Срок проведения специальной оценки условий труда по предписанию

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Читайте также  Возврат товара продавцу без объяснения причины в течении 2х недель

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года

30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Специальная оценка условий труда: сроки, правила, процедура

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. Обязанность проведения проверки лежит на работодателе. Исключения касаются дистанционных работников и работников на дому, работников микро и малого бизнеса по гражданско-правовому договору на аутсорсинге (бухгалтеры и т.д.). Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. (КоАП РФ Статья 5.27.1, п. 2.). Срок давности по нарушениям трудового законодательства, законодательства об охране труда – 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.

Надо ли включать в трудовой договор условия труда на рабочем месте? Условия труда указываются в трудовых договорах, заключенных после 01.01.2014 г. (ст. 57 ТК РФ). Однако, если какие-то из обязательных положений не были включены, можно заключить отдельное соглашение или приложение к трудовому договору. Если работник принимается на рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то в трудовом договоре могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним) или действительные результаты аттестации рабочих мест. Если есть в наличии действительные результаты проведенной СОУТ можно включить данные из карты СОУТ «Факторы производственной среды и трудового процесса».

Работодатель обязан организовать ознакомление работников с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона). Включение данной информации в трудовой договор не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Пример формулировки положения об условиях труда:

«Рабочее место работника располагается в кабинете № 1 у противоположной от окна стены и состоит из рабочего стола, компьютерного кресла и компьютера. Работник в своей деятельности использует также стационарный телефон, оргтехнику». Работнику установлены следующие условия труда на рабочем месте: 1-й класс – оптимальные условия труда»

Порядок проведения СОУТ

Плановую спец. оценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. В некоторых случаях срок может быть сокращен или увеличен (получение декларации в Гос. инспекции труда). Если на рабочем месте, на котором уже проведена спец. оценка, произошел несчастный случай, причиной которого (одной из причин) стало воздействие на работника вредных и/или опасных производственных факторов, то в течение шести месяцев со дня этого происшествия необходимо провести внеплановую спец. оценку (ч. 1, 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). На новых рабочих местах проверка проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В ст. 14 дана классификация условий труда.

Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проводится СОУТ:

1) Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н «Методика проведения специальной оценки условий труда».

2) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда;

Порядок проведения СОУТ:

  1. Работодатель заключает гражданско-правовой договор с одной из организаций, допущенных для проведения таких проверок – посмотреть реестр организаций.
  2. Работодатель создает комиссию по проведению спец. оценки и утверждает график ее проведения
  3. Эксперты организации проводят идентификацию потенциально вредных условий согласно Классификатору (Приказ №33н).
  4. Организация – эксперт проводит испытания, только если идентифицированы потенциально вредные/опасные условия, оформляются протоколы исследований
  5. По результатам проверки эксперты составляют отчет.
  6. Комиссия утверждает отчет о проведении проверки.
  7. В течение 3х дней после утверждения отчета работодатель уведомляет об этом экспертную организацию либо заказным письмом с уведомлением, либо по эл. почте документом, подписанным с помощью ЭЦП.
  8. Работодатель подает декларацию в гос. инспекцию труда субъекта РФ.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест. При выявлении аналогичных рабочих мест, СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест).

Дополнительные источники: а) Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 года «По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей».

б) Письмо Минтруда от 14 июля 2016 г. N 15-1/ООГ-2516.

Когда проводить спецоценку условий труда

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.

Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:

  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
Читайте также  Ст ук рф клевета и оскорбление личности

ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.

Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

От присвоенного класса зависят:

  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Условия для проведения внеплановой СОУТ

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:

  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.

Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:

  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Срок проведения специальной оценки условий труда по предписанию

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ (далее – Закон № 451-ФЗ).

Рассмотрим важнейшие новшества.

Организация, проводящая СОУТ, получила дополнительные обязанности

Деятельность организации, проводящей СОУТ, теперь плотно связана с Федеральной государственной информационной системой (далее – ИС). Ведет эту ИС Минтруд России в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.

С 01.01.2020 организация, проводящая СОУТ, должна получить идентификационный номер от ИС. Для этого такая организация должна до начала работ по спецоценке (но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения договора) направить ряд сведений в ИС.

К таким сведениям относятся:

  • полное наименование работодателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика-работодателя;
  • код причины постановки на учет в налоговом органе работодателя.

Номер, полученный от ИС в автоматическом режиме, организация, проводящая СОУТ, должна сообщить работодателю до начала спецоценки. Соответствующие изменения внесены в статью 8 Закона о спецоценке (пп. б п. 5 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

Организация, проводящая СОУТ, должна также передать результаты спецоценки в ИС. Эта обязанность предусмотрена частью 1 статьи 18 Закона о спецоценке. Теперь работодатель может потребовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждение факта передачи соответствующих сведений в информационную систему. Это право работодателя прямо закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона о спецоценке.

Связано это с тем, что по новым правилам результаты спецоценки работодатель может применять только после того, как сведения о них будут переданы в ИС. Эта норма внесена в статью 7 Закона о спецоценке (пп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

О передаче сведений о проведенной спецоценке в ИС организация, проводящая СОУТ, уведомляет работодателя в течение трех рабочих дней со дня внесения их в ИС. Отправить уведомление работодателю можно на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Такие изменения внесены в статью 18 Закона о спецоценке (пп. в п. 13 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

Появился новый повод для внеплановой спецоценки

Работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки. Эта обязанность предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.

С 01.01.2020 работник может представить свои письменные возражения по результатам СОУТ:

  • работодателю;
  • организации, проводящей СОУТ;
  • в профсоюз (при наличии).

Работодатель обязан рассмотреть письменные замечания работника относительно результатов СОУТ и, если нужно, принять решение о проведении внеплановой спецоценки. Необходимые для этого изменения были внесены в п. 4 ч. 1 ст. 5 и в п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.

При этом замечания и возражения работника относительно СОУТ включаются в отчет о проведении спецоценки. Такое нововведение внесено в ч. 1 ст. 15 Закона о спецоценке.

Читайте также  Льготы для 70 летних пенсионеров в москве

Изменятся правила определения сроков спецоценки

Специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет. С 01.01.2020 этот срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Ранее пятилетний срок действия СОУТ исчислялся с даты утверждения работодателем отчета о проведении СОУТ. Пятилетний срок действия спецоценки с даты утверждения спецоценки исчисляется только для СОУТ, содержащей сведения государственной (или иной) тайны. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке.

Изменения коснулись и порядка определения срока действия декларации соответствия. С 01.01.2020 декларация действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Со дня утверждения отчета декларация начнет действовать, только если результаты спецоценки содержат сведения, составляющие государственную или иную тайну.

Такие изменения были внесены в ч. 4 ст. 11 Закона о спецоценке.

Расширены права малых предприятий

С 01.01.2019 в Законе о спецоценке появилось новое правило, касающееся микропредприятий. Так, работодатели – субъекты малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям, могут не иметь возможности сформировать комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Исполнять полномочия такой комиссии, перечисленные в п. 3.1. ст. 9 Закона о спецоценке, могут:

  • работодатель-ИП лично;
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник.

Ранее Закон о спецоценке обязывал всех работодателей создавать комиссию по проведению СОУТ в общем порядке.

Установлен срок утверждения отчета о проведении СОУТ

С 01.01.2020 председатель комиссии работодателя должен утвердить отчет о проведении СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Это нововведение внесено в ч. 2 ст. 15 Закона о спецоценке.

Заметим, что ранее Закон о спецоценке не содержал определенного срока для утверждения комиссией отчета о проведении СОУТ.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда? Сроки проведения СОУТ

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя — это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее — РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

  • В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее — ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;
  • В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

Нарушение порядка проведения СОУТ:

  • Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
  • Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
  • Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
  • Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

Нарушение сроков при проведении СОУТ:

  • Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
  • Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.
  • Спецоценка — сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: