Проводки бюджетные как оформить продукию услуг сторонних организаций

Оказание бюджетным учреждением платных услуг

Автор: С. Валова

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[1] бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

образовательные и медицинские услуги;

деятельность, связанная с торговлей;

предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н[2], п. 92 Инструкции № 174н[3]).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Начислены доходы от оказания платных услуг

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки

Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.
Читайте также  Работа за отсутствующего работника как оформить приказ

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

  • Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
  • Структура счета бюджетного учета
  • Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах
  • Итоги

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Номер разряда счета

Классификационный признак поступлений и выбытий

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Читайте также  Оформить перепланировку цена

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2020 — 2021 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2019 № 297н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Наименование хозяйственной операции

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

«Расходы экономического субъекта»

(1 750 + 754 000 +227 708)

Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:

Итоги

Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.

Проводки бюджетные как оформить продукию услуг сторонних организаций

Дата публикации 28.02.2020

Как отразить в учете бюджетного учреждения принятие, выбытие, реализацию книжной продукции? Для изготовления этой продукции учреждение привлекает сторонние организации. Книжную продукцию планируется раздавать сотрудникам учреждения (бесплатно) и реализовывать оптом.

Как следует из вопроса, учреждение изготавливает книжную продукцию с привлечением сторонних организаций. Вероятно, при изготовлении продукции учреждение помимо расходов на услуги сторонних организаций несет и иные расходы (к примеру, на заработную плату и страховые взносы сотрудников, участвующих в написании статей, допечатной подготовке), которые также включаются в себестоимость.

Книжная продукция, изготовленная учреждением для продажи, является готовой продукцией. Такие материальные ценности учитываются на счете 105 37 «Готовая продукция — иное движимое имущество учреждения» (п. 121 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Для формирования себестоимости готовой продукции предназначен счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством, относятся к прямым затратам. Они списываются на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (п. 134 Инструкции № 157н). Прямые затраты на изготовление готовой продукции учитываются на счете 0 109 60 200 (п. 60 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н).

Таким образом, изготовление книжной продукции отражается записями:

Дебет КРБ 2 109 60 226 Кредит КРБ 2 302 26 73Х — отражены вложения в стоимость книжной продукции в части услуг сторонней организации (п. 60 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 109 60 ХХХ Кредит КРБ 2 302 ХХ 73Х — отражены вложения в стоимость книжной продукции в части других расходов учреждения (п. 60 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 37 346 Кредит КРБ 2 109 60 ХХХ — принята к учету книжная продукция (п. 39 Инструкции № 174н).

Книжная, иная печатная продукция (кроме печатной продукции для продажи) учитывается на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).

Пунктом 41 Инструкции № 174н предусмотрена возможность перевода готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения по фактической себестоимости на основании требования-накладной (ф. 0504204). На счете 0 105 37 000 следует оставить только ту часть книжной продукции, которая предназначена для продажи. Книжную продукцию, предназначенную для безвозмездной передачи сотрудникам, необходимо перевести на счет 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Передача книжной продукции в безвозмездное пользование отражается записями:

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КРБ 2 105 37 446 — переведена готовая продукция в состав материальных запасов — для книжной продукции, передаваемой безвозмездно (п. 41 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ 2 105 36 446 — переданы материальные ценности сотрудникам в зависимости от цели их использования (п. 37 Инструкции № 174н).

Реализация готовой продукции по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату выпуска продукции отражается по дебету счета 0 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 42 Инструкции № 174н).

Реализация книжной продукции отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 2 401 10 131 Кредит КДБ 2 105 37 446 — списана книжная продукция при реализации (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 56Х Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислена выручка от реализации книжной продукции (п. 93 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510 (2 201 34 510), увеличение счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 66Х — поступили денежные средства на лицевой счет (в кассу) учреждения за реализованную книжную продукцию (пп. 72, 84 Инструкции № 174н).

Если книжная продукция приобретается в типографии в готовом виде и другие расходы учреждения не включаются в ее фактическую стоимость, она принимается к учету на счет 105 38 в качестве товара. При этом книжную продукцию, предназначенную для безвозмездной передачи сотрудникам, также необходимо перевести на счет 105 36. Положения Инструкции № 174н не содержат корреспонденций счетов по переводу товара в состав материальных запасов для нужд учреждения. Полагаем, что такие операции могут быть отражены аналогично переводу готовой продукции в состав материальных запасов.

В таком случае рассматриваемая ситуация может быть отражена записями:

Дебет КРБ 2 105 38 346 Кредит КРБ 2 302 34 73Х — приобретена книжная продукция в целях реализации (п. 45 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КРБ 2 105 38 446 — переведены товары в состав материальных запасов в части книжной продукции, передаваемой безвозмездно (по аналогии с п. 41 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ 2 105 36 446 — переданы материальные ценности сотрудникам в зависимости от цели их использования (п. 37 Инструкции № 174н).

Дебет КДБ 2 401 10 131 Кредит КРБ 2 105 38 446 — списана стоимость книжной продукции с отнесением этой суммы в уменьшение доходов (п. 47 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 56Х Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислена выручка от реализации книжной продукции (п. 93 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510 (2 201 34 510), увеличение счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 66Х — поступили денежные средства на лицевой счет (в кассу) учреждения за реализованную книжную продукцию (пп. 72, 84 Инструкции № 174н).

Если учреждению изначально известно количество книжной продукции, которая будет выдана сотрудникам, ее приобретение отражается в обычном порядке:

Дебет КРБ Х 105 36 346 Кредит КРБ Х 302 34 73Х — приобретена книжная продукция в целях выдачи сотрудникам (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ Х 105 36 446 — отражена передача материальных ценностей сотрудникам в зависимости от цели их использования (п. 37 Инструкции № 174н).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Безвозмездное оказание услуг: учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Нередка ситуация, когда образовательное, медицинское или социальное учреждение безвозмездно получает имущество (работы, услуги) или имущественные права в рамках благотворительной деятельности. Например, образовательному учреждению по договору на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности коммерческая организация выполнила монтажные работы по сбору спортивного покрытия на спортивной площадке. «Благотворитель» выполненные работы передал по акту исполнения обязательств по договору.

Отметим, что порядок отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений безвозмездно полученных работ (услуг) нормативными документами не определен. Вместе с тем факты хозяйственной жизни являются объектом учета (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон № 402-ФЗ). Пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускаются (ч. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Кроме того, максимально полное отражение информации в регистрах бухгалтерского учета необходимо для организации внутреннего контроля в госучреждении, планирования его деятельности. Таким образом, каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен на счетах бухучета.

Рассмотрим возможные бухгалтерские записи по получению безвозмездно выполненных работ и их отражение в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (БГУ) с учетом того, что выполненные монтажные работы по сбору спортивного покрытия на спортивной площадке могут быть квалифицированы как ремонт или в качестве достройки (реконструкции, модернизации) объекта основных средств (ОС).

Работы квалифицированы в качестве достройки (реконструкции, модернизации) объекта основных средств

В соответствии с пунктом 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н, работы могут быть квалифицированы в качестве достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств.

В этом случае, как правило, увеличивается первоначальная стоимость объекта, а также может быть пересмотрен срок его полезного использования (п. 44 Инструкции № 157н).

Если монтажные работы по сбору спортивного покрытия на спортивной площадке, выполненные для государственного (муниципального) учреждения безвозмездно, квалифицированы в качестве достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств, они, по нашему мнению, могут быть отражены в учете следующими бухгалтерскими записями.

1. Увеличение капитальных вложений в объект ОС на стоимость услуг (работ) по монтажу

Объекты, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости. Спортивная площадка является недвижимым имуществом. Поскольку она является сооружением, учитывается на счете 101.13 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения».

Для учета бюджетным учреждением операций по формированию фактических вложений в объекты нефинансовых активов, связанных с реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием объектов основных средств, предназначен счет 0 106 01 000 (п. 130 Инструкции № 157н). Вложения в объект недвижимого имущества отражаются по дебету счета 0 106 11 310 и кредиту счета 0 302 31 730 (п. 51, 128 Инструкции № 174н).

Читайте также  Нужно ли оформлять гражданство ребенку если оба родителя граждане рф

Стоимость работ, выполненных для государственного (муниципального) учреждения безвозмездно, отражается в учете бюджетного учреждения по КФО2 «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»:

Дебет 2.106.11.310 Кредит 2.302.ХХ.730
– стоимость услуг (работ) по монтажу отнесена на увеличение капитальных вложений в ОС.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данная операция отражается документом Услуги сторонних организаций с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ–302.ХХ).

В качестве счета дебета следует указать счет 106.11, а в качестве аналитики счета 106.11 — вновь введенный элемент справочника Основные средства с Видом НФА «Капитальные вложения».

В результате выполнения в интересах государственного (муниципального) учреждения работ (оказания услуг) на безвозмездной основе не возникает расходов, поскольку согласно пункту 2 статьи 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Поэтому на закладке Денежные обязательства документа Услуги сторонних организаций следует снять флажок Вводить денежные обязательства, чтобы не формировались проводки по принятию денежного обязательства.

2. Включение стоимости оказанных услуг по монтажу в фактическую стоимость основных средств

Если спортплощадка учитывалась государственным (муниципальным) учреждением по КФО 4 «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», предварительно следует перенести затраты с КФО 2 на КФО 4 через транзитный счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами»:

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.106.11.410
Дебет 4.106.11.310 Кредит 4.304.06.730

Согласно пунктам 146, 147 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н в редакции от 31.12.2015 № 227н), далее – Инструкция № 174н:

принятие к учету вложений в нефинансовые активы при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения отражается по кредиту счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

передача суммы вложений в нефинансовые активы, при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения, в целях принятия его к учету отражается по дебету счета 0 304 06 830 «Уменьшение расчетов с прочими кредиторами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 000 00 «Вложения в нефинансовые активы»;

Данные записи формируются документом Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС. В документе следует указать счет 106.11, старый (2) и новый (4) КФО. В качестве транзитного счета следует использовать счет 304 06 (рис. 1).

На закладке Капвложения следует указать соответствующий объект капитальных вложений — элемент справочника Основные средства, стоимость работ по сбору спортивного покрытия. Количество не следует указывать.

После того, как фактические вложения отражены на том же КФО, на котором учтена спортплощадка, можно увеличить стоимость спортплощадки на сумму работ по монтажу:

Дебет 4.101.13.310 Кредит 4.106.11.310

Для этого следует использовать документ Капремонт, модернизация НФА с операцией Модернизация, реконструкция, достройка основных средств. На закладке Общая документа следует указать счет учета капитальных затрат (реквизит Счет кредита) и объект капвложений, затем нажать кнопку Рассчитать сумму модернизации — сумма, учтенная на счете 106.11 по указанному элементу справочника Основные средства, будет отражена в документе как стоимость выполненного объема работ (рис. 2).

На закладке Основные средства следует указать объект основных средств, стоимость которого требуется увеличить. Здесь же можно изменить — увеличить срок полезного использования объекта.

При проведении документа Капремонт, модернизация НФА формируются соответствующие бухгалтерские записи.

3. Начисление внереализационного дохода

Согласно пункту 93 Инструкции № 174н «начисление безвозмездных поступлений, в том числе полученных пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 00 000 „Расчеты по доходам“ (2 205 52 000, 2 205 53 000, 2 205 80 000) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 240110100 „Доходы экономического субъекта“ (2 401 10 152, 2 401 10 153, 2 401 10 180)». На стоимость монтажных работ, выполненных по договору на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности, в учете следует начислить доход по КФО 2:

Дебет 2.205.81.560 Кредит 2.401.10.180

Данную бухгалтерскую запись можно сформировать документом Акт об оказании услуг с операцией Реализация услуг (205.ХХ–401.10.1ХХ).

4. Зачет встречных однородных требований

Требования в виде выполненных работ и начисленных доходов являются однородными и могут быть зачтены (ст. 410 ГК РФ).

Согласно пункту 94 Инструкции № 174н уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом отражается записью:

Дебет 2.302.ХХ.830 Кредит 2.205.81.660

Бухгалтерская запись оформляется в документе Операция (бухгалтерская).

Работы квалифицированы в качестве ремонта объекта основных средств

Если монтажные работы по сбору спортивного покрытия на спортивной площадке квалифицированы как ремонт, стоимость объекта основных средств не изменяется.

Однако стоимость работ следует отразить в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета».

пункт 27 Инструкции № 157н

Для этого следует использовать документ Капремонт, модернизация НФА с операцией Капитальный ремонт основных средств (рис. 3).

В документе указывается объект ОС, ремонт которого произведен, и стоимость ремонта. При проведении документа Капремонт, модернизация НФА формируется запись в регистре Капитальный ремонт ОС. Эти данные будут отражены в инвентарной карточке объекта.

В бухгалтерском учете следует отразить записи по принятию к учету работ (услуг) по монтажу покрытия, начислению внереализационного дохода и зачету взаимных требований — см. таблицу 1.

Проводки бюджетные как оформить продукию услуг сторонних организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение приобретает (изготавливает) сувенирную продукцию с символикой учреждения для последующей ее реализации организациям и физическим лицам. Продукция (товар) приходуется на склад учреждения с применением счета 2.105.38 «Товары, иное движимое имущество учреждения на складах» и по мере необходимости выдается материально ответственным лицам учреждения для последующей реализации. Реализация осуществляется с учетом торговой наценки.
Пункт 12.2.4 Правил N 132н указывает, что доходы от реализации материальных запасов относятся на статью 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов. А своим письмом от 07.09.2018 N 02-07-10/63993 Минфин РФ рекомендует применять корреспонденцию: начисление доходов от реализации товаров ДТ XX XX 0000000000 440 2 205 31 560 КТ XX XX 0000000000 440 2 401 10 131. Но бухгалтерская отчетность за девять месяцев 2019 года с применением данной рекомендуемой Минфином РФ корреспонденции не принимается учредителем.
Каким образом в учете бюджетного учреждения отражаются данные операции, с применением какого счета: 2.205.31.56х (КДБ 130) или 2.205.74.56х (КДБ 440)? Какие коды АнКВД и КОСГУ применимы в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что операции по начислению доходов от реализации покупных товаров могут отражаться по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения такая хозяйственная операция учитывается по дебету счета 2 205 31 56Х «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Обоснование вывода:
Материальные ценности, которые бюджетное учреждение приобретает у поставщика (продавца) с целью их дальнейшей реализации без дополнительной обработки, относятся к категории материальные запасы (п. 99 Инструкции N 157н) и учитываются на счете 105 08 «Товары» (п. 124 Инструкция N 157н).
Правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) определены приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н).
Согласно п. 11 и п. 12 Порядка N 209н материальные запасы учреждения отражаются на счетах бухгалтерского учета с использованием статей 340/440 «Увеличение/Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Дальнейшая детализация указанных статей определяется по целевому (функциональному) назначению приобретаемого материального запаса (п. 11.4 Порядка N 209н). По нашему мнению, товары (в рассматриваемом случае сувенирная продукция) как вид материальных запасов, реализуемых учреждением в рамках приносящей доход деятельности, должны учитываться с применением подстатей 346/446 «Увеличение/Уменьшение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Доходы же, получаемые от такой реализации (товаров) на основании абзаца пятого п. 3.1 Порядка N 209н отражаются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Правила применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации и принципы их назначения утверждены приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (далее — Порядок N 132н). На основании п. 12.2.4 Порядка N 132н доходы от реализации любых материальных запасов, в т.ч. товаров, относятся на статью аналитической группы подвида доходов (АнКВД) бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» (смотрите, в частности, письмо Минфина РФ от 07.09.2018 N 02-07-10/63993).
Требования соответствия между кодами АнКВД и КОСГУ для учета доходов, а именно счета 401 10 «Доходы текущего финансового года», устанавливаются контрольными соотношениями к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, разрабатываемых Федеральным казначейством на основании приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н*(1). Следуя Контрольным соотношениям от 27.09.2019, значения АнКВД 440 и КОСГУ 131 определяем как допустимые*(2).
С учетом всего изложенного в бухгалтерском учете бюджетного учреждения хозяйственную операцию по начислению доходов в виде выручки от реализации товаров следует отражать по дебету счета 2 205 31 56Х «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (абзац 8 п. 150 Инструкции N 174н)*(3). При этом в 15-17 разрядах номера счета 0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» указывается АнКВД (п. 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н). В рассматриваемой ситуации его значение должно соответствовать статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» АнКВД.
В учете бюджетного учреждения хозяйственную операцию по реализации товаров (сувенирной продукции) можно оформить следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 2 105 38 346 Кредит 2 105 39 446
— начислена торговая наценка по товарам, переданным на реализацию;
2. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 38 446
— списана стоимость реализованного товара по цене реализации;
3. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131
— начисление доходов в виде выручки от реализации товаров;
4. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 39 446
— «Красное сторно» — отражено списание суммы торговой наценки по реализованным товарам;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 66Х
одновременно увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440 КОСГУ 131)
— поступление доходов от реализации покупных товаров;
6. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 303 04 731
— начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: