основании права собственности, договора найма или поднайма, соглашения об аренде и пр.

Определение права на выбор места жительства. Юридическое значение точного определения места жительства

Как было указано выше, определение конкретного места жительства субъекта позволяет государству гарантировать права и законные интересы всех граждан на территории РФ. Кроме того, точные сведения о месте пребывания человека позволяют обеспечить устойчивость правоотношений в гражданском поле, а также стабильность всей государственной системы.

Право на свободный выбор своего места жительства даруется всем без исключения гражданам. Однако ГК РФ подразумевает одно исключение из общего правила. Так, местом жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, недееспособного гражданина, автоматически признается место, где прописаны и проживают их законные представители (родители или, например, лица, назначенные опекой, в качестве усыновителей и попечителей).

Кроме того, в юридической практике распространены случаи, когда субъекты правоотношений вынуждены покинуть место своего жительства по различным на то основаниям. Иными словами, речь идет о том, что выбор места жительства будет носить принудительную форму, в частности, если лицо или его родственники стали жертвами преследования и других форм насильственного характера, которые несут собой определенную опасность их здоровью и жизни. В данных случаях государство наделяет таких граждан особым правовым статусом и осуществляет всестороннюю поддержку и помощь в переселении.

Характеристика понятий «место пребывания» и «место жительства»

Зачастую из-за безграмотности простого населения не различаются такие понятия как место жительства и место пребывания. Кроме того, подобная путаница возникает и в силу того, что современное законодательство не предусматривает единой трактовки данных дефиниций, поэтому специалисты различных сфер видят в этих категориях совершенно противоположные характеристики.

Если обратиться к ЖК и ГК РФ, то под этими определениями в первую очередь законодатель понимает связь гражданина (в том числе и несовершеннолетнего ребенка, и недееспособное лицо) с определенной жилой площадью. Если проанализировать трактовку понятия к ФЗ под № 5242-I, то можно четко разграничить характеристики места жительства и места пребывания:

  • Место жительства – это место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основании какого-либо права (собственности, аренды, найма и пр.). К таковым местам можно отнести: квартиру, дом, общежитие.
  • Место пребывания – это место, в которое гражданин прибыл для временного нахождения. В первую очередь это гостиницы, туристические базы и пансионаты, санатории и загородные комплексы, больницы и исправительные учреждения.

Таким образом, две эти важные категории следует разграничивать, так как они определяют совершенно разный правовой статус личности.

Определение места жительства детей в возрасте до 14 лет

Одним из самых сложных вопросов в юридической практике признается определение места жительства ребенка, который не достиг возраста 14 лет. Это связано с тем, что подобная тема имеет межотраслевой характер, который одновременно затрагивает как семейное, так и гражданское законодательство.

Если обратиться к ст. 20 ГК РФ, то в данном акте указано, что местом жительства ребенка в возрасте до 14 лет будет считаться место, где проживают его законные представители. Это могут быть как родители, так и опекуны, усыновители и пр. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок частично ограничен в своем праве свободно выбирать место жительства. Это обуславливается тем, что он еще не признан полностью дееспособным гражданином РФ.

В ситуациях, когда возникают споры о месте жительстве ребенка при раздельном проживании родителей, в законную силу вступает ст. 65 СК РФ. В данной правовой норме закреплено, что все конфликтные ситуации разрешаются посредством суда. При этом в первую очередь учитываются интересы и права ребенка. Но берутся во внимание и отношения, которые сложились между ребенком и родителями, опекунами или усыновителями.

Однако, несмотря на то, что в законодательстве предусмотрены нормативные статьи, которые регламентируют данный вопрос, некоторые нюансы остаются непроработанными, что в определенной степени осложняет разрешение споров о месте жительства ребенка в возрасте до 14 лет.

Регистрация граждан по месту жительства

Законодательный регламент устанавливает и фиксирует правила, по которым каждый гражданин, находящийся на территории РФ, должен провести регистрацию по месту своего жительства или пребывания. Порядок регистрационного учета субъектов правоотношений в России устанавливается не только гражданским, жилищным законодательством, но и федеральными и региональными законами.

Для осуществления регистрационного учета по месту жительства или пребывания в государственный орган, наделенный подобным полномочием, физлицо должно предоставить полный список официальной документации, в том числе:

  • Свидетельство о рождении (данный документ необходим для регистрационного учета несовершеннолетних до достижения 14 лет).
  • Паспорт, который выдан на территории РФ.
  • Паспорт гражданина СССР, оформленного по образцу 1974 года (конкретные случаи необходимости предоставления данного типа документа прописаны в законодательстве РФ).
  • Необходимо для регистрационного учета и заявление, подписанное гражданином, который является законным собственником недвижимого имущества, на территории которого и будет прописано физлицо.
  • В том случае если прописка осуществляется на территорию жилья, которое было выдано по договору найма, поднайма или аренды, то в государственный орган регистрации необходимо предоставить письменное согласие наймодателя на свершение подобного действия.
  • Если гражданин, перед тем как осуществить передвижение на новое место жительства, снялся с регистрационного учета по предыдущему адресу, ему следует предоставить, при наличии, листок убытия.

На основании этой документации орган проведет регистрацию гражданина, затем будет проставлена печать в документ, удостоверяющий личность, а также единый госреестр.

Последствия несвоевременной регистрации гражданина

Законодательство РФ четко регламентирует порядок государственной регистрации граждан, поэтому в НПА даны точные сроки, когда следует встать на учет физлицу по новому месту жительства.

Так, в ст. 19.15 КоАП РФ прописано, что если гражданин не пройдет процедуру регистрации в семидневный срок, то на него накладывается административная ответственность. Санкция в данном случае подразумевает денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей.

Кроме того, ответственность за несвоевременную регистрацию по месту жительства гражданина может нести и собственник жилья. В данном случае в силу вступает норма, закрепленная в ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. На виновное лицо налагается штраф, размер которого составляет от 2000 до 2500 рублей.

При этом следует помнить о том, что исчисление срока в 7 дней начинается только с того момента, когда субъект прибудет по новому месту своего жительства, а не по факту снятия с предыдущего регистрационного учета. Из-за незнания подобного нюанса многие граждане попадаются на уловки миграционной службы, сотрудники которой неправомерно составляют протоколы административного правонарушения.

Если такое случается, то гражданин имеет законное право обратиться в уполномоченный орган для обжалования подобного решения. В частности, заявление может быть адресовано в вышестоящий орган или же судебную инстанцию, но в срок не позднее 10 дней с момента получения протокола.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: