Регистрация права собственности по приватизации

Регистрация права собственности по приватизации

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

В настоящее время основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Основными принципами приватизации жилых помещений являются:

— безвозмездность (бесплатная передача);

— добровольная основа (с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

— однократность (каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Между тем, несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия).

Таким образом, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанные правила приватизации жилых помещений утрачивает силу с 1 марта 2013 года. В случае, если срок бесплатной приватизации не будет продлен, приватизация государственного и муниципального имущества будет осуществляться только на возмездной основе.

Несмотря на довольно длительный срок существования бесплатной приватизации жилых помещений и выработанную органами, в той или иной мере работающими в данной сфере, схему указанной процедуры, до сих пор у граждан возникают проблемы при государственной регистрации права собственности на жилые помещения на основании договора передачи (приватизации), которые впоследствии препятствуют государственной регистрации их прав. Прежде всего, вопросы связаны с перечнем документов, необходимых для государственной регистрации.

Так, для проведения государственной регистрации права собственности на жилое помещение на основании договора о приватизации требуются следующие документы:

1 – заявление собственника жилого помещения (или уполномоченного органа) о государственной регистрации права (если запись о праве на данное жилое помещение отсутствует в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и право возникло до введения в действие Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и перехода права на помещение к лицам, указанным в договоре о передаче; заявления граждан о регистрации права на жилое помещение (ст. 16 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

2 – в случае если действует представитель – нотариально удостоверенная доверенность (ст. 16 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

3 – документ, подтверждающий право собственника на жилое помещение, если запись о праве на данное жилое помещение отсутствует в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и право возникло до введения в действие Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; если право зарегистрировано, то повторно правоустанавливающий документ представлять не требуется; в ином случае, если право на жилое помещение возникло после введение в действие Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимо зарегистрировать право собственника на жилое помещение, только потом возможно отчуждение.

4 – документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (1000 рублей – пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации); в случае, если обращаются несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

5 – договор передачи (приватизации) — не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (ст. 18 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

6 – кадастровый паспорт передаваемого жилого помещения (либо технический паспорт, если выдан до 01.03.2008) — ст. 33 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

7 – документ, подтверждающий, что гражданин не использовал право на приватизацию (выдается органом, осуществлявшим регистрацию прав до образования органов юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В большинстве случаев — это справка о том, что гражданин не участвовал в приватизации, выдаваемая органами технической инвентаризации.

8 – в случае отказа кого-либо из проживающих в жилом помещении от участия от приватизации, необходимо представить их согласие на приватизацию иных лиц (нотариально удостоверенное либо оформленное в присутствии специалиста при приеме документов).

9 — документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении (выписка из лицевого счета) — ст. 2 закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй — помещается в дело правоустанавливающих документов. На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Основными причинами, препятствующими государственной регистрации права собственности на жилые помещения на основании договора о приватизации, и основаниями для приостановления (отказа) государственной регистрации в большинстве случае являются непредставление заявителями полного пакета необходимых документов: отсутствие кадастрового паспорта, отказа от участия в приватизации, документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, документа, подтверждающего, что гражданин не участвовал в приватизации.

В соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственная регистрация права собственности на жилое помещение на основании договора приватизации осуществляется в срок не более пяти рабочих дней.

Читайте также  Можно ли продать участок который находится в аренде

Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Кто может приватизировать квартиру и какие документы для этого потребуются? Куда нужно обращаться и сколько займет процедура?

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере — продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

Вы имеете российское гражданство;

Вы занимаете квартиру по договору социального найма;

Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);

Квартира находится в собственности государства.

Какие документы нужны для приватизации квартиры?

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

Что делать, если я не могу найти документы?

Если у вас не хватает документов, не стоит отчаиваться. Большую часть можно восстановить с помощью обращения в МФЦ.

Можно ли приватизировать квартиру без согласия всех жильцов?

Нет, если из имеющих право на приватизацию не дал согласия, процесс не сможет пойти дальше, поэтому перед тем, как собирать документы, лучше договориться со всеми заинтересованными людьми.

Куда подать документы на приватизацию квартиры?

Проще всего подать документы в один из многофункциональных центров государственных услуг (МФЦ). Но также существует возможность напрямую обратиться в жилищный отдел муниципалитета, на территории которого находится жилье.

В некоторых регионах существует возможность подать документы онлайн (например, в Москве, или Татарстане).

Сколько занимает принятие решения?

Запрос на приватизацию рассматривается в течение 46 дней. В случае положительного ответа заявителю и всем, кто получает долю в собственности, придется явиться в МФЦ или жилищный отдел муниципалитета, даже если документы подавались онлайн. Там лично в руки выдается договор передачи жилого помещения в собственность.

Тем, кто подавал документы в электронном виде, для завершения процедуры придется предоставить все оригиналы. Чтобы стать полноправным собственником, на основании договора передачи нужно зарегистрировать в Росреестре право собственности на приобретаемое жилое помещение.

Сколько раз можно приватизировать квартиру?

С 2017 года программа бесплатной приватизации действует бессрочно, но гражданин имеет право приватизировать жилье только один раз.

Причины отказа в приватизации квартиры

Отказать в приватизации могут по разным причинам. Одна из них — особый статус помещения. Таким статусом обладают общежития, служебное жилье, квартиры, расположенные на территории военных городков, а также жилье в аварийном состоянии или принадлежащее фондам соцзащиты в сельской местности. Такое жилье нельзя приватизировать.

Отказать могут также из-за ошибок в документах, незаконной перепланировки или нарушения условий бесплатного перевода в частную собственность (например, если человек уже один раз приватизировал квартиру). Решение об отказе может быть неокончательным: в отдельных случаях его возможно пересмотреть (например, после устранения ошибок в документах). Отказ в приватизации также можно оспорить в суде.

Верховный Суд РФ напомнил о важности своевременной регистрации прав на недвижимое имущество

Юрист практики разрешения споров TAXmanager

В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. И кому же принадлежит имущество? Такой случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ. Подробнее об этом – в статье Анастасии Рой.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр – это аксиома имущественных отношений, которая закреплена законодателем в пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации .

Соответственно, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает именно с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. Происходит ли это в силу забывчивости или юридической безграмотности, сказать сложно, но подобное имеет место.

Аналогичный случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ: имущество передано, но стороны забыли зарегистрировать переход права собственности. Тем временем прежний собственник ушёл в банкротство.

Так кому же принадлежит имущество? Новому владельцу (право не отражено в реестре, но фактически владеет имуществом) или прежнему (право отражено в реестре, но фактически не владеет имуществом)?

Фабула дела

Продавец передал покупателю по договору купли-продажи недвижимого имущества пять нежилых зданий. Право собственности покупателя на приобретённые объекты было зарегистрировано.

Впоследствии продавец, ссылаясь на неисполнение покупателем обязательства по оплате имущества, обратился в суд общей юрисдикции с иском о расторжении упомянутого договора.

Решением суда общей юрисдикции договор расторгнут, на покупателя возложена обязанность возвратить продавцу переданную недвижимость. Покупатель действительно возвратил имущество по акту приёма-передачи недвижимого имущества. Только вот переход права так и не был зарегистрирован.

Более чем через год с даты передачи имущества покупатель был признан банкротом и введена процедура реализации его имущества.

Арбитражные суды трёх инстанций решали, за кем должны остаться объекты недвижимости: суды первой и апелляционной инстанций указали на пропуск срока исковой давности по заявлению финансового управляющего, суд округа согласился и дополнительно отметил, что действия по возврату имущества во исполнение судебного акта не могут быть квалифицированы как совершённые в целях причинения вреда кредиторам должника или со злоупотреблением правом.

В результате имущество оставалось за фактическим владельцем, несмотря на отсутствие соответствующей записи в реестре о его праве.

Решающим и окончательным стало Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 310-ЭС21-1061 от 27.05.2021, в котором изложена кардинально отличающаяся от нижестоящих судов позиция.

Так, согласно пункту 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на день принятия решения о признании его банкротом и выявленное или приобретённое после этого дня, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Поскольку на момент открытия процедуры реализации имущества должника недвижимость не была передана (в силу отсутствия соответствующей записи в государственном реестре о переходе права на имущество), объекты недвижимости на основании приведённого положения входят в конкурсную массу должника.

Верховный Суд РФ обязал фактического владельца передать финансовому управляющему должника все пять объектов недвижимости для последующей их реализации и проведения расчётов с кредиторами.

Соответственно, имущество остаётся за должником, а фактический владелец, в чьём распоряжении находилась недвижимость 1 год и 4 месяца, утрачивает возможность вернуть право собственности на недвижимость в процедуре банкротства должника. Требование о возврате имущества трансформируется в денежное и удовлетворяется наравне с требованиями иных кредиторов в общем порядке.

А если должник не гражданин, а юридическое лицо?

Законодатель предусмотрел аналогичное положение и для банкротства юридических лиц, закрепив его в пункте 1 статьи 131 Закона о банкротстве, согласно которому всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Резюмируя вышеприведённое, необходимо выделить главное: подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права.

Читайте также  Порядок возмещения материального ущерба причиненного работникомработадателю

Простым языком, вносить соответствующие записи в государственный реестр нужно оперативно и своевременно во избежание плачевных последствий, например включения имущества в конкурсную массу должника, чьё право собственности остаётся отражённым в реестре.

Как оформить приватизированную квартиру в собственность?

Получение жилья — одна из главных целей каждой семьи. Нередко с этой целью проводят приватизацию. Однако после этой процедуры обычно требуется закреплять свои права на жилье. Ниже вы найдете информацию о том, как оформить приватизированную квартиру в собственность без возникновения каких-либо проблем.

О приватизации

Приватизация жилья представляет собой добровольную безвозмездную передачу государственных квартир в собственность гражданам, которые в них проживают.

После приватизации жилья участник становится его собственником. Бывший владелец в лице государственного органа данным правом обладать перестает, по причине того, что оно переходит в частные руки.

Однако наряду с возможностью владеть имуществом гражданину добавляются и обязанности относительно его содержания.

Изменения, произошедшие с жильем обязательно нужно подкрепить документами, чтобы право было закреплено в законном порядке.

С этой целью выдают свидетельства, доказывающие правомочия собственника.

Кто будет собственником?

При приватизации жилья на одно лицо именно этот один человек является владельцем по закону. Он получает обязанности по содержанию жилья, его сохранению и оплате всех расходов по улучшению и ремонту.

При этом владелец может распорядиться приватизированной квартирой относительно своих пожеланий (продать, передать по наследству, подарить, завещать и т.д.).

При приватизации на двух человек, эти собственники владеют жильем в равных долях. Данные лица будут обладать равными правами и обязанностями. Их собственность в таком случае является долевой.

Также требуется получение согласия на проведение приватизации и от детей несовершеннолетнего возраста, после чего их можно сделать совладельцами.

На заметку: В случае, когда приватизация проведена на три человека, каждый из дольщиков получает равные права. По закону каждый получает статус владельца доли недвижимости.

Также ситуация происходит, когда в квартире живет больше 3 человек.

Бывает, что в квартире прописано несколько человек, но некоторые из них отказались от участия в приватизации. В приведенной ситуации владельцами жилья они не станут.

Кто владеет жильем, если оно не приватизировано?

Владеть неприватизированной квартирой могут:

  • муниципалитет;
  • госорганы;
  • учреждение типа института, завода и т.д.

Люди, живущие в квартире, в таком случае ни непосредственные владельцы. При желании произвести с жильем изменение или отчуждение, они должны согласовать свою деятельность с законным собственником.

В большинстве случаев неприватизированные квартиры предоставляют по социальному найму или иному договору.

Требуется ли приватизация жилья при его нахождении в собственности?

В случае покупки квартиры, получении ее по наследству и попадании ее к владельцу иным путем, за исключением перехода от государства, какие-либо дополнительные действия не потребуются.

Она уже и так личное имущество того, кто ее приобрел.

Что делать для регистрации приватизированного жилья?

Для этой процедуры потребуется сбор требуемых документов. Их нужно отнести в отдел БТИ, и вызвать сотрудника с целью оформить КП. Такая процедура в БТИ занимает примерно три месяца, но при наличии необходимости это можно сделать и за один рабочий день при оплате срочного тарифа.

Когда все технические документы будут оформлены, следует взять выписку из КП и копию кадастрового плана.

Далее потребуется посещение Департамента жилищной политики с целью получения заявления на передачу жилья в собственность. Оно обязательно должно иметь подпись главы приведенной организации и печать.

Затем всем членам семьи, что участвуют в приватизации, следует написать заявление на регистрацию прав собственности в Управлении Федерального регистрационного центра.

При отсутствии возможности кого-то из членов семьи присутствовать в управлении, от его лица должна быть нотариально заверенная доверенность.

За регистрацию нужно будет также оплатить госпошлину.

После регистрации квартиры, ее жильцы получат свидетельство об общедолевой собственности.

Готовим документы

Чтобы оформить договор о приватизации, следует подготовить нижеприведенные бумаги:

  1. Паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетних лиц) всех членов семьи, которые участвуют в сделке.
  2. Соглашение о социальном найме.
  3. Заявление.
  4. Технический паспорт.
  5. Выписки из домовой книги.
  6. Справка, которая подтверждает факт отсутствия у жильцов собственного жилья.
  7. Справка, исключающая факт принятия лицом участия в процессах приватизации ранее.

Для получения прав на квартиру после приватизации обязательна ее регистрация. При приватизации жилья, но, при этом отсутствии его оформления, жильцы не будут признаны законными владельцами.

Примечательно, что права на квартиру, полученные до конца 1998 года обладают полной юридической силой и без регистрации.

Подавать документы для регистрации можно в регистрационной палате, МФЦ, интернет-портале «Госуслуги» или отделение Росреестра.

Для этого потребуется предоставление нижеперечисленных документов:

  • заявления на регистрацию;
  • паспорта заявителя;
  • договора о приватизации;
  • техпаспорта из БТИ;
  • справки обо всех, кто прописан в квартире;
  • квитка, подтверждающего оплату госпошлины.

Сколько времени и денег будет потрачено?

Ждать результат после подачи заявления на регистрацию прав можно разное время. Это в основном зависит от того, где было подано заявление. Быстрее происходит регистрация через МФЦ и Регистрационную палату (не более 14 дней). Если вы воспользовались порталом «Госуслуги», ждать придется 16-17 дней. Но бывают случаи, когда ждать нужно меньше, в зависимости от того, какая имеется очередь, и как сильно загружены сотрудники.

Госпошлина, оплачиваемая за данные услуги, составляет 2000 рублей. Только приведенный платеж обязателен. Другие налоги не предусмотрены. Однако возможно возникновение некоторых дополнительных расходов. К примеру, если заявитель пожелал воспользоваться услугами МФЦ или нанял представителя, предоставив ему доверенность.

По итогу выполнения регистрации заявитель получает свидетельство о регистрации права с содержанием основных требований о жилье и владельце.

Именно это свидетельство будет необходимо при проведении различных сделок с жильем.

Отказ в оформлении

Бывают случаи отказа в выдаче свидетельства. Обычно его мотивируют тем, что был предоставлен неполный пакет документов, либо они были подобраны неправильно. Кроме того документы могут быть просроченными.

После исправления проблем с документами, можно подавать их заново.

Отказ выносят в письменном виде и обязательно подтверждают подписями ответственных лиц для ознакомления заявителя с его причинами. Необоснованного отказа не должно быть.

Особенности оформления

После предоставления документов в соответствующую организацию, заявитель должен взять у ее сотрудника расписку об их принятии. В случае непредставления сотрудником такого документа, нужно напомнить ему об этом.

Так вы обезопасите себя от проблем, доказывая ответственность сотрудника за принятые бумаги и получите возможность доказать дату поступления заявки.

Расписка не может быть утеряна. Ее нужно будет обменять на готовое свидетельство о правах.

Его выдают по окончанию оформления и получения контракта от жилищного отдела администрации.

Разгосударствление может быть осуществлено и в суде, если возникли какие-либо спорные моменты. В такой ситуации свидетельство будет выдано не по договору, а по решению суда.

Долевая собственность

Как отмечалось выше, квартира может быть приватизирована не только на одного жильца, но и на нескольких. В таком случае общую собственность на недвижимость считают долевой. Чтобы приватизировать недвижимость на нескольких членов семьи потребуется:

  1. Получить согласие каждого собственника на проведение данной процедуры.
  2. Единогласное решение о приватизации.
  3. При отказе одного или нескольких жильцов участвовать в сделке, они должны подготовить письменный отказ в пользу других владельцев, который будет заверен нотариально. Согласие не может быть получено принудительно, через судебное разбирательство.
  4. При проживании в объекте сделки детей несовершеннолетнего возраста или инвалидов, потребуется получение согласия от органов опеки и попечительства.

Если жилье приватизируется мужем и женой, его площадь распределяют в долях, так как данная квартира не была совместно нажита и не будет совместной собственностью.

Отдельную долю квартиры приватизировать нельзя.

Заключение

Таким образом, при регистрации жилья после приватизации права жильцов на владение им признают и подтверждают. Чтобы доказать права на собственность данного жилья, требуется официальная регистрации.

Для ее осуществления нужно собрать пакет документов, внести госпошлину и передать все бумаги в Росреестр или МФЦ. Сотрудники данных органов проверят все данные и вынесут решение о разрешении или отказе в получении прав на жилье.

Видео по теме

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

Читайте также  Расчет выхода на пенсию казахстан

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: