Работа скыл инвалидность

Охрана труда инвалидов. Интервью с экспертом

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

8 злободневных вопросов о том, как правильно организовать условия труда работающих инвалидов

На вопросы отвечает Марина Шобохонова, специалист по охране труда 12 КДЦ Минобороны России, эксперт по независимой оценке профессиональных квалификаций в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

В конце статьи есть шпаргалка

Охрана труда работающих инвалидов

1. Если наступила инвалидность, обязан ли работник при заключении трудового договора или в процессе трудовой деятельности проинформировать об этом работодателя?

— Информировать работодателя об установлении инвалидности — это право, а не обязанность работника. За сокрытие информации о наличии инвалидности работник ответственности не несет.

Если работник не проинформировал об установлении инвалидности в период действия трудового договора, нет необходимости запрашивать в бюро МСЭ подтверждение факта инвалидности.

Только с того момента, когда сам работник поставит своего работодателя в известность о наличии инвалидности и подтвердит это заключением МСЭ, он получает право на соответствующие гарантии.

На работодателе нет ответственности за непредоставление работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, если работник не проинформировал о наличии инвалидности.

В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, которые соискатель предъявляет при заключении трудового договора. В этом перечне нет документов, которые подтверждают факт присвоения инвалидности.

Рекомендация: в ситуации, когда работник подлежит психиатрическим освидетельствованиям или обязательным медосмотрам по ст. 213 ТК РФ, факт инвалидности будет установлен по результатам медосмотра в виде заключения. Такое заключение работодатель получит по результатам предварительных освидетельствований соискателя. Если врачебная комиссия установит невозможность выполнения трудовых обязанностей, трудовой договор не заключайте.

2. Какие гарантии положены инвалидам?

— Работодатель обязан создать инвалидам необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Работодатель не вправе устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах такие условия труда, которые ухудшают положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Это касается в том числе вопросов оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

  • Для инвалидов I и II групп устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
  • Привлекать инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
  • Инвалидам предоставляют ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Инвалид вправе подать письменное заявление на предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (абз. 4 ст. 2 ст. 128 ТК РФ). Прилагать к заявлению письменные обоснования для этого отпуска не требуется, достаточно подтверждения наличия инвалидности при приеме на работу или при переосвидетельствовании.

3. Какими документами подтверждают инвалидность? Как быть работодателям, если работник утверждает, что является инвалидом, но справку потерял.

— Лицу, признанному инвалидом, выдают справку, которая подтверждает факт установления инвалидности. В справке указывают группу инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Если работник потерял документы, которые подтверждают статус инвалида, он может обратиться в бюро МСЭ для получения заверенной копии справки. Копию выдадут в течение 3 рабочих дней.

Решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации — единственные документы, которые выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

4. Когда необходимо оборудовать специальное рабочее место для инвалида?

— Установить потребность в оборудовании специального рабочего места нужно на основе сведений, которые содержатся:

  • в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте.

Если в индивидуальной программе реабилитации не указаны требования к оборудованию специального рабочего места, организовывать его не нужно.

Если в индивидуальной программе реабилитации указана необходимость оборудовать специальное рабочее место, руководствуйтесь требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»:

  • специальные рабочие места должны быть оснащены так, чтобы не мешать выполнять трудовые функции другим работникам.

5. На каких рабочих местах работать инвалиду противопоказано? Как отстранить от работы?

— Инвалидность сама по себе — не основание для отстранения от работы. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Полный перечень факторов с превышением гигиенических нормативов перечислен в п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. К ним в том числе относятся:

  • физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
  • химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
  • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
  • физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
  • нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Основание для отстранения работника от выполнения им трудовых обязанностей — только медицинское заключение.

При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения должностного функционала работника надо отстранить от работы немедленно (ст. 76 ТК РФ). Далее — предложить другую работу, которая не противопоказана по здоровью:

  • если подходящих вакансий нет, с сотрудником расторгают трудовой договор.

6. Кто проверяет, как работодатель соблюдает трудовое законодательство в отношении работающих инвалидов?

— Как работодатель соблюдает права инвалидов на безопасные условия труда, проверяют инспекции по труду.

В проверочном листе Роструда № 10 определены требования по обеспечению регулирования труда работников-инвалидов:

  • для инвалидов I и II группы должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом заработную плату выплачивают в полном объеме, без учета сокращенной продолжительности рабочего времени (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов»). Неисполнение этого требования влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП до 5 000 руб., на юридических лиц — до 50 000 руб.

7. Как быть работодателю в том случае, если инвалид не хочет сообщать сведения об инвалидности, но есть неофициальная информация, что у работника полная утрата способности к трудовой деятельности?

— Сведения о том, что у работника есть противопоказания к трудовой деятельности, достаточные для увольнения работника по ст. 83 ТК РФ (п.5 ч.1), должны быть получены законным способом.

Законный способ получения сведений — это получение необходимой информации из официальных источников (решение суда, заключение комиссии). Только в этом случае у работника не будет возможности оспорить решение об увольнении в суде.

Пример из судебной практики. При поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила документ, свидетельствующий об утрате способности к трудовой деятельности. Об этом работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием этого сотрудника. После получения указанных сведений законным способом у ответчика появились основания для увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (Апелляционное определение № 33-3064/2015 от 10.06.2015 по делу № 33-3064/2015 Хабаровский краевой суд (Хабаровский край).

8. При плановой проверке инспектор Роструда обнаружил, что инвалидам не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в увеличенном размере (на 2 дня). Инспектор выписал предписание устранить это нарушение. За какой срок мы должны предоставить работнику дополнительные дни отпуска, если он трудится у нас 15 лет. За все пятнадцать лет или только за тот, когда прошла проверка?

— Отпуск большей продолжительности (более 28 календарных дней, установленных ст. 115 ТК РФ) предоставляется работнику:

  • с даты приема — если он трудоустраивается с уже установленной инвалидностью; либо
  • с даты установления инвалидности — если инвалидность установили после заключения трудового договора; либо
  • с даты, когда работодателю стало известно об инвалидности сотрудника.
Читайте также  Как вернуть новый айфон в магазин в течении 14 дней

Работник сам определяет, отгуливать дни отпуска или получить денежную компенсацию по своему заявлению.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, можно заменить денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Это возможно, когда сотруднику положен удлиненный или дополнительный отпуск (ч. 2 ст. 115, ст. 116 ТК РФ).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Положение о труда и отдыхе инвалидов 571.4 КБ

ИПР для инвалида

Ответ

(1) Да, инвалид может отказаться от индивидуальной программы реабилитации, полагаем, что это можно сделать путем написания письменного заявления, свидетельствующего о таком отказе.

(2) Такой вариант законодательством не предусмотрен. При этом, поскольку ИПР для инвалида носит рекомендательный характер, то внесение изменений в ИПР для исключения не представляется необходимым.

(3) Решением вопроса является отказ инвалида от ИПР. Законодательство не предусматривает, каким образом инвалид осуществляет отказ от реализации ИПР. При этом для освобождения работодателя от возможной ответственности необходимо наличие письменного подтверждения отказа инвалида от реализации ИПР полностью или в части (например, его письменное заявление).

(4) Не будет, отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение.

Правовое обоснование

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной

экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами

местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения (п.12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н).

В соответствии с п 3.5 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30) работодатель обеспечивает:

3.5.1. создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами

реабилитации инвалидов;

3.5.2. подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

3.5.3. разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

3.5.4. трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы.

3.5.5. организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

3.5.6. составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

3.5.7. производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

3.5.8. наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

3.5.9. принятие необходимых мер, в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Читайте также  Секретарь руководителя должностные обязанности и требования к квалификации

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Право-инфо

РАБОТНИКУ ДАЛИ ГРУППУ ПО ИНВАЛИДНОСТИ: КАК УЧИТЫВАТЬ ДНИ ПРОХОЖДЕНИЯ МСЭ

По материалам журнала «Главная книга»

М.Г. Мошкович, старший юрист

Из-за болезни или травмы работника могут признать инвалидом. Но даже если наличие группы не окажется препятствием для продолжения работы в компании, дни прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) нельзя будет отнести ни к периоду болезни, ни к рабочему времени. Нет специального кода и для отражения их в табеле.

Нужно ли оплачивать

По общему правилу больничный оплачивается до дня :

  • или восстановления трудоспособности;
  • или присвоения инвалидности. Последнее происходит в результате проведения медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ . Продолжительность периода нетрудоспособности при этом напрямую зависит от итогов экспертизы :
    • если работнику дали группу — больничный закрывается днем, предшествующим дню регистрации документов в бюро МСЭ.

День регистрации и будет считаться днем установления инвалидности (если это произойдет) . Обычно экспертиза ограничивается этим одним днем, но теоретически может занять и больше времени;

  • если нет — больничный, скорее всего, будет продлен до полного выздоровления или до нового направления на МСЭ.

Внимание. При установлении в результате прохождения МСЭ группы инвалидности дата в поле больничного листка «Приступить к работе» не указывается, даже если работник не полностью утратил трудоспособность и может продолжить работу.

Вместо этого заполняется поле «Иное» с кодом «32» и указывается дата установления инвалидности .

Таким образом, в первом случае в период нетрудоспособности дни прохождения МСЭ (включая день регистрации документов) не попадают. Но и работать в эти дни сотрудник не может, даже если экспертиза проходила заочно, как это принято сейчас в связи с пандемией . Ведь больничный еще не закрыт и результаты МСЭ заранее не известны. И поскольку законом не установлено иное, такие дни оплате не подлежат.

Как отразить в табеле

Специального кода для отражения дней прохождения экспертизы не предусмотрено, поэтому возможны варианты.

Вариант 1 (простой) — отпуск без сохранения заработной платы (код «ДО» или «16»). Такой отпуск может быть предоставлен по уважительным причинам по соглашению сторон . Это удобный и понятный вариант как для бухгалтерии, так и для работника. Главное, чтобы он согласился написать заявление.

Вариант 2 (посложнее) — собственный код компании. Работодатель вправе разработать дополнительные коды для обозначения тех или иных периодов в табеле рабочего времени, закрепив их в ЛНА.

Поэтому разумно иметь собственный код для таких ситуаций, например «иные уважительные причины».

Ведь отсутствие на работе из-за прохождения МСЭ — это в любом случае уважительная причина. Кстати, именно поэтому считать такие дни прогулом нельзя, даже если работник не предупредил работодателя заранее. Прохождение МСЭ при наличии определенных заболеваний или травмы предусмотрено нормативно. Работник не инициирует экспертизу сам, его направляет туда врачебная комиссия.

Читайте также  Ежегодные собрания собственников мкд по отчету управляющей

Аналогичное мнение высказал специалист Роструда.

Работника пригласили на МСЭ? Это уважительная причина его отсутствия на работе

ДУДОЛАДОВ Игорь Иванович. Заместитель начальника отдела контроля рассмотрения территориальными органами обращений, Роструд

— Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в связи с чем возможно применение дисциплинарного взыскания .

МСЭ проводится по направлению медицинской организации. По результатам рассмотрения поступивших документов бюро МСЭ принимает решение о месте проведения экспертизы, а также определяет ее дату и направляет гражданину приглашение для проведения МСЭ .

Полагаю, что наличие у работника вышеуказанного приглашения от бюро МСЭ может являться документом, свидетельствующим об уважительной причине отсутствия такого работника на рабочем месте, в случае возникновения разногласий между ним и работодателем.

Кроме того, заболевший работник, как правило, не знает о том, что эти дни, в случае установления инвалидности, не войдут в больничный лист.

Поэтому ему и в голову не придет специально предупреждать работодателя, который в курсе его болезни, о причине отсутствия именно в эти дни.

Вариант 3 (допустимый) — временная нетрудоспособность без оплаты (код «Т» или «20»).

Применение этого кода не совсем корректно, поскольку он предназначен для случаев, когда больничный на соответствующую дату есть, но не подлежит оплате. Например, если это больничный по уходу за взрослым членом семьи в части превышения семи календарных дней . Однако поскольку оплаты все равно нет, за такое нарушение вас вряд ли накажут.

Поскольку прохождение медико-социальной экспертизы — это все же право человека, а не обязанность, то бывают ситуации, когда граждане отказываются от направления либо просто не приходят в бюро МСЭ в назначенный день. В таком случае больничный не продлевается со дня :

  • отказа от направления на МСЭ (код нарушения режима «26»);
  • неявки на МСЭ (код нарушения режима «27»).

Отметим, что сама по себе неявка на МСЭ работнику ничем не грозит. До дня нарушения режима больничный оплачивается в обычном порядке, а с даты отметки о нарушении режима в этом случае не оплачивается совсем .

Так что если работник выйдет на работу вместо обследования в бюро МСЭ, то дни несостоявшейся экспертизы следует оплатить как рабочие. А если нет, то действуйте как обычно при неявке по невыясненным причинам. То есть ставьте в табеле «НН» или «30» и запрашивайте у работника объяснения. При наличии оснований и соблюдении процедуры такого сотрудника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить за прогул .

ч. 1 ст. 6 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ)

статьи 7, 8 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

пп. 34, 35, 67 Порядка, утв. Приказом Минздрава от 01.09.2020 N 925н (далее — Порядок)

п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства от 20.02.2006 N 95

п. 2 Временного порядка, утв. Постановлением Правительства от 24.10.2020 N 1730

п. 24 Правил, утв. Постановлением Правительства от 20.02.2006 N 95

п. 6 ч. 5 ст. 6 Закона N 255-ФЗ

ч. 4 ст. 59 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; пп. 36, 65 Порядка

п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ

ст. 193 ТК РФ; Письмо ГУ — МРО ФСС от 01.09.2020 N 14-15/7710-2216л

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга» N 05, 2021

Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Решение о признании человека инвалидом принимается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по результатам экспертизы. Однако много вопросов о том, как оформить инвалидность поступает в Департамент труда и соцзащиты Москвы. Рассказываем алгоритм действий.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) можно получить в медицинских организациях, а также в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в органах социальной защиты населения при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Только лечащий врач, зная диагноз, результаты лечения, реабилитации и абилитации пациента, определяет, есть ли признаки инвалидности, поэтому лучше всего обращаться за направлением на МСЭ к нему.

Для прохождения МСЭ соответствующее заявление и необходимые документы подаются в бюро МСЭ по месту жительства. Информацию по адресам подразделений Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах можно посмотреть на сайте.

Перечень документов для освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы:

  • Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ — дополнительно «вид на жительство»; удостоверение беженца предъявляется лично, для иногородних граждан — свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией или органом социальной защиты населения, или пенсионным органом;
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • Акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • Для уволенных с военной службы — свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • Копия трудовой книжки;
  • Медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • Профессионально-производственная характеристика с последнего места работы.

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные документы, а также социальные, бытовые, профессиональные и другие аспекты жизни кандидата.

Человек, признанный инвалидом, получает на руки справку об инвалидности с указанием присвоенной группы, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

Если по результатам проведенной экспертизы человек не признан инвалидом, то ему, по желанию заявителя, выдается справка о результатах МСЭ. Обжаловать решение МСЭ можно в течение месяца с момента проведения экспертизы обратившись в бюро, проводившее МСЭ, в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде на сайте Госуслуг. Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: 8 (495) 916-03-09.

Напоминаем:

Переосвидетельствование людей с инвалидностью I группы проводится 1 раз в 2 года, II и III групп — 1 раз в год, а детей с инвалидностью — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Важно:

В период со 2 октября 2020 года до 1 марта 2021 года включительно действует «Временный порядок признания лица инвалидом» (Временный порядок). Медико-социальная экспертиза проводится заочно.

Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на МСЭ осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

Инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.

Продление инвалидности гражданину, которому при предыдущем освидетельствовании была установлена категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет и срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, осуществляется путем установления I, II или III группы инвалидности на срок 6 месяцев в соответствии с заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, сведения о которых имеются в протоколе проведения МСЭ гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы при последнем освидетельствовании.

Продление инвалидности осуществляется без требования от гражданина (его законного или уполномоченного представителя) заявления о проведении МСЭ. При этом письменного согласия гражданина не требуется.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: