Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования

Что такое резервирование земель?

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Уполномоченные органы

Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Решения о резервировании и его содержание

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

К решению в обязательном порядке прилагается:

— Схема резервируемых земель:

— Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Сроки резервирования

Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:

  • Резервирование частных земельных участков — не более чем 3 года.

Информация: на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п. 3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ).

То есть, если решение принято, до 01.04.2015 г., то срок резервирования установлен — не более чем 7 лет.

  • Резервирование государственных и муниципальных земель на создание особой экономической зоны – не более 2 лет.
  • Резервирование государственных и муниципальных земель на строительство и реконструкцию объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта, иных линейных объектов, метрополитена – не более 20 лет.

Ограничение прав собственников

Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:

  • оформление в частную собственность земельных участков;
  • строительство новых зданий, сооружений;
  • реконструкция существующих объектов.

Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.

Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.

Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.

Прекращение резервирования

Прекращение резервирование а соответственно и действие ограничений возможно в одном из следующих случаях:

  • Окончание срока резервирования, указанного в решении о резервировании;
  • Предоставление ЗУ для целей установленных решением о резервировании земель;
  • Отмена решения о резервированием, органом, принявшим решение о резервировании;
  • Изъятие земельного участка, путем выкупа;
  • По решению суда.

Орган, принявший решение о резервировании, в течение 30 дней с момента прекращения резервирования обязан направить заявление о снятии ограничений на резервированные земельные участки в Управление Росреестра РФ.

Статья 70.1 Земельного кодекса. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Читайте также  Образец согласия нотариусу на покупку преимущественного права на долю в квартире

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (выполнение международных обязательств, размещение названных в ст. 49 объектов при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).

При размещении объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, создании особо охраняемых природных территорий, строительстве водохранилищ и иных искусственных водоемов резервирование допускается, если эти земли находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Следовательно, если требуются земельные участки для названных нужд и эти участки находятся в частной собственности или предоставлены в пользование граждан и юридических лиц, то должен быть применен другой вариант изъятия земель, отвечающий условиям, сформулированным в п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ.

2. Еще одно основание резервирования земель названо в п. 2 ст. 70.1. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Здесь важным моментом является то, что резервирование земель устанавливается в зонах планируемого размещения объектов, что заранее известно пользователям этих участков и предупреждает их от излишних затрат в процессе использования земли.

3. Срок резервирования — весьма важное условие этого ограничения использования земли, так как оно требует соответствующего продуманного поведения владельца земли. Земельный кодекс устанавливает заранее определенные сроки резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ в соответствии с его компетенцией, установленной Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2007 г.) .

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2007. N 6. Ст. 680; 2007. N 10. Ст. 1147.

Земля может быть изъята и зарезервирована государством

Земель­ный кодекс РФ в ст. 70.1 чет­ко опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях зем­ля, нахо­дя­ща­я­ся в соб­ствен­но­сти или поль­зо­ва­нии граж­дан и орга­ни­за­ций либо в соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, может быть изъ­ята и заре­зер­ви­ро­ва­на. Крат­кий смысл зако­на в том, что зем­ли могут быть поме­ще­ны в резерв на три или два года (этот срок рас­про­стра­ня­ет­ся лишь на наде­лы, заре­зер­ви­ро­ван­ные до пер­во­го апре­ля 2015 г.):

  • если пред­став­ля­ют боль­шую стра­те­ги­че­скую, обо­рон­ную, эко­но­ми­че­скую важ­ность для государства;
  • на ней нахо­дят­ся зна­чи­мые линей­ные инже­нер­ные объ­ек­ты и сооружения;
  • зем­ли рас­по­ло­же­ны в при­род­ных охра­ня­е­мых или осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах.

Рас­смот­рим подроб­нее, как про­ис­хо­дит резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд, и какие осно­ва­ния для это­го долж­ны быть.

  1. Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд
  2. Осно­ва­ния для изъ­я­тия земель у населения
  3. Осно­ва­ния для изъ­я­тия земель госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной собственности
  4. Поря­док и сро­ки резер­ви­ро­ва­ния земель
  5. Что такое сво­бод­ная эко­но­ми­че­ская зона
  6. Цели созда­ния ОЭЗ
  7. Типы ОЭЗ
  8. Тре­бо­ва­ния к земель­ным наде­лам под ОЭЗ

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Заре­зер­ви­ро­ва­ны могут зем­ли как нахо­дя­щи­е­ся у соб­ствен­ни­ков (физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц), так и те, кото­рые явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью и ещё нико­му не предоставлены.

Основания для изъятия земель у населения

Осно­ва­ния для изъ­я­тия уже предо­став­лен­ных граж­да­нам и юрли­цам земель­ных наде­лов опре­де­ля­ют­ся ст. 49 Земель­но­го кодек­са. Это:

  • Выпол­не­ние Рос­си­ей меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств, взя­тых на себя по договору.
  • Стро­и­тель­ство либо рекон­струк­ция объ­ек­тов, име­ю­щих госу­дар­ствен­ное, реги­о­наль­ное или мест­ное зна­че­ние (при отсут­ствии иных вари­ан­тов реше­ния проблемы):
    • объ­ек­ты энер­ге­ти­че­ской и атом­ной промышленности;
    • обо­рон­ные и слу­жа­щие для повы­ше­ния без­опас­но­сти объ­ек­ты (сюда вхо­дят так­же линей­ные объ­ек­ты, соору­же­ния, линии свя­зи и ком­му­ни­ка­ции, про­ло­жен­ные вдоль линий границ);
    • объ­ек­ты кос­ми­че­ской отрасли;
    • транс­порт­ные объекты;
    • желез­ная доро­га со всей её инфраструктурой;
    • авто­мо­биль­ные дороги;
    • объ­ек­ты свя­зи, систе­мы газо‑, электро‑, теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния и дру­гие линей­ные объ­ек­ты госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го или мест­но­го значения;
  • Иные закон­ные основания.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфраструктуры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водоемов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

Порядок и сроки резервирования земель

Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд допускается:

  • в уста­нов­лен­ных по тех­ни­че­ских пла­нам гра­ни­цах раз­ме­ще­ния объ­ек­тов, име­ю­щих федеральное/региональное/местное значение;
  • в пре­де­лах заяв­лен­ной тер­ри­то­рии, кото­рая будет заре­зер­ви­ро­ва­на по реше­нию выс­ших испол­ни­тель­ных и рас­по­ря­ди­тель­ных орга­нов РФ, субъ­ек­та Феде­ра­ции, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний для созда­ния ОЭЗ;
  • в пре­де­лах дру­гих тер­ри­то­рий, в кото­рых нуж­да­ет­ся госу­дар­ство или муни­ци­паль­ное образованием.

Зем­ли могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны госу­дар­ством или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми для соб­ствен­ных нужд сро­ком не более, чем на 3 года. При этом огра­ни­че­ние сро­ка резер­ви­ро­ва­ния не каса­ет­ся земель, заре­зер­ви­ро­ван­ных до пер­во­го апре­ля 2015 г. Зем­ли, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния осо­бых (сво­бод­ных) эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны на срок не более, чем два года.

Зако­ном (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допус­ка­ет­ся резер­ви­ро­ва­ние земель, нахо­дя­щих­ся в феде­раль­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти, кото­рая не была предо­став­ле­на физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам, сро­ком до 20 лет. Это воз­мож­но при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции круп­ных транс­порт­ных объ­ек­тов (желез­ных и авто­мо­биль­ных дорог, мор­ских и реч­ных пор­тов, при­ча­лов аэро­пор­тов, вок­за­лов, мет­ро, судо­ре­монт­ных заво­дов, пла­ву­чих доков, пас­са­жир­ских ком­плек­сов и т.д.) феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го значения.

Таким обра­зом изъ­ять и заре­зер­ви­ро­вать зем­лю уже нахо­дя­щу­ю­ся насе­ле­ния на срок более, чем 3 года, госу­дар­ство не может (если резер­ви­ро­ва­ние состо­я­лось после 1.04.2015 г.).

Что такое свободная экономическая зона

Пра­ви­ла созда­ния ОЭЗ уста­нов­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.

По реше­нию пра­ви­тель­ства РФ или мест­ных реги­о­наль­ных орга­нов на части тер­ри­то­рии может быть обра­зо­ва­на зона с осо­бым режи­мом: на неё рас­про­стра­ня­ют­ся пра­ви­ла сво­бод­ной тамо­жен­ной тор­гов­ли и воз­мож­но осу­ществ­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности.

Несколь­ко подоб­ных ОЭЗ могут объ­еди­нять­ся по харак­те­ру дея­тель­но­сти в еди­ное сво­бод­ную эко­но­ми­че­скую зону — кла­стер, и управ­лять­ся одной УК.

В роли управ­ля­ю­щей ком­па­нии (УК), участ­ву­ю­щей в созда­нии и управ­ле­нии ОЭЗ, могут выступать:

  • откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство (ОАО), пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мое госу­дар­ством (100% акций ОАО при­над­ле­жат ему);
  • ком­мер­че­ская хозяй­ствен­ная орга­ни­за­ция, сотруд­ни­ча­ю­щая с ОАО и заклю­чив­шая дого­вор с пра­ви­тель­ством РФ о сов­мест­ном управ­ле­нии ОЭЗ (ст. 2 зако­на N 116-ФЗ).

Цели создания ОЭЗ

ОЭЗ созда­ют­ся с целями:

  • раз­ви­тия обра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и высо­ких технологий;
  • стро­и­тель­ство транс­порт­ных объ­ек­тов и созда­ние инфра­струк­ту­ры, с ними связанной;
  • раз­ви­тие сана­тор­но-курорт­но­го биз­не­са и туризма;
  • про­из­вод­ство новой про­дук­ции (ст. 3).

Типы ОЭЗ

В свя­зи с родом дея­тель­но­сти сво­бод­ные эко­но­ми­че­ские зоны мож­но раз­де­лить на такие типы:

  • про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные;
  • тури­сти­че­ские рекреационные;
  • тех­ни­ко-внед­рен­че­ские;
  • пор­то­вые (ст. 4).

Объ­еди­нить меж­ду собой в кла­стер мож­но ОЭЗ одно­го типа или раз­лич­ных типов по реше­нию пра­ви­тель­ства РФ.

Требования к земельным наделам под ОЭЗ

  • Про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные ОЭЗ могут быть созда­ны на тер­ри­то­рии, пло­щадь кото­рой не пре­вы­ша­ет 40 км 2 .
  • Тех­ни­ко-внед­рен­че­ские — на земель­ных участ­ках не более 4 км 2 .
  • Созда­ние тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон воз­мож­но на одном или несколь­ких земель­ных участ­ках (Осно­ва­ние: феде­раль­ный зако­ны N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
  • Пор­то­вые ОЭЗ мож­но созда­вать на тер­ри­то­ри­ях, не пре­вы­ша­ю­щих 50 км 2 , при­ле­га­ю­щих к пор­там (мор­ским, реч­ным, аэро­пор­там) меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния, на зем­лях про­мыш­лен­ной и транс­порт­ной кате­го­рии, кото­рые пред­на­зна­че­ны для стро­и­тель­ства объ­ек­тов пор­то­вой инфра­струк­ту­ры. Они могут вклю­чать в себя часть аква­то­рий и тер­ри­то­рий пор­тов. В их пре­де­лах воз­мож­но нахож­де­ние объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, кро­ме иму­ще­ствен­ных ком­плек­сов (зда­ний мор­ских, реч­ных и аэро­вок­за­лов), осу­ществ­ля­ю­щих обслу­жи­ва­ние пас­са­жи­ров, их посад­ку и высадку.
  • ОЭЗ может зани­мать тер­ри­то­рию одно­го или несколь­ких муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний или субъ­ек­тов РФ. Пре­вы­ше­ние допу­сти­мой пло­ща­ди тер­ри­то­рии ОЭЗ раз­ре­ша­ет­ся толь­ко при соот­вет­ству­ю­щем пра­ви­тель­ствен­ном постановлении.

Запре­ща­ет­ся в осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах:

  • раз­ме­ще­ние ОЭЗ в зонах тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­ви­тия мун. образований;
  • стро­и­тель­ство жилых поме­ще­ний (за исклю­че­ни­ем тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон);
  • раз­ра­бот­ка недр и добы­ча полез­ных иско­па­е­мых (кро­ме при­род­ной мине­раль­ной воды);
  • про­из­вод­ство (либо пере­ра­бот­ка) алко­голь­ной, табач­ной про­дук­ции, бен­зи­на, раз­лич­ных видов топ­ли­ва, масел и дру­гих подак­циз­ных това­ров (кро­ме лег­ко­во­го авто­мо­биль­но­го транс­пор­та и мотоциклов).
Читайте также  Территория с кустарниками относится к землям лесного фонда или с землям

Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве допол­нять спи­сок огра­ни­че­ний дея­тель­но­сти в ОЭЗ по сво­е­му усмот­ре­нию. Раз­ре­шать или запре­щать опре­де­лен­ные виды дея­тель­но­сти в сво­бод­ных эко­но­ми­че­ских зонах Тамо­жен­но­го Сою­за име­ет пра­во комис­сия ТС.

Заклю­че­ние

  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд — факт, дока­зы­ва­ю­щий, что в конеч­ном счё­те зем­ле при­над­ле­жит госу­дар­ству. Если в инте­ре­сах госу­дар­ствен­ных орга­нов, субъ­ек­тов, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний будет созда­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных, обо­рон­ных, инже­нер­ных, транс­порт­ных объ­ек­тов на зем­лях, при­над­ле­жа­щих насе­ле­нию, то дан­ные земель­ные участ­ки могут быть изъ­яты из поль­зо­ва­ния и заре­зер­ви­ро­ва­ны на опре­де­лен­ный или неопре­де­лен­ный срок (опре­де­лен до 3 лет при резер­ви­ро­ва­нии после 1.04.2015 г.).
  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для созда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, запо­вед­ни­ков, соци­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, раз­ра­бот­ки недр долж­но вестись из земель, при­над­ле­жа­щих не граж­да­нам, а госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам.
  • Срок резер­ви­ро­ва­ния земель под осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны обо­зна­чен зако­ном до 2 лет, одна­ко если в ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся созда­ние или рекон­струк­ция транс­порт­ных объ­ек­тов, то срок может быть уве­ли­чен до 20 лет.

Осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны пред­на­зна­че­ны для осу­ществ­ле­ния ком­мер­че­ских про­ек­тов. Одна­ко резер­ви­ро­ва­ние земель под них не долж­но про­ис­хо­дить в ущерб тер­ри­то­ри­аль­но­му раз­ви­тию реги­о­нов страны.

Резервирование земель

8.1. Понятие и основание резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Резервирование (от лат. reservare — сохранять) — сохранение ресурсов про запас, в резерве.

Исходя из указанного определения, институт резервирования земель направлен на сохранение земельных ресурсов для осуществления государственных и муниципальных задач. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой способ перераспределения земельных ресурсов, форму реализации государственно-властных полномочий в сфере земельных отношений, поэтому совершенствование правового регулирование данного института, в конечном счете, направлено на поиск оптимального сочетания публичных и частных интересов в землепользовании.

Возможность резервирования земель была предусмотрена с самого принятия ЗК РФ. Однако фактически нормы не работали, поскольку ЗК РФ содержал лишь отсылочные нормы, указывающие на необходимость принятия специальных федеральных законов.

В целях качественного повышения эффективности института резервирования были внесены изменения в законодательство (в первую очередь в ЗК РФ). Речь идет о Федеральном законе от 10 мая 2007 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (далее — Закон о резервировании), а также о Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» (далее — Постановление Правительства РФ).

Чаще всего резервирование земельного участка осуществляется в целях его последующего изъятия, и тогда эти две процедуры представляют собой как бы две стадии одного процесса. Действительно, изъятие земель следует признать одним из основных, но не обязательных в любом случае оснований резервирования. Так, публичный собственник может принять решение о резервировании земельного участка, находящегося в его собственности и не предоставленного гражданам или юридическим лицам (например, земли запаса, земли лесного фонда). В этом случае решение о резервировании должно означать ограничение принятия решений о распоряжении и управлении земельным участком в целях обеспечения его дальнейшего использования, т.е. ограничение права публичной собственности устанавливается самим собственником. Правовое значение такого ограничения заключается, прежде всего, в создании основ планирования использования земельных ресурсов. При этом резервирование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно являться информацией для заинтересованных лиц (инвесторов, предприятий, желающих приватизировать участок), прогнозирующих возможности использования земель в регионе.

Однако зарезервированы могут быть земельные участки для осуществления только тех нужд, которые предусмотрены в ст. 70.1 ЗК РФ «Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд».

Согласно пункту 1 указанной статьи «резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов».

Исходя из приведенной правовой нормы, мы можем говорить, по крайней мере, о двух ситуациях, в отношении которых возможна реализация процедуры резервирования:

1) резервирование земель, находящихся в частной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности и, следовательно, подлежащих в последующем изъятию.Из государственной и муниципальной собственности земельные участки могут быть предоставлены на праве пожизненного (наследуемого) владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды. Иных прав, производных из государственной и муниципальной собственности, действующее земельное законодательство не предусматривает.

2) резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В первом случае основания резервирования полностью совпадают с установленными в ст. 49 ЗК РФ основаниями для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, которые в законе именуются исключительными.

Данный перечень является открытым. Он может быть расширен, прежде всего, иными федеральными законами.

Субъект РФ так же может расширить основания изъятия земельного участка как для нужд субъекта РФ, так и для муниципальных нужд, но только в отношении тех земель, которые находятся в собственности субъекта РФ или муниципального образования. Самарская область не использовала такую возможность, и в региональном законодательстве нет соответствующих норм.

Вторая процедура, связанная с резервированием земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. В этом случае законодатель в дополнение к вышеуказанным случаям устанавливает такие случаи, как:

Размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности. Среди перечисленных, объектами, не способными удовлетворить муниципальные нужды, являются только объекты обороны и безопасности. Таким образом, размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур может являться основанием для резервирования земельных участков для муниципальных нужд.

Создание особо охраняемых природных территорий. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что на основании принятых схем развития и размещенияособо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п.5 ст. 2). Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 95 ЗК РФ.

строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов.Анализ положений п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что резервирование земель в целях строительства водохранилища допускается также и в случаях, когда земельные участки находятся в частной собственности либо находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на соответствующих правах третьим лицам.

В отношении указанного вида процедуры резервирования земель отметим, что его реализация возможна в отношении несколько большего количества случаев, нежели предусмотренных в первом. По нашему мнению, такое расширение обоснованно, поскольку предоставляет власти более широкие возможности планирования размещения объектов на свободных (непредоставленных) землях и распоряжения находящимся в государственной или муниципальной собственности земельным ресурсом.

8.2. Правовой режим земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Относительно ограничения права собственности и иных прав на земельные участки при резервировании закономерным является вопрос об объеме этих ограничений. В ходе дискуссий по данной проблеме высказывались мнения и о необходимости установления почти полного запрета на осуществление пользования и распоряжения земельным участком с момента принятия решения о резервировании, однако было признано, что ограничение прав при таком подходе несоразмерно целям резервирования. Возобладала позиция, согласно которой ограничения должны обеспечить прежде всего уменьшение затрат на освоение земельного участка для нового использования (снос объектов недвижимости, рекультивация и т.п.), а также предупредить неоправданное и намеренное увеличение владельцем рыночной стоимости земельного участка после принятия решения о его резервировании и изъятии (выкупе). Так, стоимость земельного участка существенно возрастает при возведении на нем строений и сооружений, осуществлении иных улучшений. Это обстоятельство следует учитывать при расчете выкупной стоимости земельного участка или при определении возмещаемых пользователю земельного участка убытков. Поэтому в абз. второй п. 8ст. 31 ЗК РФ внесено Федеральным законом № 69-ФЗ указание на то, что в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

Читайте также  Автоматическое разблокирование карты после уплаты долга

В соответствии с ст. 56.1. ЗК РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, решением о резервировании могут быть ограничены права, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, а именно:

— право возведения зданий, строений, сооружений;

— право проведения оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов.

Объем ограничений указанных прав определяется непосредственно в решении о резервировании.

Резервирование земельного участка является не только ограничением права, но и его обременением. В этом смысле оно следует судьбе земельного участка и не исчезает при переходе права к другому лицу.

Зарезервированные земельные участки, находящиеся в частной собственности, не ограничиваются в обороте и не изымаются из оборота. Собственник вправе распорядиться таким земельным участком по своему усмотрению, в том числе продать его, подарить, обменять, внести в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества, совершить любую не противоречащую закону гражданско-правовую сделку. Однако при совершении сделки, другая сторона должна быть информирована о том, что земельный участок зарезервирован и обо всех, связанных с резервированием ограничениях на его использование. В противном случае, приобретатель земельного участка вправе требовать уменьшения цены сделки или расторжения договора, с возмещением причинённых ему убытков.

Ограничение прав на землю при резервировании не может быть обжаловано — обжалуется в таком случае решение о резервировании земельного участка.

Кроме того, Федеральным законом N 69-ФЗ введены нормы, которые также можно рассматривать как своего рода ограничения и которые заключаются в том, что в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд:

1) запрещена приватизация находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков;

2) договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель;

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

1. Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд. Основания для резервирования.

2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель.

3. Процедура и сроки резервирования земель.

1. Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд. Основания для резервирования

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой процедуру, при которой происходит выделение земель для расположения объектов государственного значения.

Резервирование земель осуществляется в публичных интересах, для достижения каких-либо общественных целей, но при этом влечет ограничение на эксплуатацию гражданами или юридическими лицами конкретных земельных участков использовании.

Основания для резервирования земельных участков включают в себя как основания изъятия земли для государственных и муниципальных нужд, так и специфические, присущие только резервированию, основания (ст. 70.1 Земельного кодекса РФ).

Так ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков путем резервирования земли происходит, в случаях если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых или преобразование существующих объектов энергосистемы, атомных электростанций, объектов оборонного или военного значения, автомагистрали, объектов, связанных с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

По специальным основаниям процедура резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, необходима в случаях:

  • если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе — возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций, возведение объектов обороны и безопасности;
  • создания особо охраняемых природных территорий;
  • строительства водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
  • строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
  • необходимых для целей недропользования.

Данный перечень является исчерпывающим списком оснований для резервирования земель.

2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель

При резервировании земель ограничиваются следующие права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на их использование:

  • право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием;
  • право проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты;
  • невозможна приватизация зарезервированных земельных участков. То есть, если лицо владеет и пользуется данным земельным участком не на праве собственности, то после резервирования земельного участка приобрести право собственности на данную землю оно не сможет.

Срок договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и срок установления публичного сервитута в отношении них, не должен превышать период резервирования.

Зачастую, но не всегда, резервирование земель предшествует последующему изъятию земель для государственных нужд. Решение органов власти о резервировании земли может быть обжаловано в суд.

3. Процедура и сроки резервирования земель

◊ Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — уполномоченным органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

  • документами территориального планирования;
  • решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  • государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

◊ Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.

Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:

  • цели и сроки резервирования земель;
  • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
  • ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
  • сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

◊ Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц. Вступает такое решение в силу не ранее его опубликования.

◊ Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны быть направлены в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении прав в отношении зарезервированных земельных участков (их частей).

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд имеет определенные сроки, которые отличаются, в зависимости от ряда причин.

По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года.

А вот резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до 20 лет.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • государственный орган или орган местного самоуправления принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Рекомендации землевладельцам!

Не советуем на зарезервированном участке начинать вести строительство объектов недвижимости или улучшать его каким-либо иным образом уже после того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит, что при определении выкупной цены такого участка с целью его изъятия эти улучшения учитываться не будут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: