Стадии производства по делу в еспч

Что юристу надо знать про подачу жалобы в ЕСПЧ. Вдруг пригодится

Европейский суд по правам человека стал набирать популярность у россиян, недовольных решениями национальных судов с 2012 года. С этого времени жалобы против России стали лидировать в общем количестве постановлений ЕСПЧ. Сейчас треть всех рассматриваемых дел касаются нарушения прав наших сограждан.

Как работает суд? Почему он так интересен россиянам? Действительно ли ЕСПЧ станет недоступным для наших жителей, если Россия выйдет из Совета Европы?

Как появился ЕСПЧ и зачем он нужен

В суд может обратиться любой человек, но жалобу ему необходимо оформить на национальном языке одной из стран, признающих юрисдикцию ЕСПЧ.

Юрисдикцию суда признали 47 государств-членов Совета Европы. Россия признала юрисдикцию суда в 1998 году. Дело в том, что согласно Конституции РФ (ст. 15), Россия признает верховенство международного права над национальным. В соответствии с этим, Россия стала признавать основной международный договор – Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Окончательное признание юрисдикции было осуществлено 5 мая 1998 года, когда в России вступил в силу ФЗ №54 («О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») от 30 марта 1998 года.

После ратификации Конвенции, Россия стала участвовать в выборе судейского корпуса. Судей избирают депутаты ПАСЕ каждые девять лет.

На данный момент в суде работает 47 судей – по одному от каждой из стран, признавших юрисдикцию суда, в том числе и из России.

Кто жалуется в ЕСПЧ?

Ежегодное количество обращений и жалоб в Европейский суд стало расти с начала 2000-х годов. Пик пришелся на 2011 год, когда очередь из жалоб составила более 151 тыс. После этого произошел отток, и в 2016 году очередь была на уровне порядка 80 тыс. жалоб.

Но очередь не значит, что по существу будут рассмотрены все заявленные жалобы. Как правило, более 90% жалоб отсеивается, так как не имеют под собой оснований для рассмотрения.

Так, согласно отчету ЕСПЧ за 2016 год, всего суд вынес 993 решений в отношении всех стран, признавших юрисдикцию Европейского суда. При этом, лидером по количеству вынесенных постановлений стала Россия – 228. Все постановления касались нарушений прав россиян и 222 из них были удовлетворены.

В 2016 году произошел резкий скачок решений против России, так, по итогам 2015 года в отношении нашей страны было рассмотрено лишь 116 дел. Ближайшие «конкуренты» России – Турция, Румыния и Украина (в отношении каждой из них за 2016 год судьями ЕСПЧ было вынесено лишь от 70 до 77 решений).

2016 год продемонстрировал и еще одну тенденцию: значительное сокращение жалоб из России.

На данный момент (январь 2018 г.) в ЕСПЧ ждут рассмотрения 7,8 тыс. российских заявлений (9,8% от общего количества жалоб, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 14,2%). Лидерами же стали Украина с 18,1 тыс. обращений (22,8% от общего количества жалоб), Турция с 12,5 тыс. обращений (15,8% от общего количества жалоб) и Венгрия с 8,9 тыс. обращений (11,2% от общего количества жалоб).

Все ли решения ЕСПЧ исполняются в полном объеме?

Самым знаковым подобным делом стало беспрецедентное постановление европейского суда по жалобе акционеров нефтяной компании ЮКОС против России. В 2014 году ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим более 1,8 млрд евро. Но это решение так и не было исполнено. Более того, Конституционный Суд России своим постановлением от 17 января 2017 года решил, что оно идет вразрез с Конституцией РФ и не может быть исполнено. Таким образом, на деле ЮКОСа была поставлена точка – решение ЕСПЧ исполняться уже однозначно не будет.

Это уже не первое постановление Конституционного суда РФ, отказавшегося признавать решение ЕСПЧ. В апреле 2016 года КС вынес постановление от 19 апреля 2016 г. №12-П «о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации».

Почему наши сограждане идут в ЕСПЧ?

Зачастую постановления Европейского суда используются для широкого общественного обсуждения, привлечения СМИ и общественности к проблеме конкретного человека. Часто именно это позволяет решить проблему в пользу жалобщика.

Но, случается, что решения ЕСПЧ используются и для получения дополнительных очков политическими деятелями. Не исключено, что именно эти причины движут и оппозиционером Алексеем Навальным, который уже дважды за последнее время обращается в ЕСПЧ за защитой своих прав. В первый раз – Европейский суд установил нарушения его прав при рассмотрении так называемого «дела Кировлеса», а вторая жалоба будет посвящена отказу Центризбиркома допустить политика до выдвижения на пост Президента России.

Почему ЕСПЧ отказывает в жалобе?

В России услуги по подготовке обращений в ЕСПЧ оказывают многие юристы, но, как показывает практика ЕСПЧ, более 90% жалоб просто признаются неприемлемыми по формальным причинам и суд отказывается их рассматривать по существу.

Типичные ошибки при подаче жалобы в ЕСПЧ

  • несоблюдение шестимесячного срока (срок будет сокращаться до четырехмесячного) подачи жалобы;
  • подача жалобы от человека, который не является жертвой предполагаемых нарушений;
  • неоднократная подача однотипных жалоб;
  • требования заявителя пересмотреть фактические ошибки в решениях национальных судов;
  • подача жалобы не на органы власти, а на конкретных лиц или частные компании.

Как правильно подать жалобу в ЕСПЧ?

Если решили обратиться самостоятельно. Учтите, что несоблюдение вами малейших технических процедур, может привести к тому, что ваша жалоба не будет рассмотрена. Это самый большой риск, так как после неудавшейся попытки подать повторную жалобу будет невозможно из-за прошедших сроков.

С чего начать?

Для начала вам нужно скачать официальный бланк (формуляр) жалобы с официального сайта суда. Откройте формуляр на компьютере (не в браузере), заполните, распечатайте, приложите необходимые документы.

Перед заполнением ознакомьтесь с Регламентом суда (статья 47), где изложены данные о том, что и как должно быть изложено в жалобе.

Чтобы не допустить ошибку пользуйтесь практическим руководством, подготовленным специалистами Европейского суда, и ознакомьтесь с базой HUDOC, где собраны уже вынесенные ЕСПЧ решения. Возможно, в базе найдутся дела и решения по ним ЕСПЧ на аналогичную тему.

Ниже видеоинструкция всей процедуры заполнения формуляра жалобы.

Если вы все сделали правильно, приложили копии документов, то остается только направить жалобу в Европейский суд.

Отправить жалобу можно почтой по адресу:

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg cedex

Процедура проверки жалобы занимает до года.

Если жалоба оформлена верно, то её закрепляют за определенной секцией суда и включают в список ожидания дел, которые будут рассматриваться по существу.

В это время суд запрашивает позицию по жалобе у представителей той страны, против которой подана данная жалоба. Уже после дело передают судье-докладчику. Судья изучает проблему и запрашивает необходимые доказательства у сторон. Только после этого жалоба рассматривается по существу. Каким может быть итог рассмотрения? Либо «примирение» сторон, либо вынесение постановления о нарушении прав человека, так называемый judgment.

Будет ли ЕСПЧ у россиян в 2018 году?

Однако в конце 2017 года судья ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов заверил общественность, что вопрос о выходе нашей страны из Европейского суда пока не стоит. 2018 год покажет, сбудутся ли прогнозы СМИ или нет.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Добро пожаловать на сайт Европейского Суда по правам человека

Этот ресурс посвящен Европейскому суду по правам человека, цивилизованному инструменту в руках Совета Европы, призванному компенсировать нарушения прав и основных свобод человека

  • Главная
  • Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд разрешает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Юрисдикция ЕСПЧ, ЕСПЧ и Российская Федерация

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Это провозглашает Конституция Российской Федерации (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому Закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, Конвенция и Протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.

Читайте также  Приказ о сумме компенсации за молоко

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе как России, так и другого государства — участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. Также ЕСПЧ может присудить возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Неисполнение решений Европейского Суда

Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. Бывают и исключения. Так, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы. Таким образом Решения Европейского Суда воздействуют на право и судебную практику и других государств — участников конвенции.

Компетенция Европейского суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека имеет право :

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств — членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел .

Хочу обратиться в ЕСПЧ. Что нужно знать?

Задумались об обращении в ЕСПЧ, но вопросов больше, чем ответов? Честно рассказываем обо всём, чтобы вы могли принять взвешенное решение.

В каких случаях можно обращаться в Европейский суд?

Европейский суд рассматривает не любые нарушения ваших прав, а только такие, которые предусмотрены специальным документом — Европейской конвенцией по правам человека.

То есть пожаловаться на Россию в Европейский суд можно только в том случае, если она нарушила какое-то ваше право, предусмотренное Европейской конвенцией.

Определить, есть ли в вашем деле нарушения Конвенции (а значит, есть ли у вас перспективы обращения в ЕСПЧ) поможем мы. Это бесплатно, нужно лишь предоставить все необходимые документы в сканированном виде или в виде фотографий. Напишите нам, мы сообщим, какие документы потребуются в вашем случае.

В течение какого срока нужно подать жалобу?

Подать жалобу в Европейский суд можно тогда, когда будут исчерпаны все внутренние средства защиты и только в течение шести месяцев после того, как российские власти вынесут по вашему делу окончательное решение.

Поскольку подавляющее большинство споров в нашей стране могут быть переданы на рассмотрение суда, то вы обязательно должны обратиться со своей проблемой в российский суд, а если он откажет вам, то следует обжаловать это решение до тех пор, пока вам в России не будет отказано окончательно.

Например, если решение или приговор по делу, которое нарушает Европейскую конвенцию, вынес мировой судья, то вы должны подать апелляционные жалобы в районный суд, если же их вынес районный суд, то следует подать жалобы в областной (краевой) суд и т.д. Обращаться же с кассационными или надзорными жалобами в Верховный суд или в президиум областного суда не обязательно — ЕСПЧ считает их неэффективными инстанциями и не требует их прохождения.

Обратите внимание, шестимесячный срок — это очень важное условие, и его несоблюдение влечет за собой гарантированный отказ в рассмотрении жалобы!

Если вы не знаете или не понимаете, пропущен ли шестимесячный срок на обращение в Европейский суд — обратитесь к нам, мы бесплатно изучим ваше дело и проверим сроки обжалования.

Какие полномочия есть у ЕСПЧ? Чем он может помочь?

Если Европейский суд сочтет жалобу обоснованной, то он принимает решение об устранении Россией допущенных нарушений, а в случае необходимости присуждает пострадавшей стороне справедливую денежную компенсацию.

Таким образом, суд может принять решение, которое повлечет за собой восстановление ваших нарушенных прав. Например, может быть пересмотрен или отменен ваш приговор или решение властей в отношении вас.

Кроме того, вы получите право на справедливую денежную компенсацию — обычно от нескольких сотен до тысяч евро.

Как долго Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы? Когда будет рассмотрена моя жалоба?

Скорость работы — это, пожалуй, единственный значимый минус в работе ЕСПЧ. На сегодняшний день рассмотрение дела там длится от шести месяцев до 2-3 лет. Иногда встречаются случаи, когда речь идет о срочных проблемах (например, когда дело касается здоровья или жизни людей). В таких случаях суд может придать приоритет жалобе и рассмотреть её быстрее.

Не так давно была проведена реформа Страсбургского суда, которая должна была ускорит его работу, но из-за огромного количества жалоб, ежедневно приходящих в Европейский суд, сроки рассмотрения дел все еще остаются довольно большими.

Запаситесь терпением — если все ваши документы в порядке, то жалоба будет обязательно рассмотрена. Юристы «Правовой инициативы» будут держать вас в курсе и информировать о том, как продвигаются ваши дела в ЕСПЧ.

Почему обращение в ЕСПЧ требует помощи профессионального юриста, специализирующегося на таких делах?

Начнем с того, что сам ЕСПЧ выступает против того, чтобы заявитель защищал себя сам. Правила суда требуют, чтобы на стадии подготовки дела было обеспечено участие представителя.

Но это не главное. Основная трудность заключается в том, что документы, которые нужно будет подготовить в ЕСПЧ, являются сложными для написания. Особенно это относится к такому документу, как меморандум заявителя. Не являясь профессиональным юристом, не зная практику ЕСПЧ и не имея опыта работы с ним, подготовить эти документы правильно с первого раза практически невозможно. По сути, на этой стадии заявитель должен самостоятельно подготовить проект постановления ЕСПЧ.

Неправильно составленные документы однозначно гарантируют вам отказ в принятии и рассмотрении вашей жалобы. Юристы «Правовой инициативы» сталкиваются с десятками случаев, когда российские граждане, пытаясь сэкономить и подготовить документы сами, проигрывают даже очень простые и очевидно выигрышные дела. После отказа ЕСПЧ исправить ошибки и подать документы ещё раз не получится — истекут сроки давности, а обжаловать отказ нельзя.

Я ещё не уверен, стоит ли обращаться в ЕСПЧ, помогут ли мне там?

Зачастую ЕСПЧ — это последняя возможность добиться справедливости даже в самых сложных, безнадежных делах, которые окончились неудачей в российских судах. Однако стоит прагматично подходить к обращению туда — заранее оценить свои шансы, правильно составить жалобу и другие документы, собрать и предоставить доказательства.

Рекомендуем посмотреть видеосюжет о Европейском суде по правам человека (на русском языке).

Не нашли здесь ответ на свой вопрос? Напишите нам, мы будем рады вам помочь.

Для обжалования приговора в ЕСПЧ придется проходить кассационные инстанции

Президент РФ подписал Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 15-ФЗ (далее – Закон № 15-ФЗ) о внесении изменений в УПК РФ, которым установлен шестимесячный срок обращения с кассационной жалобой на вступивший в законную силу приговор.

Читайте также  В течении какого времени происходст выплаты по страховке

В частности, ст. 401.3 УПК «Порядок и сроки подачи кассационных жалобы, представления, порядок восстановления срока кассационного обжалования» дополнена ч. 4–6, в которых предусмотрено: кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке ст. 401.7 и 401.8 УПК, могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вступления в силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии такого решения, вступившего в силу.

Лица, не воспользовавшиеся правом на обжалование в кассационном порядке приговора или иного итогового судебного решения, вступивших в силу с 1 октября 2019 г. и до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ, вправе обжаловать данный судебный акт в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанных поправок в УПК.

Станет ли новая, ограниченная шестимесячным сроком кассация эффективным средством правовой защиты?

Ранее ЕСПЧ в постановлении по делу «Кашлан против России» (жалоба № 60189/15) указал, что обращение с кассационной жалобой в порядке, предусмотренном УПК РФ, не является эффективным средством правовой защиты по смыслу п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Соответственно, подача таких жалоб не влияет на исчисление шестимесячного срока на обращение в ЕСПЧ и для обращения в Европейский Суд не требуется.

С принятием поправок в Кодекс все изменится.

Европейский Суд обычно исходит из критериев доступности и эффективности средства правовой защиты. При этом к уголовной кассации предъявляются два основных требования: доступ к состязательному процессу и ограниченный срок обращения в суд.

Попытка сделать уголовную кассацию эффективным средством правовой защиты в современной России предпринималась и ранее – тогда срок кассационного обжалования был сокращен до года, что, по мнению российских властей, должно было привести к тому, что Европейский Суд признает эту инстанцию эффективным средством правовой защиты.

Однако одиночная составляющая (установление ограничения срока) без обеспечения состязательности сторон к ожидаемому результату не привела, и кассацию по уголовным делам вновь сделали бессрочной.

Первый критерий – состязательность – был введен 1 октября 2019 г., когда в России начал действовать принцип сплошной кассации: открылись 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Вообще с 2019 г. УПК претерпел существенные изменения. Так, ранее в системе судопроизводства РФ складывалась ситуация, когда суды уровня субъекта Федерации осуществляли проверку обжалуемого судебного акта в двух инстанциях – апелляционной и кассационной. Теперь суды, рассматривающие кассационные жалобы, территориально (принцип экстерриториальности) и организационно отделены от апелляционных. Кроме того, с 1 октября 2019 г. была введена такая составляющая эффективного судопроизводства, как состязательный процесс в сплошной кассации. Критерий весьма весомый, ввиду чего Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 10 декабря 2019 г. № 54 внес в Госдуму проект федерального закона о дополнении УПК в части сроков кассационного обжалования.

Внесенный еще в 2019 г. в Госдуму законопроект об установлении сроков кассации (№ 863554-7) шел долгим путем, много раз менялся: сначала предполагалось ограничить срок двумя месяцами на каждую инстанцию, затем его увеличили до шести, но на две инстанции. В итоге 24 февраля 2021 г. Закон № 15-ФЗ был подписан.

Таким образом, появился второй критерий (срок), необходимый для того, чтобы Европейский Суд считал российскую уголовную кассацию эффективным средством правовой защиты, – теперь для обжалования приговора в ЕСПЧ наверняка придется проходить кассационные инстанции.

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что порядок проверки судебных актов по жалобам заинтересованных лиц определяется федеральным законом на основе Конституции РФ; исключительная по своему существу возможность преодоления окончательности вступивших в силу судебных актов предполагает установление законодателем особых процедурных условий их пересмотра, отвечающих прежде всего требованиям правовой определенности, обеспечиваемой признанием законной силы судебных решений, их неопровержимости (постановления от 11 мая 2005 г. № 5-П, от 5 февраля 2007 г. № 2-П и другие). Данные правовые позиции согласуются с практикой ЕСПЧ.

Введение в уголовном судопроизводстве порядка сплошной кассации, предусматривающего обязательное проведение судебного заседания с участием сторон для рассмотрения кассационных жалобы, представления на вступившие в силу приговор или иное итоговое судебное решение по делу – независимо от наличия или отсутствия оснований для пересмотра, – требует установления в качестве особого процедурного условия разумного срока для обращения в кассацию. С закреплением правил «сплошной» кассации производство в суде кассационной инстанции по жалобам, представлениям на итоговые судебные решения по уголовным делам утрачивает характер исключительной стадии процесса, приобретая фактически черты ординарной проверочной стадии, что также предполагает (как в апелляционном производстве) необходимость определения в законе срока для подачи кассационных жалобы, представления.

Ограничение сроком возможности обжалования итогового судебного решения по уголовному делу по правилам «сплошной» кассации решает одновременно несколько важных задач – упорядочивания процедуры кассационного производства, соблюдения его разумных сроков и оперативного восстановления нарушенного права. Кроме того, исключение многократного пересмотра одного и того же уголовного дела в суде кассационной инстанции позволит избежать проблем, связанных с организацией и проведением нескольких судебных заседаний по одному и тому же делу, а также с исполнением принятых по их итогам в разное время судебных актов.

Аналогичный подход использован и в других видах судопроизводства: срок, в течение которого могут быть обжалованы вступившие в силу судебные решения по гражданским, административным и арбитражным делам, предусмотрен соответственно ч. 1 ст. 376.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 318 КАС РФ и ч. 1 ст. 276 АПК РФ.

Со дня опубликования Закона № 15-ФЗ у осужденных, которые еще не подали кассационные жалобы, остается полгода для обжалования приговора. Причем это касается только лиц, приговор в отношении которых вступил в силу после 1 октября 2019 г. Остальным, у кого приговор более «старый», придется обращаться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования.

Европейский Суд пока не высказал своего мнения о том, является ли новая российская кассация с ограниченным сроком обжалования – в редакции Закона № 15-ФЗ – эффективным средством правовой защиты. Однако, на мой взгляд, сомнений в том, что такие выводы будут сделаны, нет.

Таким образом, в России становится все больше средств правовой защиты, которые ЕСПЧ будет относить к эффективным и их нужно будет использовать перед обращением в ЕСПЧ.

Пожалуй, только КоАП РФ в силу решения ЕСПЧ по делу «Смадиков против России» (жалоба № 10810/15) не требует обращения по поводу пересмотра вступивших в силу судебных актов и позволяет обращаться в ЕСПЧ сразу после апелляции, в то время как другие процессуальные кодексы требуют прохождения судебных инстанций до Верховного Суда РФ.

  • ГПК РФ: в деле «Абрамян и Якубовский против России» (жалоба № 9611/13) ЕСПЧ посчитал, что средство правовой защиты в виде новой кассационной процедуры на региональном уровне и в ВС РФ должно быть исчерпано перед обращением с жалобой в ЕСПЧ;
  • АПК РФ: в решении по делу «Сахнов против России» (жалоба № 16559/16) Европейский Суд указал, что кассационная жалоба в Судебную коллегию ВС РФ в арбитражном процессе является эффективным средством защиты, и его необходимо пройти;
  • КАС РФ: в решении по делу «Чигиринова против России» (жалоба № 28448/16) ЕСПЧ высказал позицию, согласно которой процедура пересмотра вступивших в силу судебных актов, предусмотренная КАС, аналогична оценке соответствующей процедуры, закрепленной ГПК, что означает, что подача кассационных жалоб в президиум суда субъекта РФ и Судебную коллегию ВС в порядке, определенном КАС, по общему правилу, признается эффективным средством правовой защиты.

Таким образом, можно предположить, что в ближайшем будущем ожидаются значительные изменения в КоАП.

Что касается кассационного обжалования приговора, то, полагаю, ограничение сроков во многом затруднит его: многие осужденные ранее готовили жалобу годами, боясь истратить впустую последний шанс, тщательно изучали дело, показывали его различным специалистам. При этом действительно бывало, что нарушение – влекущее отмену или изменение приговора, – отыскивалось лишь спустя несколько лет, после неоднократного изучения материалов дела. Теперь придется действовать оперативно. Особенно тяжело, думаю, будет лицам, осужденным к реальным срокам отбытия наказания и не имеющим защитника по соглашению: следует учитывать, что после вступления приговора в силу осужденного отправят в колонию, и не всегда это близлежащий регион. Иногда этапирование может длиться неделями, пересыльные тюрьмы, транзитные камеры, карантинное отделение по прибытии в колонию, где у осужденного две недели не будет возможности работать с материалами дела (а порой документы и записи, что везет с собой осужденный, и вовсе уничтожаются), далее отряды адаптации, режим, работа… Далеко не у всех будет возможность составить в срок кассационную жалобу, позволяющую суду прислушаться к доводам о незаконности приговора. Будут ли суды воспринимать такие препятствия как уважительные причины пропуска срока, покажет время, но, полагаю, большинство осужденных не будут рисковать: напротив, жалобы, пусть слабо мотивированные, написанные наспех, но поданные в срок, будут направляться в суды из пенитенциарных учреждений.

Читайте также  Сколько стоит продление удостоверения охранника 4 разряда

Возвращаясь к обращению в ЕСПЧ, отмечу, что, пока не появилась разъясняющая практика, обращаться в Европейский Суд следует не позднее чем через 6 месяцев после получения мотивированного решения апелляционного суда. Если жалоба впоследствии будет отклонена ввиду того, что не исчерпаны национальные средства правовой защиты, можно обратиться в ЕСПЧ повторно – после прохождения кассационной инстанции. Можно действовать и другим способом – после апелляции сразу подавать кассационные жалобы, параллельно формируя жалобу в ЕСПЧ, чтобы уложиться в 6 месяцев и получить определение Верховного Суда до истечения шестимесячного срока.

Шанс появился также у тех, кто пропустил срок обращения в ЕСПЧ (который ранее исчислялся как 6 месяцев со дня получения апелляционного определения). Теоретически, если осужденный сейчас в соответствии с Законом № 15-ФЗ пройдет кассацию, отвечающую признакам эффективного средства правовой защиты (полагаю, Закон был принят не без консультаций с ЕСПЧ), то срок обращения в Европейский Суд у такого осужденного будет исчисляться как 6 месяцев со дня получения ответа последней кассационной инстанции.

Европейский суд по правам человека

Совет Европы — Европейский суд по правам человека

Организация работы Суда

Европейский суд по правам человека, учрежденный на основании Конвенции с изменениями, внесенными Протоколом № 11, состоит из судей, число которых соответствует количеству Государств-участников Конвенции (в настоящее время судей сорок четыре3). Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.

Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени Государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда, двух заместителей Председателя Суда и двух Председателей Секций.

Согласно Регламенту, Суд разделен на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен представлять различные правовые системы Государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей Секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают.

Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на двенадцать месяцев.

Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель Секции и судья, избранный от Государства-ответчика. Если последний не является членом Секции, он заседает в качестве члена Палаты ex officio. Члены Секции, не являющиеся членами Палаты, участвуют в заседании в качестве запасных судей.

Большая Палата состоит из семнадцати судей. В ней ex officio заседают Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций.

Судопроизводство

1. Общие положения

Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым Государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Пояснительная записка для заявителей и формуляр заявления могут быть получены в Секретариате Суда.

Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств Палата или Большая Палата не решит иначе. Доступ ко всем документам, переданным сторонами на хранение в Секретариат, как правило, является открытым.

Индивидуальные заявители вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и даже является обязательным при проведении слушаний или после признания дела приемлемым. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.

Официальными языками Суда являются французский и английский, тем не менее заявления могут быть представлены на любом из официальных языков Государств-участников. После признания дела приемлемым должен использоваться один из официальных языков Суда, если Председатель Палаты или Большой Палаты не разрешит продолжить использовать язык, на котором заявление было подано.

2. Рассмотрение жалобы на предмет приемлемости

Каждое индивидуальное заявление передается на рассмотрение одной из Секций Суда, Председатель которой назначает судью-докладчика. После предварительного изучения жалобы докладчик решает, будет ли она разбираться Комитетом из трех судей или Палатой.

Комитет единогласным решением может объявить жалобу неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы.

Помимо дел, переданных на рассмотрение Палат непосредственно судьями-докладчиками, Палаты рассматривают индивидуальные заявления, которые не признаны неприемлемыми Комитетом из трех судей, а также межгосударственные заявления. По усмотрению Суда вопросы приемлемости и существа дела разрешаются в отдельных решениях либо совместно в одном решении.

Если дело, которое рассматривает Палата, требует глубокого толкования положений Конвенции, или если решение по делу может войти в противоречие с уже устоявшейся прецедентной практикой, Палата вправе в любое время передать такое дело на рассмотрение Большой Палаты при условии, что ни одна из сторон не выразит своего несогласия в течение одного месяца с момента уведомления о намерении передать дело в Большую Палату. В случае передачи дела, оно будет рассматриваться согласно процедуре, аналогичной для Палат (см. ниже).

На первой стадии производство по делу ведется, как правило, в письменной форме, однако Палата может принять решение о проведении слушания. В данном случае одновременно рассматриваются вопросы по существу заявления.

Решение Палаты о приемлемости, принимаемое большинством голосов, должно быть мотивированным.Доступ к вынесенным решениям является открытым.

3. Рассмотрение жалобы по существу

После объявления жалобы приемлемой Палата может предложить сторонам представить дополнительные доказательства и письменные объяснения. Заявителей, в частности, просят представить требования о «справедливой компенсации». Если на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости жалобы слушание не проводилось, Палата может решить провести отдельное слушание по существу дела.

В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Палаты может предложить или дать разрешение любому Государству-участнику, не выступающему стороной в деле, или иному заинтересованному лицу, которое не является заявителем, представить письменные замечания или, в исключительных случаях, принять участие в слушании. Государство-участник, к гражданству которого принадлежит заявитель, имеет полное право участвовать в процессе.

Во время рассмотрения дела по существу могут быть начаты переговоры о дружественном урегулировании спора при посредничестве Секретаря. Переговоры о дружественном урегулировании являются конфиденциальными.

4. Постановления Суда

Палата принимает решения большинством голосов. Каждый судья, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе, в качестве приложения к постановлению, либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения.

В течение трех месяцев с даты вынесения Палатой постановления любая из сторон может обратиться с просьбой о передаче дела в Большую Палату, если оно поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции или Протоколов к ней, или другой серьезный вопрос общего характера. Подобные заявления рассматриваются Коллегией в составе пяти членов Большой Палаты, в число которых входят Председатель Суда, Председатели Секций, за исключением Председателя той Секции, к которой принадлежит Палата, принявшая оспариваемое постановление, и судья, избранный в порядке очередности из числа судей, не входящих в первоначальную Палату.

Постановление Палаты становится окончательным по истечении трех месяцев или ранее, если стороны заявят, что не намерены просить о передаче дела в Большую Палату, либо если Коллегия из пяти судей отклонит обращение о передаче дела.

Если Коллегия удовлетворяет обращение о передаче, Большая Палата большинством голосов выносит свое постановление, которое является окончательным.

Все окончательные постановления Суда имеют обязательную силу для Государств-ответчиков.

Надзор за исполнением постановлений Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы, который проверяет, предприняли ли Государства, признанные виновными в нарушении положений Конвенции, адекватные меры по исполнению особых обязательств или обязательств общего характера, вытекающих из постановлений Суда.

5. Консультативные заключения

Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение Комитета министров запросить консультативное заключение Суда принимается большинством голосов.

Просьбы о вынесении консультативных заключений рассматриваются Большой Палатой, чьи заключения выносятся большинством голосов. Каждый судья вправе в качестве приложения к заключению либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: