Сгоз с учетом части 1 1 статьи 30

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Статья 30 . Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральные законы от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ и от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ часть 1 статьи 30 изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

ГАРАНТ:

При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 30 дополнена частью 1.1, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ)

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 30 дополнена частью 1.2, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Часть 3 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Часть 4 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 30 дополнена частью 4.1, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ в часть 5 статьи 30 внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ часть 6 статьи 30 изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ в часть 8 статьи 30 внесены изменения

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Сгоз с учетом части 1 1 статьи 30

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 30

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Читайте также  Постановление гибдд по номеру постановления онлайн с фото

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

С 01.01.2022 в п. 2 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С 01.01.2022 в ч. 3 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2022 в ч. 8 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ)

Что такое СГОЗ и что в него входит

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ — это утвержденная заказчиком сумма денежных средств для проведения торговых процедур на финансовый год. Определение СГОЗ содержится в п.16 ст. 3 44-ФЗ.

Что включается в СГОЗ

Понятие совокупного годового объема закупок приводится в Федеральной контрактной системе — в п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Это суммарная величина — в совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) включается финансовое обеспечение для оплаты контрактов:

  • которые заключены и оплачиваются в текущем отчетном периоде;
  • которые заключены в прошлом, но оплачиваются в текущем году;
  • которые заключены в этом отчетном периоде с оплатой на несколько лет, но в этом случае в совокупном годовом объеме закупок учитывается только оплата текущего года.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности проведения электронных малых закупок. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Для чего рассчитывают СГОЗ

Определение совокупного объема заказов влияет на ряд показателей:

  1. На наличие контрактной службы. В ст. 38 ФКС указано, при какой сумме СГОЗ заказчик вправе создать контрактную службу — при совокупном объеме закупок от 100 миллионов рублей. Если суммарный объем меньше, закупочную деятельность ведет контрактный управляющий.
  2. На проведение электронного запроса котировок. Заказчик вправе проводить такую процедуру, если НМЦК — не больше 3 миллионов рублей, а годовой объем котировочных закупок не превышает 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  3. На заключение соглашений с единственным поставщиком. Заказчики заключают контракты с единственным исполнителем в годовом объеме не более 2 миллионов рублей и 10% от совокупного годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  4. На заключение контрактов с единственным поставщиком для учреждений бюджетной сферы. Организации культуры, образовательные и научные учреждения вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур, но с ограничениями: годовой объем — не больше 5 миллионов рублей и 50% от СГОЗ (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  5. На заказы у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В ч. 1 ст. 30 ФКС строго закреплено, в каком объеме заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и СОНКО, — минимум 15% от СГОЗ.
Читайте также  Апелляция в верховный суд по уголовному делу

Совокупное годовое количество госзакупок изменяется в течение года. Лимиты бюджетных средств как увеличиваются, так и уменьшаются, а это существенно влияет на закупочную деятельность. Рекомендуем узнавать раз в квартал, не поменялось ли финансирование, или закрепить локальным актом порядок информирования об изменениях лимитов. Это поможет избежать нарушения закона о контрактной системе и привлечения к административной ответственности.

Как используют СГОЗ в закупках у СМП

По СГОЗ определяется минимальный объем закупок у СМП по 44-ФЗ, он составляет 15% от рассчитанного показателя заказчика. Порядок расчета суммарного заказа строго регламентирован в ст. 30 44-ФЗ. Установлено, какие заказы включают и что исключают из вычислений.

По правилам, в совокупный годовой объем закупок, рассчитанный по ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, включают все заказы текущего года, в том числе контракты, заключенные в текущем финансовом году с исполнением в течение нескольких лет. По таким соглашениям в совокупный объем заказов включается только сумма, запланированная на выплаты в текущем году. Кроме того, учитываются и договоры прошлых лет, оплаченные в отчетном финансовом периоде.

А вот какие заказы не включают в расчет СГОЗ для СМП по 44-ФЗ на 2021 год (п. 1.1 ст. 30 Закона №44):

  • по обеспечению обороны и безопасности страны;
  • на предоставление кредитов;
  • у единственного поставщика — по нормам части 1 статьи 93 44-ФЗ. Исключение составляют соглашения, подписанные по пункту 25 части 1 статьи 93 в результате несостоявшейся конкурентной процедуры для СМП и СОНКО;
  • по работам в области использования атомной энергии;
  • закрытые способы определения исполнителя.

Как рассчитать СГОЗ

Заказчики ежегодно обязаны сдавать отчет о закупках у СМП — до 1 апреля года, следующего за отчетным. В отчетности отражают годовой объем заказов и выполнение минимального процента закупок у субъектов малого предпринимательства. Порядок, как считать СГОЗ по 44-ФЗ на 2021 год, указан в Постановлении Правительства №238 от 17.03.2015.

Показатель рассчитывают и для других целей — для определения возможности заказов путем электронного запроса котировок или у единственного поставщика.

Приведем пример расчета совокупного годового объема закупок для электронного запроса котировок.

Допустим, организации-заказчику выделили лимиты на торги в размере 10 миллионов рублей. Совокупный годовой объем закупок на 2021 год для этого заказчика составит 10 000 000: в эту сумму входят деньги для проведения оплаты контрактов, заключенных в 2021 году, и соглашений, которые заключили в 2020 году, но оплатят в 2021-м.

Лимит на электронный запрос котировок составляет 10% от величины СГОЗ:

По аналогии рассчитывается предельная величина заказов у единственного поставщика по п. 4 и п. 5 ч .1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.

Когда создавать контрактную службу

По нормам ст. 38 Федеральной контрактной системы, если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превышает 100 миллионов рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Заказчик не обязан оформлять контрактную службу в виде отдельного структурного подразделения. Возможно распределение должностных обязанностей между работниками разных отделов, структурных подразделений. Если же совокупный объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, заказчик назначает контрактного управляющего, который несет ответственность за торги.

Как используют СГОЗ в 223-ФЗ

Для заказчиков, которые приобретают товары, работы и услуги по 223-ФЗ, установлены иные требования на 2021 год в отношении СГОЗ (ПП от 11.12.2014 №1352). Годовая стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 20% от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам торгов. Годовая сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 18% от совокупной стоимости всех договоров, заключенных по итогам закупок.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Письмо Минфина России от 28.02.2020 № 24-01-07/14727 «О расчете совокупного годового объема закупок у СМП и СОНКО и формировании отчета об объеме этих закупок»

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, установлено, что Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в отношении вопросов, указанных в обращении, Департамент полагает возможным отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенного без установления требования, содержащегося в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, не включаются в расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 указанной статьи.

Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, а также Форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 (далее — Правила № 238, Форма отчета).

Так, согласно пункту 6 раздела II Формы отчета в такой отчет включается объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО (тыс. руб.).

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Приложения к Правилам № 238 в указанной позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта.

Совокупный годовой объем закупок: что это и как правильно рассчитать по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ — это общая сумма, которую заказчик тратит за финансовый период на оплату контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур.

Какие денежные средства входят в СГОЗ

Перечень позиций, которые формируют совокупный годовой объем закупок, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 44-ФЗ:

  1. Средства, которые заказчики платят по соглашениям, заключенным в итоге конкурентных процедур в предыдущих годах.
  2. Платежи, которые переводятся по контрактам, где контрагентами выступают представители СМП и СОНО, и заключенным с единственным поставщиком. Правило распространяется на случаи, когда такой способ выбора контрагента применили после того, как не состоялась конкурентная процедура, предполагающая заключение соглашения с представителями СМП и СОНО. Такие сделки заключают как в текущем, так и предшествующих годах.
  3. Денежные средства, которые предстоит перечислить поставщикам, подрядчикам и исполнителям: в совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) включается финансовое обеспечение для оплаты контрактов, заключенных на основании конкурентных процедур в текущем финансовом году.
Читайте также  Что могут сделать если просрочены страховка

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ без ошибок. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие суммы нельзя включать в СГОЗ

Отдельным перечнем ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ приводит сделки, платежи по которым не включаются в суммарный объем. Вот что не входит в расчет СГОЗ 44-ФЗ в 2021 году:

  • оборонные соглашения;
  • кредитные;
  • контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые осуществлены по п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО;
  • соглашения, связанные с использованием атомной энергетики;
  • контракты, ставшие итогом проведения закрытых процедур.

Зачем заказчикам считать СГОЗ

Организациям, выступающим в роли заказчиков, СГОЗ по 44-ФЗ на 2021 год необходим для принятия ряда решений и исчисления важных показателей экономической деятельности:

  1. По статье 38 закона № 44-ФЗ, управление закупочной деятельностью госзаказчика осуществляет либо контрактный управляющий, либо контрактная служба. Выбор одного из двух этих вариантов производится на основании величины совокупного годового объема закупок: если он не превышает 100 млн рублей, достаточно контрактного управляющего, если превышает — создавайте контрактную службу.
  2. Статья 30 Федеральной контрактной системы обязывает привлекать в качестве контрагентов представителей СМП и СОНО, сумма сделок с ними — не менее 15% от совокупного годового объема закупок в течение года.
  3. Часть 2 статьи 72 этого закона устанавливает ограничение количества закупок, которые проводятся в форме запроса котировок: их сумма не должна составлять более 10% от СГОЗ. Такая же норма установлена частью 2 статьи 82.1 для аналогичной процедуры, проводимой в электронной форме.
  4. Пункт 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ допускает заключение заказчиком соглашений с единственными поставщиками, то есть без проведения конкурентных процедур. Поскольку СГОЗ по 44-ФЗ — это совокупная стоимость всех заказов, используйте этот показатель для определения лимитов для неконкурентных закупок. Доля таких договоров не должна превышать 10% от СГОЗ.
  5. Отдельным видам заказчиков (учреждения культуры, образовательные и научные организации) предоставлена возможность заключать контракты, не проводя конкурентных процедур, в порядке пункта 5 части 1 статьи 93. Общая сумма таких сделок — не более 50% от СГОЗ.

Показатель совокупного годового объема необходим при разработке плана-графика на финансовый год и отчета о привлечении к закупкам представителей СМП и СОНО.

Примеры расчета

Приведем пример, как считать совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ организациям-заказчикам. Допустим, что у ГБУ «Идеальный заказчик»:

  • в 2021 заключено 10 соглашений на общую сумму 10 млн рублей, из них пять, чья совокупная стоимость составляет 7 млн, будут оплачены в 2021, а пять, на сумму 3 млн, подлежат оплате в 2022 году;
  • с 2020 остались незакрытыми и неоплаченными 5 контрактов, которые в сумме составляют 5 млн рублей.

Совокупный годовой объем для закупок в 2021 году состоит из семи соглашений текущего периода, оплата которых предстоит в текущем периоде, и пяти контрактов, перешедших из 2020. Сумма СГОЗ составит 12 млн рублей. Пять контрактов, чья совокупная цена равна 3 млн рублей, хоть и подписаны в текущем периоде, перейдут в СГОЗ 2022 года.

Расчет необходимого объема закупок у СМП и СОНО

Вернемся к «Идеальному заказчику»: СГОЗ = 12 миллионов рублей. Допустим, сумма соглашений, которые не включаются в СГОЗ для СМП по 44-ФЗ на 2021 год, составляет 2 млн рублей.

Расчет предельного объема закупок по итогам электронного запроса котировок

Предельный допустимый объем соглашений, которые заключаются по итогам такой процедуры, исчисляется с использованием полного размера СГОЗ: 12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей. Проведение котировок возможно, если размер начальной максимальной цены контракта находится в пределах 500 000 рублей, а общий объем сделок, заключенных по результатам этой процедуры, не превышает 100 млн рублей. Аналогичные правила установлены и для обычного запроса котировок.

Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика

Все заказчики вправе в пределах 10% от СГОЗ заключать контракты без проведения конкурентных процедур в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Общая стоимость таких соглашений не должна превысить 50 млн рублей. Допустимая сумма для заказчика из примера с «Идеальным заказчиком» составит: 12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей.

Если заказчик относится к одному из видов организаций, которым предоставлена возможность заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, лимит таких сделок зависит от величины совокупного годового объема госзакупок. Для «Идеального заказчика» он составит: 12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.

Совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ

СГОЗ по 223-ФЗ определяют для расчета обязательной доли особых тендеров: заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства, приобретение высокотехнологичной и инновационной продукции, заключение соглашений с единственным поставщиком. Определен порядок, как считать совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ для этих целей, — суммируйте все тендеры по плану закупок на отчетный период. Минэкономразвития определяет СГОЗ по 223-ФЗ как сумму всех заказов или общую стоимость заключенных договоров организации за год (письмо Минэкономразвития № Д28и-470 от 17.02.2016).

Правительство контролирует проведение госзакупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Специализированные заказы — это 10% от годового объема (письмо Минэкономразвития № Д28и-545 от 31.01.2017). ГОЗ по высокотехнологичным и инновационным товарам — 5% от суммы всех договоров, заключенных в результате госзакупок такой продукции только у СМП. Максимальную долю соглашений с единственным поставщиком заказчик определяет самостоятельно и закрепляет этот процент в положении. ГОЗ у единственного исполнителя включает все договоры такого характера, независимо от их суммы (письмо Минэкономразвития № Д28и-470 от 17.02.2016).

Как определить СГОЗ по 223-ФЗ

Инструкция, как рассчитать суммарную величину заказов:

  1. Сложить все тендеры из проекта плана закупок и уже согласованной версии.
  2. Высчитать долю обязательных договоров с субъектами МСП.
  3. Определить фактический объем заказов путем сложения итогов по ежемесячным отчетам. В расчет включаются все соглашения, заключенные за месяц, в том числе с единственным исполнителем (ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Проверьте показатель суммарной величины заказов в годовой отчетности заказчиков в разделе отчетов Единой информационной системы.

  • атомная энергия;
  • государственный оборонный заказ;
  • тендеры за пределами России и товары, работы, услуги, приобретаемые не в РФ;
  • соглашения с естественными монополиями;
  • финансовые услуги (банковские, страховые, покупка ценных бумаг);
  • водоснабжение, водоотведение, тепло- и газоснабжение;
  • торги, сведения о которых содержат государственную тайну.

Кроме того, из расчета исключаются все заказы с 01.01.2020, которые проводят госкомпании, созданные для реализации плана модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года из распоряжения правительства № 2101-р от 30.09.2018 (ПП РФ № 2058 от 09.12.2020).

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документы Скачать
В СГОЗ включаются средства на оплату контрактов по закону № 44-ФЗ, которые заключены до начала соответствующего года Письмо Минфина № 24-01-08/15238 от 13.03.2018 Скачать
Если возникла кредиторская задолженность в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ этого года Письмо Минэкономразвития № Д28и-1852 от 26.04.2017 Скачать

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: