В чем разница между коммерческой и бюджетной организации

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Базовый нормативный правовой акт

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

Еще о компаниях:

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

  • товарищества полные и на вере;
  • хозяйственные партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • хозяйственные общества — ООО, ПАО, АО;
  • производственные кооперативы, их еще называют артели.

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

  • общественные и религиозные организации;
  • благотворительные фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • казачьи общества;
  • бюджетные учреждения.

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Читайте также  Образец благодарственного письма для учителя

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

Бюджетные организации: понятие, виды

Понятие бюджетной организации закреплено в белорусском законодательстве в БдК, иные определения либо отсылают к нему, либо в той или иной степени повторяют. Разберемся, какие организации относятся к бюджетным, какие виды имеют и как их не перепутать с другими госорганизациями.

Понятие бюджетной организации

Под бюджетной организацией понимают организацию, созданную (образованную) Президентом, госорганами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом госорганизацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).

Таким образом, бюджетные организации характеризуются следующими основными признаками, отраженными на схеме 1 (подп. 1.4 ст. 2 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 13 НК, подп. 1.3 п. 1, ч. 7 п. 3 ст. 79 БдК, Инструкция N 22).

Читайте также  Как выдавать ос стоимостью от 3000 до 10000 купленные в 2018 году

Обратите внимание!
Бюджетная организация вправе заниматься внебюджетной деятельностью (п. 2 ст. 79 БдК), т.е. зарабатывать самостоятельно. В результате осуществления такой деятельности бюджетная организация получает внебюджетные средства, которые расходует согласно смете доходов и расходов. В общем случае данная деятельность регулируется Положением N 641.
Например, бюджетные организации могут осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности:
— платные услуги (образовательные, медицинские, ветеринарные, физкультурно-оздоровительные, автотранспорта и др.);
— сдачу госимущества в аренду и т.д.

В основном бюджетная организация с точки зрения гражданского законодательства является госучреждением, если она не относится к госоргану (ст. 120 ГК).

Так, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 п. 1 ст. 120 ГК).

При этом следует отличать бюджетную организацию от иной госорганизации.

Исходя из определения бюджетной организации и действующего законодательства не относятся к бюджетным:

— организации, получающие дотации или субсидии за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

— получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности;

— госорганизации с долей собственности государства в уставном фонде.

То есть ЧТУП, ИП, РУП, ОО, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО — это не бюджетные организации, хотя и они могут использовать бюджетные средства.

В этом плане следует отличать бюджетную организацию от получателя бюджетных средств. Последним может выступать как сама бюджетная организация, так и иная организация, ИП, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БдК).

Обратите внимание!
Понятие «бюджетное учреждение» в белорусском законодательстве отсутствует, но на практике используется наравне с понятием «бюджетная организация».
В российском законодательстве, например, наоборот, используется понятие «бюджетное учреждение», но нет как такового понятия бюджетной организации.
А по законодательству Союзного государства бюджетное учреждение — это организация, деятельность которой финансируется из бюджета Союзного государства (постановление Совмина Союзного государства от 25.01.2002 N 8).

Некоторые госорганизации могут быть приравнены по статусу к бюджетным. Например, организации, приравненные к бюджетным по оплате труда. В таких организациях необходимо руководствоваться бюджетным законодательством в области оплаты труда работников.

Особенности правового положения отдельных видов госучреждений определяются законодательством (п. 3 ст. 120 ГК).

Примечание
Подробнее об особенностях зарплаты и бухучета в бюджетной организации см. в Путеводителе по бюджетному учету.

Виды бюджетных организаций

Бюджетные организации можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим только самые основные. Они представлены на схеме 2.

Виды бюджетных организаций

Имущество бюджетной организации

Любое юрлицо среди прочего может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п. 1 ст. 44 ГК).

Имущество госучреждения является госсобственностью (республиканской или коммунальной) и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Распоряжение госимуществом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Указом N 169 и принятыми в его развитие НПА.

Если же госучреждение вправе и осуществляет приносящую доходы деятельность, то полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет их имуществом учреждение распоряжается самостоятельно, и учитываются они на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 279 ГК).

Общие правила закрепления имущества за бюджетной организацией изображены на схеме 3.

Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Перед кем отчитываются некоммерческие организации

В отношении ведения учета и представления отчетности некоммерческих организаций существует, по меньшей мере, два заблуждения.

  1. Многие считают: если никакая финансовая деятельность в организации не ведется, отчетность можно не сдавать вообще.
  2. Многие не понимают разницу между действительно некоммерческой деятельностью и возмездным оказанием услуг.

Что происходит на самом деле? Разбираемся.

Что такое некоммерческие организации и какую деятельность они ведут

Некоммерческие организации являются юридическими лицами, признаются налогоплательщиками и несут все связанные с этим обязанности по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Некоммерческие организации вправе вести как, собственно, некоммерческую, так и коммерческую деятельности.

Ошибочно считать, что любая деятельность, осуществляемая НКО в рамках устава, автоматически является некоммерческой. Другой распространенной ошибкой является мнение, что некоммерческой может считаться деятельность, если она не приводит к образованию прибыли у организации. Несостоятельность данного представления становится достаточно очевидной, как только мы вспомним, что многие коммерческие организации не только не имеют прибыли, но даже несут убытки!

В чем разница между коммерческой и некоммерческой организацией
В действительности, если рассматривать прибыль, как критерий, по которому делятся организации коммерческие и некоммерческие, то разница заключается в следующем. Целью создания и деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. В дальнейшем эта прибыль может быть распределена между участниками (акционерами). Целью деятельности некоммерческой организации извлечение прибыли не является, но это не значит, что она не может быть ею заработана. Просто в этом случае она не может распределяться между участниками, а должна быть направлена на уставную деятельность.

Как отличить коммерческую деятельность НКО от некоммерческой
Понять, как отличить коммерческую деятельность НКО от некоммерческой, лучше всего на примере образовательных организаций, которые обучают на платной основе.

Большинство таких компаний регистрируется как АНО (автономные некоммерческие организации), поскольку в противном случае они не смогут получить государственную аккредитацию. Между тем, деятельность их является сугубо коммерческой, и осуществляют они ее в рамках заключенных договоров возмездного оказания образовательных услуг. То есть, к ним пришел клиент, заплатил деньги, они ему оказали услуги.

Теперь допустим, что та же организация занимается обучением бесплатно всех желающих или выборочно по принадлежности, например, к категории детей из семей с низким доходом. При этом финансируется данная деятельность за счет добровольных пожертвований третьих лиц, желающих поспособствовать такому благородному делу. Это в чистом виде некоммерческая деятельность. Вот только если «пожертвования» делают сами родители обучающихся детей, причем в размере, явно связанном с объемом получаемых услуг, то возвращаемся к пункту первому — это деятельность коммерческая.

Какую отчетность сдают НКО

Состав отчетности НКО, в целом, такой же, как и у коммерческих организаций.

Бухгалтерская отчетность
Представляется один раз в год и включает в себя баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании cредств, а также, в случае, если организация не соответствует критериям малого предприятия, отчет о движении денежных средств и отчет об изменении капитала

Если НКО ведет только некоммерческую деятельность, отчет о финансовых результатах будет «нулевой», если ведет только коммерческую деятельность, а такое вполне может быть (см. пример выше), «нулевой» будет отчетность НКО о целевом использовании средств.

Налоговая отчетность
Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций
также не отличается от коммерческих организаций. Это, прежде всего, декларации по НДС, налогу на прибыль, которые сдаются ежеквартально. При отсутствии коммерческой деятельности они будут «нулевые», но сдавать их все равно нужно.

Очень часто НКО применяют упрощенную систему налогообложения, поскольку объем отчетности в этом случае немного меньше. В таком случае один раз в год сдается декларация по единому налогу (по упрощенной системе). Налог составляет, по выбору организации, 6% от всех полученных доходов или 15% от разницы между доходами и расходами, но не всех, а только тех, которые имеют отношение к коммерческой деятельности. При отсутствии коммерческой деятельности эти декларации будут также «нулевые».

Отчетность по заработной плате работников
Если НКО начисляют и выплачивают заработную плату своим работникам, обязаны, как и коммерческие организации, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, а также уплачивать страховые взносы на фонд заработной платы. При этом неважно, осуществляет организация коммерческую или только некоммерческую деятельность. Соответственно, НКО обязаны ежеквартально представлять декларации по НДФЛ и Расчет по страховым взносам. При отсутствии заработной платы и иных доходов физических лиц декларация по НДФЛ не представляется, а расчет по страховым взносам сдается «нулевой» обязательно.

Отчетность в Минюст
Это важное отличие НКО. В конце года они обязаны дополнительно сдавать отчетность в Минюст. В зависимости от состава учредителей и годового оборота денежных средств, отчетность состоит из трех специальных форм или простого «письма о продолжении деятельности»

Другие виды отчетности
Помимо этого, так же, как и коммерческие организации, НКО несут обязанности по представлению ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд и ежеквартальной в Фонд социального страхования РФ, а также разнообразных форм отчетности в Управление статистики.

Таким образом, сдавать отчетность НКО обязаны, даже если по сути не вели деятельность и не было движения денежных средств по счетам. Несвоевременное исполнение этой обязанности чревато штрафами, проверками и наступлением ответственности для руководителей — здесь требования законодательства для некоммерческих организаций ничем не отличаются от норм для других юридических лиц.

Михаил Грановский
19.12.19

«Черные метки» существуют не только в пиратских историях! За последние пару лет к нам все чаще обращаются клиенты, получившие от налоговой инспекции уведомление об установлении недостоверности сведений, а именно об адресе юридического лица. Это еще не метка, но повод для беспокойства. Почему приходят такие письма и как на них реагировать? В чем пр.

Читайте также  Правило составления уведомление о сокращении должности образец

Налоговые органы всерьез взялись за ликвидацию юридических лиц, которые не получают корреспонденцию по своему юридическому адресу. В частности, в своих письмах и разъяснениях ФНС России указывает на необходимость подачи искового заявления в суд о ликвидации юридического лица, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна. .

Однако, при осуществлении деятельности в качестве ИП, могут возникнуть различные обстоятельства, из-за которых осуществлять предпринимательскую деятельность не представляется возможным. Тогда возникает вопрос – Как закрыть ИП? Существуют два способа решения данной задачи: Ликвидация ИП под ключ. Данный вариант потребуе.

Ликвидация – это процесс, который влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Причины ликвидации. .

НУЖЕН СОВЕТ?

Оставьте свой номер и получите бесплатную консультацию!

Спасибо, что обратились в Юридическую компанию «Базальт».
В ближайшее время наш специалист с Вами свяжется.

Бюджетный учет

Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.

Основные задачи бюджетного учета

Задачи бюджетного учета включают:

  • классификацию все перечисленных доходов организации;
  • распределение видов затрат и расходов по определённым статьям и положениям;
  • отображение источников направляемого финансирования;
  • формирование синтетического, аналитического учета;
  • поступление объектов, выбытие продукции.

Нормативные документы и акты для бюджетного учета

Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:

  • муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
  • приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
  • приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.

Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии

Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:

  • организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
  • контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
  • учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
  • начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
  • учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
  • проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
  • контроль сохранности денежных активов, резервов;
  • составление отчетных документов;
  • предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
  • обеспечения хранения бланков и отчетных документов.

В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.

Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств

Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:

  • все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
  • имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
  • земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
  • обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
  • бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.

Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства

Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.

Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.

Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:

  • балансы главного бухгалтера, начальника планового финансового отдела, администратора, отвечающего за получение бюджетных средств по бланку строгой отчетности 0502130;
  • баланс учреждения по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737;
  • отчетный бланк о результатах финансовой деятельности организации по форме 0503721;
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по форме 0503769;
  • данные в форме отчетных бланков об остатках денежных средств организации.

Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:

  • баланс состоит из активов и пассивов, специалисты бюджетной сферы распределяют все статьи с детальным отображением использования целевых средств и собственной прибыли;
  • отражается только за один предыдущий год, в коммерческой сфере предоставляют сведения за два прошедших года;
  • активы распределяются на финансовые и нефинансовые, средства подразделяются на материальные и денежные;
  • в пассиве отображаются все виды обязательств, а коммерческая распределяется по срокам

Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях

Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:

  • средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
  • деньги для временного распоряжения на определенные цели;
  • средства для выплат в рамках медицинского страхования;
  • собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.

Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.

Современные требования к специалистам и бухгалтерам , работающим в бюджетной сфере

Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.

1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)

Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

  • Единый план счетов бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • Бюджетная классификация Российской Федерации;
  • Обособленный учет по источникам финансового обеспечения;
  • Учет санкционирования расходов;
  • Ведение централизованного учёта группы учреждений в одной информационной базе;
  • Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию;
  • Формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
  • Интеграция с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: