Зачем представителям работника должника отправляются уведомления при банкротстве

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 12.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Федерального закона

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами — в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Зачем представителям работника должника отправляются уведомления при банкротстве

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

Читайте также  Приказ о сроках выплаты заработной платы образец 2018

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами — в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Особенности увольнения сотрудников при банкротстве ЮЛ

Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

К процедуре увольнения сотрудников предприятие, находящееся в стадии банкротства, должно подходить с особой тщательностью. Любое упущение может привести к тому, что сотрудник обратится в суд и восстановится на работе, если посчитает свое увольнение неправомерным, а суд встанет на сторону работника, усмотрев нарушение со стороны банкрота.

Уведомление сотрудников об увольнении

Основанием для увольнения является ликвидация организации, которая начинается в связи с признанием ее банкротом. Как правило, при банкротстве начинается конкурсное производство, в рамках которого назначается конкурсный управляющий. На него и возлагается обязанность уведомить работников о предстоящем расторжении трудовых договоров. Уведомления направляются в месячный срок с момента начала конкурсного производства.

Справка! Ст. 180 ТК РФ обязует работодателя сохранить за сотрудником рабочее место в течение 2 месяцев после вручения уведомления.

Уведомление вручается работнику лично, на бумажном носителе с указанием причины увольнения – ликвидация организации. Работник должен ознакомиться и поставить подпись.

В случае, если в ликвидируемой организации есть профсоюз, то руководитель предприятия-банкрота обязан провести переговоры с руководством профсоюза на предмет обеспечения мер для соблюдения интересов всех работников и недопущения нарушения их прав.

Уведомление сотрудников профсоюза имеет свои особенности.

Отличие от уведомления основного штата работников в том, что сотрудники, являющиеся членами профсоюза, информируются максимум за три месяца до увольнения.

Денежные компенсации сотрудникам

Виды выплат при ликвидации регламентированы Трудовым кодексом в статье 178, а именно – работник получает следующие суммы:

  • выходное пособие (равно среднемесячной зарплате);
  • выплата пособия в размере среднего заработка в течение двух месяцев после увольнения (предполагается, что работодатель поддерживает сотрудника в период поиска новой работы).

Все указанные выплаты зачисляются на счет сотрудника единой суммой в последний рабочий день.
Кроме того, есть возможность получить еще одну выплату, также в размере среднемесячной заработной платы. Условия ее получения таковы:

  1. постановка на учет в службу занятости в течение двух недель с момента прекращения трудового договора с банкротящимся работодателем;
  2. отсутствие факта трудоустройства на новое место работы в течение 2 месяцев после увольнения.

В общей сложности, работник ликвидируемой компании получит 3 или 4 суммы своего среднемесячного заработка.
Помимо этого, в последний день работы выплате подлежат: компенсации за неиспользованные дни отпуска и премиальные выплаты (если предусмотрены).

Что напишут в трудовой книжке

Запись об увольнении делается в стандартном порядке, отличительная особенность – основание для увольнения. Здесь могут быть следующие варианты:

  • увольнение по инициативе работодателя в связи с ликвидацией;
  • по соглашению сторон (возможно только до даты массового сокращения);
  • по собственному желанию.

Особенности увольнения руководителя

Увольнение директора производится в общем порядке (используется форма Т-8), но решение о его увольнении принимается конкурсным управляющим. В случае, если конкурсное производство не ведется, тогда данная функция возлагается на собрание учредителей.

Как уволить женщину в декрете

Беременные женщины и сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, никаких привилегий при ликвидации не имеют. Трудовые договоры с ними расторгаются в общем порядке.
Единственная разница в том, что таким сотрудницам дополнительно к основным выплатам положены пособия на ребенка до полутора лет.

Важно! Даже если женщина не планирует выходить на работу, то после увольнения по сокращению в связи с ликвидацией предприятия она обязана обратиться в Центр занятости и встать на учет. Помимо этого, нужно самостоятельно уведомить Фонд социального страхования с целью получения дальнейших выплат на ребенка.

Помимо декретниц в категорию сотрудников, которых нельзя уволить по общим правилам, но можно в случае массового сокращения, относят: сотрудников на больничном и сотрудников, находящихся в ежегодных отпусках.

Очередность выплат при банкротстве

Законодательством установлена следующая очередность выплат в ситуации банкротства предприятия:

  1. Первая очередь – оплата издержек по судебным делам, включая оплату всех специалистов, задействованных в реализации процедуры банкротства (в том числе оплата управляющего по конкурсному производству);
  2. Вторая очередь – выплата заработной платы.

Судебная практика

Мнения судов по вопросу момента увольнения сотрудников неоднозначны. Имеют место следующие позиции суда:
Позиция 1
Если организация признается банкротом и в этой связи запускает ликвидацию, это еще не означает, что она точно прекратит свою деятельность. А потому, увольнение сотрудников является неправомерным.
Позиция 2
С момента принятия решения о ликвидации до ее фактического завершения проводится ряд мероприятий, в состав которых входит и прекращение трудовых отношений с работниками. Т.е., если организация уже будет ликвидирована и исключена из реестра ЮЛ, то осуществить процедуру увольнения уже будет невозможно.

Сотрудник признан банкротом… Что делать работодателю с НДФЛ?

И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

По данным статистики, еженедельно в суды поступает не менее 500 исков о признании физических лиц финансово несостоятельными. Суды в январе-июне 2019 года признали банкротами 29 017 российских граждан, включая индивидуальных предпринимателей, — на 52,3 % больше, чем за тот же период 2018 года, следует из сообщений арбитражных управляющих в «Федресурсе». В целом по России в I полугодии зафиксировано 20 новых банкротов на 100 тыс. населения.

Таким образом, с каждым годом повышается вероятность, что в вашей компании трудятся граждане-банкроты.

В связи с чем возникает закономерный вопрос: влияет ли подобное «интересное» положение физического лица на порядок исчисления НДФЛ с вознаграждений, выплачиваемых ему в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений?

Суд вынес решение, а дальше что?

Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве).

Рассмотрев заявление, суд решает, насколько обоснованным был иск, и по итогам разбирательства либо оставляет заявление без рассмотрения, либо прекращает дело о банкротстве, либо вводит в действие одну из процедур банкротства (ст. 213.2, 213.6 Закона о банкротстве):

  • реструктуризацию долга;
  • реализацию имущества;
  • мировое соглашение.

Процесс рассмотрения судом заявления о признании физического лица неплатежеспособным (банкротом) и все назначаемые последующие процедуры занимают довольно продолжительное время.

В идеальном варианте для такого налогоплательщика должны действовать специальные правила, отличающиеся от общеустановленных. Но! В действующем налоговом законодательстве не содержится (надеемся, что это временно) особых норм, регулирующих порядок уплаты НДФЛ физическими лицами, находящимися в процессе признания их банкротами (а также действия налогового агента в такой ситуации).

Этот факт признал и Минфин России в Письме от 13.10.2016 года № 03-04-06/59816. А еще финансисты дали рекомендации, как налоговому агенту поступить в обозначенной ситуации. Хотя, к сожалению, эти рекомендации невнятные и противоречивые. Судите сами.

Чиновники Минфина дали понять (прямо они об этом не сказали), что работодатели граждан-банкротов вроде бы не должны удерживать НДФЛ с выплат, производимых в их пользу, поскольку в отношении лиц, находящихся в процессе банкротства, действует мораторий на все налоги.

В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мораторий — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Читайте также  Акт о приеме передаче ос 1а бланк

Другими словами, работники при процедуре банкротства не должны уплачивать налоги, включая НДФЛ, с любых своих доходов. Соответственно, и налоговые агенты не должны удерживать этот налог с зарплаты работников и других выплат в их пользу.

Справедливость сказанного подтверждают следующие законодательные нормы:

  • п. 1 ст. 213.11 Закона № 127-ФЗ, где говорится, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей;
  • абз. 5 ст. 2 Закона № 127-ФЗ, который причисляет к обязательным платежам налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
  • ст. 23 и 24 НК РФ — последней нормой установлена обязанность налогового агента по удержанию и перечислению налогов, которая, в свою очередь, является производной от обязанности налогоплательщика по уплате налогов, определенной первой статьей.

Из приведенных норм в совокупности Минфин делает вывод, что мораторий на уплату налогов, предусмотренный Законом № 127-ФЗ, в равной степени распространяется как на самих налогоплательщиков-работников, так и на налоговых агентов.

Получается, что с даты вынесения арбитражным судом вышеупомянутого определения работник, в отношении которого введена процедура реструктуризации его долгов , имеет право на отсрочку по уплате налога.

Обратите внимание, что данный порядок распространяется ТОЛЬКО при процедуре реструктуризации долгов гражданина и ТОЛЬКО на обязательства, возникшие до введения процедуры банкротства.

На налоговые обязательства, возникшие у налогоплательщика после даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, мораторий, предусмотренный Федеральным Законом № 127-ФЗ, не распространяется. Следовательно, в отношении таких обязательств организация — налоговый агент — должна исполнять свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога в общем порядке.

Что в итоге с исчислением НДФЛ?

Что делать работодателю, если судом введена процедура реализации имущества?

В отношении налоговых обязательств, возникших у налогоплательщика после даты вынесения судом определения о признании заявления о признании гражданина банкротом, организация — налоговый агент — должна исполнять свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.

Как мы уже говорили выше, действующая редакция Налогового кодекса не содержит специальных норм, которые бы определяли порядок уплаты физическими лицами налогов при процедуре банкротства. Отсутствуют и нормы, регулирующие действия налоговых агентов таких лиц.

Таким образом, введение процедуры реализации имущества в отношении вашего сотрудника не изменяет обязанность работодателя как налогового агента по удержанию и перечислению сумм НДФЛ в бюджет. Более того, неисполнение этой обязанности может повлечь применение налоговыми органами штрафных санкций.

Иными словами, работодатель на общих основаниях обязан удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет с дохода сотрудника-банкрота как в ходе процедуры реструктуризации долгов, так и в ходе процедуры реализации имущества гражданина.

В заключении хочется рекомендовать работодателям — налоговым агентам — при решении данного вопроса разделить груз ответственности с налоговым органом по месту своего учета, обратившись к нему за разъяснениями.

«Приходите завтра!» // Кого суд забывает уведомлять в деле о банкротстве?

При рассмотрении дела в суде у сторон зачастую возникает необходимость в отложении заседания, в силу различных причин. В делах о банкротстве для этого есть дополнительная опция.

Дело в том, что в процедуре ведется основной спор и много обособленных: включение в реестр требований кредиторов, оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности, разногласия между лицами, участвующим в деле и прочее. В каждом отдельном обособленном споре встает вопрос об уведомлении лиц, участвующих в деле. Здесь и начинается самое интересное.

Вопросам уведомления лиц, участвующих в деле о банкротстве, посвящены пункты 14 и 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Здесь выделены основные участники дела о банкротстве (к слову, понятия «основные участники дела о банкротстве» в Законе о банкротстве нет), к которым относятся:

1. Должник (при банкротстве юр.лица — в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, при банкротстве физ.лица — гражданин во всех процедурах).

2. Арбитражный управляющий.

3. Представитель собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании).

4. Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства, при наличии у суда информации о его избрании).

Непосредственные участники обособленных споров указаны в п. 15 постановления.

Казалось бы, ничего примечательно, если бы не разъяснение о том, что основные участники дела о банкротстве признаются также непосредственными участниками во всех обособленных спорах, в судах всех инстанций. Таким образом, указанные выше основные участники дела о банкротстве должны уведомляться о всех заседаниях, им должны направляться все судебные акты:

«В связи с этим следует, в частности, иметь в виду, что:

1) о времени и месте судебных заседаний или совершении отдельных процессуальных действий по делу о банкротстве подлежат обязательному извещению в порядке, установленном главой 12 АПК РФ, только основные участники дела о банкротстве, а в отношении судебных заседаний или процессуальных действий в рамках обособленного спора — также и иные непосредственные участники данного обособленного спора. ;

2) копии судебных актов, принимаемых по делу о банкротстве, подлежат обязательному направлению или вручению арбитражным судом в установленном порядке (статьи 177 и 186 АПК РФ) только основным участникам дела о банкротстве, а судебные акты, принимаемые в рамках обособленного спора, — также и иным непосредственным участникам данного обособленного спора. ;

3) в случаях, когда в соответствии с законодательством документы по делу о банкротстве подлежат направлению участвующим в деле лицам (например, в соответствии с частями 1 и 5 статьи 66, частью 3 статьи 260, частью 1 статьи 262, частью 3 статьи 277, частью 1 статьи 279, частью 1 статьи 297 и частью 3 статьи 313 АПК РФ), они должны быть направлены только основным участникам дела о банкротстве, а при рассмотрении обособленного спора — также и иным непосредственным участникам данного обособленного спора. »

Если про непосредственных участников, должника и арбитражного управляющего суды помнят, то об остальных забывают. Суды не уведомляют представителей участников и собрания кредиторов, еще реже уведомляется кредитор-заявитель по делу, и совсем редко кредитор, чье требование было признано обоснованным первым, если заявитель по делу выступал сам должника (пока не был избран представитель собрания).

Неуведомление основных участников дела о банкротстве является безусловным основанием для отмены принятых судебных актов (ст. 270 и 288 АПК). Например, арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.02.2018 по делу №А65-24143/2015 отменил судебные акты нижестоящих судов, поскольку представитель собрания кредиторов, сведения об избрании которого суд мог получить из представленного в материалы дела протокола собрания кредиторов, не уведомлялся.

Можно возразить, что после размещения в Картотеке арбитражных дел судебного акта все лица, участвующие в деле, уведомлены. Однако это не совсем так.

Порядок уведомления предусмотрен ст. 121-123 АПК РФ. Лиц, участвующих в деле, можно уведомлять в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, то есть посредством размещения судебного акта в Картотеке, однако только при наличии доказательств «определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания».

Для дела о банкротстве это означает, что основные лица, участвующие в деле, должны быть уведомлены в таком порядке обо всех обособленных спорах отдельно.

Уведомление через публикацию судебного акта будет признано обоснованным только при его размещении в Картотеке не менее чем за 15 рабочих дней до даты заседания.

«При применении данного положения арбитражным судам следует также учитывать, что судебное заседание может быть отложено на срок менее 15 рабочих дней, если лица, участвующие в деле, присутствуют в судебном заседании и извещены о времени и месте следующего судебного заседания под расписку» (абз. 2 п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»)

Таким образом, о начале обособленного спора необходимо уведомить всех основных участников дела о банкротстве путем направления определения о принятии заявления к рассмотрению, и только после этого их можно уведомлять через Картотеку.

Представитель участников нечасто принимает участие в судебных заседаниях, поэтому вопрос о его уведомлении в рамках обособленного спора станет критичным.

В качестве рекомендации можно предложить обратить внимание на следующие моменты:

Избирать представителей участника, собрания кредиторов можно после сдачи протоколов соответствующих собраний. Это значит, что суд обнаружит появление новых основных участников и должен будет уведомить их о совершении процессуальных действий.

Наличие дополнительных основных участников дела о банкротстве, про уведомление которых суды нередко забывают, позволит при необходимости отложить судебное заседание или даже отменить принятый по делу судебный акт.

Сотрудников работодателя-банкрота заставят вернуть зарплаты и премии?

Такое возможно, если выплаты окажутся завышенными. А еще трудовые договоры могут быть признаны недействительными. Не допустить этого помогут несколько простых правил

В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, все больше предприятий теряют способность отвечать по своим обязательствам и вступают в процедуру банкротства.

Читайте также  Рассмотрение претензии по закону о защите прав потребителей

Законодательно права работников предприятия-должника защищены: их требования по начисленной, но невыплаченной зарплате подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов (в первую очередь входят только требования о возмещении вреда жизни и здоровью и некоторые другие). Требования кредиторов удовлетворяются за счет конкурсной массы (это имущество должника, принадлежащее ему на день признания его банкротом). В большинстве случаев, если в ходе банкротства работодателя конкурсная масса будет пополнена в достаточном объеме, работники хотя бы частично получат причитающиеся им выплаты.

При этом возможны ситуации, когда оспариваться будут уже выплаченные работникам зарплаты. Так, в декабре прошлого года Верховный Суд РФ рассмотрел дело о взыскании с бывшего работника организации-банкрота зарплаты и премий, выплаченных в преддверии банкротства. В своем определении Суд сформулировал ряд положений о применении специальных норм Закона о банкротстве к трудовым отношениям работодателя-банкрота и его сотрудников в части выплаты заработной платы 1 (читайте об этом также в новости «Повышение зарплаты юристу и выплата ему премий накануне банкротства предприятия могут быть обоснованы»).

В статье речь пойдет о тех случаях, когда зарплаты и премии работников организации-банкрота могут посчитать подозрительными, о возможных неприятных последствиях и способах их избежать. Сразу оговоримся, что изложенные ниже пояснения применимы лишь к рядовым сотрудникам, которых кроме трудового договора с работодателем ничто не связывает. Мы не берем в расчет руководителей, главных бухгалтеров, «контролирующих должника лиц» – для них судебная практика складывается крайне негативная 2 .

Какие риски для работника несет признание работодателя банкротом?

Прежде разберемся, как банкротство работодателя может затронуть работника предприятия.

В ходе процедуры банкротства конкурсный управляющий обязан оценить сделки, совершенные предприятием-должником до возникновения признаков банкротства, и выявить подозрительные. Особое внимание уделяется «периоду подозрительности», который составляет три года, предшествующие подаче в суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). При этом под сделкой в процедуре банкротства понимаются не только обычные сделки (заключение договоров, например), но и иные действия предприятия-должника, включая выплату заработной платы. Под подозрительными сделками понимаются действия, которые направлены на причинение вреда должнику или его кредиторам, совершены в интересах отдельных кредиторов или предусматривают неравноценное встречное исполнение обязательств (ст. 61.2, 61.3 и 61.4 Закона о банкротстве). Проще говоря, подозрительные сделки наносят вред финансовому положению должника.

Конкурсный управляющий может обратиться в суд с заявлением о признании недействительным трудового договора работника как нарушающего права и законные интересы кредиторов и должника. Также он может посчитать выплату заработной платы работнику «подозрительной сделкой». В этом случае управляющий обязан обратиться в суд с заявлением об оспаривании сделки. Если заявление будет удовлетворено, работник должен будет вернуть полученные денежные средства в том размере, в котором их выплата признана недействительной. А если денег не осталось, будет инициирована процедура принудительного взыскания судебной задолженности с привлечением судебных приставов. Если же зарплата была только начислена, но деньги работник еще не получил, то задолженность работодателя перед ним может быть снижена или признана отсутствующей в полном объеме.

Почему такие риски возможны?

До недавнего времени позиция Верховного Суда РФ относительно оспариваемых управляющими сделок была жесткой 3 . ВС РФ поддерживал нижестоящие суды, которые указывали, что с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов оспариваемые трудовые договоры заключались в период неплатежеспособности должника и их исполнение не предполагалось, производилось постоянное увеличение размера заработной платы и выплачивались несоразмерно высокие премии.

Конкурсный управляющий, как указано в законе, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. При анализе трудовых отношений должника управляющий должен ответить на ряд вопросов применительно к каждому работнику.

1. Обосновано ли привлечение этого специалиста в штат сотрудников?

То есть насколько работник с учетом его квалификации был необходим организации, соответствует ли его специализация сфере ее деятельности. Управляющие часто приходят к выводу о неразумности привлечения сотрудника в период прекращения или существенного ограничения хозяйственной деятельности в предшествующий банкротству период.

2. В каком объеме работник выполнял свои трудовые функции?

То есть насколько полно он исполнял свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией и трудовым договором. Так, при рассмотрении одного из дел в сентябре 2020 г. Верховный Суд согласился с управляющим и нижестоящими судами, которые признали недействительными не имевшие экономического обоснования выплаты в пользу работника 4 .

3. Соответствует ли размер оплаты труда сотрудника объему выполняемой работы и среднему размеру зарплат работников на аналогичной должности внутри предприятия и в других организациях?

Заработная плата может быть признана подозрительной, если сотрудник получал явно больше, чем другие работники предприятия, в том числе его коллеги на аналогичных должностях, и работники других организаций, исполняющие схожие обязанности.

4. Правоотношения работника и работодателя начались или изменились в период подозрительности?

Если работодатель нанял в преддверии банкротства высокооплачиваемого работника и следов выполнения им работы на предприятии не обнаружено, управляющий будет обязан оспорить выплату зарплаты этому работнику. То же произойдет, если незадолго до введения процедуры банкротства была резко и значительно увеличена заработная плата работнику без изменения объема и специфики выполняемых им трудовых функций 5 .

5. Соблюдался ли принцип недопущения преимущественной оплаты труда работника?

Если одному сотруднику зарплата выплачивалась, а остальным – нет, это будет расценено как нарушение пропорциональности и ущемление прав работников предприятия.

6. Являются ли спорные премии составной частью заработной платы работника?

Если премии входили в систему оплаты труда, действия по их начислению могут быть признаны недействительными лишь при существенном несоответствии размера этих премий внесенному работником трудовому вкладу.

7. Осведомлен ли сотрудник о финансовом положении работодателя?

Если работник благодаря своим должностным обязанностям владел информацией о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия и при этом получал завышенную заработную плату, то действия по ее начислению с большой вероятностью будут признаны недействительными.

Если при таком анализе трудовых договоров управляющий установит их подозрительность, то он обязан будет обратиться в суд. Аргументация управляющих в подобных случаях остается неизменной: оспариваемые сделки (выплаты) оказали неблагоприятное воздействие на финансовое положение должника.

Отметим, что работникам в таких ситуациях порой удается отстоять свои интересы в суде. Например, в рамках одного из недавних дел работник смог доказать необходимость привлечения его в штат и разумность размера зарплаты, предоставив документы, отчеты и свидетельские показания 6 . В другом деле сотрудник, занимавший должность заместителя генерального директора, также доказал разумность размера выплаченной ему заработной платы 7 .

Как работникам и работодателям минимизировать риски?

Нужно понимать, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) создано в том числе для защиты прав работников предприятия. Указанные выше ситуации представляют собой следствие борьбы со злоупотреблениями. Если же речь идет о рядовых сотрудниках, трудовые отношения с которыми осуществлялись добросовестно и не ухудшали положение должника, конкурсный управляющий скорее будет на их стороне.

И все же несколько правил поведения в преддверии банкротства для минимизации рисков работников можно сформулировать.

  • Осуществляйте свои должностные обязанности по возможности в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.
  • Фиксируйте результат своей работы. Если в ходе исполнения обязанностей вы составляете документы или отчеты, оставляйте себе их копии. Если документов нет, заручитесь поддержкой свидетелей. Нередко руководитель предприятия не передает управляющему всю необходимую документацию, и ему потом трудно всесторонне оценить объем и качество проделанной сотрудниками работы.
  • Требуйте подробно прописать в приказе основание повышения заработной платы, например это может быть упоминание об индексации зарплаты или о компенсирующем увеличении ее размера в связи с изменением объема работы. Если зарплата частично формируется за счет регулярной премии, требуйте положение о ее начислении, оставьте себе его копию.

Пару советов можно дать и работодателям.

  • Не допускайте выплату заработной платы отдельным сотрудникам. Это нарушает права всех работников: и тех, кому не платили, – тут все ясно; и тех, кому платили, – такие работники будут определены конкурсным управляющим как получившие преимущественное удовлетворение, что не допускается.
  • В преддверии банкротства лучше воздержаться от начисления и выплаты крупных премий не только потому, что такие действия неразумны, учитывая финансовое положение предприятия, но и потому, что выплата может быть истребована у сотрудника в пользу предприятия.

1 Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2020 г. № 305-ЭС17-9623(7).

2 Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. № 305-ЭС18-21981(5).

3 Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2020 г. № 309-ЭС18-1955(4), от 29 мая 2017 г. № 306-ЭС15-17256(3).

4 Определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-7635(2).

5 Определение Верховного Суда РФ от 23 июля 2019 г. № 305-ЭС17-4211(3), от 30 марта 2020 г. № 307-ЭС20-2536.

6 Определение Арбитражного суда Калининградской области от 14 декабря 2020 г. по делу № А21-8501-58/2016.

7 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2020 г. № 13АП-23220/2020 по делу № А56-41179/2017.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: