Судебная защита социальных прав инвалидов

Верховный суд помог инвалиду получить «средства реабилитации»

Социальные услуги vs технические средства

Геннадий Акопян* отказался от набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента. Когда Акопяну установили III группу инвалидности по общему заболеванию, он обратился в Городскую поликлинику № 36 и Департамент здравоохранения г. Москвы за бесплатными техническими средствами реабилитации, но ничего не получил – ему напомнили об отказе от соцуслуг. Пациент настаивал: он действительно отказался от набора социальных услуг, но не отказывался от обеспечения техническими средствами реабилитации.

ИСТЕЦ: Геннадий Акопян*

ОТВЕТЧИК: Департамент здравоохранения г. Москвы, ГБУЗ г. Москвы «Городская поликлиника № 36 Департамента здравоохранения г. Москвы»

СУТЬ СПОРА: О признании отказа в выдаче технических средств реабилитации неправомерным, обязании выдать указанные средства, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Принятые ранее акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Акопян подал иск, в котором просил признать отказ незаконным, выдать технические средства реабилитации, взыскать материальный ущерб и моральный вред. Люблинский районный суд г. Москвы заявителю отказал, Московский городской суд с ним согласился. Они решили: аппараты, приборы, оборудование и прочие изделия, предназначенные для медицинской реабилитации заболеваний, относятся к медицинским изделиям, входящим в набор социальных услуг, от которых Акопян отказался в пользу денежной компенсации (ч. 1 ст. 38 закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пациент подал жалобу в Верховный суд, а спустя некоторое время обратился с письменным заявлением о ее возврате без рассмотрения по существу в связи с урегулированием спора. ВС пришел к выводу, что факт урегулирования спора между сторонами не подтвердился, и не принял отказ (ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК).

При рассмотрении жалобы ВС обратил внимание: предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе медицинских изделий, регулируется законом «О государственной социальной помощи», а предоставление технических средств реабилитации – законом «О социальной защите инвалидов». По мнению ВС, отказ Акопяна от набора социальных услуг по закону «О государственной социальной помощи» не лишает его права получить технические средства реабилитации по закону «О социальной защите инвалидов» (Дело № 5-КГ 18-290). Поэтому ВС отменил принятые ранее акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (прим. ред. — пока еще дело не рассмотрено).

Путаница в законах

Советник юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × по GR Дмитрий Лесняк объяснил: нижестоящие суды применили нормы одного закона к отношениям, которые должны регулироваться нормами другого закона, что и послужило основанием для отмены вынесенных решений. Управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Арбитражное судопроизводство Профайл компании × Владислав Варшавский добавил, что эти законы направлены на защиту интересов разных категорий граждан, и предоставляемые ими возможности разные. «Это не первое дело о применении указанных законов, которое доходит до ВС», – рассказал Варшавский.

«Определение ВС не снимает вопроса об упорядочении нормативных актов в сфере здравоохранения и социальной защиты. Тем не менее, подход ВС можно только приветствовать. Хочется надеяться, что он станет ориентиром для учреждений здравоохранения и сократит число обращений в суд»

Лилия Дмитриева, к. ю. н., адвокат, старший партнер АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. ×

Старший партнер МКА Аронов и партнеры Аронов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Александр Аронов отметил: ответчик ссылался на нормы права, которые являлись общими, но не учел специальных требований законодательства о социальной помощи инвалидам. «Определение ВС не уникальное, но, безусловно, значимое, учитывая общее состояние защиты прав инвалидов в России», – считает Аронов. «ВС разобрался в понятиях «медицинские изделия» и «технические средства реабилитации» не столько благодаря анализу федеральных законов, сколько путем сравнения утвержденных правительством перечней технических средств реабилитации и медицинских изделий», – уверена Дмитриева. По ее мнению, ВС фактически доделывает работу законодателя, устанавливая, что нормы закона «О социальной защите инвалидов» – специальные по отношению к общим правилам закона «Об основах здоровья граждан», а закон «О государственной социальной помощи» не распространяется на отношения по предоставлению технических средств реабилитации.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Инвалиду не заплатили компенсацию за жилье // Верховный суд написал уникальное определение и позволил взыскать моральный вред

Спор инвалида с органами социальной защиты привел к появлению уникального определения гражданской коллегии Верховного суда (ВС). В нем ВС подробно формулирует свои выводы по пунктам. Таких определений редакция Закон.ру раньше не видела. В деле коллегия признала, что невыплата социальной компенсации дает право на возмещение морального вреда. Этот подход может быть полезен всем, кому неправомерно задерживают выплаты.

Центр социальной защиты населения по городу Волжскому (Волгоградская область) выплачивал с сентября 2014 года инвалиду Николаю Наводченко компенсацию платы за жилье. Право на это дает ст. 17 Закона о соцзащите инвалидов [1] . Но с июля 2017 года выплаты прекратились. Николай Наводченко попросил объяснить, почему компенсация приостановлена. В Центре объяснили, что у инвалида есть долг по ЖКХ за три месяца — 3 тыс. руб.

Инвалид возражал и предоставлял справки от управляющей компании, что это долг только за один месяц. Он потребовал признать остановку выплаты незаконной и компенсировать ему моральный вред, но первая инстанция и апелляция отказали. Суды не приняли во внимание сведения от управляющей компании. Небольшой размер долга также не сыграл роли. Важен только период задолженности, решили суды. При этом приостановка выплаты личные неимущественные права истца не нарушила.

Гражданская коллегия ВС встала на сторону заявителя (дело было рассмотрено 22 апреля). Примечательно в этом деле не только итоговое решение, но и то, как написано само определение. После обычного для гражданской коллегии подробного цитирования законов и подзаконных актов ВС излагает свои выводы подробно и по пунктам. Это выглядит вот так:

«Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:

1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.

2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения.

Читайте также  Наказание за причинение вреда здоровью средней тяжести при избиении

3. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах её возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается».

Суть, таким образом, сводится к тому, что при решении о приостановке компенсации орган соцзащиты не должен занимать формальный подход. Надо учесть все обстоятельства и выяснить причины появления долга по ЖКХ.

Не менее важный вывод ВС — у инвалида есть право на компенсацию морального вреда в такой ситуации. Ведь меры соцподдержки направлены на создание отдельным категориям граждан достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. А произвольное, безосновательное лишение права на меры соцподдержки нарушает не только непосредственно имущественные права, но и личные неимущественные.

Гражданская коллегия отправила дело на пересмотр в первую инстанцию.

[1] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судебная защита социальных прав инвалидов

В республике почти 58 тыс. граждан с ограниченными возможностями, среди них более 6 тыс. детей. Органами прокуратуры республики по заявлениям данной категории граждан и их законных представителей проводится работа по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.

Прокурорами в судебном порядке защищаются нарушенные права инвалидов на социальную защиту, предоставление жилья, доступную среду, охрану здоровья, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, устраняются нарушения прав граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты.

Так, например, комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принято решение об исключении гр. К., являющегося инвалидом 3 группы, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. В обоснование решения комиссии указано — обеспеченность жилым помещением в размере, равном учётной норме жилой площади, непризнание жилого помещения не пригодным для проживания. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой Ленского района установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, в 2014 году признан аварийным, подлежащим сносу в связи с последствиями стихийных бедствий — наводнений произошедших в 1998 и 2001 гг., что привело к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижению уровня надежности здания и увеличению его износа. Таким образом, у комиссии не было правовых оснований для принятия решения об исключении инвалида из республиканского реестра, нарушено право гражданина на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренное ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокуратурой района в суд направлен иск о восстановлении гр. К в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. Решением суда исковые требования прокуратуры Ленского района удовлетворены.

Значительное число исков предъявлено прокурорами по вопросам обеспечения инфраструктуры доступа инвалидов к социальным учреждениям.

Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 14.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.

Вопреки указанным требованиям не во всех социальных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (медицинским, фармацевтическим, образовательным организациям, учреждениям культуры, медико-социальной экспертизы и др.).

Так, например, по аналогичным требованиям прокурора Усть-Алданского района суд удовлетворил административные исковые заявления и обязал Центральную районную больницу и центры культурного досуга района создать условия маломобильным гражданам — обеспечить беспрепятственный доступ в их здания.

Имели место иски прокуроров об обеспечении доступа к информации лицам с ограниченными возможностями по зрению.

Прокуратурой Нижнеколымского района установлено, что интернет — сайт ГБУ PC (Я) «Нижнеколымская ЦРБ» ( http :// www . nizcol — crb . ru ) не доступен для инвалидов по зрению. По указанным основаниям в Верхнеколымский районный суд направлено заявление с требованием обязать больницу привести официальный сайт в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ «Интернет-ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012г. № 1789-ст, а именно установить «версию для слабовидящих». Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Достаточно часто права граждан нарушаются в результате принятия незаконных нормативных актов. Так, прокуратурой Республики Саха (Якутия) в ходе проверки законности положений постановления Правительства PC (Я) от 25.05.2006 № 218 (в ред. от 13.10.2014) «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» было установлено, что по отдельным позициям (макаронные изделия, крупы, бобовые, соки, фрукты сушёные, мясо, птица, сметана, масло сливочное, чай) утверждённые постановлением нормы обеспеченности питанием учреждений социального обслуживания (в разделе «дома-интернаты для престарелых и инвалидов, Центры реабилитации инвалидов и ветеранов») занижены по сравнению с федеральными нормативами, а по некоторым позициям (колбасные изделия, сыр, кофе, дрожжи, а .также томатная паста, шиповник, желатин, смесь белковая композитная сухая, витаминно-минеральные комплексы, поливитамины) на региональном уровне нормативы вообще не приняты. Решением Верховного суда PC (Я) от 20.04.2017 административное исковое заявление прокурора о признании названных положений постановления противоречащими федеральному законодательству и недействующими удовлетворено. Дело находится по апелляционной жалобе в Верховном Суде Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время прокуратурой г.Якутска инициированы исковые заявления в интересах престарелых и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (домах-интернатах), о неправомерности удержания учреждением платы за социальное обслуживание. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что размер удерживаемых с начисленной пенсии денежных средств превышал 75 % от предельной величины среднедушевого дохода, установленного на соответствующий квартал. В этой связи прокурором оспорены положения договоров, заключённых между учреждением и гражданами, проживающими в домах-интернатах, и заявлены требования о взыскании с учреждения в пользу граждан неправомерно удержанных средств за оказание социальных услуг.

Читайте также  Можно ли продать неприватезированную комнату в коммунальной квартире в 2018 году

В связи с необеспечением лекарствами, включёнными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, прокурор города Нерюнгри в интересах гражданина К. обратился в суд с иском к ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская центральная районная больница» о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда. Требования прокурора судом удовлетворены.

К сожалению, противоположным образом складывается практика оспаривания прокурором актов медико-социальной экспертизы в части непризнания гражданина инвалидом и возложения обязанности установить группу инвалидности. Суды отказывают в удовлетворении требований. Позиция судов заключается в том, что решения об установлении группы инвалидности и степени способности к трудовой деятельности приняты уполномоченными органами в установленном порядке на основании непосредственного осмотра лиц и исследования представленных медицинских документов с учётом комплексной оценки состояния организма относительно установленных нормативными актами критериев оценки. В указанной связи и в соответствии с главой 6 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы района (города) до обращения в органы прокуратуры следует обжаловать действия в главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Саха (Якутия), а затем в Федеральное бюро.

В заключение хотелось бы ещё раз разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, в т.ч. возникающих из публичных правоотношений, такое заявление может быть подано в его интересах прокурором. В указанных целях необходимо обращаться к прокурору соответствующего района по месту жительства.

Глава Верховного суда сориентировал судей на защиту социальных прав граждан

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сориентировал суды на защиту социальных прав граждан. Об этом говорится в полном тексте выступления главы ВС РФ на совещании судей, распространенного пресс-службой в среду.

Лебедев напомнил судьям, что в соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану жилищных, трудовых, пенсионных прав граждан, охрану их жизни и здоровья».

При этом он подчеркнул, что «судебная практика и правовые позиции Верховного суда РФ по этим категориям дел характеризуются высокой социальной ориентированностью правосудия». Так, по 290 тыс. рассмотренных в 2019 году судами дел о взыскании невыплаченной зарплаты суды удовлетворили требования по 97% дел на общую сумму 13 млрд рублей. Кроме того, суды удовлетворили требования граждан по 45% жалоб о признании увольнения незаконным, 76% требований о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 88% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, 92% требований, связанных со страхованием жизни и здоровья, и 92% — о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни и здоровью.

«Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что право на компенсацию морального вреда в связи с врачебной ошибкой имеет не только пациент, но и его супруг, а также близкие родственники», — отметил Лебедев. Суды общей юрисдикции, рассмотрев 2 тыс. дел о защите интеллектуальной собственности, в 89% поддержали требования правообладателей, арбитражные суды, рассмотрев 21 тыс. таких споров, поддержали требования правообладателей в 75% случаев.

Инвалиды и пенсионеры

Лебедев подчеркнул, что суды «также учитывают гарантии трудоустройства людей с ограниченными возможностями, для которых работодатель обязан не только создать квотируемые рабочие места, но и обеспечить фактическое заполнение этих рабочих мест». А отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей запрещен. За год рассмотрены 70 тыс. исков граждан к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам, удовлетворены 77% требований.

Отдельно Лебедев напомнил о правовой позиции Верховного суда, согласно которой пенсионеры имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины по искам к пенсионным фондам не только при подаче иска, но и на всех стадиях рассмотрения дела (в вышестоящих судах).

Споры с госорганами

В порядке административного судопроизводства в 2019 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

Из 146 тыс. дел об оспаривании решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц удовлетворено 45% требований. Из 2,9 тыс. дел, связанных с защитой избирательных прав граждан, удовлетворены 30% требований.

А чаще всего судьи выносят решения в пользу заявителей по жалобам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (в 98% случаев).

Военнослужащие

Военные суды при рассмотрении споров о защите социальных прав военнослужащих удовлетворили 74% требований, направленных на обеспечение положенными видами довольствия, и 45% — о защите жилищных прав военнослужащих.

В 47% случав военные суды признавали правоту военнослужащих, оспаривавших действия, бездействие или решения воинских должностных лиц и органов военного управления, затрагивавших их права. За минувший год военные судьи рассмотрели 9,5 тыс. таких споров.

Кредиты и банкротства

Говоря о самой массовой категории исков в судах — о взыскании долгов по кредитам (7 млн из 19,6 млн всех гражданских дел) Лебедев заметил, что одной из причин такого числа споров по выплатам кредитов является неполнота информации, предоставляемой гражданам обо всех условиях кредита и его погашения. Он отметил, что с 1 сентября вступят в силу изменения в законе, устанавливающие перечень сведений, которые должны предоставляться, и предусматривающие частичный возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Кроме того, он добавил, что с 1 января 2021 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг начнет рассматривать требования граждан к кредитной организации в досудебном порядке. Введенное с 1 июня прошлого года досудебное рассмотрение уполномоченным требований граждан в сфере ОСАГО сократило число споров граждан со страховщиками по ОСАГО в судах на 40% (на 108 тыс.), пояснил Лебедев.

Кроме того, в этом году Верховный суд подготовит постановление пленума по вопросам применения к гражданам закона о банкротстве и обзор судебной практики по спорам, связанным с установлением требований к проходящему процедуру банкротства. Лебедев подчеркнул, что процедура банкротства граждан является социально значимой, потому что «позволяет должнику восстановить социально-экономические связи» после аннулирования прежних долгов. «Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на недопустимость формального подхода к рассмотрению этой категории дел», — сказал Лебедев.

В частности, высшая судебная инстанция указала, что банк не вправе ссылаться на неразумность действий заемщика, не рассчитавшего свои возможности по выплате кредита, если кредит был выдан на основании достоверной информации, предоставленной заемщиком (признание неразумности действий заемщика приравнивало его действия к недобросовестным и лишало возможности быть получить признание банкротом со списанием всех долгов, которые он не в состоянии выплатить — прим. ТАСС).

Читайте также  Можно ли вернуть куртку в магазин если она не понравилась

Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ проходило по видео-конференц-связи из Верховного суда РФ с 230 зданиями судов, что позволило судьям по всей стране в режиме реального времени увидеть выступление руководства Верховного суда.

Эксперты ООН указали на основные нарушения прав инвалидов в России

Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был представлен замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.

В документе, размещенном на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.

Эксперты ООН отметили, что в России есть положительные сдвиги в защите прав инвалидов. В законодательстве есть прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности. В настоящее время в стране принята и реализуется государственная программа «Доступная среда», которая продлена до 2025 года. В последние голы значительно увеличилось число детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Россия также присоединилась к Марракешскому договору, облегчающему доступ незрячих и слабовидящих людей к печатной информации.

Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.

Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:

  • Низкие размеры штрафов за дискриминацию инвалидов в различных сферах жизни.
  • Несоблюдение прав женщин-инвалидов и отсутствие эффективных механизмов их защиты от дискриминации, включая доступ к правосудию.
  • Значительное число детей-инвалидов и взрослых инвалидов, проживающих в интернатах и других учреждениях закрытого типа.
  • Программа «Доступная среда» реализуется далеко не во всех населенных пунктах, что особенно заметно в отдаленных районах страны и сельской местности.
  • Отсутствие полноценного доступа людей с нарушениями слуха к государственным услугам и информационным службам (112 и др.).
  • Нехватка подготовленных сурдопереводчиков для участия в судебных разбирательствах и представления людей с нарушениями слуха в других процедурах, обеспечивающих защиту их прав.
  • Проблемы с доступом для людей с инвалидностью к парковочным местам на автостоянках.
  • Отсутствие государственной политики, позволяющей людям с инвалидностью становится полноправными участниками системы правосудия, как прямыми, так и косвенными.
  • Ограничение прав и свобод ментальных инвалидов, которые не защищены от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  • Неоднократные случаи физического и психологического насилия в отношении лиц с умственными недостатками, включая лиц с аутизмом.
  • Случаи принудительной стерилизации инвалидов, особенно женщин и девочек с умственными и психосоциальными нарушениями.
  • Отсутствие равного доступа к техническим средствам реабилитации и качественному оборудованию для реабилитации.
  • Отсутствие финансовых ресурсов и механизмов для обеспечения равных условий и поддержки инвалидов в системе общего образования, гарантированных федеральным законодательством.
  • Недостаточный и неравный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и услугам по реабилитации.
  • Отсутствие достаточной информации о «специальных должностях» и программах на рынке труда для инвалидов, а также о профессиональной подготовке и помощи размещении инвалидов на рабочих местах.
  • Отсутствие всеобъемлющего и обязывающего законодательства, гарантирующего осуществление избирательных прав инвалидов.
  • Отсутствие информации о качестве и доступности предоставляемых услуг для лиц с различными формами инвалидности после создания Федерального реестра инвалидов.
  • Недостаточное участие российских организаций инвалидов в области международного сотрудничества.
  • Недостаточное участие представителей организаций инвалидов в осуществлении контроля за осуществлением Конвенции ООН о правах инвалидов.

Комитет ООН по правам инвалидов также рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав. Кроме того, в документе указано, что термин «инвалид», официально использующийся в России, не отражает модели прав человека и его рекомендовано изменить.

Ранее мы сообщали, что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: