Удаление данных о судимости

КС не стал разъяснять «право на забвение» при снятии судимости

Конституционный Суд вынес Определение № 849-О/2019, в котором указал, что нижестоящие суды должны находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями (доступом граждан к информации, с одной стороны, и защитой прав граждан при распространении информации о них – с другой) на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.

Региональная общественная организация содействия просвещению граждан «Информационно-аналитический центр “Сова”» обратилась в арбитражный суд с иском, в котором требовала признать незаконными действия компании «Гугл Инк.» и ООО «Гугл» по прекращению выдачи поиском Google ссылок, позволяющих получить доступ к ряду материалов, размещенных на принадлежащем истцу сайте. Данные материалы содержат информацию о признании судом в 2006 г. нескольких граждан виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, Центру было отказано в удовлетворении исковых требований. Суды установили, что ООО «Гугл» не является надлежащим ответчиком, а компания «Гугл Инк.» прекратила выдачу только конкретной веб-ссылки на информацию по конкретному имени, а не заблокировала поиск по иным запросам и не удалила саму информацию. Суды также пришли к выводу, что Центр не доказал факт исключения из результатов поиска ссылок на его сайт, поскольку поисковая система выдает информацию, в защиту распространения которой он выступает, при запросе, содержащем фамилии, имена и отчества осужденных граждан. Кроме того, поиск данной информации доступен по любым иным запросам, связанным с ее содержанием (по словам заголовка, фрагментам текста и т.д.).

Центр обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой просил признать неконституционной ст. 10.3 Закона об информации, обязывающую оператора поисковой системы, распространяющего в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, по требованию гражданина прекратить выдачу сведений, позволяющих получить доступ к информации о физическом лице, распространяемой с нарушением законодательства, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или действий физического лица, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость. Кроме того, заявитель попросил признать неконституционным п. 2 ст. 1 закона, которым Закон об информации был дополнен ст. 10.3. По мнению Центра, оспариваемые законоположения необоснованно ограничивают распространение общественно значимой информации об уголовных правонарушениях, а потому противоречат Конституции.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС сослался на свое Определение от 26 ноября 2018 г. № 3087-О, в котором он указал, что особый характер прав личности, гарантированных ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции, распространяется в том числе и на производные от них права (право на защиту персональных данных, «право на забвение» в Интернете). При этом данные конституционные законоположения не исключают, что в некоторых случаях, особенно если речь идет об информации, которая не относится к сфере частной жизни лица в ее узком понимании, указанные права могут быть ограничены путем обеспечения доступа общественности к соответствующей информации в целях защиты конституционно охраняемых ценностей, имеющих в конкретной ситуации превалирующее значение.

Суд отметил, что ст. 10.3 Закона об информации не исключает возможности ограничения «права на забвение» в случаях, когда информация обладает безусловной публичной значимостью, т.е. содержит данные о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

КС указал, что использование федеральным законодателем в оспариваемых законоположениях таких понятий, как «неактуальная информация» и «информация, утратившая для заявителя значение в силу последующих событий или его действий», само по себе не свидетельствует о неопределенности их содержания и преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. Названные понятия предполагают, что они будут наполняться смыслом в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике.

Суд также сослался на Определение от 12 февраля 2019 г. № 274-О, в котором он указал, что оспариваемое законоположение действует во взаимосвязи с другими положениями Закона об информации и ориентирует суды находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями (доступом граждан к информации, с одной стороны, и защитой прав граждан при распространении информации о них – с другой) на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.

«Таким образом, оспариваемые законоположения, будучи направленными на обеспечение защиты информационных прав граждан, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные», – подчеркнул Конституционный Суд.

В комментарии «АГ» представитель заявителя, адвокат, руководитель Центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян отметил, что право на забвение еще ни разу не являлось предметом разбирательства национальных судов высших инстанций.

«Несмотря на то что Суд делает достаточно правильные заключения о тонком балансе интереса частного лица в обеспечении его приватности, с одной стороны, и интереса широкой общественности в доступе к информации, с другой, он нисколько не пролил свет по поводу критериев, когда ссылка подлежит удалению, а когда нет. Например, что делать с информацией о преступлениях, по которым снята и погашена судимость либо по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности, но по которым тем не менее есть публичный интерес, о чем и шла речь в деле “Совы” против Google?» – указал адвокат.

Саркис Дарбинян отметил, что в жалобе указывалось на то, что основание «актуальности» личной информации является чрезмерно широким и очень субъективным критерием для оценки того, должна ли информация оставаться доступной. «И тут КС говорит, что использование законодателем в оспариваемой норме “резиновых” понятий само по себе не свидетельствует о неопределенности их содержания, а преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. Мол, эти понятия будут наполняться смыслом в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике. Вот только Суд не учитывает, что жалобы рассматривают изначально коммерческие организации, которые очень формально читают закон. При этом они не могут разглашать информацию о поступивших жалобах. А до судов общей юрисдикции доходит очень малая часть исков, связанных с отказом поисковиков удалять информацию. Поэтому мы не знаем ни практики, ни кейсов по подобного рода спорам», – заключил Саркис Дарбинян.

Член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, старший партнер «Катков и партнеры» Павел Катков указал, что Суд высказался в целом за ориентированность судов на сбалансированное применение оспариваемых законоположений. «Предвосхищая возможную критику нашей судебной системы за якобы солидарность с законодателем, посмею с этим не согласиться. Как показал недавний успешный опыт обжалования положений ч. 4 ГК РФ, касающихся минимального размера компенсации, устанавливаемой Кодексом в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., и возможности ее снижения судами ниже определенного законом минимума, это не так», – отметил Павел Катков. Юрист напомнил, что тогда КС признал указанное положение федерального закона противоречащим Конституции, определил критерии снижения компенсации и обязал законодателя внести изменения в закон, а суды до такого изменения – применять его с учетом изложенной позиции Конституционного Суда.

Руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али отметил, что одна из основных идей определения – обязанность суда находить баланс между конституционно значимыми ценностями – не является новой как для дел, связанных с «правом на забвение», так и для других категорий споров. «Например, подобная мысль многократно высказывалась применительно к спорам о защите деловой репутации, где суды обязаны находить баланс между правом на деловую репутацию и свободой слова», – указал юрист.

В то же время он обратил внимание, что, во-первых, Конституционный Суд отметил, что сведения о преступлениях и их признаках обладают безусловной публичной значимостью, пока не истек срок давности привлечения к ответственности или не погашена судимость. «Строго говоря, закон и сейчас не позволяет удалять ссылки на такую информацию “по праву на забвение”. Однако позиция КС РФ о “безусловной публичной значимости”, видимо, сделает маловероятными попытки оспаривать конституционность такого ограничения права на забвение», – указал Максим Али.

Во-вторых, КС РФ посчитал достаточно определенными критерии «неактуальная информация» и «информация, утратившая для заявителя значение в силу последующих событий или его действий» – их толкование отдается «на откуп рядовым судам». С таким подходом, по мнению Максима Али, сложно согласиться, потому что КС фактически уклонился от каких-либо разъяснений данных критериев, тем более что их формулировка действительно далека от идеальной. Юрист задался вопросами о том, как можно определить информацию, «утратившую значение для заявителя в силу последующих событий или действий», и почему законодатель предлагает руководствоваться не значением информации для общества, а только ее значением для заявителя.

Читайте также  В течение какого времени можно вернуть вещь в магазин по чеку

Президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго посчитал, что Суд разумно поступил, уйдя от необходимости ставить под сомнение правильность работы законодателя, указав, что оценочные категории в законе даны для возможности судов применять закон не на основе шаблонных условий, а проявляя разумную гибкость, чтобы охватить широкий круг вопросов по защите прав граждан. «Другая проблема – способность судов мыслить широко и самостоятельно по подобным спорам, – это отдельная тема для нашего правосудия», – заключил он.

Как убрать сведения о судимости

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Уже несколько раз посетители сайта задавали вопросы по поводу исключения сведений о привлечении к уголовной ответственности из баз МВД.

Как правило, такая проблема возникает при устройстве на работу, когда потенциальному работодателю становится известно о случае привлечения к уголовной ответственности кандидата несколько лет, а то и несколько десятков лет назад.

Вот например, такой вопрос

«В 1998 году по статье 6 Упк прекращено уголовное дело.

Возбужденное по 116 статье УК (нанесение побоев). Можно ли убрать данную информацию из ИЦ мвд?».

И подобных обращений немало.

Поэтому счел необходимым осветить этот вопрос подробнее.

Попробуем понять порядок хранения информации о привлечении к уголовной ответственности и сроках ее удаления из базы данных Информационного центра для граждан. Обратимся к правовой основе вопроса.

Статьей 17 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органам полиции дано право обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей данные о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением полученной информации в соответствующие базы данных о гражданах.

Совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации, МВД Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее – Положение), определяющее единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Пунктами 40, 41 Положения установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, либо в случае если уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лиц, совершивших преступления, являются: обвинительное заключение (акт), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), вступивший в законную силу обвинительный приговор по делу частного обвинения, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно п. 43 Положения, снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора на основании пп. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 20, п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1 — 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее – ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 №288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. В своей деятельности ИЦ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе Типовым положением.

К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:

а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;

б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям (за исключением уголовных дел частного обвинения, прекращенным в связи с примирением) – до достижения ими 80-летнего возраста;

в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, — 15 лет со дня назначения данной меры.

Из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления; на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда.

Факты погашения, снятия судимости не являются основанием для её удаления из базы данных информационных центров МВД России.

При несогласии с действиями должностных лиц территориальных подразделений МВД России (в том числе информационных центров) заявитель вправе обжаловать их в вышестоящую инстанцию, соответствующему территориальному прокурору, либо в суд.

Следует отметить, что подобные иски (об исключении сведений о судимости, о привлечении к уголовной ответственности) имели место, но суды (в том числе, и Верховный Суд РФ) всегда отказывали заявителям по примерно следующим мотивам:

«При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

Наличие в справке информации о факте прекращения уголовного преследования по различным основаниям, само по себе не влечет неблагоприятных последствий.

Следовательно, МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте прекращения уголовного преследования и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта».

И своего рода историческая справка.

Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о судимости был принят в 2011 году, и с тех пор его положения неоднократно проверялись на заседаниях ВС по делам об оспаривании нормативно-правовых актов. В частности, в решении от 4 июня 2012 года ВС не согласился с тем, что Регламент должен быть отменён в той части, в которой он не позволяет гражданам влиять на объем обработки персональных данных о судимости и уголовном преследовании и ограничивать состав включаемых в справку сведений по своему усмотрению. В 2014 году было признано законным указание в справке всех видов имеющихся у гражданина судимостей, включая погашенные и по декриминализированным статьям. В 2017 году ряд истцов попытались обязать МВД проводить аналитическую работу с тем, чтобы все справки содержали актуальную информацию о снятии и погашении судимостей. ВС не стал удовлетворять данный иск и признал Регламент законным в оспариваемой части.

Таким образом, можно сделать вывод, что какое-то исключение сведений о судимости либо сведений о факте привлечения к уголовной ответственности законным путем невозможно.

Так что лучше вообще не привлекаться к уголовной ответственности, чтобы не остаться, например, через пару десятков лет после этого, без работы.

Через сколько после судимости можно убрать сведения из ИЦ?

Здравствуйте! Вопрос, который приелся)

Как убрать данные из базы ИЦ о судимости?

Кто-то отвечает, что убрать можно по суду. Некоторые юристы отвечают, что не убрать вообще.

1) через сколько времени после снятия судимости по суду можно пытаться убрать сведения из базы ИЦ?

2) есть кто-то, кто гарантированно возьмется за это дело?

Ситуация: сын осенью судим по 228 часть 1, наказание — штраф 5 т.р.

Пошел устраиваться на работу и везде отфутболен. Сейчас понятно — судимость не снята/погашена. Он говорит работодателю, что попробует через полгода подойти, но ему в ответ: «не имеет значения через сколько — судимость была и точка».

А возможно ли получить справку о несудимости без указания, что судимость была и снята/погашена?

Добрый вечер. Сведения о привлечении к уголовной ответственности Вашего сына будут храниться в течение всей его жизни. Убрать их из базы данных ГИАЦ МВД России законными способами, в том числе по решению суда НЕЛЬЗЯ. Это подтверждается и сложившейся судебной практикой.

Читайте также  Как отослать телеграмму на увольнение

Чтобы не быть голословным посмотрите Решение № М-300/2014 2-1152-14 2-1152/2014

М-300/2014 2-1152/2014 от 18 февраля 2014 г.

Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)).

Нет. Такую справку Вы тоже не сможите получить. Данная справка имеет усиановленную форму и в ней в любом случае будут отражены сведения о всех снятых и погашенных судимостях.

Гарантии в юриспруденции никто не дает и давать не может-у адвокатов за дачу гарантии лишают статуса.
Судимость из базы действительно никогда не убирается, она остается там навсегда. Даже если кто-то возьмется с обещаниями убрать его из базы, то это будет сделано частично, в местном архиве, а в федеральном останутся, т.к. все данные хранятся там. Цифровые технологии и единая база подобно гос.услугам.

Добрый день. В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от 9 июля 2007 года N 612 ДСП

в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости на осужденных независимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Таким образом, возможности убрать данные о судимости нет

1) через сколько времени после снятия судимости по суду можно пытаться убрать сведения из базы ИЦ?
Мария

На этот счет действует приказ межведомственный приказ от 12.02.2014 № 89-дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», который предполагает, что сведения о совершенном преступлении хранятся по достижении лицом его совершившим 80 лет.

Убрать данные сведения по суду также не представляется возможным.

Например, Апелляционное определение Омского областного суда от 17.12.2014 по делу N 33-8184/2014

Информация по факту возбуждения в отношении заявителя уголовного дела сама по себе не свидетельствует о наличии непогашенной судимости у лица.
Соответственно, справка о судимости, в которой содержатся данные о прекращении уголовного дела в отношении лица, в то или иное время, не означает наличие у этого лица неснятой или непогашенной судимости на момент выдачи справки.
Таким образом, на основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к тому, что хранение в соответствующей базе данных ИЦ УМВД России по Омской области информации о прекращении уголовного дела, не может расцениваться как несоответствие закону или нарушение прав этого лица.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств нарушения его прав, а также прав его дочери, наличием в базе данных ИЦ УМВД России по Омской области записи о прекращении в отношении него уголовного дела.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 12.02.2014 г. N 89дсп, в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости на лиц, в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), — до достижения ими 80 летнего возраста.
Таким образом, установлено, что порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами, в том числе вышеназванным Наставлением. Принципы обработки персональных данных, установленные ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», а равно охраняемые законом интересы истца, не нарушены. Доводы жалобы заявителя об обратном подлежат отклонению.

Можно ли снять судимость с базы данных?

Удалить погашенную судимость из базы данных можно разве что теоретически. Единственный легальный способ – получить соответствующее судебное решение. Все остальное – незаконно и, более того, уголовно наказуемо. При этом абсолютно неважно, какую информацию нужно удалить – снятую или погашенную условную судимость, реальный срок, сведения о возбуждении уголовного преследования или задержании в качестве подозреваемого, прекращении преследования или информацию иного плана, попавшую в базу ГИАЦ МВД РФ.

Как формируется и используется база данных ГИАЦ МВД РФ

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок учета преступлений, формирования соответствующей информационной базы и использования ее данных, является совместный Приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН от 29 декабря 2005 года N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Этим приказом утверждены: типовое положение, статистические формы учета и инструкция по ведению учета.

В базе данных фиксируются сведения:

  1. о выявленном преступлении;
  2. о результатах расследования;
  3. о подозреваемых/обвиняемых;
  4. о движении уголовного дела;
  5. об ущербе;
  6. о результатах судебного рассмотрения дела;
  7. другая учетная информация.

Если говорить конкретно о лицах, совершивших преступление, то по ним данные представлены сведениями, внесенными на основании:

  • обвинительного заключения (акта);
  • обвинительного приговора;
  • постановления о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
  • постановления об отказе в возбуждении дела по нереабилитирующим основаниям;
  • решения суда о применении принудительных медицинских мер.

По судимостям в базе содержится вся ключевая информация о приговоре: дата, суд, статьи, наказание. И эта информация не будет исключена, даже если судимость погашена или снята.

Данные из базы ГИАЦ подлежат внутреннему использованию. Они не находятся в открытом доступе. Могут быть предоставлены только по официальному запросу и для конкретных целей. Например, сведения о судимости стандартно запрашиваются в рамках расследования уголовного дела и приобщаются к его материалам. Это необходимо и в качестве характеризующей информации, и для определения наличия рецидива, и для установления отягчающих обстоятельств совершения преступления. Доступ к данным может получить сам их владелец, то есть лицо, на которое эти данные собирались. В ряде случаев получение и предоставление справки о судимости (отсутствии судимости) – установленное законом условие для осуществления некоторых видов деятельности и (или) занятия определенных должностей.

Как правило, тех, кто хочет убрать судимость из базы ГИАЦ МВД, интересует вероятность получения сведений посторонними лицами. Например, работодателем. Формально такое невозможно, если тот, кто запрашивает сведения, не имеет на это полномочий или запрос сведений не обусловлен предусмотренным законом основанием. Но, конечно же, полностью исключить утечку информации нельзя. Многие бывшие сотрудники правоохранительных органов или знакомые действующих сотрудников вполне могут «пробить» нужные сведения. Таким образом, вероятность того, что работодатель или кто-то иной узнает о судимости, существует. Ну и не стоит забывать, что «по знакомству» или «за деньги» узнать можно практически все.

Как можно удалить данные о судимости

Сведения о судимости относятся к категории специальной персональной информации и подпадают под действие 152-го Закона о персональных данных. В связи с этим удаление сведений о судимости возможно на основании статьи 17 этого нормативно-правового акта.

На практике для удаления сведений о судимости можно воспользоваться двумя основаниями:

  1. Сослаться на то, что наличие такой информации нарушает права и интересы заявителя. Этот вариант, как показывает, судебная практика, не работает, от слова «совсем».
  2. Сослаться на то, что данные внесены ошибочно и (или) не соответствуют действительности. Этот вариант эффективный, но, правда, только в случаях, когда данные действительно ошибочные или ложные.

Были ли прецеденты? Да. Как положительные, так и отрицательные.

Некоторые заявители пытались открыто ссылаться в суде на то, что наличие сведений о судимости в базе и их использование нарушает права и интересы, в частности конституционные права. Сразу скажем, такие процессы не привели к нужному результату. Суды однозначно вставали на сторону государства.

Были и попытки сослаться на ошибочность или недостоверность сведений. Здесь картина выглядит более радужной. Если заявителю удавалось доказать факт ошибки или ложности информации, то суды принимали положительное решение. Можно в судебном порядке удалить сведения о прекращении дела (преследования) по реабилитирующим основаниям, например, за отсутствием состава преступления. Иногда таким путем приходится действовать, когда сначала был вынесен обвинительный приговор, а потом, через энное количество времени, дело было прекращено или вынесен оправдательный приговор. Зачастую ошибки связаны с путаницей ФИО или в других личных сведениях. Недостоверность или ошибочность сведений может быть из-за некорректного заполнения статистических форм. Иногда при схожести или совпадении данных «судимым» согласно справке оказывался человек, который никогда и не привлекался к ответственности. Редко, но бывает, данные в базу попадают случайно – из-за технических сбоев или человеческого фактора.

Крайне опасно пользоваться услугами тех, кто предлагает удалить сведения из базы ГИАЦ МВД за деньги. Во-первых, вас изначально могут обмануть. С 99% вероятностью подобного рода услуги предлагают мошенники. Во-вторых, такие действия сами по себе незаконны и чреваты уголовной ответственностью (ст. 272 УК РФ). Выявить их несложно, учитывая современные средства защиты данных, мониторинга и блокировки хакерских атак и прочих попыток несанкционированного доступа.

Как добиться снятия или погашения судимости в России

Судимость предполагает ряд юридических последствий для бывшего осужденного, которые усложняют его повседневную жизнь. Речь идет о невозможности вести некоторые виды деятельности. Кроме того, ранее осужденный гражданин не сможет выехать за границу. Снять или погасить судимость – единственный способ избежать влияния негативных факторов, связанных с отбытием наказания. Через сколько лет можно снять судимость, рассмотрим подробно в этой статье.

Читайте также  Какой счет необходимо указывать в заявлении на возврат ндфл

Что такое судимость: расшифровка понятия

Под данным понятием подразумевается правовой статус лица, который возникает в результате его осуждения и вынесения приговора с наказанием за административные или уголовные преступления. В результате судимости между гражданином и государством возникают особые отношения. На бывшего осужденного накладываются некоторые обременения, ограничиваются его права, что обусловлено потенциальной опасностью для общества. Среди таких ограничений:

  • запрет на выезд из страны;
  • невозможность работать педагогом, воспитателем, организовывать отдых несовершеннолетних;
  • запрет на трудоустройство в госструктуры, ведение адвокатской, охранной, детективной деятельности, запрет на работу кадастровым инженером, арбитражным управляющим;
  • невозможность получить разрешение на ношение оружия, охотничьего билета;
  • запрет на установление опеки над несовершеннолетними, усыновление;
  • невозможность служить в полиции, работать в прокуратуре или судебной системе.

Если бывший обвиняемый совершил еще одно преступление, то оно будет считаться свидетельством повышенной опасности гражданина для общества. При квалификации преступления вторая судимость учитывается как рецидив (статья 18 УК РФ), а также выступает отягощающим обстоятельством (статья 63 УК РФ).

По закону гражданин считается судимым с момента вступления в силу судебного приговора и до снятия или погашения судимости. Лицо с погашенной судимостью полностью реабилитируется, освобождаясь от всех ограничений и обременений. Фактически такой человек приравнивается к гражданам, не имеющим проблем с законом.

Как запись о судимости попадает в базу

Сведения об уголовно или административно наказуемых деяниях фиксируются дознавателем, прокурором или следователем. Порядок внесения данных в Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ РФ) регламентируется специальным документом, который называется «Типовое положение». В соответствии с ним, запись попадает в базу в несколько этапов:

  1. Открывается уголовное дело.
  2. Как только надзирающий прокурор принял решение по делу, у подразделения, которое занимается расследованием, есть сутки, чтобы подать информацию в специальный регистрационно-учетный отдел.
  3. Из регистрационно-учетного отдела документация передается в Информационный центр, ответственный за ту категорию дела, которая была ему присвоена.
  4. Из Информационного центра уже сформированная статистика по преступлениям передается в ГИАЦ РФ.

Согласно Типовому положению, учету и регистрации подлежат все преступления, по факту которых было возбуждено уголовное дело, отказано в возбуждении дела или вынесен обвинительный приговор. Время совершения противоправных действий значения не имеет.

В ГИАЦ содержатся следующие сведения:

  • анкетные данные о преступнике;
  • данные о судимости (номер производства, основания для открытия дела, приговор и дата его вступления в силу, информация о снятии или погашении судимости);
  • сведения о нахождении в розыске;
  • информация о задержании;
  • дактилоскопическая формула.

Если виновность задержанного доказана, то информация о нем обязательно попадает в базу, даже если приговор был условным. Удаление информации из ГИАЦ РФ возможно только на реабилитирующих основаниях.

Как узнать о наличии судимости: у кого есть доступ к базе

Даже после погашения судимости данные о преступнике хранятся в базах МВД. Получить справку о наличии или отсутствии проблем с законом можно, написав заявление в полицию.

Запросить данные могут работодатели, банки и прочие заинтересованные лица. Например, при выдаче кредита финансовая организация проводит тщательные проверки клиента. Учитывается не только его платежеспособность, но и уголовное прошлое.

Свободно пользоваться базами ГИАЦ могут только правоохранительные органы. Никто из сотрудников не имеет права разглашать информацию публично. Данные предоставляются только при подаче соответствующего заявления.

Виды судимости

Судимость возникает как результат уголовного наказания. Мера воздействия на нарушителя определяется посредством статьи 45 УК РФ. Это могут быть исправительные работы, ограничение прав или арест.

Закон определяет несколько разновидностей судимости:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Приговор не был приведен в действие. Например, постановление суда было оспорено обвиняемым. Тогда судимость отменяется с момента вступления в силу оправдательного приговора.
  2. Когда решение принималось по срочному приговору. Судимость в таком случае будет состоять из двух частей. Считается срок как во время наказания, так и после освобождения.
  3. Судимость, которая включает в себя основное и дополнительное наказание. Ее срок будет истекать вместе с окончанием второй части наказания.

Когда снимается судимость по закону

В данном случае учитываются положения статьи 86 УК РФ. В ней четко указано, через сколько лет снимается судимость автоматически для преступлений разной степени тяжести:

  1. Условное освобождение – снятие происходит, как только истекает испытательный период.
  2. Приговор с мягкой формой наказания вместо лишения свободы. Гражданин реабилитируется через год после истечения срока наказания.
  3. Если преступление имеет среднюю степень тяжести, то нужно ждать 3 года после отбытия срока наказания.
  4. В случае с тяжкими преступлениями реабилитация происходит спустя 8 лет с момента отбытия срока наказания.
  5. Если преступление квалифицировалось судом, как особо тяжкое, потребуется 10 лет с момента полного отбытия срока заключения, чтобы все ограничения были сняты.

Если виновный был освобожден досрочно или часть его срока была заменена испытательным, то погашение судимости наступает тогда, когда истекает отбытый срок или дополнительные работы считаются выполненными. При этом важно, чтобы бывший заключенный завязал с криминальным прошлым и возместил ущерб, возникший в результате его преступной деятельности.

Когда начинается и заканчивается судимость

Судимость начинается автоматически со дня вступления в силу вынесенного приговора. Этот статус сохраняется за виновным в процессе отбывания срока наказания и еще некоторое время после него, о чем сказано выше.

Погашение и снятие: какая разница между процессами

Прекращение судимости происходит через ее снятие либо погашение. Эти понятия не следует путать. Они имеют разное происхождение и особенности применения. Рассмотрим их подробнее:

  1. Погашенная судимость. Основанием для этого процесса выступает истечение сроков, то есть судимость погашается автоматически. Но наступить это может только спустя установленный законодательством срок, который зависит от степени тяжести преступления.
  2. Снятая судимость. Основанием для снятия выступает решение суда. Оно должно быть принято до истечения срока наказания. Речь идет об амнистии или помиловании. Точные сроки для снятия судимости не установлены, но они должны быть меньше ½ срока наказания.

Ни снятая, ни погашенная судимости не могут учитываться при вынесении решения о наличии рецидива. Эти преступления аннулированы и никак не отражаются на характеристике гражданина.

Снятие судимости аннулирует все последствия приговора для гражданина. С точки зрения закона будет считаться, что бывший подсудимый:

  • никогда не привлекался к ответственности;
  • не отбывал уголовно-правового наказания.

Условия для досрочного снятия судимости

Процесс снятия судимости досрочно регулируется рядом актов, а также статьей 86 УК РФ и статьей 400 УПК РФ. Также учитываются следующие моменты:

  1. Поведение осужденного в процессе отбывания им наказания.
  2. Был ли заключенным возмещен вред, причиненный пострадавшим.
  3. Правильность составления ходатайства о снятии судимости.
  4. Срок. По действующим правилам ходатайство следует подавать, только когда истекла половина срока осужденного.

Теоретически существует возможность удалить запись из ГИАЦ через суд. Подать ходатайство в суд можно на основании Закона «О персональных данных» или Закона «О полиции». Но в судебной практике больше дел, когда суд не удовлетворяет прошение, и добиться удаления записи не получается. Исключения составляют случаи, когда информация о человеке попала в ГИАЦ случайно или по ошибке не была удалена по истечению срока судимости.

Как убрать из базы данных погашенную судимость

Удалить информацию о привлечении к уголовной ответственности, даже условной, из базы нельзя. Информация о преступнике хранится пожизненно, поскольку всегда существует вероятность рецидива. По закону наличие таких данных не может выступать основанием для отказа в трудоустройстве.

Почему могут отказать в снятии

Оценивая обстоятельства дела и поведение заключенного в период отбытия наказания, судья может отказать в снятии судимости. Это возможно в следующих случаях:

  • совершенный проступок классифицируется, как особо опасный;
  • с момента вступления приговора в силу прошло слишком мало времени;
  • поведение виновного не было безупречным;
  • порядок отбывания наказания был нарушен (например, осужденный не явился в УИИ на регистрацию);
  • после отбытия наказания бывший заключенный совершил административные правонарушения.

Если суд отказал в снятии судимости, то подавать повторное ходатайство можно не ранее, чем через год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: