Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Что такое и для чего необходим налоговый мониторинг

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Понятие и цели мониторинга
  2. Кто может подать заявление о мониторинге?
  3. В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?
  4. Выездные и камеральные проверки
  5. Порядок проведения мероприятия

Налоговый мониторинг – это вид контроля расчетов и переводов налоговых отчислений. Актуален с 1 января 2015 года. Регламентируется статьями 1-2 ФЗ №348. Проводится по собственной инициативе фирмы.

Понятие и цели мониторинга

Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:

  • Проверка правильности расчетов взносов по налогам.
  • Перевод сборов в казну в нужные сроки.
  • Направление страховых взносов в нужные сроки.
  • Сокращение рисков начисления штрафов в дальнейшем.
  • Уменьшение строгости налогового контроля в будущем.

В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:

  • Бухучет.
  • Налоговый учет.
  • Первичная документация.
  • Налоговые регистры.
  • Прочие данные.

На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2018 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2017 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2018 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2017 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2017 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?

Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:

  • Компания предоставила неполный пакет документов, которые должны прилагаться к заявлению.
  • Компания не исполнила условия, прописанные в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
  • Регламент информационного взаимодействия не отвечает требованиям, предъявляемым к нему.
  • Система локального контроля не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.

ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.

Выездные и камеральные проверки

Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:

  • Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
  • Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
  • Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
  • Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
  • Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
  • Мониторинг был завершен раньше срока.
  • Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.

Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.

Порядок проведения мероприятия

Мониторинг можно разбить в три этапа:

  1. Предоставление документов. Инспекторам нужно передать все бумаги, которые могут потребоваться в ходе мониторинга. Это налоговая отчетность, учетные документации. Запрашиваться могут все бумаги, из которых можно понять правильность проведения расчетов и платежей.
  2. Предоставление пояснений. Если специалисты выявили какие-либо несоответствия, они могут истребовать объяснения с руководителя компании. Пояснения нужно предоставить в течение 5 дней с даты поступления требования. На протяжении 10 дней нужно внести все необходимые исправления.
  3. Формирование результатов мониторинга. В процессе проверки могут обнаружиться нарушения. В этом случае налоговые инспекторы направляют соответствующие рекомендации.

Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.

Итоги мониторинга

Мнение относительно итогов мероприятия является мотивированным. Рекомендации даются только относительно обнаруженных фактов неверного исчисления налогов, несвоевременной их оплаты и прочего. Мнение инспекторов направляется в фирму в течение 5 дней после его составления. Составлено оно должно быть не позже 3 месяцев с даты завершения мониторинга.

Мнение формируется как по инициативе инспекции, так и по желанию самой компании. Во втором случае фирма направляет запрос. Делать это имеет смысл в тех случаях, когда у руководителей есть сомнения в верности исчисления, начисления налогов. В запросе нужно указать, чем именно вызвана инициатива руководства.

Запрос отправляется не позже 1 июля года, который следует за годом проведения мониторинга. Мнение передается фирме в течение 30 дней с даты получения запроса.

Иногда, для формирования мнения, инспекция запрашивает прочие документы. В этом случае срок направления ответа может быть увеличен на 30 дней. Об увеличении срока фирма извещается в течение 3 дней с даты принятия решения. Извещение создается в письменной форме.

ВАЖНО! В течение месяца с даты получения мнения компания должна направить свое согласие относительно рекомендаций в налоговый орган. К нему прилагаются бумаги, свидетельствующие о выполнении всех рекомендаций.

К СВЕДЕНИЮ! Преимущества мониторинга очевидны. Это поможет снизить налоговый контроль, избежать дальнейших проверок, предотвратить санкции, не оплачивать большие штрафы в будущем. Поэтому, если есть возможность направить заявку, сделать это нужно.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

Читайте также  Какие документы нужны для оформления по уходу за инвалидом 3 группы

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ ввел с 1 января 2015 года новый вид взаимодействия налоговой инспекции и компании. В часть первую Налогового кодекса внесен новый раздел V_2 НК РФ, регламентирующий новую процедуру налогового мониторинга.

Этот вид налогового администрирования исключает проведение большинства камеральных и выездных проверок компаний, запросивших в налоговой инспекции проведение мониторинга. Каждую операцию, которую провела организация, инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского и налогового учета. Это позволит налоговикам быстро проверять правильность и своевременность отражения компанией хозяйственных операций для целей налогообложения.

Формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (п.1 ст.105_26 НК РФ).

Налоговый мониторинг в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также проверяет правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (абз.1 п.1 ст.105_26 НК РФ).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (абз.2 п.1 ст.105_26 НК РФ).

Требования для обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст.105_26 НК РФ):

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105_27 НК РФ выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

Заявление о проведении налогового мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п.2 ст.105_26 НК РФ).

Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинг регулируется статьей 105_27 НК РФ.

Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (ч.1 ст.105_27 НК РФ).

Документы, подаваемые совместно с заявлением о проведении налогового мониторинга

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются (п.2 ст.105_27 НК РФ):

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Доброе имя и разумная экономия: эксперт рассказала, чем хорош налоговый мониторинг для предприятий

Новый формат налогового контроля — налоговый мониторинг — действует на просторах нашей страны с 2016 года. Однако до настоящего времени пользоваться им могли лишь крупные налогоплательщики. В 2021 году ситуация начала меняться, с введением новых правил налоговый мониторинг стал для предприятий еще более привлекательным, а уже с 2022 года к этой форме налогового контроля смогут подключиться и определенные представители среднего бизнеса. О сути и выгодах налогового мониторинга и основных требованиях для перехода к нему рассказывает эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова.

Читайте также  Выдача материальной помощи работнику оформление

Что представляет собой налоговый мониторинг и для чего его проводят?

Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.

«Суть этой формы контроля заключается в том, что она является заменой привычных камеральных и выездных налоговых проверок и представляет собой взаимодействие с налогоплательщиком в режиме онлайн на базе предоставления налоговым инспекторам добровольного удаленного доступа к инфосистемам и отчетности предприятия — налоговой и бухгалтерской, — разъясняет Мария Гайнутдинова. — Таким образом, представителям органов контроля становится доступна учетная база организации, благодаря чему они могут контролировать верность расчетов и уплаты налоговых отчислений».

В чем основные достоинства налогового мониторинга?

Переход на налоговый мониторинг приносит с собой немало выгод для организации, принявшей такое решение. К примеру, он многократно сокращает количество контрольных мероприятий, равно как и первичных проверяемых бумаг. Кроме того, в результате данного процесса снижается вероятность дополнительных налоговых начислений в ходе планирования производства и хозяйственно-финансовой деятельности. Налоговый мониторинг также помогает определить налоговые риски и оперативно урегулировать спорные позиции в начислении налогов, а также предупредить такие риски уже в ходе проектирования сделок и других операций. Нельзя не отметить и тот факт, что с переходом на налоговый мониторинг, предусматривающий онлайн-взаимодействие и практически полную финансовую открытость организации для проверяющих служб, она (организация) непременно будет признана добросовестным и надежным налогоплательщиком. Согласитесь, это неплохой плюс в копилку создания хорошей репутации для бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов.

Каков период для проведения налогового мониторинга?

Для осуществления налогового мониторинга установлен период продолжительностью один календарный год. Срок мониторинга начинается с 1 января года, относящегося к указанному периоду, и заканчивается 1 октября того года, который за этим периодом следует.

Каковы особенности производства налогового мониторинга?

Организация налогового мониторинга проходит в соответствии со ст. 105.29 Налогового кодекса России. Во время этой процедуры (процесса) руководство организации совместно с налоговым органом оценивает налоговые риски, выявленные при внутреннем контроле.

«Со стороны налогоплательщика этот этап предполагает раскрытие рисков, а со стороны налогового органа — составление карты рисков, а также создание плана проведения мониторинга и объема включенных в него мероприятий, — добавляет Мария Гайнутдинова. — Если выявлены те или иные противоречия и/или несоответствия, то представители органа проверки письменно сообщают об этом налогоплательщику в пятидневный срок».

Если в ходе мониторинга установлены нарушения в расчете или перечислении налогов, то проверяющий орган в десятидневный срок направляет налогоплательщику уведомление об основаниях для формирования так называемого мотивированного мнения, порядок составления которого регламентирует ст. 105.30 НК РФ. После этого организация может исправить нарушения или предложить налоговикам пояснения по существу этих вопросов, или дождаться мотивированного мнения, а затем не позднее месяца после его получения согласиться с этим документом или же предоставить возражения. Также стоит отметить, что одновременно с прохождением налогового мониторинга в отношении налогоплательщика за редким исключением невозможны камеральные и выездные проверки по налогам.

Какие измерения в налоговом мониторинге произошли в 2021 году?

С 1 июля 2021 года в стране будет действовать немало поправок, благодаря чему форма налогового мониторинга станет для налогоплательщиков еще более привлекательной. К примеру, налоговая сумма за год, который предшествует году запроса на проведение процедуры, сократилась до 100 млн. рублей против существующих в настоящее время 300 млн. Также будут снижены требования к размеру годовых доходов и общей стоимости активов компании. Кроме того, процедура учтет НДФЛ со страховыми взносами, срок подачи заявления будет сдвинут до 1 сентября, а продлить мониторинг на грядущий год можно, не подавая новое заявление.

«Особые привилегированные положения будут касаться и подачи уточненной декларации, — продолжает наш эксперт. — А случаи, при которых в отношении организации будут возможны дополнительные проверки, существенно сократятся. К примеру, одновременная камеральная проверка налогоплательщику грозит лишь в одном случае: если он отказался от налогового мониторинга раньше, чем спустя три месяца после отправки отчетности».

Как правильно подать заявление и организовать процесс налогового мониторинга в 2021 году?

Налоговый мониторинг предусматривает определенные требования и затраты для его проведения. Заявление на желание участвовать в процедуре следует подать в налоговый орган — по месту расположения налогоплательщика. Затем налоговики проверяют организацию на готовность к переходу, равно как и все необходимые документы, а по результатам проверок принимают одно из следующих решений — провести налоговый мониторинг либо мотивированно отказаться от выполнения этой процедуры по основаниям, перечисленным в п.5 ст.105.27 НК РФ.

Как проводится налоговый мониторинг ФНС в 2021 году

  • Способы налогового мониторинга
  • Новая программа налогового мониторинга отчетности
  • В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга
  • Итоги

Способы налогового мониторинга

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности. Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета. Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.

Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

С 01.07.2021 в процедуру налогового мониторинга внесен ряд изменений:

  • более приемлемыми стали критерии перехода на мониторинг;
  • отменена обязанность подавать заявление на продление мониторнга и др.

Подробно основные изменения рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть комментарии можно бесплатно, получив пробный доступ.

Новая программа налогового мониторинга отчетности

Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга. Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн. Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.

Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг. При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.

Преимущества участия в программе онлайн-мониторинга:

  • Как показал опыт, затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%.
  • Быстрое решение спорных вопросов с налоговиками.
  • Проявляя лояльность к госорганам, предприятие вправе рассчитывать на соответствующую реакцию государства.

Кроме того, налогоплательщик может получить налоговый рейтинг, т. е. комплексную оценку налоговой добросовестности. Присуждая организации рейтинг, налоговики изучают системы ее внутреннего контроля, просчитывают налоговые риски, оценивают взаимоотношения с налоговыми органами и платежную дисциплину по уплате налогов. При этом гарантируется полная конфиденциальность.

О нюансах и сроках проведения налогового мониторинга с 01.07.2021 читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга

Чтобы обратиться в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:

до 30.06.2021 включительно:

Если все условия соблюдены, подайте в ИФНС заявление по форме из Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Скачайте бланк, кликнув по картинке ниже:

Образец заполнения этого заявления есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно:

Итоги

Электронные способы коммуникации позволяют контролерам быстро и качественно осуществлять мониторинг не только отчетности, но и финансового состояния организации. С 2016 года в России действует программа налогового мониторинга, имеющая несомненные преимущества.

В 2021 году вступают новые правила налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Применяется в РФ с 2016 года, практически заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на добровольный удаленный доступ налоговых служб к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.

Подключение к системе налогового мониторинга (-«НМ») определяет ряд преимуществ для налогоплательщиков:

— снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;

— снижение риска дополнительных начислений по налогам при планировании производственной и финансово-хозяйственной деятельности; -превентивное урегулирование налоговых споров;

— признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком.

В мировой практике налоговый контроль в форме мониторинга относительно новое и активно развиваемое направление, «co-operative compliance» — т.н. программы совместного соблюдения требований, которые используются в 30 странах мира, причем с разным режимом добровольности и доступом для разных категорий налогоплательщиков. В Великобритании – это обязательное требование для крупных компаний, а в Нидерландах доступно малым и средним предприятиям на добровольной основе. Европейский подход (ОЭСР, OECD) — цифровизация налогового контроля позволяет улучшать качество информационных данных и повышать эффективность их использования за счет более аналитического характера работы сотрудников налоговых служб и прозрачности данных налогоплательщиков. Главной целью программ «co-operative compliance» является укрепление отношений взаимного доверия, уважения и ответственности между бизнесом и государством. Актуализируются обязательства бизнеса перед государством, а обязательства налоговых органов в отношении прав налогоплательщиков становятся более прозрачными и прогнозируемыми.

Читайте также  Как оформить благодарственное письмо коллективу института

Подход российских властей сформулирован в «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга», принятой распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р (далее -«Концепции»). Целевая задача- интеграция функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

В «Концепции» обозначены программные показатели развития системы налогового мониторинга:

  1. расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга: — к 2022 году — не менее 3879 плательщиков; — к 2024 году — не менее 7827 плательщиков;
  2. увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20 процентов в год;
  3. повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20 процентов в год.

Внедрение системы налогового мониторинга в российскую практику началось с запуска в 2012 году пилотного проекта. Эксперимент был признан успешным, и новая форма налогового контроля стала действовать в России начиная с отчетности за 2015 год. С 1 января 2021 года налоговыми органами налоговый мониторинг проводится в отношении 209 компаний, из которых 106 новых.

По официальным данным ФНС РФ всех новых участников заявочной кампании-2020 можно разделить на две группы:

— крупные холдинги (Газпром, Новатэк, Роснефть), которые переводят на налоговый мониторинг свои дочерние организации,

29.12.2020 принят Федеральный закон N 470-ФЗ, который корректирующий раздел V.2 НК РФ, большинство положений которого вступают в действие 01.07.2021 г. Новая редакция НК РФ позволит подключаться к налоговому мониторингу при достижении одного из условий, обозначенных в таблице:

Совокупная сумма налогов **(НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ, страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ

не менее 100 млн. руб.

Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

не менее 1 млрд. руб.

Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря

не менее 1 млрд. руб.

* соответствие лишь одному из перечисленных выше критериев

** без налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

Вступление в режим налогового мониторинга для налогоплательщиков является достаточно сложной и затратной задачей, состоящей из нескольких этапов:

  • информирование налогового органа о намерении перехода на налоговый мониторинг;
  • проверка готовности налогоплательщика к переходу на налоговый мониторинг;
  • подготовка документов для вступления в режим налогового мониторинга;
  • представление заявления и документов в налоговый орган

С заявлением о проведении налогового мониторинга одновременно предоставляются следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия (-«регламент»);
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (с долей участия более 25 процентов);
  • учетная политика для целей налогообложения организации, актуальная на год проведения НМ;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Согласно Приказу ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» в регламенте обязательно должны быть отражены:

1) Порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации;

2) Порядок отражения данных в регистрах налогового и бухгалтерского учета;

3) Данные о системе внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, может осуществляться одним из способов:

1. удаленный доступ к информационной системе (удаленное рабочее место)

2. дистанционный доступ к аналитической системе данных («витрина данных»)

3. предоставление информации по телекоммуникационным системам (ТКС) через оператора электронного документооборота.

В современных КИС предоставление информации в рамках налогового мониторинга в виде готовых решений реализовано в программных решениях «1С ERP. Управление холдингом» и «1С: Управление холдингом». АРМ налогового инспектора включает панель основных контрольных процедур системы внутреннего налогового контроля организации. Кроме того, оно предоставляет возможность ввода налоговым инспектором запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщиком — соответствующих ответов с вложением необходимых сканов. Конфигурация обеспечивает формирование регламентированных отчетов налогового мониторинга, в том числе протокола действий налогового инспектора в информационной базе. Прикладное решение обеспечивает два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: к рабочей информационной базе учетной системы или к ее копии.

Некоторые франчайзеры – разработчики предлагают отдельный программный продукт «1С: Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», который предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом предприятий, не имеющих дочерних обществ. При использовании данного программного продукта предполагается, что бухгалтерский и налоговый учет (включая выпуск налоговой отчетности) ведутся в программе «1С: Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», при этом импорт документов из внешних учетных систем других конфигураций отсутствует, но может быть реализован в ходе проекта внедрения.

Налоговая витрина данных — единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС, позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение. Представляется только та информация, которая необходимая для налогового контроля. Все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной платформы. ПАО Аэрофлот создал «Витрину данных» для контроля представителям ФНС России на основе продуктов SAP. Специалисты ФНС получили онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности Аэрофлота вплоть до первичного документа. Цифровая платформа позволяет контролировать качество подготовки налоговых деклараций, получать сведения о начислениях в бюджеты всех уровней, оценивать налоговые риски и пр.. В Аэрофлоте подготовка к проекту заняла порядка года, участие сотрудников подразделений компании оценивается до 15 тыс. человеко-часов, также участвовали отдельные подрядчики, реализовано на продуктах SAP (GRC).

Предоставление информации по телекоммуникационным системам через оператора электронного документооборота — в данном случае налогоплательщики представляют налоговым органам учетную информацию в виде выгрузки данных из действующих у них учетных систем. Такой способ взаимодействия с налоговыми органами обозначен в нормативных документах ФНС РФ и должен быть предварительно принят в заявительном регламенте. Однако указанный порядок взаимодействия не соответствует ожиданиям налоговых органов, т.к. во многом дублирует режим камеральных и выездных проверок, увеличивает неавтоматическую обработку документов и снижает уровень цифровизации системы НМ. Согласно комментариям представителей налоговых органов, при подключении к системе налогового мониторинга от пользователей ожидается автоматизация рутинных операций путем разработки программного обеспечения, позволяющего обеспечить достаточный уровень проверки данных, представляемых налоговому органу, на предмет полноты и непротиворечивости. ФНС РФ расширяет аналитические инструменты автоматизации налогового контроля и указанные подсистемы находились в стадии подключения в декабре 2020 года.

В зависимости от технологических условий подключения к системе налогового мониторинга в «регламенте» будут определены различные элементы взаимодействия (приказ N ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017): — перечень документов (информации), представляемых в налоговый орган; — порядок доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация); — сроки представления документов (информации); — форматы документов (информации), представляемых в налоговый орган; — способ защиты передаваемой информации, и пр..

Обязанность формирования системы внутреннего контроля для экономических субъектов закреплена в законе N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Требования к организации сформулированы в Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Согласно данному документу СВК должна обеспечивать: — упорядоченное ведение финансово хозяйственной деятельности организации; — корректность, полноту и своевременность отражения результатов финансово хозяйственной деятельности и уплаты налогов и сборов; — соблюдение законодательства РФ.

Оценка системы внутреннего контроля организации в разрезе следующих компонентов:

1) контрольная среда организации;

2) выявление и оценка организацией рисков;

3) контрольные процедуры организации;

4) информационная система организации;

5) мониторинг организацией средств контроля.

По опросам консалтинговых компаний, оказывающих услуги по подключению к системе НМ, при вступлении в режим налогового мониторинга у большинства налогоплательщиков возникают трудности в толковании требований к организации СВК, а также к выявлению, документированию и оценке рисков в целях налогового мониторинга согласно требованиям ФНС России.

Выводы:

  • Подключение к системе НМ способствует снижению налоговых рисков и эффективному урегулированию налоговых споров;
  • Финансовые и налоговые органы ориентированы на активное расширение списка пользователей системы налогового мониторинга. Это подтверждают официальные выступления представителей ФНС на тематических мероприятиях и программные показатели, обозначенные в «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».
  • В 2021 году будет возможность подать заявление на подключение к системе НМ с 01.07.2021 до 01.09.2021 исходя из критериев новой редакции раздела V.2 НК РФ.
  • Подключение к системе НМ для налогоплательщиков является достаточно трудоемкой и затратной задачей, одним из проблемных вопросов является приведение в соответствие и документирование системы внутреннего контроля предприятия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: