Штрафы за отсутствие патента у иностранногь работника

Штрафы за отсутствие патента у иностранногь работника

КоАП РФ Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.15. КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Ст. 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Штрафы и другая ответственность за работу иностранцев без патента в РФ

Много иностранных граждан приезжают трудиться в Российскую Федерацию – подсобные рабочие, мастера в индустрию красоты, специалисты на стройку, продавцы, бармены и многие другие. Большинство оформляют необходимые разрешения, работают легально и живут спокойно. Но некоторые на страх и риск остаются в статусе «нелегала», не имея никаких документов. С такими мигрантами работодатели создают предельно низкие стандарты трудовых отношений. Что из этого выходит, читайте ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Предусмотрена ли ответственность за незаконное осуществление трудовой деятельности?

О том, как проверить действительность патента на работу, читайте здесь.

За трудовые отношения без патента законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность для всех сторон трудового соглашения:

  • Для работодателя по ст. 18.15 КоАП Российской Федерации.
  • Для лица без гражданства или иностранного гражданина по ст. 18.10 КоАП Российской Федерации.

О том, нужен ли мигранту патент на работу в России, если есть РВП или вид на жительство, читайте тут, а о том, нужен ли патент на работу в России для отдельных жителей Донбасса — ДНР и ЛНР, узнайте здесь.

Какой штраф за отсутствие свидетельства и последствия предусмотрены?

Для иностранца

В соответствии со ст. 18.10 КоАП РФ, штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей плюс возможная депортация на родину грозит иностранному гражданину или лицу без гражданства в следующих ситуациях:

  • Если он занимается трудовой деятельностью в Российской Федерации, не получив разрешения на работу.
  • Если он занимается трудовой деятельностью не по той специальности (профессии, должности), которая прописана в его патенте (например, прописан «Подсобный рабочий», а по факту лицо без гражданства или иностранный гражданин работает продавцом продовольственных товаров).
  • Если трудится иностранный гражданин или лицо без гражданства вне территории действия патента (например, патент получен и действует только в г.Санкт-Петербург, а фактическая трудовая деятельность мигранта происходит в г.Москва).

Для городов Москва и Санкт-Петербург, а также Московской и Ленинградской областей штраф придется заплатить большего размера, чем в других регионах. Здесь за нарушение статьи закона необходимо будет внести в бюджет от 5 до 7 тысяч рублей с обязательной депортацией из страны.

Если в течение года мигрант совершит повторное правонарушение по данной статье, то на него будет наложен штраф от 5 до 7 тысяч рублей с обязательным выдворением из страны на родину. То есть, если прецедентов по данному правонарушению не было (кроме г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей), то накладывается только денежный штраф. При рецидиве – штраф и депортация за пределы Российской Федерации.

О том, сколько составляет срок действия патента на работу для иностранных граждан и как его продлить, читайте тут.

Для работодателей

Наложить штраф на работодателя могут за следующие совершенные им правонарушения:

  • Приём на работу иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у него разрешения на работу.
  • Приём на должность мигранта, которая не соответствует его праву заниматься соответствующими видами работ (прописано в патенте в графе «Профессия»: бармен не имеет права быть мастером на стройке!).
  • Приём на работу мигранта за пределами территории действия патента.
  • Отсутствие разрешения на привлечение к труду иностранных граждан.

Для работодателей предусмотрены следующие виды штрафов, в зависимости от их юридического статуса:

  • Для обычных граждан – от 2 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц – от 25 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц – от 250 до 800 тысяч рублей либо могут приостановить деятельность организации на срок до трех месяцев.

Например, у гражданина на строительстве дома трудятся трое иностранных граждан без разрешения на работу. При наступлении административной ответственности будет наложен штраф в размере от 6 до 15 тысяч рублей. А если привлекут должностное лицо за подобное правонарушение, то штраф за трёх нелегалов составит от 75 до 150 тысяч рублей. Для юридического лица штраф составит от 750 тысяч рублей до 2 млн. 400 тысяч рублей.

Действия после начисления штрафа или вынесения наказания

Как только наказание определено и вынесено соответствующее постановление, его необходимо исполнить в установленные по законодательству сроки – выплатить штраф, выехать за пределы Российской Федерации или приостановить хозяйственную деятельность. Это касается и мигранта и работодателя.

Читайте также  Последовательность продажи автомобиля

Если организация не согласна с результатами проверки территориальным органом и решит оспорить предписанные штрафы, то необходимо будет обратиться в суд с актом проверки, в котором описаны все допущенные нарушения, доказательства и факты.

Что будет, если не исполнять предписание?

Если иностранному гражданину было вынесено наказание в виде выдворения из страны и он не исполнил его в положенный срок, тогда вступает в силу п.3 ст. 20.25 КоАП Российской Федерации «Уклонение от исполнения административного наказания» и ему придётся заплатить административный штраф уже в размере 3-5 тысяч рублей и административное выдворение за пределы РФ.

Можно ли смягчить или уменьшить наказание?

Факт трудоустройства без патента – это нарушение трудового и миграционного законодательства как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Если по закону полагается мера пресечения – депортация из страны, то суд может принять во внимание такие смягчающие обстоятельства, как проживание близких родственников в Российской Федерации (детей, супругов, родителей, усыновителей, дедушек, бабушек, внуков, сестёр, братьев) и выбрать более мягкое наказание.

Смягчение наказания для работодателей предусмотрено статьёй 112 Налогового Кодекса Российской Федерации, если правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

  • из-за особо тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • из-за служебной, материальной или другой зависимости правонарушителя;
  • под принуждением или угрозой;
  • тяжёлое материальное положение.

Как могут выяснить, что человек работает нелегально?

Из-за ситуаций с мигрантами (работают в максимально небезопасных условиях, проживают большими коммунами в антисанитарных условиях, тем самым являясь источником инфекционных заболеваний), многие люди проявляют недовольство и готовы сообщать о подобных правонарушениях.

О нелегальных мигрантах, которые проживают или трудятся без документов, может сообщить любой заинтересованный гражданин:

  1. Позвонить в полицию и сообщить то, что известно или написать заявление в ГУВМ МВД, которая непосредственно занимается вопросами, связанными с миграционным законодательством. В заявлении изложить суть сложившейся ситуации. Затем отнести его лично в территориальное отделение или отправить по почте.
  2. Есть возможность сообщать о возможных правонарушениях, написав сообщение на сайте ГУВМ МВД.

Представитель миграционного отделения в ходе проведения проверки может обратиться к любому предполагаемому сотруднику и выяснить, в каком статусе он пребывает на территории организации. Если представитель обнаружит, что у него нет патента, то начнётся разбирательство.

Как бы ни были заманчивы перспективы для наёмного рабочего устроиться без патента на работу, штрафы и наказание за подобное правонарушение отнюдь не маленькие, а иногда отнимают много времени и сил, особенно в случае депортации на родину. Работодателю же придётся платить огромные штрафы, которых легко можно было бы избежать, соблюдая несложные условия: получая разрешение на наем иностранных рабочих и проверяя подлинность документов при приёме на работу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов

Компании и предприниматели весьма настороженно относятся к принятию на работу иностранных сотрудников. Их опасения более чем обоснованны. Финансовые санкции в отношении нанимателей за правонарушения при трудоустройстве иностранцев составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тем не менее в отдельных случаях работодатели заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранным гражданам, учитывая, что многие из мигрантов готовы трудиться за минимальную зарплату. Чтобы обезопаситься от вероятных финансовых потерь, организациям и ИП необходимо знать об основных обязанностях, связанных с оформлением персонала из-за рубежа.

Принимать на работу можно только иностранцев, которым разрешено трудиться в России

Чтобы не нарушить эту норму при приеме на работу соискателя с зарубежным паспортом, нужно определить его статус (ст. 1 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

Временно пребывающие на территории России – для трудоустройства у этих лиц должны быть патенты (для безвизовых иностранцев) или разрешения на работу (для визовых мигрантов). По таким документам иностранцы могут трудиться только в тех субъектах РФ, где они оформлены. Кроме того, чтобы принять на работу временно пребывающего в РФ визового иностранца, нанимателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) – на основании ст. 97 Договора о ЕАЭС, подписанного в Астане 29.05.2014, на этих лиц не распространяются ограничения по защите национального ранка труда, поэтому им не требуется разрешение на работу или патент.

Временно проживающие на территории России иностранные граждане – при приеме на работу предъявляют разрешение на временное проживание (РВП). В этом случае разрешение на работу не требуется, но трудиться по РВП нужно только в том субъекте РФ, в котором выдан документ.

Постоянно проживающие на территории России иностранцы — предъявляют вид на жительство (ВНЖ) и могут беспрепятственно трудиться в любом российском регионе.

Отметим, что недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2020 № 16-ФЗ, позволяющий отдельным иностранцам трудиться в РФ без разрешения на работу. Соответствующие изменения внесены в Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ. В статье 13 закона уточняется, что условие для нанимателей о возможности трудоустраивать иностранцев, у которых есть рабочее разрешение, и для приезжих – трудиться в РФ только при наличии патента или разрешения, не применяется в отношении студентов-очников. Однако речь идет исключительно о работе во внеучебное время. Когда гражданин иностранного государства обучение в РФ закончит, работодателю нужно будет прекратить с ним трудовые отношения. Нововведения начнут действовать с 5 августа этого года.

Компанию оштрафуют на 400 тыс. рублей за трудоустройство украинца без патента

В свое оправдание компания ссылалась на то, что иностранец у нее не работал. Однако судьи признали доказанным факт обратного. В основу решений положены следующие доказательства: копия распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки, протокол осмотра территории, объяснения других сотрудников, подтвердивших работу иностранца, выписка из информсистемы миграционного органа о том, что патент украинцу не выдавался.

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2019 № 16-23/2019

ИП оштрафуют как юрлицо за привлечение к труду иностранца без патента

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 № 16-29/2019

Штраф за привлечение иностранца к работе, не предусмотренной патентом, можно снизить

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 № 16-58/2019

О трудоустройстве и увольнении иностранца надо уведомить отдел по вопросам миграции МВД

Минимальный штраф за неподачу уведомления о принятии на работу иностранца в Москве – 400 тыс. рублей

Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2019 № 5-АД19-168

Подавать уведомление об изменении условий трудового договора с иностранцем не нужно

Суд наложил на предпринимателя 200 тыс. рублей штрафа по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав, что уведомлять МВД следует при каждом факте привлечения к труду иностранца. Вышестоящие суды это решение поддержали. Женщина обратилась в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащими основному закону страны положения ст. 18.15 КоАП РФ в той части, в которой они позволяют на практике возлагать на работодателя обязанность уведомлять уполномоченный орган о каждом факте допуска иностранца к выполнению работ в какой-либо форме.

КС РФ отказался признать нормы неконституционными, но пояснил, что их суть не предполагает уведомление МВД о любых изменениях условий трудового договора, оформленного с иностранцем.

Это значит, что в случае перевода мигранта на новую работу у того же работодателя уведомление повторно подавать не требуется.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 № 7-П

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Статья 18.10 КОАП РФ. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

Читайте также  Как правильно написать увольнение по собственному

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 18.15 КОАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 18.16 КОАП РФ. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Статья 18.17 КОАП РФ. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Статья 18.20 КОАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента, если такой срок установлен в соответствии с федеральным законом, —

лечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

  • 1 Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе
  • 2 Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
  • 3 Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
  • 4 Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
  • 5 Штрафы за нарушение иммиграционных правил
  • 6 Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца
  • 7 Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
  • 8 Уголовная ответственность за иностранных работников
  • 9 Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства
  • 10 Подводим итоги
Читайте также  Служебная записка для увеличения штата сотрудников образец

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры

Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах

Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).

Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:

  • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
  • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
  • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:

  • отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
  • работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.

Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.

За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:

  • на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
  • на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушение иммиграционных правил

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.

Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца

Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:

Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур

На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).

За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).

По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:

Нарушение

Уголовная ответственность за иностранных работников

Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:

  • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
  • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
  • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.

Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства

Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:

  • они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
  • либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.

Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: