Участие некоммерческих организаций в ооо

УК в форме некоммерческого партнёрства

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью. Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство. Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами. Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие — соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ, ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О НКО»).

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД. Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Членство в некоммерческом партнёрстве

Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО”, члены некоммерческого партнёрства могут:

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим — физическое.

Согласно п.1.2 ст.15 Закона о НКО учредителем некоммерческого партнерства не может быть:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания или проживания на территории РФ;
  • лицо, включенное в перечень в соответствии с п.2 ст.6 ФЗ №115 от 07.08.2001 года “О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • лицо, в отношении которого решением суда установлены признаки экстремистской деятельности;
  • лицо, которое не соответствует требованиям, предъявляемым к учредителям некоммерческого партнёрства.

Доходы некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства могут получать доходы в денежной и других формах. Например, это могут быть регулярные и единовременные поступления от учредителей или членские взносы участников. Также доход в организацию может поступать от осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей положениям устава.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов определяется учредительными документами некоммерческого партнёрства. Под регулярными поступлениями понимаются членские взносы, уплачиваемые с различной периодичностью (п.2 ст.26 Закона о НКО).

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями. Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

В учредительных документах некоммерческого партнёрства должны содержаться следующие сведения (п.3 ст.14 Закона о НКО):

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.

Также учредительные документы некоммерческого партнёрства должны содержать следующие условия о:

  • составе и компетенции органов управления;
  • порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядке распределения имущества после ликвидации организации.

Изменения в устав некоммерческого партнёрства вносятся по решению его высшего органа управления.

Создание некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его госрегистрации. Для того, чтобы создать и зарегистрировать некоммерческое партнёрство, необходимо выполнить следующий алгоритм последовательных действий:

  1. Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
  2. В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
  3. В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
  4. В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.

Согласно п.5 ст.13.1 Закона о НКО для государственной регистрации некоммерческого партнёрства в уполномоченный орган или его территориальное подразделение представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы организации в 3 экземплярах;
  • решение о создании и утверждении учредительных документов организации с указанием состава избранных (назначенных) органов управления в 2 экземплярах;
  • сведения об учредителях в 2 экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа организации, по которому осуществляется связь с ней;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или другой равносильный документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Реорганизация некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнёрство может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст.16 Закона о НКО). Реорганизация в этих формах не предполагает смены организационно-правовой формы. К возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного некоммерческого партнёрства по передаточному акту. Решение о преобразовании должно приниматься учредителями единогласно (п.5 ст.17 Закона о НКО).

Ликвидация некоммерческого партнёрства

Порядок ликвидации некоммерческого партнёрства регламентирован ст.61-65 ГК РФ и ст.18-21 Закона о НКО. Ликвидация такой организации может проводиться двумя способами:

  • в общем порядке — по решению органов управления организации;
  • в судебном порядке — при наличии нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ликвидация некоммерческого партнёрства как юридического лица влечёт его прекращение без правопреемства прав и обязанностей другими лицами (п.1 ст.61 ГК РФ).

Учётная политика и раскрытие информации некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства в обязательном порядке должны разработать и вести свою учётную политику согласно требованиям ст.8 Закона о бухгалтерском учёте. Раскрывать учётную политику обязаны только некоммерческие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично по законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Следует отметить, что управляющие компании, созданные в виде некоммерческого партнёрства, также должны раскрывать сведения о своей деятельности и домах в управлении согласно Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731). В противном случае они понесут ответственность как за нарушение Стандарта и лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Бухгалтерский учет НКО — Особенности бухучета НКО

Теперь я расскажу более детально про особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Чем он отличается от учета в ООО и тем более ИП. Особенности связанные с отчетностью, учетом некоммерческих поступлений, как отразить коммерческие поступления и многое другое.

Все отличия разобью на группы, вдруг Вас интересуют конкретный вопрос:

Начнем по порядку.

Начало учета новой НКО

В НКО нет уставного капитала и нет владельцев (бенефициаров). Да, после создания НКО учредители вносят минимум 10000 рублей на баланс некоммерческой организации, но это не уставной капитал. Создав НКО, учредители обязаны внести «первичное имущество», это обычный взнос, по своей природе он похож на вступительный взнос. Его учет ведется на счете 86 и если он вносится деньгами, то проводка будет такой:

Читайте также  Претензия в жкх на выплоту компенсации после протечи крыши

Д51-К86 — первичное пополнение имущества НКО учредителем

Именно такое основание должно быть и в банковских документах. В крайнем случае просто «взнос учредителя».

Особенности отчетности НКО

Эта тема обширна, опишу главные особенности и начну с самой главной ошибки.

  • Даже нулевая НКО на УСН без поступлений, зарплат и расчетного счета сдает около 40 отчетов в год. Некоммерческая организация предоставляет отчеты в Налоговую, ПФР, ФСС, Росстат, Минюст. «Нулевка» сдает отчеты ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СЗВ-М в ПФР , квартальные и годовые. Несдача отчетов влечет штрафы 500-2000р. за каждый отчет на организацию + 300 р на руководителя лично. Штрафы не освобождают от обязанности сдать все эти отчеты! Мы постоянно восстанавливаем НКО, руководители которых почему-то решили, что можно сдать один отчет в конце года.
  • У НКО своя форма бухгалтерской и финансовой отчетности Форма№1 (Баланс), она отличатся разделом «Капитал».
  • При сдаче бухгалтерской и финансовой отчетности в ИФНС (Баланс) НКО обязательно заполняет раздел «Отчет о целевом использовании средств». Коммерческие организации его обычно не сдают.
  • В Декларации по Прибыли или Декларации УСН заполняются дополнительные листы «целевого финансирования». Т.е даже если у НКО не было выручки, декларация не будет нулевой.
  • Некоммерческие организации сдают отчетность в Минюст. Она состоит минимум из трех документов: подтверждение о продолжении деятельности, состав органов управления, отсутствие иностранного финансирования. Если не сдать эту отчетность, Минюст Вас ликвидирует!
  • У Росстата существует выборка, и коммерческие организации в нее попадают редко. НКО почти всегда обязаны предоставлять дополнительные отчеты, согласно этой выборке! Проверить её можно на сайте статистике по ИНН вашей НКО.
  • НКО сдает ежемесячно в ПФР форму СЗВ-М. Она не может быть нулевой, минимум указывается руководитель. Но в конце года надо не забыть сдать СЗВ-СТАЖ, со статусом этого руководителя «НЕОПЛ». Расшифровывая, что он не получал зарплаты.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Особенность оформления некоммерческих поступлений

Поступления добровольных взносов и пожертвований не облагаются налогами. Определяются они основанием платежа и по ним не предоставляются акты. Подробнее почитайте в статье «Некоммерческие поступления в НКО». Все эти поступления являются целевым финансированием и поступают на счет 86 «Целевое финансирование» например:

  • Д51-К86 добровольный взнос на уставные цели НКО (деньгами)
  • Д10-К86 пожертвование материалов на уставные цели НКО (материалами)
  • Д08-К86 безвозмездная передача ОС или нематериальных активов для развития уставных целей НКО

Важно, что если в основании платежа не указано, что перевод активов сделан на уставные цели НКО, налоговая по умолчанию будет считать поступление выручкой. Исключением является такая форма НКО как ФОНД, она предназначена для сбора и распределения пожертвований. Только в фонде все поступления по умолчанию признаются пожертвованием.

Раздельный учет в некоммерческой организации

Некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по двум главным направлениям.

  • Некоммерческая деятельность. Которая ведет учет добровольных взносов и пожертвований, а также целевое использование этих средств. Основной счет 86 «целевое финансирование»
  • Деятельность приносящая доход. Которая ведет учет налогооблагаемой выручки и поступлений, с формированием их себестоимости и учета на счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»

Очень часто бывает, что некоммерческая организация ведет только одно из этих направлений. Например, фонды ведут в основном только некоммерческую деятельность, а образовательные АНО только деятельность приносящую доход. Тогда задача бухгалтерского учета сильно облегчается. Но в большинстве активно действующих НКО активно ведется учет на обоих направлениях.

Главная сложность состоит в разнесении расходов. На счетах 20 и 26 создаются субсчета для каждого их направлений, например:

  • 20-1 и 26-1 — некоммерческая деятельность, которая потом закрывается на счет 86
  • 20-2 и 26-2 — деятельность приносящая доход, которая потом закрывается на счет 90

Расходы могут быть одинаковыми, отнесение затрат зависит от того, на каком из направлений они были использованы. Могут быть расходы, которые были использованы на оба направления частями. Например, купили бумагу, часть ее использовали в некоммерческом мероприятии, а часть ушла в отдел продаж. Или сотрудники, которые с одной зарплатой задействованы на двух направлениях. Постарайтесь избегать таких дроблений! Подтверждающий документ один (акт или товарная накладная), и он будет отличаться от суммы списания, налоговая такое не любит. Это делает учет непрозрачным и сомнительным. Постарайтесь изначально разнести заявки на расходы и производить их отдельными статьями, приведу пример таких мер:

  • Заказать канцелярию в два разных счета
  • Заключение разных договоров на аренду в зависимости от использования площадей
  • Введение сотрудникам отдельных ставок как внутренним совместителям

Не обязательно полностью избавляться от таких операций, но советую свести их к минимуму.

Важно! Бухгалтер не может определить только по документам и оплатам к какому направлению отнести расходы. Важно построить финансовый учет. Руководитель на уровне приказов и визирования счетов на оплату определяет, в каком из направлений будут отнесены расходы. Этот документооборот должен фиксироваться визами, быть прозрачным и понятным. Финансовый учет обеспечивает прозрачность и ясность в разнесении расходов.

Приведу примеры очередности основных проводок:

Проводки деятельности приносящей доход

  • Д26-2 -К60 — отнесение затрат по покупкам услуг и товаров
  • Д90 -К26-2 — списание затрат
  • Д62-К90 — отражение выручки
  • Д90 -К99 — закрытие месяца (списание прибыли по счету 90)
  • Д99-К86 — отнесение чистой прибыли на развитие уставной деятельности
  • Проводки некоммерческой деятельности
  • Д51 — К86 поступление добровольных взносов и пожертвований на счет
  • Д26-1 -К60 -отнесение затрат по покупкам услуг и товаров
  • Д86 -К26-1 -списание затрат как целевое использование средств

Привел основные проводки для понимания построения раздельного бухгалтерского учета.

Особенность учета целевого финансирования

В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие. Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.

Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:

  • 86-2-1 «Помощь Ване»
  • 20-1-1 «Помощь Ване»
  • 26-1-1 «Помощь Ване»

Или на этих счетах создается субконто «Помощь Ване», если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.

Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям. Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется «Акт о целевом использовании полученных средств». Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.

Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.

Особенности учета при ликвидации НКО

Коротко скажу о подготовке НКО к ликвидации. Перед ликвидацией обычно компании обнуляют, продавая имущество и распределяя деньги на погашение задолженности и прибыль учредителям. Но у НКО есть и другой путь.

Некоммерческие организации могут погасить долги, а оставшееся имущество передать другой НКО, с которой у нее совпадают уставные цели. Налогом эта операция не облагается! Передача происходит как взнос на уставные цели из одной НКО в другую.

Учредителям и другим лицам имущество НКО не передается и не распределяется между ними! Исключением является только «Частное учреждение», но у него другой путь формирования этого имущества.

Это позволяет обнулить оставшиеся строки баланса. Чем более пустой ликвидационный баланс у НКО, тем проще ликвидироваться. Некоммерческие организации ликвидируются около 6 месяцев, фонды только через суд около 12 месяцев.

Все это время необходимо исправно сдавать все нулевые отчеты в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Минюст.

Не забудьте, что если вы решите бросить НКО, чтобы его ликвидировал Минюст, он это сделает, но! Он также дисквалифицирует руководителя и учредителей НКО на 3 года, внесет их в черный список. Запретит им создавать организации 3 года, а из существующей выйти или их тоже ликвидирует в течении 6 месяцев. Думаю, понятно, так делать нельзя!

Надеюсь, мой материал оказался Вам полезен.

Если ясность не появилась, просто приходите к нам на бухгалтерское сопровождение. Мы точно сделаем всё на отлично. Мы сопровождаем более 1000 успешных НКО и создадим условия для успешного развития Вашей!

Пишите или Звоните!

(5 главбухов на линии)

Или пишите комментарии или в чат, также ответим.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Калмыкия

Прокурор разъясняет

  • 9 февраля 2021, 09:24

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением предусмотренных настоящим Законом случаев, в том числе участия на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное.

В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1602 утверждено Положение о порядке такого участия федерального государственного гражданского служащего.

Так, установлено, что для получения разрешения на участие в управлении организацией гражданский служащий обращается к представителю нанимателя с соответствующим ходатайством, составленным по утвержденной форме, и с приложением необходимых документов. В свою очередь должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров осуществляют предварительное рассмотрение ходатайства и подготовку заключения о возможности (невозможности) участия гражданского служащего в управлении организацией.

Читайте также  Налог на владельцев транспортного средства в москве

Участие в управлении организацией осуществляется на безвозмездной основе и вне пределов служебного времени. При этом не допускается участие в случае, если оно приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей, а также к нарушению иных установленных ограничений, запретов и обязанностей.

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Прокуратура
Республики Калмыкия

Прокуратура Республики Калмыкия

9 февраля 2021, 09:24

О запрете участия гражданского служащего в управлении коммерческой или некоммерческой организацией

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением предусмотренных настоящим Законом случаев, в том числе участия на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное.

В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1602 утверждено Положение о порядке такого участия федерального государственного гражданского служащего.

Так, установлено, что для получения разрешения на участие в управлении организацией гражданский служащий обращается к представителю нанимателя с соответствующим ходатайством, составленным по утвержденной форме, и с приложением необходимых документов. В свою очередь должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров осуществляют предварительное рассмотрение ходатайства и подготовку заключения о возможности (невозможности) участия гражданского служащего в управлении организацией.

Участие в управлении организацией осуществляется на безвозмездной основе и вне пределов служебного времени. При этом не допускается участие в случае, если оно приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей, а также к нарушению иных установленных ограничений, запретов и обязанностей.

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Инструкция: как открыть НКО

Понятие и суть НКО

НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.

Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

Виды и формы НКО

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

Кто может учредить НКО

Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. П олномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта

Создание совершенно нового юридического лица

Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. О рганизационно-правовая форма остается неизменной

Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Этапы создания некоммерческой организации

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

Этап № 1. Подготовка.

На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

Этап № 2. Обсуждения.

Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

Этап № 3. Регистрация.

На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
  • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
  • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.

Этап № 4. Начало деятельности.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Какие документы нужны для открытия

Для создания некоммерческого субъекта требуется оформить целый пакет документов. В таблице собрали документы для открытия НКО 2020: формы и правила оформления.

Форма документа и бланк для скачивания

Рекомендации по оформлению

Решение о создании НКО

Решение об образовании юридического лица оформляется протоколом заседания учредителей. Обязательные реквизиты документа:

  1. Обозначьте членов совета, то есть учредителей.
  2. Закрепите повестку дня — основной вопрос, ради решения которого было созвано собрание.
  3. Принятое решение — результат рассмотрения поставленного вопроса.

Унифицированной формы протокола не предусмотрено. Правила принятия решения о создании НКО закреплены в ст. 13 закона № 7-ФЗ.

Это основополагающий регламент юридического лица, в котором закреплены все основные моменты и нормативы деятельности субъекта. Подробно о том, как подготовить устав, читайте в статье «Образец устава некоммерческой организации».

Заявление по форме 11001

Для регистрации юрлица потребуется заполнить унифицированный формуляр Р11001. Бланк и правила заполнения закреплены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Квитанция об оплате госпошлины

Заплатить за регистрацию НКО придется в любом случае. Сумма госпошлины определена в статье 333.33 НК РФ:

  • регистрируем НКО — 4000 рублей;
  • создаем политическую партию или ее региональное отделение — 3500 рублей;
  • общероссийская организация инвалидов — 1400 рублей.

Заполнить квитанцию можно на официальном сайте ФНС. Оплатить госпошлину можно в любом отделении банка, через платежный терминал или интернет-банк.

Заявление для регистрации в Минюсте

Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.

Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:

  1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
  2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
  3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
  4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
  5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).

А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:

  • 17 дней — в общих случаях;
  • 33 дня — для общественных организаций;
  • 30 дней — для политических партий;
  • 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.

Образец заполнения заявления

Если в регистрации отказано

Причин для отказа в регистрации НКО достаточно. Все основания закреплены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Обозначим основные проблемы:

  1. Предоставлен неполный пакет документов.
  2. Обнаружены существенные ошибки в оформлении документации.
  3. В базе данных уже имеется зарегистрированная организация с аналогичным наименованием, ОПФ.
  4. Предоставлены недостоверные сведения при регистрации.
  5. Учредителями выступают лица, не имеющие полномочий на создание юридических лиц.
  6. Иные основания.

Отказ в регистрации — не повод опускать руки. Если отрицательное решение принято безосновательно, его допустимо оспорить в судебном порядке. При наличии обоснованных причин в отказе рекомендуется устранить ошибки и недочеты и подать документы повторно.

Читайте также  Самопрезентация при устройстве на работу пример анкеты

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Какую отчётность сдаёт НКО

Из нашей статьи вы узнаете:

Организации, образованные юрлицами, делят на две группы: коммерческие и некоммерческие (НКО). Их создают в различных организационно-правовых формах, виды которых регулирует ст. 50 ГК РФ.

В статье расскажем: в какие государственные органы и в какой срок происходит сдача отчётности НКО.

Что такое некоммерческие организации

Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).

АНО это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.

Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.

НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:

  • учредители и участники платят взносы;
  • граждане вносят пожертвования;
  • организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
  • иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.

Формы НКО

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

Потребительский кооператив, союз или общество.

Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.

Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.

Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.

Общественная или религиозная организация.

Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.

Объединение юрлиц, ассоциация или союз.

Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.

Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.

Финансирование: взносы членов объединений.

Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.

Пример: Школа, Институт.

Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Отчётность НКО и сроки сдачи

Каждая некоммерческая организация обязана сдавать бух отчётность в государственные контролирующие органы. Сдаче подлежат бухгалтерские, налоговые, статистические документы в Росстат, отчёты в Минюст и во внебюджетные фонды.

Рассмотрим подробнее, как сдать каждый вид отчётности и как она зависит от системы налогообложения.

Бухгалтерская отчётность НКО

Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.

Отчётность составляется на основе бухгалтерского положения ПБУ 4/99, закона бух учёта и плана счётов. Правила составления регулирует информация Минфина России ПЗ-1/2015. Сдача документов осуществляется до 31 марта. Если отчёт подлежит обязательному аудиту, она публикуется с аудиторским заключением.

Налоговая отчётность НКО на ОСНО

НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и март.

НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.

Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдают 6-НДФЛ. Сдача отчётности осуществляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.

Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. В соответствии с приказом Министерства Юстиции приказ № 50, отчёт за 2020 год отправляли до 15 июля 2021 года.

Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.

НКО на УСН

В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.

Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.

Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.

Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.

Отчётность НКО в Минюст РФ

Форму отчётности в Министерство юстиции регулирует Приказ Минюста РФ №170 от 16.08.2018 года.

В соответствии с ст. 32 7-ФЗ НКО может не сдавать такие документы, если:

  • не имеет в своём составе учредителей-иностранцев или лиц, не имеющих гражданства;
  • на баланс организации не поступало имущество или денежные переводы иностранного происхождения;
  • НКО не получило доходы и имущество на сумму более 3 миллионов рублей.

Каждый вид некоммерческой организации использует для сдачи отчётности в Минюст свои формы:

  • ОН0001 и ОН0002 при получении имущества от отечественных источников. Дополнительно ОН0003, если были источники иностранного капитала и имущества;
  • ОН0001, ОН0002, ГРК003 — для казачьих обществ;
  • ОР0001 — для религиозных организаций;
  • СП0001, СП0002, СП0003 — для иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Для отправки отчётности применяются общие правила подачи документов. Порядок представления регулирует приказ Минюста №122 и №50. Сдача форм ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 осуществляется ежегодно до 15 апреля. Форму СП000 необходимо сдать 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. СП0002 — 15 апреля, СП0003 — 31 октября.

Согласно ст. 32 7-ФЗ, НКО с функцией иностранного агента раз в полгода обязаны предоставлять поданную информацию в СМИ или выкладывать сведения в интернет.

Какие штрафы за непредставление НКО отчётности

За непредставление или просроченную отчётность, НКО с функцией иностранного агента оштрафуют согласно ст. 19.7.5-2 КоАП РФ. С организации взыщут от 100 до 300 тыс. рублей, с должностных лиц от 10 до 30 тыс. рублей.

Если представитель иностранной неправительственной НКО не сдаст отчётность, уполномоченный орган исключит его из соответствующего реестра.

В соответствии с ст. 13.19 КоАП РФ, за непредставленные в Росстат статистические документы взыщут:

  • с организации — от 20 до 70 тыс. рублей. От 100 до 150 тыс. рублей при повторном нарушении;
  • с должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей. От 30 до 50 тыс. рублей за повторное нарушение.

Согласно ст. 61 ГК РФ и ст. 32 7-ФЗ, за многократное нарушение сроков представления отчётности в Минюст некоммерческую организацию могут ликвидировать.

Какую отчётность сдаёт АНО на УСН

Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.

АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:

  • на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
  • организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.

По этим пунктам сдаются декларации.

Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:

  • ИФНС, ФСС и ПФР;
  • ОПС, ОМС и ФСС;
  • Росстат;
  • Минюст.

Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:

Отчёт Сроки
1
квартал
2
квартал
3
квартал
4
квартал
УСН Для ООО – 01.04.2021,
для ИП – 30.04.2021
Имущественный налог 30.04 30.07 30.10 30.04.2021
Транспортный налог 03.02.2021
Земельный налог 03.02.2021
Бухгалтерская отчётность 01.04.2021
СЗВ-М 15.02
15.03
15.04
15.05
15.06
15.07
15.08
15.09
15.10
15.11
16.12
15.01.2021
6 НДФЛ 30.04 31.07 31.10 01.04.2021
4 ФСС на бумаге 22.04 22.07 21.10 20.01.2021
4 ФСС в электронном виде 25.04 25.07 25.10 27.01.2021
2 НДФЛ 01.04.2021
СЗВ-стаж 02.03.2021
Среднесписочная численность 20.01.2021

Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:

  • бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
  • декларации по УСН;
  • 6 НДФЛ;
  • СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
  • формы 1-НКО и № 11(краткая).

Заключение

НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.

Направлять отчёты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволит сформировать и сдать электронную отчётность с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: