Претензия на невыполнение условий муниципального контракта

Как ведется претензионная работа по ФЗ №44

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Законодательное обоснование
  2. Сроки рассмотрения претензий
  3. Порядок действий на допретензионном этапе
  4. Особенности оформления претензии
  5. Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта
  6. Претензионная работа при использовании штрафных санкций
  7. Обеспечительные меры

ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

Вопрос: Заказчик направил поставщику претензию с требованием об уплате неустойки. Поставщик с претензией не согласился, неустойку не уплатил. Несмотря на это, заказчик не обратился в суд с иском о взыскании начисленной неустойки. Что грозит ответственному лицу заказчика за такое бездействие?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

При претензионной работе нужно руководствоваться не одним, а целым рядом нормативных актов. В частности, это следующие законы:

  • ГК РФ. Регулирует порядок исполнения обязательств, виды ответственности за неисполнение обязанностей. Также в ГК прописаны возможности одностороннего отказа от контракта.
  • ФЗ №44. В статьях 94 и 95 закона содержится порядок проверки итогов выполнения государственного контракта.
  • АПК. В части 5 статьи 4 указаны ситуации, когда претензионный порядок является обязательным. В части 1 статьи 126 АПК прописано, что истец должен приложить к иску копию претензии, а также документацию, подтверждающую позицию заказчика.
  • Отдельные нормативные акты. Применяются в том случае, если предметом контракта являются отдельные виды объектов. К примеру, авто. Это статья 39 ФЗ №259 «Устав авто» от 8 ноября 2007 года, статья 55 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года.

Также претензионная работа может регулироваться различными ведомственными актами. К примеру, это регламенты, методические рекомендации.

Сроки рассмотрения претензий

Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом. Результаты рассмотрения во многом зависят именно от скорости подачи претензии. Желательно делать это сразу после нарушения прав заказчика. Оптимальные сроки – от 10 до 30 суток.

Направление претензии после выполнения контракта возможно в рамках сроков исковой давности. Однако есть исключения. В частности, это при наличии недостатков и брака товара. В этом случае нужно руководствоваться гарантийным сроком. Если же этого срока нет, устанавливается период в 2 года (пункт 2 статьи 477 ГК).

Сроки ответа на претензию в ФЗ №44 также не прописаны. Раньше в АПК был установлен период в 30 дней. В контракте мог быть установлен иной срок. На данный момент указанные сроки актуальны только для споров, возникших на основании незаконного обогащения.

Сроки обычно указываются в контракте. Если никакого срока там нет, он прописывается в самой претензии. Если в соглашении не прописано, какие именно дни брать при расчете, брать нужно дни календарные. В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

Порядок действий на допретензионном этапе

Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

  • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
  • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика. Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте. Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта.

Особенности оформления претензии

В претензии, подаваемой на основании ФЗ №44, прописываются такие данные:

  • О сторонах контракта: название, адрес.
  • Номер и дата контракта.
  • Причины предъявления претензии.
  • Доказательства нарушений при исполнении договора.
  • Основание для наложения ответственности на поставщика.
  • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
  • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

Важно внимательно отнестись к формированию требований. Они должны быть конкретными и базирующимися на действительных нарушениях. Заказчик может указать меру ответственности, которую он хочет вменить в отношении исполнителя. При этом нужно указать закон, на основании которого будет накладываться ответственность.

Требование заказчика может быть денежным. В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта

Без уважительной причины отказаться от исполнения нельзя (основание – статья 95 ФЗ №44). В частности, должны соблюдаться эти условия:

  • Право на отказ содержится в контракте.
  • Имеются обстоятельства, при которых можно отказаться.

Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Получена продукция ненадлежащего качества.
  • Бракованный или испорченный товар не заменен в установленные сроки.
  • Исполнитель несколько раз нарушал сроки поставки.
  • Заказчик не исполняет все условия контракта.

Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения. В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

Если заказчик отказывается от контракта в одностороннем порядке, он сможет получить от исполнителя только компенсацию реально понесенного ущерба. Датой уведомления будет дата, когда заказчик получил подтверждение о вручении его решения об отказе. Если использованный метод отправки не предполагает получения подтверждения, датой уведомления является дата после истечения 30 дней со дня публикации решения в ЕИС.

Нужно помнить, что само по себе уведомление не обозначает автоматического прекращения действия контракта. У исполнителя остается 10 суток на ликвидацию нарушений. Если они устраняются, заказчик должен отозвать решение. Однако последнее положение неактуально при повторном правонарушении. Если ничего устранено не было, через 10 суток контракт действовать перестает.

Претензионная работа при использовании штрафных санкций

Заказчик обязан подать претензию в том случае, если условия контракта не были исполнены надлежащим образом. Однако она не обозначает автоматического взыскания неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК, пункт 1 статьи 407 ГК).

Взыскать неустойку можно только в том случае, если соответствующее положение содержится в контракте.

Обеспечительные меры

Существуют эти формы обеспечения контракта (часть 3 статьи 96 ФЗ №44):

  • Банковская гарантия.
  • Средства, которые внесены на счет заказчика.

Что собой представляют обеспечительные меры? Это меры, направленные на компенсацию убытков в случае неисполнения положений контракта. Если исполнитель допустит нарушение, заказчик сможет взыскать из суммы обеспечения штраф. Возмещение убытков производится на основании статьи 393.1 ГК.

К СВЕДЕНИЮ! При претензионной работе по ФЗ №44 применяются общие принципы, изложенные в ГК.

Нюансы ведения претензионной работы по ФЗ-44

  • Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ
  • Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам
  • Действия заказчика на допретензионном этапе
  • Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику
  • Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта
  • Итоги

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
  2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
  3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
  4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
  5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
  6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

Читайте также  Заявление на гражданство рф нового образца 2018 бланк консультант плюс

Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

Рекомендуем включать в претензию по 44-ФЗ следующие сведения:

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.

Муниципальный контракт: иск о расторжении, претензия

Расторжение муниципального контракта: основные нюансы.

Один из важных вопросов, касающихся муниципального контракта, — возможность его расторжения. Закон говорит о том, что расторжение контракта возможно по договоренности сторон либо в соответствии с решением суда.

Соглашение о расторжении оформляется в той же форме, что сам контракт. Если стороны не пришли к соглашению, каждая из них имеет право подать в суд иск о расторжении муниципального контракта. Подобное требование может быть заявлено только после отказа второй стороны расторгнуть его добровольно или неполучении ответа на претензию по муниципальному контракту в установленный срок. Если данное требование не выполнено, исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения.

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) 23.07.2010 заключило муниципальный контракт на изготовление и поставку барной стойки. По контракту оплата должна быть произведена следующим образом: 30% стоимости работ оплачивается после подписания договора, 70% – в течение 15 дней после подписания акта выполненных работ. Срок поставки – 20.08.2010. Фактически предоплата (30%) была произведена 27.08.2010 (платеж задержали в управлении культуры и департаменте финансов при регистрации бюджетного обязательства). Поставщик, ссылаясь на задержку предоплаты, задерживает сроки выполнения обязательства по поставке стойки. На 29.09.2010 работа поставщиком не выполнена, его телефоны отключены или находятся вне зоны доступа, какая-либо связь с ним отсутствует. Согласно контракту учреждением выставлена претензия по уплате неустойки. Поставщик отказывается ее платить. Как правильно поступить в данном случае: расторгнуть договор и вести процедуру по возврату предоплаты либо ждать поставки товара и предъявлять требования об уплате неустойки в судебном порядке? Начиная с какого дня следует начислять неустойку?

В хозяйственной деятельности большинства российских организаций задержка поставки товара или выполнения работ поставщиком, к сожалению, скорее закономерность, чем исключение из правил. Расторгать заключенный договор и требовать с недобросовестного контрагента возврата предоплаты или дождаться поставки товара и взыскать с поставщика неустойку за просрочку исполнения обязательства – решать, конечно же, руководителю организации. Но при этом он должен исходить из экономической целесообразности того или иного варианта поведения, временных затрат, а в рассматриваемом случае – еще и соответствия выбранного варианта поведения действующему законодательству.

Претензии по муниципальному контракту: пути решения.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, определим, имело ли место нарушение условий контракта со стороны заказчика.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации по условиям контракта уплата 30% стоимости производится после подписания договора, однако конкретная дата платежа не указывается. Также по условиям контракта срок поставки определен конкретной датой – 20.08.2010 – и не зависит от даты первого платежа, следовательно, заказчиком условия контракта не нарушены.

Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В связи с отсутствием оплаты от заказчика поставщик мог направить последнему претензию о расторжении контракта и расторгнуть данный контракт по соглашению сторон либо в судебном порядке, ссылаясь на невозможность его своевременного исполнения. Но так как этого сделано не было, у поставщика осталась обязанность по поставке товара в срок до 20.08.2010 в соответствии с контрактом независимо от наличия или отсутствия оплаты от заказчика.

Далее рассмотрим вопрос о выборе варианта поведения заказчика в случае неисполнения контракта поставщиком.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении данного договора.Так как муниципальный контракт заключен на поставку, на данный контракт распространяются положения п. 2 ст. 523 ГК РФ, в соответствии с которыми неоднократное нарушение срока поставки товара является нарушением существенного условия договора.

Читайте также  Нужно ли платить налог если квартира с обременением ипотеки

Как было указано выше, в силу п. 8 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ расторгнуть муниципальный контракт можно по соглашению сторон или в судебном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ заказчик имеет право заявить требование об изменении или о расторжении договора в суд только после получения отказа поставщика на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

В силу п. 8.1 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ в случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа.

В муниципальный контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом (п. 10 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ).

Неисполнение муниципального контракта.

В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней). Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства (ст. 521 ГК РФ). Также заказчик согласно ст. 393, 394 ГК РФ может потребовать с поставщика возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по причине нарушения существенных условий договора. Причинение заказчику убытков необходимо доказывать в судебном порядке, руководствуясь ст. 15 ГК РФ.

Учитывая все вышесказанное, отметим, что в соответствии с действующим законодательством РФ заказчик может потребовать от поставщика расторжения контракта, возврата суммы предоплаты, уплаты неустойки и возмещения убытков или же дождаться поставки товара и предъявить требование к поставщику о выплате неустойки и убытков за несвоевременное исполнение обязательства.

При этом неустойка должна исчисляться за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства (то есть с 21.08.2010), до фактического исполнения обязательства в размере, установленном контрактом. Если в контракте отсутствует условие о размере неустойки, ее размер должен быть не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней).

Однако если поставщик откажется в добровольном порядке расторгать контракт и исполнять предъявленные требования, заказчик будет вынужден обратиться в арбитражный суд в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Инструкция по оформлению претензии на неустойку по 44-ФЗ

Претензии по неустойке — это требования от одной стороны выплатить компенсацию за ненадлежащее исполнение контрагентом обязанностей по госконтракту. Например, нарушенные сроки или плохое качество товара или работ.

Скачать бланк претензии
Скачать образец акта о просрочке поставки товара по 44-ФЗ
Скачать образец требования об уплате неустойки, штрафов и пеней по 44-ФЗ на имя поставщика
Скачать образец претензии к заказчику по государственному контракту по 44-ФЗ
Скачать образец искового заявления по отмене штрафных санкций по 44-ФЗ с 2021 года
Скачать образец ответа на претензию

Взыскание претензий

В каждом государственном или муниципальном контракте прописывается претензионная работа по 44-ФЗ — обязательное требование ФКС. Распространяется он на обе стороны. Если такого пункта нет, заказчику грозит административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, а иногда и уголовная ответственность. Если поставщик или заказчик не выполнили условия госконтракта, пострадавшая сторона вправе подать исковое заявление по ст. 317.1 ГК РФ.

От виновника требуют выплату штрафа за ненадлежащее исполнение или просрочку исполнения обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Получила ли пострадавшая сторона реальный убыток — не важно. Нарушитель все равно объявляется должником, и на него налагается обязанность по уплате неустойки (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21.10.1997 по делу №224/8). Письменная претензия на пени за просрочку поставки товара по 44-ФЗ направляется при несоблюдении сроков и условий госконтракта со стороны поставщика, при обнаружении недостатков при приемке ТРУ или при нарушении заказчиком сроков оплаты. Кроме этого стороны вправе использовать:

  1. Мотивированный отказ — несогласие любой из сторон с требованиями и отказ их выполнять. К таким ситуациям относится отказ от подписания госконтракта, от получения поставленной продукции или приемки оказанных услуг. Главное условие — действия организации необходимо подтвердить законом.
  2. Односторонний отказ — это решение заказчика об отказе заключить соглашение при обнаружении грубых нарушений со стороны поставщика. Возможность одностороннего отказа следует заранее предусмотреть в проекте госконтракта (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Заказчик обязательно уведомляет поставщика о своем решении. После этого у исполнителя есть 10 дней, чтобы исправить нарушения. Если этого не сделано, заказчик расторгает госконтракт. Возмещается только реальный ущерб (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ). Поставщик вправе принять аналогичное решение.
  3. Рекламационный акт — это внутренний документ, который составляют представители заказчика, чтобы подтвердить плохое качество ТРУ или нарушения в процессе поставки. К акту обязательно прилагают документы, подтверждающие факт обнаружения некачественной продукции.

Составление претензии

Порядок написания зависит от закона, по которому проводилась закупка. В нормативах ФКС указано, что такое претензия по 44-ФЗ — это письмо, в котором пострадавшая сторона определяет нарушения и требует компенсации от контрагента. Унифицированной формы или законодательно утвержденного бланка не предусмотрено. Организации составляют обращение на фирменном бланке и включают разделы, соответствующие специфике их учреждения и конкретной закупке. В документе обязательно указывается:

  • наименование письма — претензия, требование;
  • официальные названия и адреса сторон;
  • реквизиты государственного или муниципального контракта;
  • основные условия госконтракта;
  • причины, по которым организована претензионная работа;
  • неисполненные обязательства;
  • начисленная неустойка на момент предъявления претензии и период, за который она рассчитана.

К претензии прикладывается:

  • копия госконтракта;
  • копии совершенных на момент составления документа платежей;
  • все подписанные акты сдачи-приемки товаров или выполненных работ (оказанных услуг);
  • бухгалтерская справка-расчет штрафа;
  • доказательства невыполнения обязанностей по госконтракту.

По умолчанию, на отправку дается двухнедельный период. Но в госконтракте прописывают и другие правила. Составляют в двух экземплярах. Доставляют обращение любым удобным способом: курьерской службой, по факсу, по электронной почте или обычной почте заказным письмом. Обязательно подтверждение о получении письма с указанием конкретной даты: получатель проставляет дату и расписывается на экземпляре отправителя.

Этот пример — образец претензии по непоставке товара в срок по 44-ФЗ на имя поставщика:

ООО «Идеальный поставщик»

адрес: г. Идеальный, ул. Идеалова, д.1

от ГБУ «Идеальный заказчик»

адрес: г. Идеальный, ул. Идеальная, д.1

телефон: 8 (123) 456-78-90, факс: 8 (123) 456-78-91,

адрес электронной почты: idealzakaz@mail.ru

Претензия
об уплате неустойки в связи с нарушением сроков
выполнения подрядных работ

ГБУ «Идеальный заказчик» (далее — Заказчик) и ООО «Идеальный поставщик» (далее — Поставщик) 01 июля 2020 года заключили контракт №0358300407519111111, предметом которого являются проектные работы по объекту «Капитальный ремонт бассейна ГБУ “Идеальный заказчик”» по адресу: 123456, г. Идеальный, ул. Идеальная, д.1» (далее — Контракт).

Цена работ по Контракту определена в сумме 539 996 (пятьсот тридцать девять тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей 00 копеек, без НДС.

По состоянию на 31.12.2020 работы выполнены на сумму 161 998,80 рубля. Полностью все работы не выполнены.

В соответствии с пунктом 4.2 Контракта, срок выполнения работ — с момента заключения контракта по 31.07.2020 (включительно) с предоставлением в этот срок положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.

Руководствуясь пунктом 7.2 Контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

7.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

Читайте также  Сообщение госуслуг о готовности охотничьего билета
Пени = ( Цена Контракта Стоимость обязательств, исполненных в срок ) × 1/300 × Ключевая ставка × Количество дней просрочки

На основании того, что Заказчик является добросовестным контрагентом, своевременно и надлежащим образом исполнял возложенные на себя обязательства по Контракту, то, согласно положениям норм действующего законодательства Российской Федерации, Заказчик вправе претендовать на сумму возмещения неустойки в размере 2302 (две тысячи триста два) рубля 63 копейки.

Период для начисления пени: с 19.11.2020 по 31.12.2020 (43 дня)

Ключевая ставка по состоянию на 31.12.2020: 4,25%

Цена контракта: 539 996,00 рублей.

Сумма, пропорциональная исполненной части контракта: 161 998,80 рубля.

Расчет пени, согласно пункту 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30.08.2017:

(539996,00 руб. – 161998,80 руб.) x (4,25% х 1/300) х 43 дня = 2302,63 руб.

Согласно пункту 10.1 Контракта, определен претензионный порядок урегулирования споров. Руководствуясь пунктом 11.4 Контракта, срок рассмотрения и ответа на претензию составляет 10 (Десять) рабочих дней со дня получения последнего адресатом.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, информируем вас о необходимости в срок, установленный Контрактом для ответа на претензию, добровольно перечислить сумму претензии 2302 (две тысячи триста два) рубля 63 копейки по следующим реквизитам:

УФК по Идеальной области (1234, ГБУ «Идеальный заказчик»)

Отделение по Идеальной области главного Управления Центрального банка Российской Федерации

В «налоговой строке» указывается: в поле 104 — КБК 00000000000000000140, в поле 105 — ОКТМО 12345000.

В назначении платежа необходимо указать номер и дату Контракта, по которому производится платеж.

В случае неисполнения вами указанных требований Заказчик, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Идеальной области за защитой своих нарушенных прав с исковым требованием о взыскании неустойки, определенной условиями Контракта.

А так выглядит образец претензионного письма от поставщика в 2021 году:

Ответ на претензию

Если претензия справедлива и исполнитель согласен с содержанием письма, он готовит ответ. В нем подтверждает готовность оплатить штраф. Копия платежного поручения направляется организации-заказчику. Если получатель не согласен с обвинениями, он вправе возразить и подготовить ответ на претензию, чтоб не платить неустойку. В тексте приводятся доказательства, что сложившиеся обстоятельства возникли не по его вине. Обязательны отсылки к действующему гражданскому и правовому законодательству и к положениям Федеральной контрактной системы.

Проведение претензионной работы по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Как ведется претензионная работа, в федеральном законе № 44-ФЗ четко не регламентировано. Необходимо ориентироваться на иные нормативные акты. В таком случае появляется реальный шанс защитить права и законные интересы своей компании. Такого рода действия ориентированы на предупреждение споров по вопросам хозяйственной деятельности, ликвидацию порождающих их причин. Все это делается до подачи иска в суд.

Регулирование претензионной работы законом № 44-ФЗ

Регламент ведения претензионной работы в отношении поставщиков, подрядчиков по госдоговорам определен следующими нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ. Здесь прописаны меры ответственности за неисполнение взятых на себя стороной обязательств, когда возможно в одностороннем порядке отказаться от исполнения работы по контракту. Это один из основных нормативных актов, по которым ведется претензионная работа в рамках исполнения тендеров.
  • Федеральным законом № 44-ФЗ. Тут содержатся инструкции в отношении схемы оценки итогов исполнения договора, а также прописаны ситуации, позволяющие в одностороннем порядке расторгнуть контракт.
  • АПК РФ. Здесь описаны случаи, когда нужно подавать претензию, какие документы должны ее сопровождать.
  • Инструкцией касательно приемки продукции по качественным и количественным параметрам.
  • Различного рода ведомственными регламентами и прочими нормативными актами, включая и муниципальные.
  • Рядом федеральных законов, в которых прописана схема предъявления претензии в зависимости от конкретного вида правоотношений.

Срок подачи и рассмотрения претензии

Начать претензионную работу можно когда угодно. Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных указаний на этот счет. Тут следует смотреть на имеющуюся практику по обозначенному вопросу. Скорость предъявления претензии часто определяет итог. Начинать проведение такой работы желательно в течение 10—30 дней.

Предъявить претензию можно и после выполнения договорных обязательств. В таком случае действует срок исковой давности. И в этой ситуации имеются некоторые исключения. Например, если был обнаружен дефект поставленной продукции — здесь ориентиром становится гарантийный срок. При его отсутствии берется период продолжительностью 2 года.

В законе № 44-ФЗ не содержится условий и в отношении того, как скоро должен быть дан ответ. АПК содержал указание на 30 суток. Однако в договоре разрешено прописать любой другой период. Обозначенное условие остается актуальным лишь в случае спора относительно незаконного обогащения.

Еще один нюанс: следует четко прописать, какие именно дни имеются в виду. По умолчанию берутся календарные. Также действует правило: при завершении срока в нерабочий день осуществляется его перенос на ближайший рабочий. Это прописано в статье 93 Гражданского кодекса РФ.

В остальном нет четкого регламента, когда надлежит ответить на поступившую претензию. При превышении заданного контрактом периода можно подавать в судебную инстанцию.

Проведение претензионной работы — непростая задача. «Астрал.Тендер» поможет сориентироваться в этом вопросе. При необходимости за дело возьмутся опытные специалисты, избавив вас от лишних хлопот.

На сайте приведен образец того, как должна выглядеть претензии по государственному договору.

Как действовать заказчику до подачи претензии

Перед тем как начинать претензионную работу, следует убедиться в наличии достаточной доказательной базы. Нужно собрать свидетельства того, что поставщик не исполнил должным образом взятые на себя по контракту обязательства.

Далее нужно действовать по схеме:

  1. Выявив нарушения, заказчику следует отправить уведомление второй стороне договора с просьбой о визите представителя.
  2. Затем нужно подготовить двусторонний акт и отобразить в нем все выявленные недочеты.

Инструкция по проведению работы с претензиями довольно простая. Есть нюанс — вызвать представителя поставщика, чтобы составить акт, можно указанным в тексте договора способом. В противном случае это следует сделать так, чтобы можно было подтвердить направление вызова.

В ряде ситуаций условие об извещении второй стороны контрактных обязательств о выявленных дефектах регламентировано на законодательном уровне. Это прописано в тексте статей 513 и 720 Гражданского кодекса РФ. Даже если подобного условия нет в законодательных и нормативных актах, желательно выполнить описанные действия.

Неявка второй стороны отображается в акте.

Как составить претензионное письмо

Подавая претензию по закону № 44-ФЗ, нужно отобразить в ней следующие сведения:

  • данные обеих сторон контракта, включая название компании, ее адрес;
  • номер и точную дату заключения договора;
  • причины, по которым проводится предъявление претензии;
  • свидетельства ненадлежащего исполнения контрактных обязательств;
  • основания, по которым налагается ответственность на поставщика;
  • выдвигаемые заказчиком требования;
  • дату, до которой надлежит исполнить описанные требования на добровольной основе.

Нужно уделить внимание вопросу подготовки требований. Следует максимально конкретизировать, чего именно хочет заказчик. При этом основываться требования должны лишь на допущенных нарушениях. Заказчику требуется указать и меру ответственности, которая может быть применена в отношении поставщика. Стоит обозначить закон, на который опирается подающая претензию сторона.

Если речь идет о деньгах, надлежит приложить расчет, чтобы доказать обоснованность выдвинутых требований.

Подписать бумагу должно лицо, уполномоченное совершать такое действие от имени заказчика. При этом указанное право может быть дано исходя из доверенности, устава муниципальной организации и пр.

При каких условиях поставщик может отказываться от госконтракта

Чтобы отказаться от исполнения контрактных обязательств, следует иметь уважительную причину. Одной из них являются обстоятельства, в числе которых получение ТРУ ненадлежащего качества, неоднократное нарушение регламентированных сроков поставки, неполное исполнение договорных условий. Полный перечень приведен в статье 523 Гражданского кодекса РФ.

Заказчик должен выслать поставщику решение об одностороннем отказе на протяжении 3 суток с даты его принятия. Затем обязательно следует опубликовать данные в ЕИС.

При отказе от контракта в одностороннем порядке заказчик может рассчитывать лишь на получение реально понесенного ущерба. Причем датой уведомления будет считаться та, когда заказчику было доставлено подтверждение о вручении его решения об отказе. Альтернативный вариант — 30 суток с момента размещения решения в ЕИС.

Уведомление еще не говорит об автоматическом прекращении контрактных обязательств. Поставщику дается 10 дней, чтобы устранить нарушения. В этом случае заказчику придется отозвать свое решение.

Участие в закупочных процедурах подразумевает наличие ЭЦП для торгов .

Конкретный порядок действий по предъявлению претензий на законодательном уровне не регламентирован. Обнаружив нарушение условий договора, следует действовать по приведенной выше инструкции. Проведение претензионной работы позволяет в большинстве случаев добиться справедливости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: