Последний закон о защите прав инвалидов

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 9 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1999, N 29, ст. 3693; 2001, N 33, ст. 3426; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 29, ст. 3990; 2013, N 27, ст. 3460; 2014, N 49, ст. 6928;2016, N 1, ст. 14; 2017, N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3485; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 61; N 11, ст. 1591) следующие изменения:

1) пункты 7 и 8 статьи 4 признать утратившими силу;

а) дополнить новой частью восьмой следующего содержания:

«Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.»;

б) часть восьмую считать частью девятой;

3) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.»;

4) часть четвертую статьи 9 признать утратившей силу;

а) часть девятую изложить в следующей редакции:

«На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.»;

б) дополнить частями десятой — тринадцатой следующего содержания:

«В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — заявление).

Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.

Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.».

Статья 2

Пункт 16 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179) признать утратившим силу.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 1, 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов, а также допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Закон об инвалидах – 181 ФЗ действующий на 2021 год

Федеральное законодательство охватывает все стороны жизни граждан. Особое внимание уделяется тем категориям, которые нуждаются в усиленной поддержке и опеке. К такой прослойке относятся инвалиды. Чтобы обеспечить им достойную помощь, на государственном уровне принимаются поправки к законам, учитывающие изменения в обществе, политической и экономической сфере. Тема статьи – изменения в законе об инвалидах, действующие в 2021 году.

  1. Содержание документа
  2. Базисные положения
  3. Содержание закона
  4. Внесение изменений в базисные понятия
  5. Инвалиды-дети
  6. Список привелегий
  7. Добавочные льготы
  8. Преференции по образованию в 2021 году
  9. Законодательные нововведения
  10. Дополнительные привилегии

Содержание документа

Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 г. был принят для защиты прав инвалидов в РФ. Основные положения документа посвящены:

  • юридическому описанию понятий;
  • перечню категорий статуса инвалидности;
  • введению понятий социальной защиты категории граждан и СМЭ;
  • перечню мер социальной поддержки;
  • реабилитации и обеспечению жизнедеятельности инвалидов;
  • списку привилегий.

Чтобы понять, как принятые изменения коснутся инвалидов в 2021 году, необходимо:

  • рассмотреть базовые положения закона;
  • перечислить перечень поправок, внесенных ст. 36 закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 г.

Начнем с основных наименований.

Базисные положения

Ввиду того, что нормативный акт посвящен уязвимой категории граждан, перечислим основные понятия в этой сфере.

Преимущества для определенных категорий граждан. Предоставляются в разных сферах жизни. Налоговые – НК РФ.

Содержание закона

Базисный документ о правах и мерах защиты инвалидов содержит описание основных положений вопроса. Некоторые положения в 2021 году изменились или вообще утратили силу. Перечислим пункты, которые либо не претерпели изменений или остаются действующими в 2021 году:

  1. Юридические определения. Сюда входит объяснение значения термина инвалид.
  2. Остается разделение на степени инвалидности по группам (I, II и III). Отдельное значение придается понятию детей с ограниченными возможностями, которым группа не присваивается.
  3. Объяснение понятия соцзащиты. В законе расписаны обязанности органов в этом вопросе. Законодательному предписывается совершенствование нормативных актов, на исполнительный возлагается осуществление постановлений первого.
  4. Определение МСЭ и ее функций. Комиссия обязана определить категорию инвалидности и зафиксировать факт необходимости социальной помощи гражданину.
  5. Недопустимость проявлений дискриминации по отношению к инвалидам по причине этого признака.
  6. Создание реестра инвалидов на государственном уровне.
  7. Перечень мер поддержки на разных планах жизнедеятельности инвалида – социальном, трудовом, налоговом, финансовом, бытовом, жилищном, медицинском.

Также остается определение понятий реабилитации и абилитации, а также других понятий.

Внесение изменений в базисные понятия

Основные определения были изменяемы следующими документами:

Государство на законодательном уровне постоянно улучшает систему поддержки и защиты уязвимых категорий граждан. Чтобы не упустить возможности улучшения своего уровня жизнедеятельности, гражданам с присвоенной категорией инвалидности необходимо регулярно посещать отделения соцзащиты для выяснения нововведений. При невозможности лично посетить инспектора, можно получить консультацию по телефону. Еще один вариант – посетить отделение может представитель инвалида. В этом случае данная категория граждан будет гарантировано получать принадлежащие им права и меры поддержки.

Инспектор отдела социальной защиты г. Томск Вееличева Т.К.

Читайте также  Чем отличается переуступка от фз 214

Инвалиды-дети

В Российской Федерации существует категория маленьких граждан, также имеющих ограниченные возможности. Упоминание об этой уязвимой категории находится в ст.17 закона № 181 от 24.11.1995 г. эта статья в основном содержит перечень поддержки семьям, в которых есть дети-инвалиды. Маленькие граждане не могут жить без взрослых, поэтому меры помощи направлены также на тех, кто обеспечивает им защиту. На основании постановления Правительства № 247 от 07.04.2008 г. существуют критерии признания ребенка инвалидом:

  1. Определенный возраст. Льготами пользуются несовершеннолетние и студенты до 23 лет, если они обучаются на очном отделении.
  2. Диагностированные врожденные расстройства организма или травмы, приведшие к ограничению жизнедеятельности.
  3. Потеря трудоспособности. Учитывается полная или частичная при условии регулярного медицинского освидетельствования и подтверждения имеющегося диагноза.
  4. Засвидетельствованная документально потребность в мерах социальной поддержки и мероприятиях медицинской реабилитации.

Когда ребенок достигнет граничного возраста, проводится МСЭ и устанавливается гркппа инвалидности в соответствии с диагнозом.

Список привелегий

В 2021 году семьи с несовершеннолетними детками-инвалидами будут пользоваться целым списком преференций.

Вид Категория Условия
Пенсия Социальные. Выплаты действуют в течение срока действия удостоверения. размер установлен на федеральном уровне.
Ежемесячное пособие. Социальные. В 2021 году сумма равна 1478 рублей и выплачивается независимости от степени заболевания и возраста. Планируется увеличение суммы на 4%.
Набор соцуслуг. Санаторные. Бесплатное санаторное восстановление. Воспользоваться разрешено один раз в год. Существует вариант замены льготы на одноразовую выплату в сумме 1500 рублей.
Набор соцуслуг. Медицинские. При наличии врачебного назначения (рецепта) бесплатное получение медикаментов, но только включенных в список соцпомощи. Вариант – монетизация в виде ежемесячной выплаты в размере 811 рублей.
Набор соцуслуг. Транспортные. Действует льгота только при проезде на общественном транспорте. Отказ возмещается в сумме 116 рублей ежемесячно.

Важно! Замена привилегий может производиться как в денежном, так и в материальном виде. Решение о замене доступно законным представителям ребенка-инвалида.

Добавочные льготы

Много внимания уделяется образованию инвалидов-несовершеннолетних.

Родителям или попечителям ребенка, имеющего ограниченные возможности, необходимо создавать ему условия для образования. Также условия создаются на государственном и региональном уровнях. Отделы соцслужб информируют взрослых о перечне социальной поддержки. Для несовершеннолетних в образовательных учреждениях должно быть соответствующее дополнительное оборудование, помещения приспособлены для обучения детей с ограниченными функциями. В зависимости от заболевания, предоставляются специальные обучающие книги, домашнее образование. Важно вовремя обратиться в органы социальной помощи, чтобы организовать ребенку комфортные условия для учебы.

Начальник отдела соцпомощи, г. Новочеркасск Авилов П.П.

Преференции по образованию в 2021 году

Следует уделить внимание видам помощи на разном образовательном уровне:

4. Питание в столовой за счет государства.

Право на налоговый вычет для родителей продлевается до достижении студентом возраста 23 года.

Важно! Обеспечивать выполнение требований и следить за их выполнением обязаны власти местного уровня.

Законодательные нововведения

Перечислим, что изменится законе об инвалидах в 2021 году:

  1. Граждане уязвимой категории получат право на ремонт технических средств без очереди. К таким средствам относятся те, в которых инвалид ощущает первоочередную потребность – протезы, коляски, приспособления.
  2. Госзакупки будут проводиться с предпочтением товаров, изготовленных гражданами со статусом инвалидности. При этом предпочтение отдается не инвалидам-ИП, а организациям инвалидов общероссийским, в которых состав участников этой категории не менее 80%.
  3. При выигрыше тендера, заказчик заключает договор с организацией инвалидов по цене, сниженной на 10-15% от заявленной.

Важно! Предпочтение будут иметь только сообщества, занимающиеся изготовлением регламентированных товаров.

Дополнительные привилегии

Кроме перечисленных мер поддержки, следует отметить:

  1. Данную категорию граждан обеспечат доступностью к любой услуге или объекту. Для этого органы власти разного уровня разрабатывают планы, назначают сроки и исполнителей.
  2. Для инвалидов по зрению станут доступны сайты официальных органов. Изменения внесены 09.05.2015г. Будут снижены цены на корректирующие очки (солнцезащитные) благодаря освобождению этого вида товаров от НДС.
  3. Увеличится размер пенсий страховых и фиксированных выплат на 7% для неработающих. После повышения сумма выплаты будет равна 5334,93 рубля, пенсионный бал будет оцениваться в 87,24 рублей.
  4. Начиная с февраля 2021 года, ЕДВ увеличивается на 2,5%. Одновременно вырастет стоимость НСУ, предоставляемых в финансовой или натуральной форме.
  5. Решением проблем уязвимой категории граждан будет заниматься ПФУ, ставший оператором реестра инвалидов. Им достаточно обратиться в отделение, чтобы решить все волнующие вопросы.

Кроме этого, имеется масса других предложений, которые рассматриваются на законодательном уровне.

Вопрос №1. Продлен ли срок программы капитала материнского и до какого времени?

Программа теперь действует в случае, если второй ребенок в семье или следующий рожден до 31.12.2018 года.

ФЗ 181 об инвалидах с последними поправками

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы — 1 400 000 человек;
  • 2 группы — 6 300 000;
  • 3 группы — 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 — Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 — Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 — Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 — Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 — Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция — 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28,с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей ссылке:

Последний закон о защите прав инвалидов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;

по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, — список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Законы об инвалидности

6 минут Ирина Смирнова 79

  • Какие существуют положения закона
  • Краткая характеристика
  • Нововведения, принятые в 2019 году
  • Что изменилось с принятием приказа №1024н
  • Видео по теме

Человек, который в силу сложившихся жизненных обстоятельств в какой-то мере утратил свою работоспособность либо определённые жизненные навыки, которые помогают полноценно обслуживать себя самостоятельно, определяется как инвалид. Эти люди очень уязвимая часть населения, так как их адаптация в социуме слабее, чем у полноценного человека. По статистике работодатели трудоустраивают людей с ограниченными возможностями чаше лишь в пределах квот, которые закреплены согласно действующему законодательству.

Какие существуют положения закона

Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в 1995 году был разработан и ратифицирован Федеральный закон 181 «О защите прав инвалидов». Состоит этот документ из преамбулы основного текста и шести глав. Определяют госполитику в отношении людей с ограниченными возможностями 36 статей. Эти статьи призваны максимально обеспечить равноправие в отношении недееспособного населения в соотношении к обычному социуму.

Реализация своих возможностей в сферах деятельности хозяйства страны, предоставление свобод в вопросах политических взглядов, предоставление гражданских свобод, то есть все гарантии, которыми наделены граждане Конституцией, касаются и неполноценных граждан в такой же мере. Заявленные права сформированы по принципам международного стандарта.

Меры социальной защиты нетрудоспособного населения являются обязательствами государства по части покрытия расходов на обеспечение хотя бы минимального уровня проживания и комфортного существования таких граждан. Все траты государственного уровня, направленные на поддержание ограниченных в своих возможностях людей, закладываются ежегодно в бюджетные статьи финансирования.

Краткая характеристика

Первая глава содержит информацию общего характера об основных понятиях закона, касающихся вопросов недееспособности. То есть всю информацию, которая координирует вопросы, связанные с недееспособностью, и области их реализации.

Вторая глава содержит понятие МСЭК. С чётким определением всего механизма проведения этой экспертизы также указаны учреждения, которые имеют право выполнять МСЭ с выдачей необходимой документации. Эта глава претерпела корректировку в 2015 году. Принятый приказ №1024н внёс значительные изменения и правки в работу экспертной комиссии.

Третья глава направлена на разрешение вопросов с реабилитацией неполноценного человека. Обратить особое внимание в этом вопросе заинтересованным гражданам следует на статьи 11 – 11.1. В них идёт речь о том, что обязательно должна быть разработана ИПРА с подробными назначениями и необходимостью в техсредствах. Основной мыслью этих статей является упор на эффективность реабилитации, которая позволяет привнести улучшения в жизнедеятельность нетрудоспособного человека.

Четвертая глава направлена на описание всех моментов обеспечения жизнедеятельности недееспособных людей на нормальном уровне.

Пятая глава представляет собой свод статей, описывающих структуру формирования объединений неполноценных граждан и особенности их образований.

Шестая глава – заключительная, определяющая вступление этого документа в юридическую силу.

В настоящее время норматив действует в полной мере, но в связи с возникающими прецедентами за истёкшие годы его редакция претерпела определённые изменения и поправки.

Можно вывести основные положения нормативного документа, которые состоят в следующем:

  • Закрепляется определение «инвалид» и понятие инвалидности детей как юридическое наименование.
  • Устанавливается разделение инвалидности по группам, в зависимости от степени ограниченности человека в своих возможностях. При этом лицам, не достигшим совершеннолетия, группа не присваивается.
  • Введено понятие о соцзащите лиц с ограниченными возможностями. Механизм реализации этого действия разработан таким образом, что Законодательный госорган находится в постоянной работе над улучшениями положений социального обеспечения недееспособных граждан. При этом исполнительная власть обязана неукоснительно реализовывать внедрённые положения, что контролируется надзорными органами.
  • Внедряется система определения степени недееспособности путём работы медико-социальной экспертизы, которая также уполномочена определять существование факта потребности больного в социальной помощи.
  • Отражена недопустимость дискриминационных действий по отношению к человеку с заболеванием.
  • Создан государственный реестр учёта всех лиц с инвалидностью.
  • Разработан алгоритм создания мероприятий по реабилитации, а также и абилитации нетрудоспособных граждан.
  • Определён порядок действия, который защищает интересы нетрудоспособных родителей.
  • Определены особенности по части трудовых отношений. КЗоТ, ФЗ «Об отпусках» и другие нормативные документы наполнены статьями, которые защищают права неполноценных людей.
  • Введено множество различных мер по обеспечению инвалидов денежными выплатами в виде пособий или установленных пенсий, а также необходимыми товарами, одобренными госпрограммами по соцзащите инвалидов.
  • Существует программа оказания целевых услуг, таких как оздоровление в профильном санатории.
  • Приняты положения о льготах, охватывающие всех пенсионеров по заболеванию и другие неполноценные категории лиц.
  • Установлены понятия льготных очередей для недееспособных людей. Благодаря чему в случае острой необходимости нетрудоспособному лицу положено получение отдельного жилья без оплаты.
  • Облегчённое трудоустройство неполноценных граждан благодаря квоте для инвалидов на рабочие места на предприятии.
  • Порядок определения бессрочной инвалидности с алгоритмом получения такого статуса.

Нововведения, принятые в 2019 году

Законотворчество постоянно претерпевает изменения по части улучшения условий для жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями. В 2019 году также были внесены корректировки в существующую редакцию ФЗ№181. Согласно этому нововведению недееспособные лица наделены первоочередными правами на ремонт техсредств, принадлежащих им, как оборудования первой необходимости.

Новшеством в законодательстве также является дополнительное постановление к ФЗ44, которое призвано предоставить специальные преимущества для инвалидов в их трудовой занятости.

Основные положения гласят:

Что изменилось с принятием приказа №1024н

С юридической точки зрения приказом в основной закон изменения практически не внесены. Регламент оформления инвалидности остался на прежнем уровне, действующим по методикам Минтруда. Разработка дополнений также закреплена за этим Министерством, вопросы утверждения лежат на Правительстве РФ.

Основной целью введённого в работу приказа является установление более конкретных показателей оценки нарушений состояния здоровья. Процедура прохождения МСЭК призвана стать более доступной и объективной для людей с заболеванием.

До вступления в силу приказа специалисты МСЭ в своей работе руководствовались документами, оформленными в различных медицинских учреждениях, и представляли собой разрозненную картину. С 2015 года существует стандартная документация МСЭ, которая едина для всех регионов РФ.

По содержанию проведения комиссии введены более объективные критерии медицинского исследования, по результатам которых соискателю присваивается определённая категория инвалидности. По форме прохождения МСЭ изменения не внесены.

Для получения более объективного характера оформления заключения после прохождения комиссии рекомендована привязка к поставленным диагнозам, то есть берутся во внимание причины инвалидности. До внедрения приказа заключения могли выдаваться на субъективных решениях членов комиссии. Тем самым немного усилена правовая позиция лица с нарушениями состояния и претендующего на присвоения группы нетрудоспособности.

Комиссия наделена полномочиями делать выводы и на дополнительных факторах, которыми могут быть количество обращений в медучреждение.

Непонятным в этом приказе остаётся вопрос обязательного переосвидетельствования, которое должно быть каждые два года даже у людей без конечностей. Казусом может стать присвоение лицу без ноги 2 группы инвалидности. Но эта недоработка уже зафиксирована многими специалистами, и ссылки на соответствующие нестыковки в законе отправлены на рассмотрение в Минтруд.

Данное законодательство предназначено для формирования особенной защиты интересов недееспособных людей, беспокоится о правах неполноценных людей. Инвалиды, которые утратили свои физические возможности или не имели их с рождения в полной мере, не перестают быть полноправными членами гражданского общества. Они имеют все права и гарантии как обычные граждане.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: