Пао должно публиковать в открытом доступе финансовую информацию

Пао должно публиковать в открытом доступе финансовую информацию

Глава 69. Общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

69.1. Публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 (далее в целях настоящего раздела при совместном упоминании — акционерные общества) помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать информацию, указанную в настоящей главе Положения.

69.2. Публичное акционерное общество обязано раскрывать:

годовой отчет публичного акционерного общества;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества;

сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества;

уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;

уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;

дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 настоящего Положения.

69.3. Публичное акционерное общество, помимо информации, предусмотренной пунктом 69.2 настоящего Положения, обязано также раскрывать:

ежеквартальные отчеты в соответствии с требованиями раздела IV настоящего Положения;

сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V настоящего Положения.

69.4. Непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:

годовой отчет непубличного акционерного общества;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

устав и внутренние документы непубличного акционерного общества, регулирующие деятельность органов непубличного акционерного общества;

сведения об аффилированных лицах непубличного акционерного общества;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг непубличного акционерного общества;

дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 настоящего Положения.

69.5. Непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:

годовой отчет непубличного акционерного общества;

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного акционерного общества.

69.6. Обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом информации, указанной в пункте 69.2 настоящего Положения, возникает в случае приобретения им публичного статуса с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным.

Обязанность по раскрытию непубличным акционерным обществом, осуществившим (осуществляющим) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, информации, указанной в пункте 69.4 настоящего Положения, возникает с даты, следующей за датой начала публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг такого акционерного общества.

Обязанность по раскрытию непубличным акционерным обществом с числом акционеров более 50, не осуществившим (не осуществляющим) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, информации, указанной в пункте 69.5 настоящего Положения, возникает с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации, а если число учредителей такого акционерного общества (лиц, приобретших акции при создании такого акционерного общества в результате реорганизации) составляет 50 или менее — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.

69.7. Обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом информации, указанной в пункте 69.2 настоящего Положения, прекращается с даты ликвидации публичного акционерного общества (исключения публичного акционерного общества из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица), а в случае прекращения акционерным обществом публичного статуса — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, не содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным.

Обязанность по раскрытию непубличным акционерным обществом, осуществившим (осуществляющим) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, информации, указанной в пункте 69.4 настоящего Положения, прекращается одновременно с прекращением обязанности раскрывать в соответствии с настоящим Положением информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

Обязанность по раскрытию непубличным акционерным обществом с числом акционеров более 50, не осуществлявшим (не осуществляющим) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, информации, указанной в пункте 69.5 настоящего Положения, прекращается с даты ликвидации непубличного акционерного общества (исключения непубличного акционерного общества из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица), а в случае снижения числа акционеров непубличного акционерного общества — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров составило 50 или менее.

Что АО нужно знать о раскрытии информации?

Отвечает Елена Харитоненко, заместитель начальника ГУ Банка России по ЦФО.

На какие акционерные общества распространяется обязанность по раскрытию информации?

Момент возникновения обязанности по раскрытию информации зависит от статуса эмитента. Обязанность возникает у:

  • публичного АО в случае приобретения им публичного статуса — с даты, в которую общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений;
  • непубличного АО, осуществившего публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, следующей за датой начала публичного размещения;
  • непубличного АО с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации;
  • если число учредителей АО составляет 50 или менее, — с даты, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.

У непубличного АО с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, может возникнуть обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах при наличии:

  • проспекта ценных бумаг;
  • проспекта эмиссии ценных бумаг в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
  • плана приватизации, утвержденного в установленном порядке, если план предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
  • биржевых облигаций, которые допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
  • российских депозитарных расписок, допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта.

Обязанность раскрытия информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого началось размещение соответствующих ценных бумаг. А если это предусмотрено зарегистрированным проспектом ценных бумаг — с квартала, в течение которого осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, в течение которого биржевые облигации или российские депозитарные расписки были допущены к организованным торгам.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта.

Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.

При приобретении эмитентом публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого вступило в силу решение о регистрации проспекта акций, когда сведения о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом, были внесены в ЕГРЮЛ. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в данном случае возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций. Информация раскрывается на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации.

В какой момент вступает в силу решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации?

    для АО, обладающих признаками публичности, акции и ценные бумаги которых публично размещаются или публично обращаются, а также наименование которых содержит указание на их публичный статус, — с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом;

для АО, не обладающих признаками публичности, — на следующий день после опубликования в ленте новостей информации о решении Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации.

При этом момент прекращения обязанности по раскрытию информации, зависит от статуса эмитента.

Обязанность по раскрытию информации прекращается у:

  • публичных АО — либо с даты ликвидации общества, либо с момента утраты организацией публичного статуса — с даты, в которую указанное общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ сведений, не содержащих указание на то, что организация является публичной;
  • непубличных АО, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах;
  • непубличных АО с числом акционеров более 50, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты ликвидации организации, либо с момента снижения числа акционеров — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров составило 50 человек или менее.
Читайте также  Нужно ли оформить приглашения для иностранцев для получения статуса переселенца

Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах прекращается на следующей день после публикации в ленте новостей информации о:

  • вступлении в силу решения о признании несостоявшимся или недействительным выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, либо выпуска биржевых облигаций, либо выпуска российских депозитарных расписок, которые были допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
  • вступлении в силу решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг;
  • погашении ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых зарегистрирован их проспект, либо всех биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, в отношении которых бирже был представлен проспект для их допуска к организованным торгам.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Обязательное раскрытие информации эмитентами

В соответствии с Положением Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203) обязательное раскрытие информации на странице в сети Интернет уполномоченного информационного агентства должны осуществлять следующие акционерные общества:

  • годовой отчет публичного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
  • устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
  • внутренние документы публичного акционерного общества, определяющие политику публичного акционерного общества в области организации и осуществления внутреннего аудита;
  • сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;
  • уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;
  • уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;
  • информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг публичного акционерного общества;
  • о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
  • об изменении адреса страницы в сети «Интернет», используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
  • о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;
  • о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества;
  • отчет эмитента;
  • сообщения о существенных фактах;
  • публичное акционерное общество, акции которого допущены к организованным торгам обязано также раскрывать информацию о совершенных (заключенных) публичным акционерным обществом в отчетном году крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.
  • годовой отчет непубличного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
  • устав и внутренние документы непубличного акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
  • сведения об аффилированных лицах непубличного акционерного общества;
  • о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
  • об изменении адреса страницы в сети «Интернет», используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
  • о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;
  • о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества.
  • годовой отчет непубличного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
  • сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества.

Мы оказываем полный спектр услуг, связанный с исполнением общества обязанности по раскрытию информации:

  • получение сертификата квалифицированной электронной подписи,
  • регистрация в системе,
  • формирование и размещение сообщений и иной информации, требующей раскрытия.

Стоимость услуги составляет 6 000 руб. в квартал с учетом НДС.

Стоимость публикаций в ленте новостей Эмитент оплачивает отдельно уполномоченному информационному агентству

«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения»что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros

Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?

В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.

Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.

В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Читайте также  Ответственность работника служебная информации

Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].

Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.

Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].

Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.

Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.

Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.

Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].

Раскрытие информации

АО «Реестр-Консалтинг» предлагает Вам воспользоваться услугами по раскрытию информации в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» 1 , Законом «Об акционерных обществах» 2 и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг 3 :
У нас предусмотрены абонентские договоры об оказании услуг по подготовке и раскрытию информации для:
Дополнительные услуги:
Почему лучше поручить подготовку документов нам?
Для получения консультации или оформления услуги:

(1) Федеральный закон «О рынке ценных бумах» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.

(2) Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.

(3) Положение Банка России «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» № 714-П от 27.03.2020 г.

(4) Все сообщение и файлы, публикуемые в информационном агентстве должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью

Стоимость указана при оказании услуги в Москве. Стоимость оказания услуги в других регионах России уточняйте по контактным данным наших филиалов

Непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:

  • годовой отчет непубличного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
  • устав и внутренние документы непубличного акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
  • сведения об аффилированных лицах непубличного акционерного общества;
  • дополнительные сведения (сообщения), предусмотренные главой 65 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 27.03.2020 № 714-П): — о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
    — об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
    — о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;
    — о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) такое Непубличное акционерное общество по общему правилу раскрывает (п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг):

  • отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг;
  • информацию в форме сообщений о существенных фактах;
  • информацию в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности).

Непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:

  • годовой отчет непубличного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
  • сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного акционерного общества.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать:

  • отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг;
  • сообщения о существенных фактах;
  • годовой отчет публичного акционерного общества;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;
  • устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
  • внутренние документы публичного акционерного общества, определяющие политику публичного акционерного общества в области организации и осуществления внутреннего аудита;
  • сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;
  • уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;
  • уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;
  • информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг публичного акционерного общества.
  • дополнительные сведения (сообщения), предусмотренные главой 65 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 27.03.2020 № 714-П): — о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
    — об изменении адреса страницы в сети «Интернет», используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
    — о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;
    — о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества.

Публичное акционерное общество, акции которого допущены к организованным торгам, обязано также раскрывать информацию о совершенных (заключенных) публичным акционерным обществом в отчетном году крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Где должны раскрывать информацию публичные и непубличные акционерные общества

Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам.

Раскрытие информации в соответствии с Положением Банка России «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» № 714-П от 27.03.2020. может осуществляться:

  • в ленте новостей (публикуются события, произошедшие у эмитента)
  • в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (публикуются документы эмитента).

Лента новостей – это предоставленный информационным агентством, обновляемый в режиме реального времени информационный ресурс.

Информационные агентства, аккредитованные Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации» – www.e-disclosure.ru
  • Акционерное общество «Агентство экономической информации «ПРАЙМ» – www.disclosure.1prime.ru
  • Общество с ограниченной ответственностью «Система комплексного раскрытия информации и новостей» – www.disclosure.skrin.ru
  • Информационное Агентство AK&M –www.disclosure.ru
  • Информационное агентство «АЗИПИ» – www.e-disclosure.azipi.ru
Читайте также  Правильное заполнение личной карточки работника формы т 2 воинский учет

В случаях, когда эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее — лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые уполномочены на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах (далее — распространитель информации на рынке ценных бумаг).

При опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (далее — страница в сети Интернет).

Кроме того, все акционерные общества обязаны раскрывать информацию в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/).

Полный перечень сведений, подлежащих публикации, приведен в регулирующем нормативно-правовом акте — Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статья 7.1.

Объем раскрываемой информации зависит от вида деятельности общества, наличия в нем событий, подлежащих публикации, наличия у общества обязанности раскрывать информацию в соответствии с Положением Банка России «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» № 714-П от 27.03.2020. Но в любом акционерном обществе есть два события, которые не зависят от вышеперечисленных факторов и подлежат обязательной публикации:

  • сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на конец отчетного год,
  • сведения о результатах обязательного аудита.

Финансовый отчет: почему для инвестора это самый важный документ

Как выбрать компанию, в акции которой стоит вкладывать деньги? Начать лучше с прочтения финансового отчета. Это документ, который регулярно выпускает любая публичная компания, торгующая акциями на бирже.

Финансовый отчет позволяет определить фундаментальные характеристики компании, ее текущее финансовое положение и представить перспективы бизнеса на ближайшее будущее.

Такая отчетность отразит любые результаты вне зависимости от того, насколько они могут быть вредны для котировок. Если прибыль компании за квартал превратилась в убыток, долг вырос или операционная деятельность не приносит дохода, все это попадет в отчет.

У каждой публичной компании на сайте есть специальный раздел для инвесторов, где она ежеквартально публикует данные с финансовыми показателями. Помимо сайтов самих компаний существуют и другие ресурсы, которые собирают корпоративные заявления. Один из таких ресурсов — Центр раскрытия корпоративной информации. Здесь отчеты может скачать любой желающий.

«Не изучив финансовую отчетность компании, не стоит делать долгосрочных вложений в акции, — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Финансовую устойчивость, как и грядущий крах, можно заметить в годовых отчетах, которые говорят о стратегических задачах и возможных проблемах бизнеса.

Например, нередко хорошие показатели нового направления обеспечиваются за счет финансирования от других предприятий холдинга. При этом в финансовом отчете хорошо можно проследить постоянный рост затрат и отсутствие прибыли за длительный период времени. Это тревожный знак, даже если у компании есть качественный ассортиментный портфель и налажена работа с покупателями».

Какие существуют финансовые отчеты

Российские инвесторы чаще всего работают с тремя стандартами финансовых отчетов:

  • МСФО — Международный стандарт финансовой отчетности;
  • РСБУ — Российский стандарт бухгалтерского учета;
  • US GAAP — Общепринятые стандарты бухгалтерского учета (US Generally Accepted Accounting Principles). Его используют компании, акции которых торгуются на американском фондовом рынке.

Если мы говорим о российских эмитентах, то здесь актуальны отчеты МСФО и РСБУ. Крупные компании могут публиковать оба варианта отчетности, но выходить они могут даже с разной периодичностью: встречается, что отчетность по РСБУ выходит чаще, чем по МСФО.

Говоря упрощенно, отчетность по РСБУ делается для налоговой службы, а отчетность по МСФО — для акционеров. При инвестициях в компании на американском рынке помимо МСФО придется иметь дело с отчетами US GAAP.

Между стандартами есть различия, в некоторых моментах существенные, пояснил старший инвестиционный консультант «БКС Брокера» Ильяс Хамитов. На западе даже распространена практика по приведению аналитиками отчетности компании по стандартам US GAAP к стандартам МСФО и наоборот для того, чтобы правильно оценивать компании из разных стран, отчитывающихся по разным стандартам.

«Главным в чтении финансовой отчетности компании является конечная цель — аналитик или инвестор должен определиться с тем, что он хочет проверить и что он хочет видеть в итоге исследования, — рассказывает Хамитов. — От этого зависит, на какой форме отчетности стоит сконцентрировать свое основное внимание. А далее стоит помнить, что все рассчитанные показатели имеют силу только в совокупности с другими показателями: историческими, текущими, показателями конкурентов или вообще с информацией из другой формы отчетности».

Главные пункты финансового отчета

Финансовые отчеты состоят из десятков таблиц с результатами. Далеко не все они обязательны для анализа состояния компании. Как правило, выделяют несколько базовых пунктов:

  • капитал
  • выручка
  • чистая прибыль
  • EBITDA
  • прибыль на акцию
  • маржа операционной прибыли (рентабельность продаж)
  • свободный денежный поток
  • долговые обязательства

«В первую очередь, необходимо обратить внимание на капитал рассматриваемой компании, — полагает управляющий директор «Иволга Капитала» Дмитрий Александров. — Это число отражает, сколько собственных средств вложено в бизнес. Другой важный показатель — объем долга и его соотношение с прибыльностью. Соотношение долга и EBITDA отражает то, насколько просто или сложно компании расплачиваться по долгам.

Важно следить и за эффективностью бизнеса: насколько растет выручка год к году, какая маржинальность бизнеса — то есть сколько прибыли получается в процентах от выручки.

И, наконец, нельзя забывать об основной цели любого бизнеса — зарабатывании денег. Стабильная прибыльность компании — важнейший показатель в оценке кредитного качества любой корпорации».

«Немаловажную роль играет отчет о движении денежных средств, — добавил Ильяс Хамитов из БКС. — Он состоит их трех разделов: денежный поток от операционной деятельности, инвестиционной и финансовой. Обычно денежный поток от операционной деятельности должен быть существенно положительным, так как это денежный поток от основной деятельности компании, который идет на выплату дивидендов и погашение финансовых обязательств».

Поток от инвестиционной деятельности может быть отрицательным, так как он представляет собой инвестиции в основные средства. Иными словами, компания должна приобретать активы, за счет которых будет увеличивать выпуск продукции или объем предоставляемых услуг.

Поток от финансовой деятельности может быть как отрицательным, так и положительным в зависимости от того, выплатила ли компания или получила больше процентных платежей на свои обязательства и от своих вложений соответственно.

«Но это общая картина, — уточнил Хамитов. — Существует огромное количество случаев, когда даже стабильно низкий или даже отрицательный денежный поток от операционной деятельности не воспринимался инвесторами негативно. Они могут быть уверены в том, что у компании настолько инновационный продукт, что для успешной его реализации потребуется некоторое количество времени и денег».

«Спрятанные» метрики стартапов

Влияние финансовой отчетности на настроения инвесторов хорошо заметно на примере старапов, выходящих на биржу. Часто такие компании находят способы скрывать потери за хитрыми метриками, которые некоторое время устраивают акционеров.

Но как только такая компания выпускает финансовый отчет по международным стандартам — как правило это бывает перед выходом на биржу, — ситуация резко меняется.

Более того, даже отчеты по международным стандартам могут ввести неопытного инвестора в заблуждение — и здесь становятся важным оценки экспертов.

«Самый свежий нашумевший случай — это чуть не разместившая свои акции компания-оператор площадей для коворкинга WeWork, — проводит пример руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. — Обнаружилось, что после сорвавшегося IPO основной акционер SoftBank был вынужден дополнительно влить в капитал $5 млрд. А сама компания сообщила об увольнении четырех тысяч сотрудников. Едва ли эти ниточки были бы видны в проспектах эмиссий при продаже бумаг. Организаторы постарались бы их хорошенько «припрятать».

Международные стандарты финансовой отчетности, на которые перешли и российские публичные компании — это не правила, а принципы, которые можно интерпретировать неоднозначно. Нужно руководствоваться общепринятыми практиками и тщательно изучать учетную политику компании, что именно понимается под каждой конкретной статьей, чтобы потом не возникло таких неприятных моментов, разъяснил Коган.

«Уже сейчас многие на Уолл-стрит настоятельно требуют, чтобы регулятор SEC «навел порядок», поскольку те метрики, которые компании используют, могут сильно отличаться от того, что происходит с компанией на самом деле, — заключил представитель «Высшей школы управления финансами». — К примеру, показатель скорректированной чистой прибыли можно скорректировать буквально на что угодно. Важно это осознавать и уметь отделять зерна от плевел».

Помочь разобраться в хитросплетениях отчетностей и бизнес-моделей поможет РБК Quote. Мы в ежедневном режиме прочитываем и анализируем десятки финансовых отчетов самых разных компаний. А затем отбираем то, что по-настоящему важно — и пишем об этом статьи. Чтобы не пропустить ничего важного, подписывайтесь на РБК Quote в «твиттере» и «фейсбуке». А если хотите начать торговать самостоятельно — регистрируйтесь на нашем сайте. Это просто и безопасно.

Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: