Неправильно оформили европротокол что делать

Что делать, если участники ДТП неправильно оформили европротокол? Будет ли отказ в выплате?

  1. Если вы допустили ошибку при заполнении европротокола, то в 2021 году это не повод отказывать вам в выплате по ОСАГО.
  2. Но исправления и помарки в составленном извещении лучше не допускать.
  3. Если исправляете ошибку, то необходимо заверить исправление подписями водителей.
  4. Страховщик может отказать в выплате, если имелись разногласия, в том числе о степени вины в ДТП.
  5. Если машина была отремонтирована или утилизирована до осмотра страховщиком, то потерпевший с большой долей вероятности останется без выплаты.

Дорожно-транспортное происшествие – это, прежде всего, стрессовая ситуация, как для одного, так и для другого водителя. И не всегда получается в такой ситуации делать всё правильно. Если участниками ДТП было принято решение оформлять аварию по европротоколу ОСАГО без участия сотрудников ГИБДД, то важно не наделать описок в заполняемом извещении. Но что делать, если ошибки уже есть и исправлений не избежать, об этом и пойдет речь в данной статье.

Какие самые распространенные ошибки в европротоколе в 2021 году?

Чаще всего неправильно в извещении заполняют те графы, в которых нужно указывать данные, которые водитель не знает наизусть.

Так, ошибки обнаруживаются в большинстве случаев:

  • в неправильно указанном заполненном VIN номере автомобиля,
  • в свидетельстве о регистрации транспортного средства,
  • из-за невнимательности неправильно оформляется поле №16 извещения «Обстоятельства ДТП»,
  • водители забывают указать количество отмеченных клеток,
  • автолюбители оставляют пустые незаполненные поля в бланке,
  • ну и, конечно же, разнообразные описки в личных данных водителей.

Какие нельзя допускать при оформлении?

Все возможные описки и ошибки в 2021 году можно разделить на важные и неважные, в зависимости от того, могут ли они влиять на осуществление страховой выплаты или нет. Вот список тех ошибок, которые допускать нежелательно:

  1. в адресе места ДТП,
  2. в неправильно заполненных в европротоколе данных автомобилей, участвовавших в аварии, если, к примеру, поля оставлены пустыми,
  3. в обстоятельствах ДТП,
  4. в схеме аварии,
  5. в подписях водителей об отсутствии разногласий.

Остальные описки и ошибки, в том числе грамматические, не так серьезны для европротокола, например:

  1. в номере полиса ОСАГО – даже если это поле пустое,
  2. в данных водительского удостоверения,
  3. в личных данных собственника и водителя машины.

Я неправильно заполнил европротокол, откажут ли мне в выплате?

Страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, указав любую причину, даже надуманную, но это не значит, что такой отказ будет законным. Нас же интересует правовая позиция по отказу в выплате.

И самое главное, помните, что отказ страховщика в случае неправильного европротокола может быть исключительно письменным – в ответ на письменное заявление с приложением извещения и всех остальных необходимых документов. Если вам отказали из-за ошибок в неправильно заполненном документе устно, то вам по сути и не отказали вовсе – вы не сможете оперировать таким ответом страховой компании просто из-за отсутствия доказательств отказа.

Так, в Законе об организации страхового дела в РФ указано, что

страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования (статья 10 пункт 3).

В Законе об ОСАГО таких оснований немного. Так, страховщик отказывает потерпевшему, если последний произвел ремонт поврежденного автомобиля до осмотра или экспертизы страховщика и это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.

Еще одна причина связана с непредоставлением поврежденного авто на осмотр. Но в таком случае отказ не окончательный, и выплата может быть произведена после проведения осмотра.

Фактически, всё сводится к осмотру и экспертизе машины, поскольку все остальные ошибки или вопросы могут быть устранены страховщиком. Это касается и наших с вами ошибок в составленном европротоколе. У страховщика есть право в установленный законом срок осмотреть поврежденную машину, а также транспортное средство виновника. Соответственно, эксперт на осмотре запросит документы на автомобиль и укажет правильные данные участников ДТП, если в них были сделаны ошибки или описки.

Единственное, что не сможет исправить эксперт – это наличие разногласий между водителями об обстоятельствах ДТП, характере и перечне повреждений и признание вины одним из водителей.

Именно эти два факта могут повлиять на выплату по следующим причинам.

  1. Отсутствие разногласий участников ДТП – это одно из обязательных условий для оформления происшествия в упрощенном порядке. Когда такое условие выполняться не будет, то, значит, водители не имели права оформлять аварию без участия инспекторов ГИБДД (кроме случая фиксации обстоятельств ДТП специальными техническими средствами при сумме ущерба до 100 000 рублей).
  2. Разногласий не должно быть и по поводу вины каждого из водителей в произошедшем ДТП. На практике, один из водителей просто пишет в извещении, что полностью признает свою вину. Без такой записи европротокол можно считать неправильно заполненным, и страховщики вполне законно могут и отказать в возмещении ущерба по ОСАГО.

Отсутствие разногласий в европротоколе удостоверяется подписями водителей, поэтому очень важно не забыть их поставить.

Расписались в европротоколе за другого водителя – что делать?

Всё зависит от того, в какой момент был обнаружен данный факт.

  1. если непосредственно в момент заполнения европротокола, то можно просто поставить еще по одной подписи в нужных местах; пусть будет по 2 подписи, ничего страшного,
  2. если вы уже разъединили экземпляры, тогда живые подписи в нужных местах надо проставить на всех экземплярах,
  3. если вы обнаружили то, что расписались за другого водителя, уже дома или в страховой при подаче заявления, то ничего страшного, главное, что подпись стоит, и никто не отказывается от её подлинности. В таком случае, не особо важно, где она проставлена, в любом случае это не повод отказывать в выплате.

Обнаружили описку, как исправить?

На самих бланках извещений, в правилах их заполнения, указано, что помарки, ошибки, исправления не допускаются. Но что делать, если вы уже их допустили, при этом, в самом конце, когда уже всё остальное заполнено?

Можно, конечно, и переписать европротокол заново, но это долго и не всегда под рукой будет еще один самокопирующийся бланк.

Если вы решитесь исправлять ошибку, тогда делайте это аккуратно, чтобы было отчетливо видно, что на что исправляете. Исправление в составленном европротоколе в обязательном порядке необходимо заверить:

  • подписями обоих водителей, если оно делается на лицевой стороне,
  • и подписью только одного из водителей, если ошибка исправлялась на оборотной стороне (которая заполняется каждым водителем самостоятельно).

Бланки должны быть идентичными, поэтому, если вы уже разъединили листы, то заверяйте исправление живыми подписями на каждом экземпляре.

Оформление без ошибок!

В 2021 году оформить ДТП через европротокол можно уже не на бумажном бланке, а в электронном виде. Для этого есть приложение Помощник ОСАГО.

Поскольку в приложении почти все данные берутся из базы или средств телеметрии, то допустить ошибки или опечатки практически невозможно. По крайней мере, вероятность такого исхода стремится к нулю.

О том, где его скачать и как им пользоваться, мы уже рассказывали в нашей статье о том, как оформить ДТП через мобильное приложение Помощник ОСАГО.

Если европротокол составлен неправильно что делать

Если возникает ДТП, при котором не наносятся существенные повреждения автомобилям, а также отсутствуют пострадавшие, то двое участников аварии имеют право самостоятельно оформить данное происшествие, для чего составляется европротокол.

Но не всегда граждане учитывают во время заполнения бланка все требования законодательства, поэтому иногда допускаются серьезные ошибки. Они становятся причиной сложностей с получением страховой суммы, поэтому нужно знать, как правильно составить европротокол, а также как поступить при обнаружении неправильной информации.

В статье расскажем о неточностях в документах при совершении аварий и как исправить ошибки в еропротоколе.

  • 1 Что это за документ
  • 2 Наиболее распространенные ошибки в бланке
  • 3 Что делать, если в документ неправильно заполнить
  • 4 Может ли страховая компания отказать от выплаты по ОСАГО
  • 5 Помарки и исправления
  • 6 Полезное видео
  • 7 Заключение

Что это за документ

Он представлен специальной документацией, позволяющей владельцам автомобилей самостоятельно оформить небольшую аварию, не привлекая к этому процессу представителей ГИБДД.

Такой упрощенный порядок может применяться только при соблюдении следующих условий:

  • количество участников ДТП не превышает 2-х;
  • не нанесен вред здоровью граждан;
  • повреждения на автомобиле пострадавшего участника являются незначительными, поэтому на ремонт не надо тратить больше 400 тыс. руб.

Воспользоваться европротоколом можно только при наличии согласия на заполнение данного документа со стороны каждого участника ДТП. При этом у одного из водителей должен иметься актуальный бланк. Рекомендуется заниматься этим процессом только при наличии знаний о правилах формирования европротокола.

Наиболее распространенные ошибки в бланке

Даже люди, которые уже несколько раз пользовались европротоколом, могут допустить ошибку. При ее обнаружении придется пользоваться особыми правилами исправления или переписывать документ.

К самым популярным ошибкам относится:

  • введение VIN-номера с одной или несколькими неправильными цифрами;
  • ошибки, допускаемые при переписывании номера свидетельства о регистрации ТС;
  • вносятся недостоверные сведения относительно обстоятельств происшествия;
  • автовладельцы забывают внести данные о количестве отмеченных клеток;
  • оставляются какие-либо обязательные пункты незаполненными;
  • описки, связанные с невнимательностью граждан, которые растеряны и расстроены после аварии.

Существуют некоторые ошибки, которые нельзя допускать, поскольку они считаются наиболее важными.

При их обнаружении страховая компания имеет право отказать в выплате компенсации пострадавшему участнику авариии:

  • неправильно указывается место аварии;
  • не вводятся обязательные сведения о машинах;
  • приводятся недостоверные данные относительно обстоятельств происшествия;
  • неграмотно формируется схема аварии;
  • водители не поставили свои подписи под пунктом, подтверждающим, что между ними отсутствуют разногласия.
  • не указан виновник.

Если же имеются несерьезные описки или незначительные ошибки, то они не являются существенными, поэтому не могут использоваться работниками страховой компании в качестве основания для отказа в перечислении компенсации.

Что делать, если в документ неправильно заполнить

Если бланк заполняется с нарушениями, то его нужно сразу переписать. Если имеются помарки или серьезные ошибки, то такой документ является недействительным. Правила разрешают наличие небольших грамматических описок, но желательно их не допускать, чтобы предотвратить разногласия с представителями страховой компании, где куплен полис ОСАГО.

Если ошибка обнаруживается не сразу, а после того, как автовладельцы разъехались, то выполняются следующие действия:

  • пострадавший участник звонит виновнику, чтобы договориться о новой встрече;
  • повторяется процесс заполнения европротокола, в который вносятся только правильные и достоверные данные;
  • на процесс исправления ошибок дается 5 дней, поскольку если проходит данный период времени, то подать документы в страховую компанию не получится.
Читайте также  Какие документы нужны для оформления по уходу за инвалидом 3 группы

Страховщику европротокол передается пострадавшим участником происшествия. К этому документу прикладываются другие материалы по ДТП. Обычно они представлены фотографиями или видеороликами с видеорегистратора.

Если фирма отказывает в выплате средств или назначает меньшую сумму, чем необходимо для качественного ремонта, то придется обращаться с исковым заявлением в суд. Нередко судья становится на сторону гражданина, поэтому заставляет компанию увеличивать размер компенсации.

Иногда возникает ситуация, когда виновник ДТП отказывается совместно с пострадавшим участником исправлять ошибки, допущенные во время оформления европротокола.

При таких условиях выбирается один из следующих вариантов:

  1. Подача иска на виновника с требованием возместить нанесенный ущерб, поскольку воспользоваться выплатой по ОСАГО невозможно из-за недействительного европротокола и истечения срока, в течение которого нужно передавать документацию представителю страховщика. Для инициирования судебного разбирательства рекомендуется привлечь свидетелей аварии, а также подготовить фото- и видео, выступающие доказательством происшествия. К иску прикладывается испорченный бланк, которым потерпевший не смог воспользоваться для получения компенсации от страховой по полису ОСАГО.
  2. Обращение к работникам ГИБДД для получения справки о ДТП. Но этот вариант используется только в течение 5 дней после аварии. Такая справка предоставляется, если пострадавший участник подготовит фото- или видеоматериалы, с помощью которых фиксировалось происшествие. С такой справкой можно напрямую обратиться к представителям страховой компании для получения выплаты по ОСАГО.

Если гражданин попадает в аварию на арендованной машине, то перед составлением европротокола необходимо связаться с автовладельцем, чтобы получить разрешение на формирование данного документа.

Может ли страховая компания отказать от выплаты по ОСАГО

Страховщик имеет право отказать в назначении компенсации по полису, если действительно выявляются серьезные нарушения в европротоколе. Поэтому пострадавшему участнику придется заново встречаться с виновником для составления нового документа или инициировать судебное разбирательство, через которое запрашивается выплата от второго участника происшествия.

Если имеются незначительные ошибки, но фирма все равно отказывает в выплате компенсации, то можно подать исковое заявление на организацию. Нередко суд принимает решение в пользу истца, поэтому страховщику приходится покрыть ремонт автомобиля застрахованного лица. Но при этом важно, чтобы гражданин не отремонтировал машину до окончания судебного разбирательства, поскольку возникает необходимость проведения экспертизы и осмотра ТС.

Отказ страховой фирмы будет обоснованным, если в документе отсутствуют подписи автовладельцев, которые подтверждают отсутствие разногласий. Если второй участник аварии откажется ставить свою подпись, то возникшая проблема решается только через суд.

Помарки и исправления

При получении бланка документа у работников страховой компании автовладельцу дополнительно выдается специальная памятка. Она содержит основную информацию о том, как правильно заполнять европротокол. Здесь указывается, что нельзя делать какие-либо исправления, зачеркивать слова или оставлять помарки. Если возникают такие отметки, то нужно взять новый бланк, в который вносятся актуальные сведения.

Но наличие незначительных исправлений или грамматических ошибок не может стать законным основанием для отказа в назначении выплаты. Поэтому обычно страховщики не обращают внимания на такие незначительные описки.

Если у автовладельцев имеется только один европротокол, в котором они допускают ошибку, то для ее правильного исправления учитываются следующие правила:

  1. неверная информация аккуратно зачеркивается, после чего вносятся правильные сведения;
  2. заверяется такое исправление подписями обоих участников аварии, если выявляется ошибка на лицевой стороне, заполняемой обоими водителями;
  3. если ошибку допускает водитель, заполняющий собственную оборотную сторону, то исправление заверяется только его подписью.

У автовладельцев должны иметься идентичные бланки, поэтому если ошибка обнаруживается после разъединения листов, то нужно заверять исправление подписями на двух экземплярах. Такие действия позволяют избежать неприятных конфликтов с работниками страховой компании, куда потерпевший будет обращаться за денежной компенсацией.

Полезное видео

Дополнительная информация в видео по теме статьи:

Заключение

При заполнении европротокола нельзя допускать серьезные ошибки или указывать недостоверные сведения. Даже отсутствие обязательных данных часто становится причиной того, что страховая компания отказывает в выплате компенсации пострадавшему участнику. Поэтому если водители принимают решение воспользоваться данным бланком, то они должны хорошо разбираться в правилах его заполнения.

Последствия подделки Европротокола

Статистика ГИБДД свидетельствует, что водители с каждым годом все чаще проводят мелкие ДТП по Европротоколу. Что не удивительно, ведь такой способ оформления происшествия выгоден как самим участникам, так и инспекторам. Но, к сожалению, простота процедуры имеет свою темную сторону. Так, подделка Европротокола стала для недобросовестных автолюбителей лазейкой для ухода от ответственности за ДТП.

Допускаются ли исправления в Европейском протоколе

Большинство страховых компаний выдают своим клиентам-автомобилистам памятки, в которых строго запрещается производить исправления в Европротоколе. К недопустимым исправлениям относятся:

  • перечеркивания;
  • замазывание штрих-корректором;
  • исправления и выделение букв.

А вот грамматические ошибки не являются основанием для отказа в выплате страховой премии. В случае отказа компания обязана предоставить письменный документ с объяснениями причины.

Неправильно оформили Европротокол: что делать

Если ошибка или подделка были обнаружены на месте заполнения, то нужно взять и заполнить новый бланк. В том случае, если помарки или подделка обнаружились в течение пяти дней, то необходимо связаться с другим участником аварии и договориться о заполнении нового бланка. Главное, на что следует обратить внимание, – это признание виновника и наличие его подписи, при их отсутствии протокол не действителен.

В общем, страховые компании не заинтересованы в выплате страховых премий, а Европротокол — относительно сложный документ в заполнении — является отличной возможностью для отказа.

Как действовать, если другой участник отказывается исправлять ошибки

Нередки ситуации, когда другой участник не желает ставить свою подпись или не хочет исправлять ошибку в неправильно заполненном Европротоколе. Здесь лучше поступить следующим образом. Если срок подачи документов в страховую уже истек, то следует подавать заявление на виновника-водителя в суд и требовать возмещения ущерба. Для успешного исхода судебного разбирательства потребуется подкрепить заявление информацией от свидетелей аварии, а также видео с регистратора или фото.

Также можно обратиться в ГИБДД для получения справки о ДТП, но это возможно только в том случае, если срок подачи не закончился. Для оформления справки необходимо предоставить фото и видео с места происшествия.

Крайне желательно, чтобы на них был виден номер машины виновника. Получив справку, можно смело отправляться в страховую компанию за компенсацией.

Исправление в Европротоколе, отказ в выплате

Прежде всего, необходимо выяснить конкретные претензии страховой компании. Если они касаются возможной подделки бумаги, то следует оценить весомость доводов. Незаинтересованные в выплате страховые компании зачастую придираются даже к орфографическим и пунктуационным ошибкам.

Есть семь реальных причин, которые являются поводом для обоснованного отказа в выплате:

  • если протокол заполнен только с одной стороны. В документе должно быть три подписи: две – на лицевой стороне, одна – на тыловой. Иногда мошенники специально «забывают» поставить подпись, а в случае обнаружения подделки не выходят на связь;
  • документ не читается. Например, лист промок, и чернила растеклись. Поэтому лучше заполнять бланк простой шариковой ручкой, чернила которой более устойчивы, чем гелевой. Это распространенный способ подделки — умышленная порча;
  • полисы ОСАГО у всех участников аварии должны быть действительные и настоящие. Если выяснится, что полис виновника аварии – подделка, то в выплате откажут и невиновному водителю, поскольку, по правилам Европротокола, все автомобилисты обязаны иметь действующие ОСАГО;
  • данные протокола противоречат друг другу. Если это так, то значит, водители не пришли к соглашению, и оформлять аварию по Европейскому протоколу нельзя. При оформлении надо внимательно проверить схему и описание ДТП, иначе отказ в выплате будет обоснован;
  • виновник аварии не вписан в ОСАГО. Управлять автомобилем мог человек, не вписанный в полис. В этом случае, даже при действительном ОСАГО, оформлять протокол нельзя;
  • в документе присутствуют пустые графы. Особенно, если это пустые строки на лицевой стороне, в которой указывается важная информация. Лучше десять раз проверить весь документ;
  • наличие неверных данных. Например, наличие ошибки в указанном номере автомобиля или полиса ОСАГО.

В случаях отказа по причинам, не указанным в списке, необходимо писать заявление на страховую компанию в суд.

Шесть ошибок, из-за которых могут отказать в выплате по европротоколу

Для начала напомним, в каких случаях может быть заполнен европротокол. Участников аварии должно быть два, повреждения — только у машин. Это значит, что не должно пострадать никакое имущество — ни городское (заборы, столбики), ни частное (разбившиеся телефоны, ноутбуки).

В ДТП не должно быть пострадавших людей, а между водителями не должно возникнуть споров по обстоятельствам аварии. Важно убедиться, что у обоих участников происшествия в порядке все нужные документы: действующие водительские удостоверения и полисы ОСАГО, в которые вписаны водители-участники ДТП. О наиболее частых ошибках при заполнении бумажного европротокола «РГ» рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.

Первый случай: виновник ДТП не признает свою вину или участники пишут об обоюдной вине. В европротоколе обязательно должна быть фраза «Свою вину в ДТП признаю» и виновник должен быть один. Второму участнику во избежание недоразумений лучше написать «В ДТП не виноват». Водители могут думать, что чья-то вина следует из объяснительных, но в страховой, как правило, никто не будет вникать в тонкости в случае с европротоколом. Признание вины одним из участников — это ключевой момент для назначения выплаты потерпевшему.

Вторая ошибка — несовпадение бланков европротокола. При оформлении договора ОСАГО их выдает страховая. В типографском бланке протокола первый лист — это оригинал, а второй — копия, которая является оттиском. По закону об ОСАГО виновник ДТП должен завезти в страховую свою часть — копию. По правилам содержание лицевой стороны оригинала и копии должно быть идентичным.

Зачастую водители заключают договоры со страховой в электронном виде, и бланки европротокола, как и полис, получают распечатанными на обычном принтере. В результате, когда случается ДТП, то заполняют два листа вместо одного. Степень допустимых различий между двумя листами нигде не прописана. Однако страховые компании могут использовать это как повод для отказа в выплате или заставить переписывать извещение о ДТП.

Схожая ошибка — большое количество исправлений. Если есть зачеркивания, то лучше не просто заверить это фразой «Исправленному верить». Следует продолжить так: «читать: (и далее фраза, как она должна выглядеть)». При этом подписи после добавленной фразы ставят оба участника ДТП. Если есть возможность — лучше взять новый бланк и обойтись минимумом исправлений.

Еще одна ошибка при заполнении европротокола связана с оборотной стороной листа. На первом листке, как правило, все понятно. На обороте участники пишут объяснительные, каждый на своем экземпляре. То есть виновник должен написать свою объяснительную на копии, а не на оригинале. Если он напишет ее на обороте оригинала, это будет ошибкой.

Читайте также  Работа за отсутствующего работника как оформить приказ

Напомним, оригинал протокола должен остаться у потерпевшего. Желательно, чтобы виновник написал свою объяснительную в присутствии потерпевшего, которому следует написанное сфотографировать. Также потерпевшему нужно не забыть снять на телефон все документы виновника — водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства с обеих сторон и полис ОСАГО.

Следующая ошибка связана с действиями виновника после заполнения европротокола.

«У него есть три обязанности. Первая — завезти копию протокола в свою страховую в течение 5 рабочих дней. Вторая — сохранять повреждения, причиненные его машине, в течение 15 дней. И третья — если страховая попросит его показать машину даже по истечении этих 15 дней, то в течение 5 рабочих дней после получения письма с таким требованием виновник должен свою машину предоставить.

В страховании есть понятие регресса. Оно означает, что страховщик получает право взыскать с виновника ДТП тот ущерб, который был выплачен потерпевшему. За невыполнение первой обязанности по предоставлению копии регресс отменен с 1 мая 2019 года. Но за невыполнение второго и третьего пункта он сохраняется. Проще говоря, виновник может получить счет за ремонт машины потерпевшего даже если у него был полис ОСАГО», — пояснил Дмитрий Вахрин.

Частая ошибка связана с определением суммы ущерба. Несмотря на возможность оформить европротокол через приложение «Помощник ОСАГО», где лимит выплат составляет 400 тысяч рублей, многие предпочитают заполнять бланки вручную, по старинке. Лимит в этом случае составляет 100 тысяч. Потерпевшему нужно заранее решить, хватит ли ему на ремонт этой суммы? У машины могут быть скрытые повреждения, зачастую — более серьезные, чем видимые. В увеличении лимита страховая может отказать, либо отправить в ГИБДД за дополнительными документами.

Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию

Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.

Документы при ДТП

Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).

Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.

Что должно быть в протоколе

Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:

  • дата и место его составления,
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  • сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
  • тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
  • если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
  • место, время совершения и описание события.

Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.

К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.

На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.

Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.

Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.

Ошибки бывают разные

Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.

Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.

Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.

Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.

Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.

И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.

Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.

Как вносить изменения

Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.

При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.

Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.

Сроки исправления

Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.

Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.

Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.

Оформление по европротоколу

При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.

Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.

Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.

Читайте также  Информация по инн что значат цифры

Неправильно оформили европротокол что делать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Произошло ДТП между двумя автомобилями, спора по вине нет, пострадали только автомобили, водители вызвали аварийного комиссара, и данное ДТП было оформлено по европротоколу. Данные автомобили принадлежат на праве собственности юридическим лицам и застрахованы по ОСАГО. Для получения страхового возмещения потерпевший водитель обратился в свою страховую компанию. Ущерб составил почти 200 тыс. руб., в том числе УТС (утрата товарной стоимости) 30 тыс. руб. Страховая компания готова перечислить потерпевшей стороне только 100 тыс. руб., поскольку ДТП оформлено по европротоколу, а также страховая компания настаивает на подписании документа о том, что потерпевший не имеет претензий.
Законны ли данные действия страховой компании? Обязана ли страховая компания выплатить полностью сумму ущерба, а сумму, превышающую 100 тыс. руб., самостоятельно взыскать с виновной стороны? Кто будет возмещать ущерб свыше 100 тыс. руб. — собственник (т.е. ООО) либо водитель, который находился за рулем в момент ДТП (сведений о том, что он работает в данной организации, у потерпевшего нет)?

1. Согласно п.п. 4 и 6 ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном п. 6 данной статьи.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения. страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона N 40-ФЗ, одним из следующих способов:
— с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
— с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, при оформлении т.н. европротокола потерпевший в ДТП по общему правилу может получить страховое возмещение в размере не более 100 тыс. руб. и лишь при фиксации данных о происшествии вышеупомянутыми способами предел страхового возмещения увеличивается до 400 тыс. руб.
Как мы поняли из вопроса, данные о ДТП его участниками не фиксировались названными способами. Поэтому действия страховщика по выплате страхового возмещения в размере 100 руб. в рассматриваемой ситуации правомерны.
2. Статья 1072 ГК РФ прямо предусматривает, что юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Отметим, что данная норма не предусматривает возможных исключений, в т.ч. распространяется и на случаи, когда при ДТП оформлен т.н. европротокол.
Однако судебная практика по возмещению вреда сверх страхового возмещения, полученного при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, неоднородна. Так, изначально Пленум Верховного Суда РФ в п. 39 постановления от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утратило силу) дал разъяснения о том, что возмещение убытков в пределах сумм, установленных ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ, является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Во исполнение этого разъяснения практика пошла по пути отказа потерпевшим в исках к причинителям вреда.
Впоследствии Пленум Верховного Суда РФ исправил свою позицию и указал в п. 14 нового постановления «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: следующее: Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ст. 421 ГК РФ, п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ). При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Однако исследованная нами практика судов общей юрисдикции показывает, что они продолжают идти по прежнему пути и в них сохраняется риск отказа в иске к причинителю вреда в рассматриваемой ситуации (смотрите, например, определения Санкт-Петербургского горсуда от 20.11.2018 по делу N 33-21049/2018, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2018 по делу N 33-2480/2018, Омского облсуда от 16.05.2018 по делу N 33-3087/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.02.2020 по делу N 33-6283/2020).
В практике арбитражных судов встречаются положительные решения (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 N 13АП-1284/20 по делу N А56-68548/2019).
3. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
А в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками в этом отношении признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Соответственно, для определения надлежащего ответчика необходимо выяснить, на каком основании водитель управлял транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу: выполнял ли он какую-либо работу по заданию последнего (по трудовому или гражданско-правовому договору), т.е. был работником, или был сам законным владельцем автомобиля (арендатором или управляющим по доверенности).
Эти факты могут быть выяснены только в ходе судебного процесса. Поэтому в рассматриваемой ситуации существует две возможные процессуальные тактики:
— иск может быть предъявлен одновременно к юридическому и физическому лицам (ч. 1 и 2 ст. 40, ч. 1 ст. 151 ГПК РФ) в суд общей юрисдикции, поскольку при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
— иск может быть предъявлен к юридическому лицу — собственнику транспортного средства с привлечением водителя — физического лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 1 ст. 51 ГПК РФ), в арбитражный суд (ч. 1, 2 и 4 ст. 27 АПК РФ). Однако, если впоследствии выяснится, что водитель на момент ДТП являлся не работником этого юридического лица, а законным владельцем автомобиля, истцу придется уточнять иск в части надлежащего ответчика и ожидать передачи дела в суд общей юрисдикции (ч. 7 ст. 27, ч. 4 ст. 39 АПК РФ). Иначе в удовлетворении иска будет отказано по причине его предъявления к ненадлежащему лицу, что, правда, не исключит возможность нового обращения истца с иском к надлежащему ответчику — физическому лицу в суд общей юрисдикции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

17 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: