Жкх отчет ук перед собственниками

Каким образом управляющая организация обязана представлять отчет о своей деятельности перед жильцами многоквартирных домов?

В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация (жилищно-эксплуатационная организация (ЖЭУ), управляющая компания (УК), товарищество собственников жилья (ТСЖ) ежегодно, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

Форма, содержание и порядок предоставления указанной отчетности не регламентируется нормативно-правовыми документами, а составляется управляющей организацией самостоятельно.

В свете этого целесообразно форму, сроки и порядок представления отчета согласовать в договоре управления многоквартирным домом. Зачастую управляющая организация использует удобную для себя форму, ссылается на нее как на приложение к договору, определяя порядок доведения отчета до собственников: сроки, периодичность и т.п.. Нередки ситуации, когда в договоре управления вообще не упоминается об отчетности исполнителя. В этом случае действует норма вышеуказанной статьи Жилищного кодекса — на основании закона собственники в течение первого квартала календарного года, следующего за отчетным, вправе требовать отчета управляющей организации.

Следует помнить, чтобы отчет не превратился в формальную отписку, на общем собрании следует настаивать на утверждении конкретной формы отчета в качестве приложения к договору управления многоквартирным домом. Важно, чтобы стороны при заключении такого договора определили перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также оплаты коммунальных услуг, предоставляемых собственникам помещений управляющей организацией в течение всего срока действия договора.

В соответствии с п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 собственники помещений вправе в соответствии с условиями договора:

  • получать не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
  • проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг (выполнения работ), в том числе путем проведения соответствующей экспертизы;
  • требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

О форме и виде запроса, а также о форме предоставления информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказываемых услуг (выполненных работ) в нормативном документе не говорится.

В документе на оплату коммунальных услуг в лучшем случае содержится информация о сумме перерасчета платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья при нарушении качества или периодичности оказания услуг (выполнения работ). Однако отражение фактического объема, видов и стоимости оказанных услуг (выполненных работ) в целом по многоквартирному дому в отношении общего имущества многоквартирного дома отдельно взятому собственнику недоступно.

Собственники помещений в данной ситуации являются заинтересованной стороной, соответственно, им небезразлично соотношение уплаченных ими сумм с объемом и видами выполненных работ (оказанных услуг). Для собственника естественно, что отчет управляющей организации должен быть «прозрачен», а именно: содержать понятную исчерпывающую информацию в удобоваримом виде об объеме и стоимости выполненных работ (оказанных услуг). Это осуществимо, если собственниками на общем собрании будет утверждена конкретная форма отчета как приложения к договору управления многоквартирным домом.

Реалии нашей жизни таковы, что зачастую собственники, не ознакомившись с договором управления многоквартирным домом, соглашаются на условия управляющей организации. В результате этого отчет управляющей организации рядовому гражданину непонятен, соответственно он не знает, за что и кому он платит деньги.

Ответственности управляющей организации за непредставление отчета действующим законодательством не предусмотрено. Самое большее, что ей грозит, — переизбрание.

Для управляющей организации, выбранной по результатам открытого конкурса (если собственники помещений многоквартирного дома не выбрали способ управления многоквартирным домом, то органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по выбору управляющей организации), требования по отчетности предусмотрены Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75.

Так, в соответствии п/п. 14 п. 41 формы и способы осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме и лицами, принявшими помещения, контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления многоквартирным домом, которые предусматривают:

  • обязанность управляющей организации предоставлять по запросу собственника помещения в многоквартирном доме и лица, принявшего помещения, в течение 3 рабочих дней документы, связанные с выполнением обязательств по договору управления многоквартирным домом;
  • право собственника помещения в многоквартирном доме и лица, принявшего помещения, за 15 дней до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом ознакомиться с расположенным в помещении управляющей организации, а также на досках объявлений, находящихся во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, ежегодным письменным отчетом управляющей организации о выполнении договора управления многоквартирным домом, включающим информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества, а также сведения о нарушениях, выявленных органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными контролировать деятельность, осуществляемую управляющими организациями.

Органы местного самоуправления не имеют права обязывать управляющую организацию предоставлять собственникам помещений отчет по определенной форме, такая форма может носить лишь рекомендательный характер, они также не вправе требовать от управляющих организаций предоставления отчета, если помещения не принадлежат к муниципальному жилищному фонду.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304, тел. 92-97-80, а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Как УО отчитаться по исполнению договора управления МКД

В рекомендации показано, как отчитаться по исполнению договора управления МКД.

УО обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это предусмотрено ч. 11 ст. 162 ЖК РФ.

Чтобы отчитаться по договору управления МКД с соблюдением законодательства, необходимо разобраться:

  • в какой форме составить отчет;
  • что включить в отчет;
  • кому и в какие сроки представить отчет;
  • способы представления отчета;
  • как утвердить отчет;
  • ответственность за непредставление отчета.

В какой форме составить отчет УО по договору управления МКД

Отчет об исполнении договора управления МКД составляется УО в свободной форме. Форма отчета не утверждена законодательно и определяется сторонами договора.

Минстрой России указывает, что форма отчета может быть утверждена решением общего собрания собственников помещений в МКД (приказ от 31 июля 2014 г. № 411/пр). По аналогии можно сказать, что по решению сторон форма отчета по договору управления МКД может быть утверждена приказом ТСЖ (ЖК, СПК), приказом застройщика.

Ситуация: как УО предложить свою форму отчета по договору управления МКД

Разработайте форму отчета по договору управления МКД и предложите контрагенту (собственниками помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, СПК, застройщику) рассмотреть ее и вынести на утверждение вместе с текстом самого договора управления МКД.

Если утвердить форму отчета вместе с условиями договора управления МКД не удалось, воспользуйтесь ч. 7 ст. 45 ЖК РФ и проведите общее собрание собственников помещений в МКД по своей инициативе.

В интересах УО разработать свою форму отчета по исполнению договора управления МКД и предложить ее другой стороне договора.

Ситуация: как указать в договоре управления МКД, что УО составляет отчет по договору в свободной форме

Все необходимые сведения УО размещает в открытом доступе в рамках раскрытия информации.

Для этого достаточно не указывать, что форма отчета должна быть кем-либо утверждена. Включите в договор управления МКД следующее условие: «УО ежегодно в течение I квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления МКД за предыдущий год, а также размещает отчет в ГИС ЖКХ».

Пример утверждения формы отчета УО о выполнении договора управления МКД, заключенного с ТСЖ

УО разработана форма отчета о выполнении договора управления МКД. Форма 12 января 2016 г. официально направлена в правление ТСЖ на рассмотрение, указан разумный срок для ее утверждения – до 5 февраля 2016 г. В рабочем порядке в форму отчета сторонами внесены правки, предложенные председателем правления ТСЖ. Вопрос об утверждении формы отчета по выполнению договора управления МКД уставом ТСЖ не отнесен к компетенции правления ТСЖ, общего собрания членов ТСЖ. Приказом председателя правления ТСЖ от 3 февраля 2016 г. № 11-2/16 утверждена форма отчета УО по выполнению договора управления МКД.

Что включить в отчет по договору управления МКД

Стороны договора управления МКД самостоятельно решают, что необходимо включить в отчет УО о выполнении договора.

Минстроем России утверждена примерная форма отчета управляющей организации (приказом от 31 июля 2014 г. № 411/пр). Согласно примерной форме отчет содержит информацию о:

  • соответствии перечня, объемов и качества работ/услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам;
  • видах и характеристиках фактически выполненных работ и/или оказанных услуг по договору управления с указанием даты их выполнения;
  • случаях нарушения условий договора управления (число и даты нарушений, количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения);
  • видах коммунальных услуг, предоставляемых в течение отчетного периода;
  • произведенных расчетах с РСО;
  • случаях нарушения периодичности и качества предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине УО;
  • рассмотрении поступивших от собственников помещений обращений, сведения о принятых УО мерах, данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями (бездействием) УО и сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества;
  • использовании средств из резервов, предназначенных на проведение ремонтных (в том числе непредвиденных) работ, а также случаев превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов (в случае формирования соответствующих резервов);
  • изменениях перечня работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, перечня работ (услуг) по управлению МКД в соответствии с порядком, установленным условиями договора управления с указанием количества, даты и содержания соответствующих изменений;
  • суммах, полученных УО по заключенным от имени собственников помещений в МКД договорам об использовании общего имущества, направлении расходования таких сумм;
  • результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • суммах, начисленных и поступивших в отчетном периоде взносов на капитальный ремонт, его размер на дату составления отчета, а также о суммах, использованных в отчетном периоде средств такого фонда по назначениям (в случае его формирования на специальном счете регионального оператора);
  • взысканиях, штрафах, и иных санкциях к УО со стороны органов госжилконтроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает УО.

Ситуация: можно ли ограничиться публикацией сведений в рамках раскрытия информации и не составлять отчет УО по выполнению договора управления МКД

Нет, нельзя. УО может брать за основу отчета по выполнению договора сведения, раскрываемые в соответствии с законодательством. Однако одна обязанность не подменяет другую.

В обязанности УО входит раскрывать сведения о своей деятельности по управлению МКД (ч. 10 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ) и представлять отчет о выполнении договора управления МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Форму отчета УО по договору управления МКД определяет или самостоятельно, или по согласованию сторон договора управления.

Ситуация: может ли УО исключить отдельные положения из примерной формы отчета управляющей организации, утвержденной Минстроем России

Да, может. УО вправе исключить и (или) добавить отдельные положения. Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 г. № 411/пр утверждена примерная форма отчета, ее применение не обязательно для УО.

Кому и в какие сроки представить отчет по договору управления МКД

Отчет о выполнении договора управления представляется УО своему контрагенту: собственникам помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, ЖСК, застройщику.

УО обязана предоставить отчет о выполнении договора управления МКД только собственникам помещений в МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). В отношении других контрагентов такую обязанность нужно закреплять условиями договора.

Пример того, что УО может не предоставлять отчет о выполнении договора управления МКД застройщику

Между ООО «Единый заказчик» и застройщиком заключен договор управления в отношении МКД, введенного в эксплуатацию.

Условиями договора, заключенного сроком на три месяца, не предусмотрено предоставление УО отчета о его выполнении. Законом также не установлена обязанность УО предоставлять отчет о выполнении договора управления застройщику.

Читайте также  Ходатайство об утверждении мирового соглашения на стадии исполнительного производства

Стороны не имеют взаимных претензий.

Стороны условиями договора управления МКД определяют срок предоставления отчета о его выполнении. Если стороны не закрепили такой срок в договоре, то УО предоставляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий год.

Ситуация: как определить, что УО предоставила отчет о выполнении договора управления МКД вовремя

Ознакомьтесь с условиями договора управления. Если договором не установлен срок предоставления отчета УО, то законным сроком считается первый квартал текущего года за предыдущий год (до 31 марта ежегодно).

Каким способом представить отчет о выполнении договора управления МКД

УО обязана разместить отчет о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Другие способы представления отчета следует урегулировать условиями договора управления МКД. Удобными способами могут быть:

  • размещение отчета в помещениях общего доступа (в подъездах МКД, лифтах и проч.);
  • размещение отчета в офисе УО, на официальном сайте УО;
  • направление отчета в письменной форме (например, всем собственникам помещений в МКД, председателю совета МКД, председателю ТСЖ).

Пример размещения отчета о выполнении договора управления МКД

В соответствии с условиями договора отчет о его выполнении УО размещает на первом этаже в каждом подъезде МКД не позднее 31 марта текущего года за предыдущий год.

УО подготовлен отчет о выполнении договора управления МКД за 2015 год, заключенного с ТСЖ «Пушкина, 12». Отчет 20 марта размещен на стендах информации, находящихся на первом этаже в каждом подъезде МКД.

Как утвердить отчет о выполнении договора управления МКД

Законодательством не установлен обязательный порядок утверждения отчета, подготовленного УО в соответствии с ч. 11 ст. 162 ЖК РФ. Поэтому порядок утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД определите в самом договоре.

В зависимости от способа управления МКД отчет может утверждаться:

  • решением общего собрания собственников помещений в МКД или решением совета МКД, председателя совета МКД (при управлении МКД УО);
  • решением общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, СПК или решением правления, председателя правления соответствующего жилищного объединения;
  • застройщиком (при управлении новостройкой до проведения открытого конкурса по отбору УО).

Пример утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД

В условиях договора управления МКД указано, что отчет УО о выполнении договора утверждается решением правления ТСЖ. Подготовленный отчет УО официально направила в правление ТСЖ. Отчет рассмотрен на заседании правления ТСЖ и принят в редакции УО, о чем сделана соответствующая запись в протоколе заседания правления.

Ситуация: как узаконить утверждение отчета УО о выполнении договора управления МКД председателем совета МКД

Достаточно в условиях договора управления указать, что отчет о выполнении договора УО направляет председателю совета МКД на утверждение.

Если договор управления уже заключен, то возможно внести в него необходимые изменения (см. рекомендации Как внести изменения в договор управления МКД).

Какая ответственность предусмотрена за непредставление отчета о выполнении договора управления МКД

Закон не рассматривает непредставление УО отчета о выполнении договора управления МКД как правонарушение. Ответственность за это не предусмотрена.

Стороны по договору управления МКД могут самостоятельно в договоре предусмотреть ответственность УО в случае неисполнения обязанности, предусмотренной ч. 11 ст. 162 ЖК РФ и договором.

Ситуация: какую ответственность УО за непредставление отчета можно предусмотреть в условиях договора управления МКД

В договоре управления МКД можно предусмотреть материальную ответственность за непредставление отчета о выполнении работ и услуг по нему.

В таком случае условиями договора должно быть закреплено, что в случае непредставления отчета о выполнении договора управления МКД УО выплачивает другой стороне неустойку в определенном размере.

Как УО подготовить отчёт за 2020 год и представить его собственникам

До 1 апреля управляющим организациям предстоит подготовить и представить собственникам отчёт о выполнении договора управления за 2020 год. В какой форме он составляется, откуда взять для него информацию и что делать, если владельцы помещений его раскритикуют? На эти вопросы ответила директор Института управления ЖКХ Ирина Маликова.

Посмотрите обучающий онлайн-семинар про подготовку годового отчёта

16 февраля генеральный директор ООО «Институт управления ЖКХ», эксперт в составе Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ Ирина Маликова провела онлайн-семинар «Отчёт о выполнении договора управления за 2020 год».

Эксперт рассмотрела вопросы, ответы на которые управляющие организации чаще всего ищут при подготовке годового отчёта:

  • в какой форме составляется отчёт;
  • каким должно быть содержание документа, если его форма не утверждена в договоре управления или на ОСС;
  • почему нужно подтверждать факт выполнения работ, услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • можно ли считать договор управления абонентским;
  • почему средства на текущий ремонт общедомового имущества признаются целевыми;
  • как подготовить сводную информацию, включаемую в отчёт;
  • как рассчитать экономию;
  • считаются ли неиспользованные УО целевые средства на текущий ремонт экономией по договору управления;
  • как правильно провести корректировку размера платы за КР на СОИ.416

Посмотрите демо-ролик онлайн-семинара, чтобы узнать, о чём ещё мы говорили. А если хотите узнайть ответы на перечисленные выше вопросы, советуем приобрести полную видеозапись. Её, а также презентацию лектора, вы найдёте под статьёй.

Утвердите форму отчёта в договоре управления или на ОСС

Если иное не установлено договором управления, то УО ежегодно в течение первого квартала представляет собственникам помещений в МКД отчёт о выполнении договора за предыдущий год. А также размещает этот документ в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Согласно пп. «з» п. 4 Правил № 416, управляющая организация обязана предоставлять владельцам помещений отчёт об исполнении обязательств по договору управления с периодичностью и в объёме, которые установлены таким договором и решением ОСС.

В жилищном законодательстве не прописаны требования к форме и содержанию такого отчёта. Примерная форма такого отчёта и перечень включаемой в него информации утверждены приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр – Приложение № 2. Но тут форма дана в виде списка, в котором по пунктам перечислены моменты, которые нужно включить в отчёт. Пользоваться ей неудобно.

Форма может быть утверждена на общем собрании собственников помещений в МКД или включена в договор управления (п.14 Приказа № 411/пр). Некоторые управляющие организации продолжают отчитываться по формам, утверждённым Стандартом раскрытия информации (ПП РФ от 23.09.2019 № 731). Хотя этот Стандарт уже не применяется, если в договоре управления прописано, что УО отчитывается по ПП РФ № 731, это не будет считаться противоречием жилищному законодательству.

Таким образом, делает вывод Ирина Маликова, управляющие организации составляют отчёт о выполнении договора управления:

  • По форме, утверждённой ОСС или в ДУ.
  • Если в договоре управления форма не утверждена, то УО отчитывается по форме, которую считает актуальной на сегодняшний день, и самостоятельно определяет объём информации для неё.

Представьте отчёт собственникам по одному из пяти вариантов

Управляющая организация предоставляет собственникам отчёт в порядке, установленном в договоре управления или на ОСС. Если же в договоре управления не указан способ предоставления отчёта, то, по сложившейся практике, УО определяет его самостоятельно.

Ирина Маликова перечислила несколько способов, как это можно сделать:

  • Провести для владельцев помещений информационное отчётное собрание.

Это не годовое или внеочередное ОСС, а информационное. Кворум собирать не нужно: сколько собственников посетят собрание, столько и посетят.

  • Предоставить отчёт на годовом общем собрании собственников.

Необходимо вынести в повестку дня собрания вопрос о предоставлении отчёта. Ирина Маликова отметила: ни одна законодательная норма не содержит требования, чтобы владельцы помещений дали свою оценку документу: выразили мнение, хорошо, удовлетворительно или плохо УО поработала в прошлом году. Главное просто представить отчёт.

  • Опубликовать отчёт в специально выпущенной по случаю информационной газете.

Газету можно вложить в почтовые ящики. Способ удобен в пандемию, потому что не нужно ни с кем лично контактировать.

  • Направить документ в письменной форме каждому собственнику.

Это затратный способ, но подойдёт, если вы управляете небольшим многоквартирным домом.

  • Разместить документ на информационных стендах в подъездах или на придомовой территории.

Обозначьте содержание отчёта

Содержание отчёта должно быть утверждено в договоре управления МКД или общим собранием собственников. Если этого не сделано, есть два варианта, как обозначить объём информации.

Вариант 1. Исходите из предмета договора управления.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, предметом договора является выполнение работ, оказание услуг по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг и осуществление иной деятельности в целях управления домом.

Следовательно, в отчёт включается информация о выполнении работ, услуг, по их видам, указанных в предмете договора управления.

Вариант 2. Руководствуйтесь стандартами управления домами.

По Стандарту управления домами (пп. «з» п.4 Правил № 416) управляющая организация должна представить собственникам отчёт об исполнении обязательств по управлению МКД с периодичностью и в объёме, которые установлены ОСС и договором управления.

Такие обязательства УО могут устанавливаться ОСС только по работам, услугам по содержанию и ремонту общего имущества, в т.ч. капитальному.

Таким образом, если форма отчёта не утверждена общим собранием и в договоре управления, УО обязана включить в отчёт только информацию о выполненных работах, услугах

  • по содержанию общего имущества;
  • по текущему ремонту, если такие работы/услуги планировались к выполнению;
  • по капремонту, если обязанность для УО их выполнить в отчётном году была указана в договоре управления.

Включение в отчёт иной информации будет происходить сверх стандарта. Такое решение УО принимает самостоятельно.

Так как отчёт должен содержать сведения об исполнении обязательств, то это исполнение обязательств должно быть подтверждено. О том, как правильно составить акты, вы узнаете, посмотрев полную видеозапись онлайн-семинара.

Мы настоятельно рекомендуем его посмотреть всем, даже если вы уже подготовили отчёт. Вы узнаете, как подготовить всю необходимую информацию, как рассчитать экономию, под каким кодом включить в отчёт работы по дезинфекции в период коронавируса.

Также вы сориентируетесь в последствиях неиспользования целевых средств на текущий ремонт, поймёте, что делать, если договор управления действует последний год или меняется УО. Бонусом вы получите примеры расчётов, вариант заполнения отчёта и ответы на горячие вопросы от УО, принявших участие в онлайн-семинаре.

Налоговая и бухгалтерская отчетность ТСЖ

Из нашей статьи вы узнаете:

Товарищество собственников жилья — форма управления жилой недвижимостью. Наиболее часто создаются в многоквартирных домах с целью поддержания жилого и нежилого фонда МКД в надлежащем состоянии, для развития и благоустройства территории, решения различных вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом здания и его технических систем. Так как являются юридическим лицом, то бухгалтерский учет и налоговая отчетность для ТСЖ обязательны.

Какую сдавать отчетность в 2021 году, какие есть нюансы в учете и какими проводками оформлять операции — подробно в этом материале.

Зачем нужен бухучет в ТСЖ

ТСЖ — некоммерческая организация (хотя ведение коммерческой деятельности с целью получения доходов не запрещено, но тратить заработанное следует на основные цели товарищества). Так как в ней есть движение средств, то бухгалтерский и налоговый учет являются обязательными.

Какие нормы и правовые акты регламентируют создание и деятельность товарищества в 2021 году:

  • Жилищный кодекс РФ (ст. 135, 136 и 148);
  • ФЗ-№402 «О бухгалтерском учете»;
  • положение по бухучету №106 н;
  • приказ Министерства финансов № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • внутренняя учетная политика.

Бухгалтерский учет призван решать определенные задачи:

  • контроль над движением средств;
  • правильное отражение денежных средств на счетах;
  • распределение финансов, в том числе через формирование фондов.

Для этого в штате ТСЖ организуется управляющий орган, в составе которого есть бухгалтер. Он должен вести бухгалтерскую документацию, в сроки сдавать отчетность в ФНС, ПФР и Росстат.

Нюансы бухгалтерского учета в ТСЖ

Среди главных задач бухгалтера — подготовка и сдача следующих документов:

  • Бухгалтерский (финансовый) годовой отчет. Отчетность за год содержит исчерпывающую информацию о деятельности ТСЖ за истекший период. Предоставляется для ознакомления всем членам, а также в 2021 году в обязательном порядке публикуется на официальном сайте организации и на портале «Реформа ЖКХ». Также ее требуется сдать в инспекцию Жилнадзора.
  • Смета доходов и расходов на будущий год. Подлежит утверждению на общем собрании собственников. Далее служит в качестве планового документа для ведения бухгалтерского учета. Смета составляется по форме, введенной приказом Министерства строительства РФ № 882/пр.

Бухгалтерская отчетность включает:

  • Баланс (по форме 4), представляется ежеквартально.
  • Отчет, подтверждающий целевое применение финансов (ежегодный).
  • Приложения к отчету (не требуются, если товарищество работает по упрощенной налоговой системе).
Читайте также  Требования при устройстве на госслужбу

Также бухгалтерия не освобождена от отчетности перед ИФНС и внебюджетными фондами. Список отчетных форм, сдавать которые необходимо в данные ведомства, стандартный для организации с нанятыми сотрудниками:

Ведомство, в которое необходимо сдать отчетность в 2021 Формы отчетности
Инспекция ФНС 2- и 6-НДФЛ, ЕРСВ, среднесписочная численность
ПФР СЗВ-М
ФСС 4-ФСС

Каждая форма имеет периодичность и срок сдачи. Чтобы избежать неприятных ситуаций с просрочкой отчетности в контролирующие структуры или заполнения устаревших форм, так как в них регулярно вносятся изменения, организация может воспользоваться специальным ПО или онлайн-сервисами для подготовки и сдачи отчетности в электронном виде.

Благодаря Веб-сервису Астрал Отчет 5.0, организации легко взаимодействуют с государственными органами и контрагентами. Сервис включает все актуальные формы отчетности и сам напомнит пользователю, какую из них требуется сдать в ближайшее время. Нужно только ввести данные о компании и указать применяемый налоговый режим.

Риски штрафов сведены к 0: программа проверяет заполнение форм и обратит внимание пользователя на возможные ошибки и неточности. Мультифункциональная главная страница «Астрал Отчет 5.0» включает список актуальных дел. Уведомления от ФНС и контрагентов, требующие срочного ответа, не затеряются и будут замечены вовремя. Сдача всех форм в ведомства будет осуществлена без просрочек.

Риски штрафов сведены к 0: программа проверяет заполнение форм и обратит внимание пользователя на возможные ошибки и неточности. Мультифункциональная главная страница «Астрал Отчет 5.0» включает список актуальных дел. Уведомления от ФНС и контрагентов, требующие срочного ответа, не затеряются и будут замечены вовремя. Сдача всех форм в ведомства будет осуществлена без просрочек.

Особенности налогового учета в ТСЖ

Как любое иное юридическое лицо, ТСЖ при создании работает на общем режиме налогообложения (ОСНО). Данный налоговый режим имеет следующие нюансы:

  • В соответствии с НК РФ, взносы собственников не облагаются налогом на прибыль и НДС (ст. 251 и 146, соответственно).
  • Если на балансе товарищества есть основные средства, то оно должно уплачивать имущественный налог (ст. 373 НК РФ).
  • Земля, которая числится как общее имущество МКД, не облагается земельным налогом (ст. 388 НК РФ).

От НДС также освобождается:

  • предоставление коммунальных услуг, если товарищество приобретает их у ресурсоснабжающих организаций и реализует собственникам без наценки;
  • ремонт и содержание общего имущества, если услуги получены у компаний или ИП и реализованы собственникам по стоимости приобретения.

Дополнительным условием в обоих случаях является факт, что ТСЖ не отказывалось от освобождения от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (п. 5).

Подлежат налогообложению по НДС и прибыли следующие поступления в фонд товарищества:

  • плата за услуги, предоставляемые через ТСЖ сторонними организациями;
  • оказание услуг в объеме более обязательных взносов за дополнительную оплату.

ТСЖ, как любой другой налогоплательщик, может перейти на другую налоговую систему, а именно на упрощенную (УСН). В ее рамках товарищество будет сдавать меньший объем отчетных документов. Для перехода следует подать уведомление в налоговый орган в 2021 году до 31 декабря. Перевод налогоплательщика будет совершен с 1 января следующего года.

При работе на УСН в ИФНС необходимо представлять ограниченный пакет документов:

  • декларация по УСН;
  • декларация 2-НДФЛ;
  • среднесписочное число членов товарищества.

Преимущества перехода на упрощенку:

  • не нужно начислять и уплачивать НДС, налог на прибыль;
  • стоимость приобретенных объектов имущества можно отнести в расходы, тем самым снизив имущественный налог;
  • в базу по УСН не входят доходы от членов ТСЖ, внесенные в качестве оплаты коммунальных услуг от сторонних организаций.

Если при работе на упрощенке выбрать вариант «доходы за вычетом расходов», то можно получить региональные льготы.

Особенности бухгалтерских проводок

Вести бухгалтерский учет в 2021 году следует с использованием плана счетов, который утвержден Министерством финансов РФ в приказе №94н. В соответствии с ним и ПБУ 9/99, 10/99, также утвержденными Минфином, следует учитывать:

  • на счете 86 — взносы членов;
  • на счете 90 — прибыль от коммерческой деятельности.

Платежи, которые ТСЖ получает от членов как оплату коммуналки и взносов, не являются доходами. Эти средства являются целевым финансированием и отражаются на соответствующем счете 86.

Данный счет для отражения различных поступлений можно разбить на подсчета:

  • 86-1 — для проведения целевых взносов от собственников;
  • 86-2 — для фиксации субсидий на коммунальные услуги;
  • 86-3 — для проведения бюджетных дотаций;
  • 86-4 — для фиксирования скидок категориям членов, которые имеют льготы;
  • 86-5 — для отражения доходов от хозяйственной деятельности;
  • 86-6 — для других целевых поступлений.

Доходы от коммерческой деятельности направляются на счет 90. Сюда направляются средства, которые выручены товариществом за счет оказания дополнительных услуг (ремонтные и иные работы сверх обязательного обслуживания МКД). Разделение целевых и доходных поступлений позволяет выделить из доходов необлагаемые налогом средства.

Отдельного разговора заслуживают бухгалтерские проводки капитального ремонта. Во-первых, средства на капремонт являются целевыми, должны учитываться отдельно и не подпадают под налогообложение. Во-вторых, проведение капитального ремонта МКД предполагает дополнительное вливание средств из бюджета.

Таким образом, проводки должны быть осуществлены так:

Дебет 55, кредит 50 Размещение средств, собранных с жильцов, на специальном счете
Дебет 55, кредит 86 Поступление субсидии из бюджета
Дебет 20, кредит 60 Подрядчик выполнил работы по капитальному ремонту
Дебет 60, кредит 55 Оплачено выполнение работ подрядчику средствами со специального счета

Выводы

Бухгалтерская и налоговая отчетность ТСЖ в 2021 году включает ряд документов и форм и имеет свои особенности в связи с некоммерческим характером данной организации, выбранным налоговым режимом и функциями самого товарищества. Чтобы вовремя сдавать все отчетные формы, товариществу следует следить за сроками сдачи и актуальностью заполняемых форм.

Грамотное ведение бухучета позволяет организации планировать расходы и доходы и избежать главной опасности — банкротства. Для товариществ собственников проблема финансовой несостоятельности стоит особенно остро. Так как товарищество является некоммерческой организацией, любые непредвиденные расходы значительно повышают риск появления недостачи. Если ее размеры велики, то ТСЖ по решению членов проходит процедуру банкротства.

ВС напомнил об ответственности управляющей организации перед собственниками при управлении МКД

Верховный Суд опубликовал Определение № 56-КГ21-7-К9 от 29 июня, в котором он поддержал собственников помещений в многоквартирном доме в споре с управляющей компанией о ненадлежащем оказании услуг.

Собственники помещений в МКД в городе Фокино заключили договор с ООО «Тихоокеанская управляющая компания номер 1». Согласно условиям договора УК приняла на себя обязательства по управлению общим имуществом МКД, оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений дома, а также по предоставлению иных услуг, предусмотренных решением общего собрания собственников.

В период с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2019 г. «Тихоокеанская управляющая компания номер 1» перестала надлежащим образом исполнять условия договора и длительное время не реагировала на обращения жильцов дома, как письменные, так и устные. УК производила коммунальные начисления по работам, которые невозможно было выполнить, не производила уборку общих площадей дома и придомовой территории, уборку и вывоз мусора осуществляла нерегулярно, а также не участвовала по приглашению жильцов в общих собраниях.

В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании. Они просили взыскать выплаченные денежные средства, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг за указанный период в общей сумме 55 тыс. руб., из которых 15 тыс. руб. – в качестве компенсации морального вреда.

Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

20 февраля 2020 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

Однако определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 г. решения нижестоящих инстанций были отменены в части взыскания штрафа с УК. Кассационный суд указал на то, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф, по мнению кассации, взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли, тогда как соблюдение досудебного порядка являлось обязательным.

Не согласившись с выводами кассационного суда, собственники МКД обратилась с жалобой в Верховный Суд, Судебная коллегия по гражданским делам которого приняла решение о ее удовлетворении.

ВС отметил, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ в свою очередь устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, пояснил Суд.

Ссылаясь на абз. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК, Верховный Суд обратил внимание, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в таком доме.

ВС указал, что согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Суд также подчеркнул, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (уполномоченной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Подтверждая данную позицию, Суд обратился к п. 46 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, где разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

«Из содержания приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке в установленный срок влечет взыскание судом штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным, равно как и не установлена какая-либо обязательная форма такого требования», – пояснил Суд. По его мнению, указание на то, что по данной категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок, не содержат и положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 18.

ВС обратил внимание на то, что истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ общего имущества, перерасчете платы за содержание жилого помещения, и за ними судом было признано право на такой перерасчет исходя из обстоятельств длительного неисполнения управляющей компанией обязательств. Таким образом, Судебная коллегия посчитала вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа правильным.

Адвокат, председатель АА МГКА «Власова и партнеры», к.ю.н. Ольга Власова оценила позицию ВС как направленную на упрощение доступа потребителей к правосудию. Она заметила, что в качестве доказательств того, что услуги УК были оказаны ненадлежащим образом, суды первой, а затем апелляционной и кассационной инстанций приняли акты о ненадлежащем содержании УК общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома. «Обычно суды, к большому сожалению, такие акты, подписанные только жильцами дома, в качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг необоснованно не принимают. Поэтому и с этой точки зрения судебные акты по этому делу представляют большой интерес для защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и споров с УК», – пояснила Ольга Власова.

Читайте также  Квитанция на оплату госпошлины на загранпаспорт старого образца 2018

По мнению эксперта, интересным в данном определении является факт, что суд, разрешая спор в части взыскания внесенной платы за неоказанные услуги и услуги ненадлежащего качества, признал их убытками потребителей. Ольга Власова считает, что данный факт очень облегчает взыскание внесенной платы в случае неоказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

Адвокат АП г. Москвы, председатель «Ассоциации адвокатов России за права человека» Мария Архипова указала, что УК обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. Однако, по мнению адвоката, на качество услуг могут оказывать влияние обстоятельства, связанные со своевременной и в полном объеме оплатой собственниками услуг ЖКХ. «Если собственники многоквартирного дома в полном объеме и своевременно оплачивают услуги ЖКХ и не имеют долгов перед УК, то УК обязана выполнять оговоренный объем работ качественно и своевременно. В случае нарушения данного обязательства граждане вправе требовать возврата оплаченных сумм и возмещения убытков при наличии таковых», – считает Мария Архипова. Вместе с тем эксперт отметила, что в случае нарушения собственниками своих обязательств по оплате ЖКХ уже УК имеет право обратиться в суд и применить соответствующие санкции, например ограничивающие поставку коммунальных услуг неплательщикам.

Мария Архипова подчеркнула, что в любом случае при возникновении споров в судебном порядке решается вопрос: был ли обоснованным отказ от выполнения услуг управляющей компании с учетом добросовестности самих собственников. «Суд должен решать при возникновении спора в каждом случае отдельно, было ли невыполнение обязательств управляющей компанией нарушением договора или же невыполнение было связано с нарушением своих обязательств по договору собственниками», – пояснила адвокат. Мария Архипова добавила, что хотя позиция Верховного Суда РФ не вышла за рамки общей судебной практики, но это хороший пример, на который могут ссылаться юристы и адвокаты в своей работе по аналогичным делам.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина поддержала выводы Верховного Суда. «Управляющие компании довольно часто ищут отговорки, чтобы не возмещать жильцам причитающиеся им денежные средства за ненадлежащим образом оказанные коммунальные услуги и красноречиво выступать в суде», – заметила адвокат.

Татьяна Саяпина привела ряд определений КС, где тот указал, что штраф взыскивается судом вне зависимости от того, заявлялось ли данное требование потребителем или нет (определения от 23 апреля 2015 г. № 996-О; от 17 октября 2006 г. № 460-О; от 13 октября 2009 г. № 1215-О-О и др.).

По мнению эксперта, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом. «Поэтому обжаловать вынесенный судом первой кассационной инстанции судебный акт было крайне необходимо», – заключила Татьяна Саяпина.

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

  • Бухгалтерский учет в управляющих компаниях
  • Особенности бухучета в ТСЖ
  • Итоги

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

С принятием ФСБУ 5/2019 учет МПЗ сильно поменялся. Проверьте, все ли вы делаете правильно, с помощью экспертов КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

7. Газоснабжение и т. д.

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

Содержание

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Как учесть расходы в управляющей компании на УСНО по запоздавшим документам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Содержание

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: