Статья конституции рф о выборах в президенты 2018

Законодательное регулирование выборов президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о правилах проведения выборов президента РФ.

Правила выборов главы российского государства регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года и др.

Подготовку и проведение президентских выборов в России осуществляют Центральная избирательная комиссия (ЦИК), избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.) и участковые избиркомы.

Общие принципы избирательного права

Выборы проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оно гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. По данным на 1 июля 2017 г. Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателей (на выборах 2012 г. были зарегистрированы 109 млн 860 тыс. 331).

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.

Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ограничения касаются лиц с неснятой или непогашенной на день голосования судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности, а также подвергнутых административному наказанию за демонстрацию или распространение экстремистской символики. Не могут быть избраны бывшие осужденные за тяжкие (в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания или его погашения) или особо тяжкие преступления (в течение 15 лет).

Закон запрещает баллотироваться лицам, которые на момент проведения выборов были лишены судом права занимать государственные должности, а также тем, чьи выступления или агитация за шесть последних лет были признаны экстремистскими.

Кандидаты не имеют права хранить деньги и другие ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Условия выдвижения кандидатов

Кандидаты в президенты РФ могут участвовать в выборах в порядке самовыдвижения или от одной из официально зарегистрированных политических партий (в списке Минюста по состоянию на 14 декабря 2017 г. числится 67 партий, допущенных к участию в выборах).

Для регистрации кандидату-самовыдвиженцу необходимо в течение 20 дней предоставить в ЦИК ходатайство о регистрации инициативной группы в свою поддержку численностью не менее 500 человек. Решение о ее регистрации ЦИК принимает в течение пяти дней.

Выдвижение кандидатов в президенты от политических партий оформляется на их съездах. Каждая партия имеет право выдвинуть только одного кандидата, при этом он не может состоять в другой политической партии или идти на выборы в качестве самовыдвиженца. Протокол съезда должен быть передан в ЦИК в течение 25 дней с момента назначения выборов.

Все претенденты должны сдать в Центризбирком заявление о согласии баллотироваться, информацию о наличии или отсутствии в прошлом судимости, копии паспорта, документов об образовании и месте работы. Кроме того, в ЦИК передаются сведения о доходах, имуществе, вкладах в банках кандидата и его супруги (супруга), сведения о наличии у претендента и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, зарубежной недвижимости и источниках ее приобретения. Если в течение последних трех лет кандидат приобретал недвижимость, ценные бумаги или транспортные средства на сумму, превышающую общий доход его семьи за три года, он также отчитывается о каждой из подобных покупок.

Сбор подписей и регистрация

Кандидаты на высший государственный пост должны представить в ЦИК не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования документы, необходимые для регистрации, в т. ч. подписи избирателей в свою поддержку. От их сбора, согласно закону, освобождены претенденты, выдвинутые парламентскими партиями («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»).

Самовыдвиженцы обязаны собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей. Кандидаты от непарламентских партий должны предоставить не менее 100 тыс. подписей (не более 2,5 тыс. в каждом субъекте РФ). На президентских выборах 2012 г. кандидаты, шедшие не от парламентских партий, должны были собрать 2 млн подписей.

Центризбирком принимает решение о регистрации кандидатов в течение 10 дней с момента подачи ими документов. В этот период проводится проверка достоверности представленных кандидатами личных сведений (для этого ЦИК обращается в соответствующие органы исполнительной власти) и подписей избирателей.

Центризбирком проверяет не менее 20% представленных подписей, процент брака не должен превышать 5%. (до 2005 г. — 25%). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, проживающих за пределами соответствующего субъекта РФ, указавших недостоверные сведения о себе, и др. В регистрации также отказывают кандидатам, число подписей в поддержку которых, после вычета недействительных, будет меньше необходимого по закону.

Среди других оснований для отказа в регистрации — подкуп избирателей, использование служебного положения при агитации, использование помимо собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от 400 млн руб. (максимально разрешенной суммы расходов кандидата). В 2012 г. были зарегистрированы пять кандидатов в президенты РФ.

Решение Центризбиркома может быть обжаловано в Верховном суде РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Досрочное голосование, отмена открепительных удостоверений

Избирательное законодательство предусматривает проведение досрочного голосования. За 20 дней до выборов могут проголосовать сотрудники полярных станций, экипажей судов, которые в день выборов будут в плавании, и жители труднодоступных и удаленных районов. За 15 дней возможно проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за рубежом (4 марта 2012 г., по данным ЦИК, досрочно проголосовали 259 тыс. 17 человек).

Новшеством кампании стала отмена открепительных удостоверений. На выборах президента 2018 г. граждане впервые смогут голосовать не только по месту регистрации, но и там, где будут находиться в день выборов. Для этого не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за пять дней до выборов нужно подать заявление и прикрепиться к удобному участку. Это можно сделать в территориальных избиркомах, многофункциональных центрах, через интернет-портал госуслуг и непосредственно в участковых избирательных комиссиях (в последнем случае не ранее чем за 20 дней до голосования).

Ранее для участия в выборах не по месту регистрации гражданин должен был получить открепительное удостоверение. Его не позднее чем за 60 дней до дня голосования выдавали участковые или территориальные избирательные комиссии. Гражданина исключали из списка избирателей по месту регистрации, а при голосовании на участке по месту фактического пребывания вносили в дополнительный список (удостоверение при этом изымалось).

Голосование

В день выборов граждане могут проголосовать на избирательных участках по месту жительства с 8:00 до 20:00 часов по местному времени. На территории участков, где расположены предприятия с непрерывным циклом работы (например, вахтовым методом), разрешено начинать голосование на два часа раньше.

Граждане, включенные в список избирателей, получают избирательные бюллетени по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта). Для того, чтобы проголосовать, необходимо проставить в квадрат бюллетеня любой знак, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Граждане опускают заполненные бюллетени в опечатанный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (стационарный Комплекс обработки избирательных бюллетеней, КОИБ, или переносной Комплекс для электронного голосования, КЭГ).

Установление итогов выборов

После закрытия участков для голосования участковые избирательные комиссии (УИК) вскрывают в присутствии наблюдателей урны и подсчитывают голоса. Итоги голосования вносят в протокол участковой комиссии, который председатель УИК привозит в территориальный избирком. В его помещении данные вносятся в государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы».

Соответствует ли ФЗ «О выборах Президента РФ» Конституции РФ?

Пункт 5.2 ст. 3 ФЗ «О выборах Президента РФ»:

Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; (пп.1.1 введен ФЗ №19-ФЗ от 21.02.2014)

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости; (пп. 1.2 введен ФЗ № 19-ФЗ от 21.02.2014)

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина РФ не распространяется действие пунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта; (в ред. ФЗ № 19-ФЗ от 21.02.2014)

Читайте также  Код уин что это и где его взять

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КРФоАП, если голосование на выборах Президента РФ состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административнму наказанию; (в ред. ФЗ № 211-ФЗ от 24.07.2007)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » , .

Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Итак, соответствуют ли конституционно-правовое содержание и смысл положений п. 5.2 ст. 3 ФЗ «О выборах Президента РФ» положениям ст. 81 (ч.4), ст. 32 (ч.3), ст. 15 (ч. 1) и ст. 55 (ч.3) Конституции РФ — в части расширения категорий граждан, поражаемых в пассивном избирательном праве?

Ответ на этот вопрос представляется очевидным -» нет», однако, решение Конституционного Суда РФ по жалобе А. Навального на нарушение его конституционого права с указанным выше требованием — не очевидно. А.Навальный намеревается обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ в связи с отказом ему ЦИК баллотироваться в Президенты РФ.

  • 1791
  • рейтинг 0

Обеспечительные сделки и защита кредиторов

Большие данные (BIG DATA)

Введение в правовую систему Англии

Комментарии (17)

ФЗ «О выборах Президента РФ»принят в 2003 году, так что «очень крепко руку приложил» — это без сомнения.
Но вот что ещё интересно.
Вы не задумывались, почему деятельность Президента до сих пор ничем не регламентирована? Конституция РФ принята 24 года назад, по конституции в России действуют три ветви власти: законодательная, испольнительная и судебная. Президентская власть как-то стоит отдельно, она не гоговрена как власть в Конституции, но отрицать её наличие бессмысленно, а по простому — глупо.
Действия исполнительной власти регламентируются федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительсте Россиийской Федерации». Худо-бедно, но законодательная власть через четыре года беременности разрадилась этим законом.
Действия судебной власти регламентируются несколькими федеральными конституционными законами:
— Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Закон принят менее, чем через 2 месяца после принятия Конституции. Оперативно.
— Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». На это законодательной власти понадобилось чуть больше семи месяцев. Серьёзный закон, думать надо было серьёзно, обсуждать.
— Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Чуть меньше полутора лет.
— Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Три года судебная система в РФ существовала на автопилоте.
— Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». 5,5 лет с даты принятия Конституции. Так себе, второстепенный такой закончик.
и. барабанная дробь. нервных просим удалиться из зала!
— Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Вот интересно, чем думали законодатели с 1993 года до 2011-го. 17 лет с хвостиком как у нас в России действовали суды общей юрисдикции.
А теперь попробуйте найти ФКЗ о Президенте РФ, Государствнной Думе или Совете Федерации. Регламент ГД не в счёт — это не закон. Законы о выборах Президента и депутатов ГД тоже не в счёт.

Возникает вопрос: НАДО ЛИ ИДТИ НА ВЫБОРЫ ПУТИНА

Это не описка. Не голосовать за Путина и не на выборы Президента, а именно на выборы Путина. Ибо реального конкурента на выборы власть не допустит. Да и откуда ему взяться, если почти все крупные СМИ подконтрольны власти.
некоторые мысли по этому вопросу здесь http://referendumrf.ru/о_президенте.htm
И там доказательства, что иски суды не принимают не только к Президенту, но и к администрации Президента.

Quae non sunt prohibita, permisae intelligintur.

Нарушить п. 3 ст. 32 Конституци может только норма предоставляющая право избирать и быть избранными:
1) недееспособным гражданам
2) гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда

Конституция не содержит запрета на иные законодательные органичения права избирать и быть избранным.

Если бы в п. 3 ст .32 Конституции говоилось «Не имеют права избирать и быть избранными ТОЛЬКО граждане. «, то норма, содержащее любое иное основание, действительно стала бы неконституционной.

« в соответствии со ст. 81 (ч.4) Конституции РФ,федеральный закон «О выборах Президента РФ» может определять ТОЛЬКО ПОРЯДОК ВЫБОРОВ »

Вот текст: «Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом».
То есть подлежит применению только проядок выборов, законодательно установленный на федеральном уровне. О том, что никаких иных положений закон содержать не может, в указанной статье не говорится.

« «в соответствии со ст. 81 (ч.4) Конституции РФ,федеральный закон «О выборах Президента РФ» может определять ТОЛЬКО ПОРЯДОК ВЫБОРОВ»Вот текст: «Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом».То есть подлежит применению только проядок выборов, законодательно установленный на федеральном уровне. О том, что никаких иных положений закон содержать не может, в указанной статье не говорится. »

Для сравнения текст п.4 ст. 81 на английском: «The procedure for elections of the President of the Russian Federation shall be determined by federal law»

То есть, порядок выборов следует понимать, в смысле «procedure for elections».

Требования к кандидатам в президенты РФ

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:

  1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
  2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
  3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
  4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
  5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
  6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.
Читайте также  Отрезали газ в квартире за неуплату

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

19 ФЗ о выборах Президента Российской Федерации

Согласно Конституции, президентом Российской Федерации называют лицо, которое избирается в ходе демократических выборов на высшую государственную должность страны. Будучи главой государства, он обладает рядом полномочий, относящихся к исполнительной власти. Основная роль президента как субъекта, являющегося также верховным главнокомандующим, заключается в определении основ внутренней и внешней политики. С 7.05.2012 г. должность президента России занимает Владимир Владимирович Путин. В 2018 году в стране пройдут новые президентские выборы. Их основы как главнейшего политического события в стране определяются ФЗ 19 о выборах президента Российской Федерации.

Общие положения 19 ФЗ

Федеральный закон о выборах президента был принят в 2002 году. 24 декабря закон приняла Госдума, одобрение Советом Федерации состоялось 27.12.2002 г. Последняя редакция датируется 10 января 2003 года. Новые существенные изменения в законе появились в 2017 году (5 декабря). Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в настоящий момент привлекает к себе повышенное внимание в связи с предстоящим электоральным процессом.

ФЗ о политических партиях в РФ читайте здесь:

Что регламентирует закон:

  • Глава первая посвящена общим аспектам закона. Определяются основы правовых принципов, по которым проходят выборы в России (их назначение, методы подготовки и проведения, права лиц, выдвигающихся в качестве кандидатов и пр.). Оговаривается денежная сторона вопроса: разделяется финансирование выборов за счет бюджета и финансирование кампании отдельно взятого кандидата при помощи создания личного избирательного фонда. Статья 8 подробно описывает правила предвыборной агитации, а также гарантируемые для свободы выражения права и гласность. Упомянуты возможность участия в выборах кандидатов, имеющих иностранное происхождение, и порядок деятельности иностранных наблюдателей;
  • Во второй главе детально описывается роль избирательных комиссий на каждом этапе процесса. Приводится информация касательно формирования и деятельности ЦИК. Обозначается спектр полномочий комиссий, как центральной, так и территориальных (по регионам). Развернуто указывается роль наблюдателей от международных представительств в ходе голосования;
  • Согласно главе номер 3, закон определяет порядок функционирования избирательных участков. Упоминаются сроки и правила составления списков, а также методы и порядок сбора сведений о гражданах, имеющих право голоса. Учтен вариант исключения лиц из списка избирателей. В главе оговаривается возможность, подготовка и организация участков для голосования для граждан РФ, находящихся в текущий момент за пределами страны;
  • Глава четвертая 19 ФЗ знакомит нас с принципом участия политических партий в президентских выборах в России;
  • В пятой главе закона оформлен режим выдвижения, который соблюдают кандидаты. Рассматриваются варианты выдвижения лица в индивидуальном порядке (самовыдвижение) и вынесение кандидатуры того или иного участника от политической партии. Статья 39 предоставляет подробный перечень условий для регистрации участия в выборах;
  • Глава №6 – это ключевое описание такого понятия, как «статус кандидата». Закон четко регламентирует все возможные моменты, начиная от обеспечения равных прав каждому зарегистрированному участнику и заканчивая снятием кандидатуры субъекта с выборов;
  • Седьмая глава представляет собой перечень условий для информирования населения и правил предвыборной агитации. Отдельно оговаривается правовая сторона агитации через печатные издания, а также другие СМИ. Дан список ограничений, появление которых подразумевается в ходе выборов/предвыборного этапа;
  • В главе восьмой закона о выборах президента выносится на рассмотрение порядок финансирования данного политического события. Оформлены правила отчетности для избирательных фондов. В отдельный аспект вынесены пожертвования на добровольной основе. Закон разграничивает деятельность служб контроля и ревизии при избиркоме;
  • Глава №9 ознакомляет читателя с порядком проведения голосования в день выборов. Устанавливаются нормы для подведения итогов выборов и определения финальных результатов. Упоминаются методы отчетности и хранения избирательных документов;
  • Глава десятая 19 ФЗ полностью посвящена процессу вступления новоизбранного президента в должность;
  • В главе номер 11 можно узнать о юридических способах обжалования нарушений, выявленных в ходе выборов на должность главы государства. Законодательство позволяет гражданам заявлять о действиях, несоответствующих конституционному процессу избрания президента РФ. В особую графу вынесен вопрос ответственности за нарушения выборного процесса;
  • Двенадцатая глава включает ряд дополнительных положений. Подводятся итоги по содержанию закона в целом.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон о выборах президента под номером 19 претерпел весомые изменения в декабре 2017-го. Согласно редакции от 5.12.2017 г. (N 374-ФЗ), актуальные обновления затронули семь статей. Стоит рассмотреть их подробнее.

Статья 23 19 ФЗ:

  • Определяется форма, при которой соблюдается гласность в ходе проведения выборов президента РФ;
  • Отстаивается безусловное право присутствия на участках представителей СМИ;
  • Указывается свод правил для деятельности избирательных комиссий. Отдельной строкой упоминается порядок участия в выборах лиц, зарегистрированных как иностранные наблюдатели. Статья закона указывает полномочия наблюдателей на выборах и ход их регистрации;
  • Приводится перечень ограничений для наблюдателей, работающих на президентских выборах;
  • Подробно описывается процедура аккредитации СМИ для участия в освещении выборного процесса и порядок оформления выборных протоколов.

В обновленной версии Статьи 26 указываются:

  • Регламентация списков и участков для голосования для избирателей, проживающих не по месту регистрации прописки. Порядок оформления списков для лиц, временно пребывающих или постоянно живущих за границей;
  • Единая форма списков избирателей устанавливается ЦИК РФ. Сроки составления списков также приведены;
  • Порядок сбора и предоставления сведения об избирателях (в печатном, виртуальном виде и пр.);
  • Ответственность для лиц, которые занимаются сбором и составлением отчетов по сведениям об избирателях.

Последняя редакция статьи 27 включает:

  • Основания, при которых происходит включение либо удаление лиц из списков избирателей;
  • Особый пункт, относящийся к правилам внесения в избирательные списки военнослужащих РФ;
  • Порядок подачи заявления о включении в избирательные списки для лиц, находящихся в больничных или пенитенциарных учреждениях. Уточняется избирательный статус лиц, признанных переселенцами;
  • Запрещение внесения модификаций в избирательные списки на этапе окончания выборов и в ходе подсчета голосов.

Новая версия статьи 35 (был изменен подпункт 1.1 пункт 11):

  • Главный акцент в статье делается на процесс выдвижения кандидата от политической партии. Оговариваются сроки, дата, метод принятия решения и возможное количество зарегистрированных в президентских выборах участников от одной партии (один кандидат);
  • Приводится полный список документов, которые должен предоставить кандидат на должность президента в ЦИК. В числе прочих – заявление, персональные данные, сведения о доходах и пр.;
  • Подчеркивается обязательный для каждого кандидата процесс о ликвидации счетов в иностранных банках, если таковые имеются;
  • Устанавливается порядок обжалования отказа в регистрации для участия.

Статья 46 «Информирование избирателей»:

  • Дается перечень органов власти и средств СМИ, которые информируют население о ходе предвыборной подготовки/выборов;
  • Регламентируется общее правило для выпускаемых информационных материалов (объективность, достоверность, доступность, корректность, толерантность, беспристрастность);
  • Формируется роль избиркомов в информировании избирателей;
  • Ограничение по предвыборной агитации в зависимости от приближения к дате выборов (за день до голосования, в день голосования).
Читайте также  Объяснительная опоздание на дежурство

Измененная статья 64:

  • В статье детально оговаривается порядок финансирования средств для подготовки и проведения выборного процесса;
  • Упоминается перечень правил контроля за расходом средств на изготовление агитационной атрибутики (печатная продукция). Сюда же входят расходы на компьютерное оборудование и другие материальные ценности;
  • Устанавливается размер заработной платы членов избирательных комиссий и сотрудников информационных центров при избиркомах;
  • Регулируется порядок финансовой отчетности о ходе финансирования выборов.

Отредактированная статья 74:

  • Приводится регламент установления итогов по выборам, которые подводит территориальный избирком;
  • Указывается порядок оформления и приема протоколов;
  • Оговариваются действия участников избиркома в ходе выявленных нарушений, ошибок и несоответствий при оформлении отчетной документации;
  • Приведен список обязательных данных, которые вносятся в итоговый выборный протокол;
  • Указан перечень документов, приобщаемых к протоколу в виде приложений;
  • Включается информация о применении на участках средств видеонаблюдения.

Скачать закон о выборах Президента РФ

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» должен быть удостоен пристального изучения, на которое требуется достаточно много времени.
Полная версия закона доступна по ссылке.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года)

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.06.2018 2018-06-09

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Оганесян, А. Г. Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года) / А. Г. Оганесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51197/ (дата обращения: 27.10.2021).

В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть

В условиях становления и развития демократического общества в России, институту выборов уделяется особое внимание. В современной юридической литературе глубоко изучаются деликты о допуске кандидатов на выборы, о нарушениях при регистрации кандидатов, о способах подачи заявления на выборные должности, о сроках проведения избирательных кампаний и их финансирование, а также иные аспекты избирательного процесса.

Стоит отметить, что избирательное право представляет собой самостоятельную подотрасль конституционного права с целым комплексом юридических источников федерального и регионального уровней. Правовое регулирование выборов предусматривает ряд специфических мер воздействия для участников избирательного процесса, которые не относятся к иным (классическим) видам юридической ответственности. Без помощи данных мер и других форм юридической ответственности невозможен процесс легитимного и легального формирования органов государственной власти и местного самоуправления, который является сферой регулирования избирательного права, соответственно, меры воздействия выступают как разновидность конституционно-правовой ответственности.

Статья 32 Конституции Российской Федерации является правовой основой выборов, как области общественной правовых отношений. В частности, первые три пункта данной статья гласят:

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, согласно последнему пункту, существует императивное конституционное предписание, по которому граждане обязаны соблюдать законное решение органов судебной системы Российской Федерации при реализации своих активных и пассивных избирательных прав.

Данные положения Конституции в дальнейшем получили развитие и в иных нормативно-правовых актах, где основными можно считать Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ, а также Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ. Правовые положения данных федеральных законов составляют юридическую основу общественно-правовых отношений в избирательном процессе и устанавливают конституционно-правовую ответственность в сфере выборов.

Комплексом нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере выборов закреплены нижеизложенные меры конституционно-правовой ответственности субъектов избирательного процесса за совершение правонарушения:

  1. Предупреждение;
  2. Отказ в регистрации инициативной группы;
  3. Отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
  4. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
  5. Признание результатов выборов недействительными;
  6. Отмена решения о признании кандидата избранным;
  7. Расформирование избирательной комиссии.

Правонарушителей возможно привлечь к конституционно-правовой ответственности за нарушение действующего законодательства о выборах в судебном и административном порядке.

Также стоит отметить, что в законодательстве Российской Федерации в отношении индивидуальных и коллективных субъектов избирательного процесса (избиратели, кандидаты в депутаты, политические партии и блоки, избирательные комиссии всех уровней, члены избирательных комиссий, средства массовой информации, должностные лица и т. д.) существуют различные виды ответственности за нарушение правовых норм, регламентирующих процесс реализацию гражданами своих избирательных прав. В юридической науке некоторые исследователи допускают разделение субъектов избирательного процесса на группы. Так, Кондрашев А. А. выделяет две основные группы субъектов, участвующих в избирательном процессе [4, с. 3]:

  1. «Активные». Занимаются организацией проведений избирательных действий или прямое принимают прямое участие в избирательной кампании (члены избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты, избирательные объединения).
  2. «Пассивные». Субъекты, призванные к участию в избирательном процессе на одной из его стадий (граждане) или занимающиеся обеспечение реализации своих прав «активными» субъектами (средства массовой информации, органы местного самоуправления и государственной власти).

Данная классификация является условной, но позволяет разграничить виды юридической ответственности за допущение в ходе избирательного процесса различных правонарушений со стороны указанных выше групп субъектов.

Особое внимание следует уделить возможности гражданам РФ использовать пассивное избирательное право, данное им конституцией Российской Федерации. Так, в статье 81 Конституции РФ четко прописаны основные параметры избираемого всеобщим тайным голосованием на должность президента лица. К ним относятся:

  1. Гражданство Российской Федерации, возраст не менее 35-ти лет;
  2. Постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Также дополняется данная статья упоминаниями о невозможности занимания должности президента РФ более двух шестилетних сроков подряд и определением порядка выборов Президента Российской Федерации федеральным законом 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2013. В данном федеральном законе существует расширенный перечень ограничений, согласно которым Президентом Российской Федерации не может быть избран:

  1. Признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
  2. Гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд;
  3. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  4. Осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
  5. Осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление
  6. Подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Относительно последнего избирательного цикла не так часто встречаются случаи отказа в регистрации кандидатов в президенты Российской Федерации из-за жестко регламентированного Конституцией перечня ограничений. Чаще всего отказ в регистрации кандидатов на пост президента РФ связан организационной составляющей.

Так, Центральная избирательная комиссия в период с 18 декабря 2017 года по 12 января 2018 года получила уведомления о проведении мероприятий связанных с выдвижением кандидатов на должность Президента Российской Федерации, от 70 субъектов выдвижения: от 24 политических партий и 46 граждан, заявивших о своем самовыдвижении [2]. Из первоначальных 70 субъектов выдвижения кандидатов на пост Президента РФ непосредственно в день голосования участия приняли только 8 кандидатов. Данное обстоятельство обусловлена двумя основными факторами: отказ в регистрации кандидата и снятие кандидатуры (самостоятельно или снятие кандидатуры на партийном съезде).

Основные причины отказа в регистрации кандидатов на пост Президента РФ перечислены в официальном сообщении от ЦИК РФ [2]:

  1. Отсутствие у ряда кандидатов пассивного избирательного права;
  2. Меньшая, чем требуется по закону, численность группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата;
  3. Отсутствие нотариального заверения протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата;
  4. Непредставление или ненадлежащее представление документов, обязательных при подаче ходатайства о регистрации группы избирателей;
  5. Несвоевременное уведомление о проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата.

Соответственно, конституционно-правовую ответственность несут граждане, предоставившие перечень документов для регистрации на пост Президента РФ, но получившие отказ от ЦИК РФ по причине отсутствия пассивного избирательного права.

Так, у самовыдвиженца Александра Чухлебова регистрация в качестве кандидата на пост Президента РФ отменена Верховным судом по иску ЦИК в связи с выявлением наличия вида на жительство в Финляндии.

Вторым фактором отсутствия пассивного избирательного права стало наличие судимости у журналиста Олега Лурье, бизнесмена Сергея Полонского и у председателя «Партии Прогресса», основателя «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального.

На заседании ЦИК РФ, касательно недопуска Навального, высказалась председатель комиссии Элла Памфилова: «Мы, может быть, были бы больше всех заинтересованы в том, чтобы вы шли на выборы. Но какое отношение ЦИК имеет к тому, что у вас есть судимости?» [2].

Таким образом, решения, выданные Центральной избирательной комиссией относительно прошедших президентских выборов абсолютно легальны и имеет под собой правовую основу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: